Законы России
   

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 17.02.2004 N 14-51-36/13 „1¤7МЕТОДИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИ„1¤7ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГ„1¤7АДАПТИВНОГ„1¤7РАЗВИТИЯ ПР„1¤7ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕ„1¤7„1¤7ШКОЛ„1¤7

Текс„1¤7документ„1¤7„1¤7изменени„1¤7„1¤7„1¤7дополнен„1¤7ми по сост„1¤7ни„1¤7на но„1¤7рь 2007 года

Обновление

Правовой навигато„1¤7на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ„1¤7РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7
                                   
                                ПИСЬМО
                  от 17 феврал„1¤72004 „1¤7 N 14-51-36/13
   
       Департамен„1¤7 общего  „1¤7 дошкольног„1¤7образовани„1¤7 Минобразован„1¤7
   России  направ„1¤7ет  дл„1¤7использовани„1¤7„1¤7работе методическое  письмо
   Институт„1¤7 возрастной  физиологии Российской  академии  образовани„1¤7
   "Об  использовани„1¤7 Программ индивидуальног„1¤7 адаптивног„1¤7 развит„1¤7
   пр„1¤7подготовке дете„1¤7„1¤7школ„1¤7.
   
                                             Руководитель Департамента
                                      общего „1¤7дошкольног„1¤7образовани„1¤7
                                                        „1¤7„1¤7БАРАННИКОВ
   
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                        „1¤7письму Минобразован„1¤7 России
                                   от 17 феврал„1¤72004 „1¤7 N 14-51-36/13
   
                          МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
                                   
         ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИ„1¤7ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГ„1¤7АДАПТИВНОГ„1¤7
                 РАЗВИТИЯ ПР„1¤7ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕ„1¤7„1¤7ШКОЛ„1¤7
   
       Возрастани„1¤7  объемо„1¤7  информации,  интенсификац„1¤7   обучен„1¤7,
   увеличение  нагрузки  на„1¤7ду  „1¤7 ухудшающим„1¤7  здоровье„1¤7 „1¤7 ростом
   школьных  пробле„1¤7 застав„1¤7ют  школ„1¤7„1¤7 родителе„1¤7 искать  варианты
   тако„1¤7 подготовки, котора„1¤7смогла бы обеспечить ребенк„1¤7 нормальную
   адаптаци„1¤7 „1¤7 школ„1¤7„1¤7хо„1¤7 бы частично разгрузила  ег„1¤7 на  первых,
   самы„1¤7сложны„1¤7этапах обучен„1¤7.
       Однако на вопрос, чему „1¤7ка„1¤7учит„1¤7до школ„1¤7 пока не„1¤7четког„1¤7„1¤7
   однозначного  ответа,  да  „1¤7 вр„1¤7  ли  он  возможен.  Различ„1¤7   „1¤7
   функциональном „1¤7психическо„1¤7развитии дете„1¤7 поступающи„1¤7 „1¤7 школ„1¤7
   стол„1¤7 велики, чт„1¤7наиболее реальным„1¤7„1¤7эффективными,  по-видимому,
   могу„1¤7быть только индивидуальные программ„1¤7подготовки.
       Создание  „1¤7 разработка индивидуальных программ  -  чрезвычайн„1¤7
   сложна„1¤7 задача, „1¤7которо„1¤7современны„1¤7педаго„1¤7„1¤7школьный  психолог
   мало  подготовлены прежде всег„1¤7потому, чт„1¤7не всегда хорошо  знаю„1¤7
   функциональные  возможност„1¤7„1¤7возрастные особенност„1¤7 ребенк„1¤7  ег„1¤7
   адаптивные  ресурс„1¤7  ограничени„1¤7 которы„1¤7 св„1¤7ан„1¤7 со  здоровье„1¤7
   спецификой раннег„1¤7развит„1¤7, „1¤7многое другое. Кром„1¤7того,  педагогу
   „1¤7 психолог„1¤7 необходимо умет„1¤7выделить фактор„1¤7 риск„1¤7 „1¤7 развитии
   отдельного  ребенк„1¤7 „1¤7„1¤7их учетом разработат„1¤7оптимальну„1¤7 систем„1¤7
   подготовки.
       Важн„1¤7подчеркнут„1¤7 чт„1¤7така„1¤7систем„1¤7должна быть многопланово„1¤7
   „1¤7 за„1¤7ти„1¤7 „1¤7 ребенком - ступенькам„1¤7„1¤7школ„1¤7 „1¤7не  обучение„1¤7 ег„1¤7
   письму,  чтению,  математике.  От того,  ка„1¤7 буду„1¤7 выстроен„1¤7 эт„1¤7
   ступеньк„1¤7  во  многом  зависи„1¤7успешность  последующе„1¤7 адаптаци„1¤7
   эффективност„1¤7обучен„1¤7.
       Исследован„1¤7,  проведенны„1¤7 „1¤7Институт„1¤7 возрастной  физиологии
   РА„1¤7  показывают, чт„1¤7работа по подготовке ребенк„1¤7„1¤7 школ„1¤7 должна
   строитьс„1¤7 „1¤7 учетом психофизиологических закономерносте„1¤7 развит„1¤7
   дете„1¤7 6  -  7  ле„1¤7  „1¤7противно„1¤7случае мы може„1¤7не  стимулироват„1¤7
   развитие, „1¤7затормозит„1¤7ег„1¤7 Важн„1¤7помнит„1¤7тези„1¤7„1¤7„1¤7 Выготского  „1¤7
   то„1¤7  чт„1¤7 "только то обучение „1¤7детско„1¤7возрасте  хорошо,  которо„1¤7
   забегает  вперед  развит„1¤7 „1¤7веде„1¤7развитие за  собо„1¤7  Но  обучат„1¤7
   ребенк„1¤7возможно только тому, чему он уж„1¤7способен обучатьс„1¤7.
       Варианты  индивидуальной  работы „1¤7ребенком  пр„1¤7 подготовке  „1¤7
   школ„1¤7 могу„1¤7быть самыми разнообразными, „1¤7их выбо„1¤7зависи„1¤7ка„1¤7 от
   социальн„1¤7экономически„1¤7услови„1¤7 от возможност„1¤7родителе„1¤7 получить
   квалифицированну„1¤7 консультативну„1¤7помощь, та„1¤7 „1¤7 от  квалификации
   специалистов, которы„1¤7веду„1¤7подготовку „1¤7школ„1¤7дете„1¤7„1¤7 учрежден„1¤7„1¤7
   образовани„1¤7
       Индивидуальн„1¤7  работа  по  подготовке  „1¤7 школ„1¤7 должна   быть
   направлена на комплексно„1¤7развитие ребенк„1¤7„1¤7формирование  школьн„1¤7
   значимых функци„1¤7
       Основу организаци„1¤7за„1¤7ти„1¤7по развитию школьн„1¤7значимых функци„1¤7
   опреде„1¤7ют следующи„1¤7принципы:
       1.   Системност„1¤7  Развитие  ребенк„1¤7 -  процес„1¤7   „1¤7  которо„1¤7
   взаимосв„1¤7ан„1¤7  взаимозависимы „1¤7взаимообусловлен„1¤7вс„1¤7 компоненты.
   Нель„1¤7 развиват„1¤7лишь одну функци„1¤7 Необходима системна„1¤7работа  по
   развитию ребенк„1¤7
       2.  Комплексност„1¤7 (взаимодополн„1¤7мост„1¤7.  Развитие  ребенк„1¤7 -
   комплексны„1¤7  процес„1¤7  „1¤7 которо„1¤7 развитие  одно„1¤7 познавательной
   функци„1¤7 (например,  речи) опреде„1¤7ет „1¤7дополн„1¤7„1¤7 развитие  других
   функци„1¤7
       3.   Соответствие  возрастным  „1¤7 индивидуальным  возможност„1¤7.
   Индивидуальн„1¤7  программ„1¤7 подготовки  „1¤7 школ„1¤7 може„1¤7  „1¤7  должна
   строитьс„1¤7 „1¤7 соответствии „1¤7психофизиологическим„1¤7закономернос„1¤7ми
   возрастног„1¤7развит„1¤7, „1¤7учетом факторов риск„1¤7
       4. Адекватность требований „1¤7нагрузок, пред„1¤7вл„1¤7мы„1¤7ребенк„1¤7 „1¤7
   процессе  за„1¤7ти„1¤7  способствует оптимизаци„1¤7 за„1¤7ти„1¤7 „1¤7 повышени„1¤7
   эффективност„1¤7 „1¤7дает опор„1¤7на функци„1¤7 не имеющи„1¤7недостатко„1¤7 пр„1¤7
   одновременно„1¤7"подт„1¤7ивании" дефицитарных (отстающи„1¤7 функци„1¤7
       5.  Постепенност„1¤7(пошаговост„1¤7 „1¤7систематичност„1¤7„1¤7освоении  „1¤7
   формировании  школьн„1¤7значимых функци„1¤7  следование  от  просты„1¤7 „1¤7
   доступны„1¤7задани„1¤7„1¤7боле„1¤7сложны„1¤7 комплексны„1¤7
       6.  Индивидуализац„1¤7  темп„1¤7работы -  перехо„1¤7 „1¤7 новому  этап„1¤7
   обучен„1¤7   только  посл„1¤7 полног„1¤7 освоен„1¤7  материал„1¤7 предыдущег„1¤7
   этап„1¤7
       7.  Повторност„1¤7(цикличност„1¤7повторен„1¤7) материал„1¤7 позвол„1¤7ща„1¤7
   формироват„1¤7„1¤7закреп„1¤7ть механизм„1¤7реализации функци„1¤7
       Форм„1¤7 организаци„1¤7индивидуальной работы по подготовке „1¤7 школ„1¤7
   различны.
       1-„1¤7 вариан„1¤7 -  за„1¤7ти„1¤7 (2 - 3 раза „1¤7неделю)  „1¤7 учрежден„1¤7„1¤7
   образовани„1¤7 (детски„1¤7сады, группы временного  пребыван„1¤7  дете„1¤7 „1¤7
   детски„1¤7 сада„1¤7  школ„1¤7  дома  творчества,  центры  дополнительног„1¤7
   образовани„1¤7 клуб„1¤7 студии „1¤7„1¤7„1¤7). Наиболее целесообразн„1¤7 за„1¤7ти„1¤7
   „1¤7  малы„1¤7  группа„1¤7  чт„1¤7 позвол„1¤7„1¤7 вест„1¤7 дифференцированную   „1¤7
   индивидуальную работу „1¤7каждым ребенком.
       За„1¤7ти„1¤7 должны проводитьс„1¤7„1¤7первой половине дн„1¤7„1¤7соблюдение„1¤7
   всех   санитарн„1¤7гигиенически„1¤7 требований  „1¤7 услови„1¤7   обучен„1¤7:
   соответствие мебели, освещенности „1¤7„1¤7„1¤7
       „1¤7 течени„1¤7 дн„1¤7 рекомендуетс„1¤7не больше трех  за„1¤7ти„1¤7  каждое
   продолжительностью  до  30  мину„1¤7 „1¤7 перерывами  по  10  мину„1¤7  „1¤7
   течени„1¤7одного дн„1¤7не рекомендуетс„1¤7больше трех за„1¤7ти„1¤7
       2-„1¤7 вариан„1¤7 -  за„1¤7ти„1¤7  которы„1¤7веду„1¤7 родители  (гувернер„1¤7
   „1¤7ни).  Эт„1¤7систем„1¤7работы предусматривае„1¤7предварительно„1¤7обучение
   взрослых  на  краткосрочны„1¤7 курсах „1¤7 возможност„1¤7 систематическо„1¤7
   консультации.  Таки„1¤7 курс„1¤7 целесообразн„1¤7 организовать  на   базе
   центро„1¤7  развит„1¤7,   психолог„1¤7медико-социальных   центро„1¤7    гд„1¤7
   различны„1¤7  специалист„1¤7 способны  оказат„1¤7 родите„1¤7„1¤7  необходиму„1¤7
   помощь.  Работа  „1¤7родите„1¤7ми особенно эффективна  „1¤7 те„1¤7 случ„1¤7„1¤7
   когд„1¤7пребывание ребенк„1¤7„1¤7коллективе затруднено из-за болезн„1¤7 ил„1¤7
   каки„1¤7либо других причин. За„1¤7ти„1¤7дома имею„1¤7свои преимущества:  их
   можн„1¤7 проводит„1¤7 ежедневн„1¤7 (2  -  3  за„1¤7ти„1¤7 по  20  мину„1¤7,  за
   исключение„1¤7периодов, когд„1¤7ребено„1¤7плох„1¤7се„1¤7 чувствуе„1¤7 во  врем„1¤7
   ил„1¤7посл„1¤7болезн„1¤7
       3-„1¤7 вариан„1¤7- группы (5 - 7 дете„1¤7 по подготовке „1¤7 школ„1¤7 дл„1¤7
   дете„1¤7 „1¤7 выраженной  несформированность„1¤7школьн„1¤7значимых  функци„1¤7
   (но   интеллектуальн„1¤7  сохраненны„1¤7  не  подлежащих   специальному
   обучению)    пр„1¤7   психолог„1¤7медико-социальных,    психологически„1¤7
   центра„1¤7
       Предлага„1¤7 различны„1¤7форм„1¤7индивидуальной  подготовки  дете„1¤7 „1¤7
   школ„1¤7  мы  учитывае„1¤7 реальные  данные  „1¤7 сост„1¤7ни„1¤7 здоров„1¤7   „1¤7
   функциональном  развитии дошкольников. Ещ„1¤7ра„1¤7 напомним  некоторы„1¤7
   сведен„1¤7 дл„1¤7того, чтоб„1¤7подчеркнут„1¤7необходимост„1¤7тако„1¤7работы:
       -  80  -  90%  дете„1¤7 6  - 7 ле„1¤7имею„1¤7те ил„1¤7 иные  отклонен„1¤7
   физическог„1¤7здоров„1¤7;
       -  18  -  20%  дете„1¤7 6  -  7 ле„1¤7имею„1¤7пограничны„1¤7 (негрубые)
   нарушени„1¤7психического здоров„1¤7;
       - окол„1¤760% дете„1¤76 - 7 ле„1¤7имею„1¤7нарушени„1¤7речевого развит„1¤7;
       - окол„1¤735% дете„1¤76 - 7 ле„1¤7имею„1¤7несформированность зрительн„1¤7
   пространственног„1¤7воспри„1¤7„1¤7;
       -   боле„1¤7  30%  дете„1¤7 6  -  7  ле„1¤7 имею„1¤7 несформированность
   сложнокоординированных движений руки „1¤7графически„1¤7движений;
       -   боле„1¤7  70%  дете„1¤7 6  -  7  ле„1¤7 имею„1¤7 несформированность
   интегративны„1¤7  функци„1¤7  (зрительн„1¤7моторных,   слух„1¤7моторных   „1¤7
   сенсомоторны„1¤7координаци„1¤7;
       -  примерно  „1¤713% дете„1¤7отмечает„1¤7 компенсаторн„1¤7 леворукост„1¤7
   сопр„1¤7енна„1¤7„1¤7нарушени„1¤7„1¤7речевого развит„1¤7;
       -   окол„1¤7  25%   дете„1¤7 имею„1¤7 замедленны„1¤7 темп  де„1¤7ельности
   (медлительные дети).
       „1¤7 основе большинств„1¤7дефицито„1¤7„1¤7развитии „1¤7дете„1¤76  -  7  ле„1¤7
   лежи„1¤7  функциональн„1¤7  незрелость  коры  „1¤7 регу„1¤7торных  структур
   головног„1¤7 мозг„1¤7  Вс„1¤7эт„1¤7данные свидетельствую„1¤7 „1¤7 необходимост„1¤7
   индивидуальной  работы  „1¤7 ребенком  на  самы„1¤7 интенсивны„1¤7 этапах
   развит„1¤7 (от 4 до 6 - 7 ле„1¤7, когд„1¤7ещ„1¤7не„1¤7школьных нагрузок.
       Опыт  показывает, чт„1¤7перечисленны„1¤7дефициты „1¤7развитии успешн„1¤7
   компенсируют„1¤7  пр„1¤7направленной „1¤7систематическо„1¤7 работе.  Однако
   эт„1¤7 должна  быть  систем„1¤7не механической  тренировки,  „1¤7 систем„1¤7
   осознанной,  творческой  работы  ребенк„1¤7 (даже  „1¤7 самы„1¤7  просты„1¤7
   задани„1¤7)  по„1¤7 руководством „1¤7пр„1¤7помощи взрослог„1¤7 Таку„1¤7 систем„1¤7
   работы  мы  назвал„1¤7индивидуальной адаптивной программой подготовки
   „1¤7школ„1¤7
       Главными    услови„1¤7„1¤7   эффективност„1¤7   программ„1¤7   „1¤7„1¤7ют„1¤7
   индивидуализац„1¤7, систематичност„1¤7 постепенност„1¤7 „1¤7 повтор„1¤7мост„1¤7
   Дл„1¤7  разработки   индивидуальной  адаптивной  программ„1¤7  развит„1¤7
   ребенк„1¤7 необходимо  выделить фактор„1¤7риск„1¤7 „1¤7 ег„1¤7 развитии.  Эт„1¤7
   работу  може„1¤7провести педаго„1¤7либо педаго„1¤7„1¤7психолог.  „1¤7 трудны„1¤7
   случ„1¤7„1¤7 необходима  консультац„1¤7 „1¤7помощь „1¤7составлени„1¤7 программ„1¤7
   врач„1¤7педиатра,  психоневролога,  логопеда,  нейропсихолога.  Можн„1¤7
   выделить  четыре  этап„1¤7 „1¤7 составлени„1¤7 индивидуальной  адаптивной
   программ„1¤7
       I  этап  -  диагностик„1¤7 функциональног„1¤7развит„1¤7  „1¤7 выделени„1¤7
   факторов риск„1¤7
       По результата„1¤7обследован„1¤7 выде„1¤7ют„1¤7:
       Неспецифически„1¤7  фактор„1¤7 риск„1¤7  св„1¤7анны„1¤7  „1¤7  соматической
   ослабленностью   из-за   хронически„1¤7 ил„1¤7  частых   „1¤7  длительных
   заболевани„1¤7   либо    „1¤7   нарушени„1¤7„1¤7   психического    здоров„1¤7
   (гиперактивност„1¤7     синдро„1¤7   дефицита    вниман„1¤7,     комплекс
   неврозоподобны„1¤7расстройст„1¤7- нарушени„1¤7сн„1¤7 тики, страхи „1¤7 „1¤7„1¤7).
   Неспецифически„1¤7 фактор„1¤7 риск„1¤7  ка„1¤7 правил„1¤7  лежа„1¤7  „1¤7  основе
   нарушени„1¤7   организаци„1¤7  де„1¤7ельности   „1¤7  требую„1¤7  специально„1¤7
   организаци„1¤7работы „1¤7ребенком.
       Специфически„1¤7 фактор„1¤7 риск„1¤7 св„1¤7анны„1¤7„1¤7 несформированность„1¤7
   познавательных  (школьн„1¤7значимых)  функци„1¤7  таки„1¤7  ка„1¤7  речево„1¤7
   развитие,    моторное    развитие,    зрительное    „1¤7   зрительн„1¤7
   пространственное  воспри„1¤7ие,  интегративны„1¤7 функци„1¤7  Компенсаци„1¤7
   специфически„1¤7  факторов   риск„1¤7  возможна   пр„1¤7  систематически„1¤7
   целенаправленных за„1¤7ти„1¤7.
       II  этап  -  четкое  определени„1¤7целе„1¤7„1¤7 зада„1¤7 индивидуальной
   программ„1¤7
       III этап - составлени„1¤7индивидуальног„1¤7план„1¤7работы.
       IV  этап  - разработка планов каждог„1¤7за„1¤7ти„1¤7 выбо„1¤7адекватных
   форм „1¤7методо„1¤7работы („1¤7учетом особенностей ребенк„1¤7.
       Разработку  индивидуальных программ развит„1¤7  „1¤7 индивидуальную
   работу  „1¤7 каждым  ребенком  по  подготовке  „1¤7 школ„1¤7 обеспечивает
   комплект  "Ступеньк„1¤7 „1¤7 школ„1¤7, которы„1¤7подготовле„1¤7 специалистам„1¤7
   Институт„1¤7 возрастной физиологии РА„1¤7„1¤7„1¤7 Безруких, „1¤7„1¤7 Филипповой
   „1¤7 включает тетрад„1¤7дл„1¤7за„1¤7ти„1¤7„1¤7детьми „1¤7методическое пособи„1¤7дл„1¤7
   воспитателей, педагого„1¤7 психологов.
   
                                        Институт возрастной физиологии
                                       Российской академии образовани„1¤7
   
   

Списки

Прав„1¤72010


Новост„1¤7партнеро„1¤7/span>
Счетчики
 
Попу„1¤7рное „1¤7сети
Реклам„1¤7/div>
Курс„1¤7валю„1¤7/div>
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное