Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТПЕТЕРБУРГА ОТ 25.05.2005 N 341-Р О ПРОВЕДЕНИИ II САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КОНКУРСА МОДЕЛЕЙ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
                                   
                        КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
                                   
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
                       от 25 мая 2005 г. N 341-р
                                   
         О ПРОВЕДЕНИИ II САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КОНКУРСА МОДЕЛЕЙ
        УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
   
       В   связи  с  проведением  Министерством  образования  и  науки
   Российской    Федерации   II   Всероссийского   конкурса    моделей
   ученического самоуправления общеобразовательных учреждений с  марта
   2005 г. по август 2006 г.:
       1.   Утвердить  Положение  о  II  Санкт-Петербургском  конкурсе
   моделей   ученического  самоуправления  образовательных  учреждений
   (далее - Конкурс) согласно приложению 1.
       2.  Утвердить состав оргкомитета и конкурсных комиссий Конкурса
   согласно приложению 2.
       3.  Оргкомитету организовать проведение II Санкт-Петербургского
   конкурса   моделей   ученического  самоуправления   образовательных
   учреждений с мая по декабрь 2005 года.
       4.  Контроль за выполнением распоряжения возложить  на  первого
   заместителя председателя Комитета Г.А.Соколенко.
   
                                                 Председатель Комитета
                                                        по образованию
                                                           О.В.Иванова
   
   
   
                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1
                                                        к распоряжению
                                               Комитета по образованию
                                                 от 25.05.2005 N 341-р
   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
        О ПРОВЕДЕНИИ II  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КОНКУРСА МОДЕЛЕЙ
        УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
   
       1.   Комитет   по   образованию  совместно  с   государственным
   образовательным   учреждением   дополнительного   профессионального
   образования   (повышение   квалификации  специалистов)   -   Санкт-
   Петербургской  академией постдипломного образования  (далее  -  СПб
   АППО)  и  с  государственным  образовательным  учреждением  "Санкт-
   Петербургский  городской Дворец творчества  юных"  (далее  -  ГДТЮ)
   проводят   II   Санкт-Петербургский  конкурс  моделей  ученического
   самоуправления образовательных учреждений (далее - Конкурс).
   
       2. Цели Конкурса
   
       Цель  - создание условий для активизации воспитания обучающихся
   через  развитие  и совершенствование ученического самоуправления  в
   образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
   
       3. Задачи Конкурса:
   
       изучение  воспитательного потенциала образовательных учреждений
   Санкт-Петербурга  по  созданию, развитию и  поддержке  ученического
   самоуправления;
       определить    социально-педагогические   условия   оптимального
   развития  ученического самоуправления в образовательных учреждениях
   различного типа;
       систематизировать  имеющийся опыт функционирования  и  развития
   ученического   самоуправления  в  образовательных   учреждениях   и
   учреждениях дополнительного образования детей Санкт-Петербурга;
       пополнить  информационный  банк  реально  существующих  моделей
   ученического  самоуправления в образовательных  учреждениях  Санкт-
   Петербурга;
       стимулировать    деятельность    педагогических    коллективов,
   поддерживающих    функционирование    и    развитие    ученического
   самоуправления;
       привлечь     внимание    органов    местного    самоуправления,
   общественности   и  педагогических  коллективов   к   необходимости
   развития  и поддержки ученического самоуправления в образовательных
   учреждениях Санкт-Петербурга.
   
       4. Реализация целей и задач Конкурса призвана способствовать:
   
       дальнейшему  повышению  статуса и  эффективности  воспитания  в
   образовательных учреждениях;
       обновлению  содержания  и технологии деятельности  ученического
   самоуправления;
       созданию    современного    научно-методического,    психолого-
   педагогического,   организационного,   кадрового,   информационного
   обеспечения развития ученического самоуправления;
       развитию    творческого   потенциала,   повышению    активности
   педагогов,   занятых   в   сфере   воспитания   и   дополнительного
   образования детей и молодежи;
       пропаганде   реальных   практических   достижений   в   области
   ученического  самоуправления общеобразовательных учреждений  Санкт-
   Петербурга;
       дальнейшему  развитию связей педагогической науки  с  практикой
   воспитания в общеобразовательных учреждениях.
   
       5. Участники Конкурса
   
       В  Конкурсе  могут  принять участие образовательные  учреждения
   Санкт-Петербурга по следующим номинациям:
       - образовательные учреждения - школы;
       - общеобразовательные лицеи и гимназии;
       -  общеобразовательные школы-интернаты, детские  дома,  детские
   дома - школы;
       -  образовательные  учреждения  для  детей  -  сирот  и  детей,
   оставшихся без попечения родителей;
       - образовательные учреждения дополнительного образования детей.
   
       6. Порядок и сроки проведения Конкурса
   
       Конкурс  проводится с мая 2005 г. по декабрь 2005 г. Подготовка
   к    Конкурсу    и   сдача   материалов   на   Конкурс   проводится
   образовательными учреждениями в следующие сроки:
       -  информационно-подготовительные мероприятия (с 20  мая  по  1
   ноября)  включают  в себя подготовку документации, консультирование
   в   Центре  теории  и  практики  воспитания  СПБ  АППО  о   порядке
   оформления документов на Конкурс;
       - сдача документов на Конкурс (с 1 ноября по 25 ноября) в Центр
   теории и практики воспитания СПб АППО;
       -  определение победителей и призеров конкурсной  комиссией  (в
   период с 25 ноября по 5 декабря);
       - для участия во II Всероссийском конкурсе моделей ученического
   самоуправления образовательных учреждений учреждения (победители  и
   призеры   II  Санкт-Петербургского  Конкурса  моделей  ученического
   самоуправления)  направляют  конкурсные  материалы  с   заключением
   конкурсной  комиссии  до 15 декабря 2005 г. (дата  определяется  по
   почтовому  штемпелю). Конкурсные материалы направляются по  адресу:
   125212,  Москва,  Головинское шоссе,  д.  8,  корп.  2,  ком.  302,
   Федеральный  центр  гражданского  образования,  Болотиной   Татьяне
   Владимировне.
       По результатам Конкурса проводится итоговая конференция (январь
   2006 г.).
   
       7. Требования к содержанию и оформлению материалов
   
       На Конкурс представляется пакет материалов в следующем виде:
       7.1.  Титульный  лист,  где указываются:  название  учреждения,
   название   модели   ученического  самоуправления,   фамилия,   имя,
   отчество  (полностью) автора, его должность, адрес,  телефон.  Если
   работа  представляется авторским коллективом, то данная  информация
   указывается на каждого члена авторского коллектива.
       7.2.  Пояснительная записка, которая должна содержать подробные
   сведения   об   образовательном  учреждении   (полное   официальное
   название,  точный  почтовый адрес с указанием  индекса,  телефон  с
   указанием  кода  города,  адрес электронной  почты,  фамилия,  имя,
   отчество директора (руководителя), его рабочий телефон).
       7.3.  Раздел  N  1  материалов  "Описание  модели  ученического
   самоуправления", используемой в данном образовательном  учреждении,
   с изложением:
       7.3.1.  Общей  схемы органов ученического самоуправления  и  их
   взаимосвязей.
       7.3.2.   Документов,   регулирующих  функционирование   органов
   ученического   самоуправления  в  образовательном   учреждении,   с
   обязательным  раскрытием  полномочий  каждого  органа  ученического
   самоуправления  и  взаимодействия  с  органами  педагогического   и
   родительского самоуправления.
       7.3.3.   Описание   деятельности  всех   органов   ученического
   самоуправления образовательного учреждения.
       7.4.  Раздел N 2 материалов "Отношение к представляемой  модели
   ученического  самоуправления",  куда  могут  входить  отзывы  самих
   учащихся,  учителей,  родителей,  представителей  общественности  и
   т.д.
       7.5.  Приложения  к  материалам, в  которых  могут  содержаться
   дополнительные    материалы    по   ученическому    самоуправлению:
   методические  рекомендации, формы анкет,  тексты  опросных  листов,
   схемы,  таблицы,  программы  занятий в  Школе  лидера  ученического
   самоуправления и т.д.
       7.6.  Перечень представленных материалов с указанием количества
   страниц каждого из них.
   
       8.  Объем  представленного материала (разделы N 1  и  N  2)  не
   должен превышать 36 страниц печатного текста А4 (1,5 п.л. Word  for
   Windows) и должен быть представлен на бумаге и дискете 3,5 (или CD-
   диске). На каждом материале обязательно должны быть указаны  авторы
   и  составители. Если материалы ранее публиковались или  участвовали
   в  конкурсах, необходимо указать - где и когда. Объем приложений не
   ограничивается.
   
       9.  Желательно  представить презентацию в  форме  PowerPoint  с
   описанием   структуры  и  опыта  функционирования   данной   модели
   ученического  самоуправления, а также  фотолетопись  или  фотоархив
   создания  и  деятельности  органов  ученического  самоуправления  в
   данном   образовательном   учреждении.   Видеофильм   с   описанием
   ученического самоуправления (не более 30 минут, кассета  VNS  форма
   PAL) не обязателен, но желателен.
       Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются.
   
       10.   Критерии   и   показатели  оценки   материалов   Конкурса
   ученического  самоуправления. Представленные на  Конкурс  материалы
   оцениваются по следующим критериям:
       теоретическая  обоснованность  представленной  модели  (наличие
   четкой   цели   создания  и  функционирования  модели  ученического
   самоуправления;  полнота  раскрытия цели через  конкретные  задачи,
   поставленные   перед  данной  моделью  самоуправления;   опора   на
   имеющийся  опыт,  как  собственный, так  и  других  образовательных
   учреждений   подобного   типа;   учет  современных   педагогических
   достижений и передового опыта);
       четкость  структуры модели (наличие с учетом поставленной  цели
   элементов  модели,  необходимых и достаточных  для  ее  нормального
   функционирования;   органичная   взаимосвязь   элементов    модели,
   отсутствие   "лишних"   звеньев;  взаимодействие   с   действующими
   органами    самоуправления,   с   администрацией   образовательного
   учреждения;  простота и доступность описания модели  для  понимания
   участниками образовательного процесса);
       технологичность  модели  (апробация  представленной  модели   в
   условиях    данного   образовательного   учреждения;   разнообразие
   деятельности   органов  ученического  самоуправления;  соответствие
   содержания    деятельности   цели   и   задачам    данной    модели
   самоуправления;  возможность  измерить результаты  функционирования
   модели ученического самоуправления);
       учет  конкретных  условий  данного образовательного  учреждения
   (учет традиций образовательного учреждения и сложившегося морально-
   психологического    климата;    учет    особенностей    контингента
   обучающихся;   учет   воспитательного  потенциала   педагогического
   коллектива   и   родительской   общественности;   учет   социальной
   ситуации,  сложившейся  в  настоящее время вокруг  образовательного
   учреждения в муниципальном образовании);
       организационно-педагогическое     и     материально-техническое
   обеспечение   функционирования  модели   (наличие   соответствующих
   положений  в Уставе образовательного учреждения и других  локальных
   актов,  регулирующих  вопросы самоуправления; наличие  методических
   разработок  и материалов для педагогов, координирующих  ученическое
   самоуправление,   и   школьного  актива;   наличие   подготовленных
   педагогов  (педагогов-организаторов,  старших  вожатых  и  др.)   и
   системы их подготовки; наличие подготовленного актива школьников  и
   системы   его   постоянного   обучения;   наличие   необходимой   и
   достаточной  для эффективного функционирования модели  материально-
   технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.);
       качество  представленного материала (грамотность и аккуратность
   оформления, соответствие условиям данного Конкурса).
   
       11. Подведение итогов Конкурса
   
       Конкурсные  комиссии  по  номинациям определяют  победителей  и
   призеров Конкурса, готовят экспертные заключения и оформляют  итоги
   протоколом  заседания  комиссии. Оргкомитет Конкурса  на  основании
   протоколов конкурсных комиссий подводит итоги Конкурса.
       Победители и призеры городского конкурса в каждой номинации (1,
   2, 3 место) награждаются дипломами и ценными призами.
       Материалы,  представляющие  научную  и  практическую  ценность,
   будут опубликованы.
   
       12. Организаторы Конкурса
   
       Комитет по образованию;
       государственное   образовательное  учреждение   дополнительного
   профессионального      образования     (повышение      квалификации
   специалистов)    "Санкт-Петербургская    академия    постдипломного
   педагогического образования";
       государственное образовательное учреждение "Санкт-Петербургский
   городской Дворец творчества юных".
   
   
   
                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2
                                                        к распоряжению
                                               Комитета по образованию
                                                 от 25.05.2005 N 341-р
   
                                СОСТАВ
       ОРГКОМИТЕТА И КОНКУРСНЫХ КОМИССИЙ II САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО
             КОНКУРСА МОДЕЛЕЙ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
   
   Соколенко Г.А.     - председатель  оргкомитета,  первый   заместитель
                        председателя Комитета по образованию
   
   Зубрилова Н.А.     - заместитель  председателя оргкомитета, начальник
                        отдела воспитательной  работы  и дополнительного
                        образования Комитета по образованию
   
   Шавринова Е.Н.     - заместитель председателя оргкомитета, заведующая
                        центром теории и  практики  воспитания, СПб АППО
                        (по согласованию)
   
   Бойцова А.Т.       - заместитель     председателя        оргкомитета,
                        заместитель    генерального    директора    ГДТЮ
                        (по согласованию)
   
   Иванова В.П.       - ответственный   секретарь  оргкомитета,  главный
                        специалист Комитета по образованию
   
        Члены оргкомитета:
   
   Барышников Е.Н.    - докторант СПб АППО (по согласованию)
   
   Светлых Г.А.       - специалист   отдела   образования  администрации
                        Колпинского района (по согласованию)
   
   Ковалева Н.И.      - директор  государственного  общеобразовательного
                        учреждения - средней  общеобразовательной  школы
                        N 603  Фрунзенского   административного   района
                        Санкт-Петербурга (по согласованию)
   
   Вакуленко Л.М.     - методист    государственного    образовательного
                        учреждения  дополнительного  образования детей -
                        Дома творчества  юных Красногвардейского  района
                        Санкт-Петербурга "На Ленской" (по согласованию)
   
        Состав конкурсных комиссий:
   
        по номинации "Образовательные учреждения - школы"
   
   Шавринова Е.Н.     - заведующая  центром теории и практики воспитания
                        СПбАППО (по согласованию)
   
   Крайнова Л.В.      - директор  государственного  общеобразовательного
                        учреждения -  средней  школы  N 503   Кировского
                        административного    района     Санкт-Петербурга
                        (по согласованию)
   
   Вакуленко Л.М.     - методист    государственного    образовательного
                        учреждения  дополнительного  образования детей -
                        Дома творчества  юных  Красногвардейского района
                        Санкт-Петербурга "На Ленской" (по согласованию)
   
        по номинации "Общеобразовательные школы-интернаты, детские дома,
   детские дома - школы":
   
   Недоленко С.В.     - специалист Комитета по образованию
   
   Артюхова Т.П.      - методист Центра теории и практики воспитания СПб
                        АППО (по согласованию)
   
   Кулик Н.С.         - заместитель директора  по воспитательной  работе
                        государственного  специального  (коррекционного)
                        образовательного  учреждения   основного  общего
                        образования   для    учащихся,    воспитанников,
                        детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения
                        родителей, с задержкой  психического  развития -
                        детского дома-школы N 51 (по согласованию)
   
        по номинации "Общеобразовательные лицеи и гимназии":
   
   Орлова О.В.        - методист Центра теории и практики воспитания СПб
                        АППО (по согласованию)
   
   Жукова Н.А.        - методист Центра теории и практики воспитания СПб
                        АППО (по согласованию)
   
   Медведь Н.В.       - директор  государственного  общеобразовательного
                        учреждения  -   гимназии      N 498     Невского
                        административного района (по согласованию)
   
        по номинации "Учреждения дополнительного образования детей":
   
   Бойцова А.Т.       - заместитель   генерального    директора     ГДТЮ
                        (по согласованию)
   
   Петрова В.А.       - методист   городского   центра   дополнительного
                        образования ГДТЮ (по согласованию)
   
   Максач Е.Т.        - заместитель      директора      государственного
                        образовательного   учреждения    дополнительного
                        образования  детей - Городского центра  детского
                        технического творчества (по согласованию)
   
   Новикова Л.П.      - директор     государственного   образовательного
                        учреждения дополнительного  образования  детей -
                        Школы       Искусств      "На      Васильевском"
                        (по согласованию)
   
   
   
                                ЗАЯВКА
       НА УЧАСТИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ ТУРЕ II ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
                  МОДЕЛЕЙ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
   
       Полное название образовательного учреждения
       Название модели ученического самоуправления
       Точный почтовый адрес с указанием индекса
       Тел. (факс)
       E-mail
       Фамилия, имя, отчество автора модели
       Состав   творческого   коллектива  (если   модель   разработана
   авторским  коллективом)  с указанием руководителя  коллектива,  его
   телефона
   
       Направляем    материалы   с   описанием   модели   ученического
   самоуправления  (далее  -  название  модели)  на  II  Всероссийский
   конкурс   моделей   ученического   самоуправления   образовательных
   учреждений.
   
       Количество страниц: ___
       Число приложений: ___
       Число "__"_________ 200_ г.
   
       Подпись руководителя образовательного учреждения
   
       печать
   
   
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                ПО РАЗВИТИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                   В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
   
       Методические      рекомендации     адресованы     руководителям
   общеобразовательных     учреждений    (директорам,     заместителям
   директоров   по   воспитательной  работе),   а   также   педагогам-
   организаторам,  педагогам  дополнительного  образования,   классным
   руководителям,  воспитателям, старшим вожатым.  Они  направлены  на
   обеспечение   развития  ученического  самоуправления   в   условиях
   общеобразовательного   учреждения   (школы,    гимназии,    лицея),
   учреждения дополнительного образования детей.
   
       Понятийный аппарат
   
       В   представленных   методических  рекомендациях   используется
   понятийный    аппарат,   опирающийся   на   положения   российского
   законодательства и разработки современной педагогической науки.
       Самоуправление   -   принцип  автономного   управления   малыми
   сообществами,   общественными  организациями  и   объединениями   в
   гражданском обществе.
       Самоуправление  общеобразовательного  учреждения  -  наравне  с
   единоначалием  принцип  управления общеобразовательным  учреждением
   (школой,  гимназией,  лицеем и пр.) с вовлечением  в  этот  процесс
   всех  равноправных участников образовательного процесса (педагогов,
   родителей,   обучающихся),   имеющих  на   основании   федерального
   законодательства  право  на  участие в  управлении  образовательным
   учреждением.
       Ученическое      самоуправление     -     форма     организации
   жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая  развитие  их
   самостоятельности  в принятии и реализации решений  для  достижения
   общественно значимых цепей.
       Детская  общественная организация (объединение) - добровольное,
   самодеятельное,  самоуправляемое  объединение  детей  и   взрослых,
   созданное  для  совместной деятельности на  основе  общих  целей  и
   интересов.  Взаимоотношения детской общественной  организации  (или
   нескольких  организаций) с другими формированиями  образовательного
   учреждения  строятся на партнерских началах на основе договора  или
   соглашения.
       Творческое  объединение  обучающихся  по  интересам   -   форма
   организации творческой деятельности (секции, студии, кружки,  клубы
   и  т.д.)  в  системе дополнительного образования детей.  Сегодня  в
   учреждениях  дополнительного образования детей  создано  более  500
   тысяч   творческих  объединений  по  интересам  (художественное   и
   техническое  творчество, физическая культура  и  спорт,  туристско-
   краеведческая,  эколого-биологическая деятельность  и  др.).  Кроме
   того,   такие   объединения   сегодня   развиваются   и   на   базе
   общеобразовательных  учреждений  (школ,  гимназий,  лицеев).  Любое
   творческое объединение в системе дополнительного образования  детей
   осуществляет    свою   деятельность   на   основе   образовательной
   программы.
       Органы   ученического  самоуправления  и  детские  общественные
   организации  (объединения), создаваемые  на  базе  образовательного
   учреждения,  различаются по своему правовому  статусу,  функциям  и
   задачам.
   
       Актуальность проблемы развития ученического самоуправления
   
       Развитие   ученического  самоуправления  входит  в  компетенцию
   органов  образования в соответствии с Законом Российской  Федерации
   "Об образовании" (ст. 50, п. 4).
       В  Концепции модернизации российского образования до 2010  года
   определены   важность  и  значение  самоуправления   для   развития
   государственно-общественной  системы   управления   образовательным
   учреждением,   социализации  и  профессионального   самоопределения
   учащейся молодежи.
       В  соответствии с Основными направлениями и планом действий  по
   реализации  программы  развития воспитания  в  системе  образования
   России   на   2002-2004   годы,   одобренными   решением   коллегии
   Министерства   образования  Российской  Федерации  от   25.12.2001,
   развитие    самоуправления    в   общеобразовательном    учреждении
   рассматривается  в  качестве  одного  из  приоритетных  направлений
   государственной политики в сфере воспитания.
       Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление
   до    сих    пор    рассматривается   как   нечто   второстепенное,
   необязательное  для  практического  использования  при  организации
   жизни   школы,  несмотря  на  то,  что,  как  правило,   в   Уставе
   общеобразовательного учреждения данное положение зафиксировано.
       В  последние  годы  ситуация несколько  изменилась,  во  многих
   общеобразовательных   учреждениях   России   успешно    применяются
   различные  формы  самоуправления,  действуют  разнообразные  модели
   ученического    самоуправления,   включенные   в   общую    систему
   самоуправления школой.
       Основное    предназначение   ученического   самоуправления    -
   удовлетворять      индивидуальные     потребности      обучающихся,
   направленные,  прежде  всего,  на  защиту  их  гражданских  прав  и
   интересов,  участие в решении насущных проблем общеобразовательного
   учреждения.   Участие  обучающихся  в  ученическом   самоуправлении
   способствует  формированию более четкой  и  осознанной  гражданской
   позиции   и  ценностного  отношения  к  себе  и  другим;  позволяет
   повысить   социальную  компетенцию;  развивать  социальные   навыки
   поведения  и  установок  на  самостоятельное  принятие  решений   в
   социальных проблемных ситуациях.
       Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно
   проявлять  инициативу,  принимать  решения  и  реализовывать  их  в
   интересах  ученического  коллектива.  Как  правило,  самоуправление
   проявляется  в  планировании деятельности  коллектива,  организации
   этой  деятельности,  в  анализе  своей  работы,  подведении  итогов
   сделанного и принятии соответствующих решений.
       В   настоящее   время  в  практике  многих  общеобразовательных
   учреждений     под     ученическим     самоуправлением     ошибочно
   подразумевается  краткосрочная программа или  разовое  мероприятие,
   когда  дети лишь "играют в демократию", тогда как самоуправление  и
   ученическое  самоуправление,  в частности,  должны  стать  реалиями
   всего     образовательного    процесса,    процесса     управления,
   осуществляемых   в   общеобразовательном  учреждении.   Ученическое
   самоуправление  открывает  для  миллионов  школьников   возможности
   проявить  свои  личностные  способности,  найти  интересное   дело,
   организовать   его   выполнение,  принимая  на  себя   персональную
   ответственность за его выполнение.
       Кроме  того,  в  современной  школе ученическое  самоуправление
   часто  подменяется  деятельностью детской общественной  организации
   (объединения).  Эти  два  вида детской активности  настолько  тесно
   срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно  от
   другого.  Изменение  этого положения особенно  актуально,  когда  в
   регионах   появляются  все  новые  и  новые  детские  и  молодежные
   общественные  организации  (объединения),  которые  реализуют  свои
   программы   в   рамках   одного  и  того  же   общеобразовательного
   учреждения.
       В   этих   условиях   крайне  важно  разобраться   с   понятием
   "ученическое  самоуправление" и детские и  молодежные  общественные
   организации   (объединения)  рассматривать  в  качестве   партнеров
   органов  ученического самоуправления, а не их замены. На  поддержку
   и   развитие   детского   движения  направлено   решение   коллегии
   Минобразования   России   от   29.05.2001   N   11/1   "Об    опыте
   взаимодействия   органов   управления   образованием   и    детских
   общественных  объединений". Именно на поддержку, а не на  создание,
   так  как в соответствии с российским законодательством, в том числе
   Законом  Российской  Федерации "Об образовании"  (ст.  50,  п.  15)
   "принуждение    обучающихся,   воспитанников   к    вступлению    в
   общественные,  общественно-политические организации  (объединения),
   а   также   принудительное  привлечение  их  к  деятельности   этих
   организаций... не допускается".
   
       Нормативная база для организации ученического самоуправления
   
       Правовой   основой   развития  ученического  самоуправления   в
   общеобразовательном учреждении являются Закон Российской  Федерации
   "Об   образовании"   и  Типовое  положение  об  общеобразовательном
   учреждении.   Самоуправление   -   важнейший   принцип   управления
   образовательным   учреждением.  В  ст.  35  Закона  подчеркивается:
   "Управление   государственными  и  муниципальными  образовательными
   учреждениями  строится на принципах единоначалия и  самоуправления.
   Формами  самоуправления образовательного учреждения являются  совет
   образовательного учреждения, попечительский совет, общее  собрание,
   педагогический  совет  и  другие  формы.  Порядок  выборов  органов
   самоуправления   образовательного  учреждения  и   их   компетенция
   определяются уставом образовательного учреждения".
       Статья    50    "Права   и   социальная   защита   обучающихся,
   воспитанников"   гарантирует  школьникам  право   "на   участие   в
   управлении   образовательным  учреждением,   на   уважение   своего
   человеческого  достоинства,  на  свободу  совести,  информации,  на
   свободное выражение собственных мнений и убеждений".
       Типовое    положение    об   общеобразовательном    учреждении,
   утвержденное  постановлением Правительства Российской Федерации  от
   19  марта  2001  N  196,  закрепляет нормы  федерального  закона  в
   нескольких статьях:
       Статья  49. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении  имеют
   право:  д)  на участие в управлении общеобразовательным учреждением
   в форме, определяемой уставом учреждения.
       Статья    68.    Управление   общеобразовательным   учреждением
   осуществляется   в  соответствии  с  законодательством   Российской
   Федерации  и уставом общеобразовательного учреждения и строится  на
   принципах единоначалия и самоуправления.
       Статья    69.   Формами   самоуправления   общеобразовательного
   учреждения    являются   совет   общеобразовательного   учреждения,
   попечительский  совет,  общее  собрание,  педагогический  совет   и
   другие формы.
       Все  перечисленные  выше  положения должны  быть  закреплены  в
   Уставе каждого общеобразовательного учреждения. Если этого нет,  то
   необходимо   внести   дополнения   (изменения)   в   Устав   своего
   учреждения.   При  этом  важно  иметь  в  виду,   что   участие   в
   самоуправлении  всех  участников образовательного  процесса  -  это
   требование  Закона, а не желание или "добрая воля"  учредителя  или
   администрации школы.
       Для    эффективного   функционирования   самоуправления   нужны
   дополнительные    локальные   акты,   такие   как    Положение    о
   самоуправлении   общеобразовательного   учреждения,    в    котором
   закрепляются  форма  самоуправления  и  его  структурные  элементы.
   Кроме   того,   целесообразно  разработать  и   принять   отдельные
   положения    об   органах,   представляющих   интересы   участников
   образовательного    процесса    и    формирующих     самоуправление
   общеобразовательного    учреждения.   Для   активизации    процесса
   формирования  самоуправления общеобразовательного учреждения  можно
   разработать  предложения  и  внести  соответствующие  изменения   в
   Положение   о  педагогическом  совете,  где  конкретизировать   его
   функции    именно   как   органа   самоуправления   педагогического
   коллектива,  наделенного административными функциями,  предусмотрев
   его    взаимоотношения   с   органами   создаваемого   ученического
   самоуправления.
       Возможно  принять  и  Положение об ученическом  самоуправлении,
   наделив   его   реальными  полномочиями,  обозначив   степень   его
   ответственности,  а  также  наполнив его  предстоящую  деятельность
   конкретным содержанием.
       Таким  же образом рекомендуется регламентировать роль и функции
   родительской   общественности   на   всех   уровнях,   начиная    с
   индивидуального  участия  и инициативы отдельного  родителя,  затем
   классного  родительского комитета (собрания), общешкольного  органа
   родительской    общественности.   Такое   юридическое    оформление
   позволяет      избежать     при     организации      самоуправления
   общеобразовательного   учреждения   многих   негативных   моментов,
   связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.
   
       Модели самоуправления в образовательном учреждении
   
       При   организации   самоуправления   и   реализации   программы
   ученического   самоуправления  в  общеобразовательных   учреждениях
   рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:
       -   свободный  выбор  общеобразовательным  учреждением   модели
   ученического самоуправления исходя из своей специфики  и  имеющихся
   традиций;
       -   ориентация   на   личностные   и   коллективные   интересы,
   потребности, способности всех участников образовательного  процесса
   (обучающиеся, педагоги, родители);
       -    деятельностная    основа   ученического    самоуправления,
   позволяющая   направлять   энергию   подрастающего   поколения   на
   социально полезные дела;
       -   тесное  взаимодействие  общеобразовательного  учреждения  с
   органами местного самоуправления.
       Перечисленные    принципы   составляют    основу    организации
   самоуправления     общеобразовательного     учреждения,     которая
   соответствует   главным   принципам   гуманистической   педагогики:
   признание  уникальности  и  самоценности  человека,  его  права  на
   самореализацию,  личностно-равноправная  позиция  всех   участников
   образовательного  процесса,  ориентация  на  интересы  обучающихся,
   уважение их прав и свобод.
       При   разработке  авторских  моделей  организации  ученического
   самоуправления предлагается включать следующие основные разделы.
   
       Раздел  I.  Требования  к качеству разработки  модели.  Система
   показателей,   которые  позволяют  оценить  качество  разработанной
   модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на  этапе
   предварительного  осмысления  предстоящего  моделирования:  научная
   обоснованность;  четкость  структуры модели;  качество  нормативно-
   регламентирующей   базы;   наличие   педагогически   целесообразной
   деятельности;   технологичность  модели;   учет   условий   данного
   общеобразовательного учреждения; положительное отношение  к  данной
   модели  со стороны участников образовательного процесса; творческий
   вклад авторского коллектива.
   
       Раздел  II.  Структура модели. Система взаимосвязанных  блоков,
   которые  позволяют  с  различных  точек  зрения  максимально  полно
   описать данную модель, представив ее сущность и специфику.
       1.   Блок  целеполагания  -  принятие  ценностей  и  идеологии,
   закладываемых  в  модель  ученического  самоуправления,  постановка
   цели,  которую необходимо достигнуть через формулирование  основных
   задач  и  определение  путей их решения в  ходе  реализации  модели
   ученического самоуправления.
       2.   Позиционный  блок  -  общая  схема  основных   структурных
   элементов  самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный  блок
   позволяет  наглядно  представить место каждого элемента  и  увидеть
   его   связи,   в   том   числе  с  педагогически   и   родительским
   самоуправлением.
       3.   Организационный   блок  -  выделение   уровней   субъектов
   самоуправления   (индивидуальный   уровень,   уровень    первичного
   коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы  и  т.д.)
   с  описанием  возможностей каждого уровня в  зависимости  от  среды
   (социального  пространства), в которой  участники  образовательного
   процесса  осуществляют свое взаимодействие, а также системы  ролей,
   которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.
       4.   Нормативный  блок  -  перечень  и  краткая  характеристика
   основных  нормативных  документов, необходимых  и  достаточных  для
   эффективного  функционирования данной  модели,  прежде  всего,  это
   полномочия   каждого  органа  самоуправления,  его  компетенция   и
   ответственность.
       5.  Содержательный  блок  позволяет выделить  системообразующую
   деятельность  и  описать основное содержание функционирования  всех
   структурных элементов самоуправления.
       6.  Технологический  блок  раскрывает  возможные  формы  работы
   участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.
   
       Раздел   III.   Характеристика   функциональных   взаимосвязей.
   Описание  внутренних  связей  между  всеми  основными  структурными
   блоками  представленной  модели,  прежде  всего,  с  точки   зрения
   решения поставленных целей и заявленной идеологии.
   
       Раздел   IV.  Условия  эффективного  функционирования   модели.
   Описание  социально-психологических и организационно-педагогических
   условий,    необходимых   и   достаточных    для    ее    успешного
   функционирования  в  соответствии с  поставленной  целью:  качество
   самой  модели, ее соответствие внутренним потребностям  коллектива;
   стиль   педагогического   управления;  учет   внешних   условий   и
   перспектив  развития;  постоянное обучение и  самообучение  актива;
   совершенствование нормативной базы и т.д.
   
       Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели. Система
   показателей,   которые  позволяют  судить  о   степени   достижения
   поставленной цели в процессе функционирования разработанной  модели
   (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в  том
   числе   накопление   детьми  социального  опыта  (с   преобладанием
   позитивного);  характер  внутренних  процессов;  взаимодействие   с
   внешними  процессами  и  социумом; характер изменений  отношения  к
   данной модели.
   
       Таким    образом,    для   разработки   проекта    ученического
   самоуправления   целесообразно  обратиться   к   моделированию.   В
   процессе   моделирования  могут  быть  созданы   различные   модели
   инновационной    деятельности:   содержательные,    управленческие,
   нормативно-правовые  и  прочие, которые  составят  основу  будущего
   проекта.
       В  соответствии с представленными выше принципами  и  подходами
   существующие    в    настоящее    время    модели    самоуправления
   общеобразовательных   учреждений  и  формы  вовлечения   участников
   образовательного  процесса  в  самоуправление  можно  сгруппировать
   следующим образом:
   
       1. Административная модель (условное название "Школьный совет")
   -  это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях
   законодательных и локальных актов. С помощью этой модели  участники
   образовательного   процесса,   в   том   числе   школьники   (через
   ученическую  секцию школьного совета), реализуют  свои  гражданские
   права   на   участие   в   управлении  делами  общеобразовательного
   учреждения и местного сообщества.
       Сильные  стороны: 1. Полное соответствие требованиям законов  и
   подзаконных  актов,  регулирующих деятельность общеобразовательного
   учреждения   на   территории  Российской  Федерации;   2.   Наличие
   возможностей для участников образовательного процесса в  реализации
   и защите своих гражданских прав.
       Слабые   стороны:   1.  Исключение  потенциала   воспитательных
   программ    (в    том    числе    и   игровых),    реализуемых    в
   общеобразовательном  учреждении; 2. Формализация  процесса  выборов
   органов   самоуправления,   в  том   числе   и   ученического;   3.
   Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.
   
       2.   Игровая   модель   (условное   название   "Ньюландия")   -
   самоуправление,  основанное на соблюдении  всех  законодательных  и
   нормативных  актов  Российской Федерации,  гармонично  вписанных  в
   правила   игры,   моделирующей   деятельность   основных   структур
   государства,   местного  сообщества  (муниципального  образования),
   общеобразовательного  учреждения  (в  зависимости   от   конкретной
   модели).  Именно  правила игры регламентируют взаимоотношения  всех
   участников    образовательного   процесса   в    рамках    игрового
   взаимодействия.
       Сильные  стороны: 1. Максимальное использование воспитательного
   потенциала    игры   и   игровой   технологии;    2.    Ученическое
   самоуправление     рассматривается    в    качестве     специальной
   воспитательной программы.
       Слабые  стороны:  1. Несмотря на то, что эта модель  гармонично
   сочетает        нормативно-правовую       базу       самоуправления
   общеобразовательного  учреждения  и  воспитательную   работу,   при
   психологической  неготовности  педагогического  коллектива   к   ее
   внедрению    такая   модель   может   рассматриваться    некоторыми
   педагогическими   работниками  как  определенное   отступление   от
   традиций,     сложившихся    в    управлении    общеобразовательным
   учреждением;  2. Излишнее увлечение игровой стороной  процесса;  3.
   Возможность  реализации  данной  модели  в  полной  мере  только  в
   условиях  детского  оздоровительного  лагеря  в  качестве  обучения
   актива школьного самоуправления.
   
       3. Раздельная административно-игровая модель (условное название
   "День   дублера")   -   это  сочетание  двух   первых   моделей   с
   преимущественным  использованием  возможностей  формально-правового
   самоуправления    и   включением   в   жизнь   общеобразовательного
   учреждения  один  раз в год или четверть игровой  практики  в  виде
   замещения должностей педагогов школьниками.
   
       4.   Совмещенная   административно-игровая   модель   (условное
   название "Демократическая республика") - это сочетание первых  двух
   моделей, но с преимущественным использованием возможностей  игровой
   технологии,  когда  в  игровой  процесс  включаются  все  участники
   образовательного  процесса  (ученики,  учителя,  родители),   а   в
   компетенции   формально-правового  самоуправления   остаются   лишь
   принципиальные   вопросы  (охрана  жизни  и  здоровья   школьников,
   выполнение    обязательного    государственного    образовательного
   минимума и т.д.).
       Безусловно,  что общеобразовательное учреждение  самостоятельно
   решает  вопрос о том, какая модель или ее модификации в  наибольшей
   степени   соответствуют   задачам   дальнейшего   развития   самого
   учреждения.
   
       Функции  педагогов общеобразовательного учреждения по  развитию
   ученического самоуправления
   
       Развитие   ученического  самоуправления  в  общеобразовательном
   учреждении   в  огромной  степени  зависит  от  директора   и   его
   заместителей.  Их  заинтересованность,  уважительное  отношение   к
   органам самоуправления, к их представителям, понимание важности  их
   многообразия,  умение найти компромиссное решение,  материальная  и
   моральная  поддержка  педагогов, обучающихся и  родителей,  активно
   включенных  в  самоуправление, - все это является  важным  условием
   создания  в школе эффективной системы самоуправления, где  реальную
   роль играют все участники образовательного процесса.
       Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку
   стратегии    воспитательного   процесса,    включая    деятельность
   ученического   самоуправления.  Кроме  того,  директор   регулирует
   процессы   создания   правовой   базы  и   материально-технического
   обеспечения функционирования ученического самоуправления.
       Заместитель   директора  по  воспитательной  работе   принимает
   активное  участие  в  разработке  концепции  и  программы  развития
   ученического  самоуправления,  занимается  вопросами  методического
   обеспечения  и  обучения  актива  школьников.  Очень  важно,  чтобы
   заместитель   директора  сотрудничал  с  классными  руководителями,
   выбирая  вместе с ними подходящий вариант самоуправления  в  каждом
   классе,  его  соответствие общешкольной модели. Кроме того,  в  его
   компетенцию    входит    консультирование   органов    ученического
   самоуправления по всему кругу вопросов.
       Старший  вожатый (педагог-организатор) занимается практическими
   вопросами,  поддерживая органы ученического самоуправления  как  на
   уровне  общеобразовательного учреждения, так и на уровне  первичных
   коллективов.  Это  один из важнейших специалистов,  непосредственно
   реализующих  воспитательные  программы различной  направленности  в
   общеобразовательном  учреждении. В  его  функционал,  как  правило,
   входит    координирование   деятельности   детских   и   молодежных
   общественных   объединений,   действующих   в   общеобразовательном
   учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
       Большой  вклад  в  создание условий для  развития  ученического
   самоуправления призван внести классный руководитель, который  имеет
   возможность  хорошо  изучить  интересы  обучающихся,   найти   путь
   индивидуальной  поддержки каждого, преодолеть те проблемы,  которые
   возникают   в   коллективе   класса.  Такой   педагог,   обладающий
   серьезными  социально-психологическими знаниями,  способен  оказать
   поддержку  своим  коллегам в реализации принципов самоуправления  в
   различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт,  СМИ  и
   т.д.).
       Особую  роль  в  развитии  ученического самоуправления  призван
   сыграть  педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям
   он  может  помочь  выявить  лидерские, организаторские  способности
   детей,  организовать постоянно действующую систему  психологической
   поддержки   активистов  самоуправления;  консультировать   классных
   руководителей,  педагогов и администрацию по  различным  проблемам,
   возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
       Учитель-предметник  также может внести свой  вклад  в  развитие
   ученического  самоуправления, консультируя  школьников  по  профилю
   своего   предмета,   например,  во  время   подготовки   очередного
   мероприятия,  проводимого  силами  актива  обучающихся  (викторина,
   олимпиада,  конкурс и т.п.), при подготовке нормативных актов.  При
   желании  он может привнести образовательные элементы, содержательно
   связанные  с  ученическим самоуправлением, в проведение  конкретных
   уроков.  Учителя обществознания, истории и права имеют  возможность
   проработать    вопрос    о   включении   проблем,    связанных    с
   самоуправлением,  в  учебные  курсы.  Кроме  того,  учитель   имеет
   возможность    непосредственно    включиться    в    самоуправление
   общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
       Таким    образом,    в   эффективной   системе   самоуправления
   общеобразовательным учреждением, одной из задач  которого  является
   активизация ученического самоуправления, участвует в той  или  иной
   степени почти весь педагогический коллектив.
   
       Условия развития ученического самоуправления
   
       Развитие   ученического  самоуправления  в  общеобразовательном
   учреждении   зависит  от  успешности  решения  целого  ряда   задач
   организационного,  кадрового, программно-методического,  социально-
   психологического характера.
   
       Организационные  условия состоят в том, чтобы самоуправление  в
   школе  функционировало  на  всех четырех  уровнях  (индивидуальный,
   первичный  коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).  Для
   этого,   прежде   всего,  необходимо  проанализировать   социально-
   педагогическую  ситуацию,  в  которой работает  данное  учреждение,
   выяснить  интересы и потребности детей и их родителей. Важно  также
   учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые  она
   призвана   решать,  а  также  сложившиеся  традиции,   материально-
   технические и кадровые возможности.
       Для  развития  ученического самоуправления  целесообразно  шире
   использовать  возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты,  радио
   и  т.д.),  а также современные компьютерные технологии, возможности
   всемирной сети Интернет.
       Рекомендуется активнее привлекать к организации выборов органов
   ученического  самоуправления специалистов  местных  и  региональных
   избирательных  комиссий,  работающих  по  программе  Центризбиркома
   "Правовая культура молодого избирателя".
       В  число  организационных условий можно включить  и  постоянную
   работу    над    совершенствованием    нормативно-правовой    базы,
   необходимой для развития ученического самоуправления.
   
       Кадровые   условия   -   возможность  профессионального   роста
   педагогов  в  сфере  самоуправления. Проведение семинаров,  курсов,
   педагогических    дискуссий   по   наиболее   значимым    проблемам
   самоуправления  и ученического самоуправления, в частности,  должно
   быть  организовано  в рамках продуманной системы  и  направлено  на
   совершенствование     педагогического     мастерства     работников
   общеобразовательного  учреждения, на их самообразование  и  желание
   сотрудничества    с    коллегами,    участвующими    в    процессах
   самоуправления.
       Нужен    спецкурс    по   основам   организации    ученического
   самоуправления   в  педагогических  вузах  страны   и   специальные
   программы  повышения  квалификации в учреждениях  профессионального
   дополнительного образования работников образования.
       Важно    активизировать   участие   педагогов    в    различных
   профессиональных  конкурсах, тематика которых связана  с  вопросами
   организации   и  развития  ученического  самоуправления   (конкурсы
   моделей  самоуправления, воспитательных систем и др.). Кроме  того,
   необходимо  стимулировать  включение  педагогов  в  научную  работу
   (описание  своего опыта по организации ученического  самоуправления
   в   виде   статей   для  педагогических  журналов,  поступление   в
   аспирантуру различных научно-педагогических учреждений и т.д.).
       Необходимо  в  течение учебного года и в период летних  каникул
   при   поддержке   педагогов,   психологов,   родителей   и   других
   специалистов   обучать   активистов  ученического   самоуправления.
   Весьма  благоприятные  условия для подготовки  актива  ученического
   самоуправления  создаются во время летнего  отдыха  обучающихся  на
   базе  загородных  лагерей и городских площадок.  Целесообразно  для
   обучения  шире  использовать  опыт  и  базу  всероссийских  детских
   центров "Орленок" и "Океан" в рамках регионального взаимодействия.
   
       Программно-методические    условия.    Развитие    ученического
   самоуправления  невозможно без серьезного  программно-методического
   обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.
       Цели   и   задачи  программно-методических  документов   должны
   отражать    общую    стратегию    развития,    основные    принципы
   педагогической  деятельности, главные содержательные  линии  работы
   по  развитию  ученического  самоуправления.  Это  весьма  серьезная
   задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет  под
   руководством наиболее квалифицированных педагогов российской  школы
   и  других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных
   образовательных учреждений, научных сотрудников).
       Программы  обучения  навыкам организации самоуправления  должны
   содержать  разные  уровни  сложности  и  позволять  педагогу  найти
   оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или  с
   отдельным ребенком.
       Они  также  должны  быть  открытыми для  внесения  определенных
   изменений  с  учетом  конкретных педагогических  задач,  отличаться
   содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.
       Возможен  отдельный  курс  в программе  "Граждановедение",  где
   рассматривались    бы   вопросы   местного   самоуправления,    или
   специальный курс по основам местного самоуправления, который  может
   послужить   серьезной   теоретической   основой   для   организации
   грамотной  модели самоуправления общеобразовательного учреждения  с
   соблюдением  всех  положений и требований современного  российского
   законодательства.
   
       Социально-психологические        условия.         Администрации
   общеобразовательного      учреждения      рекомендуется       вести
   систематическую  разъяснительную работу среди  тех  педагогов,  кто
   выражает  сомнение  или  явное недовольство развитием  ученического
   самоуправления.   Не   рекомендуется  вводить  эту   воспитательную
   программу   насильно  или  искусственно,  так  как   педагогический
   коллектив  должен  "созреть"  до  понимания  необходимости  тесного
   взаимодействия  с  обучающимися,  и  прежде  всего  на  уровне  тех
   органов  ученического  самоуправления,  которые  могут  грамотно  и
   настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.
       Недопустимо    отношение   к   данному   виду    педагогической
   деятельности  как  "второсортной".  Директор,  его  заместитель  по
   воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять  тех
   педагогов,  кто  ведет  исследовательскую работу,  активно  делится
   своим   опытом,   помогает   коллегам,  работает   над   повышением
   эффективности системы самоуправления.
       Желательно моральное и материальное поощрение педагогов,  детей
   и  родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе  в
   общее  дело  коллектива должны знать все участники образовательного
   процесса.
   
       Меры,   направленные   на  активизацию  развития   ученического
   самоуправления в образовательных учреждениях Российской Федерации
   
       1.  В  2003-2004 учебном году организован Всероссийский конкурс
   моделей    ученического   самоуправления   в    общеобразовательных
   учреждениях,   призванный   способствовать   активизации   развития
   школьного  ученического самоуправления во всех субъектах Российской
   Федерации.
       2.   Проведена  Всероссийская  научно-практическая  конференция
   "Ученическое  самоуправление: вчера, сегодня, завтра" по  проблемам
   развития  ученического самоуправления (апрель 2004 год,  по  итогам
   Конкурса).
       3.  В  июне 2004 года во Всероссийском детском центре "Орленок"
   состоялся   Всероссийский  детский  гражданский  форум  (творческая
   смена   активистов   ученического  самоуправления   образовательных
   учреждений - победителей конкурса "Лидер-2004").
       4.  В  мае  2003  г.  Управлением воспитания и  дополнительного
   образования  детей  и  молодежи  совместно  с  Академией  повышения
   квалификации    и   переподготовки   работников    образования    и
   Межрегиональной  общественной организацией детей и молодежи  "Новая
   цивилизация"  проведен пилотный всероссийский  семинар  "Психолого-
   педагогические   и  организационно-методические  аспекты   развития
   ученического  самоуправления в общеобразовательных учреждениях".  В
   семинаре   приняли  участие  руководители  и  специалисты   органов
   управления  образования различного уровня, специалисты ИУУ  и  ИПК,
   директора  и  заместители директоров школ, педагоги-организаторы  и
   старшие вожатые, классные руководители.
       Отработана   программа,  содержание  и   технология   семинара,
   подготовлен  пакет  раздаточных учебно-методических  материалов  по
   проблеме,  разработаны примерные локальные акты  по  организации  и
   деятельности    органов   самоуправления   в    общеобразовательных
   учреждениях.
       В   2004-2005   учебном   году  на  базе   Академии   повышения
   квалификации   планируется  проведение   серии   курсов   повышения
   квалификации по данной тематике.
       5.  В октябре-декабре 2003 года Академия повышения квалификации
   при  участии специалистов Министерства провела серию курсов  "Права
   детей:  социальные и образовательные программы", в  рамках  которых
   обучено  свыше 500 специалистов, занимающихся проблемами воспитания
   и   защиты  прав  детей,  развитием  самоуправления  в  управлениях
   образованием,  общеобразовательных  учреждениях.  В  рамках  данных
   курсов  специалисты Управления ученые и педагоги-практики  знакомят
   слушателей    со   спецкурсом,   раскрывающим   вопросы    развития
   ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях.
       6.   На   федеральном   уровне  решено   возродить   проведение
   всероссийских  лагерей  школьного  актива.  Первый  из  них   будет
   проведен  в  сентябре  2004  г. в лагере  "Зеркальный"  под  Санкт-
   Петербургом.
       7. На Всероссийском педагогическом совете, который проводился в
   течение  августа-сентября  2003  г.,  с  помощью  Интернет-ресурсов
   обсуждалась  тема  "Организация  самоуправления  в  образовательных
   учреждениях России".
       8.  В  детской  общественной приемной Минобразования  России  с
   сентября 2004 года вводится специальный день ответов на вопросы  по
   организации  ученического самоуправления, который будет проводиться
   последнюю пятницу каждого месяца.
       9.   В   журнале   "Народное  образование"  открыта   постоянно
   действующая  рубрика  "Технология ученического  самоуправления",  в
   которой  публикуются  теоретические материалы, модели  ученического
   самоуправления,   описание   реального  опыта   общеобразовательных
   учреждений из различных субъектов Российской Федерации.
       10.   Материалы  по  обмену  опытом  организации   ученического
   самоуправления   будут   регулярно   публиковаться    в    журналах
   "Внешкольник"  и "Директор школы", "Граждановедение" (приложение  к
   "Учительской    газете").   Для   этих   же   целей   целесообразно
   использовать  возможности  местной  и  региональной  педагогической
   прессы.
       11. В рамках издания "Библиотеки федеральной программы развития
   образования"   в  2004  году  издано  учебно-методическое   пособие
   "Организация    и    развитие   ученического    самоуправления    в
   общеобразовательном учреждении".
   
       Приглашаем  всех  заинтересованных  лиц  к  сотрудничеству   по
   решению    проблем    развития   ученического   самоуправления    в
   общеобразовательном учреждении.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное