МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 сентября 2001 г. N НА-347-р
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ АН-2Т RA-01122
23 апреля 2001 г. при взлете с посадочной площадки в населенном
пункте Кобяй (Республика Саха (Якутия)) произошла авария самолета
Ан-2Т RA-01122 Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО,
подконтрольного Саха (Якутскому) территориальному управлению
воздушного транспорта Минтранса России.
В ходе расследования аварии выявлены грубые нарушения экипажем
воздушного судна требований Воздушного кодекса Российской
Федерации, свидетельствующие о неспособности руководства Якутского
авиационно-спортивного клуба РОСТО организовать работу по
обеспечению безопасности полетов в предприятии.
В целях предотвращения аналогичных авиационных происшествий
предлагаю:
1. Департаменту летных стандартов (Ю.П. Таршин):
1.1. В связи с выявленными при расследовании авиационного
происшествия с самолетом Ан-2Т RA-01122 фактами нарушений правил
производства и обеспечения полетов, влияющих на безопасность
полетов, в соответствии с п. 5.2 главы IV "Процедуры сертификации"
Федеральных авиационных правил обязательной сертификации,
инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской
Федерации, утвержденных Приказом Федеральной авиационной службы
России от 30 декабря 1998 г. N 375, аннулировать сертификат
эксплуатанта Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО.
1.2. В связи с выявленными при расследовании нарушениями
требований Воздушного кодекса Российской Федерации, НПП ГА-85,
НТЭРАТ ГА-93 и ПРАПИ-98 рассмотреть вопрос о целесообразности
дальнейшего использования на летной работе командира воздушного
судна Васянина В.М. и второго пилота Мишукова А.В.
1.3. Представить на рассмотрение предложения по внесению
изменений в Федеральные авиационные правила обязательной
сертификации, инспектирования и контроля деятельности
эксплуатантов в Российской Федерации, утвержденные Приказом
Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N 375,
предусмотрев упрощение процедур приостановления и аннулирования
сертификата эксплуатанта авиапредприятия, не обеспечивающего
безопасности полетов.
2. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта:
2.1. При выявлении в авиапредприятиях фактов необеспечения
безопасности полетов, сокрытия авиационных инцидентов, грубого или
систематического невыполнения требований нормативных документов
гражданской авиации, невыполнения указаний руководителей
подразделений центрального аппарата Минтранса России вносить
предложения в органы по сертификации по ограничению их
деятельности путем приостановления или аннулирования сертификата
эксплуатанта и лицензий на право выполнения перевозок, работ и
услуг в гражданской авиации.
2.2. Довести до организаций ГА, за которыми поручено
осуществлять государственный контроль, причину авиационного
происшествия с самолетом Ан-2Т RA-01122, изложенную в Приложении к
данному распоряжению.
3. Указать руководителю Саха (Якутского) территориального
управления воздушного транспорта Минтранса России З.О. Саникидзе
на ненадлежащее выполнение функций контроля и непринятие
своевременных мер по пресечению допускаемых руководством Якутского
авиационно-спортивного клуба РОСТО нарушений и обязать его в
десятидневный срок после издания данного распоряжения представить
в ГС ГА Минтранса России объяснения о причинах ненадлежащего
выполнения функций контроля и непринятия своевременных мер в
отношении указанного авиапредприятия.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Министра К.К. Руппеля.
Первый заместитель Министра
А.В.НЕРАДЬКО
Приложение
к распоряжению Минтранса России
от 11 сентября 2001 г. N НА-347-р
АНАЛИЗ ПРИЧИНЫ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
С САМОЛЕТОМ АН-2Т RA-01122
23 апреля 2001 г., днем, в простых метеоусловиях, при взлете с
посадочной площадки в населенном пункте Кобяй (Республика Саха
(Якутия)) произошла авария самолета Ан-2Т RA-01122 Якутского
авиационно-спортивного клуба РОСТО, подконтрольного Саха
(Якутскому) территориальному управлению воздушного транспорта
Минтранса России.
Экипаж самолета в составе командира воздушного судна (ВС)
Васянина В.М. и второго пилота Мишукова А.В. выполнял полет по
срочному санитарному заданию по маршруту аэропорт Покровск -
аэропорт Маган - площадка населенного пункта Кобяй - аэропорт
Сангар. Васянин В.М. одновременно является советником по
безопасности полетов руководителя Якутского авиационно-спортивного
клуба РОСТО.
В ходе проведенного расследования было установлено, что при
вылете из аэропорта Покровск командир ВС Васянин В.М. находился в
состоянии алкогольного опьянения. Данный факт свидетельствует о
том, что предполетный медицинский контроль экипаж ВС не проходил,
заключение о состоянии здоровья на медпункте аэропорта Покровск
было сделано формально.
Перед посадкой на площадке населенного пункта Кобяй экипаж ВС в
нарушение требований п. 7.6.10 Наставления по производству полетов
в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) контрольный осмотр площадки
не сделал. Активное пилотирование при заходе на посадку
осуществлял второй пилот. Кроме членов экипажа на борту воздушного
судна находилось 3 пассажира.
При опросе второго пилота было установлено, что четвертый
разворот был выполнен близко к грунтовой взлетно-посадочной полосе
(ГВПП), в результате чего снижение для посадки происходило по
крутой глиссаде, с превышением рекомендованной руководством по
летной эксплуатации (РЛЭ) скорости. В результате этого посадка
была произведена на повышенной скорости с перелетом входного торца
на 375 метров при располагаемой длине ГВПП 600 метров. Самолет
выкатился за пределы ГВПП и столкнулся с ограждением площадки,
расположенным на удалении 50 метров от торца ГВПП. При
столкновении с препятствием были значительно повреждены три
лопасти воздушного винта.
Данный серьезный авиационный инцидент экипажем ВС был скрыт. В
нарушение требований статьи 97 Воздушного кодекса Российской
Федерации и п. 1.1.4 Правил расследования авиационных происшествий
и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 (ПРАПИ-98), экипаж ВС принял
решение продолжить выполнение полета. Решение о выполнении полета
на неисправном воздушном судне принималось без устранения
неисправности, чем были грубо нарушены требования НПП ГА-85 и
Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной
техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93).
Принимая решение продолжить полет на неисправном самолете,
экипаж поставил под угрозу безопасность находящихся на борту
пассажиров, а также сохранность воздушного судна, тем самым грубо
нарушил требования пункта 2 статьи 57 Воздушного кодекса
Российской Федерации.
Перед вылетом с посадочной площадки Кобяй на борту самолета
находилось 11 пассажиров. В нарушение требований п. 7.1.4 НПП ГА-
85 перед взлетом второй пилот инструктаж пассажиров по технике
безопасности не провел, использование ими привязных ремней не
проверил.
Взлет производил командир воздушного судна. Из-за дефицита
тяги, вследствие повреждения лопастей воздушного винта, самолет не
смог набрать необходимую скорость. Попытка командира воздушного
судна (КВС) довыпустить закрылки на 30- привела к увеличению
кабрирующего момента с возрастанием давящих усилий на штурвале,
которые не удалось снять полным использованием триммера. В данной
ситуации КВС принял решение произвести вынужденную посадку вне
аэродрома на заснеженное поле. При выполнении посадки самолет
столкнулся с деревьями, разрушился и сгорел.
В результате аварии пассажиры и экипаж ВС получили травмы
различной степени тяжести.
Авария самолета обусловлена многочисленными грубыми нарушениями
экипажем ВС требований руководящих документов гражданской авиации
и бесконтрольностью за его работой со стороны руководства
Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО. Причиной
авиационного происшествия явилось:
- личная недисциплинированность командира воздушного судна -
советника по безопасности полетов Васянина В.М., принявшего
решение на выполнение полета в состоянии алкогольного опьянения;
- выполнение взлета на неисправном воздушном судне в результате
грубого нарушения требований НПП ГА-85 и НТЭРАТ ГА-93, что привело
к дефициту тяги на взлете и, как следствие, невозможности набора
высоты и разгона скорости.
В ходе расследования были выявлены следующие недостатки:
- руководство Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО не
сумело обеспечить контроль за экипажами, находящимися на
дежурстве;
- техническая документация в данном авиапредприятии ведется с
отклонениями от требований нормативных документов, при этом
допускаются исправления в формулярах, не все замененные агрегаты
внесены в карточки учета ресурса;
- отсутствует Инструкция по производству полетов на посадочной
площадке Кобяй;
- на аэродроме Сангар, к которому приписана посадочная площадка
Кобяй, нет технических аварийно-спасательных средств для оказания
помощи воздушным судам, терпящим бедствие как в аэропорту, так и в
районе ответственности.
Ранее неоднократно происходили авиационные происшествия с
воздушными судами авиапредприятий Российского оборонного
спортивного технического общества (РОСТО) и Федерации любителей
авиации России. Их причины были обусловлены серьезными
недостатками в организации и обеспечении полетов в авиапредприятии
и свидетельствовали в ряде случаев о неспособности их
руководителей организовать работу по обеспечению безопасности
полетов.
На это обращалось внимание руководителей территориальных
органов воздушного транспорта Минтранса России. Однако должных мер
по наведению порядка в контроле за деятельностью таких
авиапредприятий, получивших сертификат эксплуатанта, не
предпринимается.
Контроль за деятельностью подобных авиапредприятий
осуществляется неудовлетворительно, имеющиеся недостатки в
организации и выполнении полетов не выявляются, своевременных мер
по внесению ограничений в их деятельность не предпринимается, что
наглядно подтверждается причиной данного авиационного происшествия
в Саха (Якутском) территориальном управлении воздушного транспорта
Минтранса России.
Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов
В.А.РУДАКОВ
|