АДМИНИСТРАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 21 октября 2003 г. N 6112
В соответствии с п. 16 "Правил регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания
и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня
должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденных
постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от
16.03.2000), необходимо представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту
жительства;
документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение
(ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого
помещения, решение суда о признании права пользования жилым
помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое
помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
Как указывается в постановлении Конституционного Суда РФ от
02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10,
12 и 21 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц,
ответственных за регистрацию", пункты 12 и 21 Правил,
предусматривающие основания отказа в регистрации по месту
пребывания и по месту жительства, как следует из их содержания, по
существу предполагают проверку подлинности представляемых
гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности
выдачи ордера, соответствия заключенного договора нормативным
актам и т.д. Однако Закон Российской Федерации "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не
возлагает такую проверку на органы, производящие регистрацию, и
она не должна ими осуществляться. Иное означало бы неправомерное
вторжение органов исполнительной власти и других органов
регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и
иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно
использовалась бы для установления системы контроля за законностью
реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ
в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в
качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией
прав, что законом не установлено и не соответствует
конституционному смыслу института регистрации.
Согласно названному закону органы регистрационного учета
уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления
гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно
поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного
характера и не должен приводить к ограничению конституционного
права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не
противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь
предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в
пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и
отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или
жительства.
В то же время сам по себе факт регистрации или отсутствие
таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и
обязанностей, в том числе прав на жилое помещение.
В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в
установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение
своего супруга, детей, родителей, других родственников,
нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное
согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к
родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется
согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами
настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными
членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти
граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и
если при вселении между этими гражданами, нанимателем и
проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о
порядке пользования жилым помещением.
Учитывая, что положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР носит бланкетный
характер, сообщаю, что указанный порядок о вселении в Санкт-
Петербурге установлен приказом Комитета по содержанию жилищного
фонда и Комитета по жилищной политике Администрации Санкт-
Петербурга от 06.05.2000 N 73/33 (ред. от 19.07.2002) "Об
утверждении инструкции о вселении граждан в жилые помещения
государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга".
Так, в соответствии с п. 3 Инструкции в случае вселения граждан
в качестве лиц, постоянно проживающих с нанимателем, необходимо
соблюдение следующих условий:
- принадлежность вселяемых к кругу лиц, указанных в ст. 54 ЖК
РСФСР;
- письменное согласие нанимателя и всех совершеннолетних членов
семьи нанимателя (на вселение к родителям их детей, не достигших
совершеннолетия, согласия остальных членов семьи не требуется);
- соблюдение требований законодательства о норме жилой площади
на одного человека.
При вселении граждан в качестве лиц, постоянно проживающих с
нанимателем, должны быть представлены в районное жилищное
агентство следующие документы:
- договор социального найма (оригинал);
- заявление нанимателя (совершеннолетнего члена семьи
нанимателя);
- документы, подтверждающие согласие членов семьи нанимателя;
- документы, подтверждающие принадлежность вселяемых к кругу
лиц, указанных в ст. 54 ЖК РСФСР (свидетельство о рождении,
свидетельство о заключении брака, судебное решение и т.п.).
Указанное обстоятельство может служить основанием для отказа
лишь в случае рассмотрения вопроса о вселении граждан в
соответствии с "Инструкцией о вселении граждан в жилые помещения
государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" от 06.05.2000 N
73/33.
Одновременно сообщаю, что в соответствии с постановлением
Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 N 3-П "По делу о проверке
конституционности частей первой и второй ст. 54 ЖК РСФСР в связи с
жалобой гражданки Л.Н.Ситаловой" содержащееся в части первой
статьи 54 положение об "установленном порядке" как процедуре
вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки
(в настоящий момент регистрации по месту жительства) признано не
соответствующим по содержанию Конституции Российской Федерации,
т.е. указанным постановлением устанавливается возможность вселения
в жилое помещение без изменения регистрационного учета по месту
жительства, а также возможность регистрации по месту жительства в
уведомительном порядке без соблюдения условий о вселении. В
последнем случае указанная регистрация по месту жительства не
повлечет правовых последствий, в том числе права на жилое
помещение.
Заместитель председателя
Комитета по жилищной политике
Санкт-Петербурга
П.А.Григорьев
|