Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 15.06.2005 N 3637/05 ОБ ОТМЕНЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВАС РФ ОТ 08.02.2005 N 1339/05 ОБ ОСПАРИВАНИИ ПОДПУНКТА "Б" ПУНКТА 10 ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВМИНА СССР ОТ 30.07.1988 N 929

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 15 июня 2005 г. N 3637/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского
   В.В.,  Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева  Ю.А.,
   Козловой  А.С.,  Козловой О.А., Новоселовой Л.А.,  Слесарева  В.Л.,
   Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел заявление закрытого акционерного общества  "Народная
   компания   "Восток   России"  о  пересмотре   в   порядке   надзора
   определения  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от
   08.02.2005  по  делу N 1339/05 о возвращении заявления  общества  о
   признании  недействующим  подпункта  "б"  пункта  10  Постановления
   Совета  Министров СССР от 30.07.1988 N 929 "Об упорядочении системы
   экономических  (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям,
   объединениям  и  организациям"  (в  редакции  Постановления  Совета
   Министров  СССР  от 31.08.1990 N 877 и Постановления  Правительства
   Российской Федерации от 14.08.1993 N 812).
       В   заседании   приняли  участие  представители   Правительства
   Российской Федерации Степаненко И.Г. и Терян Г.С.
       Заслушав  и  обсудив доклад судьи Т.К. Андреевой и  выступления
   представителей  участвующего  в  деле  лица,  Президиум   установил
   следующее.
       Закрытое   акционерное  общество  "Народная  компания   "Восток
   России"   (далее  -  общество,  заявитель)  обратилось   в   Высший
   Арбитражный  Суд  Российской Федерации  с  заявлением  о  признании
   недействующим   подпункта  "б"  пункта  10   Постановления   Совета
   Министров  СССР  от  30.07.1988  N  929  "Об  упорядочении  системы
   экономических  (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям,
   объединениям  и  организациям"  (в  редакции  Постановления  Совета
   Министров  СССР  от 31.08.1990 N 877 и Постановления  Правительства
   Российской Федерации от 14.08.1993 N 812) (далее - Постановление  N
   929).
       Причиной,  побудившей общество обратиться в Высший  Арбитражный
   Суд   Российской   Федерации   с  указанным   заявлением,   явилось
   предъявление  в  Арбитражный суд Хабаровского  края  иска  открытым
   акционерным    обществом    "ЭиЭ   "Хабаровскэнерго"    (далее    -
   энергоснабжающая организация) о взыскании с общества  десятикратной
   стоимости  электрической  энергии, потребленной  сверх  количества,
   предусмотренного  договором энергоснабжения. В обоснование  исковых
   требований  энергоснабжающая организация сослалась на подпункт  "б"
   пункта  10  Постановления  N  929, согласно  которому  определяется
   стоимость  потребленной  электрической энергии  при  потреблении  в
   большем, чем предусмотрено договором, количестве.
       Общество полагает, что указанное положение Постановления N 929,
   подлежащее, по мнению энергоснабжающей организации, применению  при
   рассмотрении   спора,   возникшего   при   определении    стоимости
   потребленной электроэнергии, не соответствует Гражданскому  кодексу
   Российской   Федерации,  иным  федеральным  законам,   регулирующим
   правоотношения в сфере энергетики, и нарушает права  заявителя  как
   субъекта гражданских правоотношений.
       Свое  право  на  обращение в Высший Арбитражный Суд  Российской
   Федерации  общество обосновало ссылкой на статью  7.1  Федерального
   закона  от  14.04.1995  N  41-ФЗ  "О государственном  регулировании
   тарифов   на   электрическую  и  тепловую  энергию   в   Российской
   Федерации"  (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ),  согласно  которой
   споры,  связанные  с осуществлением государственного  регулирования
   тарифов  на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению
   в арбитражном суде.
       Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от
   08.02.2005  N  1339/05 указанное заявление возвращено обществу  без
   рассмотрения  по существу. При этом указано, что в соответствии  со
   статьей   34   Арбитражного  процессуального   кодекса   Российской
   Федерации  арбитражному суду подсудны и могут  быть  приняты  им  к
   рассмотрению  только  дела, подведомственные арбитражным  судам.  В
   определении  отмечается, что согласно статьям 29 и 191 Арбитражного
   процессуального  кодекса Российской Федерации дела  об  оспаривании
   нормативных  правовых  актов  подлежат рассмотрению  в  арбитражном
   суде,   если   федеральным  законом  их  рассмотрение  отнесено   к
   компетенции арбитражных судов.
       Поскольку,  как  указано  в определении,  рассмотрение  дел  об
   оспаривании  нормативных  правовых актов Совета  Министров  СССР  и
   Правительства Российской Федерации не отнесено федеральным  законом
   к  компетенции арбитражного суда, дело об оспаривании подпункта "б"
   пункта  10 Постановления N 929 неподведомственно арбитражному  суду
   и,  следовательно, неподсудно Высшему Арбитражному Суду  Российской
   Федерации.
       В  заявлении о пересмотре в порядке надзора определения Высшего
   Арбитражного  Суда  Российской Федерации от  08.02.2005  N  1339/05
   общество    просит    его   отменить   как    не    соответствующее
   законодательству,   полагая,   что  оспариваемый   им   нормативный
   правовой   акт   устанавливает  ценовые  ставки  по   расчетам   за
   электрическую   энергию,  израсходованную  сверх   предусмотренного
   договором  количества, в связи с чем спор о  признании  этого  акта
   недействующим в соответствии со статьей 7.1 Федерального  закона  N
   41-ФЗ  и  пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального  кодекса
   Российской Федерации относится к компетенции арбитражного суда.
       В   отзыве   на   заявление  Федеральная  служба  по   тарифам,
   уполномоченная   представлять  интересы  Правительства   Российской
   Федерации  в данном деле, поддерживает просьбу общества,  указывая,
   что  Постановление N 929 устанавливает конкретные  ценовые  ставки,
   по  которым  осуществляется  расчет  за  электрическую  и  тепловую
   энергию (мощность) в определенных ситуациях.
       Проверив  обоснованность  доводов,  содержащихся  в  заявлении,
   отзыве   на   него  и  выступлениях  присутствующих   в   заседании
   представителей   стороны,  Президиум  считает,   что   оспариваемое
   определение  подлежит отмене, дело - передаче для  рассмотрения  по
   существу  в  первую инстанцию Высшего Арбитражного Суда  Российской
   Федерации по следующим основаниям.
       В  соответствии  с пунктом 1 статьи 29 и частью  3  статьи  191
   Арбитражного    процессуального   кодекса   Российской    Федерации
   арбитражный  суд  рассматривает  дела  об  оспаривании  нормативных
   правовых  актов, затрагивающих права и законные интересы  заявителя
   в  сфере  предпринимательской  и иной  экономической  деятельности,
   если  федеральным  законом их рассмотрение отнесено  к  компетенции
   арбитражного   суда.   Названные  нормы  не  определяют   ни   виды
   нормативных  правовых актов, ни предмет их правового регулирования,
   а   лишь   устанавливают   критерии   подведомственности   дел   об
   оспаривании   нормативных  правовых  актов,  при  наличии   которых
   указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
       Разрешение вопроса о том, подведомственно ли арбитражному  суду
   заявление  о  признании нормативного правового акта  недействующим,
   зависит  от  его  конкретного содержания, характера правоотношений,
   по  поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли
   оспариваемый  нормативный правовой акт права  и  законные  интересы
   заявителя   в   сфере  предпринимательской  и  иной   экономической
   деятельности.  При  этом  арбитражному  суду  надлежит   установить
   наличие  федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение
   дела  об  оспаривании нормативного правового акта  отнесено  к  его
   компетенции.
       В  связи с этим вопрос о подведомственности дела об оспаривании
   нормативного  акта  должен  решаться арбитражным  судом  на  основе
   установления   и   исследования  фактических  обстоятельств   дела,
   имеющих  значение  для его рассмотрения, в том  числе  связанных  с
   определением   природы  установленного  в  оспариваемом   положении
   платежа, законодательного регулирования в данной сфере.
       Оспариваемым определением фактически признано, что рассмотрение
   заявления  о  признании  недействующим  подпункта  "б"  пункта   10
   Постановления  N 929 неподведомственно арбитражному  суду,  хотя  в
   нем   и   содержится  ссылка  на  статьи  34  и  129   Арбитражного
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,   связанные   с
   подсудностью дел.
       Названное  определение вынесено без учета того  обстоятельства,
   что,   как   следует   из  пункта  6  Постановления   Правительства
   Российской  Федерации от 14.08.1993 N 812 "Об утверждении  основных
   положений   порядка   заключения   и   исполнения   государственных
   контрактов  (договоров  подряда)  на  строительство  объектов   для
   федеральных государственных нужд в Российской Федерации", вопрос  о
   действии  на  территории Российской Федерации Постановления  N  929
   правомочно решать Правительство Российской Федерации.
       В  соответствии  со  статьей  23 Федерального  конституционного
   закона   от   17.12.1997   N  2-ФКЗ  "О  Правительстве   Российской
   Федерации"  акты  Правительства  Российской  Федерации  могут  быть
   обжалованы в суд.
       В  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации  от
   27.01.2004  N  1-П  отмечается, что положение данного  Федерального
   конституционного  закона не определяет ни подведомственность  таких
   дел  судам  той  или иной юрисдикции, ни предметную и инстанционную
   подсудность.     Соответствующее    регулирование    осуществляется
   законодательством о судах и судопроизводстве.
       Согласно   подпункту   1  пункта  1  статьи   10   Федерального
   конституционного  закона  от 28.04.1995  N  1-ФКЗ  "Об  арбитражных
   судах  в  Российской  Федерации" и части 2 статьи  34  Арбитражного
   процессуального  кодекса  Российской Федерации  Высший  Арбитражный
   Суд   Российской   Федерации  в  качестве  суда  первой   инстанции
   рассматривает  дела  об  оспаривании  как  ненормативных,   так   и
   нормативных  правовых  актов  Правительства  Российской  Федерации,
   затрагивающих   права  и  законные  интересы  заявителя   в   сфере
   предпринимательской и иной экономической деятельности.
       Таким  образом, статья 10 Федерального конституционного  закона
   "Об  арбитражных  судах в Российской Федерации" во  взаимосвязи  со
   статьей  23  Федерального конституционного закона "О  Правительстве
   Российской  Федерации"  и  статьей 34 Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации определяют виды нормативных  правовых
   актов,  подлежащих  проверке  Высшим Арбитражным  Судом  Российской
   Федерации,  в  том  числе нормативных правовых актов  Правительства
   Российской   Федерации,  и  предметную  подсудность   дел   об   их
   оспаривании.
       В  подпункте  "б"  пункта  10  Постановления  N  929,  согласно
   которому    потребители    энергии   уплачивают    энергоснабжающим
   организациям  десятикратную  стоимость  электрической   энергии   и
   электрической  мощности и пятикратную стоимость  тепловой  энергии,
   израсходованных     сверх    количества,    предусмотренного     на
   соответствующий   период   договором,  фактически   устанавливаются
   ценовые  ставки для расчетов за электрическую энергию (мощность)  в
   определенных случаях.
       В  силу  части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса
   Российской  Федерации  арбитражному суду  подведомственны  дела  по
   экономическим  спорам  и  другие дела, связанные  с  осуществлением
   предпринимательской  и  иной экономической  деятельности.  Согласно
   части   3  этой  статьи  к  подведомственности  арбитражных   судов
   федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
       Из  содержания  пункта  1  статьи  29  и  части  3  статьи  191
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  следует,
   что  дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются
   в  арбитражном  суде,  если  их  рассмотрение  федеральным  законом
   отнесено к компетенции арбитражных судов.
       В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995
   N  41-ФЗ  "О государственном регулировании тарифов на электрическую
   и  тепловую  энергию  в Российской Федерации"  споры,  связанные  с
   осуществлением    государственного   регулирования    тарифов    на
   электрическую   и   тепловую  энергию,  подлежат   рассмотрению   в
   арбитражном  суде. Эти споры в силу части 3 статьи 22  Гражданского
   процессуального кодекса Российской Федерации исключены  из  ведения
   судов общей юрисдикции.
       Поскольку  оспариваемым нормативным правовым актом регулируются
   вопросы  оплаты сверхнормативной потребленной электроэнергии,  дело
   о  признании его недействующим относится к числу споров,  связанных
   с   осуществлением   государственного  регулирования   тарифов   на
   электрическую и тепловую энергию.
       Таким  образом, в соответствии с частью 3 статьи 27, пунктом  1
   статьи   29,  частью  3  статьи  191  Арбитражного  процессуального
   кодекса   Российской  Федерации  во  взаимосвязи  со  статьей   7.1
   Федерального  закона  "О государственном регулировании  тарифов  на
   электрическую  и тепловую энергию в Российской Федерации"  дело  об
   оспаривании   подпункта   "б"  пункта  10   Постановления   N   929
   подведомственно арбитражному суду.
       Согласно  статье  10 Федерального конституционного  закона  "Об
   арбитражных  судах  в Российской Федерации"  и  пункту  1  части  2
   статьи   34   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской
   Федерации   данное  дело  относится  к  исключительной  подсудности
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
       Таким   образом,  оспариваемое  определение  не   соответствует
   закону,   нарушает   единообразие   в   толковании   и   применении
   арбитражными судами норм права, содержащихся в статьях 27, 29,  34,
   129   и   191   Арбитражного  процессуального  кодекса   Российской
   Федерации,  что в соответствии с пунктом 1 статьи 304  Арбитражного
   процессуального  кодекса Российской Федерации  является  основанием
   для его отмены.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       определение  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от
   08.02.2005 по делу N 1339/05 отменить.
       Дело  направить  в  первую инстанцию Высшего Арбитражного  Суда
   Российской   Федерации   для   рассмотрения   заявления   закрытого
   акционерного  общества  "Народная  компания  "Восток   России"   по
   существу.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное
Rambler's Top100