МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ„1¤7РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7
ПИСЬМО
от 17 феврал„1¤72004 „1¤7 N 14-51-36/13
Департамен„1¤7 общего „1¤7 дошкольног„1¤7образовани„1¤7 Минобразован„1¤7
России направ„1¤7ет дл„1¤7использовани„1¤7„1¤7работе методическое письмо
Институт„1¤7 возрастной физиологии Российской академии образовани„1¤7
"Об использовани„1¤7 Программ индивидуальног„1¤7 адаптивног„1¤7 развит„1¤7
пр„1¤7подготовке дете„1¤7„1¤7школ„1¤7.
Руководитель Департамента
общего „1¤7дошкольног„1¤7образовани„1¤7
„1¤7„1¤7БАРАННИКОВ
Приложение
„1¤7письму Минобразован„1¤7 России
от 17 феврал„1¤72004 „1¤7 N 14-51-36/13
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИ„1¤7ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГ„1¤7АДАПТИВНОГ„1¤7
РАЗВИТИЯ ПР„1¤7ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕ„1¤7„1¤7ШКОЛ„1¤7
Возрастани„1¤7 объемо„1¤7 информации, интенсификац„1¤7 обучен„1¤7,
увеличение нагрузки на„1¤7ду „1¤7 ухудшающим„1¤7 здоровье„1¤7 „1¤7 ростом
школьных пробле„1¤7 застав„1¤7ют школ„1¤7„1¤7 родителе„1¤7 искать варианты
тако„1¤7 подготовки, котора„1¤7смогла бы обеспечить ребенк„1¤7 нормальную
адаптаци„1¤7 „1¤7 школ„1¤7„1¤7хо„1¤7 бы частично разгрузила ег„1¤7 на первых,
самы„1¤7сложны„1¤7этапах обучен„1¤7.
Однако на вопрос, чему „1¤7ка„1¤7учит„1¤7до школ„1¤7 пока не„1¤7четког„1¤7„1¤7
однозначного ответа, да „1¤7 вр„1¤7 ли он возможен. Различ„1¤7 „1¤7
функциональном „1¤7психическо„1¤7развитии дете„1¤7 поступающи„1¤7 „1¤7 школ„1¤7
стол„1¤7 велики, чт„1¤7наиболее реальным„1¤7„1¤7эффективными, по-видимому,
могу„1¤7быть только индивидуальные программ„1¤7подготовки.
Создание „1¤7 разработка индивидуальных программ - чрезвычайн„1¤7
сложна„1¤7 задача, „1¤7которо„1¤7современны„1¤7педаго„1¤7„1¤7школьный психолог
мало подготовлены прежде всег„1¤7потому, чт„1¤7не всегда хорошо знаю„1¤7
функциональные возможност„1¤7„1¤7возрастные особенност„1¤7 ребенк„1¤7 ег„1¤7
адаптивные ресурс„1¤7 ограничени„1¤7 которы„1¤7 св„1¤7ан„1¤7 со здоровье„1¤7
спецификой раннег„1¤7развит„1¤7, „1¤7многое другое. Кром„1¤7того, педагогу
„1¤7 психолог„1¤7 необходимо умет„1¤7выделить фактор„1¤7 риск„1¤7 „1¤7 развитии
отдельного ребенк„1¤7 „1¤7„1¤7их учетом разработат„1¤7оптимальну„1¤7 систем„1¤7
подготовки.
Важн„1¤7подчеркнут„1¤7 чт„1¤7така„1¤7систем„1¤7должна быть многопланово„1¤7
„1¤7 за„1¤7ти„1¤7 „1¤7 ребенком - ступенькам„1¤7„1¤7школ„1¤7 „1¤7не обучение„1¤7 ег„1¤7
письму, чтению, математике. От того, ка„1¤7 буду„1¤7 выстроен„1¤7 эт„1¤7
ступеньк„1¤7 во многом зависи„1¤7успешность последующе„1¤7 адаптаци„1¤7
эффективност„1¤7обучен„1¤7.
Исследован„1¤7, проведенны„1¤7 „1¤7Институт„1¤7 возрастной физиологии
РА„1¤7 показывают, чт„1¤7работа по подготовке ребенк„1¤7„1¤7 школ„1¤7 должна
строитьс„1¤7 „1¤7 учетом психофизиологических закономерносте„1¤7 развит„1¤7
дете„1¤7 6 - 7 ле„1¤7 „1¤7противно„1¤7случае мы може„1¤7не стимулироват„1¤7
развитие, „1¤7затормозит„1¤7ег„1¤7 Важн„1¤7помнит„1¤7тези„1¤7„1¤7„1¤7 Выготского „1¤7
то„1¤7 чт„1¤7 "только то обучение „1¤7детско„1¤7возрасте хорошо, которо„1¤7
забегает вперед развит„1¤7 „1¤7веде„1¤7развитие за собо„1¤7 Но обучат„1¤7
ребенк„1¤7возможно только тому, чему он уж„1¤7способен обучатьс„1¤7.
Варианты индивидуальной работы „1¤7ребенком пр„1¤7 подготовке „1¤7
школ„1¤7 могу„1¤7быть самыми разнообразными, „1¤7их выбо„1¤7зависи„1¤7ка„1¤7 от
социальн„1¤7экономически„1¤7услови„1¤7 от возможност„1¤7родителе„1¤7 получить
квалифицированну„1¤7 консультативну„1¤7помощь, та„1¤7 „1¤7 от квалификации
специалистов, которы„1¤7веду„1¤7подготовку „1¤7школ„1¤7дете„1¤7„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7
образовани„1¤7
Индивидуальн„1¤7 работа по подготовке „1¤7 школ„1¤7 должна быть
направлена на комплексно„1¤7развитие ребенк„1¤7„1¤7формирование школьн„1¤7
значимых функци„1¤7
Основу организаци„1¤7за„1¤7ти„1¤7по развитию школьн„1¤7значимых функци„1¤7
опреде„1¤7ют следующи„1¤7принципы:
1. Системност„1¤7 Развитие ребенк„1¤7 - процес„1¤7 „1¤7 которо„1¤7
взаимосв„1¤7ан„1¤7 взаимозависимы „1¤7взаимообусловлен„1¤7вс„1¤7 компоненты.
Нель„1¤7 развиват„1¤7лишь одну функци„1¤7 Необходима системна„1¤7работа по
развитию ребенк„1¤7
2. Комплексност„1¤7 (взаимодополн„1¤7мост„1¤7. Развитие ребенк„1¤7 -
комплексны„1¤7 процес„1¤7 „1¤7 которо„1¤7 развитие одно„1¤7 познавательной
функци„1¤7 (например, речи) опреде„1¤7ет „1¤7дополн„1¤7„1¤7 развитие других
функци„1¤7
3. Соответствие возрастным „1¤7 индивидуальным возможност„1¤7.
Индивидуальн„1¤7 программ„1¤7 подготовки „1¤7 школ„1¤7 може„1¤7 „1¤7 должна
строитьс„1¤7 „1¤7 соответствии „1¤7психофизиологическим„1¤7закономернос„1¤7ми
возрастног„1¤7развит„1¤7, „1¤7учетом факторов риск„1¤7
4. Адекватность требований „1¤7нагрузок, пред„1¤7вл„1¤7мы„1¤7ребенк„1¤7 „1¤7
процессе за„1¤7ти„1¤7 способствует оптимизаци„1¤7 за„1¤7ти„1¤7 „1¤7 повышени„1¤7
эффективност„1¤7 „1¤7дает опор„1¤7на функци„1¤7 не имеющи„1¤7недостатко„1¤7 пр„1¤7
одновременно„1¤7"подт„1¤7ивании" дефицитарных (отстающи„1¤7 функци„1¤7
5. Постепенност„1¤7(пошаговост„1¤7 „1¤7систематичност„1¤7„1¤7освоении „1¤7
формировании школьн„1¤7значимых функци„1¤7 следование от просты„1¤7 „1¤7
доступны„1¤7задани„1¤7„1¤7боле„1¤7сложны„1¤7 комплексны„1¤7
6. Индивидуализац„1¤7 темп„1¤7работы - перехо„1¤7 „1¤7 новому этап„1¤7
обучен„1¤7 только посл„1¤7 полног„1¤7 освоен„1¤7 материал„1¤7 предыдущег„1¤7
этап„1¤7
7. Повторност„1¤7(цикличност„1¤7повторен„1¤7) материал„1¤7 позвол„1¤7ща„1¤7
формироват„1¤7„1¤7закреп„1¤7ть механизм„1¤7реализации функци„1¤7
Форм„1¤7 организаци„1¤7индивидуальной работы по подготовке „1¤7 школ„1¤7
различны.
1-„1¤7 вариан„1¤7 - за„1¤7ти„1¤7 (2 - 3 раза „1¤7неделю) „1¤7 учрежден„1¤7„1¤7
образовани„1¤7 (детски„1¤7сады, группы временного пребыван„1¤7 дете„1¤7 „1¤7
детски„1¤7 сада„1¤7 школ„1¤7 дома творчества, центры дополнительног„1¤7
образовани„1¤7 клуб„1¤7 студии „1¤7„1¤7„1¤7). Наиболее целесообразн„1¤7 за„1¤7ти„1¤7
„1¤7 малы„1¤7 группа„1¤7 чт„1¤7 позвол„1¤7„1¤7 вест„1¤7 дифференцированную „1¤7
индивидуальную работу „1¤7каждым ребенком.
За„1¤7ти„1¤7 должны проводитьс„1¤7„1¤7первой половине дн„1¤7„1¤7соблюдение„1¤7
всех санитарн„1¤7гигиенически„1¤7 требований „1¤7 услови„1¤7 обучен„1¤7:
соответствие мебели, освещенности „1¤7„1¤7„1¤7
„1¤7 течени„1¤7 дн„1¤7 рекомендуетс„1¤7не больше трех за„1¤7ти„1¤7 каждое
продолжительностью до 30 мину„1¤7 „1¤7 перерывами по 10 мину„1¤7 „1¤7
течени„1¤7одного дн„1¤7не рекомендуетс„1¤7больше трех за„1¤7ти„1¤7
2-„1¤7 вариан„1¤7 - за„1¤7ти„1¤7 которы„1¤7веду„1¤7 родители (гувернер„1¤7
„1¤7ни). Эт„1¤7систем„1¤7работы предусматривае„1¤7предварительно„1¤7обучение
взрослых на краткосрочны„1¤7 курсах „1¤7 возможност„1¤7 систематическо„1¤7
консультации. Таки„1¤7 курс„1¤7 целесообразн„1¤7 организовать на базе
центро„1¤7 развит„1¤7, психолог„1¤7медико-социальных центро„1¤7 гд„1¤7
различны„1¤7 специалист„1¤7 способны оказат„1¤7 родите„1¤7„1¤7 необходиму„1¤7
помощь. Работа „1¤7родите„1¤7ми особенно эффективна „1¤7 те„1¤7 случ„1¤7„1¤7
когд„1¤7пребывание ребенк„1¤7„1¤7коллективе затруднено из-за болезн„1¤7 ил„1¤7
каки„1¤7либо других причин. За„1¤7ти„1¤7дома имею„1¤7свои преимущества: их
можн„1¤7 проводит„1¤7 ежедневн„1¤7 (2 - 3 за„1¤7ти„1¤7 по 20 мину„1¤7, за
исключение„1¤7периодов, когд„1¤7ребено„1¤7плох„1¤7се„1¤7 чувствуе„1¤7 во врем„1¤7
ил„1¤7посл„1¤7болезн„1¤7
3-„1¤7 вариан„1¤7- группы (5 - 7 дете„1¤7 по подготовке „1¤7 школ„1¤7 дл„1¤7
дете„1¤7 „1¤7 выраженной несформированность„1¤7школьн„1¤7значимых функци„1¤7
(но интеллектуальн„1¤7 сохраненны„1¤7 не подлежащих специальному
обучению) пр„1¤7 психолог„1¤7медико-социальных, психологически„1¤7
центра„1¤7
Предлага„1¤7 различны„1¤7форм„1¤7индивидуальной подготовки дете„1¤7 „1¤7
школ„1¤7 мы учитывае„1¤7 реальные данные „1¤7 сост„1¤7ни„1¤7 здоров„1¤7 „1¤7
функциональном развитии дошкольников. Ещ„1¤7ра„1¤7 напомним некоторы„1¤7
сведен„1¤7 дл„1¤7того, чтоб„1¤7подчеркнут„1¤7необходимост„1¤7тако„1¤7работы:
- 80 - 90% дете„1¤7 6 - 7 ле„1¤7имею„1¤7те ил„1¤7 иные отклонен„1¤7
физическог„1¤7здоров„1¤7;
- 18 - 20% дете„1¤7 6 - 7 ле„1¤7имею„1¤7пограничны„1¤7 (негрубые)
нарушени„1¤7психического здоров„1¤7;
- окол„1¤760% дете„1¤76 - 7 ле„1¤7имею„1¤7нарушени„1¤7речевого развит„1¤7;
- окол„1¤735% дете„1¤76 - 7 ле„1¤7имею„1¤7несформированность зрительн„1¤7
пространственног„1¤7воспри„1¤7„1¤7;
- боле„1¤7 30% дете„1¤7 6 - 7 ле„1¤7 имею„1¤7 несформированность
сложнокоординированных движений руки „1¤7графически„1¤7движений;
- боле„1¤7 70% дете„1¤7 6 - 7 ле„1¤7 имею„1¤7 несформированность
интегративны„1¤7 функци„1¤7 (зрительн„1¤7моторных, слух„1¤7моторных „1¤7
сенсомоторны„1¤7координаци„1¤7;
- примерно „1¤713% дете„1¤7отмечает„1¤7 компенсаторн„1¤7 леворукост„1¤7
сопр„1¤7енна„1¤7„1¤7нарушени„1¤7„1¤7речевого развит„1¤7;
- окол„1¤7 25% дете„1¤7 имею„1¤7 замедленны„1¤7 темп де„1¤7ельности
(медлительные дети).
„1¤7 основе большинств„1¤7дефицито„1¤7„1¤7развитии „1¤7дете„1¤76 - 7 ле„1¤7
лежи„1¤7 функциональн„1¤7 незрелость коры „1¤7 регу„1¤7торных структур
головног„1¤7 мозг„1¤7 Вс„1¤7эт„1¤7данные свидетельствую„1¤7 „1¤7 необходимост„1¤7
индивидуальной работы „1¤7 ребенком на самы„1¤7 интенсивны„1¤7 этапах
развит„1¤7 (от 4 до 6 - 7 ле„1¤7, когд„1¤7ещ„1¤7не„1¤7школьных нагрузок.
Опыт показывает, чт„1¤7перечисленны„1¤7дефициты „1¤7развитии успешн„1¤7
компенсируют„1¤7 пр„1¤7направленной „1¤7систематическо„1¤7 работе. Однако
эт„1¤7 должна быть систем„1¤7не механической тренировки, „1¤7 систем„1¤7
осознанной, творческой работы ребенк„1¤7 (даже „1¤7 самы„1¤7 просты„1¤7
задани„1¤7) по„1¤7 руководством „1¤7пр„1¤7помощи взрослог„1¤7 Таку„1¤7 систем„1¤7
работы мы назвал„1¤7индивидуальной адаптивной программой подготовки
„1¤7школ„1¤7
Главными услови„1¤7„1¤7 эффективност„1¤7 программ„1¤7 „1¤7„1¤7ют„1¤7
индивидуализац„1¤7, систематичност„1¤7 постепенност„1¤7 „1¤7 повтор„1¤7мост„1¤7
Дл„1¤7 разработки индивидуальной адаптивной программ„1¤7 развит„1¤7
ребенк„1¤7 необходимо выделить фактор„1¤7риск„1¤7 „1¤7 ег„1¤7 развитии. Эт„1¤7
работу може„1¤7провести педаго„1¤7либо педаго„1¤7„1¤7психолог. „1¤7 трудны„1¤7
случ„1¤7„1¤7 необходима консультац„1¤7 „1¤7помощь „1¤7составлени„1¤7 программ„1¤7
врач„1¤7педиатра, психоневролога, логопеда, нейропсихолога. Можн„1¤7
выделить четыре этап„1¤7 „1¤7 составлени„1¤7 индивидуальной адаптивной
программ„1¤7
I этап - диагностик„1¤7 функциональног„1¤7развит„1¤7 „1¤7 выделени„1¤7
факторов риск„1¤7
По результата„1¤7обследован„1¤7 выде„1¤7ют„1¤7:
Неспецифически„1¤7 фактор„1¤7 риск„1¤7 св„1¤7анны„1¤7 „1¤7 соматической
ослабленностью из-за хронически„1¤7 ил„1¤7 частых „1¤7 длительных
заболевани„1¤7 либо „1¤7 нарушени„1¤7„1¤7 психического здоров„1¤7
(гиперактивност„1¤7 синдро„1¤7 дефицита вниман„1¤7, комплекс
неврозоподобны„1¤7расстройст„1¤7- нарушени„1¤7сн„1¤7 тики, страхи „1¤7 „1¤7„1¤7).
Неспецифически„1¤7 фактор„1¤7 риск„1¤7 ка„1¤7 правил„1¤7 лежа„1¤7 „1¤7 основе
нарушени„1¤7 организаци„1¤7 де„1¤7ельности „1¤7 требую„1¤7 специально„1¤7
организаци„1¤7работы „1¤7ребенком.
Специфически„1¤7 фактор„1¤7 риск„1¤7 св„1¤7анны„1¤7„1¤7 несформированность„1¤7
познавательных (школьн„1¤7значимых) функци„1¤7 таки„1¤7 ка„1¤7 речево„1¤7
развитие, моторное развитие, зрительное „1¤7 зрительн„1¤7
пространственное воспри„1¤7ие, интегративны„1¤7 функци„1¤7 Компенсаци„1¤7
специфически„1¤7 факторов риск„1¤7 возможна пр„1¤7 систематически„1¤7
целенаправленных за„1¤7ти„1¤7.
II этап - четкое определени„1¤7целе„1¤7„1¤7 зада„1¤7 индивидуальной
программ„1¤7
III этап - составлени„1¤7индивидуальног„1¤7план„1¤7работы.
IV этап - разработка планов каждог„1¤7за„1¤7ти„1¤7 выбо„1¤7адекватных
форм „1¤7методо„1¤7работы („1¤7учетом особенностей ребенк„1¤7.
Разработку индивидуальных программ развит„1¤7 „1¤7 индивидуальную
работу „1¤7 каждым ребенком по подготовке „1¤7 школ„1¤7 обеспечивает
комплект "Ступеньк„1¤7 „1¤7 школ„1¤7, которы„1¤7подготовле„1¤7 специалистам„1¤7
Институт„1¤7 возрастной физиологии РА„1¤7„1¤7„1¤7 Безруких, „1¤7„1¤7 Филипповой
„1¤7 включает тетрад„1¤7дл„1¤7за„1¤7ти„1¤7„1¤7детьми „1¤7методическое пособи„1¤7дл„1¤7
воспитателей, педагого„1¤7 психологов.
Институт возрастной физиологии
Российской академии образовани„1¤7
|