10 апреля 1990 года N 1421-1
------------------------------------------------------------------
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОЮЗА ССР,
СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК
Настоящий Закон определяет основы экономических отношений
Союза ССР, союзных и автономных республик. Он основывается на
принципах федерализма, экономической самостоятельности и взаимной
ответственности Союза ССР, союзных и автономных республик. Законом
разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в экономической
сфере, определяются их финансово - экономические отношения,
устанавливаются правовые основы их участия в общесоюзном рынке,
предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования
отношений Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и
автономных республик, автономных областей и округов, местных
Советов народных депутатов и самостоятельности предприятий.
Статья 1. Компетенция Союза ССР в экономической сфере
1. Ведению Союза ССР подлежит:
установление законодательных основ хозяйственной деятельности
СССР и функционирования общесоюзного рынка;
организация налоговой системы в СССР, установление
общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей в
бюджет, предельных размеров налогообложения;
составление, утверждение и исполнение союзного бюджета;
разработка перспектив социально - экономического развития
страны, составление и реализация общесоюзных программ;
осуществление общей политики ценообразования, организация
финансово - кредитной системы и единого денежного обращения;
образование общесоюзных резервных, страховых и других фондов;
установление общих норм и правил охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов;
управление железнодорожным, воздушным, морским и магистральным
трубопроводным транспортом, оборонными объектами, космическими
системами, Единой энергетической системой СССР, общесоюзными
системами связи и информации, а также объектами, относящимися к
общесоюзной государственной собственности в соответствии с
законодательством СССР и соглашениями Союза ССР и республик;
координация деятельности республик в вопросах инвестиционной и
амортизационной политики; науки и техники; занятости, миграции
населения; народного образования, здравоохранения и культуры;
установление в СССР минимальных размеров оплаты труда,
пенсионного и других видов социального обеспечения;
определение основ и проведение общесоюзной внешнеэкономической
политики;
установление принципов организации таможенного дела на основе
единства таможенной территории СССР, таможенных пошлин и
таможенных сборов; определение границ экономической зоны и
континентального шельфа СССР и их охрана;
предоставление Союзом ССР государственных займов и
экономической помощи иностранным государствам, заключение
соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых Союзом
ССР из иностранных источников;
защита экономических интересов Союза ССР, союзных и автономных
республик, предприятий, организаций и граждан СССР за рубежом;
организация общесоюзной статистики и бухгалтерского учета;
организация единой патентной и метеорологической служб, службы
единого времени, мер и весов, установление общесоюзных стандартов.
2. Союз ССР осуществляет законодательное регулирование сфер,
отнесенных к его ведению, образует общесоюзные органы управления,
в работе которых принимают участие представители союзных и
заинтересованных автономных республик, заключает с республиками в
необходимых случаях соглашения по экономическим вопросам.
Статья 2. Основы экономической самостоятельности союзных и
автономных республик
1. Союзные и автономные республики полномочны решать
экономические и социальные вопросы за исключением тех, которые
Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим Законом
отнесены к ведению Союза ССР.
2. Союзные и автономные республики на своих территориях с
соблюдением законодательства СССР:
владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными
ресурсами в своих интересах и интересах Союза ССР;
принимают законы и другие нормативные акты, регулирующие
условия хозяйственной деятельности на территории республик;
решают вопросы налогообложения и осуществляют бюджетную
деятельность;
осуществляют регулирование экономического и социального
развития на своей территории, а также участвуют в выработке
общегосударственных решений по развитию экономики и путей их
реализации;
регулируют инвестиционную деятельность и условия строительства
на территории республики;
осуществляют регулирование цен исходя из общесоюзной политики
ценообразования;
участвуют в регулировании денежного обращения, руководят
деятельностью республиканских банков;
осуществляют внешнеэкономическую деятельность с учетом
обязательств, предусмотренных в международных договорах СССР и
соглашениях между Союзом ССР и республиками; ведут приграничную и
прибрежную торговлю; регистрируют создаваемые совместные
предприятия, международные объединения и организации, стимулируют
внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций;
формируют и используют республиканский валютный фонд;
решают вопросы социального развития, занятости населения,
регулирования доходов населения, обеспечивают установленные
законодательством СССР минимальные размеры оплаты труда,
пенсионного и других видов социального обеспечения;
устанавливают нормы экологической безопасности и осуществляют
природоохранную деятельность на территории республики, определяют
лимиты и нормативы природопользования и осуществляют выдачу
разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий и
организаций;
формируют республиканские органы государственного управления и
определяют их функции;
решают другие вопросы экономического и социального развития,
не относящиеся к ведению Союза ССР.
Статья 3. Основы финансовых и бюджетных отношений Союза ССР,
союзных и автономных республик
1. Бюджетную систему СССР составляют союзный бюджет,
самостоятельные республиканские (союзных и автономных республик) и
местные бюджеты.
Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения
союзного бюджета определяется Верховным Советом СССР, а порядок
составления, рассмотрения, утверждения и исполнения
республиканских бюджетов союзных и автономных республик -
законодательством этих республик.
2. К ведению Союза ССР относится установление взимаемых на
всей территории СССР и направляемых полностью или частично на
формирование союзного бюджета общегосударственных налогов, сборов
и обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких налогов,
сборов и платежей определяются Верховным Советом СССР.
Органы государственной власти и управления союзных и
автономных республик решают вопросы взимания общегосударственных
налогов и других общегосударственных обязательных платежей в
пределах, установленных законодательством Союза ССР.
3. Союзные и автономные республики в соответствии с
законодательством Союза ССР устанавливают взимаемые на своей
территории и зачисляемые в их бюджеты республиканские налоги,
сборы и обязательные платежи, включая платежи за природные
ресурсы.
4. Доходы союзного бюджета формируются за счет
общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей (за
исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и
автономных республик, в бюджеты автономных областей и округов и
местные бюджеты), доходов от использования общесоюзной
собственности и проводимых союзными органами мероприятий. Перечень
доходных источников и структура расходов союзного бюджета, включая
расходы на выдачу субвенций союзным и автономным республикам,
определяются Верховным Советом СССР.
5. Союзные органы совместно с органами союзных и автономных
республик образуют фонды регионального развития, резервный,
инновационный, природоохранный и другие общесоюзные фонды для
финансирования общесоюзных и межреспубликанских научно -
технических, экономических, социальных, природоохранных и других
программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий
стихийных бедствий, катастроф и аварий.
6. Государственный банк СССР осуществляет регулирование
денежного обращения на базе единой денежной единицы - рубля,
эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению к иностранным
валютам, правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных
ценностей, проводит единую кредитную политику во
внешнеэкономических связях.
Статья 4. Общесоюзный рынок
1. Основой формирования и функционирования общесоюзного рынка
является самостоятельность предприятий, объединений, организаций и
индивидуальных товаропроизводителей, осуществляющих свою
хозяйственную деятельность в условиях состязательности и
равноправия всех форм собственности с учетом антимонопольного и
иного законодательства о рынке.
Экономические отношения предприятий, объединений, организаций
и индивидуальных товаропроизводителей с республиканскими органами
управления и местными органами самоуправления строятся на
налоговой и договорной основе, если иное не предусмотрено
законодательством.
2. Законодательством СССР определяются полномочия
государственных органов Союза ССР, союзных и автономных республик
по регулированию и защите общесоюзного рынка, а также права и
обязанности его участников, их преимущества и льготы.
3. Товарообмен на территории СССР складывается в условиях
открытости республиканских рынков и отсутствия таможенных барьеров
за исключением рынков, организуемых в зонах свободного
предпринимательства, для которых союзным и республиканским
законодательством устанавливаются особые экономические и правовые
режимы.
В сфере межреспубликанского товарообмена не допускается
дискриминация какой-либо республики, ее юридических лиц и граждан.
Союзные, автономные республики без взаимного согласования с
другими союзными, автономными республиками не вправе вводить
ограничения на ввоз - вывоз товаров и финансовых ресурсов,
препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за
ее пределы имущества и денежных средств, находящихся в
собственности граждан и юридических лиц других республик, вводить
транзитные платежи.
4. Союзные и автономные республики на своей территории вправе
в пределах своей компетенции регулировать рынок товаров и услуг
через системы налогообложения и ценообразования, стимулировать
производство и устанавливать льготы по реализации отдельных видов
товаров за счет республиканского бюджета.
5. Союзные и автономные республики на своей территории в
пределах своей компетенции законодательно устанавливают единый для
всех инвесторов порядок приобретения имущества и осуществления
капитальных вложений. Республиканским законодательством
гарантируется инвесторам выбор подрядных организаций, а также
возвращение вложенных инвестиций и вывоз полученных доходов.
6. Кредитное, расчетное и страховое обслуживание субъектов
хозяйствования осуществляют учреждения Государственного банка
СССР, самостоятельные коммерческие банки, страховые общества и
иные кредитные учреждения, создаваемые и действующие в
соответствии с законодательством СССР и республик.
7. Выпуск и обращение акций и других ценных бумаг на
общесоюзном рынке осуществляются в соответствии с союзным и
республиканским законодательством.
Статья 5. Договорные формы экономических связей Союза ССР,
союзных и автономных республик
1. Экономические отношения Союза ССР и республик, а также
республик между собой, не предусмотренные соответствующим
законодательством, регулируются двусторонними и многосторонними
соглашениями. На договорной основе решаются вопросы
межреспубликанского обмена и передачи друг другу находящегося в их
собственности имущества, создаются совместные предприятия,
организации, учреждения и единые органы управления, формируются
фонды для совместного решения социально - экономических задач.
Соглашениями может предусматриваться обмен необходимой плановой,
прогнозной, коммерческой, научно - технической и другой
информацией.
Предметом межреспубликанских соглашений не могут быть
совместные действия, ущемляющие интересы других республик или
ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка.
2. Союзные и автономные республики вправе учреждать в столице
Союза ССР и столицах других республик свои представительства,
содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов.
Органы государственного управления Союза ССР могут создавать с
согласия республики на ее территории свои службы и подразделения.
Статья 6. Гарантии экономической самостоятельности союзных и
автономных республик
1. Союзные и автономные республики участвуют в решении
экономических и социальных вопросов, отнесенных к ведению Союза
ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР,
Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве
СССР и других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением
Союзного договора, рассматриваются Советом Федерации с участием
высших государственных должностных лиц автономных республик,
автономных областей и округов.
2. Высшие органы государственной власти республик могут
вносить вопросы о соответствии Конституции СССР и законам СССР
актов высших органов государственной власти и управления Союза
ССР, регулирующих экономические отношения, на рассмотрение
Комитета конституционного надзора СССР.
3. Союзные и автономные республики вправе обращаться к
Президенту СССР с ходатайством о приостановлении действия
постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, противоречащих
экономическим интересам этих республик.
4. Высшие органы государственного управления союзных и
автономных республик вправе опротестовывать в Совет Министров СССР
акты подведомственных ему органов управления, противоречащие
экономическим интересам республик. Совет Министров СССР в месячный
срок рассматривает этот протест и принимает окончательное решение.
Правительства республик могут приостанавливать на своей
территории действие опротестуемых актов на время их рассмотрения.
5. Разногласия по экономическим вопросам между Правительством
Союза ССР, союзными и автономными республиками, а также между
республиками, возникающие при исполнении законов СССР,
постановлений и распоряжений Правительства СССР, рассматриваются
Верховным Советом СССР с учетом рекомендаций Совета Федерации.
Статья 7. Гарантии экономической самостоятельности автономных
областей и округов, органов местного самоуправления и предприятий
1. Компетенция автономных областей и округов в экономической
сфере определяется законами СССР и союзных республик, которые
гарантируют право автономных областей и округов на самостоятельное
хозяйствование.
2. Автономные области и округа в соответствии с
законодательством Союза ССР и союзных республик на своей
территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими
природными ресурсами, а также имуществом, находящимся в их
собственности.
3. Автономные области и округа обеспечивают комплексное
социально - экономическое развитие на своей территории,
самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют
меры по укреплению финансовой базы органов местного
самоуправления, устанавливают и регулируют в пределах своей
компетенции цены, участвуют в определении лимитов и нормативов
природопользования на их территории, в соответствии с союзным и
республиканским законодательством выдают разрешения и накладывают
запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют
внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы,
отнесенные к их компетенции.
4. Права органов местного самоуправления обеспечиваются
Законом СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР", другими законодательными актами Союза ССР,
союзных и автономных республик.
5. Союзные и автономные республики, автономные области и
округа, местные Советы народных депутатов обеспечивают в
соответствии с законодательными актами Союза ССР и республик
самостоятельность и равные правовые условия деятельности
находящихся на их территории предприятий, объединений и
организаций независимо от видов их организационных структур и форм
собственности.
Статья 8. Ответственность Союза ССР, союзных и автономных
республик за невыполнение обязательств
1. Союз ССР, союзные и автономные республики несут
ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение
обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями.
Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств
предусматриваются этими соглашениями.
2. Хозяйственные споры, вытекающие из экономических соглашений
между союзными и республиканскими органами управления, органами
управления союзных и автономных республик, рассматриваются по
инициативе заинтересованной стороны Государственным арбитражем
СССР.
3. Органы управления Союза ССР в случае реализации ими своих
решений, принятых в нарушение действующего законодательства без
согласования с союзной или автономной республикой и нанесших ущерб
республике, обязаны по требованию республики устранить
отрицательные последствия таких решений и возместить ущерб.
4. В случае принятия органами союзной или автономной
республики решений, нарушающих права и охраняемые законом интересы
других республик и Союза ССР, убытки компенсируются республикой,
принявшей такое решение.
5. Все споры по экономическим вопросам, в том числе о
возмещении убытков, между Союзом ССР, союзными и автономными
республиками, автономными областями и округами рассматриваются в
порядке третейского разбирательства или Верховным Судом СССР.
Статья 9. Регулирование особых условий экономической
самостоятельности союзных и автономных республик
1. Союзом ССР по инициативе республик могут устанавливаться
для них в законодательном порядке особые экономические условия без
ущемление законных интересов остальных республик и Союза ССР.
2. Полномочия союзных и республиканских органов управления в
отдельных сферах хозяйственной деятельности могут
перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР,
союзных и автономных республик.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М.ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
10 апреля 1990 года
N 1421-1
|