Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.11.2006 N 3-Г06-12 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИГОРНОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" ОТ 06.03.2006 N 3-РЗ В РЕД. ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 11.05.2006 N 40-РЗ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ УСТАНОВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ИГОРНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗАКОНОМ СУБЪЕКТА РФ ПРОТИВОРЕЧИТ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 29 ноября 2006 года
   
                                                       Дело N 3-Г06-12
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                           Емышевой В.А.,
       судей                                          Меркулова В.П.,
                                                       Соловьева В.Н.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО
   "Премьер-Фильм",     ООО     "Глобайл    Гейм",     индивидуального
   предпринимателя   Ш.   о   признании  противоречащим   федеральному
   законодательству   и  недействующим  Закона  Республики   Коми   "О
   размещении  объектов  игорного  бизнеса  на  территории  Республики
   Коми"  от  6  марта  2006 года N 3-РЗ в редакции Закона  Республики
   Коми   от   11  мая  2006  года  N  40-РЗ  и  заявлению   Рекламно-
   информационного производственного кооператива "Блеск"  о  признании
   противоречащими  федеральному законодательству и недействующими  п.
   1  ст.  2;  п.  2 ст. 2 в части слов "в жилых домах, на  рынках,  в
   зданиях вокзалов, в учреждениях культуры"; п. 2 ст. 2 в части  слов
   "спортивно-оздоровительных учреждений"; п. п. 3,  4  ст.  2  Закона
   Республики   Коми  "О  размещении  объектов  игорного  бизнеса   на
   территории Республики Коми" от 6 марта 2006 года N 3-РЗ в  редакции
   Закона Республики Коми от 11 мая 2006 года N 40-РЗ,
       по  кассационной жалобе Государственного Совета Республики Коми
   на  решение  Верховного Суда Республики Коми от  12  сентября  2006
   года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Меркулова  В.П.,  объяснения представителя Рекламно-информационного
   производственного кооператива "Блеск", ООО "Глобайл Гейм"  Чукловой
   М.В.,   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры  Российской
   Федерации  Степановой  Л.Е.  об отмене решения  в  части,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       ООО    "Премьер-Фильм",   ООО   "Глобайл    Гейм",    Рекламно-
   информационный     производственный    кооператив     "Блеск"     и
   индивидуальный  предприниматель  Ш.  обратились  в  Верховный   Суд
   Республики   Коми   с   заявлениями  о   признании   противоречащим
   федеральному  законодательству  и недействующим  Закона  Республики
   Коми   "О   размещении  объектов  игорного  бизнеса  на  территории
   Республики  Коми"  от 6 марта 2006 года N 3-РЗ  в  редакции  Закона
   Республики Коми от 11 мая 2006 года N 40-РЗ.
       Рекламно-информационный  производственный  кооператив   "Блеск"
   просил признать недействующими п. 1 ст. 2; п. 2 ст. 2 в части  слов
   "в  жилых  домах,  на  рынках, в зданиях  вокзалов,  в  учреждениях
   культуры";  п.  2  ст.  2  в  части слов "спортивно-оздоровительных
   учреждений"; п. п. 3, 4 ст. 2 Закона Республики Коми "О  размещении
   объектов  игорного  бизнеса  на  территории  Республики  Коми",   а
   остальные  заявители  поставили вопрос  о  признании  недействующим
   того же Закона в полном объеме.
       В   обоснование   своих  требований  заявители   указали,   что
   оспариваемый Закон принят с превышением предоставленных  Республике
   Коми   полномочий,  незаконно  ограничивает  свободу  экономической
   деятельности    и    нарушает   права   и   свободы    организаций,
   осуществляющих   деятельность   по   организации    и    содержанию
   тотализаторов и игорных заведений.
       Решением  Верховного Суда Республики Коми от 12  сентября  2006
   года  постановлено:  заявления  ООО "Премьер-Фильм",  ООО  "Глобайл
   Гейм",   Рекламно-информационного   производственного   кооператива
   "Блеск"   и   индивидуального  предпринимателя   Ш.   удовлетворить
   частично  и  признать противоречащими федеральному законодательству
   и  не  действующими со дня вступления решения суда в законную  силу
   п.  п.  2  и 4 ст. 2; ст. 3; п. 2 ст. 4 Закона Республики  Коми  "О
   размещении  объектов  игорного  бизнеса  на  территории  Республики
   Коми"  от  6  марта  2006 года N 3-РЗ в редакции Закона  Республики
   Коми от 11 мая 2006 года N 40-РЗ.
       Сообщение   о   решении   в  части  признания   противоречащими
   федеральному  законодательству и не действующими со дня  вступления
   решения суда в законную силу п. п. 2 и 4 ст. 2; ст. 3; п. 2  ст.  4
   Закона  Республики Коми "О размещении объектов игорного бизнеса  на
   территории Республики Коми" от 6 марта 2006 года N 3-РЗ в  редакции
   Закона  Республики  Коми  от  11  мая  2006  года  N  40-РЗ   после
   вступления  решения суда в законную силу подлежит  опубликованию  в
   газете "Республика".
       В  удовлетворении  остальной части  заявленных  требований  ООО
   "Премьер-Фильм",   ООО   "Глобайл  Гейм",  Рекламно-информационному
   производственному    кооперативу    "Блеск"    и    индивидуальному
   предпринимателю Ш. - отказать.
       В  кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения  ввиду
   существенных нарушений норм материального и процессуального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
       Согласно  п.  2  ст.  2 Закона Республики  Коми  "О  размещении
   объектов  игорного  бизнеса на территории  Республики  Коми"  от  6
   марта 2006 года N 3-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 11  мая
   2006  года N 40-РЗ объекты игорного бизнеса не могут быть размещены
   в  жилых  домах,  на  рынках,  в зданиях  вокзалов,  в  учреждениях
   культуры,  в  зданиях  действующих образовательных,  медицинских  и
   спортивно-оздоровительных  учреждений,  в  зданиях   и   помещениях
   организаций,   осуществляющих   культовую   и   иную    религиозную
   деятельность.  Запрещается  размещение  и  использование   объектов
   игорного бизнеса вне помещений игорных заведений и тотализаторов.
       В  п.  4 ст. 2 указанного Закона запрещается допуск в помещения
   игорных  заведений  и  тотализаторов лиц, не  достигших  18-летнего
   возраста,   а  также  лиц,  находящихся  в  состоянии  алкогольного
   опьянения или наркотического опьянения.
       Статья  3  вышеназванного Закона устанавливает  ответственность
   лиц   виновных   в  нарушении  настоящего  Закона,  предусмотренную
   федеральным законодательством и законодательством Республики Коми.
       Пунктом  2  ст.  4  Закона  Республики  Коми  установлено,  что
   размещение   действующих   объектов   игорного   бизнеса   подлежит
   приведению  в  соответствие  с  положениями  настоящего  Закона   в
   течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
       Судом сделан правильный вывод о том, что п. п. 2 и 4 ст. 2; ст.
   3;  п.  2  ст.  4  Закона  Республики Коми "О  размещении  объектов
   игорного  бизнеса на территории Республики Коми" от  6  марта  2006
   года  N 3-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 11 мая 2006  года
   N 40-РЗ противоречат федеральному законодательству.
       Анализ  ст.  ст. 3, 5, 17 Федерального закона "О лицензировании
   отдельных  видов деятельности" от 8 августа 2001 года  N  128-ФЗ  с
   последующими  изменениями и дополнениями в совокупности  с  нормами
   Постановления  Правительства РФ от 15  июля  2002  года  N  525  "О
   лицензировании   деятельности   по   организации    и    содержанию
   тотализаторов  и  игорных  заведений" свидетельствует  о  том,  что
   вопросы  лицензирования  деятельности по организации  и  содержанию
   тотализаторов  и  игорных  заведений  и  установления  лицензионных
   требований   и   условий  в  отношении  данного  вида  деятельности
   отнесены  к  предмету ведения Российской Федерации, что нашло  свое
   разрешение    в   вышеназванном   акте   Правительства   Российской
   Федерации,  в связи с чем субъекты Российской Федерации  не  вправе
   осуществлять в этой области собственное правовое регулирование.
       Доводы,   изложенные  в  кассационной  жалобе,  не  опровергают
   выводов суда.
       Довод  кассационной жалобы о том, что объекты игорного бизнеса,
   находящиеся вне помещений, не подпадают под лицензионные условия  и
   требования,  определенные Положением о лицензировании  деятельности
   по  организации  и  содержанию тотализаторов и  игорных  заведений,
   утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002  N  525,
   является необоснованным.
       В  соответствии  со  ст.  ст.  2,  17  Федерального  закона  "О
   лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа  2001  г.
   N  128-ФЗ  под  лицензируемым  видом  деятельности  понимается  вид
   деятельности,  на  осуществление которого на территории  Российской
   Федерации  требуется получение лицензии в соответствии с  настоящим
   Федеральным законом.
       К  лицензируемым  видам деятельности отнесены  деятельность  по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том  числе  с
   использованием  игровых  столов и иного  игрового  оборудования,  в
   помещениях  казино (деятельность казино), а также  деятельность  по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том  числе  с
   использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).
       В  соответствии  с  ч.  2  ст. 364 Налогового  кодекса  РФ  под
   организатором   игорного  заведения,  в  том   числе   букмекерской
   конторы,      понимается     организация     или     индивидуальный
   предприниматель,  которые  осуществляют в  сфере  игорного  бизнеса
   деятельность  по организации азартных игр, за исключением  азартных
   игр на тотализаторе.
       Таким    образом,    деятельность   юридического    лица    или
   индивидуального предпринимателя, связанная с получением  доходов  в
   виде  выигрыша  и (или) платы за проведение азартных  игр  и  (или)
   пари,   подлежит   лицензированию.  При  этом,   отнесение   данной
   деятельности  к  лицензируемому виду  деятельности  не  может  быть
   поставлено  в  зависимость  от  проведения  указанной  деятельности
   (связанной  с получением доходов в виде выигрыша и (или)  платы  за
   проведение  азартных  игр  и  (или)  пари)  в  помещении  либо  вне
   помещения.
       Письмо  Федеральной антимонопольной службы РФ от  26.12.2005  N
   АК/19277  "О рекламе азартных игр и игорных заведений" имеет  целью
   разъяснение  оснований  для  привлечения  к  ответственности   лиц,
   нарушающих  Закон  "О рекламе", данный нормативно-правовой  акт  не
   регулирует вопросы лицензирования.
       Довод   кассационной   жалобы  о  непротиворечии   федеральному
   законодательству  ч. 4 ст. 2 Закона Республики Коми  "О  размещении
   объектов  игорного  бизнеса не территории Республики  Коми"  нельзя
   признать  обоснованным, поскольку регулирование предпринимательской
   деятельности   в  области  игорного  бизнеса  может  осуществляться
   только методами лицензирования.
       Закон  РФ  "О  лицензировании отдельных видов  деятельности"  в
   соответствии  с Конституцией РФ и ГК РФ установил ограничения  прав
   на   осуществление  предпринимательской  деятельности   в   области
   игорного  бизнеса,  предусмотрев, что  игорная  деятельность  может
   осуществляться  исключительно с соблюдением требований  и  условий,
   содержащихся в положениях о лицензировании.
       При  осуществлении предпринимательской деятельность  в  области
   игорного   бизнеса  подлежат  применению  только  те   ограничения,
   которые    установлены   положениями   о   лицензировании   игорной
   деятельности.
       Положение о лицензировании не содержит требований (ограничений)
   в   отношении  осуществления  предпринимательской  деятельности   в
   области   игорного  бизнеса,  установленных  ч.  4  ст.  2   Закона
   Республики   Коми  "О  размещении  объектов  игорного  бизнеса   на
   территории Республики Коми".
       Установив   дополнительные,   не  предусмотренные   федеральным
   законодательством,  условия и требования для организаторов  игорных
   заведений  в  виде  обязанности не допускать  в  помещения  игорных
   заведений и тотализаторов лиц, не достигших 18-летнего возраста,  а
   также  лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического
   опьянения,  нарушаются требования ст. 1 ГК РФ, ст.  55  Конституции
   РФ,  ст.  ст.  3  и  4 Закона о лицензировании, нормы  Положения  о
   лицензировании.
       Нормы  ст.  3  Закона  Республики  Коми,  являясь  отсылочными,
   устанавливают   ответственность,   ранее   уже   установленную   на
   федеральном уровне.
       В   силу  п.  4  Положения  о  лицензировании  деятельности  по
   организации   и   содержанию  тотализаторов  и  игорных   заведений
   лицензионные  требования  и условия при осуществлении  деятельности
   по  организации  и содержанию объектов игорного бизнеса  определяют
   ограничительные меры по их размещению.
       За  осуществление предпринимательской деятельности с нарушением
   условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)  ч.  3
   ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.
       В  соответствии  с  п.  3  ч. 1 ст.  1.3.  КоАП  РФ  к  ведению
   Российской     Федерации    в    области    законодательства     об
   административных     правонарушениях     относится     установление
   административной  ответственности по вопросам, имеющим  федеральное
   значение,   в   том   числе  административной  ответственности   за
   нарушение  правил,  норм, предусмотренных федеральными  законами  и
   иными нормативно-правовыми актами РФ.
       В  соответствии  со  ст.  ст. 12, 13  Закона  о  лицензировании
   контроль  за  соблюдением  лицензиатом  лицензионных  требований  и
   условий   осуществляется  лицензирующим  органом  в  пределах   его
   компетенции. Только лицензирующий орган, к которым органы  местного
   самоуправления  не  относятся,  вправе  приостанавливать   действие
   лицензии   лишь   в   случае   выявления  лицензирующими   органами
   неоднократных   нарушений   или   грубого   нарушения   лицензиатом
   лицензионных требования и условий.
       Данные  нормы  также  свидетельствует о  том,  что  федеральный
   законодатель, устанавливая ответственность за указанные  нарушения,
   отнес  этот  вопрос к ведению Российской Федерации  и  урегулировал
   его.
       Суд    проанализировал   нормы   правовых   актов,   подлежащих
   применению,    правильно    сопоставил    предмет    регулирования,
   компетенцию  государственных органов, сферу  действия  оспариваемых
   актов и федерального законодательства.
       Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос  в
   кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Коми от  12  сентября  2006
   года  оставить  без изменения, кассационную жалобу Государственного
   Совета Республики Коми - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
Разное