ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 1966 г. N 874
О МЕРАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР
от 04.08.1981 N 749 - СП СССР, 1981, N 23, ст. 130;
от 12.11.1981 N 1088 - СП СССР, 1981, N 34, ст. 188)
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР
от 12.11.1986 N 1350 - СП СССР, 1987, N 6, ст. 25;
от 03.08.1988 N 953)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР
постановляют:
1. Признать, что советская школа и впредь должна развиваться
как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Ее главными
задачами являются вооружение учащихся прочными знаниями основ
наук, формирование у них высокой коммунистической сознательности,
подготовка молодежи к жизни, к сознательному выбору профессии.
Связывая всю воспитательную работу с жизнью, школа должна
вооружать учащихся пониманием законов общественного развития,
воспитывать школьников на революционных и трудовых традициях
советского народа; развивать у них высокое чувство советского
патриотизма, воспитывать готовность к защите социалистической
Родины; раскрывать значение братского единства всех народов
Советского Союза, их дружбы с трудящимися социалистических стран,
воспитывать школьников в духе солидарности со всеми народами,
ведущими борьбу против колониализма и власти капитала, за свободу
и национальную независимость; решительно бороться с проникновением
буржуазной идеологии в сознание учащихся, с проявлениями чуждой
морали. Школа призвана осуществлять эстетическое воспитание
учащихся, играющее большую роль в их идейном и нравственном
формировании, а также физическое развитие и укрепление здоровья
школьников.
2. Считать важнейшей задачей партийных и советских органов в
области народного просвещения осуществление в основном к 1970 году
в стране всеобщего среднего образования для подрастающего
поколения.
3. В целях дальнейшего совершенствования среднего образования,
создания необходимой стабильности в работе школы,
последовательного осуществления принципов политехнического
обучения и трудового воспитания обязать Министерство просвещения
СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных
республик ввести научно обоснованные учебные планы и программы,
имея при этом в виду:
приведение содержания образования в соответствие с
требованиями развития науки, техники и культуры;
установление преемственности в изучении основ наук с 1 по
10(11) класс, более рациональное распределение учебных материалов
по годам обучения, начало систематического преподавания основ наук
с четвертого года обучения (сохраняя действующие условия оплаты
труда учителей 1 - 4 классов);
преодоление перегрузки учащихся путем освобождения учебных
программ и учебников от излишней детализации и второстепенного
материала.
4. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от
03.08.1988 N 953.
5. Для улучшения условий проведения учебных занятий установить
следующую предельную наполняемость классов в общеобразовательных
школах: 1 - 8 классы - 40 учащихся, 9 - 10(11) классы -
35 учащихся. Разрешить в сельских национальных школах провести
постепенно в течение ближайших пяти лет деление 4 - 10(11) классов
с числом учащихся свыше 25 человек для изучения русского языка на
две подгруппы.
6 - 7. Утратили силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от
03.08.1988 N 953.
9. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от
12.11.1986 N 1350.
10. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от
03.08.1988 N 953.
11. Органам народного образования улучшить работу школы по
воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения
школьников. Необходимо, чтобы каждая школа стала организующим
центром воспитательной работы с детьми в районе своей
деятельности. Директора школ и учителя, предъявляя строгие
требования к учащимся, обязаны вместе с тем проявлять глубокое
уважение к школьникам.
Ввести в штаты средних школ должность организатора внеклассной
и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах
заместителя директора школы) вместо должности заместителя
директора по производственному обучению.
12. Обязать партийные и советские органы повысить
требовательность к отделам народного образования, директорам школ,
физкультурным, комсомольским организациям и организациям ДОСААФ за
состояние и качество физического воспитания и оборонно -
спортивной работы с учащимися.
13. Придавая большое значение эстетическому воспитанию
учащихся, поручить Министерству просвещения СССР, Министерству
культуры СССР, Комитету по кинематографии при Совете Министров
СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР и творческим
союзам разработать мероприятия по улучшению этого дела.
Предусмотреть, в частности: выпуск кинофильмов, подготовку новых
спектаклей для школьников; увеличение количества детских
спектаклей и киносеансов в выходные дни и в дни школьных каникул;
издание школьной серии избранных классических произведений и
лучших произведений советских и зарубежных писателей; выпуск
фонохрестоматий и репродукций лучших художественных произведений;
организацию целевых концертов для школьников; привлечение
специалистов и творческих работников в области искусства для
учебной и внеклассной работы с детьми.
14. Обязать Министерство просвещения СССР, Министерство
культуры СССР, Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете
Министров СССР, ВЦСПС, Всесоюзное общество "Знание" принять меры
по коренному улучшению печатной и устной пропаганды педагогических
знаний среди родителей и населения. Создавать в школах, на
предприятиях, в учреждениях и организациях, клубах, Домах и
Дворцах культуры университеты, лектории педагогических знаний.
Академии педагогических наук СССР разработать программу - минимум
педагогических знаний для родителей и необходимые пособия.
15. Считать важнейшей задачей ЦК ВЛКСМ значительное улучшение
руководства школьными комсомольскими и пионерскими организациями,
повышение уровня их работы. Сосредоточить внимание комсомольских и
пионерских организаций школ на воспитании у учащихся идейной
убежденности, любви к знаниям, труду, развитии инициативы и
самодеятельности. Разработать мероприятия по организации работы с
детьми по месту их жительства.
Принять меры к обеспечению школ старшими пионерскими вожатыми,
организовать совместно с Министерством просвещения СССР подготовку
пионерских работников.
16. Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям
промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений и
организаций постоянно поддерживать связь со школами, где учатся
дети их работников, интересоваться условиями воспитания школьников
в семье. Практиковать обсуждение вопросов воспитания детей на
партийных, профсоюзных и комсомольских собраниях, активнее
помогать семье и школе, оказывать воздействие на родителей,
нерадиво относящихся к воспитанию своих детей. Считать
целесообразным иметь на промышленных предприятиях, стройках, в
учреждениях, колхозах и совхозах комиссии или советы содействия
семье и школе в деле воспитания подрастающего поколения.
17. Исходя из того, что дело дальнейшего совершенствования
народного образования зависит прежде всего от учителя, его научной
и методической квалификации, идейно - политического и культурного
кругозора, ЦК КПСС и Совет Министров СССР обращают внимание на
необходимость создания надлежащих условий для успешной работы
учителей, систематического повышения их квалификации, безусловного
выполнения законов об охране труда, льготах и преимуществах для
работников просвещения. Постоянная забота об авторитете учителя, о
наиболее правильном использовании его труда для обучения и
воспитания молодежи должна быть делом всех партийных, советских,
комсомольских и профсоюзных органов.
18. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от
03.08.1988 N 953.
19. В целях создания более благоприятных материально -
технических условий для работы школ обязать Госплан СССР, Госстрой
СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных
республик предусматривать в сводных сметах вновь строящихся
промышленных предприятий и ведомственных жилых массивов сооружение
зданий общеобразовательных школ за счет капитальных вложений
соответствующей отрасли.
Установить, что строительство школ в сельской местности должно
производиться в комплексе с квартирами для учителей, а
восьмилетних и средних школ, как правило, и с интернатом для
учащихся, проживающих в отдаленных от школы населенных пунктах. На
строительство интернатов и домов для учителей выделять средства
целевым назначением за счет общих ассигнований на жилищное
строительство.
Определить, что школьный жилой фонд принадлежит органам
народного образования и не подлежит заселению лицами, не
работающими в школе <*>.
--------------------------------
<*> В порядке, предусмотренном пунктом 19, в соответствии с
распоряжением Совета Министров СССР от 31 июля 1969 г. N 1603
осуществляется строительство общеобразовательных школ при вновь
строящихся совхозах и других государственных сельскохозяйственных
предприятиях.
20. Учитывая широкий размах инициативного строительства школ
колхозами и другими кооперативными организациями, Госплану СССР и
Государственному комитету Совета Министров СССР по материально -
техническому снабжению выделять для этих строек фонды на материалы
и оборудование на общих основаниях со школами, возводимыми за счет
государственных капитальных вложений.
21. Утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от
03.08.1988 N 953.
23. Партийным, советским, комсомольским и профсоюзным
организациям и хозяйственным руководителям всемерно содействовать
шефству промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов,
учреждений, учебных заведений, научно - исследовательских
институтов, общественных организаций над школами для оказания им
помощи в укреплении материальной базы и воспитании учащихся.
Разрешить промышленным, сельскохозяйственным и другим
предприятиям и организациям безвозмездно передавать школам
оборудование и материалы, а также производить расходы на
строительство, ремонт и оборудование общеобразовательных школ за
счет сверхплановых накоплений.
25. Разрешить Комитету по кинематографии при Совете Министров
СССР выдавать бесплатно школам по согласованию с Министерством
просвещения СССР, министерствами просвещения (народного
образования) союзных республик и Министерством финансов СССР
узкопленочные научно - популярные, хроникально - документальные и
художественные фильмы, а также передавать фильмотекам отделов
народного образования с баланса на баланс узкопленочные фильмы,
имеющие образовательное и воспитательное значение. Организовать
выпуск новой портативной киноаппаратуры, приспособленной к
условиям работы школ.
Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров
СССР создать при Центральном телевидении и телевидении союзных
республик студии учебных телепередач для общеобразовательных школ.
26. Современный этап развития общеобразовательной школы
настоятельно требует повышения научного уровня руководства
школами, укрепления инспекторского состава органов народного
образования, в особенности районных отделов.
(Абзац третий) Местным партийным органам оказывать помощь
отделам народного образования в выдвижении на инспекторскую работу
авторитетных руководителей школ, учителей, специалистов, хорошо
знающих школьное дело, умеющих распространять положительный опыт
работы.
|