Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 06.04.2004 N 089П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 42 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРОВ ОТ ИМЕНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ДОГОВОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                     УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 6 апреля 2004 г. N 089-П
                                   
       ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 42 УСТАВА
      САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГУБЕРНАТОРА
           САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРОВ ОТ ИМЕНИ
             САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ДОГОВОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
   
       Уставный    суд   Санкт-Петербурга   в   составе   председателя
   Н.М.Кропачева,  судей  Н.Ф.Гуцан, В.Г.Ильинской,  А.А.Ливеровского,
   А.И.Осоцкого,
       с  участием представителей депутатов Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга    С.А.Анденко,    А.И.Белоусова,    В.И.Еременко,
   А.И.Кущака,  И.П.Михайлова, И.С.Риммера, адвокатов Г.Н.Одабашяна  и
   И.А.Смирнова,   представителя   Губернатора   Санкт-Петербурга    в
   Уставном   суде   Санкт-Петербурга   А.В.Митяниной,   представителя
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.К.Смирновой,
       руководствуясь  пунктом  1  статьи 50 Устава  Санкт-Петербурга,
   пунктом  "б"  статьи  3, статьями 30, 63, 76  и  77  Закона  Санкт-
   Петербурга  "Об  Уставном  суде  Санкт-Петербурга",  рассмотрел   в
   открытом  судебном заседании дело о толковании отдельных  положений
   статьи  42  Устава Санкт-Петербурга в части определения  полномочий
   Губернатора  Санкт-Петербурга  на  подписание  договоров  от  имени
   Санкт-Петербурга (договоров Санкт-Петербурга).
       Поводом   к   рассмотрению   дела   явился   запрос   депутатов
   Законодательного     Собрания     Санкт-Петербурга     С.А.Анденко,
   А.И.Белоусова,     В.И.Еременко,     А.И.Кущака,     И.П.Михайлова,
   И.С.Риммера   о   толковании   Устава  Санкт-Петербурга   в   части
   определения  полномочий Губернатора Санкт-Петербурга на  подписание
   договоров Санкт-Петербурга.
       Основанием   к   рассмотрению   дела   явилась   обнаружившаяся
   неопределенность в понимании отдельных положений статьи  42  Устава
   Санкт-Петербурга в части определения полномочий Губернатора  Санкт-
   Петербурга   на  подписание  договоров  от  имени  Санкт-Петербурга
   (договоров Санкт-Петербурга).
       Заслушав  сообщение  судьи-докладчика А.И.Осоцкого,  объяснения
   представителей заявителя Г.Н.Одабашяна и И.А.Смирнова,  выступления
   представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном  суде  Санкт-
   Петербурга А.В.Митяниной и представителя Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга  М.К.Смирновой; заключения  специалистов:  доктора
   юридических   наук,   профессора   кафедры   коммерческого    права
   юридического   факультета   Санкт-Петербургского   государственного
   университета  О.А.Городова;  кандидата  юридических  наук,  доцента
   кафедры   гражданского   права   юридического   факультета   Санкт-
   Петербургского    государственного    университета     А.А.Иванова;
   кандидата  юридических  наук, доцента  кафедры  государственного  и
   административного    права    юридического    факультета     Санкт-
   Петербургского государственного университета М.В.Кустовой;  доктора
   юридических    наук,   профессора   кафедры   государственного    и
   административного    права    юридического    факультета     Санкт-
   Петербургского    государственного    университета    Е.В.Гриценко;
   показания     свидетелей:     вице-губернатора     Санкт-Петербурга
   М.Э.Осеевского,  заместителя председателя  Комитета  по  управлению
   городским  имуществом  Санкт-Петербурга  А.Б.Чичканова,  начальника
   организационно-правового   управления  Комитета   финансов   Санкт-
   Петербурга   В.А.Винокурова,  заместителя  руководителя  Управления
   Министерства  Российской Федерации по налогам и  сборам  по  Санкт-
   Петербургу М.П.Мокрецова, депутата Законодательного Собрания Санкт-
   Петербурга М.И.Амосова; исследовав представленные документы и  иные
   материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга установил:
   
       1.  22  сентября  2003  года  в Уставный  суд  Санкт-Петербурга
   поступил   запрос   депутатов  Законодательного   Собрания   Санкт-
   Петербурга  С.А.Анденко,  А.И.Белоусова, В.И.Еременко,  А.И.Кущака,
   И.П.Михайлова,  И.С.Риммера о толковании Устава Санкт-Петербурга  в
   части   определения  полномочий  Губернатора  Санкт-Петербурга   на
   подписание  договоров от имени Санкт-Петербурга  (договоров  Санкт-
   Петербурга),  (далее - договор Санкт-Петербурга). В  заключительной
   части  указанного  обращения содержится  требование,  обращенное  к
   Уставному  суду  Санкт-Петербурга, о даче  официального  толкования
   положений  статей 45, 46 и 47 Устава Санкт-Петербурга, находящихся,
   по  мнению  заявителя,  в  системной взаимосвязи,  применительно  к
   определению  полномочий  Губернатора  Санкт-Петербурга  подписывать
   договоры  Санкт-Петербурга, в том числе договоры  об  осуществлении
   инвестиционной деятельности. 1 октября 2003 года данный запрос  был
   принят к рассмотрению Уставным судом Санкт-Петербурга.
       В  ходе  судебного  заседания запрос  был  уточнен.  По  смыслу
   уточнения,  изложенного представителем заявителя Г.Н.Одабашяном,  в
   запросе   содержится   требование   дать   официальное   толкование
   подпунктов 1 и 11 пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-Петербурга  в  их
   системной связи с пунктом 1 статьи 3, подпунктом 9 пункта 1  статьи
   11, пунктом 1 статьи 37, пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи  42
   Устава  Санкт-Петербурга в части определения полномочий Губернатора
   Санкт-Петербурга  подписывать  договоры  Санкт-Петербурга,  в   том
   числе  публично-правовые  "административные  договоры,  заключаемые
   между    Санкт-Петербургом   и   конкретными   налогоплательщиками,
   предусматривающие  применение к ним налоговых льгот,  установленных
   законом   Санкт-Петербурга,   в   отношении   налогов,   подлежащих
   зачислению  в бюджет Санкт-Петербурга, в том числе административные
   договоры об осуществлении инвестиционной деятельности".
       По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном
   суде  Санкт-Петербурга А.В.Митяниной, действующее  законодательство
   предоставляет  Губернатору Санкт-Петербурга  право  подписывать  от
   имени   Санкт-Петербурга  различные  виды  договоров:   гражданско-
   правовые,  публичные, а также смешанные, в  том  числе  и  в  сфере
   управления    и   распоряжения   собственностью   Санкт-Петербурга.
   Условием действительности и обязательности указанных договоров  для
   Санкт-Петербурга    является   их   подписание    (заключение)    в
   соответствии с порядком, установленным Законом Санкт-Петербурга  "О
   порядке   заключения   договоров   Санкт-Петербурга".   При    этом
   представителем Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде  Санкт-
   Петербурга  было  отмечено,  что  "полномочия  Губернатора   Санкт-
   Петербурга   на  подписание  такого  рода  договоров  напрямую   не
   предусмотрены     ни     федеральным     законодательством,      ни
   законодательством   Санкт-Петербурга",   однако   "эти   полномочия
   вытекают  из  статуса  Губернатора  Санкт-Петербурга  как   высшего
   должностного  лица  Санкт-Петербурга и являются дискреционными,  то
   есть реализуемыми по своему усмотрению".
       Представитель    Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга
   М.К.Смирнова пояснила, что в соответствии с подпунктом 1  пункта  2
   статьи   42  Устава  Санкт-Петербурга  Губернатор  Санкт-Петербурга
   "вправе  подписывать  соответствующие  договоры  от  имени   Санкт-
   Петербурга".   При   этом   Губернатор   Санкт-Петербурга    должен
   руководствоваться   как  положениями  Закона  Санкт-Петербурга   "О
   порядке   заключения  договоров  Санкт-Петербурга",  так  и   иного
   законодательства,  в  частности статьями  124  и  125  Гражданского
   кодекса    Российской   Федерации.   Как   полагает   представитель
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга,  Губернатор   Санкт-
   Петербурга   "вправе   подписывать  не  только  гражданско-правовые
   договоры,  однако их положения не должны противоречить действующему
   законодательству".   В  частности,  в  этих  договорах   не   могут
   устанавливаться налоговые льготы в силу прямого на  то  указания  в
   пункте 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации.
       Из  вышеизложенного  следует, что  в  процессе  правоприменения
   обнаруживается  неопределенность в  понимании  отдельных  положений
   статьи  42  Устава Санкт-Петербурга в части определения  полномочий
   Губернатора   Санкт-Петербурга   на  подписание   публично-правовых
   договоров    Санкт-Петербурга   об   осуществлении   инвестиционной
   деятельности.
       В  соответствии  со  статьей  63  Закона  Санкт-Петербурга  "Об
   Уставном   суде  Санкт-Петербурга"  Уставный  суд  Санкт-Петербурга
   принимает   решение   по  делу,  оценивая  как   буквальный   смысл
   рассматриваемых положений, так и смысл, придаваемый им  официальным
   и   иным   толкованием   и  (или)  сложившейся  правоприменительной
   практикой,  а  также исходя из их места в системе  правовых  актов.
   Уставный  суд  Санкт-Петербурга  при  принятии  решения  не  связан
   основаниями и доводами, изложенными в обращении.
       2.  Из  положений пункта 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга,  с
   учетом    правовых   позиций   Уставного   суда   Санкт-Петербурга,
   сформулированных  в  мотивировочной части  постановлений  Уставного
   суда Санкт-Петербурга: от 5 апреля 2002 года N 022-П (пункт 3),  от
   6  июня  2002 года N 026-П (пункт 2), от 7 марта 2003 года N  053-П
   (пункт  3),  от  26  сентября 2003 года N 058-П (пункт  2),  от  11
   декабря 2003 года N 090-П (пункт 4), от 29 декабря 2003 года N 091-
   П   (пункт  2),  следует,  что  в  Санкт-Петербурге  признаются   и
   гарантируются   права   и  свободы  человека   и   гражданина   как
   непосредственно  установленные в Конституции Российской  Федерации,
   так  и  закрепленные в нормах международного права, непосредственно
   действующих  на  территории Российской Федерации и  (или)  нашедшие
   свое  отражение  в федеральных законах, принятых в  соответствии  с
   Конституцией Российской Федерации.
       Из   положений  Устава  Санкт-Петербурга,  с  учетом  положений
   Конституции   Российской   Федерации  (в   частности   статьи   7),
   закрепивших  принцип  социального  государства,  политика  которого
   направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь  и
   свободное  развитие человека, а также с учетом норм  Международного
   пакта  об  экономических, социальных и культурных правах  (пункт  1
   статьи  2,  статья 4, статья 6), следует, что защита и  обеспечение
   прав  и  свобод человека и гражданина являются смыслом деятельности
   публичной  власти в Санкт-Петербурге и ее уполномоченных органов  в
   соответствии с их компетенцией.
       Согласно пункту 1 статьи 4 Устава Санкт-Петербурга жители Санкт-
   Петербурга осуществляют свою власть непосредственно, а также  через
   органы государственной власти и органы местного самоуправления.  Из
   положений  статьи 4 Устава Санкт-Петербурга следует, что  в  данной
   норме  закреплено  безусловное правило, налагающее  обязанность  на
   органы  государственной власти Санкт-Петербурга и  должностных  лиц
   Санкт-Петербурга  действовать в интересах жителей  Санкт-Петербурга
   в  соответствии  с  законодательством,  и  одновременно  содержится
   запрет   действовать  вопреки  их  законным  интересам.  Из   этого
   следует,     что     публично-властная     деятельность     органов
   государственной  власти Санкт-Петербурга и должностных  лиц  Санкт-
   Петербурга должна соответствовать Уставу Санкт-Петербурга  и  иметь
   целью  защиту  и обеспечение прав и свобод человека  и  гражданина.
   Такая  деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга
   и   должностных  лиц  Санкт-Петербурга  осуществляется  на   основе
   принципа  разделения  государственной  власти  на  законодательную,
   исполнительную  и  судебную,  принципа  самостоятельности   органов
   законодательной,  исполнительной и судебной власти  в  пределах  их
   полномочий,   а  также  принципа  разграничения  полномочий   между
   органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и  Санкт-
   Петербурга (статья 15 Устава Санкт-Петербурга).
       На необходимость безусловного соблюдения закрепленного в Уставе
   Санкт-Петербурга   принципа   разделения   государственной   власти
   указывалось в постановлениях Уставного суда Санкт-Петербурга (от  3
   апреля  2001  года N 011-П; от 30 апреля 2002 года N 025-П;  от  24
   декабря  2002 года N 048-049-П; от 18 апреля 2003 года N 059-П;  от
   30  июля 2003 года N 087-П; от 26 сентября 2003 года N 058-П; от 11
   декабря 2003 года N 090-П).
       Вытекающая из положений Устава Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи
   3  и  пункт  1 статьи 4) обязанность по обеспечению прав  и  свобод
   человека  и  гражданина,  составляющая смысл  деятельности  органов
   государственной  власти,  возложена  на  Законодательное   Собрание
   Санкт-Петербурга,   Губернатора   Санкт-Петербурга,   Правительство
   Санкт-Петербурга, Уставный суд Санкт-Петербурга, а также на  другие
   органы  государственной власти Санкт-Петербурга. Данная обязанность
   выполняется  указанными  органами  государственной  власти   Санкт-
   Петербурга  в  рамках  их  компетенции, установленной  Конституцией
   Российской   Федерации,  федеральными  законами,   Уставом   Санкт-
   Петербурга,  законами Санкт-Петербурга посредством  совершения  ими
   определенных  юридически значимых действий,  таких,  например,  как
   принятие  законов  Санкт-Петербурга и контроль  за  их  исполнением
   (Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга);  внесение   проектов
   законов  Санкт-Петербурга и обнародование законов Санкт-Петербурга,
   представление  Законодательному Собранию Санкт-Петербурга  проектов
   социально-экономических   программ   и   проекта   бюджета   Санкт-
   Петербурга на очередной финансовый год, подписание договоров Санкт-
   Петербурга   (Губернатор  Санкт-Петербурга);  разработка   проектов
   социально-экономических   программ   и   проекта   бюджета   Санкт-
   Петербурга    на    очередной   финансовый   год,   предварительное
   рассмотрение   проектов   законов   Санкт-Петербурга,    касающихся
   вопросов   налогообложения  и  бюджетного  финансирования,   отмена
   незаконных   актов  иных  исполнительных  органов   государственной
   власти  (Правительство Санкт-Петербурга); толкование Устава  Санкт-
   Петербурга  и  проверка  соответствия законов  и  иных  нормативных
   правовых   актов   Санкт-Петербурга,  нормативных  правовых   актов
   органов  государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного
   самоуправления,   образованных   на  территории   Санкт-Петербурга,
   Уставу Санкт-Петербурга (Уставный суд Санкт-Петербурга).
       Уставный  суд  Санкт-Петербурга  исходит  из  того,   что   при
   разрешении   поставленного  в  обращении  вопроса  (с  учетом   его
   уточнений)   о   полномочиях   Губернатора   Санкт-Петербурга    на
   подписание   публично-правовых   договоров   Санкт-Петербурга    об
   осуществлении  инвестиционной  деятельности  должны   быть   учтены
   положения  Устава  Санкт-Петербурга, в которых  реализован  принцип
   разделения  государственной  власти,  определено  место   должности
   Губернатора  Санкт-Петербурга в системе организации государственной
   власти  Санкт-Петербурга  и  установлен  порядок  определения   его
   полномочий.   К   названным  положениям,  в  частности,   относятся
   положения статей 3, 4, 15, 16, 22, 30, 31, 32, 33, 37, 38, 39,  40,
   42, 44, 45, 46, 49, 50, 53, 54 Устава Санкт-Петербурга.
       3.  В  соответствии  со  статьями  16,  37,  42  Устава  Санкт-
   Петербурга  Губернатор Санкт-Петербурга является высшим должностным
   лицом   Санкт-Петербурга   и   возглавляет   Правительство   Санкт-
   Петербурга.
       Правовое  положение  Губернатора Санкт-Петербурга  как  высшего
   должностного лица Санкт-Петербурга и как главы Правительства Санкт-
   Петербурга  нашло  свое отражение в нормах Устава Санкт-Петербурга,
   закрепивших   отдельные   элементы  его   статуса.   В   частности,
   Губернатор   Санкт-Петербурга   представляет   Санкт-Петербург    в
   отношениях   с   органами  публичной  власти  и  при  осуществлении
   внешнеэкономических   связей,  при  этом  он   вправе   подписывать
   договоры и соглашения Санкт-Петербурга (подпункт 1 пункта 2  статьи
   42);    обнародует   законы   Санкт-Петербурга,   удостоверяя    их
   обнародование  путем  подписания,  либо  отклоняет  законы   Санкт-
   Петербурга,  принятые  Законодательным  Собранием  Санкт-Петербурга
   (статья   33  и  подпункт  2  пункта  2  статьи  42);  представляет
   Администрацию   Санкт-Петербурга  на  заседаниях   Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга,  в том числе  при  осуществлении  права
   законодательной  инициативы или при повторном рассмотрении  законов
   Санкт-Петербурга, либо назначает в этих целях своего  представителя
   (пункт  1  статьи  54 Устава Санкт-Петербурга); осуществляет  право
   законодательной   инициативы  в  Законодательном  Собрании   Санкт-
   Петербурга,  в  том  числе  предлагает  рассмотреть  внесенные   им
   проекты   законов   Санкт-Петербурга   в   первоочередном   порядке
   (подпункт  5  пункта  2  статьи 42 и  пункт  4  статьи  54);  ведет
   заседания  Правительства Санкт-Петербурга, распределяет обязанности
   между  членами  Правительства Санкт-Петербурга  и  подписывает  его
   правовые  акты (подпункт 6 пункта 2 статьи 42, пункты 2 и 3  статьи
   43  и  пункт  1  статьи  45 Устава Санкт-Петербурга);  представляет
   Законодательному  Собранию Санкт-Петербурга бюджет Санкт-Петербурга
   и   отчет  о  его  исполнении,  программы  социально-экономического
   развития Санкт-Петербурга и отчеты об их исполнении, проект  закона
   Санкт-Петербурга     о     структуре     исполнительных     органов
   государственной  власти  Санкт-Петербурга  (подпункт  7  пункта   2
   статьи  42 и пункт 2 статьи 45 Устава Санкт-Петербурга); определяет
   перечень  исполнительных  органов  государственной  власти   Санкт-
   Петербурга   (пункт   3   статьи  45);   издает   постановления   и
   распоряжения   (пункт   1   статьи  46  Устава   Санкт-Петербурга);
   осуществляет   иные  полномочия  в  соответствии   с   федеральными
   законами,  Уставом  Санкт-Петербурга  и  законами  Санкт-Петербурга
   (подпункт 11 пункта 2 статьи 42) и др.
       Кроме  того,  в  Уставе  Санкт-Петербурга  закреплены  и   иные
   элементы статуса Губернатора Санкт-Петербурга (статьи 37,  38,  39,
   40,  41, пункт 1 статьи 42, пункт 7 статьи 43). Так, в соответствии
   со  статьей  39 Устава Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга
   принимает присягу Губернатора Санкт-Петербурга.
       Анализ   вышеприведенных   положений  Устава   Санкт-Петербурга
   позволяет  прийти  к  выводу о том, что в  Уставе  Санкт-Петербурга
   непосредственно  закреплены полномочия Губернатора Санкт-Петербурга
   как  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и  как
   главы Правительства Санкт-Петербурга.
       Уставный   суд  Санкт-Петербурга  на  основе  уяснения   смысла
   некоторых  положений  действующего законодательства,  в  частности,
   положений  постановления Президиума Верховного Совета РСФСР  от  20
   мая  1991  года  N  1260-1 "О структуре органов  управления  города
   Ленинграда"   (абзацы  третий,  шестой  и  седьмой),  постановления
   Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 года N 1562-1  "О
   структуре  и  функциях  органов представительной  и  исполнительной
   власти  в Ленинграде" (часть вторая пункта 4), Положения о  системе
   государственных  органов  исполнительной  власти  Санкт-Петербурга,
   утвержденного  распоряжением  мэра Санкт-Петербурга  от  23  ноября
   1994  года N 1192-р (пункты 2.1 и 2.2), Закона Санкт-Петербурга  от
   6  марта 1996 года N 25-3 "О системе органов государственной власти
   Санкт-Петербурга",  а  также положений  Устава  Санкт-Петербурга  в
   части  полномочий  Губернатора Санкт-Петербурга, исходит  из  того,
   что    такие   полномочия   руководителя   исполнительного   органа
   государственной  власти  города  Ленинграда  и  Санкт-Петербурга  и
   высшего должностного лица, составляющие элементы его статуса,  как,
   например,   подписание   договоров  Ленинграда   и   (или)   Санкт-
   Петербурга,  имели место как до, так и после принятия и  вступления
   в  силу  Устава Санкт-Петербурга, а также изменений и дополнений  в
   него.  В  этой  связи  Уставный  суд Санкт-Петербурга  подтверждает
   ранее  высказанную  им правовую позицию о том, что  после  принятия
   постановления  Президиума Верховного Совета РСФСР от  20  мая  1991
   года   N   1260-1  законодатель,  изменяя  наименование   должности
   руководителя   исполнительного   органа   государственной    власти
   Ленинграда    и   Санкт-Петербурга   и   определяя   его    статус,
   последовательно  сохранял отдельные элементы его публично-правового
   статуса   (см.  пункт  2.2  постановления  Уставного  суда   Санкт-
   Петербурга от 2 октября 2002 года N 042-П).
       4.  При  толковании положений Устава Санкт-Петербурга  в  части
   полномочий  Губернатора  Санкт-Петербурга на  подписание  публично-
   правовых     договоров    Санкт-Петербурга     об     осуществлении
   инвестиционной    деятельности   Уставный   суд    Санкт-Петербурга
   отмечает,  что  по  отдельным  вопросам,  относящимся  к  предметам
   совместного  ведения  Российской  Федерации  и  Санкт-Петербурга  и
   (или)  к предметам ведения Санкт-Петербурга, государственная власть
   осуществляется  посредством  реализации  уставной  компетенции   не
   только   Губернатора  Санкт-Петербурга,  но  и   других   субъектов
   публично-властной деятельности - Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга,  Правительства Санкт-Петербурга, Уставного суда  Санкт-
   Петербурга,   других   органов   государственной   власти    Санкт-
   Петербурга.
       Так,  в  частности, Законодательным Собранием  Санкт-Петербурга
   утверждается  закон Санкт-Петербурга, разработанный  Правительством
   Санкт-Петербурга,  и  представленный Губернатором  Санкт-Петербурга
   бюджет   Санкт-Петербурга  и  отчет  о  его  исполнении,  а   также
   программы  социально-экономического  развития  Санкт-Петербурга   и
   отчеты  об  их  исполнении (подпункты 1 и 4 пункта  2  статьи  30);
   утверждается  заключение  и расторжение договоров  Санкт-Петербурга
   (подпункт   8  пункта  2  статьи  30);  устанавливается   структура
   исполнительных   органов  государственной  власти  Санкт-Петербурга
   (подпункт 12 пункта 2 статьи 30).
       В   свою   очередь,  Правительством  Санкт-Петербурга,   помимо
   вышеуказанного,    осуществляется   предварительное    рассмотрение
   проектов  законов Санкт-Петербурга о введении или  отмене  налогов,
   освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Санкт-
   Петербурга,     других    проектов    законов     Санкт-Петербурга,
   предусматривающих  расходы, покрываемые  за  счет  средств  бюджета
   Санкт-Петербурга, которые вносятся Губернатором Санкт-Петербурга  в
   Законодательное   Собрание   Санкт-Петербурга   либо   по   которым
   Губернатор  Санкт-Петербурга дает заключения (пункт 8 статьи  32  и
   подпункт 3 пункта 3 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга) и др.
       Согласно  пункту 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга и  статьям
   1,  3,  72  и  79 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде  Санкт-
   Петербурга"   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты   Санкт-
   Петербурга,   нормативные  правовые  акты  органов  государственной
   власти   Санкт-Петербурга   и  органов   местного   самоуправления,
   образованных  на территории Санкт-Петербурга, в том  числе  и,  как
   это  следует  из  указанных  нормативных положений,  законы  Санкт-
   Петербурга, установившие обязательность утверждения законом  Санкт-
   Петербурга  отдельных  видов договоров Санкт-Петербурга,  и  законы
   Санкт-Петербурга,  которыми  были утверждены  заключения  договоров
   Санкт-Петербурга  (включая и сами договоры), могут  быть  проверены
   Уставным  судом  Санкт-Петербурга  на  соответствие  Уставу  Санкт-
   Петербурга.
       5.   Согласно   пункту  1  статьи  39  Устава  Санкт-Петербурга
   избранный   Губернатор  Санкт-Петербурга,  вступая   в   должность,
   приносит  присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении
   полномочий Губернатора Санкт-Петербурга уважать и охранять права  и
   свободы  человека  и  гражданина, соблюдать Конституцию  Российской
   Федерации  и  федеральные законы, Устав Санкт-Петербурга  и  законы
   Санкт-Петербурга, всеми силами способствовать процветанию города  и
   повышению благосостояния его жителей".
       Из  положений  статьи  39 и пункта 2 статьи  42  Устава  Санкт-
   Петербурга,   а   также   иных   положений,   закрепляющих   статус
   Губернатора   Санкт-Петербурга,  в  том   числе   места   должности
   Губернатора  Санкт-Петербурга  в  системе  государственной   власти
   Санкт-Петербурга,  усматривается, что Уставом  Санкт-Петербурга  на
   Губернатора  Санкт-Петербурга возложена обязанность  действовать  в
   публичных  законных  интересах  жителей  Санкт-Петербурга,   "всеми
   силами    способствовать    процветанию    города    и    повышению
   благосостояния  его жителей". При этом действия Губернатора  Санкт-
   Петербурга  по исполнению названной обязанности являются  одним  из
   механизмов  реализации  положений  статей  3  и  4  Устава   Санкт-
   Петербурга.   Данная   обязанность   Губернатора   Санкт-Петербурга
   вытекает из статуса Губернатора Санкт-Петербурга, получающего  свой
   мандат  непосредственно от народа и ответственного перед  ним,  что
   означает  прежде всего добровольное согласие избранного на  высокую
   публичную  должность лица с вышеуказанными особенностями  публично-
   правового  статуса,  связанными  с  такой  должностью.  Аналогичная
   правовая  позиция в части определения статуса высшего  должностного
   лица    субъекта    Российской   Федерации,   формирующего    орган
   исполнительной  власти, получающего свой мандат непосредственно  от
   народа   и   ответственного  перед  ним,  была   сформулирована   в
   постановлениях  Конституционного суда Российской  Федерации  от  18
   января  1996  года  N  2-П (абзац седьмой пункта  6  мотивировочной
   части),  от 7 июня 2000 года N 10-П (абзацы второй и третий  пункта
   8.1  мотивировочной части) и от 4 апреля 2002 года  N  8-П  (абзацы
   третий и четвертый пункта 6 мотивировочной части).
       Таким  образом, уяснение смысла вышеуказанных положений  Устава
   Санкт-Петербурга  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  уставная
   обязанность    Губернатора    Санкт-Петербурга    "всеми     силами
   способствовать  процветанию города и повышению  благосостояния  его
   жителей"  в  целях обеспечения прав и свобод человека и  гражданина
   реализуется  Губернатором  Санкт-Петербурга  посредством   принятия
   различных  публично-властных решений,  совершения  иных  юридически
   значимых действий (включая подписание договоров Санкт-Петербурга).
       6.  В  соответствии с подпунктом 1 пункта 2  статьи  42  Устава
   Санкт-Петербурга  Губернатор Санкт-Петербурга  представляет  Санкт-
   Петербург  в  отношениях  с  федеральными органами  государственной
   власти,   органами  государственной  власти  субъектов   Российской
   Федерации,  органами  местного самоуправления и  при  осуществлении
   внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры  и
   соглашения  Санкт-Петербурга.  Приведенные  нормативные   положения
   устанавливают,  таким  образом, одну из форм реализации  полномочия
   Губернатора   Санкт-Петербурга  в  отношениях  Санкт-Петербурга   с
   федеральными    органами    государственной    власти,     органами
   государственной  власти  субъектов Российской  Федерации,  органами
   местного  самоуправления  и  при осуществлении  внешнеэкономических
   связей.
       В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-
   Петербурга  Губернатор Санкт-Петербурга осуществляет  иные  (помимо
   предусмотренных в подпунктах 1-10 пункта 2 статьи 42 Устава  Санкт-
   Петербурга)  полномочия  в  соответствии с  федеральными  законами,
   Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга.
       Уяснение смысла положений подпункта 1 пункта 2 статьи 42 Устава
   Санкт-Петербурга  и  положений подпункта  11  пункта  2  статьи  42
   Устава  Санкт-Петербурга в их системной связи позволяет  заключить,
   что   полномочие   Губернатора   Санкт-Петербурга   на   подписание
   договоров   Санкт-Петербурга  не  ограничивается  его   правом   на
   подписание  договоров  только  с  теми  субъектами,  которые  прямо
   указаны  в  подпункте 1 пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-Петербурга.
   При  этом Губернатор Санкт-Петербурга, реализуя полномочия  высшего
   должностного  лица  Санкт-Петербурга и главы  Правительства  Санкт-
   Петербурга,  обеспечивая  права и свободы  человека  и  гражданина,
   законные   интересы   жителей  Санкт-Петербурга   в   политической,
   экономической,   социальной  и  культурной   сферах,   вступает   в
   отношения  от  имени  Санкт-Петербурга и с иными  субъектами  права
   (например, хозяйствующими субъектами и (или) физическими лицами)  и
   тем  самым всеми силами способствует процветанию города и повышению
   благосостояния  его жителей. Данную обязанность  Губернатор  Санкт-
   Петербурга  выполняет, как указывалось ранее, посредством  принятия
   различных  публично-властных решений,  совершения  иных  юридически
   значимых  действий, включая подписание публично-правовых  договоров
   Санкт-Петербурга.  При  этом необходимость  утверждения  заключения
   договора  законом Санкт-Петербурга возникает лишь тогда, когда  это
   предусмотрено действующим законодательством.
       6.1.  Согласно  пункту  9 статьи 6 ранее действовавшего  Закона
   Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге  на
   прибыль  предприятий  и  организаций"  (далее  -  Закон  Российской
   Федерации  N  2116-1)  законодательные  (представительные)   органы
   субъектов  Российской Федерации и представительные органы  местного
   самоуправления  помимо  льгот, предусмотренных  указанной  статьей,
   были     вправе     устанавливать    для    отдельных     категорий
   налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах  сумм
   налога,  подлежащих  зачислению в  их  бюджеты.  В  соответствии  с
   Законом  Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых
   льготах"  (далее  -  Закон  Санкт-Петербурга  N  81-11)  в   Санкт-
   Петербурге  действовала льгота по налогу на прибыль  предприятий  и
   организаций в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
       В  соответствии  с  положениями абзаца  девятого  части  первой
   статьи  2  Федерального закона от 6 августа 2001 года N  110-ФЗ  "О
   внесении  изменений и дополнений в часть вторую Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  и  некоторые  другие  акты  законодательства
   Российской  Федерации  о  налогах и сборах,  а  также  о  признании
   утратившими     силу    отдельных    актов    (положений     актов)
   законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее  -
   Федеральный  закон  N 110-ФЗ) предусмотренные пунктом  9  статьи  6
   Закона  Российской  Федерации  N 2116-1  дополнительные  льготы  по
   налогу   в   отношении   отдельных  категорий   налогоплательщиков,
   реализующих  инвестиционные проекты в соответствии с договорами  об
   осуществлении     инвестиционной    деятельности,     установленные
   законодательными (представительными) органами субъектов  Российской
   Федерации  и представительными органами местного самоуправления  по
   состоянию  на  1  июля  2001  года  (далее  -  налоговые   льготы),
   действуют  до  окончания срока, на который они были  предоставлены,
   но не позднее 1 января 2004 года.
       Действующее  законодательство Российской Федерации не  содержит
   определения  договора об инвестиционной деятельности. Опрошенные  в
   судебном    заседании    специалисты    О.А.Городов,    А.А.Иванов,
   М.В.Кустова, Е.В.Гриценко дали заключения, из которых следует,  что
   в  действующем  законодательстве под  договорами  об  осуществлении
   инвестиционной   деятельности  могут  пониматься   различные   типы
   договоров  - как гражданско-правовые, так и публично-правовые,  что
   договоры  об  осуществлении инвестиционной  деятельности  различных
   типов  могут  заключаться с участниками экономической  деятельности
   органами  публичной  власти и (или) должностными  лицами  от  имени
   публичного  образования  в целом. Формой реализации  инвестиционной
   политики   в   Санкт-Петербурге  в  публичных  интересах   является
   деятельность  публичного  образования по государственной  поддержке
   инвестиционной   деятельности   в   Санкт-Петербурге   как   других
   публичных   образований,  так  и  физических  и  юридических   лиц.
   Указанная    деятельность   осуществляется   в    соответствии    с
   Конституцией  Российской Федерации, федеральным  законодательством,
   Уставом  Санкт-Петербурга  и  законами  Санкт-Петербурга  от  имени
   публичного  образования  его  уполномоченными  органами   и   (или)
   должностными  лицами в пределах собственной компетенции  как  путем
   принятия  законов  и иных нормативных правовых  актов  и  различных
   правоприменительных  актов исполнительных  органов  государственной
   власти,  так  и  посредством  заключения  договоров  с  участниками
   инвестиционной  деятельности (в частности,  инвесторами).  Уяснение
   смысла   нормативных  положений  Федерального   закона   N   110-ФЗ
   позволяет Уставному суду Санкт-Петербурга сделать вывод о том,  что
   данными   положениями  регулируются  публично-правовые   отношения,
   регламентирующие  не  установление налога или  налоговых  льгот,  а
   порядок   утраты   силы   положений  налогового   законодательства,
   устанавливавших  налоговые  льготы,  иными  словами   -   положения
   Федерального  закона  N 110-ФЗ предусматривают  условия  временного
   сохранения действия названных льгот.
       Изложенное  позволяет  Уставному суду Санкт-Петербурга  сделать
   вывод   о   том,  что  заключение  договоров  Санкт-Петербурга   об
   осуществлении  инвестиционной  деятельности,  являющихся   условием
   временного    сохранения    действия   налоговых    льгот,    может
   осуществляться не на основе гражданских правовых норм, а на  основе
   норм  публичного  права. Подписание (заключение)  такого  публично-
   правового     договора     Санкт-Петербурга     является      видом
   государственного  участия в инвестиционной  деятельности  в  Санкт-
   Петербурге,  то  есть  выступает  формой  осуществления  полномочий
   Санкт-Петербурга   по  предметам  совместного  ведения   Российской
   Федерации и Санкт-Петербурга в области инвестиций.
       При   этом  имевшееся  ранее  и  имеющееся  в  настоящее  время
   полномочие   на   подписание   (заключение)   Губернатором   Санкт-
   Петербурга    публично-правового    договора    об    осуществлении
   инвестиционной  деятельности Санкт-Петербурга  с  общими  для  всех
   договоров  признаками, такими как равенство  и  согласование  общей
   воли   сторон   договора,   добросовестное  исполнение   договорных
   обязательств, недопустимость одностороннего необоснованного  отказа
   от  соблюдения  условий  договора, не исключает  и  их,  договоров,
   особенностей.  К  таким  особенностям  публично-правового  договора
   Санкт-Петербурга   об  осуществлении  инвестиционной   деятельности
   можно  отнести  его  нормативность; содержание  договора,  как  то:
   обязанность   Губернатора   Санкт-Петербурга,   осуществляя    свои
   уставные  полномочия в публичных законных интересах жителей  Санкт-
   Петербурга, выполнять обязательства перед второй стороной  договора
   по  созданию благоприятных инвестиционных условий его хозяйственной
   деятельности  в  Санкт-Петербурге  и,  соответственно,  обязанность
   второй   стороны   осуществлять  инвестиции   в   Санкт-Петербурге,
   которые,   по  мнению  Губернатора  Санкт-Петербурга,  способствуют
   процветанию   Санкт-Петербурга  и  повышению   благосостояния   его
   жителей;  юридические  последствия неисполнения  сторонами  условий
   договора  в  виде  возможного массового  нарушения  прав  и  свобод
   человека   и   гражданина,  в  том  числе  нарушение  прав   других
   инвесторов;    специфику    ответственности    сторон,    например,
   конституционную   (уставную)  ответственность  лица,   подписавшего
   договор от имени публичного образования, и т.д.
       Вместе с тем подписание (заключение) договоров Санкт-Петербурга
   Губернатором  Санкт-Петербурга не  может  иметь  места  в  случаях,
   когда     Конституцией     Российской    Федерации,     федеральным
   законодательством, Уставом Санкт-Петербурга и (или) законом  Санкт-
   Петербурга  установлены  иные формы реализации  полномочий  органов
   публичной   власти   Санкт-Петербурга  и  (или)  должностных   лиц,
   действующих  от  имени  Санкт-Петербурга.  Кроме  того,  как   было
   указано  выше,  по  отдельным  вопросам,  относящимся  к  предметам
   совместного  ведения  Российской  Федерации  и  Санкт-Петербурга  и
   (или)  к предметам ведения Санкт-Петербурга, государственная власть
   осуществляется  посредством  реализации  уставной  компетенции   не
   только   Губернатора  Санкт-Петербурга,  но  и   других   субъектов
   публично-властной   деятельности,  в  частности,   Законодательного
   Собрания Санкт-Петербурга.
       6.2.  Подпунктом  8 пункта 2 статьи 30 Устава  Санкт-Петербурга
   определяется  полномочие Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
   по  утверждению законом Санкт-Петербурга заключения  и  расторжения
   договоров  Санкт-Петербурга. При этом перечень  договоров,  которые
   после  их заключения (или расторжения) подлежат утверждению законом
   Санкт-Петербурга  в  Уставе Санкт-Петербурга, не  определяется.  Из
   указанных  и  иных положений Устава Санкт-Петербурга усматривается,
   что  Устав  Санкт-Петербурга не содержит исчерпывающего  перечня  и
   тех  видов  договоров,  которые не направляются  в  Законодательное
   Собрание  Санкт-Петербурга  после их заключения  (или  расторжения)
   для  утверждения  их  законом  Санкт-Петербурга.  При  этом  как  в
   первом,   так  и  во  втором  случае  подразумеваются  и  те   виды
   договоров, которые подписываются Губернатором Санкт-Петербурга.
       По  смыслу  положений Устава Санкт-Петербурга подписание  (т.е.
   удостоверение  факта заключения) Губернатором Санкт-Петербурга  или
   иным  уполномоченным  лицом  того или иного  вида  договора  Санкт-
   Петербурга,   в   том  числе  публично-правового  договора   Санкт-
   Петербурга   об   осуществлении  инвестиционной  деятельности,   не
   основанного  на нормах гражданского права, является основанием  для
   признания  такого  вида договоров породившими права  и  обязанности
   участников  договора и третьих лиц до тех пор, пока законом  Санкт-
   Петербурга  не  установлена обязательность  утверждения  впредь  их
   заключения  законом  Санкт-Петербурга. (Примером публично-правового
   договора  Санкт-Петербурга [договора от имени Санкт-Петербурга]  об
   осуществлении   инвестиционной  деятельности,  не  основанного   на
   нормах  гражданского  права и не требовавшего  утверждения  законом
   Санкт-Петербурга, является договор об осуществлении  инвестиционной
   деятельности  N  20-с  от 29 декабря 2001 года,  заключенный  между
   Санкт-Петербургом и ОАО "Пивоваренная компания "Балтика".)
       Вопрос  о  том, какие именно виды заключенных договоров  Санкт-
   Петербурга  подлежат утверждению законом Санкт-Петербурга  (в  этом
   случае  права  и  обязанности участников  договора  и  третьих  лиц
   возникают  только  после  утверждения заключения  договора  законом
   Санкт-Петербурга),  может  быть  разрешен  в  самом  законе  Санкт-
   Петербурга.  Так, Законом Санкт-Петербурга от 2 июля  1997  года  N
   129-44  "О порядке заключения договоров Санкт-Петербурга" (далее  -
   Закон  Санкт-Петербурга  N 129-44) устанавливаются  виды  договоров
   Санкт-Петербурга,  подлежащих утверждению законом Санкт-Петербурга.
   К  таким  договорам  Закон Санкт-Петербурга  N  129-44  относит,  в
   частности,   договоры   между  Российской   Федерацией   и   Санкт-
   Петербургом;  договоры  Санкт-Петербурга  с  субъектами  Российской
   Федерации;  не  предусмотренные бюджетом текущего финансового  года
   договоры  Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами,  из
   которых  у  Санкт-Петербурга возникают  денежные  обязательства.  К
   договорам,   подлежащим   утверждению   законом   Санкт-Петербурга,
   относятся  и  не предусмотренные законом Санкт-Петербурга  договоры
   поручительства  Санкт-Петербурга  с  юридическими   и   физическими
   лицами,  из  которых  у  Санкт-Петербурга  возникают  имущественные
   обязательства, кроме договоров, имущественные обязательства  Санкт-
   Петербурга  по  которым должны быть выполнены в текущем  финансовом
   году  и  выполнение которых не влечет увеличения  расходов  бюджета
   Санкт-Петербурга (примером договора, требовавшего в соответствии  с
   Законом   Санкт-Петербурга  N  129-44  утверждения  Законодательным
   Собранием Санкт-Петербурга, является договор поручительства  N  242
   от  21  октября  1997  года  с  РАО "Высокоскоростные  магистрали",
   подписанный губернатором Санкт-Петербурга).
       Кроме того, в Законе Санкт-Петербурга от 2 июля 1997 года N 129-
   44  содержится указание и на Администрацию Санкт-Петербурга как  на
   орган, осуществляющий подготовку договоров, и на губернатора Санкт-
   Петербурга,  уполномоченного подписывать договоры. Согласно  Закону
   Санкт-Петербурга   от   17  декабря  2003   года   N   778-116   "О
   регулировании  градостроительной деятельности  в  Санкт-Петербурге"
   договоры  Санкт-Петербурга  с Ленинградской  областью  по  вопросам
   регулирования   градостроительной  деятельности   на   сопредельных
   территориях также подлежат утверждению Законом Санкт-Петербурга.
       Установление   в   законе   Санкт-Петербурга   требования    об
   обязательности  утверждения заключения договора (договоров)  Санкт-
   Петербурга   законом   Санкт-Петербурга  как   условия   вступления
   договора  (договоров) в силу не является (и не  являлось)  само  по
   себе  вмешательством  в  компетенцию Губернатора  Санкт-Петербурга,
   если  принятие такого закона не противоречит Конституции Российской
   Федерации,  федеральным  законам, Уставу  Санкт-Петербурга,  в  том
   числе  закрепленному в Уставе Санкт-Петербурга принципу  разделения
   государственной власти.
       Из   всего  вышеизложенного  следует,  что  в  соответствии   с
   положениями  подпунктов  1, 11 пункта 2  статьи  42  Устава  Санкт-
   Петербурга  во взаимосвязи с положениями статей 3, 4, 15,  16,  22,
   30,  31,  32, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 44, 45, 46, 49,  50,  53,  54
   Устава   Санкт-Петербурга   Губернатор  Санкт-Петербурга   обладает
   правом  на  подписание  (удостоверение факта заключения)  от  имени
   Санкт-Петербурга   публично-правовых   договоров   Санкт-Петербурга
   (договоров    от    имени   Санкт-Петербурга)   об    осуществлении
   инвестиционной деятельности.
       Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 63 и 64
   Закона   Санкт-Петербурга  "Об  Уставном  суде   Санкт-Петербурга",
   Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:
   
       1.  Из  положений  подпунктов 1, 11 пункта 2 статьи  42  Устава
   Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями статей 3, 4, 15,  16,
   22, 30, 31, 32, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 44, 45, 46, 49, 50, 53,  54
   Устава  Санкт-Петербурга  следует, что  к  полномочиям  Губернатора
   Санкт-Петербурга   относится   подписание   (удостоверение    факта
   заключения)     публично-правовых    договоров     Санкт-Петербурга
   (договоров    от    имени   Санкт-Петербурга)   об    осуществлении
   инвестиционной  деятельности, не основанных на нормах  гражданского
   права.
       2. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга"     настоящее     постановление     окончательно,
   обжалованию  не  подлежит и вступает в силу  немедленно  после  его
   провозглашения.
       3. Согласно статье 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга"   данное  толкование   является   официальным   и
   обязательным   для   Законодательного  Собрания   Санкт-Петербурга,
   Губернатора     Санкт-Петербурга,    судов,    органов     местного
   самоуправления,   образованных   на  территории   Санкт-Петербурга,
   муниципальных  образований, организаций, общественных  объединений,
   должностных лиц и граждан.
       4. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит опубликованию  в
   течение 14 дней после его провозглашения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
Разное