МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 февраля 2001 г. N НА-56-р
О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ЛЕТНОГО СОСТАВА К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТОВ
В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ СОКРАЩЕННЫХ МИНИМУМОВ
ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ (RVSM)
24 января 2002 года в целях увеличения пропускной способности
воздушного пространства в Европейском регионе на эшелонах 290 -
410 включительно вводятся правила полетов в условиях сокращенных
минимумов вертикального эшелонирования (RVSM) через 300 м (1000
фут). Сокращенный минимум вертикального эшелонирования применяется
в воздушном пространстве в следующих районах полетной информации
(РПИ/ВРПИ):
Амстердам, Анкара, Афины, Барселона, Белград, Берлин,
Братислава, Бремен, Брест, Бриндизи, Брюссель, Будапешт, Буде,
Бухарест, Варна, Варшава, Вена, Вильнюс, Ганновер, Дюссельдорф,
Загреб, Калининград, Кишинев, Копенгаген, Лиссабон, Лондон,
Любляна, Мадрид, Мальме, Мальта, Милан, Мюнхен, Никосия, Осло,
Прага, Рейн, Рига, Рим, Рованиеми, Сараево, Скопье, Скоттиш,
София, Ставангер, Стамбул, Стокгольм, Сундсвалл, Таллинн, Тампере,
Тирана, Трондхейм, Франкфурт, Франция, Швейцария, Шэннон.
Частично или полностью RVSM применяется в воздушном
пространстве между эшелонами полета 290 и 410 в следующих
РПИ/ВРПИ:
Канарские острова (регион AFI), Касабланка, Симферополь,
Одесса, Львов, Тунис.
В соответствии с поправкой к Европейским Дополнительным
региональным правилам от 11.12.2000 N Т 13/4.E-OB-LOO-1272.ATM
эксплуатанты воздушного транспорта при планировании полетов в
воздушном пространстве Европейского региона должны получить
разрешение на полеты у государственного полномочного органа в
области гражданской авиации или у государства регистрации
воздушных судов. Выдача разрешения охватывает вопросы, связанные с
бортовым оборудованием, правилами технического обслуживания и
летной годности воздушных судов, а также профессиональной
подготовкой летных экипажей. Ответственность за получение
разрешения возлагается на эксплуатанта воздушного транспорта (ВТ).
На основании вышеизложенного предлагаю:
1. Руководителю Департамента летных стандартов Минтранса России
в марте 2001 года организовать подготовку командно-летного состава
территориальных органов воздушного транспорта и авиапредприятий
Минтранса России по выполнению полетов в Европейском регионе в
условиях RVSM на базе ГосНИИ "Аэронавигация".
2. Руководителям Департамента летных стандартов Минтранса
России и территориальных органов воздушного транспорта Минтранса
России:
2.1. Довести настоящее распоряжение до сведения подконтрольных
эксплуатантов воздушного транспорта, выполняющих полеты в
Европейском регионе.
2.2. Организовать контроль за проведением в авиапредприятиях
подготовки летного состава к полетам в Европейском регионе в
условиях RVSM.
3. Руководителям авиапредприятий, планирующим выполнение
полетов в Европейском регионе в условиях RVSM:
3.1. Разработать и утвердить до 01.04.2001 в территориальных
органах воздушного транспорта Минтранса России и Департаменте
летных стандартов Минтранса России (по подконтрольности) программы
подготовки летного состава по выполнению полетов в Европейском
регионе в условиях RVSM (Приложение N 1).
3.2. Летный состав, прошедший подготовку и проверку знаний,
допускать к полетам в Европейском регионе в условиях RVSM приказом
по авиапредприятию.
3.3. Внести дополнения в Руководства по производству полетов
авиапредприятий в части выполнения полетов и допуска летного
состава к полетам в Европейском регионе в условиях RVSM
(Приложение N 2).
4. Руководителям авиационных учебных центров (АУЦ) включить в
программы курсов повышения квалификации летного состава тематику
RVSM (Приложение N 1).
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на
руководителя Департамента летных стандартов Минтранса России Ю.П.
Таршина.
Первый заместитель Министра
А.В.НЕРАДЬКО
Приложение N 1
к распоряжению Минтранса России
от 20 февраля 2001 г. N НА-56-р
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА К ПОЛЕТАМ
В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ
СОКРАЩЕННОГО ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ (RVSM)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Типовая программа подготовки летного состава к полетам в
Европейском регионе в условиях сокращенных минимумов вертикального
эшелонирования (RVSM) разработана в целях оказания методической
помощи эксплуатантам при составлении собственных программ.
Эксплуатант ВТ вправе увеличить объем и тематику данной
программы. Сокращение типовой программы подготовки ЛС не
допускается.
1.2. Программа подготовки состоит из теоретической и наземной.
1.2.1. Теоретическая подготовка направлена на изучение общего
теоретического материала и процедурных вопросов, связанных с
выполнением полетов в районах действия RVSM. Количество учебных
часов программы теоретической подготовки является минимальным.
1.2.2. Наземная подготовка предназначена для изучения
дополнений в РЛЭ ВС по эксплуатации средств вертикального
эшелонирования, системы предупреждения столкновений (TCAS II
версии 7.0) и выполнения предполетной подготовки этого
оборудования на воздушном судне.
Разрабатываемые авиапредприятием программы подготовки должны
учитывать тип и комплектацию бортового оборудования, средств
вертикального эшелонирования и системы предупреждения
столкновений, установленной на ВС.
1.2.3. Теоретическая и наземная подготовка летного состава
осуществляется в авиапредприятиях командно-летным составом и
техническим персоналом, имеющим допуск к эксплуатации средств
обеспечения вертикального эшелонирования, установленных на
эксплуатируемых типах ВС.
При проведении теоретической части программы могут привлекаться
специалисты НЛМК Академии ГА, г. Санкт-Петербург.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1. Содержание учебного плана
Теоретическая подготовка проводится по темам, представленным в
табл. 1.
Таблица 1
-----T----------------------------------------------------T------¬
¦ N ¦ Содержание тем ¦Время,¦
¦темы¦ ¦ час. ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦1 ¦Предпосылки и потребность введения RVSM ¦ 0,5 ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦2 ¦Районы действия RVSM и требования к воздушным судам ¦ 1,0 ¦
¦ ¦по выдерживанию высоты полета ¦ ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦3 ¦Средства вертикального эшелонирования ¦ 1,5 ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦4 ¦Основные эксплуатационные отличия системы ¦ 0,5 ¦
¦ ¦предупреждения столкновений с TCAS II версии 7.0 от ¦ ¦
¦ ¦версии 6.04 ¦ ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦5 ¦Процедурные вопросы при подготовке и выполнении ¦ 2,0 ¦
¦ ¦полетов ¦ ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦6 ¦Фразеология ¦ 1,5 ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦7 ¦Отказ связи при выполнении полета ¦ 0,5 ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦8 ¦Действия экипажа в чрезвычайных обстоятельствах ¦ 0,5 ¦
+----+----------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого: ¦ 8,0 ¦
L----+----------------------------------------------------+-------
2.2. Содержание тем теоретической подготовки
Тема 1. Предпосылки и потребность введения RVSM
Рост интенсивности воздушного движения. Ограничения пропускной
способности воздушного пространства. Уменьшение нагрузки на
диспетчеров УВД. Использование оптимальных эшелонов в целях
экономии полетного времени и топлива.
Тема 2. Районы действия RVSM и требования к воздушным судам по
выдерживанию высоты полета
Перечень районов полетной информации (РПИ) Европейского
региона. Переходное воздушное пространство к/от RVSM. Таблица
крейсерских эшелонов, применяемых в Европейском воздушном
пространстве с RVSM. Требования к воздушным судам по выдерживанию
высоты полета в районе действия RVSM (допуск, точность
выдерживания высоты, сигнализация достижения заданной высоты).
Тема 3. Средства вертикального эшелонирования
Основные технические характеристики и эксплуатация средств
вертикального эшелонирования. Контроль за соблюдением точности
выдерживания высоты с помощью наземных станций. Взаимосвязь между
высотомерными системами приемоответчика при нормальных и
чрезвычайных обстоятельствах.
Тема 4. Основные эксплуатационные отличия системы
предупреждения столкновений с TCAS II версии 7.0 от версии 6.04
Отличия в пороге срабатывания по высоте, представлении речевой,
визуальной и другой информации. Возможность появления ложной
индикации при взаимодействии двух воздушных судов, оборудованных
системами предупреждения столкновений с различными версиями
программно-математического обеспечения.
Тема 5. Процедурные вопросы при подготовке и выполнении полетов
Информация, включаемая в планы полета: RPL и FPL. Внесение в
FPL точки входа в воздушное пространство RVSM. Взаимодействие
экипажа ВС с органом ОВД. Переход от метрической к футовой системе
измерения высот и наоборот. Установка заданной высоты. Контроль
выдерживания высоты полета воздушным судном. Порядок действий при
отказах высотомерного оборудования и при чрезвычайных
обстоятельствах.
Тема 6. Фразеология
Фразеология радиообмена между экипажем воздушного судна и
органом ОВД.
Тема 7. Отказ связи при выполнении полета
Действия экипажа при отказе связи в переходном слое воздушного
пространства RVSM Европейского региона.
Тема 8. Действия экипажа в чрезвычайных обстоятельствах
Действия экипажа и органа ОВД при отказах оборудования или
попадании в зону сильной турбулентности после входа в воздушное
пространство RVSM.
(ICAO NAT Doc 002. Часть 6. Особенности деятельности органа ОВД
при чрезвычайных обстоятельствах полета в пространстве RVSM,
ACM.ET1.CT13.5000 Руководство для ОВД по применению RVSM в
Европе). Отказ автоматических устройств выдерживания абсолютной
высоты и действия экипажа.
3. НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА
3.1. Перечень задач наземной подготовки
Таблица 2
----------------------------------------------------------T------¬
¦ Номер задачи и ее содержание ¦Время,¦
¦ ¦ час. ¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Задача 1. Изучение дополнений в РЛЭ и РПП ¦ 1,0 ¦
¦Изучение дополнений в РЛЭ воздушного судна по средствам ¦ ¦
¦вертикального эшелонирования и системы предупреждения ¦ ¦
¦столкновений ACAS II версии 7.0. Изучение дополнений в ¦ ¦
¦РПП эксплуатанта ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Задача 2. Предполетная проверка средств вертикального ¦ 1,0 ¦
¦эшелонирования и системы предупреждения столкновений TCAS¦ ¦
¦II версии 7.0 ¦ ¦
¦Включение, контроль работоспособности и использование ¦ ¦
¦перед вылетом средств вертикального эшелонирования и ¦ ¦
¦системы предупреждения столкновений TCAS II ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Итого: ¦ 2,0 ¦
L---------------------------------------------------------+-------
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММ
4.1. Теоретическая подготовка
4.1.1. Выполнение теоретической подготовки оформляется в
задании на тренировку, которое выдается по месту работы
специалиста. Результаты итогового зачета заносятся в учебный
журнал, который хранится в авиапредприятии.
4.1.2. Рекомендуемые документы для проведения занятий:
1. О введении сокращенного минимума вертикального
эшелонирования (RVSM) в Европейском регионе (EUR). Информация ФАС
России N 6.6-82 от 09.03.99.
2. Об оформлении допуска к полетам в условиях RVSM в
Европейском регионе. Информация ФСВТ N 6.9-20 от 07.06.99.
3. Руководство УВД по применению сокращенного минимума
вертикального эшелонирования (RVSM) в Европе.
4. Дополнение к РЛЭ воздушного судна, оборудованного системой
предупреждения столкновений TCAS II версии 7.0.
5. Дополнение к РЛЭ воздушного судна, оборудованного средствами
вертикального эшелонирования RVSM.
6. Руководство по применению минимума вертикального
эшелонирования в 300 м (1000 фут) между эшелонами полета 290 и 410
включительно, Doc 9574, I изд., Монреаль, ИКАО, 1992.
7. Инструктивный материал по применению минимума вертикального
эшелонирования 300 м (1000 фут) в воздушном пространстве
Североатлантического региона, в котором применяются технические
требования к минимальным навигационным характеристикам. NAT Doc
002, Европейское/Североатлантическое бюро ИКАО, I издание, июнь
1994.
8. Дополнительные региональные правила, Doc 7030/4, включающий
поправку 196, Монреаль, ИКАО, 1998.
9. Материал по бортовым системам предупреждения столкновений и
системам оповещения и предупреждения столкновений воздушных судов,
предназначенный для обучения пилотов при полетах с сокращенным
минимумом вертикального эшелонирования (RVSM). Письмо
Европейского/Североатлантического бюро ИКАО, N Т 17/1.Ш-009. ATM
от 07.01.97.
10. Interim guidance material on the approval of
operators/aircraft for RVSM operations. Included change 1.USA,
FAA, 6/30/99.
11. TCAS transition program (TTP) newsletter. USA, FAA,
February 25, 2000.
12. RVSM FLIGHT CREW Information Notice, EUROCONTROL, May,
2000.
4.2. Наземная подготовка
4.2.1. К прохождению наземной подготовки допускаются лица,
успешно прошедшие теоретическую подготовку.
4.2.2. Подготовка осуществляется командно-летным и
инструкторским составами с привлечением специалистов, имеющих
допуск к эксплуатации средств вертикального эшелонирования,
установленных на ВС.
4.2.3. Выполнение задачи 2 проводится на ВС с включением
средств вертикального эшелонирования и системы предупреждения
столкновений с TCAS II версии 7.0.
4.2.4. Результаты наземной подготовки оформляются в задании на
тренировку с внесением записи "Выполнено".
4.3. Оформление документации
4.3.1. Члены летных экипажей допускаются к полетам в районах
действия RVSM в Европейском регионе приказом руководителя
авиапредприятия на основании результатов теоретической подготовки
и выполнения задания на наземную подготовку.
4.3.2. В приказе о допуске указывается: "Допущен к полетам в
условиях RVSM в Европейском регионе". В "Летной книжке"
специалиста вносится запись о допуске к полетам в условиях RVSM в
Европейском регионе.
Приложение N 2
к распоряжению Минтранса России
от 20 февраля 2001 г. N НА-56-р
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ В РПП ЭКСПЛУАТАНТОВ
С ВВЕДЕНИЕМ RVSM В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ
1. Эксплуатанты, планирующие выполнять полеты в Европейском
регионе в условиях RVSM, до начала таких полетов в соответствии
пункта 0.2 части А Общие положения РПП эксплуатанта вносят
необходимые дополнения. Объем и содержание дополнений определяется
с учетом:
- наличия разрешения на производство полетов в условиях RVSM в
Европейском регионе ("Руководство по допуску к RVSM" документ ФСВТ
России N 6.9-20 от 07.06.99);
- наличия допуска ВС к полетам в условиях RVSM в соответствии с
п. 5 "Руководства по допуску к RVSM" и выполнения подготовительных
работ для получения соответствующего разрешения;
- ограничений, накладываемых на полеты ВС, не имеющих допуска к
полетам в условиях RVSM, летно-технические характеристики которых
позволяют выполнять полеты на эшелоне 290 и выше.
2. Эксплуатанты ВС, планирующие выполнять полеты в условиях
RVSM Европейского региона, вносят следующие дополнения в РПП:
- в часть А п. 2.1 "Надзор за выполнением полетов
эксплуатантом" - процедуры инспекторского контроля над
поддержанием летной годности ВС в части соответствия требованиям
по обеспечению полетов в условиях RVSM;
- в часть А п. 4.4 "Порядок включения в задание на полет
другого авиационного персонала (не проверяющих)" - порядок
включения в задание на полет уполномоченных лиц, осуществляющих
оценку соответствия и контроль характеристик выдерживания высоты в
соответствии с п. п. 4.2 и 6.2 "Руководства по допуску к RVSM" от
07.06.99 N 6.9-20;
- в часть А п. 8.1.9 "Составление и подача планов полетов.
Расписание" - дополнения и изменения, связанные с планированием
полетов в условиях RVSM Европейского региона - на ВС, имеющих
соответствующее разрешение или допуск к таким полетам, и ниже
эшелона 290 - на ВС, не имеющих соответствующих разрешений или
допусков;
- в часть А п. 8.1.12 "Перечень документов, формуляров и
дополнений на борту ВС" - дополнение в части разрешения или
допуска ВС к выполнению полетов в условиях RVSM Европейского
региона;
- в часть А п. 8.3.1 "Выполнение полета. Общие положения" и п.
8.3.2 "Навигационные процедуры" - дополнения и изменения в части
контроля высотомерного оборудования и действий при его
неисправностях при предполетной подготовке, а также в полете -
перед входом и при нахождении в воздушном пространстве RVSM,
действий при занятии, выдерживании, смене и освобождении эшелонов
RVSM, порядке пересечения эшелонов RVSM (если эксплуатант
выполняет полеты выше эшелона 410), перехода от обычных эшелонов к
эшелонам RVSM и обратно;
- в часть А п. 8.3.4 "Правила эксплуатации задатчика -
сигнализатора заданной высоты" - инструкции в отношении
эксплуатации системы контроля и сигнализации отклонения от высоты
заданного эшелона;
- в часть А п. 8.3.6 "Бортовая система предупреждения
столкновения с ВС" - особенности выполнения полета в условиях RVSM
и интенсивного воздушного движения с включенным оборудованием
ТСAS;
- в часть А п. 8.5 "Применение перечня допустимых отказов" -
необходимые дополнения, направленные на исключение попыток
выполнения полета в условиях RVSM с неисправностями, влекущими
невыдерживание требований к техническим характеристикам и составу
оборудования для выполнения полета в условиях RVSM;
- в часть А главы 12 "Правила полетов" - описание вертикальных
и горизонтальных границ и эшелонов RVSM в Европейском регионе,
таблицы перевода эшелонов RVSM из метрической в футовую систему
отсчета, правила полета, соблюдаемые в переходных зонах,
особенности фразеологии, связанные с выполнением полета в условиях
RVSM;
Примечание. Допускается не вносить какие-либо дополнения в
главу 12 части А, связанные с RVSM, если все вышеперечисленные
дополнения вносятся в соответствующие разделы части С РПП
эксплуатанта.
- в часть В (по типам ВС) - списки ВС, имеющих разрешение на
полеты в условиях RVSM, списки ВС, имеющих допуск к полетам в
условиях RVSM или проходящих процедуры получения соответствующего
разрешения. Перечень систем и оборудования, обеспечивающих полеты
в условиях RVSM, образцы и правила оформления отчетной
документации по контролю характеристик выдерживания высоты,
предусмотренные п. 6 и 7 "Руководства по допуску к RVSM" от
07.06.99 N 6.9-20;
- в часть С "Инструкция и информация по маршрутам и аэродромам"
- описание вертикальных и горизонтальных границ и эшелонов в
Европейском регионе, таблицы перевода эшелонов RVSM из метрической
в футовую систему отсчета. Правила полета, соблюдаемые в
переходных зонах, особенности фразеологии, связанные с выполнением
полета в условиях RVSM;
Примечание. Вышеперечисленные дополнения, связанные с RVSM,
вносятся в соответствующие разделы части С в случае, если они не
внесены в главу 12 части А РПП эксплуатанта.
- в часть D "Подготовка авиационного персонала" - программа
подготовки летного состава для допуска к полетам в Европейском
регионе в условиях действия сокращенного вертикального
эшелонирования RVSM, разработанная на основе типовой программы;
- в часть Е "Обеспечение полетов" - особенности
аэронавигационного и инженерно-авиационного обеспечения полетов ВС
в условиях RVSM Европейского региона.
|