Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 22.10.2002] ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ОТМЕНЯЕТ РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ИЗБРАННЫМ КАНДИДАТА, НАБРАВШЕГО НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ИЗБРАНИЯ ЧИСЛО ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ЛИБО ПРИЗНАННОГО ИЗБРАННЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГОЛОСОВАНИЯ ЗА СПИСОК КАНДИДАТОВ, ЕСЛИ ОН В УСТАНОВЛЕННЫЙ СРОК НЕ ПРЕДСТАВИЛ КОПИЮ ПРИКАЗА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ, НЕСОВМЕСТИМЫХ СО СТАТУСОМ ДЕПУТАТА, ЛИБО ДОКУМЕНТОВ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 22 октября 2002 года
   
                                                   Дело N 49-В02пр-18
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                     Корчашкиной Т.Е.
   
       рассмотрела   в  судебном   заседании   22   октября  2002  г.
   гражданское дело по протесту заместителя Генерального прокурора РФ
   на  решение  Салаватского  районного  суда  от  2 марта  2001  г.,
   определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда
   Республики  Башкортостан  от  12  апреля  2001 г.  и постановление
   президиума  Верховного  суда Республики Башкортостан от 15 августа
   2001  г.  по  заявлению  заместителя  Генерального прокурора РФ об
   отмене   решения   территориальной   избирательной   комиссии   по
   Малоязовскому  избирательному  округу  N 62 от 14 марта 1999 г.  в
   части  признания  Кульмухаметова  Э.В.  избранным депутатом Палаты
   Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Харланова  А.В.,  заключение  прокурора Генеральной прокуратуры РФ
   Любимовой И.Б., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       14.03.99   состоялись   выборы   в  Государственное   Собрание
   Республики Башкортостан.
       Решением    территориальной    избирательной    комиссии    по
   Малоязовскому  избирательному  округу N 62 (далее ТИК) от 14.03.99
   Кульмухаметов  Э.В.,  занимавший  должность  начальника Управления
   федеральной  службы  налоговой  полиции  Российской  Федерации  по
   Республике  Башкортостан,  был  признан избранным депутатом Палаты
   Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.
       Данное  решение  было оспорено в судебном порядке заместителем
   Генерального прокурора Российской Федерации.
       Решением    Салаватского   районного   суда   от   02.03.2001,
   оставленным   без  изменения  определением  судебной  коллегии  по
   гражданским   делам   Верховного   суда   РБ   от  12.04.2001,   в
   удовлетворении   заявления   об   отмене  решения  территориальной
   избирательной комиссии N 62 по Малоязовскому избирательному округу
   в  части признания Кульмухаметова Э.В.  избранным депутатом Палаты
   Представителей Государственного Собрания РБ отказано.
       Постановлением  президиума  Верховного  суда  РБ  от  15.08.01
   отклонен протест прокурора Республики Башкортостан.
       В  протесте  заместителя  Генерального  прокурора  РФ ставится
   вопрос  об  отмене  состоявшихся  судебных постановлений в связи с
   неправильным применением судом норм материального права.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы протеста,  Судебная
   коллегия   находит  его  подлежащим  удовлетворению  по  следующим
   основаниям.
       В  соответствии  со ст.  3 Федерального закона от 31.07.95 "Об
   основах     государственной     службы    Российской    Федерации"
   государственным  служащим является гражданин Российской Федерации,
   исполняющий   в  порядке,   установленном   федеральным   законом,
   обязанности по государственной должности государственной службы за
   денежное    вознаграждение,    выплачиваемое   за   счет   средств
   федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта
   Российской Федерации.
       Согласно  ст.   1  Положения  о прохождении  службы  в органах
   налоговой    полиции    Российской    Федерации,     утвержденного
   Постановлением  Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.93
   N 4991-1, служба в органах налоговой полиции является особым видом
   государственной службы граждан Российской Федерации,  состоящих на
   должностях  в Департаменте  налоговой полиции РФ или его органах в
   республиках  в составе  Российской Федерации,  автономной области,
   автономных  округах,  краях,  областях,  городах  Москве и Санкт -
   Петербурге,   городах,   районах   в  городах   Москве  и Санкт  -
   Петербурге.
       Должность,   которую  занимал  Кульмухаметов  Э.В.,  входит  в
   утвержденный  Указом Президента Российской Федерации от 03.09.97 N
   981     Перечень     государственных     должностей    федеральной
   государственной службы категории "В" (л.д. 12 - 13).
       Согласно  ч.   2  ст.   11  Федерального  закона  "Об  основах
   государственной   службы   Российской  Федерации"  государственный
   служащий     не     вправе    быть    депутатом    законодательных
   (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
       В  соответствии  со  ст.  10  Конституции Российской Федерации
   государственная  власть  в Российской  Федерации осуществляется на
   основе  разделения на законодательную,  исполнительную и судебную.
   Органы   законодательной,    исполнительной   и  судебной   власти
   самостоятельны.
       Разделение   властей   относится   к  числу   общих  принципов
   демократического правового федеративного государства. Закрепленное
   в  Конституции  Российской  Федерации  в качестве  одной  из основ
   конституционного  строя  для  Российской  Федерации  в целом,  оно
   обязательно   не   только   для  федерального  уровня,   но  и для
   организации   государственной   власти   в  субъектах   Российской
   Федерации.
       Принцип    разделения    властей    предполагает   не   только
   распределение  властных полномочий между органами различных ветвей
   государственной  власти,   но  и взаимное  уравновешивание  ветвей
   власти,  невозможность  ни для одной из них подчинить себе другие.
   Данный принцип не допускает сосредоточения различных ветвей власти
   в   одном   органе,   следовательно,   и   совмещения  депутатских
   обязанностей  с занятием  должности на государственной службе.  Из
   этого требования и исходил федеральный законодатель,  устанавливая
   для    государственных    служащих    запрет    быть    депутатами
   законодательного  (представительного) органа Российской Федерации,
   законодательных  (представительных)  органов  субъектов Российской
   Федерации, органов местного самоуправления.
       В  ч.  1  ст.  77  Конституции Российской Федерации закреплено
   право  субъектов  Российской  Федерации устанавливать свою систему
   органов государственной власти самостоятельно, но в соответствии с
   основами  конституционного  строя  Российской  Федерации  и общими
   принципами  организации  представительных и исполнительных органов
   государственной власти, установленными федеральным законом.
       По смыслу статей 15 (часть 1),  66 (часть 1), 72 (пункт "н") и
   76  (части  1,  2  и 5) Конституции  Российской Федерации  субъект
   Российской  Федерации  вправе  принимать законы,  регламентирующие
   организацию  и деятельность  собственных  органов  государственной
   власти,  но  такие  законы  не  должны  противоречить  Конституции
   Российской Федерации и соответствующим федеральным законам.
       Исходя  из  изложенного,  является несостоятельным утверждение
   президиума  Верховного  суда  Республики  Башкортостан о том,  что
   республиканским  законодательством не предусмотрено ограничение на
   совмещение   обязанностей  государственного  служащего  и депутата
   Палаты  Представителей  Государственного Собрания РБ,  ограничение
   такого рода установлено лишь для депутатов Законодательной Палаты.
       В  рассматриваемой ситуации подлежали применению вышеуказанные
   конституционные  нормы  и статьи  Федерального  закона "Об основах
   государственной службы Российской Федерации".
       Вместе  с тем  республиканский  закон  также содержит правовые
   нормы,  действие  которых  направлено  на  предотвращение  случаев
   совмещения   должностей  государственной  службы  с осуществлением
   депутатских полномочий.
       Согласно  ст.  91  Кодекса  РБ  "О  выборах"  (с изменениями и
   дополнениями, внесенными Законом РБ от 29.11.98 N 193-з) избранный
   депутат  в трехдневный  срок после получения извещения об избрании
   обязан  в письменном виде сообщить в соответствующую избирательную
   комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со званием
   депутата.
       В последующем указанные положения нашли закрепление в ч. 4 ст.
   58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
   права  на  участие  в референдуме граждан Российской Федерации" от
   19.09.97  N 124-ФЗ  (в  редакции Федерального закона от 30.03.99 N
   55-ФЗ),  согласно  которой  соответствующая избирательная комиссия
   отменяет свое решение о признании избранным кандидата,  набравшего
   необходимое   для   избрания   число   голосов   избирателей  либо
   признанного   избранным   по  результатам  голосования  за  список
   кандидатов,  если  он  в срок,  установленный субъектом Российской
   Федерации,   но  не  позднее   чем  в течение  семи  дней  со  дня
   официального  опубликования  результатов выборов,  не представил в
   соответствующую     избирательную     комиссию    копию    приказа
   (распоряжения)  об освобождении от обязанностей,  несовместимых со
   статусом  депутата,   выборного  должностного  лица,   либо  копию
   документов,  удостоверяющих  подачу в установленный срок заявления
   об освобождении от указанных обязанностей.
       Результаты   выборов   в Государственное  Собрание  Республики
   Башкортостан   были   опубликованы   19.03.99  в газете  "Известия
   Башкортостана".
       Поскольку  Кульмухаметов Э.В.  не выполнил возложенную на него
   статьей  91  Кодекса  РБ обязанность о сложении с себя полномочий,
   несовместимых  со  званием  депутата,   избирательная  комиссия  в
   соответствии с требованиями п. 2  ст. 12, абз. 1 и 2  п. 1 ст. 22,
   абз.  1 ст. 20 и п. 1, 2 ст. 91 Кодекса РБ "О выборах" (в редакции
   на  момент  принятия  решения)  обязана была рассмотреть вопрос об
   отмене   своего   решения   в части  признания  данного  кандидата
   избранным   депутатом   как  орган,   осуществляющий  контроль  за
   реализацией законодательства Республики Башкортостан о выборах.
       Тот  факт,  что ч.  4 ст.  58 Федерального закона "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав  и права  на  участие в референдуме
   граждан  Российской  Федерации"  вступила  в силу после проведения
   выборов,  не  свидетельствует о законности судебных постановлений,
   поскольку указанные выше Федеральные законы и положения Кодекса РБ
   "О  выборах"  являлись достаточной правовой базой для рассмотрения
   избирательной  комиссией  вопроса об отмене своего решения в части
   признания Кульмухаметова Э.В. избранным депутатом.
       Ссылка на Указ Президента РФ от 30 мая 1995 г. "Об обеспечении
   избирательных прав военнослужащих,  сотрудников органов внутренних
   дел Российской Федерации,  федеральных органов налоговой полиции и
   работников   прокуратуры   Российской  Федерации"  несостоятельна,
   поскольку   запрет   на  совмещение  обязанностей  госслужащего  и
   депутата   законодательных   органов   субъектов   РФ   установлен
   федеральным  законом  и вытекает  из  Конституции  РФ,  которые  и
   подлежат непосредственному применению.
       В  настоящее  время Кульмухаметов Э.В.  продолжает участвовать
   одновременно  в работе  органов  исполнительной  и законодательной
   власти;  является  депутатом  и работает  заместителем  премьер  -
   министра Республики Башкортостан.
       При новом рассмотрении суду необходимо установить причины,  по
   которым   Кульмухаметов   Э.В.   не  сложил  с себя  обязанностей,
   несовместимых со званием депутата, и продолжает работать в органах
   исполнительной   и законодательной  власти,   несмотря  на  прямой
   запрет,   содержащийся  в федеральных  законах,   а  избирательная
   комиссия  не  рассмотрела  вопрос  об  отмене  своего решения и не
   отменила его.
       Руководствуясь ст.  ст.  329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Салаватского  районного  суда  от  2 марта  2001  г.,
   определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда
   Республики  Башкортостан  от  12  апреля  2001 г.  и постановление
   президиума  Верховного  суда Республики Башкортостан от 15 августа
   2001  г.  отменить,  дело  направить  на  новое рассмотрение в суд
   первой инстанции.
   
                                                 Председательствующий
                                                           В.П.КНЫШЕВ
   
                                                                Судьи
                                                         А.В.ХАРЛАНОВ
                                                       Т.Е.КОРЧАШКИНА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное