СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 февраля 1989 г. N 178
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
В целях повышения роли железных дорог Министерства путей
сообщения СССР в дальнейшем развитии экономического потенциала
страны, усиления их ответственности за выполнение планов
перевозок, обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте,
расширения прав и самостоятельности, исходя из специфики
управления отраслью и в соответствии со статьей 25 Закона СССР о
государственном предприятии (объединении), Совет Министров СССР
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о железной дороге
Министерства путей сообщения СССР.
2. Установить, что:
создание, реорганизация и ликвидация железных дорог
Министерства путей сообщения СССР производятся по представлению
этого Министерства Советом Министров СССР;
назначение на должность и освобождение от должности
заместителей начальника железной дороги и начальников отделений
железных дорог производятся Министерством путей сообщения СССР.
3. В абзаце третьем пункта 1 Постановления Совета Министров
СССР от 3 декабря 1987 г. N 1377 "О генеральной схеме управления
железнодорожным транспортом" слова: "организуется с учетом
особенностей отрасли на основе Положения о государственном
производственном объединении" заменить словами: "организуется на
основе Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и
Положения о железной дороге Министерства путей сообщения СССР,
утверждаемого Советом Министров СССР".
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 23 февраля 1989 г. N 178
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Железная дорога является основным звеном железнодорожного
транспорта и обеспечивает потребности народного хозяйства и
населения в перевозках.
Железная дорога осуществляет свою деятельность на основе
Закона СССР о государственном предприятии (объединении), действует
на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования,
сочетая экономические методы управления с централизованным
руководством перевозочным процессом.
2. В состав железной дороги как в комплексное объединение
входят отделения железной дороги, действующие применительно к
статусу производственного объединения, и ее структурные единицы, а
также могут входить промышленные, строительные, транспортные,
научно - исследовательские, проектно - конструкторские,
технологические, снабженческие, торговые и другие предприятия
(объединения) и организации <*>, учреждения народного образования,
здравоохранения и культуры.
--------------------------------
<*> Отделения железной дороги, промышленные, строительные,
транспортные, научно - исследовательские, проектно -
конструкторские, технологические, снабженческие, торговые и другие
предприятия (объединения) и организации далее именуются -
предприятия.
3. Железная дорога руководствуется в своей деятельности
законами СССР, иными решениями Съезда народных депутатов СССР и
Верховного Совета СССР, постановлениями и распоряжениями Совета
Министров СССР, Уставом железных дорог Союза ССР, Уставом о
дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР, настоящим
Положением, Правилами технической эксплуатации железных дорог
Союза ССР, приказами и другими нормативными актами Министерства
путей сообщения СССР.
Строительные, транспортные, научно - исследовательские,
проектно - конструкторские, технологические, снабженческие,
торговые и другие предприятия (объединения) и организации,
учреждения народного образования, здравоохранения и культуры в
части, их касающейся, руководствуются в своей деятельности также
нормативными актами соответствующих министерств и ведомств.
4. Положения о предприятиях и структурных единицах железной
дороги и отделений железной дороги утверждаются соответственно
железной дорогой и отделением железной дороги на основе общих
положений, определяющих вопросы обеспечения перевозочного
процесса, устанавливаемых Министерством путей сообщения СССР.
Железная дорога, отделение железной дороги, исходя из
требований по эффективной организации перевозочного процесса и в
соответствии со статьей 5 Закона СССР о государственном
предприятии (объединении), предоставляют структурным единицам,
имеющим отдельный баланс, необходимые права по подбору,
расстановке и воспитанию кадров, социальному развитию трудовых
коллективов, организации и оплате труда, в области кредитования и
расчетов, а также в других областях деятельности.
5. Железная дорога и отделение железной дороги являются
юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, расчетный и
иные счета в учреждениях банков.
Железная дорога и отделение железной дороги имеют печати со
своим наименованием и с изображением Государственного герба СССР.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
6. Основными задачами железной дороги являются:
полное, своевременное и качественное удовлетворение
потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;
повышение эффективности хозяйственной деятельности;
обеспечение безопасности движения и охраны труда работников;
повышение качества и культуры обслуживания пассажиров;
планомерное и комплексное развитие материально - технической
базы и социальной сферы;
содержание в исправном состоянии сооружений, устройств и
технических средств;
увеличение выпуска товаров народного потребления и оказание
услуг населению;
охрана окружающей среды от загрязнения и других вредных
воздействий.
7. Материально - техническую базу и средства железной дороги,
то есть ее имущество, составляют основные фонды и оборотные
средства, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы.
Железная дорога осуществляет права владения, пользования и
распоряжения этим имуществом.
8. Железная дорога формирует фонды экономического
стимулирования в порядке и на условиях, предусмотренных Законом
СССР о государственном предприятии (объединении), применительно к
производственному объединению.
9. Железная дорога несет ответственность перед входящими в ее
состав предприятиями за своевременное и полное исполнение по
отношению к ним своих обязанностей. Убытки, причиненные
предприятиям вследствие ненадлежащего осуществления этих
обязанностей, подлежат возмещению железной дорогой в соответствии
с действующим законодательством.
Железная дорога, руководствуясь Законом СССР о государственном
предприятии (объединении), имеет право централизовать полностью
или частично выполняемые предприятиями производственно -
хозяйственные функции, связанные с организацией и обеспечением
перевозочного процесса. При этом необходимые для выполнения
указанных функций средства предприятий могут быть централизованы с
их согласия.
Железная дорога организует внутрихозяйственные взаимоотношения
и разрешает споры между входящими в ее состав предприятиями и
структурными единицами в установленном законодательством порядке.
10. Железная дорога в соответствии с возложенными на нее
задачами:
а) разрабатывает перспективные планы перевозок грузов и
пассажиров и развития провозной и пропускной способности участков
дороги на основе изучения потребностей предприятий отраслей
народного хозяйства и населения в перевозках, доводит до
предприятий контрольные цифры, долговременные экономические
нормативы и лимиты, размещает государственные заказы, организует
разработку входящими в ее состав предприятиями и структурными
единицами планов экономического и социального развития;
б) определяет годовые (с распределением по кварталам) и
месячные объемы перевозок грузов по отделениям железной дороги, а
также доводит до них нормы работы подвижного состава. В
соответствии с действующим законодательством железная дорога и
отделения железной дороги несут ответственность за невыполнение
плана перевозок, сохранность грузов, просрочку в их доставке и
другие нарушения;
в) осуществляет оперативное руководство эксплуатационной
работой, разработку и выполнение совместно с отделениями железной
дороги графика движения поездов, норм работы подвижного состава и
плана перевозок грузов и пассажиров по дороге в целом;
г) обеспечивает единую научно - техническую политику,
постоянное повышение технического уровня производства,
совершенствование технологических процессов, внедрение новой
техники и передового опыта;
д) разрабатывает и проводит эффективную инвестиционную
политику по развитию железной дороги как составной части единой
сети железнодорожного транспорта страны, осуществляет функции
заказчика, развивает строительство хозяйственным способом и
создает для этих целей в установленном порядке специализированные
производства;
е) рассматривает проекты и выдает разрешения на примыкание
железнодорожных подъездных путей к станциям, определяет порядок их
обслуживания (кроме внутризаводских путей);
ж) совершенствует плановую и финансово - экономическую работу
на железной дороге в соответствии с принципами полного
хозяйственного расчета и самофинансирования, обеспечивает контроль
за полнотой и своевременностью поступления доходов от перевозок и
связанных с ними работ, осуществляет централизованные расчеты с
предприятиями и структурными единицами за выполненные ими работы и
услуги по перевозке грузов и пассажиров, содействует укреплению
финансового положения предприятий и структурных единиц, снижению
расходов и росту прибыли (доходов);
з) осуществляет строгое соблюдение государственной дисциплины
цен и тарифов, отвечает за правильность их установления и
применения, утверждает по согласованию с грузоотправителями
доплаты к централизованно устанавливаемым тарифам на перевозки в
местном сообщении за выполнение дополнительных требований по
доставке особо срочных и других грузов;
и) обеспечивает безопасность движения, сохранность
материальных и денежных средств, грузов, багажа и почты в пути
следования и на станциях, пожарную безопасность объектов
железнодорожного транспорта;
к) организует работу по материально - техническому обеспечению
предприятий и структурных единиц железной дороги продукцией,
реализуемой в порядке оптовой торговли, а также продукцией,
распределяемой в централизованном порядке, всемерно развивает
прямые хозяйственные связи;
л) разрабатывает в установленном порядке нормы расхода
материалов, топлива, смазок, электроэнергии и запасных частей,
обеспечивает контроль за их соблюдением;
м) развивает внешнеэкономическое сотрудничество с
предприятиями других стран, осуществляет экспорт (импорт)
продукции и услуг;
н) проводит меры по укреплению государственной и трудовой
дисциплины, организует подготовку и переподготовку кадров,
обеспечивая сочетание профессионального обучения с экономическим и
правовым, осуществляет руководство работой по организации,
нормированию и оплате труда, повышению культуры производства,
охране труда и технике безопасности, организует социалистическое
соревнование;
о) создает в установленном порядке общие для предприятий и
структурных единиц железной дороги учреждения и организации
социальной сферы, подсобные хозяйства, предприятия по оказанию
платных услуг, содействует развитию кооперативов;
п) обеспечивает правильное применение действующего
законодательства, защиту прав и законных интересов железной дороги
в суде, арбитраже и других органах;
р) составляет сводные балансы входящих в состав железной
дороги предприятий и структурных единиц, организует в
установленном порядке бухгалтерский, статистический учет и
отчетность, проводит мероприятия по их автоматизации, осуществляет
контроль за правильностью ведения учета и отчетности и
обеспечивает их достоверность;
с) осуществляет контроль за производственной и финансовой
деятельностью предприятий и структурных единиц, соблюдением ими
финансовой и расчетной дисциплины, обеспечивает анализ и ревизию
их деятельности.
11. Контроль и ревизия производственной и хозяйственной
деятельности железной дороги осуществляются Министерством путей
сообщения СССР, а также финансово - банковскими и другими органами
в соответствии с возложенными на них законодательством функциями
по контролю за деятельностью предприятий.
УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ
12. Руководство железной дорогой осуществляется начальником
железной дороги, назначаемым на должность и освобождаемым от
должности Советом Министров СССР по представлению Министерства
путей сообщения СССР.
Заместители начальника железной дороги, начальники отделений
железной дороги назначаются на должность и освобождаются от
должности Министерством путей сообщения СССР.
Управление железной дорогой, отделением железной дороги
осуществляется обособленным аппаратом, организационная структура
которого утверждается соответственно начальником железной дороги и
начальником отделения железной дороги по согласованию с
вышестоящим органом.
13. Начальник железной дороги:
а) руководит всей деятельностью железной дороги, реализуя в
полном объеме права, предусмотренные Законом СССР о
государственном предприятии (объединении);
б) представляет интересы железной дороги на всех предприятиях,
в учреждениях и организациях, заключает договоры, выдает
доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета;
в) осуществляет работу по подбору и расстановке руководящих
кадров в соответствии с действующим законодательством и
установленной номенклатурой должностей;
г) в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции и
дает указания, обязательные для всех работников железной дороги.
14. Начальник железной дороги несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на железную дорогу задач
и результаты ее работы.
15. На железной дороге избирается совет трудового коллектива.
16. Для определения направления перспективного развития
железной дороги, рассмотрения вопросов технического и
технологического перевооружения, интенсификации перевозочного
процесса, повышения экономической эффективности ее работы в
качестве совещательного органа на железной дороге создается
технико - экономический совет из числа передовиков производства,
изобретателей и рационализаторов, высококвалифицированных
специалистов и научных работников. Состав технико - экономического
совета и положение о нем утверждаются начальником железной дороги.
СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
17. Создание, реорганизация и ликвидация железных дорог
производятся по представлению Министерства путей сообщения СССР
Советом Министров СССР. Изменение границ железных дорог, отделений
железных дорог производится Министерством путей сообщения СССР.
18. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и
структурных единиц, в том числе входящих в состав отделений
железной дороги и других объединений, связанных с организацией и
обеспечением перевозочного процесса, производятся в соответствии с
действующим законодательством Министерством путей сообщения СССР
по представлению железной дороги.
|