Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 16507/04 ОТ 11.05.2005 В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ НЕДОИМКА, ЧИСЛЯЩАЯСЯ ЗА ОТДЕЛЬНЫМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ВЗЫСКАНИЕ КОТОРОЙ ОКАЗАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНЫМ В СИЛУ ПРИЧИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПРИЗНАЕТСЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ И СПИСЫВАЕТСЯ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ: ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ; ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 11 мая 2005 г. N 16507/04
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина  А.И.,  Витрянского
   В.В.,  Вышняк  Н.Г.,  Исайчева В.Н., Киреева Ю.А.,  Козловой  А.С.,
   Першутова  А.Г.,  Слесарева  В.Л.,  Стрелова  И.М.,  Суховой  Г.И..
   Тумаркина В.М. -
       рассмотрел    заявление   Инспекции   Министерства   Российской
   Федерации  по  налогам и сборам по Советскому району города  Самары
   (ныне  -  Инспекция  Федеральной  налоговой  службы  по  Советскому
   району  города  Самары)  о  пересмотре в  порядке  надзора  решения
   Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2004 по  делу  N  А55-
   4606/04-6   и   постановления   Федерального   арбитражного    суда
   Поволжского округа от 26.08.2004 по тому же делу.
       В заседании принял участие представитель закрытого акционерного
   общества "Самарский завод котельно-вспомогательного оборудования  и
   трубопроводов" Мартынов В.Е.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Тумаркина  В.М.,  а  также
   объяснения  представителя  участвующего  в  деле  лица,   Президиум
   установил следующее.
       Закрытое   акционерное  общество  "Самарский  завод   котельно-
   вспомогательного оборудования и трубопроводов" (далее  -  общество)
   обратилось  в  Арбитражный суд Самарской  области  с  заявлением  к
   Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  по
   Советскому  району  города Самары (далее - инспекция)  о  признании
   недействительным ее решения от 22.03.2004 N 02-16/206 об  отказе  в
   списании   4363351  рубля  06  копеек  просроченной  для  взыскания
   недоимки   по   налогу  на  имущество,  налогу   на   пользователей
   автомобильных дорог, земельному налогу и задолженности по пеням,  о
   признании   незаконным  бездействия  должностных   лиц   инспекции,
   выразившегося в отказе списать этот долг, об обязании исключить  из
   лицевого  счета общества 4363351 рубль 06 копеек как безнадежные  к
   взысканию  и  о  признании  не  подлежащими  исполнению  инкассовых
   поручений  от  29.03.2004  N 4267, 4268,  4269,  4270  о  взыскании
   1715323 рублей.
       Решением суда первой инстанции от 08.06.2004 заявление общества
   удовлетворено    частично:   признано   недействительным    решение
   инспекции   от  22.03.2004  N  02-16/206  об  отказе   в   списании
   просроченной  для взыскания недоимки и задолженности  по  пеням  по
   налогу  на пользователей автомобильных дорог в сумме 2420778 рублей
   52 копеек и по земельному налогу в сумме 746303 рублей 70 копеек.
       Бездействие  налогового органа, выразившееся в  отказе  списать
   указанные   суммы,   признано  незаконным.  Суд  обязал   инспекцию
   исключить их из лицевого счета налогоплательщика как безнадежные  к
   взысканию  и признал не подлежащими исполнению инкассовые поручения
   от 29.03.2004 N 4267, 4268, 4269 и 4270.
       Суд  отказал  обществу  в списании 1127592  рублей  51  копейки
   недоимки  по  налогу  на имущество предприятий и  задолженности  по
   пеням,   поскольку   эта   сумма  включена   в   график   погашения
   задолженности  по  налогам  и  сборам, утвержденный  инспекцией  на
   основании   заявления  общества  в  соответствии  с  Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О  порядке
   и  сроках  проведения  реструктуризации кредиторской  задолженности
   юридических  лиц  по  налогам и сборам, а  также  задолженности  по
   начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа  постановлением
   от 26.08.2004 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
       Удовлетворяя требования общества в части списания  недоимки  по
   налогу  на  пользователей автомобильных дорог и земельному  налогу,
   суды  на  основании  статей  87  и 88 (сроки  проведения  проверки)
   Налогового  кодекса Российской Федерации (далее -  Кодекс),  статей
   46,  47  и  70  Кодекса  (порядок взыскания недоимки  по  налогам),
   статьи  113  Кодекса (срок давности привлечения к  ответственности)
   признали  долг  по  налогам  и  пеням, сложившийся  на  01.01.2001,
   нереальным для взыскания в силу причин юридического характера,  так
   как  к  моменту  обращения общества в инспекцию последняя  утратила
   право  на  его  взыскание  как во внесудебном,  так  и  в  судебном
   порядке,  и  обязали  инспекцию списать с  лицевого  счета  спорные
   суммы  как  безнадежные к взысканию, признав тем  самым  незаконным
   бездействие ее должностных лиц.
       Довод   инспекции  об  отсутствии  у  нее  права  удовлетворить
   требования    общества   по   основаниям    иным,    отличным    от
   предусмотренных в Постановлении Правительства Российской  Федерации
   от  12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к  взысканию
   и  списания  недоимки  и  задолженности  по  пеням  по  федеральным
   налогам  и  сборам",  были отвергнуты судами, поскольку  статья  59
   Кодекса  не  содержит ограниченного перечня оснований для  списания
   долгов.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре в порядке надзора решения суда  первой  и
   постановления  суда  кассационной  инстанций  инспекция  просит  их
   отменить,  ссылаясь  на  неправильное применение  судами  положений
   статьи 59 Кодекса.
       Общество  в отзыве просит оставить названные судебные акты  без
   изменения  со ссылкой на статьи 45, 46, 48, 70 Кодекса и  пункт  12
   Постановления   Пленума   Высшего  Арбитражного   Суда   Российской
   Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения  части
   первой Налогового кодекса Российской Федерации".
       Проверив   обоснованность  доводов,  содержащихся  в  заявлении
   инспекции,   отзыве   на  него  и  выступлении  присутствующего   в
   заседании  представителя общества, Президиум считает, что  судебные
   акты  в  части  удовлетворения требований истца подлежат  отмене  с
   принятием нового решения в отмененной части - об отказе обществу  в
   удовлетворении его требований - по следующим основаниям.
       Как видно из материалов дела, общество 17.03.2004 обратилось  в
   инспекцию    с    заявлением   о   списании   с   лицевого    счета
   налогоплательщика 4363351 рубля 06 копеек долга, образовавшегося  в
   период с 01.01.1997 до 01.01.2001.
       Из  содержания заявления и данных налогового учета следует, что
   за  обществом  числится недоимка по федеральному налогу  (налог  на
   пользователей автомобильных дорог), региональному налогу (налог  на
   имущество  предприятий)  и  местному налогу  (земельный  налог),  а
   также   задолженность  по  пеням,  начисленным  по  этим   налогам.
   Недоимка   по  налогу  на  пользователей  автомобильных   дорог   и
   земельному налогу образовалась в 2000 году.
       Инспекция решением от 22.03.2004 N 02-16/206 отказала  обществу
   в  списании  сумм недоимки и задолженности со ссылкой  на  пункт  1
   статьи   59   Кодекса  и  Постановление  Правительства   Российской
   Федерации  от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными  к
   взысканию  и  списания  недоимки  и  задолженности  по   пеням   по
   федеральным налогам и сборам".
       В  соответствии со статьей 59 Кодекса недоимка,  числящаяся  за
   отдельными   налогоплательщиками,   взыскание   которой   оказалось
   невозможным   в   силу  причин  экономического,   социального   или
   юридического  характера,  признается безнадежной  и  списывается  в
   порядке, установленном:
       по  федеральным  налогам  и сборам - Правительством  Российской
   Федерации;
       по  региональным  и местным налогам и сборам  -  соответственно
   исполнительными органами субъектов Российской Федерации и  местного
   самоуправления.
       Эти   же   правила   применяются   при   списании   безнадежной
   задолженности по пеням.
       Во   исполнение  статьи  59  Кодекса  Правительство  Российской
   Федерации  приняло  Постановление от  12.02.2001  N  100,  согласно
   которому   признаются  безнадежными  к  взысканию   и   списываются
   недоимка  и задолженность по пеням по федеральным налогам и  сборам
   в  случае ликвидации организации в соответствии с законодательством
   Российской Федерации.
       Вопросы  признания безнадежными к взысканию и списания недоимки
   и  задолженности  по  пеням по региональным  и  местным  налогам  и
   сборам  решают  органы  исполнительной власти субъектов  Российской
   Федерации   и   органы  местного  самоуправления  применительно   к
   порядку, определенному названным Постановлением.
       Решение   о  признании  безнадежной  к  взысканию  и   списании
   задолженности  принимается налоговым органом  по  месту  нахождения
   налогоплательщика.
       В  месте нахождения общества списание долгов налогоплательщиков
   осуществлялось  на  основании постановления  губернатора  Самарской
   области от 16.11.2001 N 407 и постановления главы города Самары  от
   14.05.2002  N  215,  которыми предусмотрено  списание  недоимки  по
   региональным  и местным налогам и задолженности по пеням  в  случае
   ликвидации организации.
       Таким  образом, нормативная база по вопросу о применении статьи
   59  Кодекса  в  данном случае определена названными Постановлениями
   Правительства  Российской Федерации, губернатора Самарской  области
   и главы города Самары.
       Налоговые  органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом,
   и  несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными
   законами  (пункт  2  статьи  31  и  пункт  2  статьи  32  Кодекса).
   Должностные  лица налоговых органов обязаны реализовывать  права  и
   обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
       Согласно  статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991  N
   943-1  "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые  органы
   в   своей   деятельности   руководствуются   Кодексом   и   другими
   федеральными  законами, названным Законом и иными  законодательными
   актами   Российской   Федерации,  нормативными   правовыми   актами
   Президента   Российской   Федерации  и   Правительства   Российской
   Федерации,   а   также   нормативными  правовыми   актами   органов
   государственной  власти субъектов Российской  Федерации  и  органов
   местного  самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий  по
   вопросам налогов и сборов.
       Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя
   из   собственного   усмотрения,   признавать   долги   по   налогам
   нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
       Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных  ей
   полномочий,  не было оснований удовлетворять заявление общества  об
   исключении  из  лицевого счета налогоплательщика  сумм  недоимки  и
   задолженности  по  пеням,  а  у судов - понуждать  налоговый  орган
   принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе  не
   вправе   списывать   долги   налогоплательщика,   нереальные    для
   взыскания.
       Судебные  акты  в  части  понуждения  инспекции  исключить   из
   лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности  по
   пеням  также  являются  ошибочными.  Лицевой  счет,  который  ведет
   налоговый    орган,    является   формой   внутреннего    контроля,
   осуществляемого   им   во   исполнение   ведомственных   документов
   (Рекомендации  по  порядку  ведения в  налоговых  органах  карточек
   лицевых  счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых
   агентов,  утвержденные приказом МНС России от  05.08.2002  N  БГ-3-
   10/411).  Наличие в документах внутриведомственного учета  сведений
   о  налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по  пеням  и
   штрафам  само  по  себе  не  нарушает  прав  и  законных  интересов
   налогоплательщика.
       Таким  образом, при разрешении спора по настоящему делу  судами
   допущено    ошибочное   применение   законодательства    Российской
   Федерации  о  налогах, что в соответствии с пунктом  1  статьи  304
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  является
   основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение  Арбитражного суда Самарской области от  08.06.2004  по
   делу  N  А55-4606/04-6  и  постановление Федерального  арбитражного
   суда  Поволжского  округа от 26.08.2004 по тому  же  делу  в  части
   признания    недействительным   решения   Инспекции    Министерства
   Российской  Федерации  по  налогам и сборам  по  Советскому  району
   города    Самары    от   22.03.2004   N   02-16/206    об    отказе
   налогоплательщику в списании недоимки и задолженности по  пеням  по
   налогу  на пользователей автомобильных дорог в сумме 2420778 рублей
   52  копеек и по земельному налогу в сумме 746303 рублей 70  копеек,
   признания   незаконным  бездействия  должностных   лиц   налогового
   органа,  выразившегося  в  отказе списать  указанные  суммы,  и  об
   обязании  инспекции  исключить из лицевого счета  налогоплательщика
   безнадежные  к взысканию суммы 2420778 рублей 52 копейки  и  746303
   рубля 70 копеек отменить.
       В  указанной  части требований закрытому акционерному  обществу
   "Самарский    завод   котельно-вспомогательного   оборудования    и
   трубопроводов" отказать.
       В   остальной  части  названные  судебные  акты  оставить   без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
19.09.2017
USD
57.62
EUR
68.75
CNY
8.78
JPY
0.52
GBP
78.05
TRY
16.65
PLN
16.05
Разное
Rambler's Top100