Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНЗДРАВА РФ О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРОТОКОЛ ОТ 24.06.2003 N 11)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                 КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
   
                                ПРОТОКОЛ
   
                            24 июня 2003 г.
   
                                  N 11
   
             О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
                 КУРОРТНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Заслушав и  обсудив доклад о проекте Концепции государственной
   политики развития курортного дела в Российской Федерации, коллегия
   отмечает, что  в  комплексе  лечебно-профилактических мероприятий,
   направленных  на  укрепление  здоровья  человека,   особое   место
   занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление.
       Особую значимость данное направление  приобретает  в  связи  с
   переходом     отечественного     здравоохранения    от    системы,
   ориентированной преимущественно на лечение заболеваний,  к системе
   охраны  здоровья  граждан,  основанной на повышении функциональных
   возможностей организма и профилактике заболеваний.
       Существенная роль  принадлежит  санаторно-курортной  помощи  в
   организации  медицинской   реабилитации   лиц,   пострадавших   от
   несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
   в долечивании больных непосредственно после стационарного  лечения
   по  поводу  тяжелых  заболеваний  и  оперативных  вмешательств  на
   сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте.
       Курорты России располагают практически всеми известными в мире
   типами  лечебных  минеральных  вод,  лечебных  грязей   и   других
   природных   лечебных   факторов,   ресурсы   которых  обеспечивают
   существующую  потребность  и   перспективу   развития   курортного
   комплекса.
       В настоящее  время  сеть  санаторно-курортных  организаций   и
   учреждений  составляет  более  2,4  тыс.  здравниц общей мощностью
   409,5 тыс.  коек,  в которых ежегодно получают помощь более 5 млн.
   человек.
       Вместе с   тем,   особенности    работы    санаторно-курортных
   учреждений в условиях рыночной экономики,  значительное сокращение
   объемов финансирования здравниц из федерального,  местных бюджетов
   и   средств   обязательного  социального  страхования,  ослабление
   координации их  деятельности  со  стороны  государства  привели  к
   сокращению за последние десять лет числа санаториев, пансионатов с
   лечением и санаториев-профилакториев на 30%, числа коек в них - на
   20%,   а  также  к  ухудшению  материально-технической  базы  ряда
   санаторно-курортных учреждений.
       Сложилась диспропорция    между    высокой    потребностью   в
   санаторно-курортных  услугах  и  отсутствием  возможности   в   их
   получении из-за низкой платежеспособности населения.
       В связи     с     возрастанием     стоимости     услуг      по
   лечебно-профилактическому  применению  природных лечебных факторов
   уменьшился объем их использования в практике курортов.
       Имеет место   самозахват   участков   территорий   курортов  и
   курортных  местностей  под  частное  строительство   и   нецелевое
   использование курортных земель.
       В значительной      степени       сократилось       проведение
   научно-исследовательских   и   производственных  работ  в  области
   разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и
   внедрения  в  практику современного технологического оборудования.
   Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений
   минеральных  вод  и  лечебных грязей.  Требуется совершенствование
   имеющихся   и    разработка    новых    технологий    и    методик
   санаторно-курортного  лечения  и оздоровления,  программ оценки их
   эффективности и качества.
       Необходима дальнейшая разработка законодательной и нормативной
   правовой   базы   деятельности   курортов   и  санаторно-курортных
   организаций,  медико-экономических  стандартов санаторно-курортных
   услуг  и   критериев   лицензирования   медицинской   деятельности
   здравниц.
       Существенные недостатки  имеются  в  уровне   профессиональной
   подготовки   и   переподготовки  кадров  для  санаторно-курортного
   комплекса.
       Для обеспечения  системного  подхода к решению проблемы охраны
   здоровья  населения  страны  и  в  соответствии  с  постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  29.04.2002 г. N  284 "Об
   утверждении положения о  Министерстве  здравоохранения  Российской
   Федерации",   определившим  Минздрав  России  федеральным  органом
   исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную
   политику  и  координацию  деятельности  в  сфере  курортного дела,
   разработан  проект  Концепции  государственной  политики  развития
   курортного дела в Российской Федерации.
       Основные положения проекта данной Концепции были  обсуждены  и
   одобрены  участниками  Всероссийского  форума "Здравница - 2002" в
   октябре 2002 года.
       Главной целью  государственной  политики в санаторно-курортной
   сфере  является  создание  в  Российской  Федерации   современного
   высокоэффективного  курортного комплекса,  обеспечивающего широкие
   возможности   для    удовлетворения    потребности    граждан    в
   санаторно-курортной помощи.
       Будет улучшено    состояние    инфраструктуры    курортов    и
   лечебно-оздоровительных местностей,    обеспечена    экономическая
   стабильность в деятельности всего санаторно-курортного  комплекса,
   что   позволит  сохранить  и  рационально  использовать  ценнейшие
   природные  лечебные  ресурсы  России,  повысит  уровень   оказания
   санаторно-курортной  помощи и конкурентоспособность отечественного
   курортного комплекса.
       В качестве механизма осуществления Концепции предусматривается
   разработка плана мероприятий по реализации указанной концепции  на
   период до 2010 года,  объединяющего усилия министерств и ведомств,
   субъектов     Российской     Федерации,     органов     управления
   здравоохранением,   санаторно-курортных  организаций  по  развитию
   курортного комплекса   и   совершенствованию   санаторно-курортной
   помощи населению Российской Федерации.
       Успешная реализация  положений  настоящей  Концепции  и  плана
   мероприятий положительно скажется на состоянии здоровья населения,
   позволит снизить уровни заболеваемости и  инвалидности,  сократить
   расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах, направить
   высвободившиеся ресурсы на профилактику болезней.
       Рассмотрев проект     Концепции     государственной   политики
   развития курортного дела в Российской Федерации,
       КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
       1. Одобрить,  в основном,  Концепцию государственной  политики
   развития курортного дела в Российской Федерации.
       2. Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи
   населению     (А.В.Смирнов),     Российскому    научному    центру
   восстановительной медицины и курортологии Минздрава  России  (А.Н.
   Разумов):
       2.1. В срок до 1 октября 2003 года доработать проект Концепции
   с  учетом  поступивших  в ходе обсуждения на коллегии предложений,
   разработать  проект  плана  мероприятий  по  реализации  Концепции
   государственной  политики  развития  курортного  дела в Российской
   Федерации   и   направить   их   для   рассмотрения    федеральным
   министерствам, ведомствам и субъектам Российской Федерации.
       2.2. В  срок  до  1  декабря  2003  года  внести   предложение
   Правительству   Российской   Федерации  об  утверждении  Концепции
   государственной политики развития  курортного  дела  в  Российской
   Федерации и плана мероприятий по ее реализации.
       3. Контроль за выполнением решения Коллегии оставляю за собой.
   
                                               Председатель коллегии,
                                              Министр здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                         Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
   
                                                   Секретарь коллегии
                                                          И.В.ПЛЕШКОВ
   
   
   
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
           ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА
                         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Концепция государственной  политики развития курортного дела в
   Российской Федерации (далее - Концепция)  разработана  в  развитие
   Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период
   до 2005 года,  одобренной распоряжением  Правительства  Российской
   Федерации   от   31  августа  2000  г.  N  1202-р,  во  исполнение
   постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002  г.
   N  284  "Об  утверждении  Положения о Министерстве здравоохранения
   Российской Федерации",  определившим Минздрав  России  федеральным
   органом   исполнительной   власти,   уполномоченным   осуществлять
   государственную  политику  и  координацию  деятельности  в   сфере
   курортного дела,  а также в соответствии с планом Минздрава России
   по реализации положений послания Президента  Российской  Федерации
   Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года.
       Настоящая Концепция определяет основные задачи  и  направления
   государственной   политики  развития  курортного  дела  в  России,
   создавая основу для разработки конкретных планов и программ по  ее
   реализации.
   
              1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
                        ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
   
       Концепция - система взглядов,  определяющих  замысел,  ведущая
   мысль какого-либо произведения, научного труда, проекта и т.д.
       Курорт - освоенная и используемая  в  лечебно-профилактических
   целях   особо   охраняемая   природная  территория,  располагающая
   природными лечебными ресурсами и необходимыми для их  эксплуатации
   зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
       Курортное дело  (деятельность)  -  совокупность   всех   видов
   научно-практической  деятельности  по  организации и осуществлению
   профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе
   использования  природных лечебных ресурсов,  изучения их свойств и
   механизма   действия,   комплекс   мероприятий   по   организации,
   строительству,   управлению   курортами,   обеспечению  лечения  и
   культурно-бытового обслуживания  граждан,  эксплуатации  и  охране
   природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов.
       Курортология - (курорт + греч.  logos учение,  наука) - наука,
   изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на организм и
   разрабатывающая методы и организационные  формы  их  использования
   для лечения и профилактики как на курортах,  так и во внекурортных
   лечебно-профилактических учреждениях.
       Курортный фонд  -  совокупность  всех  выявленных  и  учтенных
   природных лечебных ресурсов,  лечебно-оздоровительных  местностей,
   курортов  и  курортных  регионов  (районов),  в том числе объектов
   недвижимости санаторно-курортного назначения.
       Природные лечебные ресурсы - природные факторы, используемые в
   лечебных и профилактических целях.  К основным природным  факторам
   относятся   минеральные   воды,  лечебные  грязи  и  благоприятные
   свойства климата.
       Путевка (курсовка) - документ, удостоверяющий право граждан на
   получение комплекса санаторно-курортных услуг.
       Санаторно-курортные организации   -  предприятия,  учреждения,
   организации,  различной  формы   собственности   и   ведомственной
   принадлежности,   расположенные   как   на   территории  курортов,
   лечебно-оздоровительных  местностей,  так  и  за   их   пределами,
   осуществляющие   лечебную   и   оздоровительную   деятельность   с
   использованием природных лечебных факторов.
       Санаторно-курортное (амбулаторно-курортное)      лечение     -
   медицинская помощь,  осуществляемая в профилактических, лечебных и
   реабилитационных  целях на основе использования природных лечебных
   факторов    в    условиях     пребывания     на     курорте,     в
   лечебно-оздоровительной     местности,    в    санаторно-курортных
   организациях.
       Санаторно-курортные услуги     -     услуги     по    оказанию
   профилактической,  лечебной,  реабилитационной помощи, проживанию,
   питанию,  проведению досуга и другие сервисные услуги, оказываемые
   на   курорте,   в   лечебно-оздоровительной    местности    и    в
   санаторно-курортных организациях.
   
                  2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
                   НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ
   
       Санаторно-курортное дело   в   России   традиционно   является
   составной   частью  государственной  политики  и  важным  разделом
   национальной системы здравоохранения,  позволяющим целенаправленно
   и    эффективно    осуществлять    профилактику    заболеваний   и
   восстановительное  лечение  больных,  проводить  их  реабилитацию.
   Организация   санаторно-курортной  помощи  основана  на  принципах
   профилактической и реабилитационной  направленности,  этапности  и
   преемственности между амбулаторно-поликлиническими,  стационарными
   и  санаторно-курортными  учреждениями,  специализации  оказываемой
   помощи.
       Курорты России располагают практически всеми известными в мире
   типами   лечебных   минеральных  вод,  лечебных  грязей  и  других
   природных лечебных факторов,  в том числе не  имеющих  аналогов  в
   мире,  ресурсы  которых  обеспечивают  существующую  потребность и
   перспективу развития курортного комплекса.  Федеральным законом от
   23.02.95 г.    N    26-ФЗ    "О   природных   лечебных   ресурсах,
   лечебно-оздоровительных местностях  и  курортах"  определено,  что
   природные  лечебные  ресурсы,  лечебно-оздоровительные местности и
   курорты  являются  национальным  достоянием   народов   Российской
   Федерации,   предназначены   для  лечения  и  отдыха  населения  и
   относятся соответственно к особо охраняемым природным  объектам  и
   территориям,  имеющим  свои  особенности в использовании и защите.
   Реорганизация  санаторно-курортных  организаций  осуществляется  с
   сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.
       Сеть санаторно-курортных учреждений России в  настоящее  время
   составляет  более  2,4  тыс.  здравниц  общей мощностью 409,5 тыс.
   коек,  в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более  5
   млн.  человек.  Вместе  с  тем,  за  последние  десять  лет  число
   санаториев,  пансионатов с  лечением  и  санаториев-профилакториев
   сократилось на 30%, а число коек в них - на 20%.
       Внимание к проблемам  организации  санаторно-курортной  помощи
   населению   во   многом   обусловлено  негативными  тенденциями  в
   состоянии здоровья населения,  в т.ч.  детей и подростков, высоким
   уровнем профессиональной заболеваемости и инвалидности граждан.
       Основными факторами,   сдерживающими    дальнейшее    развитие
   курортного дела в Российской Федерации, являются:
       недостаточное законодательное    и    нормативное     правовое
   обеспечение санаторно-курортной деятельности;
       сложившаяся диспропорция      между       потребностью       в
   санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения
   путевок из-за низкой платежеспособности населения;
       крайне низкая   обеспеченность   санаторно-курортным  лечением
   социально  незащищенных   категорий   населения   (дети,   больные
   туберкулезом,  пенсионеры,  инвалиды,  граждане,  пострадавшие  от
   аварии на Чернобыльской АЭС и др.);
       существенное сокращение     финансирования     расходов     на
   санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов  их
   семей за счет средств обязательного социального страхования;
       ухудшающаяся материально-техническая база  санаторно-курортных
   учреждений  из-за недостаточности финансирования из федерального и
   местных бюджетов;
       недостаточный уровень   развития   инфраструктуры  курортов  и
   невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц;
       урбанизация и   перенаселение   курортных   местностей,   чему
   способствует возросшая миграция населения;
       полулегальный и   нелегальный  захват  участков  и  территорий
   курортных местностей,  непродуманное и несогласованное городское и
   курортное  строительство,  приводящие  к запредельным нагрузкам на
   коммуникации,  нехватке питьевой воды, отказам системы канализации
   и другим аварийным ситуациям;
       отсутствие механизма  функционирования  здравниц  в   условиях
   рыночной   экономики   и  благоприятных  условий  для  привлечения
   инвестиций в развитие курортного комплекса;
       отсутствие государственной  рекламы  и  системы информирования
   населения  о  преимуществах  лечения  на  российских  курортах   и
   одновременная  активная  реклама  некоторыми  средствами  массовой
   информации зарубежных курортов и мест отдыха;
       ослабление контроля   за   использованием  природных  лечебных
   ресурсов,  что привело к  нерациональному  расходованию  ценнейших
   месторождений  минеральных  вод  и лечебных грязей,  уменьшению их
   применения в практике работы санаторно-курортных организаций;
       значительное сокращение  проведения научно-исследовательских и
   производственных  работ  в  области   разведки   и   использования
   природных  лечебных  ресурсов,  разработки  и внедрения в практику
   современного   технологического   оборудования,   новых    методик
   диагностики,  лечения и оздоровления больных в санаторно-курортных
   условиях;
       отсутствие эффективной     системы     обеспечения     научных
   исследований      по      работке      современных      технологий
   лечебно-профилактического    применения   природных   факторов   и
   механизмов их внедрения в практику здравоохранения;
       отсутствие научно-обоснованных медико-экономических стандартов
   санаторно-курортных услуг и критериев  лицензирования  медицинской
   деятельности здравниц;
       недостаточная подготовка и  переподготовка  кадров  на  основе
   новых образовательных  программ  с современным научно-методическим
   обеспечением.
   
                       3. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
           ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА
                         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Главной целью государственной политики  в  санаторно-курортной
   сфере   является  создание  в  Российской  Федерации  современного
   высокоэффективного курортного комплекса,  обеспечивающего  широкие
   возможности   для   укрепления   здоровья   населения   страны   и
   удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.
       Основными задачами     государственной    политики    развития
   курортного дела в Российской Федерации являются:
       восстановление и     развитие     системы     государственного
   регулирования и координации в сфере курортного дела на федеральном
   и региональном уровнях;
       разработка предложений по совершенствованию законодательной  и
   нормативной правовой базы в сфере курортного дела;
       организация работы   по   формированию   федеральных   целевых
   программ в сфере курортного дела и обеспечение их реализации;
       межведомственная и         межрегиональная         координация
   санаторно-курортной деятельности;
       контроль за   сохранением   и   рациональным    использованием
   природных лечебных ресурсов,  лечебно-оздоровительных местностей и
   курортов;
       разработка и ведение государственного реестра курортного фонда
   Российской Федерации;
       развитие инфраструктуры           курортов,          улучшение
   материально-технической      и      научно-методической       базы
   санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений;
       разработка и реализация комплекса мер по формированию рыночных
   механизмов    в    сфере    курортной   деятельности,   кооперации
   санаторно-курортных       организаций       с       транспортными,
   сельскохозяйственными, производственными, банковскими структурами,
   страховыми  и  туристско-рекламными  организациями,  использование
   приемов маркетинга,  менеджмента, опыта организации туристического
   бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;
       создание условий   для   привлечения  инвестиций  в  курортный
   комплекс  Российской  Федерации  путем  предоставления   налоговых
   льгот,   государственных  гарантий  и  других  мер  федеральной  и
   региональной поддержки;
       приоритетность обеспечения     санаторно-курортным    лечением
   социально  незащищенных  категорий  населения  (детей,  инвалидов,
   ветеранов  войны  и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и
   внебюджетных  фондов,  а  также  больных  туберкулезом,   граждан,
   пострадавших  в  результате  несчастных  случаев на производстве и
   профессиональных заболеваний, аварии на Чернобыльской АЭС и других
   техногенных катастроф;
       улучшение финансирования  санаторно-курортных  учреждений   из
   средств федерального и местных бюджетов;
       разработка и  реализация   научно-практических   программ   по
   совершенствованию       профилактики       заболеваний,      новых
   лечебно-оздоровительных, стационарозамещающих  технологий,  в  том
   числе   укороченных   интенсивных   курсов   лечения,   на  основе
   эффективного  применения  природных  и  преформированных  лечебных
   факторов;
       использование санаторно-курортных учреждений для  создания  на
   их базе сети центров и школ здоровья, отделений восстановительного
   лечения,  реабилитации и долечивания  больных,  перенесших  острый
   инфаркт  миокарда,  нарушение мозгового кровообращения,  некоторые
   операции на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте;
       разработка медико-экономических стандартов санаторно-курортных
   услуг  и   критериев   лицензирования   медицинской   деятельности
   здравниц;
       повышение эффективности   санаторно-курортного    лечения    и
   качества   обслуживания   больных  на  курортах  и  в  здравницах,
   использование современных технологий приема,  размещения, питания,
   экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах;
       защита прав и интересов граждан  в  период  их  пребывания  на
   курорте;
       совершенствование системы      подготовки      кадров      для
   санаторно-курортного комплекса;
       активизация международного    сотрудничества    по    вопросам
   совершенствования санаторно-курортной деятельности;
       установление экономически выгодных  правил  въезда,  выезда  и
   пребывания  на  территории  Российской  Федерации  для иностранных
   граждан,  пользующихся  услугами  санаторно-курортного   комплекса
   России;
       разработка и  реализация  рекламно-информационных  программ  о
   деятельности   отечественных  курортов,  внедрение  информационных
   технологий и создание базы данных санаторно-курортных организаций,
   проведение    Всероссийских    форумов    "Здравница",   выставок,
   конгрессов, конференций.
       Задачи по   осуществлению  государственной  политики  развития
   курортного дела в Российской Федерации  должны  осуществляется  на
   основе  плана  мероприятий  по  реализации  настоящей Концепции на
   период до 2010 года.
       Эффективное развитие  курортного  дела  в Российской Федерации
   положительно скажется на состоянии здоровья населения,  уменьшении
   уровня  заболеваемости  и  инвалидности,  сокращении  расходов  на
   лечение больных в поликлиниках и стационарах.
       Кроме того,   реализация   Концепции   будет    способствовать
   улучшению       состояния      инфраструктуры      курортов      и
   лечебно-оздоровительных местностей,   обеспечению    экономической
   стабильности  и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса,
   позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие  природные
   лечебные     ресурсы    России,    повысить    уровень    оказания
   санаторно-курортных услуг и  конкурентоспособность  отечественного
   курортного комплекса на международном рынке.

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
Разное