ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
20 декабря 2006 г.
N 0100/13589-06-32
ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ЛПУ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека проанализировала материалы по надзору за
лечебно-профилактическими учреждениями и сообщает.
На надзоре управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации находится 77570 лечебно-профилактических учреждений.
Доля объектов первой группы, т.е. соответствующих гигиеническим
требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам, составляет -
33,9% (26330 учреждений); второй группы, состояние которых по
результатам лабораторных и инструментальных замеров не
соответствует действующим государственным санитарно-
эпидемиологическим правилам и нормативам, а также имеется
превышение ПДК и ПДУ - 56,2% (4356 учреждений); третьей группы, не
соответствующих действующим государственным санитарно-
эпидемиологическим правилам и нормативам, в которых регистрируется
превышение ПДК и ПДУ, а также фиксируются групповые инфекционные
заболевания - 9,9% (7673 учреждений).
Износ основных фондов учреждений здравоохранения составляет
58,5%, в том числе зданий - 27,4%, медицинского оборудования -
64%, транспорта - 62%.
Анализ результатов лабораторных микробиологических исследований
показал, что доля неудовлетворительных проб в 2005 г. увеличилась
по сравнению с 2004 г. (4,57% и 4,22% соответственно). Особенно
неблагоприятная ситуация сложилась в ряде территорий, где
отмечается значительное превышение среднероссийского показателя: в
Республике Коми (81,43%), Архангельской (27,56%), Ульяновской
(33,33%) областях; в Республике Тыва (16,53%), Чукотском АО
(13,82%).
В 2005 г. уменьшилось количество санитарно-химических
исследований по сравнению с 2004 г. в областных, в том числе
детских (краевых, республиканских, окружных) больницах (8380 в
2004 г., 6882 в 2005 г.), при этом отмечается увеличение доли
неудовлетворительных проб в 2005 г. по сравнению с 2004 г. (3,27%,
2,83% - соответственно). Превышение среднероссийского показателя
отмечается в Липецкой (11,76%), Калининградской (25,00%),
Пензенской (34,48%) областях; в республиках Северная Осетия
(13,64%) и Хакасия (20,00%); Ханты-Мансийском А.О. (23,33%).
Лечебно-профилактическими учреждениями не в полном объеме
выполняются требования санитарных правил и нормативов: СанПиН
2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству,
эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных
стационаров" и СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и
удаления отходов ЛПУ".
Одним из основных нарушений требований СанПиН 2.1.3.1375-03
является отсутствие централизованных систем водоснабжения,
канализации, отопления в ряде лечебно-профилактических учреждений.
Лечебно-профилактические учреждения обеспечены централизованным
горячим и холодным водоснабжением на 51,61%, только холодным
водоснабжением 24,82%, на привозной воде работает - 8,08%.
Централизованной канализацией оборудовано 50,05% больничных
учреждений, эксплуатируется с выгребом - 22,99%, локальные
очистные сооружения с обеззараживанием стоков имеют - 0,85%.
Центральным отоплением обеспечено - 86,90% лечебно-
профилактических учреждений.
Лечебно-профилактические учреждения не в полном объеме
обеспечены средствами и специальным оборудованием для сбора,
хранения и удаления больничных отходов.
Так, например, в Мурманской области удельный вес ЛПУ, имеющих
герметичные одноразовые пакеты с цветовой маркировкой составляет -
20%, герметичные емкости - 9%, тележки для сбора и транспортировки
отходов - менее 1%. Часть ЛПУ, расположенных в жилых домах, имеют
общие, совместно с жилым фондом, контейнерные площадки, что
недопустимо.
В Белгородской области для сбора и хранения использованных
шприцев и игл 94,5% лечебно-профилактических учреждений используют
приспособленную тару. Деструкторы и иглоотсекатели имеются всего в
2% медицинских учреждениях.
В Тамбовской области пакеты и емкости, отвечающие требованиям
санитарных правил, имеются в единичных лечебно-профилактических
учреждениях.
В Ставропольском крае в 37,5% лечебно-профилактических
учреждений для сбора и хранения инъекционных игл используют
пластиковые бутылки, в 9,8% - картонные коробки и мешки, 41,8%
медицинских учреждений выбрасывает шприцы и иглы в контейнеры
вместе с бытовыми отходами.
В Удмуртской Республике в туберкулезных больницах отсутствуют
помещения для временного хранения отходов класса "В", которые
хранятся в контейнерах на открытых площадках.
Во многих ЛПУ Сахалинской области отсутствуют вспомогательные
помещения для хранения отходов класса "В", не соблюдается режим
дезинфекции контейнеров для сбора отходов класса "Б" и "В", а
также кузовов автомашин, осуществляющих их перевозку. Контейнеры
не имеют маркировки, плотно закрывающихся крышек. Для сбора
отходов в ЛПУ используется приспособленный инвентарь, без учета
маркировки по цвету, не обеспечивающий герметизацию собираемых
отходов.
Несмотря на то, что в 2005 году значительно увеличилось число
персонала ЛПУ, ответственного за сбор больничных отходов, обучение
сотрудников обращению с отходами практически не проводилось
(только 0,03%).
В течение 2005 г. проведено 5748 проверок пищеблоков, по
результатам которых установлено, что лечебное питание организовано
в 77,7% ЛПУ, С-витаминизация проводится только в 50,8% учреждений,
причем в 2% исследованных блюд выявлено несоответствие по
вложению. Проведено 181699 смывов, из которых 24% -
неудовлетворительные.
Следует отметить также по ряду ЛПУ имеющиеся нарушения
противоэпидемического режима, несвоевременное проведение текущих и
капитальных ремонтов; недостаточное оснащение дезинфекционными
камерами и стерилизационным оборудованием; несоблюдение норм
площади в больничных палатах на одного пациента; несвоевременное
прохождение медицинскими работниками периодических медицинских
осмотров; нарушение сроков и условий хранения продуктов в
пищеблоках; невыполнение суточных норм питания для больных;
невыполнение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение
протозойно-паразитарных заболеваний и др.
В 2005 году управлениями Роспотребнадзора за нарушения
санитарного законодательства в ЛПУ были применены следующие меры
административного принуждения:
- наложены на руководителей ЛПУ штрафы - 16140, взыскано -
12552 (77,7%) на сумму 22791306 рублей;
- передано на рассмотрение в суд 335 дел, из них приняты
решения о привлечении к ответственности - 192;
- передано в суд 275 дел о приостановлении эксплуатации ЛПУ;
- временно отстранено от работы 1466 человек;
- вынесено 79 постановлений о направлении в правоохранительные
органы материалов для возбуждения уголовных дел, из них по 7
приняты решения о привлечении к уголовной ответственности.
Проверкой, проведенной Генеральной прокуратурой Российской
Федерации в 2006 г., установлено, что несмотря на меры,
принимаемые Федеральной службой и другими федеральными органами
исполнительной власти, санитарно-эпидемиологическое состояние
большинства учреждений здравоохранения остается крайне
неудовлетворительным. Выявлено более 7000 ЛПУ, не соответствующих
требованиям санитарного законодательства и около 43000 учреждений,
на которых установлены нарушения действующих санитарных правил и
нормативов.
Результаты проверок, а также представление Генеральной
прокуратуры Российской Федерации от 04.12.2006 N 72/1-3675-06,
руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации:
1. Обеспечить систематическое проведение проверок лечебно-
профилактических учреждений по соблюдению требований санитарного
законодательства.
2. Вынести на рассмотрение в органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации вопросы, касающиеся санитарно-
эпидемиологического и санитарно-технического состояния ЛПУ.
3. Вынести на рассмотрение коллегии Департаментов
здравоохранения вопросы по улучшению санитарно-технического и
санитарно-эпидемиологического состояния ЛПУ.
4. Надзор за ЛПУ осуществлять в строгом соответствии с
требованиями СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к
размещению, устройству, эксплуатации больниц, родильных домов и
других лечебных стационаров" и СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора,
хранения и удаления отходов ЛПУ" и других документов санитарного
законодательства.
5. Ужесточить меры административного принуждения за нарушения
санитарного законодательства при эксплуатации ЛПУ, при выявлении
нарушений санитарных правил и нормативов принимать меры к
привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
6. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
Роспотребнадзора":
6.1. Разработать форму "Паспорта ЛПУ" и представить на
согласование в Федеральную службу в срок до 01.04.2007 г.
6.2. О проделанной работе информировать Федеральную службу в
срок до 01.10.2007.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|