Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

ПИСЬМО УФНС РФ ПО МО ОТ 24.03.2005 N 22-22/2831 О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                         ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
                                ПИСЬМО
                   от 24 марта 2005 г. N 22-22/2831
                                   
       О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
   
       Управление  Федеральной налоговой службы по Московской  области
   сообщает следующее.
       В  соответствии  с  пунктом  2 статьи  266  Налогового  кодекса
   Российской   Федерации   (далее  -  НК  РФ)  безнадежными   долгами
   (долгами,  нереальными  к  взысканию)  признаются  те  долги  перед
   налогоплательщиком,  по  которым истек установленный  срок  исковой
   давности,   а   также  те  долги,  по  которым  в  соответствии   с
   гражданским  законодательством обязательство прекращено  вследствие
   невозможности  его  исполнения, на основании акта  государственного
   органа  или ликвидации организации в соответствии со статьями  416,
   417,  419  Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее  -  ГК
   РФ).
       Исковая  давность  - это срок для защиты права  по  иску  лица,
   право    которого    нарушено.   Общий   срок   исковой    давности
   устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ), но для отдельных  видов
   требований законом могут устанавливаться специальные сроки  исковой
   давности.
       В  соответствии  со  статьей 203 ГК РФ  течение  срока  исковой
   давности прерывается предъявителем иска в установленном порядке,  а
   также совершением обязательным лицом действий, свидетельствующих  о
   признании  долга.  После  перерыва течение срока  исковой  давности
   начинается  заново; время, истекшее до перерыва, не  зачисляется  в
   новый срок.
       Организация,  получившая  акт  о  невозможности   взыскания   и
   возврате  исполнительного документа, не лишается  права  предъявить
   исполнительный документ к исполнению повторно в течение  6  месяцев
   со  дня  его получения (ст. 14 и 15 Федерального закона от 21.07.97
   N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве").
       Пока  организация имеет возможность производить такие действия,
   долг  не  может  быть нереальным для взыскания, а значит,  списание
   суммы  дебиторской  задолженности на убытки и  учет  этой  суммы  в
   целях налогообложения неправомерны.
       По  статье  419  ГК  РФ обязательство прекращается  ликвидацией
   юридического  лица  (должника,  кредитора),  кроме  случаев,  когда
   законом   или   иными  правовыми  актами  исполнение  обязательства
   ликвидированного юридического лица возлагается на другое  лицо  (по
   требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или  здоровью  и
   т.п.).
       Согласно  пункту 8 статьи 63 ГК РФ, документом,  подтверждающим
   ликвидацию  организации-должника, может являться  только  запись  о
   ликвидации    предприятия   в   Едином   государственном    реестре
   юридических лиц, что подтверждено выданным на ее основании  письмом
   налогового  органа,  в  котором состояла на  учете  ликвидированная
   организация.
       Реорганизация предприятия-дебитора таких последствий не влечет,
   поскольку  обеспечивает правопреемственность обязательств  (ст.  58
   ГК РФ).
       Согласно   положениям   подпункта  2  пункта   7   статьи   254
   "Материальные  расходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций"  НК
   РФ  с  1  января  2002  года  к  материальным  расходам  для  целей
   налогообложения прибыли приравниваются потери от недостачи и  (или)
   порчи   при   хранении   и   транспортировке   товарно-материальных
   ценностей  в  пределах  норм  естественной  убыли,  утвержденных  в
   порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
       До    настоящего   времени   такой   нормативно-правовой    акт
   Правительством Российской Федерации не утвержден.
       Таким  образом,  нормы  естественной убыли товарно-материальных
   ценностей   при   их   реализации,  хранении   и   транспортировке,
   утвержденные  нормативными  актами  соответствующих  министерств  и
   ведомств,  действовавшие до 1 января 2002 года,  после  введения  в
   действие главы 25 НК РФ признаны утратившими силу.
       Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О  порядке
   утверждения  норм естественной убыли при хранении и транспортировке
   товарно-материальных   ценностей"  было  установлено,   что   нормы
   естественной   убыли,   применяемые  для   определения   допустимой
   величины  безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи  товарно-
   материальных  ценностей, разрабатываются отраслевыми министерствами
   и  ведомствами  с  учетом технологических  условий  их  хранения  и
   транспортировки, климатического и сезонного факторов,  влияющих  на
   их    естественную   убыль,   и   подлежат   пересмотру   по   мере
   необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
       В    настоящее   время   заинтересованными   министерствами   и
   ведомствами  проводится работа по подготовке проекта  постановления
   Правительства    Российской   Федерации,   утверждающего    порядок
   согласования,    утверждения,   пересмотра   и   применения    норм
   естественной  убыли в части потерь от недостачи и (или)  порчи  при
   хранении   и  транспортировке  товарно-материальных  ценностей   по
   отраслям экономики.
       Таким   образом,   до  утверждения  Правительством   Российской
   Федерации   порядка   согласования,   утверждения,   пересмотра   и
   применения  норм естественной убыли в части потерь от  недостачи  и
   (или)  порчи  при  хранении и транспортировке  товарно-материальных
   ценностей  по  отраслям экономики расходы связанные с  потерями  от
   недостачи  и  (или)  порчи при хранении и транспортировке  товарно-
   материальных  ценностей  в  пределах норм  естественной  убыли,  не
   могут   быть   приравнены  к  материальным   затратам   для   целей
   налогообложения  прибыли  и  должны списываться  за  счет  прибыли,
   остающейся  в  распоряжении  организации  после  уплаты  налога  на
   прибыль.
       Кроме   того,  следует  иметь  в  виду,  что  начало  процедуры
   банкротства  должника не дает кредитору право уменьшения  на  сумму
   требований   размера   налоговой   базы.   Только   полученный   от
   ликвидационной    комиссии   документ   об    окончании    расчетов
   ликвидируемого  предприятия  с кредиторами,  а  именно  выписка  из
   реестра  требований  кредиторов о погашении  данной  задолженности,
   что    установлено    статьей   114    Федерального    закона    "О
   несостоятельности  (банкротстве)" или иным аналогичным  документом,
   дает подтверждение о невозможности исполнения обязательств.
       Таким  образом,  при  отсутствии вышеперечисленных  документов,
   подтверждающих  факт  ликвидации организаций, списание  дебиторской
   задолженности на внереализационные расходы неправомерно.
       Вместе с тем следует отметить, что Методические рекомендации по
   применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй  НК
   РФ,  утвержденные приказом МНС России от 26.02.2002  N  БГ-3-02/98,
   утратили  силу в связи с изданием приказа МНС России от  20.12.2002
   N Бг-3-02/729.
       Если организация не создает резерв по сомнительным долгам, то в
   соответствии  с  подпунктом 2 пункта  2  статьи  265  НК  РФ  суммы
   безнадежных  долгов  являются убытками того отчетного  (налогового)
   периода,  в  котором истек срок исковой давности или  обязательство
   прекращено  в  связи с невозможностью его исполнения  на  основании
   акта  государственного органа или ликвидации организации, и  только
   тогда включаются в состав внереализационных расходов.
       При   создании  резерва  по  сомнительным  долгам   дебиторская
   задолженность  учитывается  в  размерах,  предъявленных   продавцом
   покупателю, в том числе и с учетом налога на добавленную  стоимость
   (основание - письмо МНС России от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945).
       Учитывая   вышеизложенное,  средства  резерва  по  сомнительным
   долгам,  созданного  в  установленном  порядке,  организация  может
   использовать  на покрытие убытков от безнадежных долгов  в  случае,
   если  они  отвечают условиям их признания таковыми согласно  статье
   266 НК РФ.
   
                                              Заместитель руководителя
                                                Управления Федеральной
                                                      налоговой службы
                                                 по Московской области
                                                         И.А. Сорокина
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
Разное