КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 1 марта 2005 г. N 496-06/19
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской
области направляет Концепцию интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья Ленинградской области в общеобразовательное
пространство региона для использования в работе.
Председатель комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
З.Г.Найденова
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от 01.03.2005 N 496-06/19
КОНЦЕПЦИЯ
ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА
1. Анализ результатов реформирования системы специального
образования Ленинградской области в период с 2000-2005 гг.
Анализируя результаты специального образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в период с 2000-2005 гг.
можно констатировать следующее:
- в регионе создана система специального образования, которая
может удовлетворить образовательные потребности детей с различными
отклонениями в развитии (функционируют специальные школы с 1 по 8
вид, созданы психологические службы (в том числе областной центр
диагностики и консультирования), организованы интегрированные
формы обучения;
- разработана региональная нормативная база по специальному
образованию (два областных закона о специальном образовании,
концепция развития специального образования Ленинградской области,
Положение о специальной (коррекционной) группе УНПО, инструктивные
письма);
- созданы условия для психолого-педагогического сопровождения и
диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья (28
психологических служб);
- решена проблема трудоустройства подростков с ограниченными
возможностями здоровья (с 2002 года - 100% трудоустройство
выпускников специальных школ) через создание условий по
профессиональной подготовке (открытие специальных (коррекционных)
групп в УНПО;
- улучшилась кадровая оснащенность системы специального
образования (1999 г. - 17% педагогов имело образование в области
специальной педагогики и психологии; 2004 г. - 24%).
2. Проблематика современной региональной системы специального
образования
Процессы, происходящие в российском обществе в современном
образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных
с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья,
достижения нового качества специального образования, которое
определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам
современного общества, обеспечение государственных гарантий
доступности качественного специального образования становится
особенно актуальным для современной системы специального
образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить
качественного образования в системе специального образования,
изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому
основной проблемой на современном этапе является интеграция
ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательную среду с последующей интеграцией его в
современный региональный социум.
Для решения данной проблемы необходимо обеспечить доступность
образования через предоставление возможности выбора различных форм
интегрированного обучения, создать условия взаимодействия
специального и общего образования, разработать региональную модель
интегрированного обучения детей в Ленинградской области через
региональную концепцию интегрированного обучения.
3. Концептуальные положения интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья Ленинградской области в общеобразовательное
пространство региона
В целях создания условий для интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательное пространство региона
разработаны концептуальные положения:
- переподготовка педагогических кадров системы общего и
специального образования;
- интеграция детей с задержкой психического развития в систему
общего образования после получения начального образования;
- интеграция подростков с задержкой психического развития в
систему начального профессионального образования;
- взаимодействие психологической службы и специальных
учреждений для частичной интеграции детей и организации психолого-
педагогического сопровождения;
- организация деятельности по выработке теоретических,
методических, законодательных основ интегрированного подхода в
специальном образовании;
- использование интернальной формы интеграции (внутри системы
специального образования) как переходного этапа к экстернальной
интеграции (взаимодействие специального и общего образования);
- создание индивидуальных маршрутов интеграции детей;
- организация ранней диагностики детей с целью их интеграции.
4. Основные направления реализации концепции
В соответствии с концептуальными положениями предлагается ряд
приоритетных направлений работы, предусматривающих создание
условий в регионе для интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательное пространство региона.
- создание модели интегрированного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- разработка совместно с ЛОИРО программы переподготовки
педагогов системы общего и специального образования;
- разработка региональных нормативных актов по интеграции;
- организация обучения детей с ЗПР в системе специального
начального образования и основного общего в системе общего
образования;
- создание условий для интеграции подростков с ЗПР в системе
начального профессионального образования;
- создание центров профориентации на базе УНПО:
5. Прогнозируемый результат
При реализации основных концептуальных направлений по
интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в
Ленинградской области возможно получить следующие результаты:
- создание центров профориентации даст возможность учитывать
рынок труда при обучении подростков с ограниченными возможностями
здоровья в УНПО;
- значительно уменьшится контингент в системе специального
образования;
- уменьшится количество специальных (коррекционных) групп в
УНПО;
- повысится кадровый потенциал систем специального и общего
образования;
- разработка нормативных документов по интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное
пространство закрепит реформу интеграции в регионе;
- ранняя диагностика детей с ограниченными возможностями
здоровья позволит раньше интегрировать их в общеобразовательное
пространство.
Таким образом, реализация концепции интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области
позволит включить этих детей в общеобразовательное пространство
региона и даст значительную экономию.
|