Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

[ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.08.2002] ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ В НОРМАТИВНОМ АКТЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЗРАСТНОГО ЦЕНЗА ДЛЯ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В СОБРАНИИ ПО ИЗБРАНИЮ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НЕ УЧТЕНЫ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


   Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
   РФ от 13 августа 2002 г.
   ------------------------------------------------------------------
                              (извлечение)
   
       Законодательной  Думой  Хабаровского  края  27  ноября 2001 г.
   принят   Закон   Хабаровского   края   N  351  "Об  уполномоченном
   представителе  коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском
   крае".
       В  п.  3  ст.  5  краевого  Закона  установлен порядок участия
   граждан   в собрании  по  избранию  уполномоченных  представителей
   коренных  малочисленных  народов Севера.  В частности,  установлен
   возрастной  ценз для участия в упомянутом собрании - достижение на
   день проведения собрания возраста 18 лет.
       Прокурор  Хабаровского  края  обратился  в суд  с заявлением о
   признании  противоречащим федеральному законодательству этой нормы
   Закона  Хабаровского  края в части установления возрастного ценза,
   ссылаясь на то,  что она в оспариваемой части противоречит п.  "в"
   ст.  71 Конституции Российской Федерации, п. 7 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст.
   8  Федерального  закона  "О  гарантиях прав коренных малочисленных
   народов  Российской  Федерации",  ст.  11  Федерального закона "Об
   общих  принципах  организации общин коренных малочисленных народов
   Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
       Решением  Хабаровского  краевого  суда  от  20  июня  2002  г.
   заявление удовлетворено.
       В  кассационной  жалобе Законодательной Думы Хабаровского края
   ставился  вопрос  об  отмене  решения  суда в связи с неправильным
   применением и толкованием норм материального права.
       Судебная  коллегия  по гражданским делам Верховного Суда РФ 13
   августа   2002  г.   в  удовлетворении  жалобы  отказала,   указав
   следующее.
       Признавая    противоречащей    федеральному   законодательству
   оспариваемую  норму,  суд  первой  инстанции правомерно исходил из
   того,  что в соответствии с п.  "в" ст.  71 Конституции Российской
   Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и
   защита прав национальных меньшинств.
       В силу ст. 60 Конституции Российской Федерации гражданин может
   самостоятельно   осуществлять   в  полном   объеме  свои  права  и
   обязанности с 18 лет.
       Вместе  с тем  федеральными  законами  в определенных  случаях
   могут  быть  установлены  иные  возрастные  рамки  для  реализации
   гражданами Российской Федерации своих прав и обязанностей.
       Как  предусмотрено  в Федеральном законе от 20 июля 2000 г.  N
   104-ФЗ    "Об   общих   принципах   организации   общин   коренных
   малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
   Федерации", общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
   Дальнего  Востока  Российской  Федерации  создаются в целях защиты
   исконной  среды  обитания,  традиционного  образа  жизни,  прав  и
   законных интересов указанных коренных малочисленных народов.
       Согласно ст.  11 названного Федерального закона членами общины
   малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным
   народам,  достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих
   народов образ жизни,  осуществляющие традиционное хозяйствование и
   занимающиеся традиционными промыслами.
       В силу п.  7 ч.  1 и п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30
   апреля  1999  г.  N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных
   народов  Российской  Федерации" малочисленные народы,  объединения
   малочисленных  народов  в целях защиты их исконной среды обитания,
   традиционных образа жизни,  хозяйствования и промыслов имеют право
   делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в
   советы    представителей   малочисленных   народов   при   органах
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и органах
   местного   самоуправления.   Лица,   относящиеся   к малочисленным
   народам,  в  целях  защиты  исконной среды обитания,  традиционных
   образа  жизни,  хозяйствования  и промыслов  малочисленных народов
   имеют  право  участвовать  в формировании  и деятельности  советов
   представителей  малочисленных  народов  при органах исполнительной
   власти   субъектов   Российской   Федерации   и  органах  местного
   самоуправления.
       Таким  образом,  федеральным  законодательством гарантировано,
   что граждане, достигшие возраста 16 лет, являющиеся членами общины
   коренных малочисленных народов, обладают равными правами с другими
   членами  общины  на участие в решении как внутриобщинных вопросов,
   так  и иных,  гарантированных указанными Федеральными законами,  в
   том числе выражать волю общины коренных малочисленных народов.
       Закон   Хабаровского  края  "Об  уполномоченном  представителе
   коренных   малочисленных   народов   Севера   в Хабаровском  крае"
   направлен  на защиту прав коренных малочисленных народов Севера на
   самобытное  социально-экономическое и культурное развитие,  защиту
   их   исконной   среды  обитания,   традиционного  образа  жизни  и
   хозяйствования   и непосредственно  затрагивает  права  и интересы
   действующих  членов  общины  как  лиц,  по  признакам  относимых к
   категории коренных малочисленных народов Севера.
       Согласно   п.   3  ст.   5  названного  Закона  края  избрание
   уполномоченных   представителей   коренных  малочисленных  народов
   Севера осуществляется на собрании граждан, перечисленных в п. п. 1
   - 3 ст. 2 Закона, проживающих на территории сельского, поселкового
   муниципального образования и достигших на день проведения собрания
   возраста 18 лет.
       Учитывая,  что  члены  общины  имеют равные права на участие в
   формировании,   делегировании   уполномоченных   представителей  в
   соответствии с положениями ст.  8 Федерального закона "О гарантиях
   прав   коренных   малочисленных   народов  Российской  Федерации",
   оспариваемые   положения   Закона   Хабаровского   края   в  части
   установления  для  действующих  членов общины возрастного ценза 18
   лет  для  участия в собрании ограничивают права действующих членов
   общин   на   участие   в  собрании   по  избранию  уполномоченного
   представителя коренных малочисленных народов.
       Доводы кассационной жалобы о том,  что несовершеннолетний член
   общины  обладает  правами  только по решению внутриуставных задач,
   стоящих перед общиной,  все остальные права и обязанности, которые
   по своему правовому содержанию шире уставных задач общины,  должны
   возникать  и осуществляться  им  только  с 18  лет,  в том числе и
   избрание  уполномоченного  представителя  коренных народов Севера,
   нельзя  признать  правильными,  поскольку  обжалуемый  Закон  края
   направлен  на защиту прав коренных малочисленных народов Севера на
   самобытное  социально-экономическое и культурное развитие,  защиту
   их   исконной   среды  обитания,   традиционного  образа  жизни  и
   хозяйствования.   В   этом   Законе   отражены   права  и интересы
   действующих  членов  общины  как  лиц,  по  признакам  относимых к
   категории коренных малочисленных народов Севера.
       Представители Законодательной Думы края ссылались также на то,
   что в выборах уполномоченного представителя коренных малочисленных
   народов   Севера   должны   участвовать  только  лица,   достигшие
   18-летнего возраста, т.е.  обладающие в соответствии со ст.  21 ГК
   РФ   полной   дееспособностью.   Данный   довод   нельзя  признать
   правильным,  так  как  федеральными законами может быть установлен
   иной возрастной ценз для реализации этими лицами конкретных прав и
   обязанностей, что имеет место в данном случае.
       При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не
   имеется.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное