ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2006 г. N 8599/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Витрянского В.В., Вышняк
Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева
В.Н., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества
"Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская
железная дорога" о пересмотре в порядке надзора решения
Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2006 по делу N А53-
29603/2005-С6-27 и постановления Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 10.05.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские
железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная
дорога" - Волкова О.В., Гулимова Е.Б., Исмаилова К.А., Колодко
С.А., Полехин Д.М.;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской
области - Куцко М.В., Пименов С.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В. и объяснения
представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил
следующее.
Постановлениями администрации Ростовской области от 26.02.2002
N 69 и от 23.04.2002 N 184 федеральному государственному
унитарному предприятию "Северо-Кавказская железная дорога" (в
настоящее время - филиал "Северо-Кавказская железная дорога"
открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
далее - общество) была реструктурирована задолженность по налогу
на прибыль в части, уплачиваемой в областной бюджет, а именно:
16552000 рублей задолженности, 110535000 рублей пеней и штрафов, в
которые было включено 44476754 рубля 4 копейки дополнительных
платежей.
В соответствии с пунктом 6 постановления администрации
Ростовской области от 26.02.2002 N 69 "О реструктуризации
задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта
по налогам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам
перед областным бюджетом" организации федерального
железнодорожного транспорта имеют право произвести досрочное
погашение задолженности.
При погашении реструктурируемой задолженности по налогам и
сборам в течение четырех лет и полном и своевременном внесении
текущих налоговых платежей в течение четырех лет после принятия
решения о реструктуризации производится полное списание долга по
пеням и штрафам. Списание реструктурированной задолженности по
пеням и штрафам производится налоговым органом по месту учета
организации (месту нахождения организации) в установленном
порядке.
Общество досрочно погасило задолженность по налогам и сборам, в
связи с чем решением Управления Федеральной налоговой службы по
Ростовской области (далее - налоговый орган) от 27.05.2005 N 1
произведено списание задолженности по пеням.
Общество обратилось в налоговый орган с просьбой сообщить о
сроке принятия решения о списании 44479754 рублей 4 копеек
задолженности перед областным бюджетом по налогу на прибыль в
части учетной ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации (дополнительных платежей).
Налоговый орган письмом от 17.10.2005 отказал заявителю в
принятии решения о списании задолженности по платежам в областной
бюджет в части дополнительных платежей, указывая, что законность
взыскания дополнительных платежей с налогоплательщика подтверждена
определением Конституционного Суда Российской Федерации от
13.11.2001 N 225-О.
Считая бездействие налогового органа незаконным, общество
обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о
признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося
в невыполнении порядка списания реструктурированной задолженности
по пеням и штрафам, а также об обязании налогового органа
полностью исполнить график списания.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2006 заявленные
требования оставлены без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановлением от 10.05.2006 судебный акт оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды исходили
из того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль по своим
признакам не относятся ни к основной задолженности по налогу на
прибыль, ни к задолженности по пеням и штрафам.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество
просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами
норм права, и принять новое решение об удовлетворении заявленного
им требования.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него, выступлениях присутствующих в заседании представителей
участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление общества
подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" предприятия, являющиеся плательщиками авансовых
взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога,
исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей
налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на
прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого
квартала, полугодия, девяти месяцев (отчетные периоды) и года
(налоговый период).
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет по
отчетному периоду (авансовый взнос), определяется
налогоплательщиком с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически
полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший
квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки
рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Правительством Российской Федерации было принято Постановление
от 25.12.2001 N 890 "О реструктуризации задолженности организаций
федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а
также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед
федеральным бюджетом", в состав которой, соответственно, вошли и
дополнительные платежи по налогу на прибыль.
В период принятия налоговым органом решения о предоставлении
предприятию права на реструктуризацию задолженности
правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов,
рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты
бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в
соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской
Федерации.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от
13.11.2001 N 225-О, на которое ссылаются суды первой и
кассационной инстанций, не следует, что сумма процентов,
начисляемая на разницу между суммой налога, исчисленной по
фактической прибыли, и авансовыми (дополнительными) платежами,
относится к основной задолженности по налогам и сборам.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2003 по
делу N А53-9939/2003-С6-27, оставленным без изменения
постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского
округа от 09.02.2004, решения налоговой инспекции от 13.05.2003 N
1/2, от 02.06.2003 N 25.1 и N 10-4-5/219-2000/1 о внесении
изменений в решение о реструктуризации задолженности от 31.08.2000
N 10-4-5/219-2000 и письма инспекции от 03.06.2003 N 9749/5 и от
04.06.2003 N 9900/5 признаны недействительными.
Следовательно, график реструктуризации задолженности,
утвержденный на основании постановления администрации Ростовской
области от 23.04.2002 N 184 "О проведении реструктуризации
задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта
по налогам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам
перед областным бюджетом", после признания в судебном порядке
оспариваемых решений и писем недействительными должен быть
исполнен налоговым органом в полном объеме, в том числе в части
списания дополнительных платежей по налогу на прибыль.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2006 по
делу N А53-29603/2005-С6-27 и постановление Федерального
арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2006 по тому
же делу отменить.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной
налоговой службы по Ростовской области, выразившееся в отказе
налогоплательщику списать реструктурированную задолженность по
дополнительным платежам по налогу на прибыль.
Обязать налоговый орган списать 44476754 рубля 4 копейки
реструктурированной задолженности по дополнительным платежам по
налогу на прибыль.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|