Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
 

ПИСЬМО ГТК РФ ОТ 02.09.2004 N 21-12/32009 О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕВИЗИЙ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                  от 2 сентября 2004 г. N 21-12/32009
                                   
               О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕВИЗИЙ
   
       Управлением   таможенной   инспекции   проанализированы    акты
   таможенных  ревизий (в общей и специальной формах),  проведенных  в
   первом  полугодии  2004 года службами таможенной инспекции  РТУ,  с
   учетом рекомендаций Правового управления ГТК России.
       В  первом полугодии 2004 года наметилась тенденция к увеличению
   количества   споров  по  заявлениям  лиц  об  оспаривании   решений
   таможенных  органов о назначении специальной таможенной ревизии.  В
   связи  с  этим  обращаем  внимание  на  то  обстоятельство,  что  в
   отдельных  регионах  (Приволжском,  Южном,  Сибирском,  Центральном
   таможенных  управлениях) Службы таможенных инспекций  не  в  полной
   мере  соблюдают  установленные требования  при  оформлении  решения
   начальника  таможенного органа о проведении специальной  таможенной
   ревизии.
       Решение  о  проведении  специальной таможенной  ревизии  должно
   выноситься  на  основе официально оформленной  должностными  лицами
   таможенного органа информации, свидетельствующей о наличии  данных,
   которые  предусмотрены  в п. 3 ст. 376 ТК  России,  с  обязательным
   указанием  таких данных в качестве основания назначения  таможенной
   ревизии   в  рекомендуемой  форме  решения  начальника  таможенного
   органа  о  проведении  специальной  таможенной  ревизии.  При  этом
   приводимые  ГТК  России образцы документов, включая  образец  формы
   названного  решения (направлены письмом ГТК России от 14.07.2004  N
   01-06/25857),  не  должны  применяться  с  какими-либо   изъятиями,
   учитывая  нормы  Приказа  ГТК  России  от  11.06.2004  N  663   "Об
   утверждении  порядка  организации и проведения таможенной  ревизии"
   (по  заключению  Минюста  России  не  нуждается  в  государственной
   регистрации, письмо от 06.07.2004 N 07/6472-ЮД).
       Принимая  во внимание нормативные предписания п. 5 ст.  376  ТК
   России  (повторное  проведение  специальной  таможенной  ревизии  у
   одного  и  того  же  лица в отношении одних и  тех  же  товаров  не
   допускается),   до   принятия  решения  о  проведении   специальной
   таможенной  ревизии по возможности следует применять  другие  формы
   таможенного  контроля,  определенные ст. 366  ТК  России,  и  (или)
   общую таможенную ревизию.
       При  проведении таможенных ревизий не всегда соблюдаются  нормы
   п.  2  ст.  361 ТК России, определяющие, что проверка достоверности
   сведений  после выпуска товаров и (или) транспортных средств  может
   осуществляться только в течение одного года со дня утраты  товарами
   статуса находящихся под таможенным контролем.
       Имеют  место  случаи  увеличения срока  проведения  специальной
   таможенной ревизии без разрешения вышестоящего таможенного  органа,
   например, в Южном таможенном управлении.
       В  части, касающейся формы акта таможенной ревизии, рекомендуем
   следующее:
       1.  При  отражении  в  акте таможенной ревизии  документов,  по
   которым  была  проведена таможенная ревизия, необходимо  указывать,
   получены ли эти документы в ходе проведения таможенной ревизии  или
   же  они были получены от проверяемого лица при проведении иных форм
   таможенного контроля в ходе подготовительных мероприятий.
       2.  В  акте  таможенной ревизии должны быть  раскрыты  вопросы,
   перечисленные в решении начальника таможенного органа о  проведении
   таможенной   ревизии,   либо  указаны  причины,   по   которым   не
   представилось возможным их проверить.
       3. В случае выявления в ходе таможенной ревизии необоснованного
   применения   метода  определения  таможенной  стоимости,   в   акте
   таможенной  ревизии  необходимо обосновать выводы  со  ссылками  на
   конкретные  положения  Закона Российской  Федерации  "О  таможенном
   тарифе"   с  указанием  предварительного  расчета  сумм  таможенных
   платежей, подлежащих уплате (п. 20 приложения к Приказу ГТК  России
   от 11.06.2004 N 663).
       4.  Не  допускать включение в акт таможенной ревизии различного
   рода  обобщений. Например: "имеются основания полагать о незаконном
   перемещении  ряда  товаров  через  таможенную  границу".  Изложение
   признаков возможного правонарушения должно быть конкретным,  четким
   и  ясным,  в том числе, с указанием объектов правонарушения.  Также
   неправомерно   вносить  в  акт  таможенной   ревизии   в   качестве
   предложения   такие   указания,  как,  например:   "привлечь...   к
   административной  ответственности". В  случае  обнаружения  в  ходе
   таможенной  ревизии  признаков преступления  или  административного
   правонарушения следует руководствоваться п. 9 ст. 376 ТК России.
       5.  В  резолютивной части акта общей таможенной ревизии  должны
   содержаться   конкретные   предложения  ревизионной   комиссии   по
   дальнейшим  действиям, если в ходе проведения ревизии сделан  вывод
   о  невозможности  подтверждения сведений,  указанных  в  таможенной
   декларации   и  иных  документах,  представленных  при   таможенном
   оформлении.
       Обращаем     внимание    на    необходимость     неукоснительно
   руководствоваться требованиями Приказов ГТК России от 16.09.2003  N
   1023  "Об  утверждении форм документов, используемых при проведении
   таможенных  ревизий и осмотра помещений и территорий, и  Инструкции
   по  их  заполнению"  и от 11.06.2004 N 663 "Об утверждении  порядка
   организации  и проведения таможенной ревизии" при составлении  акта
   таможенной  ревизии,  не допуская включения  неконкретных  выводов,
   излишних  статистических данных, не имеющих значения  для  принятия
   решения  по  акту. Следует не допускать ошибок и опечаток  в  актах
   таможенных  ревизий, так как в дальнейшем данные  недостатки  могут
   явиться  поводами  для  судебных разбирательств,  а  также  уделять
   внимание   стилистическому  изложению  текстов   актов   таможенных
   ревизий.
       С  целью исключения возможности судебного обжалования решений о
   назначении  специальных таможенных ревизий и недопущения  нарушений
   таможенного     законодательства    Российской    Федерации     при
   осуществлении   таможенного  контроля  после  выпуска   товаров   и
   транспортных средств сообщаем.
       1.  По  вопросу  возможности проведения  таможенной  ревизии  в
   отношении  товаров,  выпущенных до 1  января  2004  г.,  необходимо
   отметить следующее.
       Прежний  Таможенный  кодекс в числе форм  таможенного  контроля
   проведение   таможенной   ревизии  не  предусматривал.   Однако   в
   соответствии со ст. 193 Таможенного кодекса 1993 г. и ст.  ст.  87,
   87.1  и  89  Налогового кодекса Российской Федерации  (далее  -  НК
   России)  таможенные  органы наделялись полномочиями  по  проведению
   проверок  после  выпуска  товаров. Такое же  полномочие  таможенных
   органов   установлено  ст.  361  действующего  Таможенного  кодекса
   Российской  Федерации  (далее  -  ТК  России).  Согласно  указанной
   статье  ТК  России  проверка достоверности сведений  после  выпуска
   товаров   и   транспортных   средств  осуществляется   в   порядке,
   предусмотренном   главой  35  ТК  России,   которая,   устанавливая
   различные  формы  таможенного контроля,  определяет  процессуальные
   требования  к  проведению такой проверки. По  своему  содержанию  и
   объему  полномочий таможенных органов таможенная ревизия как  форма
   таможенного    контроля    соответствует    проверке     финансово-
   хозяйственной деятельности (ст. 186 Таможенного кодекса 1993 г.)  и
   выездной налоговой проверке (ст. 89 НК России).
       Таким  образом,  изменение названия данной  формы  контроля  не
   может   рассматриваться  в  качестве  достаточного  основания   для
   признания  неправомерным проведения таможенной ревизии в  отношении
   товаров,  выпущенных  до  1 января 2004  г.,  с  учетом  сохранения
   полномочий таможенных органов на проверку после выпуска товаров.
       При  принятии  решения о проверке достоверности сведений  после
   выпуска  в  форме  таможенной ревизии после  1  января  2004  года,
   положения п. 1 ст. 4 ТК России подлежат применению к отношениям,  в
   том  числе,  если предметом проверки являются сведения,  касающиеся
   товаров,  выпущенных  до  01.01.2004. Учитывая,  что  у  таможенных
   органов  и  ранее были полномочия по осуществлению  проверок  после
   выпуска  товаров  (см.  выше), положения  TК  России,  регулирующие
   основания  и  порядок  проведения таможенной ревизии,  не  ухудшают
   положение лиц.
       Таким  образом,  статья 4 ТК России не может рассматриваться  в
   качестве   основания,   определяющего  неправомерность   проведения
   таможенной  ревизии  в отношении товаров, выпущенных  до  1  января
   2004 г.
       2.  По  вопросу о проведении специальной таможенной ревизии  за
   период  до  01.01.2004 у лиц, осуществляющих оптовую или  розничную
   торговлю товарами.
       Полномочия   таможенных  органов  при  проведении   таможенного
   контроля  после  выпуска товаров определялись ст.  193  Таможенного
   кодекса  1993  г.  В  соответствии с указанной  статьей  таможенные
   органы,  в  частности, были вправе после выпуска товаров  проверять
   коммерческие   документы   и  другую  информацию,   относящуюся   к
   внешнеэкономическим, а также последующим коммерческим  операциям  с
   данными  товарами. Проверка могла производиться в местах нахождения
   любого  лица,  прямо  или косвенно имеющего отношение  к  указанным
   операциям   или  владеющего  необходимыми  документами.   Указанные
   проверки  могли  осуществляться  в  формах,  определенных  ст.  180
   Таможенного кодекса 1993 г. Согласно ст. 186 ТК России  1993  г.  в
   круг  лиц,  в  отношении  которых  могла  быть  проведена  проверка
   финансово-хозяйственной  деятельности,  не  входили  организации  и
   индивидуальные     предприниматели,    не    являющиеся     лицами,
   перемещающими  товары,  но  осуществляющие  оптовую  или  розничную
   торговлю ввезенными товарами. Таким образом, проверка ФХД не  могла
   проводиться  в  отношении указанных лиц. Однако  таможенные  органы
   были   вправе,  например,  запрашивать  для  проверки   необходимые
   документы  и  сведения,  проводить осмотр  территорий  и  помещений
   любых  мест,  где могли находиться товары и транспортные  средства,
   подлежащие таможенному контролю.
       Кроме  того,  в  соответствии со ст. ст. 87 и  87.1  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации при проведении  проверки  полноты  и
   своевременности  уплаты таможенных платежей  таможенные  органы  до
   01.01.2004  были  вправе  проводить  встречную  проверку   у   лиц,
   осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными  товарами.
   У   этих  лиц  могли  быть  истребованы  документы,  относящиеся  к
   деятельности  лица,  в  отношении которого проводилась  камеральная
   или выездная налоговая проверка.
       С  учетом изложенного, а также положений ст. 4 ТК России у лиц,
   осуществляющих  оптовую и розничную торговлю  ввезенными  товарами,
   специальная  таможенная  ревизия  за  период  до  01.01.2004  может
   проводиться  таможенными  органами не в  полном  объеме  полномочий
   таможенных  органов,  определенных ст. 376 ТК России.  Принимая  во
   внимание  имевшиеся  ранее полномочия по осуществлению  таможенного
   контроля  после  выпуска товаров и проведению  встречных  налоговых
   проверок, проведение таможенными органами проверок у таких  лиц  за
   указанный  период  следует осуществлять в  формах,  предусмотренных
   ст. ст. 367 и 375 ТК России.
       3. По вопросу права таможенных органов налагать арест на товары
   при  проведении таможенной ревизии в отношении товаров,  выпущенных
   до 01.01.2004.
       Согласно  ст.  4  ТК  России акты таможенного законодательства,
   указы   Президента   Российской   Федерации   и   постановления   и
   распоряжения  Правительства  Российской  Федерации  применяются   к
   отношениям,  возникшим после введения их в  действие,  и  не  имеют
   обратной   силы,   за  исключением  установленных  случаев.   Таким
   образом,   к   отношениям   по  проверке  достоверности   сведений,
   возникшим  после  введения  в действие  ТК  России,  его  положения
   применяются  в  полном  объеме,  в  том  числе  и  нормы  ст.  377,
   определяющей   основания  и  порядок  применения  мер   обеспечения
   проведения  специальной таможенной ревизии, имеющих  процессуальный
   характер.
       В   связи   с  изложенным  выше  прошу  проанализировать   акты
   таможенных  ревизий  (в  общей и специальной  формах),  проведенных
   отделами   таможенной   инспекции   таможен   РТУ,   и   результаты
   проведенной работы направить в УТИ в срок до 22.11.2004.
   
                                                             Начальник
                                                            Управления
                                                  таможенной инспекции
                                                         генерал-майор
                                                     таможенной службы
                                                            А.Л.ВОЛКОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
Разное