МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 10 октября 2003 г. N 02-2-10/53-АЛ/87
О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Департамент налогообложения прибыли рассмотрел письмо от
25.07.2003 N 02-04/15266 и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету
"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте" (ПБУ 3/2000), утвержденного приказом Минфина
России от 10 января 2000 г. N 2н, остатки средств целевого
финансирования, полученных из бюджета, выраженные в иностранной
валюте, пересчитываются в рубли на дату совершения операции в
иностранной валюте, а также на отчетную дату составления
бухгалтерской отчетности.
Таким образом, средства целевого финансирования, выраженные в
иностранной валюте, подлежат переоценке. При этом в случае
использования средств целевого финансирования, полученных в
рублях, на покупку иностранной валюты для осуществления расходов в
валюте, целевое финансирование после конвертации также должно
переоцениваться.
Учитывая вышеизложенное, переоценка валютных средств,
полученных в рамках целевого финансирования, до их фактического
использования не приведет к увеличению (уменьшению) финансового
результата.
Что касается периода после 01.01.2002, то курсовые разницы
начисляются и учитываются для целей налогообложения в соответствии
с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 250 и подпункту 5 пункта 1 статьи 265
НК РФ положительными (отрицательными) курсовыми разницами
называются разницы, возникающие от переоценки имущества в виде
валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых
выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в
банках, проводимой в связи с изменением официального курса
иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного
Центральным банком Российской Федерации.
При этом указанные разницы возникают в виде доходов и расходов
на дату перехода права собственности по операциям с имуществом в
виде валютных ценностей, прекращения (исполнения) обязательств и
требований и (или) на последний день отчетного (налогового)
периода в зависимости от того, что произошло раньше.
К средствам целевого финансирования относится имущество,
полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению,
определенному организацией (физическим лицом) - источником
целевого финансирования. Следовательно, средства в валюте,
полученные в рамках целевого финансирования, приводят к
возникновению обязательств получателя средств перед организацией -
источником целевого финансирования. Таким образом, подобные
средства подлежат переоценке в соответствии с вышеизложенным
порядком.
При этом следует учесть, что перечень средств, полученных в
рамках целевого финансирования, предусмотрен статьей 251
Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, порядок возникновения курсовых разниц и их
влияние на налогооблагаемую прибыль в 2002 году по средствам
целевого финансирования аналогичен порядку, действовавшему в 2001
году.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к средствам
целевого финансирования относится имущество, полученное
налогоплательщиком и использованное им по назначению,
определенному организацией (физическим лицом) - источником
целевого финансирования в виде полученных грантов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ при
определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и
иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи
(содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от
04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской
Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации о налогах и об
установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные
фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия)
Российской Федерации".
При получении указанных доходов в иностранной валюте порядок
возникновения курсовых разниц и их влияние на налогооблагаемую
прибыль с 01.01.2002 аналогичен порядку, действующему для средств
целевого финансирования.
Руководитель Департамента
действительный государственный
советник налоговой службы РФ III ранга
К.И.Оганян
|