Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (ПРИНЯТ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 06.12.1997 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 10-6 НА 10ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                                                                Принят
                                        на десятом пленарном заседании
                                            Межпарламентской Ассамблеи
                                             государств-участников СНГ
                                                 (Постановление N 10-6
                                               от 6 декабря 1997 года)
   
                            МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
            О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
             СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
   
       Настоящий Закон регулирует отношения в области защиты населения
   и  территорий  государства от чрезвычайных  ситуаций  природного  и
   техногенного   характера,   являющейся   в   современных   условиях
   важнейшей частью обеспечения безопасности.
       Модельный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных
   ситуаций   природного   и   техногенного  характера   имеет   целью
   определить  общие  организационно-правовые нормы в  области  защиты
   граждан  государства,  иностранных граждан и лиц  без  гражданства,
   находящихся  на  территории государства (далее - население),  всего
   земельного,   водного,   воздушного   пространства    в    пределах
   государства   или   его   части,   объектов   производственного   и
   социального  назначения, а также окружающей природной среды  (далее
   -  территория)  от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного
   характера.
   
       Статья 1. Основные понятия
   
       Чрезвычайная   ситуация  <*>  -  обстановка   на   определенной
   территории,  сложившаяся в результате аварии,  опасного  природного
   явления,   катастрофы,  стихийного  или  иного  бедствия,   которые
   повлекли  или  могут  повлечь за собой человеческие  жертвы,  ущерб
   здоровью   людей  или  окружающей  природной  среде,   значительные
   материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
   --------------------------------
       <*>  Понятие  "чрезвычайная ситуация"  применяется  в  редакции
   Положения  о Межгосударственной системе предупреждения и ликвидации
   чрезвычайных     ситуаций     государств-участников     Содружества
   Независимых       Государств,       утвержденного       Президиумом
   Межгосударственного  экономического комитета  Экономического  союза
   22 марта 1996 г.
   
       Чрезвычайные   ситуации  классифицируются  в   зависимости   от
   количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей,  у  которых
   оказались     нарушены    условия    жизнедеятельности,     размера
   материального   ущерба,   а  также  границы   зон   распространения
   поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
       Предупреждение  чрезвычайных ситуаций -  комплекс  мероприятий,
   проводимых заблаговременно и направленных на максимально  возможное
   уменьшение  риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а  также  на
   сохранение  здоровья  людей,  снижение размеров  ущерба  окружающей
   природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
       Предупреждение      социально-политических,     межнациональных
   конфликтов  и  массовых беспорядков и действия по их урегулированию
   в компетенцию настоящего Закона не входят.
       Зона  чрезвычайной ситуации - территория, на которой  сложилась
   чрезвычайная ситуация.
       Ликвидация  чрезвычайных  ситуаций  -  аварийно-спасательные  и
   другие    неотложные    работы,   проводимые   при    возникновении
   чрезвычайных   ситуаций  и  направленные  на   спасение   жизни   и
   сохранение  здоровья  людей,  снижение размеров  ущерба  окружающей
   природной  среде и материальных потерь, а также на локализацию  зон
   чрезвычайных  ситуаций, прекращение действия  характерных  для  них
   опасных факторов.
   
       Статья   2.  Законодательство  государства  в  области   защиты
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
       Законодательство  государства  в  области  защиты  населения  и
   территорий  от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего  Закона,
   принимаемых  в  соответствии  с  ним  законов  и  иных  нормативных
   правовых  актов  государства, а также законов  и  иных  нормативных
   правовых актов субъектов государства.
   
       Статья 3. Цели настоящего Закона
   
       Целями настоящего Закона являются:
       -   предупреждение   возникновения  и   развития   чрезвычайных
   ситуаций;
       - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
       - ликвидация чрезвычайных ситуаций.
       Не   связанные  с  перечисленными  в  настоящей  статье  целями
   отношения  по восстановлению территорий, пострадавших в  результате
   чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
   
       Статья  4.  Единая  государственная  система  предупреждения  и
   ликвидации чрезвычайных ситуаций
   
       Единая  государственная  система  предупреждения  и  ликвидации
   чрезвычайных   ситуаций  объединяет  органы  управления,   силы   и
   средства  государственных органов исполнительной  власти  субъектов
   государства,    органов   местного   самоуправления,   предприятий,
   учреждений  и  организаций независимо от их организационно-правовых
   форм  (далее  -  организации), в полномочия которых входит  решение
   вопросов   по   защите  населения  и  территорий  от   чрезвычайных
   ситуаций.
       Основными  задачами  государственной системы  предупреждения  и
   ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
       -  разработка  и  реализация правовых и  экономических  мер  по
   обеспечению   защиты   населения  и  территорий   от   чрезвычайных
   ситуаций;
       -   осуществление   целевых   и  научно-технических   программ,
   направленных  на предупреждение чрезвычайных ситуаций  и  повышение
   устойчивости   функционирования  организаций,  а   также   объектов
   социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
       -  обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и
   средств,   предназначенных  и  выделяемых  для   предупреждения   и
   ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       -  создание  резервов  финансовых и материальных  ресурсов  для
   ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       -  сбор, обработка, обмен и выдача информации в области  защиты
   населения   и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций;   подготовка
   населения  к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование  и
   оценка их социально-экономических последствий;
       -  осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля
   в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
       - ликвидация чрезвычайных ситуаций;
       -  осуществление  мероприятий по социальной  защите  населения,
   пострадавшего  от  чрезвычайных ситуаций,  проведение  гуманитарных
   акций;
       -  реализация прав и обязанностей населения в области защиты от
   чрезвычайных  ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих  в
   их ликвидации;
       -  международное  сотрудничество в области защиты  населения  и
   территорий от чрезвычайных ситуаций.
       Правительство   обеспечивает   необходимые   экономические    и
   материально-технические    условия    для    безопасного    ведения
   производств   и  экстренного  устранения  последствий  чрезвычайных
   ситуаций.  Принципы  построения,  состав  сил  и  средств,  порядок
   выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также  иные
   вопросы  функционирования государственной системы предупреждения  и
   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  определяются  законодательством
   государства, постановлениями и распоряжениями правительства.
   
       Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
   
       Границы  зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными  в
   соответствии  с законодательством государства руководителями  работ
   по   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  на  основе  классификации
   чрезвычайных    ситуаций    <*>,    установленной    правительством
   государства,   и   по   согласованию  с  исполнительными   органами
   государственной  власти  и  органами  местного  самоуправления,  на
   территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
   --------------------------------
       <*>   Рекомендации   по  классификации  чрезвычайных   ситуаций
   приведены в Приложении 1.
   
       Статья  6. Гласность и информация в области защиты населения  и
   территорий от чрезвычайных ситуаций
   
       Информацию   в   области  защиты  населения  и  территорий   от
   чрезвычайных  ситуаций  составляют  сведения  о  прогнозируемых   и
   возникших   чрезвычайных  ситуациях,  их  последствиях,   а   также
   сведения    о   радиационной,   химической,   медико-биологической,
   взрывной,  пожарной и экологической безопасности на соответствующих
   территориях.
       Информация   в   области  защиты  населения  и  территорий   от
   чрезвычайных    ситуаций,   а   также   о   деятельности    органов
   государственной   власти,   органов   местного   самоуправления   и
   организаций в этой области является гласной и открытой,  если  иное
   не предусмотрено законодательством государства.
       Органы государственной власти, органы местного самоуправления и
   администрации   организаций   обязаны   оперативно   и   достоверно
   информировать  население через средства массовой  информации  и  по
   иным   каналам  о  состоянии  защиты  населения  и  территорий   от
   чрезвычайных  ситуаций, о приемах и способах  защиты  населения  от
   них.
       Сокрытие,  несвоевременное  представление  либо  предоставление
   должностными  лицами заведомо ложной информации  в  области  защиты
   населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций влечет  за  собой
   ответственность в соответствии с законодательством государства.
       Порядок   обеспечения  населения,  государственных  и   местных
   органов  и  организаций информацией в области  защиты  населения  и
   территорий     от     чрезвычайных     ситуаций     устанавливается
   законодательством государства.
   
       Статья  7.  Основные принципы защиты населения и территорий  от
   чрезвычайных ситуаций
   
       Мероприятия,   направленные   на  предупреждение   чрезвычайных
   ситуаций,  а  также  на  максимально  возможное  снижение  размеров
   ущерба   и   потерь   в   случае   их   возникновения,   проводятся
   заблаговременно.
       Планирование и осуществление мероприятий по защите населения  и
   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций   проводятся   с   учетом
   экономических,   природных   и   иных  характеристик,   особенности
   территорий  и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных
   ситуаций.
       Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий
   от   чрезвычайных   ситуаций  определяются   исходя   из   принципа
   необходимой  достаточности и максимально  возможного  использования
   имеющихся сил и средств.
       Ликвидация  чрезвычайных  ситуаций  осуществляется   силами   и
   средствами  организаций,  органов местного самоуправления,  органов
   исполнительной   власти  субъектов  государства,   на   территориях
   которых   сложилась  чрезвычайная  ситуация.  При   недостаточности
   вышеуказанных  сил  и  средств  в  установленном  законодательством
   государства  порядке  привлекаются силы и средства  государственных
   органов исполнительной власти.
       При  необходимости,  на  основании  обращения  в  установленном
   порядке  правительства  государства, применяются  силы  и  средства
   Корпуса  сил  Содружества  Независимых  Государств  для  ликвидации
   последствий   чрезвычайных  ситуаций  природного   и   техногенного
   характера.  В  случае,  когда  последствия  чрезвычайной   ситуации
   затрагивают    интересы    мирового    сообщества,    правительство
   государства    может   воспользоваться   помощью    соответствующих
   международных организаций.
   
       Статья  8. Полномочия органов государственной власти и  органов
   местного  самоуправления в области обеспечения защиты  населения  и
   территорий от чрезвычайных ситуаций
   
       Определение  полномочий  <*>  органов  государственной  власти,
   органов   власти   субъектов   государства   и   органов   местного
   самоуправления   в  области  защиты  населения  и   территорий   от
   чрезвычайных   ситуаций  основано  на  конституции  государства   и
   включает:
   --------------------------------
       <*>    Рекомендации    по   определению   полномочий    органов
   государственной  власти,  органов власти  субъектов  государства  и
   органов местного самоуправления приведены в Приложении 2.
   
       -  полномочия президента государства; полномочия парламентского
   (законодательного) органа; полномочия правительства государства;
       -   полномочия   органов   государственной   власти   субъектов
   государства и органов местного самоуправления;
       -   иных   уполномоченных  органов,  на   которые   возлагаются
   обязанности  по  обеспечению  защиты  населения  и  территорий   от
   чрезвычайных ситуаций.
   
       Статья 9. Государственное управление в области защиты населения
   и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
       Для  осуществления  государственного управления  и  координации
   деятельности  государственных  органов  исполнительной   власти   в
   области  защиты  населения  и территорий от  чрезвычайных  ситуаций
   создается    специально   уполномоченный   государственный    орган
   исполнительной  власти.  Указанный орган  создает  подведомственные
   ему территориальные органы.
       Государственные органы исполнительной власти организуют  работу
   <*>  в  области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
   ситуаций  в  своей  сфере  деятельности и  порученных  им  отраслях
   экономики  в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
   актами государства.
   --------------------------------
       <*>  Рекомендации по организации работ государственных  органов
   исполнительной власти и организаций приведены в Приложении 3.
   
       Руководители  государственных  органов  исполнительной   власти
   несут       предусмотренную      законодательством      государства
   ответственность  за  ненадлежащее  выполнение  указанными  органами
   возложенных  на них задач и осуществление своих функций  в  области
   защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
       Государственные органы исполнительной власти принимают  решения
   об  образовании  в  пределах выделенных им ассигнований  и  штатной
   численности  подразделений  для  решения  задач  в  области  защиты
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
       Государственные    органы   исполнительной   власти,    имеющие
   специально  подготовленные и аттестованные в установленном  порядке
   силы  и  средства  для  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
   ситуаций,  используют  их  в рамках единой государственной  системы
   предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
   
       Статья   10.  Участие  общественных  объединений  в  ликвидации
   чрезвычайных ситуаций
   
       Общественные  объединения могут участвовать в  мероприятиях  по
   защите   населения   и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   в
   соответствии с законодательством государства и со своими уставами.
       Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных
   ситуаций,   действуют  под  руководством  соответствующих   органов
   управления   единой   государственной  системы   предупреждения   и
   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.  На  органы  управления  единой
   государственной  системы  предупреждения и ликвидации  чрезвычайных
   ситуаций   возлагается   ответственность   за   решение   вопросов,
   связанных  с  перевозкой  членов общественных  объединений  к  зоне
   чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения,  питания,
   оплаты   труда,  материально-технического,  медицинского  и  других
   видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
       Участники  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  от  общественных
   объединений     должны     иметь    соответствующую     подготовку,
   подтвержденную в аттестационном порядке.
   
       Статья  11.  Привлечение  Вооруженных Сил  государства,  других
   войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
   
       Для   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  могут   привлекаться
   специально   подготовленные  силы  и   средства   Вооруженных   Сил
   государства,  других  войск  и воинских  формирований.  Порядок  их
   привлечения  определяется президентом государства в соответствии  с
   законодательством государства.
   
       Статья  12.  Применение  сил и средств органов  внутренних  дел
   государства  и  органов  внутренних дел субъектов  государства  при
   ликвидации чрезвычайных ситуаций
   
       При  ликвидации  чрезвычайных ситуаций силы и средства  органов
   внутренних  дел  государства  и органов  внутренних  дел  субъектов
   государства применяются в соответствии с задачами, возложенными  на
   органы  внутренних  дел  законами и  иными  нормативными  правовыми
   актами субъектов государства.
   
       Статья  13. Права и обязанности граждан государства  в  области
   защиты   населения   и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   и
   социальная защита пострадавших
   
       Граждане государства имеют право:
       -  на  защиту  жизни,  здоровья и личного  имущества  в  случае
   возникновения чрезвычайных ситуаций;
       -  в  соответствии  с планами ликвидации чрезвычайных  ситуаций
   использовать  средства  коллективной  и  индивидуальной  защиты   и
   другое    имущество   органов   исполнительной   власти   субъектов
   государства,   органов  местного  самоуправления   и   организаций,
   предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
       -   быть   информированными  о  риске,   которому   они   могут
   подвергнуться  в  определенных  местах  пребывания  на   территории
   страны, и о мерах необходимой безопасности;
       - обращаться лично, а также направлять в государственные органы
   и  органы  местного  самоуправления индивидуальные  и  коллективные
   обращения   по   вопросам   защиты  населения   и   территорий   от
   чрезвычайных ситуаций;
       -   участвовать  в  установленном  порядке  в  мероприятиях  по
   предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       -  на  возмещение ущерба, причиненного их здоровью и  имуществу
   вследствие чрезвычайных ситуаций;
       -   на  медицинское  обслуживание,  компенсации  и  льготы   за
   проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
       -   на   бесплатное  государственное  социальное   страхование,
   получение  компенсаций  и льгот за ущерб, причиненный  их  здоровью
   при   выполнении   обязанностей  в  ходе  ликвидации   чрезвычайных
   ситуаций;
       -  на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в
   связи   с  увечьем  или  заболеванием,  полученным  при  выполнении
   обязанностей  по  защите  населения и  территорий  от  чрезвычайных
   ситуаций,  в  порядке,  установленном для работников,  инвалидность
   которых наступила вследствие трудового увечья;
       -   на  пенсионное  обеспечение  по  случаю  потери  кормильца,
   погибшего  или умершего от увечья или заболевания, полученного  при
   выполнении  обязанностей  по  защите  населения  и  территорий   от
   чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей  граждан,
   погибших   или  умерших  от  увечья,  полученного  при   выполнении
   гражданского   долга   по  спасению  человеческой   жизни,   охране
   собственности и правопорядка.
       Порядок  и  условия  государственного социального  страхования,
   виды  и  размеры  компенсаций  и льгот,  предоставляемых  гражданам
   государства  в  соответствии с перечисленными  в  настоящей  статье
   правами,    устанавливаются   законодательством    государства    и
   законодательством его субъектов.
       Граждане государства обязаны:
       -   соблюдать   законы   и  иные  нормативные   правовые   акты
   государства, законы и иные нормативные правовые акты его  субъектов
   в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
       -  соблюдать  меры безопасности в быту и повседневной  трудовой
   деятельности,    не   допускать   нарушений   производственной    и
   технологической дисциплины, требований экологической  безопасности,
   которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
       -  изучать  основные способы защиты населения и  территорий  от
   чрезвычайных  ситуаций, приемы оказания первой  медицинской  помощи
   пострадавшим,  правила пользования коллективными и  индивидуальными
   средствами  защиты,  постоянно  совершенствовать  свои   знания   и
   практические навыки в указанной области;
       -  выполнять  установленные  правила  поведения  при  угрозе  и
   возникновении чрезвычайных ситуаций;
       - при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-
   спасательных и других неотложных работ.
   
       Статья  14. Подготовка населения и пропаганда знаний в  области
   защиты от чрезвычайных ситуаций
   
       1.   Порядок   подготовки  населения  в   области   защиты   от
   чрезвычайных ситуаций определяется правительством государства.
       Подготовка  населения  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях
   осуществляется  в  организациях,  в  том  числе  в  образовательных
   учреждениях, а также по месту жительства.
       Подготовка  руководителей и специалистов организаций,  а  также
   сил  единой  государственной  системы предупреждения  и  ликвидации
   чрезвычайных   ситуаций   для  защиты  от   чрезвычайных   ситуаций
   осуществляется  в  учреждениях среднего и высшего профессионального
   образования,  в учреждениях повышения квалификации,  на  курсах,  в
   специальных учебно-методических центрах и непосредственно по  месту
   работы.
       2. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
   чрезвычайных    ситуаций   обеспечивается   органами    управления,
   входящими   в  единую  государственную  систему  предупреждения   и
   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций,  совместно   с   общественными
   объединениями,  осуществляющими свою деятельность в области  защиты
   и   спасения  людей,  органами  государственной  власти,   органами
   государственной  власти  субъектов государства,  органами  местного
   самоуправления, организациями.
       Для  пропаганды знаний в области защиты населения и  территорий
   от  чрезвычайных  ситуаций могут использоваться  средства  массовой
   информации.
   
       Статья  15.  Порядок  финансового и  материального  обеспечения
   мероприятий  по  защите  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
   ситуаций
   
       1.  Финансирование  целевых  программ  по  защите  населения  и
   территорий  от  чрезвычайных ситуаций, по обеспечению  устойчивости
   функционирования  организаций  осуществляется  в   соответствии   с
   законодательством государства и законодательством его субъектов.
       2.  Финансирование  деятельности постоянно действующих  органов
   управления,  специально уполномоченных на решение задач  в  области
   защиты   населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,
   осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
       3.   Финансирование  мероприятий  по  ликвидации   чрезвычайных
   ситуаций  проводится  за  счет средств организаций,  находящихся  в
   зонах   чрезвычайных   ситуаций,  средств  органов   исполнительной
   власти,   соответствующих  бюджетов,  страховых  фондов  и   других
   источников.
       При   отсутствии  или  недостаточности  указанных  средств  для
   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций выделяются  средства  резервного
   фонда   правительства   государства  в   порядке,   устанавливаемом
   правительством.
       4.  Резервы  финансовых и материальных ресурсов для  ликвидации
   чрезвычайных   ситуаций   создаются   заблаговременно    в    целях
   экстренного  привлечения необходимых средств в случае возникновения
   чрезвычайных   ситуаций.  Указанные  резервы   создаются   органами
   исполнительной  власти,  органами исполнительной  власти  субъектов
   государства, а также органами местного самоуправления.
       Порядок  создания и использования указанных резервов и  порядок
   восполнения   использованных  средств  этих  резервов  определяются
   законодательством государства, законодательством  его  субъектов  и
   нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
   
       Статья  16.  Государственная  экспертиза,  надзор,  контроль  и
   ответственность   за  нарушение  законодательства   государства   в
   области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
   
       1.  Государственная  экспертиза предполагаемых  для  реализации
   проектов  и  решений  по объектам производственного  и  социального
   назначения    и   процессам,   которые   могут   быть   источниками
   чрезвычайных  ситуаций  или  могут  влиять  на  обеспечение  защиты
   населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,  организуется  и
   проводится  специально  уполномоченными  государственными  органами
   исполнительной  власти и органами исполнительной  власти  субъектов
   государства  в  целях проверки и выявления степени их  соответствия
   установленным  нормам,  стандартам и правилам  и  осуществляется  в
   соответствии с законодательством государства.
       В  случае  необходимости указанная экспертиза может проводиться
   общественными  объединениями  и независимыми  экспертами,  а  также
   специалистами  международных  экспертных  организаций  в   порядке,
   установленном законодательством государства.
       2. Государственный надзор и контроль в области защиты населения
   и  территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии  с
   задачами,   возложенными   на   единую   государственную    систему
   предупреждения   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,   в   целях
   проверки   полноты   выполнения   мероприятий   по   предупреждению
   чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил  и  средств
   к действиям в случае их возникновения.
       Государственный   надзор  и  контроль   в   указанной   области
   осуществляются  государственными органами исполнительной  власти  и
   органами    исполнительной   власти   субъектов    государства    в
   соответствии с его законодательством и законодательством  субъектов
   государства.
       Виновные   в   невыполнении  или  недобросовестном   выполнении
   законодательства   государства  в  области   защиты   населения   и
   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,   создании   условий   и
   предпосылок  к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии  мер
   по   защите   жизни   и   сохранению  здоровья   людей   и   других
   противоправных  действиях должностные лица и  граждане  государства
   должны  нести дисциплинарную, административную, гражданско-правовую
   и  уголовную  ответственность, а организации -  административную  и
   гражданско-правовую    ответственность     в     соответствии     с
   законодательством государства и законодательством его субъектов.
   
       Статья 17. Международные договоры в области защиты населения  и
   территорий от чрезвычайных ситуаций
   
       Если   международным  договором,  заключенным  или   признанным
   государством,  установлены иные правила в области защиты  населения
   и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций,  то  применяются  правила
   международного договора.
   
       Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
   
       Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
   опубликования.
       Нормативно-правовые    акты,    действующие    на    территории
   государства,  до приведения их в соответствие с настоящим  Законом,
   применяются в части, не противоречащей ему.
   
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
   
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
                ПО КЛАССИФИКАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                  ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
   
       Чрезвычайные  ситуации  подразделяются на  локальные,  местные,
   территориальные, региональные, республиканские (государственные)  и
   трансграничные.
       К  локальной  относится  чрезвычайная  ситуация,  в  результате
   которой  пострадало  не  более 10 человек,  либо  нарушены  условия
   жизнедеятельности  не  более 100 человек, либо  материальный  ущерб
   составляет  не  более 1 тыс. минимальных размеров оплаты  труда  на
   день   возникновения  чрезвычайной  ситуации  и  зона  чрезвычайной
   ситуации    не    выходит    за    пределы    территории    объекта
   производственного или социального назначения.
       К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой
   пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены  условия
   жизнедеятельности  свыше  100,  но  не  более  300  человек,   либо
   материальный  ущерб составляет свыше 1 тыс., но  не  более  5  тыс.
   минимальных   размеров   оплаты   труда   на   день   возникновения
   чрезвычайной  ситуации и зона чрезвычайной ситуации не  выходит  за
   пределы населенного пункта, города, района.
       К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате
   которой  пострадало  свыше  50,  но  не  более  500  человек,  либо
   нарушены  условия  жизнедеятельности свыше 300,  но  не  более  500
   человек,  либо материальный ущерб составляет свыше 5  тыс.,  но  не
   более   0,5  млн.  минимальных  размеров  оплаты  труда   на   день
   возникновения  чрезвычайной ситуации и зона  чрезвычайной  ситуации
   не выходит за пределы субъекта государства.
       К  региональной относится чрезвычайная ситуация,  в  результате
   которой  пострадало  свыше  50,  но  не  более  500  человек,  либо
   нарушены  условия жизнедеятельности свыше 500, но не более  1  тыс.
   человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн.,  но  не
   более   5   млн.   минимальных  размеров  оплаты  труда   на   день
   возникновения  чрезвычайной ситуации и зона  чрезвычайной  ситуации
   охватывает территорию двух субъектов государства.
       К   республиканской  (государственной)  относится  чрезвычайная
   ситуация,  в результате которой пострадало свыше 500 человек,  либо
   нарушены  условия  жизнедеятельности свыше  1  тыс.  человек,  либо
   материальный  ущерб  составляет свыше 5 млн.  минимальных  размеров
   оплаты  труда  на день возникновения чрезвычайной ситуации  и  зона
   чрезвычайной  ситуации выходит за пределы более чем двух  субъектов
   государства.
       К  трансграничной  относится чрезвычайная ситуация,  поражающие
   факторы  которой выходят за пределы государства, либо  чрезвычайная
   ситуация,  которая  произошла за рубежом и  затрагивает  территорию
   государства.
       Ликвидация  чрезвычайной  ситуации  осуществляется   силами   и
   средствами предприятий, учреждений и организаций независимо  от  их
   организационно-правовой  формы  (далее  -   организации),   органов
   местного  самоуправления, органов исполнительной  власти  субъектов
   государства,   на   территориях  которых   сложилась   чрезвычайная
   ситуация,    под   руководством   соответствующих    комиссий    по
   чрезвычайным ситуациям.
       Ликвидация   локальной  чрезвычайной  ситуации   осуществляется
   силами и средствами организации.
       Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется  силами
   и средствами органов местного самоуправления.
       Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется
   силами   и   средствами  органов  исполнительной  власти   субъекта
   государства.
       Ликвидация  региональной  и  республиканской  (государственной)
   чрезвычайных  ситуаций осуществляется силами и  средствами  органов
   исполнительной  власти субъектов государства,  оказавшихся  в  зоне
   чрезвычайной ситуации.
       При  недостаточности собственных сил и средств  для  ликвидации
   локальной,     местной,     территориальной,     региональной     и
   республиканской     (государственной)     чрезвычайных     ситуаций
   соответствующие   комиссии   по   чрезвычайным   ситуациям    могут
   обращаться  за  помощью  к  вышестоящим комиссиям  по  чрезвычайным
   ситуациям.
       Ликвидация  трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется
   по  решению  правительства  государства в  соответствии  с  нормами
   международного права и международными договорами государства.
       При   необходимости  правительство  государства  обращается   в
   установленном  порядке  с  просьбой  о  применении  сил  и  средств
   Корпуса  сил  Содружества  Независимых  Государств  для  ликвидации
   последствий   чрезвычайных  ситуаций  природного   и   техногенного
   характера.
       К   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   могут   привлекаться
   Вооруженные  Силы государства, войска Гражданской  обороны,  другие
   войска  и  воинские формирования в соответствии с законодательством
   государства.
       Ликвидация  чрезвычайной  ситуации  считается  завершенной   по
   окончании  проведения  аварийно-спасательных  и  других  неотложных
   работ.
   
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 2
   
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
           ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
        ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНОВ
          МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
                 И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
   
       1. Полномочия президента государства в области защиты населения
   и территорий от чрезвычайных ситуаций:
       а)  определение  в  соответствии с конституцией  государства  и
   государственным     законодательством     основных      направлений
   государственной политики;
       б)  внесение на рассмотрение совета безопасности государства  и
   принятие,   с   учетом   его  предложений,  решения   по   вопросам
   предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных  ситуаций,  а  также  по
   вопросам преодоления их последствий;
       в)  введение  при  чрезвычайных  ситуациях  в  соответствии   с
   конституцией   государства  при  обстоятельствах   и   в   порядке,
   предусмотренных  государственным законодательством,  на  территории
   государства или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения;
       г)   принятие   решения  о  привлечении  при  необходимости   к
   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  Вооруженных  Сил  государства,
   других войск и воинских формирований.
       2.    Полномочия   парламентского   (законодательного)   органа
   государства   в   области   защиты  населения   и   территорий   от
   чрезвычайных ситуаций:
       а)  обеспечение единообразия в законодательном регулировании  в
   области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
       б)   утверждение   бюджетных  ассигнований  на   финансирование
   деятельности и мероприятий в указанной области;
       в)   проведение  парламентских  слушаний  по  вопросам   защиты
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
       3.   Полномочия  правительства  государства  в  области  защиты
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
       а)   издание   на   основании  и  во   исполнение   конституции
   государства, государственного законодательства и нормативных  актов
   президента  государства  постановлений  и  распоряжений  в  области
   защиты   населения   и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   и
   обеспечение их исполнения;
       б)  организация научных исследований в области защиты населения
   и территорий от чрезвычайных ситуаций;
       в)  организация разработки и обеспечение выполнения специальных
   государственных  программ в области защиты населения  и  территорий
   от чрезвычайных ситуаций;
       г)  определение  задач, функций, порядка деятельности,  прав  и
   обязанностей  государственных  органов  исполнительной   власти   в
   области  защиты  населения и территорий от  чрезвычайных  ситуаций,
   осуществление    руководства   единой   государственной    системой
   предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       д)  обеспечение создания государственных резервов финансовых  и
   материальных  ресурсов  для  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а
   также определение порядка использования указанных резервов;
       е) установление и контролирование процесса производства, режима
   хранения,  условий перевозки и порядка использования  радиоактивных
   и  других  особо  опасных веществ, соблюдение при этом  необходимых
   мер безопасности;
       ж)   установление   классификации   чрезвычайных   ситуаций   и
   полномочий  исполнительных  органов государственной  власти  по  их
   ликвидации;
       з)  принятие решения о непосредственном руководстве ликвидацией
   чрезвычайных   ситуаций  и  об  оказании   помощи   в   случае   их
   возникновения;
       и)  определение  порядка привлечения войск гражданской  обороны
   государства к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       к)  определение  порядка  сбора  информации  в  области  защиты
   населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,  порядка  обмена
   указанной     информацией     между    исполнительными     органами
   государственной  власти,  а также органами  управления,  специально
   уполномоченными  на  решение  задач в области  защиты  населения  и
   территорий от чрезвычайных ситуаций.
       4.   Полномочия   органов  государственной   власти   субъектов
   государства  и  органов местного самоуправления  в  области  защиты
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
       Органами государственной власти субъектов государства:
       а)  принимаются  в  соответствии  с  государственными  законами
   нормативно-правовые  акты в области защиты населения  и  территорий
   от чрезвычайных ситуаций;
       б)   осуществляется  подготовка  и  содержание   в   готовности
   необходимых  сил  и средств для защиты населения  и  территорий  от
   чрезвычайных  ситуаций,  обучение  населения  способам   защиты   и
   действиям в указанных ситуациях;
       в) принимаются решения о проведении эвакуационных мероприятий в
   чрезвычайных ситуациях и обеспечивается их проведение;
       г)   осуществляется  в  установленном  порядке  сбор  и   обмен
   информацией   в   области   защиты  населения   и   территорий   от
   чрезвычайных  ситуаций, обеспечивается своевременное  оповещение  и
   информирование   населения   об   угрозе   возникновения   или    о
   возникновении чрезвычайных ситуаций;
       д)  организуются  и проводятся аварийно-спасательные  и  другие
   неотложные  работы, а также поддерживается общественный  порядок  в
   ходе  их  проведения; при недостаточности собственных сил и средств
   обращаются к правительству государства за оказанием помощи;
       е)  осуществляется финансирование мероприятий в области  защиты
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
       ж)    оказывается   содействие   устойчивому   функционированию
   организаций в чрезвычайных ситуациях;
       з)   создаются  при  органах  исполнительной  власти  субъектов
   государства  постоянно  действующие органы  управления,  специально
   уполномоченные  на  решение  задач в  области  защиты  населения  и
   территорий от чрезвычайных ситуаций.
       Органами местного самоуправления:
       а)   осуществляется  подготовка  и  содержание   в   готовности
   необходимых  сил  и средств для защиты населения  и  территорий  от
   чрезвычайных  ситуаций,  обучение  населения  способам   защиты   и
   действиям в этих ситуациях;
       б) принимаются решения о проведении эвакуационных мероприятий в
   чрезвычайных ситуациях и организуется их проведение;
       в)   осуществляется  в  установленном  порядке  сбор  и   обмен
   информацией   в   области   защиты  населения   и   территорий   от
   чрезвычайных  ситуаций, обеспечивается своевременное  оповещение  и
   информирование   населения   об   угрозе   возникновения   или    о
   возникновении чрезвычайных ситуаций;
       г)  осуществляется финансирование мероприятий в области  защиты
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
       д)  создаются  резервы финансовых и материальных  ресурсов  для
   ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       е)  организуются  и проводятся аварийно-спасательные  и  другие
   неотложные работы, а также поддерживается общественный порядок  при
   их  проведении;  при  недостаточности  собственных  сил  и  средств
   обращаются  за  помощью к органам исполнительной  власти  субъектов
   государства;
       ж)    оказывается   содействие   устойчивому   функционированию
   организаций в чрезвычайных ситуациях;
       з)  создаются  при  органах  местного самоуправления  постоянно
   действующие   органы  управления,  специально   уполномоченные   на
   решение   задач   в  области  защиты  населения  и  территорий   от
   чрезвычайных ситуаций.
   
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 3
   
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
         ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
            НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
   
       Государственные органы исполнительной власти:
       а) по отношению к подведомственным организациям:
       -  разрабатывают  и осуществляют организационные  и  инженерно-
   технические  мероприятия по повышению устойчивости функционирования
   отрасли в чрезвычайных ситуациях;
       -   утверждают  и  издают  в  соответствии  с  государственными
   требованиями  отраслевые нормы и правила безопасности производства,
   технологических  процессов,  продукции,  а  также  правила   защиты
   работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
       -   обеспечивают   разработку  и  реализацию   мероприятий   по
   укреплению    радиационной,    химической,    медико-биологической,
   взрывной,  пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение
   норм   и   правил  инженерно-технических  мероприятий   гражданской
   обороны  при проектировании, строительстве и эксплуатации  объектов
   производственного и социального назначения;
       -  финансируют  и  обеспечивают мероприятия  по  предупреждению
   чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных  и  других
   неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
       -     организуют    и    обеспечивают    проведение     научно-
   исследовательских,    опытно-конструкторских,    испытательных    и
   проектных работ по проблемам безопасности;
       б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
       -  осуществляют  методическое руководство при решении  вопросов
   защиты  работников организаций от чрезвычайных ситуаций,  повышения
   устойчивости и безопасности функционирования организаций;
       -  разрабатывают  и доводят до сведения организаций  отраслевые
   требования,  нормативные  документы по  вопросам  предупреждения  и
   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций,  защиты  от   них   работников
   организаций и населения.
       Предприятия и организации:
       а)  планируют и осуществляют необходимые меры в области  защиты
   работников     организаций     и     подведомственных      объектов
   производственного   и   социального  назначения   от   чрезвычайных
   ситуаций;
       б)  планируют  и проводят мероприятия по повышению устойчивости
   функционирования   предприятий   и   организаций   и   обеспечивают
   жизнедеятельность работников в чрезвычайных ситуациях;
       в) обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности
   сил  и  средств  к  участию  в  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,
   обучение  работников предприятий и организаций  способам  защиты  и
   действиям  в  чрезвычайных  ситуациях в  составе  невоенизированных
   формирований;
       г)  создают  и  поддерживают в постоянной готовности  локальные
   системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
       д)  обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных
   и    других   неотложных   работ   на   подведомственных   объектах
   производственного и социального назначения и на прилегающих  к  ним
   территориях  в соответствии с планами предупреждения  и  ликвидации
   чрезвычайных ситуаций;
       е)  финансируют мероприятия по защите работников предприятий  и
   организаций   и   подведомственных  им  объектов  от   чрезвычайных
   ситуаций;
       ж)  создают  резервы  финансовых и  материальных  ресурсов  для
   ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       з)  предоставляют в установленном порядке информацию в  области
   защиты  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций,  а  также
   оповещают   работников   предприятий  и   организаций   об   угрозе
   возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное