Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.08.2005 N 41-В05-34 ДЕЛО ПО ИСКУ О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ КОМПЕНСАЦИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ЕЖЕГОДНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВРЕД ЗДОРОВЬЮ, ИНДЕКСАЦИИ УКАЗАННЫХ ВЫПЛАТ НАПРАВЛЕНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ПО СУЩЕСТВУ В СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ, ПОСКОЛЬКУ ДОВОДЫ ИСТЦА О ТОМ, ЧТО...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 3 августа 2005 года
   
                                                      Дело N 41-В05-34
   
       Судья  Верховного  суда  Российской Федерации  Зелепукин  А.Н.,
   рассмотрев  истребованное по надзорной жалобе М.  гражданское  дело
   по   иску   М.   к  МУСЗН  Кировского  района  г.  Ростова-на-Дону,
   муниципальному   казначейству   г.   Ростова-на-Дону,    Управлению
   Федерального  казначейства  по  Ростовской  области   о   взыскании
   задолженности   по   ежемесячной   компенсации   на    приобретение
   продовольственных   товаров  и  ежегодной   компенсации   за   вред
   здоровью, индексации указанных выплат,
   
                              установил:
   
       М. обратился в суд с данным иском, ссылаясь на то, что является
   участником  ликвидации последствий аварии на  Чернобыльской  АЭС  в
   1986  -  1988 годах, инвалидом 2 группы по заболеванию, полученному
   при   выполнении   работ  по  ликвидации  последствий   аварии   на
   Чернобыльской  АЭС.  В  соответствии с  Законом  РФ  "О  социальной
   защите   граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации   вследствие
   катастрофы   на   Чернобыльской  АЭС"  ответчик   выплачивает   ему
   ежемесячную  компенсацию на приобретение продовольственных  товаров
   и   ежегодную   компенсацию  за  вред  здоровью.  М.   просил   суд
   проиндексировать   указанные   выплаты   с   1   июля   2000   года
   пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, а с  1
   января  2003  года  исходя из роста величины прожиточного  минимума
   для  пенсионеров  по  Ростовской области,  взыскать  недополученную
   ежемесячную  компенсацию на приобретение продовольственных  товаров
   в  сумме 34323 руб. 12 коп., ежегодную денежную компенсацию за вред
   здоровью  в  сумме 6063 руб. 07 коп. Также М. просил  суд  взыскать
   пени   за   несвоевременную  выплату  ежемесячной  компенсации   на
   приобретение  продовольственных товаров и ежегодную компенсацию  за
   вред здоровью в размере 71745 руб. 22 коп.
       Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 мая
   2003 года в удовлетворении исковых требований отказано.
       Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского
   областного  суда  от 25 июня 2003 года решение суда  оставлено  без
   изменения.
       В  надзорной  жалобе М. просит состоявшиеся  по  делу  судебные
   постановления отменить.
       Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22
   апреля   2005   года  М.  восстановлен  процессуальный   срок   для
   обжалования данных судебных постановлений в порядке надзора.
       Определением  судьи Верховного Суда Российской Федерации  от  3
   июня   2005  года  дело  истребовано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации.
       Дело  надлежит  передать для рассмотрения  по  существу  в  суд
   надзорной инстанции - президиум Ростовского областного суда.
       В  соответствии  со  статьей  387 Гражданского  процессуального
   кодекса   РФ   основаниями  для  отмены  или   изменения   судебных
   постановлений  в  порядке надзора являются  существенные  нарушения
   норм материального или процессуального права.
       В  надзорной  жалобе М. указывает на то, что  при  рассмотрении
   дела  судом были допущены существенные нарушения норм материального
   права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.
       В  соответствии  с  частью 3 статьи 5 Закона РФ  "О  социальной
   защите   граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации   вследствие
   катастрофы   на   Чернобыльской  АЭС"   от   15   мая   1991   года
   государственные  пенсии  (в  том  числе  пенсии  по  инвалидности),
   пособия,   компенсации  и  иные  выплаты  гражданам,  установленные
   настоящим   Законом,   подлежат   повышению   в   соответствии    с
   законодательством Российской Федерации.
       Судом   при  разрешении  спора  установлено,  что  М.  является
   участником  ликвидации последствий аварии на  Чернобыльской  АЭС  в
   1986  -  1988 годах, инвалидом 2 группы по заболеванию, полученному
   при   ликвидации  последствий  аварии  на  Чернобыльской   АЭС.   В
   соответствии с пунктом 22 статьи 14 Закона РФ "О социальной  защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы
   на   Чернобыльской   АЭС"   М.  является  получателем   ежемесячной
   компенсации   на  приобретение  продовольственных   товаров   и   в
   соответствии  с  частью 1 статьи 39 указанного Закона  -  ежегодной
   компенсации за вред здоровью.
       Отказывая  в  удовлетворении  исковых  требований  М.  в  части
   индексации      ежемесячной     компенсации     на     приобретение
   продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред  здоровью
   за  период с 1 июля 2000 года по 1 января 2002 года пропорционально
   повышению минимального размера оплаты труда, суд исходил  из  того,
   что  указанные выплаты являются целевыми социальными выплатами,  на
   которые  не распространяется действие Федерального закона  N  82-ФЗ
   от  19  июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" в части
   увеличения    компенсационных    выплат    пропорционально    росту
   минимального размера оплаты труда в 1,581 и 1,515 раза.
       Между  тем,  в  соответствии с частью 3 статьи 5 Закона  РФ  "О
   социальной   защите  граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации
   вследствие  катастрофы  на Чернобыльской АЭС"  (в  редакции  от  24
   ноября  1995  года N 179-ФЗ) предусматривалась защита  от  инфляции
   сумм  возмещения  вреда  в полном размере в  порядке,  определяемом
   законодательством  Российской  Федерации  об  индексации   денежных
   доходов  и  сбережений  граждан,  в  том  числе  на  основе   роста
   минимального размера оплаты труда.
       Поскольку  ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью  и  иные
   компенсации   гражданам,   пострадавшим  вследствие   чернобыльской
   катастрофы,   отличаются  от  каких-либо  обязательных   социальных
   выплат, суд не вправе индексировать данные суммы, начиная с 1  июля
   2000  года  исходя  из  базовой  суммы,  установленной  статьей   4
   Федерального  закона  от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ  "О  минимальном
   размере  оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа
   2000  года  N  122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий  и
   социальных  выплат  в  Российской  Федерации".  Однако  если  такая
   индексация  была произведена фактически, то ее размер  должен  быть
   учтен  при  определении сумм выплат в возмещения вреда здоровью  за
   период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года.
       В  соответствии  с  частью 3 статьи 5 Закона РФ  "О  социальной
   защите   граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации   вследствие
   катастрофы  на  Чернобыльской АЭС" (в редакции от  24  ноября  1995
   года  N  179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года  N
   1799-1  "Об  индексации  денежных доходов и  сбережений  граждан  в
   РСФСР"  (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993  года  N
   2288),  статьей  318 ГК РФ (в редакции, действовавшей  с  1  января
   1995  года  до  29  ноября  2002  года),  допускавшими  возможность
   индексации  ежемесячных  сумм  возмещения  вреда  здоровью  и  иных
   выплат  и компенсаций пропорционально увеличению в централизованном
   порядке  установленного законом минимального размера оплаты  труда,
   суд  вправе  произвести такую индексацию за период с  1  июля  2000
   года  до  1 января 2001 года с учетом величин минимального  размера
   оплаты  труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19  июня
   2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
       Таким   образом,   ежемесячная  компенсация   на   приобретение
   продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред  здоровью
   индексируются   с   применением  коэффициента  роста   минимального
   размера  оплаты  труда  с  1 июля 2000 года,  равного  1,581  (132:
   83,49),  а  с  1  января  2000 года с учетом коэффициента,  равного
   1,515  (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 года  до
   1  июля  2000 года не производилась индексация указанных выплат  на
   основании части 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите  граждан,
   подвергшихся   воздействию   радиации  вследствие   катастрофы   на
   Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года N  179-ФЗ)  и
   статьи  1  Закона  РСФСР  от 24 октября  1991  года  N  1799-1  "Об
   индексации  денежных  доходов  и сбережений  граждан  в  РСФСР"  (в
   редакции  Указа  Президента  РФ от 24 декабря  1993  года  N  2288)
   исходя  из  индекса  роста  потребительских  цен,  определенного  в
   порядке,  предусмотренном  статьей 3  названного  Закона.  Если  же
   такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен  при
   определении данных компенсаций за период с 1 июля 2000  года  по  1
   января 2001 года.
       Отказывая  в  удовлетворении  исковых  требований  М.  в  части
   индексации      ежемесячной     компенсации     на     приобретение
   продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред  здоровью
   за  период с 1 января 2002 года по апрель 2003 года пропорционально
   росту  величины прожиточного минимума для пенсионеров по Ростовской
   области,  суд исходил из того, что они не входят в объем выплат  по
   возмещению  вреда  и  не  подлежат  защите  от  инфляции  наряду  с
   ежемесячными  выплатами  в  возмещение  вреда  здоровью,  поскольку
   размеры данных выплат определены законодательно.
       Частью  3  статьи  5  Закона РФ "О социальной  защите  граждан,
   подвергшихся   воздействию   радиации  вследствие   катастрофы   на
   Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N  31-
   ФЗ)  предусмотрено,  что  размеры выплат  гражданам,  установленные
   настоящим   Законом,  за  исключением  пособий   и   иных   выплат,
   индексация  которых  устанавливается  в  соответствии   с   другими
   федеральными  законами,  ежегодно индексируются  исходя  из  уровня
   инфляции,   устанавливаемого  федеральным  законом  о   федеральном
   бюджете  на  очередной  финансовый  год,  в  порядке,  определяемом
   Правительством Российской Федерации.
       Между  тем,  Постановлением  Конституционного  Суда  Российской
   Федерации   от   19   июня   2002  года   N   11-П   признаны   "не
   соответствующими Конституции Российской Федерации,  ее  статьям  19
   (часть  2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5  Закона
   Российской  Федерации  "О социальной защите  граждан,  подвергшихся
   воздействию  радиации вследствие катастрофы на  Чернобыльской  АЭС"
   (в  редакции  от  12 февраля 2001 года) и части  третьей  статьи  2
   Федерального  закона от 12 февраля 2001 года "О внесении  изменений
   и  дополнений  в  Закон Российской Федерации "О  социальной  защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы
   на  Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку,  поскольку  они,
   устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда  исходя  из
   роста   величины  прожиточного  минимума  в  целом  по   Российской
   Федерации,  не предусматривают при этом такой механизм  индексации,
   которым  обеспечивались бы ее своевременность  и  безусловность,  и
   потому   носят   неопределенный  характер.   Впредь   до   внесения
   соответствующих  изменений  в  действующее  законодательство   суды
   общей  юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе  принимать
   решения  о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской
   катастрофы,  соответствующих  сумм возмещения  вреда  с  учетом  их
   ежегодной   индексации   исходя  из  роста  величины   прожиточного
   минимума в субъекте Российской Федерации".
       Таким   образом,  с  учетом  приведенных  выше  норм,  в  объем
   возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы  на
   Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации входят ежемесячные  суммы
   возмещения  вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные  выплаты,
   предусмотренные  Законом  РФ  от 15 мая  1991  года  N  1244-1,  за
   исключением   выплат,   индексация   которых   устанавливается    в
   соответствии с другими федеральными законами. Выплаты  же  денежных
   компенсаций  на приобретение продовольственных товаров и  ежегодных
   компенсаций за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи  14  и
   частью 1 статьи 39 указанного Закона соответственно.
       Вместе  с  тем,  индексация данных выплат другими  федеральными
   законами не установлена.
       Эти  доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело  вместе  с
   надзорной  жалобой  М. и настоящим определением  следует  направить
   для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
       На    основании   изложенного,   руководствуясь   статьей   384
   Гражданского процессуального кодекса РФ,
   
                              определил:
   
       дело  по  иску М. к МУСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону,
   муниципальному   казначейству   г.   Ростова-на-Дону,    Управлению
   Федерального  казначейства  по  Ростовской  области   о   взыскании
   задолженности   по   ежемесячной   компенсации   на    приобретение
   продовольственных товаров и ежегодной компенсации  вреда  здоровью,
   индексации указанных выплат направить для рассмотрения по  существу
   в президиум Ростовского областного суда.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                         А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное