Прокуратура Российской Федерации
ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 4 марта 2005 г. N 07-09-05
В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
Статьей 17 Закона Ленинградской области от 26.09.2002 N 36-оз в
ред. от 12.05.2003 "О бюджетном процессе в Ленинградской области"
(далее - Закон от 26.09.2002 N 36-оз) определен состав
показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в
проекте областного закона об областном бюджете, согласно которому
в проекте областного закона об областном бюджете должно быть
установлено в том числе и распределение бюджетных ассигнований по
главным распорядителям и получателям бюджетных средств в
соответствии с ведомственной структурой расходов областного
бюджета (ч. 3 ст. 17 Закона от 26.09.2002 N 36-оз).
Статьей 26 Закона от 26.09.2002 N 36-оз установлен порядок
рассмотрения в третьем чтении проекта областного закона об
областном бюджете, из которого следует, что при рассмотрении
Законодательным собранием Ленинградской области проекта областного
закона об областном бюджете в третьем чтении распределяются и
утверждаются в том числе расходы областного бюджета по четырем
уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской
Федерации по главным распорядителям, распорядителям и получателям
бюджетных средств областного бюджета (ч. 2 ст. 26 Закона от
26.09.2002 N 36-оз).
Часть 3 статьи 17 и часть 2 статьи 26 областного закона от
26.09.2002 N 36-оз в части распределения расходов по
распорядителям и получателям бюджетных средств областного бюджета
противоречит нормам действующего федерального законодательства по
следующим основаниям.
Согласно ст. 18, 26 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), ч. 3
ст. 1 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ в ред. 23.12.2004
"О бюджетной классификации РФ" (далее - ФЗ "О бюджетной
классификации") бюджетная классификация РФ включает в себя
функциональную, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ и
является единой и должна использоваться при составлении,
утверждении, исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ
и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
На основании ст. 19 БК РФ составной частью бюджетной
классификации РФ являются функциональная и экономическая
классификации расходов бюджетов РФ.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ
имеет самостоятельное значение и установлена пунктом 1 ст. 25 БК
РФ, частью 4 ст. 4 ФЗ "О бюджетной классификации РФ". Названная
классификация является группировкой расходов, отражающей
распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств
бюджета бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым
статьям и видам расходов функциональной классификации расходов
бюджетов РФ (ст. 21 БК РФ), группам расходов, предметным статьям,
подстатьям и элементам расходов экономической классификации
расходов бюджетов РФ (ст. 22 БК РФ, ст. 6 ФЗ "О бюджетной
классификации РФ).
В соответствии со ст. 3 п. 4, 27 БК РФ, ч. 4 ст. 1 ФЗ "О
бюджетной классификации РФ" законодательные (представительные)
органы субъектов РФ могут производить дальнейшую детализацию
объектов бюджетной классификации РФ в принимаемых ими нормативных
правовых актах, не нарушая общих принципов построения и единства
бюджетной классификации РФ, только в части целевых статей расходов
бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных
распорядителей средств бюджетов (ч. 4 ст. 21 БК РФ, ч. 4 ст. 4 ФЗ
"О бюджетной классификации РФ"), и видов расходов, детализирующим
направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах
целевых статей (ч. 5 ст. 21 БК РФ, ч. 5 ст. 4 ФЗ "О бюджетной
классификации РФ").
Таким образом, Законодательное собрание Ленинградской области
вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной
классификации РФ только по целевым статьям и видам расходов
функциональной классификации бюджета Ленинградской области,
группам, подгруппам, предметным статьям, подстатьям и элементам
расходов экономической классификации расходов бюджета
Ленинградской области, касающиеся финансирования конкретных
направлений деятельности главных распорядителей средств областного
бюджета Ленинградской области, в том числе финансирования
подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных
средств, только при условии наличия утвержденного в установленном
порядке уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской
области перечня главных распорядителей средств областного бюджета
(п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 25, ч. 2 п. 1 ст. 158 БК РФ).
Однако вышеуказанное условие Законом от 26.09.2002 N 36-оз не
установлено. Нормативно-правовой акт, определяющий перечень
главных распорядителей средств бюджета Ленинградской области, ни в
2002-2004, ни в текущем году Правительством Ленинградской области
не утверждался.
С учетом ст. 38, 158, 217 (пункт 2) БК РФ по целевым статьям и
видам расходов функциональной классификации, группам расходов,
предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической
классификации расходов бюджета Ленинградской области должно
осуществляться финансирование конкретных направлений деятельности
только главных распорядителей средств бюджета Ленинградской
области.
Исходя из принципа единства правовой базы бюджетного процесса в
РФ финансовым органом субъекта РФ должно осуществляться
составление проекта закона о бюджете субъекта РФ на очередной
финансовый год, в котором распределение бюджетных ассигнований
должно быть установлено только по главным распорядителям бюджетных
средств в соответствии с ведомственной структурой расходов
соответствующего бюджета (ст. 171 (пункт 2), 181 (пункт 2) БК РФ.
Данный порядок не может быть изменен или подменен
соответствующим распределением бюджетных ассигнований по главным
распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств.
Вышеуказанная правовая позиция содержится также и в определении
судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от
22.12.2004 по делу N 33-Г04-13.
В силу ст. 29 БК РФ единство бюджетной системы РФ (ст. 26 БК
РФ) обеспечивается единой правовой базой, единым порядком
финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ
и другими инструментами регулирования бюджетных отношений.
Согласно ст. 2 БК РФ нормативно-правовые акты субъектов РФ,
регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить БК
РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 71, п. "ж" Конституции
Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении
Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре РФ", предлагаю:
1. Часть 3 статьи 17 Закона Ленинградской области от 26.09.2002
N 36-оз в ред. от 12.05.2003 "О бюджетном процессе в Ленинградской
области" в части слов "и получателям бюджетных средств" отменить.
2. Часть 2 статьи 26 Закона Ленинградской области от 26.09.2002
N 36-оз в ред. от 12.05.2003 "О бюджетном процессе в Ленинградской
области" в части слов "распорядителям и получателям" отменить.
3. Протест рассмотреть в установленный законом 10-дневный срок.
4. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру
Ленинградской области.
Прокурор Ленинградской области
государственный советник
юстиции 3 класса
С.В.Романюк
|