ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 11 апреля 2005 г. N 13-10/21
На запрос по вопросу работы с договорами, заключенными в 2004
году и ранее, УФК по Ленинградской области разъясняет:
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) содержит два вида
обязательств, возникающих в процессе расходования средств
бюджетов, - денежные обязательства (статьи 225-226) и бюджетные
обязательства (статьи 6, 222). Эти понятия неразрывно связаны, и
их экономический смысл является единым, означая обязанность
совершить расходование бюджетных средств. При этом понятия
"денежное обязательство" и "бюджетное обязательство" не совпадают.
Сутью процедуры принятия получателями бюджетных средств
денежных обязательств является заключение договоров с поставщиками
товаров, работ и услуг в соответствии с требованиями гражданского
законодательства Российской Федерации. При этом получатели
бюджетных средств как юридические лица выступают в гражданском
обороте от собственного имени и, руководствуясь заложенным в
статье 421 Гражданского кодекса принципом свободы договора,
абсолютно свободны (неподконтрольны) на данном этапе
санкционирования расходов бюджета.
Но получатель бюджетных средств только формально принимает
денежные обязательства от своего имени: на самом деле он их
принимает за счет средств соответствующего бюджета. В связи с
этим, в соответствии со ст. 219 БК РФ, преобразование денежного
обязательства в бюджетное осуществляется на следующем этапе
санкционирования: подтверждение денежных обязательств. На этапе
подтверждения обязательств согласно статье 226 БК РФ органами
Федерального казначейства производится проверка представленных
платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов,
на соответствие: требованиям БК РФ, закону о бюджете, утвержденным
сметам доходов и расходов, а также доведенным бюджетным
ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств. Именно на этой
стадии Федеральным казначейством реализуются полномочия по
предварительному и текущему контролю при исполнении федерального
бюджета.
В соответствии со ст. 225 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (БК РФ) получатели бюджетных средств имеют право
принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и
платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных
обязательств и сметы доходов и расходов. В соответствии со ст. 12
БК РФ лимиты бюджетных обязательств, ограничивающие объем
бюджетных обязательств бюджетополучателей, являются срочными и
прекращают свое действие 31 декабря одновременно с окончанием
финансового года.
В связи с этим считаем, что если договор (купли-продажи,
возмездного оказания услуг, перевозки и др.) заключен получателем
бюджетных средств на срок, превышающий финансовый год, и не
содержит обязательства поставки товаров, выполнения работ, услуг к
конкретному сроку и в определенном объеме в текущем финансовом
году, его перезаключение на следующий год не требуется. По
пролонгируемым договорам на аренду имущества и поставку
коммунальных услуг, заключенным на неопределенный срок, для
постановки на учет бюджетных обязательств в очередном финансовом
году в органы Федерального казначейства представляется
соответствующий дополнительный договор и Расшифровка на поставку
продукции, работ и услуг за счет средств федерального бюджета (по
форме приложения 1 к Правилам учета территориальными органами
Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за
счет средств федерального бюджета (утв. приказом Минфина России от
13.08.1999 N 55н).
Руководитель Управления
федерального казначейства
по Ленинградской области
Т.Е.Зварич
|