Отменен - ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 29.06.2005 N 71
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 декабря 2001 г. N НА-449-р
О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Состояние парка воздушных судов в гражданской авиации России
требует принятия неотложных мер по повышению надежности их
эксплуатации.
Парк основных типов воздушных судов вышел на завершающие стадии
наработки по часам, циклам и срокам службы (более 40 тыс. летных
часов, более 40 тыс. полетов, 35 - 40 лет календарного срока
службы). Это требует применения более строгих процедур по
сохранению его летной годности. Массовый характер приняло
индивидуальное продление ресурсов стареющим воздушным судам. При
этом сроки и ресурсы при индивидуальном продлении намного
превышают фиксированные ресурсы, установленные для всего парка.
Как правило, таким видом продления широко пользуются небольшие
авиакомпании, не имеющие собственной производственно-технической
базы и достаточных финансовых возможностей.
Идет интенсивное списание воздушных судов по истечении
установленных ресурсов и календарных сроков службы. В течение 2001
г. будет списано более 600 ед., в том числе около 100
магистральных пассажирских и грузовых самолетов.
В этих условиях многие авиакомпании пользуются вторичным
рынком. Нарастает неконтролируемая практика использования
воздушных судов, арендованных или купленных за рубежом
(реэкспорт), а также в различных министерствах и ведомствах
Российской Федерации, не отвечающих требованиям международных
стандартов (Ил-86, Ил-76, Ту-154Б, Ту-134) по шумам, а также
имеющих большие наработки и календарные сроки службы.
В процессе расследования авиационных происшествий и
инспекционных проверок вскрываются факты использования списанных
авиадвигателей, фальсифицированных формуляров на воздушные суда и
авиадвигатели, поставок от посреднических структур некондиционных
агрегатов и комплектующих изделий, наличия дубликатов формуляров
на воздушные суда и авиадвигатели с сомнительной историей
эксплуатации.
Положение осложняется тем, что в международной гражданской
авиации введены жесткие стандарты, ограничивающие применение
российских воздушных судов на международных авиалиниях. С апреля
2002 г. в Европе запрещаются полеты самолетов, не соответствующих
требованиям главы 3 стандарта по шуму. Такой запрет введен в США с
2000 г., а с апреля 2002 г. может ввести любая страна мира. В свою
очередь, Министерство природных ресурсов Российской Федерации
также ставит вопрос о внедрении более жестких экологических
стандартов и на территории России.
При этом переоснащение парка воздушных судов отечественными
самолетами нового поколения ведется крайне медленными темпами. В
настоящее время эксплуатируются всего 19 самолетов типа Ил-96, Ту-
204 и Ту-214.
Требуется консолидация усилий аппарата ГСГА, территориальных
органов, предприятий и организаций гражданской авиации,
направленных на обеспечение надежной эксплуатации воздушных судов,
усиление контроля за выполнением действующих нормативных
документов, регламентирующих безопасность полетов, внедрение новой
отечественной авиационной техники.
В целях реализации положений Основ политики Российской
Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 г.,
утвержденных Президентом Российской Федерации 3 февраля 2001 г.,
Концепции развития гражданской авиационной деятельности в
Российской Федерации, одобренной Правительством Российской
Федерации 7 декабря 2000 г., предусматривающих переоснащение парка
воздушных судов современными типами самолетов и вертолетов,
повышение безопасности полетов в гражданской авиации, предлагаю:
1. Руководителям департаментов, управлений ГСГА,
территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России,
предприятий и организаций гражданской авиации с момента издания
данного распоряжения прекратить рассмотрение и заключение
договоров на лизинг (сублизинг), аренду (субаренду) воздушных
судов, зарегистрированных за рубежом, не соответствующих
требованиям главы 3 международного стандарта по шуму (приложение
16, том 1 к Конвенции о международной гражданской авиации) или
отработавших календарный срок службы 25 и более лет.
Определить в каждом авиапредприятии (организации) меры по
ускоренному выводу из эксплуатации подобных воздушных судов,
выполняющих в настоящее время полеты на внутренних и международных
линиях на основании действующих договоров.
Заместителю Министра транспорта Российской Федерации Рожкову
П.В. в установленном порядке денонсировать соглашения авиационных
властей РФ о разграничении ответственности за поддержание летной
годности к 1 июня 2002 г.
2. Руководителю Департамента поддержания летной годности и
технического развития гражданской авиации (ДПЛГ и ТР ГА) Горлову
В.В., начальнику Управления государственного надзора за
безопасностью полетов (УГНБП) Рудакову В.А. с момента издания
настоящего распоряжения исключить оформление и выдачу сертификатов
летной годности, а также включение в Государственный реестр
гражданских воздушных судов Российской Федерации данных о
воздушных судах, привлекаемых из других министерств, ведомств и из-
за рубежа, не соответствующих требованиям главы 3 (приложение 16,
том 1 к Конвенции о международной гражданской авиации) или
отработавших календарный срок службы 25 и более лет.
3. Заместителю Министра транспорта Российской Федерации Рожкову
П.В., руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., руководителю
Департамента экономического регулирования деятельности гражданской
авиации (ДЭРД ГА) Горячеву В.С., генеральному директору ГосНИИ ГА
Горячеву В.А. с привлечением Росавиакосмоса до 10 января 2002 г.
разработать программу поэтапного исключения из эксплуатации на
международных воздушных линиях воздушных судов, не соответствующих
требованиям главы 3 (приложение 16, том 1 к Конвенции о
международной гражданской авиации).
4. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., руководителю ДЭРД ГА
Горячеву В.С. в I квартале 2002 г. провести работу по отбору
проектов и оформлению необходимых документов на представление
государственной поддержки в 2002 г. авиакомпаниям, приобретающим
по кредитам и лизингу отечественные самолеты нового поколения.
5. Заместителю Министра транспорта Российской Федерации Рожкову
П.В., руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., руководителю ДЭРД ГА
Горячеву В.С., генеральному директору ГосНИИ ГА Горячеву В.А. до 1
июля 2002 г. совместно с Министерством природных ресурсов
Российской Федерации, Госстандартом России и Росавиакосмосом
разработать программу поэтапного введения на территории Российской
Федерации ограничений по эксплуатации воздушных судов, не
соответствующих требованиям действующих международных стандартов
по шуму и эмиссии.
6. Руководителям предприятий и организаций гражданской авиации
разработать до 1 сентября 2002 г. собственные планы действия по
поэтапному выводу из эксплуатации в гражданской авиации России
воздушных судов, не соответствующих международным требованиям по
шуму, эмиссии и другим стандартам путем доработок, модернизации
действующего парка, замены на воздушные суда нового поколения.
Согласовать планы действий с региональными органами воздушного
транспорта Минтранса России и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
7. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., генеральному
директору ГосНИИ ГА Горячеву В.А., исполнительному директору
ГосНИИ "Аэронавигация" Мокшанову В.И. с привлечением
Росавиакосмоса:
7.1. До 1 февраля 2002 г. подготовить предложения по
ограничению практики индивидуального продления межремонтных,
назначенных ресурсов и сроков службы гражданских воздушных судов,
имеющих Аттестат о годности воздушного судна к эксплуатации.
7.2. До 1 марта 2002 г. подготовить "Положение об организации и
проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы
гражданских воздушных судов, имеющих Аттестат о годности
воздушного судна к эксплуатации" и представить материал по отмене
Приказа Федеральной авиационной службы России от 19 февраля 1998
г. N 47.
8. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., Руководителю ДЛС
Таршину Ю.П. до 30 июня 2002 г. подготовить дополнения в
"Федеральные авиационные правила обязательной сертификации,
инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской
Федерации" (Приказ ФАС России от 30.12.1998 N 375), предусмотрев в
них:
- наличие у каждого эксплуатанта собственной производственно-
технической базы для поддержания летной годности воздушных судов
(АТБ, АТЦ, Центр ТОиР) по всем видам технического обслуживания;
- обязательное наличие заключенного договора на периодическое
техническое обслуживание с сертифицированной организацией на
аэродроме базирования. В отношении периодического технического
обслуживания воздушных судов иностранного производства решение
принимается специально уполномоченным органом в области
гражданской авиации.
9. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., начальнику УГНБП
Рудакову В.А.:
- до 1 марта 2002 г. совместно со специально уполномоченным
органом в области государственной авиации провести выверку
заводских номеров воздушных судов и авиадвигателей, списанных в
организациях государственной авиации с 1990 г. Выверку провести с
целью исключения из эксплуатации в гражданской авиации воздушных
судов и авиадвигателей, которые были списаны структурами
государственной авиации;
- завести, начиная с 1 февраля 2002 г., специальный раздел в
Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской
Федерации, где учитывать воздушные суда, не внесенные в
свидетельства эксплуатантов. Установить строгий контроль за их
наличием и состоянием.
10. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., начальнику УГНБП
Рудакову В.А. с участием представителей Росавиакосмоса и заводов-
изготовителей до 1 февраля 2002 г. провести анализ наличия
дубликатов на формуляры воздушных судов и авиадвигателей. При
наличии дубликатов на формуляры с сомнительной историей
эксплуатации экземпляра авиатехники приостановить действие
сертификата летной годности воздушного судна до принятия
специального решения.
11. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В. в I квартале 2002 г.
подготовить совместный с Росавиакосмосом приказ о порядке выписки
дубликатов на формуляры и паспорта воздушных судов,
авиадвигателей, ВСУ и на агрегаты, предусмотрев, что:
- выписка дубликатов на формуляры и паспорта воздушных судов,
авиадвигателей, ВСУ и агрегаты с ограниченными ресурсами должна
производиться заводами-изготовителями совместно с эксплуатирующими
(авиаремонтными) организациями при обязательном восстановлении
истории эксплуатации данной авиатехники с даты ее изготовления;
- выписка дубликатов на паспорта агрегатов, не входящих в
перечень агрегатов с ограниченными ресурсами по типам воздушных
судов, допускается эксплуатационными (авиаремонтными)
организациями с утверждением руководителем организации;
- выписка дубликатов на формуляры воздушных судов и
авиадвигатели должна учитываться в ГСГА Минтранса России.
12. Руководителю ДПЛГ и ТР ГА Горлову В.В., директорам
ремонтных заводов до 1 февраля 2002 г. создать при каждом заводе,
имеющем сертификат соответствия ГСГА, группу специалистов для
проверки и приведения в надлежащее состояние пономерной
документации ремонтируемой авиатехники. Результаты работы группы
оформлять актом с утверждением заместителем директора завода по
качеству (начальником ОТК).
13. Контроль за исполнением оставляю за собой.
А.В.НЕРАДЬКО
|