ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 1975 г. N 558
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что
современный этап развития социалистической экономики и рост
масштабов общественного производства предъявляют новые, более
высокие требования к правовому регулированию хозяйственной
деятельности.
Хозяйственное законодательство призвано способствовать
дальнейшему росту общественного производства и повышению его
эффективности в решении задач коммунистического строительства в
соответствии с требованиями объективных экономических законов
социализма. Оно должно обеспечивать четкое функционирование всех
звеньев хозяйственного механизма, правильное соотношение прав и
ответственности на всех уровнях управления народным хозяйством,
всемерное развитие инициативы министерств и ведомств, а также
объединений, предприятий и других хозяйственных организаций,
расширение хозрасчетных отношений, повышение роли хозяйственных
договоров, дальнейшее укрепление социалистической законности и
государственной дисциплины.
В последние годы принят ряд мер по совершенствованию
управления народным хозяйством и улучшению правового регулирования
хозяйственной деятельности.
Советское законодательство значительно обновилось. Утверждены
основы гражданского, земельного, водного законодательства,
законодательства о труде и другие общесоюзные законодательные
акты, имеющие важное народнохозяйственное значение. Приняты новые
положения о министерствах и ведомствах СССР, Общее положение о
всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, Положение
о социалистическом государственном производственном предприятии,
Положение о производственном объединении (комбинате) и другие
важные решения.
ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и
райкомы партии, министерства и ведомства СССР, Советы Министров
союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных
Советов депутатов трудящихся осуществили ряд мероприятий по
повышению уровня правовой работы в народном хозяйстве. Издаются
собрания действующего законодательства СССР и союзных республик.
Вместе с тем хозяйственное законодательство еще не полностью
отвечает задачам развития экономики страны на современном этапе.
Оно состоит из большого количества актов по одним и тем же
вопросам, принятых на различных этапах социалистического
строительства. Многие акты устарели, противоречат друг другу или
не увязаны между собой. Неоправданно велико количество
ведомственных нормативных актов. Министерства и ведомства вносят
проекты новых актов, не предусматривая, как правило, предложений
об одновременной отмене или изменении ранее установленных норм, в
результате чего многие акты и отдельные нормы, потерявшие свое
значение и фактически не подлежащие применению, формально не
отменены. Нередко законодательные и другие нормативные акты
содержат неоправданные ограничения и мелочное регламентирование,
сковывающие инициативу предприятий и организаций. Ряд важных
вопросов хозяйственной деятельности еще не урегулирован в
законодательном порядке. Такое состояние хозяйственного
законодательства затрудняет его применение, не отвечает задачам
дальнейшего укрепления социалистической законности и в конечном
счете отрицательно сказывается на повышении эффективности
общественного производства.
Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных
республик еще не уделяют должного внимания работе по
совершенствованию хозяйственного законодательства и ведомственных
нормативных актов, недостаточно используют правовые средства для
укрепления государственной дисциплины, выполнения плановых заданий
и договорных обязательств.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Признать необходимым осуществить в ближайшие годы
мероприятия по дальнейшему совершенствованию хозяйственного
законодательства, усилению его роли в повышении эффективности
общественного производства и в укреплении социалистической
законности и государственной дисциплины. При проведении этой
работы исходить из того, что первоочередной задачей должно быть
устранение множественности правовых актов по одним и тем же
вопросам, имеющихся в них противоречий, неувязок, необоснованных
ограничений и мелочного регламентирования, стесняющих инициативу
предприятий и организаций.
2. Установить, что подготовка предложений по совершенствованию
хозяйственного законодательства и упорядочение ведомственных
нормативных актов являются одной из важных задач министерств и
ведомств СССР.
Совершенствование хозяйственного законодательства должно
проводиться в первую очередь по следующим основным направлениям:
планированию, капитальному строительству, финансированию и
кредитованию народного хозяйства, материально - техническому
снабжению.
3. Возложить на Министерство юстиции СССР подготовку с учетом
предложений министерств и ведомств СССР проектов планов работ по
совершенствованию хозяйственного законодательства, координацию
разработки министерствами и ведомствами СССР предусмотренных
планами проектов законодательных и других нормативных актов,
оказание им методической помощи, участие в соответствии с планами
в этой работе и контроль за выполнением министерствами и
ведомствами указанных планов.
В целях оказания министерствам и ведомствам СССР необходимой
помощи Министерству юстиции СССР разработать с участием научных
учреждений и утвердить методические правила подготовки проектов
законодательных актов и решений Правительства СССР.
4. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных
республик одновременно с внесением в Совет Министров СССР на
рассмотрение проектов новых решений Правительства СССР, как
правило, представлять предложения о признании утратившими силу или
изменении ранее принятых актов.
5. Госплану СССР, Госснабу СССР, Госстрою СССР,
Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и
технике, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, Стройбанку
СССР и другим министерствам и ведомствам СССР, правомочным
издавать нормативные акты, обязательные для других министерств и
ведомств:
пересмотреть не позднее 1976 года изданные ими нормативные
акты, имея в виду устранить противоречия в этих актах, устаревшие
нормы, а также объединить изданные в разное время акты по одним и
тем же вопросам, не допуская в дальнейшем их множественности;
установить строгий контроль за соответствием издаваемых ими
актов действующему законодательству, обеспечивать увязку новых
актов с ранее принятыми актами, своевременно вносить в них
изменения, вытекающие из законодательства;
обеспечить систематическое изучение практики применения
утвержденных ими актов и планомерно проводить работу по их
совершенствованию.
(Абзац шестой) Министерству юстиции СССР разработать и
утвердить в 1975 году рекомендации по подготовке нормативных актов
министерств и ведомств СССР.
Государственному комитету стандартов Совета Министров СССР,
Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и
технике, Министерству юстиции СССР, Главному архивному управлению
при Совете Министров СССР и Академии наук СССР изучить вопрос и
разработать рекомендации по унификации видов и форм ведомственных
нормативных актов и по вопросам, требующим решения Правительства
СССР, внести предложения в Совет Министров СССР.
6. ЦК компартий и Советам Министров союзных республик
рассмотреть вопрос о совершенствовании хозяйственного
законодательства союзных республик, а также нормативных актов
министерств и ведомств союзных республик и исполнительных
комитетов Советов депутатов трудящихся, имея в виду, в частности,
устранить необоснованные ограничения хозяйственной инициативы
предприятий и организаций и мелочное регламентирование их
деятельности; принять меры к ускорению издания систематических
собраний действующего законодательства союзных республик.
7. Признать необходимым ввести государственный учет
нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать
централизованную информацию о таких актах. В этих целях создать
при Всесоюзном научно - исследовательском институте советского
законодательства Министерства юстиции СССР научно - информационный
центр, оснащенный современными техническими средствами для поиска
и выдачи информации.
8. Прокуратуре СССР усилить надзор за соблюдением
законодательства всеми хозяйственными организациями и за точным
соответствием законодательным актам, постановлениям Совета
Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик
нормативных актов, издаваемых министерствами и ведомствами.
9. Министерству высшего и среднего специального образования
СССР, Министерству юстиции СССР, Госплану СССР, Государственному
комитету Совета Министров СССР по науке и технике и Академии наук
СССР с участием Советов Министров союзных республик разработать и
осуществить мероприятия по подготовке в высших учебных заведениях
необходимого количества высококвалифицированных юристов для работы
в народном хозяйстве, а также научно - педагогических кадров по
вопросам хозяйственного законодательства.
10. Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по
делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Советы
Министров союзных республик осуществлять своевременное издание
необходимыми тиражами справочников и сборников законодательства
СССР и союзных республик и нормативных актов министерств и
ведомств СССР, обязательных для других министерств и ведомств, а
также отдельных важнейших актов.
11. В целях широкого освещения практики применения
хозяйственного законодательства, заключения и исполнения
хозяйственных договоров, работы государственных арбитражей и
арбитражей министерств и ведомств, а также обмена опытом правовой
работы в народном хозяйстве признать необходимым приступить в
1976 году к изданию журнала "Хозяйство и право" Министерства
юстиции СССР и Государственного арбитража при Совете Министров
СССР.
|