Утверждена
Минздравом СССР
26 мая 1988 г. N 06-14/20
Согласована
Постановлением
Президиума ЦК профсоюза
медицинских работников,
протокол N 16 от 18 апреля 1988 г.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
С ЛАЗЕРНЫМИ АППАРАТАМИ
1. Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельной работе на лазерных установках
допускаются лица не моложе 18 лет, с законченным высшим и средним
медицинским образованием, имеющие удостоверения о прохождении
курса специального обучения, обученные безопасности труда в
соответствии с ГОСТ 12.0.004-79, имеющие 1 группу по
электробезопасности.
1.2. Персонал, работающий на лазерной медицинской аппаратуре,
должен проходить обязательный предварительный при поступлении на
работу и периодические медицинские осмотры согласно Приказу
Минздрава СССР от 19 июня 1984 г. N 700.
1.3. Персонал, работающий на лазерной медицинской аппаратуре,
обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка
учреждения.
1.4. В помещениях, где проводятся работы на лазерных
медицинских аппаратах, должны соблюдаться действующие правила
пожарной безопасности. Загромождение проходов, захламление
помещения не допускается.
1.5. Прием пищи и курение на рабочих местах запрещается. Для
приема пищи необходимо оборудовать специальные помещения.
1.6. Персонал, работающий на лазерной медицинской аппаратуре,
должен быть обеспечен санитарно - гигиенической одеждой,
санитарной обувью и предохранительными приспособлениями в
соответствии с действующими Нормами, утвержденными Минздравом
СССР.
1.7. Для мытья рук в умывальниках должны быть в достаточном
количестве мыло и чистые полотенца (электрополотенца).
1.8. О каждом несчастном случае, связанном с производством или
работой, пострадавший или очевидец должен известить
соответствующего руководителя. Руководитель должен организовать
первую помощь пострадавшему, его доставку в лечебное учреждение,
сообщить руководителю учреждения, инженеру по охране труда или
лицу, выполняющему его функции, и в профсоюзный комитет о
случившемся, сохранить для расследования обстановку на рабочем
месте и состояние оборудования таким, каким оно было в момент
происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих
работников и не приведет к аварии.
1.9. При работе с лазерными аппаратами на персонал могут
действовать опасные и вредные производственные факторы:
- лазерное излучение (прямое, отраженное и рассеянное);
- вещества, выделяющиеся и образующиеся при работе аппарата;
- высокое электрическое напряжение в цепях питания.
1.10. Предельно допустимые уровни (ПДУ) лазерного излучения
должны соответствовать действующим "Санитарным нормам и правилам
устройства и эксплуатации лазеров" N 2382-81.
1.11. В паспорте на каждый лазерный аппарат есть раздел с
подробным описанием мероприятий по технике безопасности и гигиене
труда, которые необходимо обеспечивать, а также указан класс
лазерной опасности.
1.12. Внутренняя поверхность помещения, в котором находится
лазерный аппарат, должна быть матовой, обеспечивающей рассеяние
случайно попавшего лазерного излучения, а предметы, находящиеся в
этом помещении, не должны иметь зеркально отражающих поверхностей.
1.13. В помещениях с лазерными аппаратами, где возможно
образование озона, окислов азота и других вредных газов, паров и
аэрозолей, должна быть предусмотрена приточно - вытяжная
вентиляция, обеспечивающая снижение содержания их в воздухе до
концентрации, допустимой санитарными нормами.
1.14. Освещенность (естественная и искусственная) должна
соответствовать оптимальным величинам, определяемым
соответствующими инструкциями для определенных помещений
медицинских учреждений в соответствии со СНиП II-69-78
"Лечебно - профилактические учреждения".
1.15. Организацию работ с лазерными медицинскими аппаратами,
надзор за выполнением "Санитарных норм и правил устройства и
эксплуатации лазеров" N 2382-81 и инструкций по технике
безопасности осуществляет руководитель структурного подразделения,
где выполняются эти работы в соответствии с Приказом Министерства
здравоохранения СССР N 862 от 30.09.82.
1.16. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкций
по охране труда, подвергаются дисциплинарному воздействию в
соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при
необходимости, внеочередной проверке знаний по вопросам охраны
труда.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед включением аппарата необходимо убедиться в наличии
заземления, проверить наличие диэлектрических ковриков на рабочих
местах и внешнее состояние изоляции соединительных электрических
кабелей.
2.2. Убедиться в исправной работе системы вентиляции.
2.3. Убедиться в том, что на лазерных аппаратах задействованы
системы блокирования.
2.4. Убедиться в исправности лазерных аппаратов и наличии
излучения основного и прицельного лазеров.
2.5. Принять необходимые меры по исключению попадания
лазерного излучения в глаза, на кожные покровы обслуживающего
персонала, на зеркальные, металлические и стеклянные поверхности,
кафельные стены, а также на легковоспламеняющиеся материалы.
2.6. Персонал, работающий с лазерными медицинскими аппаратами,
обязан пользоваться необходимыми средствами индивидуальной защиты
в соответствии с требованиями, определяемыми классом лазерной
опасности.
2.7. На дверях помещений должны быть установлены
предупредительные знаки "Опасно!", "Лазерное излучение!" в
соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки
безопасности".
3. Требования безопасности во время работы
3.1. При необходимости (в случаях возможного превышения ПДУ на
рабочих местах) нужно использовать средства индивидуальной или
коллективной защиты в соответствии с "Санитарными нормами и
правилами устройства и эксплуатации лазеров" N 2382-81.
3.2. Во время работы запрещается:
1) отключать кабель, соединяющий оптический блок и источник
питания;
2) применять взрывоопасные наркотические вещества;
3) открывать кожухи аппарата;
4) работать без диэлектрических ковриков;
5) работать без защитного заземления;
6) направлять луч лазера на металлические и стеклянные
поверхности, а также предметы, имеющие зеркально отражающие
поверхности.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Необходимо соблюдать осторожность при работе с излучением
мощных лазеров, так как при попадании излучения на горючие
материалы возможно их возгорание.
4.2. При аварии персонал обязан:
- при коротком замыкании, обрыве в системах электропитания
отключить главный сетевой рубильник в помещении и вызвать лицо,
ответственное за эксплуатацию аппаратуры в помещении;
- при поражении человека электрическим током и прочих травмах
действовать согласно Инструкции "Первая помощь пострадавшим от
электрического тока и при других несчастных случаях";
- при поломке коммуникационных систем водоснабжения, отопления
и вентиляции, препятствующих выполнению медицинских операций или
процедур, прекратить работу до ликвидации аварии, сообщить
руководителю подразделения и принять меры к предупреждению
возможных аварий.
4.3. При прекращении подачи электроэнергии персонал должен
отключить аппаратуру и вызвать ответственного за электроустановки.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. После окончания работы (смены) необходимо привести в
порядок свое рабочее место и оборудование, уходя выключить
вентиляцию и освещение.
5.2. Обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных во
время работы, персонал обязан сделать соответствующие записи в
журнале технического обслуживания и сообщить администрации.
Примечания. 1. В п. 1.1 действует ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ.
Организация обучения безопасности труда. Общие положения".
2. В п. 1.4 действуют "Правила пожарной безопасности для
учреждений здравоохранения" (ППБО 07-91), утвержденные Приказом
Министерства здравоохранения СССР от 30.08.91 N 250.
3. В п. 1.6 действует Приказ Минздрава СССР от 29.01.88 N 65
"О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды,
спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также
санитарной спецодежды и санитарной спецобуви".
4. В п. 1.14 действует СНиП 2.08.02-89. "Общественные здания"
с изменениями и "Пособие по проектированию учреждений
здравоохранения" к нему, разработанное Гипрониздравом, 1989 г.
|