ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2005 года
Дело N 41-В05-34
Судья Верховного суда Российской Федерации Зелепукин А.Н.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе М. гражданское дело
по иску М. к МУСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону,
муниципальному казначейству г. Ростова-на-Дону, Управлению
Федерального казначейства по Ростовской области о взыскании
задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение
продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред
здоровью, индексации указанных выплат,
установил:
М. обратился в суд с данным иском, ссылаясь на то, что является
участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в
1986 - 1988 годах, инвалидом 2 группы по заболеванию, полученному
при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС. В соответствии с Законом РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" ответчик выплачивает ему
ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров
и ежегодную компенсацию за вред здоровью. М. просил суд
проиндексировать указанные выплаты с 1 июля 2000 года
пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, а с 1
января 2003 года исходя из роста величины прожиточного минимума
для пенсионеров по Ростовской области, взыскать недополученную
ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров
в сумме 34323 руб. 12 коп., ежегодную денежную компенсацию за вред
здоровью в сумме 6063 руб. 07 коп. Также М. просил суд взыскать
пени за несвоевременную выплату ежемесячной компенсации на
приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за
вред здоровью в размере 71745 руб. 22 коп.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 мая
2003 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского
областного суда от 25 июня 2003 года решение суда оставлено без
изменения.
В надзорной жалобе М. просит состоявшиеся по делу судебные
постановления отменить.
Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22
апреля 2005 года М. восстановлен процессуальный срок для
обжалования данных судебных постановлений в порядке надзора.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3
июня 2005 года дело истребовано в Верховный Суд Российской
Федерации.
Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции - президиум Ростовского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе М. указывает на то, что при рассмотрении
дела судом были допущены существенные нарушения норм материального
права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года
государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности),
пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные
настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Судом при разрешении спора установлено, что М. является
участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в
1986 - 1988 годах, инвалидом 2 группы по заболеванию, полученному
при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В
соответствии с пунктом 22 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" М. является получателем ежемесячной
компенсации на приобретение продовольственных товаров и в
соответствии с частью 1 статьи 39 указанного Закона - ежегодной
компенсации за вред здоровью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований М. в части
индексации ежемесячной компенсации на приобретение
продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью
за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2002 года пропорционально
повышению минимального размера оплаты труда, суд исходил из того,
что указанные выплаты являются целевыми социальными выплатами, на
которые не распространяется действие Федерального закона N 82-ФЗ
от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" в части
увеличения компенсационных выплат пропорционально росту
минимального размера оплаты труда в 1,581 и 1,515 раза.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона РФ "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24
ноября 1995 года N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции
сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации об индексации денежных
доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста
минимального размера оплаты труда.
Поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные
компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской
катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных
выплат, суд не вправе индексировать данные суммы, начиная с 1 июля
2000 года исходя из базовой суммы, установленной статьей 4
Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном
размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа
2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и
социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая
индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть
учтен при определении сумм выплат в возмещения вреда здоровью за
период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995
года N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N
1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в
РСФСР" (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N
2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января
1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность
индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и иных
выплат и компенсаций пропорционально увеличению в централизованном
порядке установленного законом минимального размера оплаты труда,
суд вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000
года до 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера
оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня
2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Таким образом, ежемесячная компенсация на приобретение
продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью
индексируются с применением коэффициента роста минимального
размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132:
83,49), а с 1 января 2000 года с учетом коэффициента, равного
1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 года до
1 июля 2000 года не производилась индексация указанных выплат на
основании части 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) и
статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об
индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в
редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2288)
исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в
порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же
такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при
определении данных компенсаций за период с 1 июля 2000 года по 1
января 2001 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований М. в части
индексации ежемесячной компенсации на приобретение
продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью
за период с 1 января 2002 года по апрель 2003 года пропорционально
росту величины прожиточного минимума для пенсионеров по Ростовской
области, суд исходил из того, что они не входят в объем выплат по
возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с
ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку
размеры данных выплат определены законодательно.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 31-
ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные
настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат,
индексация которых устанавливается в соответствии с другими
федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня
инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признаны "не
соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19
(часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона
Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
(в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2
Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они,
устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из
роста величины прожиточного минимума в целом по Российской
Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации,
которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и
потому носят неопределенный характер. Впредь до внесения
соответствующих изменений в действующее законодательство суды
общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать
решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской
катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их
ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного
минимума в субъекте Российской Федерации".
Таким образом, с учетом приведенных выше норм, в объем
возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации входят ежемесячные суммы
возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты,
предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, за
исключением выплат, индексация которых устанавливается в
соответствии с другими федеральными законами. Выплаты же денежных
компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодных
компенсаций за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и
частью 1 статьи 39 указанного Закона соответственно.
Вместе с тем, индексация данных выплат другими федеральными
законами не установлена.
Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с
надзорной жалобой М. и настоящим определением следует направить
для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384
Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
дело по иску М. к МУСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону,
муниципальному казначейству г. Ростова-на-Дону, Управлению
Федерального казначейства по Ростовской области о взыскании
задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение
продовольственных товаров и ежегодной компенсации вреда здоровью,
индексации указанных выплат направить для рассмотрения по существу
в президиум Ростовского областного суда.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
|