Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 05.12.2006 N 10855/06 ПО ДЕЛУ N А40-57696/05-115-367 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ НЕНОРМАТИВНОГО АКТА НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЧАСТИ ОТКАЗА В ВОЗМЕЩЕНИИ НДС ПО НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ 0 ПРОЦЕНТОВ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ЗАЯВИТЕЛЕМ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЕННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 5 декабря 2006 г. N 10855/06
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Витрянского  В.В.,  Вышняк Н.Г.,  Горячевой  Ю.Ю.,  Исайчева
   В.Н.,  Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Першутова  А.Г.,  Слесарева
   В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел  заявление общества с ограниченной  ответственностью
   "Торгово-закупочная  кремниевая компания" о  пересмотре  в  порядке
   надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда  от
   13.02.2006 по делу N А40-57696/05-115-367 Арбитражного суда  города
   Москвы  и  постановления Федерального арбитражного суда Московского
   округа от 18.05.2006 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от   заявителя   -  общества  с  ограниченной  ответственностью
   "Торгово-закупочная кремниевая компания" - Комарова А.А.,  Поманина
   И.В.;
       от Инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по городу Москве
   - Журин С.Б., Шувалова Т.В.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Горячевой  Ю.Ю.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Общество  с  ограниченной ответственностью  "Торгово-закупочная
   кремниевая  компания" (далее - общество) обратилось  в  Арбитражный
   суд   города  Москвы  с  заявлением  о  признании  недействительным
   решения  Инспекции  Федеральной налоговой службы  N  36  по  городу
   Москве  (далее - инспекция) от 25.08.2005 N 1567/ОКП-4/69  в  части
   отказа  в  возмещении 233785 рублей налога на добавленную стоимость
   по  налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за  апрель
   2005 года.
       Решением   Арбитражного  суда  города  Москвы   от   02.12.2005
   заявленное требование удовлетворено.
       Постановлением  Девятого арбитражного  апелляционного  суда  от
   13.02.2006    решение   суда   первой   инстанции    отменено,    в
   удовлетворении требования обществу отказано.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа  постановлением
   от  18.05.2006  постановление суда апелляционной инстанции  оставил
   без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке надзора  постановлений  судов
   апелляционной  и  кассационной инстанций общество  просит  отменить
   эти  судебные  акты,  ссылаясь на нарушение судами  единообразия  в
   толковании  и  применении  статей 88, 165,  171  и  172  Налогового
   кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
       В  отзыве  на  заявление инспекция просит оставить оспариваемые
   судебные   акты   без  изменения  как  соответствующие   налоговому
   законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   участвующих в деле лиц, Президиум считает, что постановления  судов
   апелляционной  и  кассационной инстанций подлежат  отмене,  решение
   суда  первой  инстанции  - оставлению без  изменения  по  следующим
   основаниям.
       Общество представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу
   на  добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель
   2005 года и документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса.
       В  названной декларации обществом заявлено к налоговому  вычету
   233785   рублей   налога  на  добавленную  стоимость,   уплаченного
   поставщикам  при  приобретении товаров, впоследствии  реализованных
   на экспорт.
       По  результатам камеральной проверки этой декларации инспекцией
   принято  решение от 25.08.2005 N 1567/ОКП-4/69, которым  применение
   обществом  налоговой  ставки 0 процентов  по  операциям  реализации
   товаров  на  экспорт признано правомерным, в возмещении  заявленной
   суммы налоговых вычетов отказано.
       В  качестве  единственного  основания  к  отказу  в  применении
   налоговых  вычетов  инспекция указала на непредставление  обществом
   одновременно    с   декларацией   счетов-фактур    и    документов,
   подтверждающих приобретение товаров и уплату налога на  добавленную
   стоимость  поставщикам. По мнению инспекции,  непредставление  этих
   документов   исключает  возможность  подтверждения   обоснованности
   применения обществом налоговых вычетов.
       Не   согласившись  с  решением  инспекции  в  части  отказа   в
   возмещении 233785 рублей налога на добавленную стоимость,  общество
   обратилось   в  Арбитражный  суд  города  Москвы  с  заявлением   о
   признании его в названной части недействительным.
       Удовлетворяя   требование  общества,   суд   первой   инстанции
   обосновал  свое  решение тем, что правило  статьи  172  Кодекса  об
   осуществлении   налоговых   вычетов  на   основании   счетов-фактур
   относится к расчету вычетов самим налогоплательщиком. Документы  по
   экспортным   операциям,   обязанность   по   направлению    которых
   одновременно  с  декларацией в налоговый орган установлена  статьей
   165  Кодекса,  обществом  в  инспекцию представлены.  Документы  по
   операциям   с  поставщиками,  формирующим  налоговые  вычеты,   при
   проведении  камеральной налоговой проверки инспекция у общества  не
   истребовала.
       При  таких  обстоятельствах суд первой инстанции  счел  решение
   инспекции  об  отказе  обществу в применении налоговых  вычетов  не
   соответствующим налоговому законодательству.
       Отменяя  решение суда первой инстанции и отказывая  обществу  в
   удовлетворении требования, суд апелляционной инстанции  исходил  из
   того,  что  налоговый орган вправе отказать в возмещении налога  на
   сумму  вычетов,  не подтвержденных налогоплательщиком  документами,
   предусмотренными  пунктом  1 статьи 172  Кодекса.  По  мнению  суда
   апелляционной инстанции, системное толкование статей 88, 172 и  176
   Кодекса  позволяет  прийти к выводу о наличии  у  налогоплательщика
   обязанности   одновременно  с  декларацией  (а  не  по   требованию
   налогового   органа)   представлять  для   проведения   камеральной
   налоговой  проверки документы по взаимоотношениям  с  поставщиками,
   указанные  в  пункте 1 статьи 172 Кодекса. Нарушив эту обязанность,
   общество   не   реализовало  в  установленном  порядке   право   на
   применение  налоговых  вычетов, в связи с чем  не  имеет  права  на
   возмещение налога.
       Выводы   суда   апелляционной   инстанции   поддержаны    судом
   кассационной инстанции.
       Между тем названными судами не учтено следующее.
       Статьей    165    Кодекса   определен   перечень    документов,
   представление  которых  в  налоговый  орган  является   необходимым
   условием    для   подтверждения   им   обоснованности    применения
   налогоплательщиком  налоговой  ставки  0  процентов  по  налогу  на
   добавленную стоимость и налоговых вычетов по экспортным операциям.
       Такие  документы  обществом  в инспекцию  представлены,  о  чем
   свидетельствует   решение  инспекции  о  подтверждении   применения
   обществом  налоговой  ставки 0 процентов по налогу  на  добавленную
   стоимость  по  экспортным  операциям.  При  рассмотрении  дела  это
   обстоятельство не оспаривалось.
       В  соответствии с положениями главы 21 Кодекса расчет налога на
   добавленную  стоимость, подлежащего внесению  в  бюджет  по  итогам
   налогового      периода,     осуществляется      налогоплательщиком
   самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета  и  счетов-
   фактур.
       Определяя сумму налога к уплате, налогоплательщик в силу пункта
   1  статьи  171  Кодекса имеет право уменьшить общую  сумму  налога,
   исчисленную   в   соответствии   со   статьей   166   Кодекса,   на
   установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
       Порядок  применения  налоговых вычетов  определен  статьей  172
   Кодекса.   Согласно  пункту  1  данной  статьи  налоговые   вычеты,
   предусмотренные  статьей  171 Кодекса,  производятся  на  основании
   счетов-фактур,    выставленных    продавцами    при    приобретении
   налогоплательщиком   товаров   (работ,   услуг),   и    документов,
   подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
       Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса,
   только  суммы налога, предъявленные налогоплательщику и  уплаченные
   им   при   приобретении  товаров  (работ,  услуг)  либо  фактически
   уплаченные   им   при   ввозе  товаров  на  таможенную   территорию
   Российской  Федерации,  после принятия на  учет  указанных  товаров
   (работ,   услуг)   с  учетом  особенностей,  предусмотренных   этой
   статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
       Требования  к счетам-фактурам, которые могут служить основанием
   для  принятия  покупателями  к вычету сумм  налога  на  добавленную
   стоимость,   уплаченных  за  товары  (работы,  услуги),  определены
   статьей 169 Кодекса.
       Таким   образом,  правило  пункта  1  статьи  172  Кодекса   об
   осуществлении   налоговых   вычетов  на   основании   счетов-фактур
   означает,   что  налогоплательщик  вправе  отразить  к   вычету   в
   налоговой  декларации суммы налога на добавленную стоимость  только
   по   счетам-фактурам,  отвечающим  установленным   требованиям,   а
   налоговый  орган  вправе  проверить  соблюдение  налогоплательщиком
   этих  требований  с  учетом положений, регламентирующих  проведение
   налоговых   проверок,   и   отказать   в   вычетах,   произведенных
   налогоплательщиком в нарушение правил Кодекса.
       В силу статьи 165 Кодекса при реализации товаров на экспорт для
   подтверждения   обоснованности  применения   налоговой   ставки   0
   процентов  и  налоговых  вычетов в налоговые органы  представляются
   названные   в  этой  статье  документы,  относящиеся  к  экспортным
   операциям.
       Правила  главы 21 Кодекса, в том числе регламентирующие порядок
   подачи   налоговых  деклараций  (статьи  174,  176   Кодекса),   не
   устанавливают   обязанности   налогоплательщиков   одновременно   с
   налоговой  декларацией  представлять в  налоговый  орган  первичные
   документы, обосновывающие налоговые вычеты. Этот вопрос  отражен  в
   постановлениях  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации от 19.10.2004 N 4356/04, от 14.12.2004 N 3521/04.
       Таким  образом, толкование судами апелляционной и  кассационной
   инстанций  положений  главы  21  Кодекса  не  отвечает  буквальному
   содержанию  и  смыслу  этих  норм,  а  также  сложившейся  судебно-
   арбитражной практике их применения.
       Исходя  из абзаца четвертого статьи 88 и статьи 93 Кодекса  при
   проведении  камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать
   у  налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и
   документы,     подтверждающие     правильность     исчисления     и
   своевременность уплаты налогов. Поэтому обязанность  представить  в
   налоговый   орган   документы,  подтверждающие  налоговые   вычеты,
   возникает  у налогоплательщика только при направлении ему налоговым
   органом   соответствующего  требования.  Данная  правовая   позиция
   сформулирована  Президиумом  Высшего Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации  в постановлениях от 06.07.2004 N 2860/04, от  01.11.2005
   N 7131/05, от 20.02.2006 N 12488/05.
       В  рассматриваемом  деле  инспекция не истребовала  у  общества
   документы,  подтверждающие  налоговые  вычеты,  поэтому  у  нее  не
   имелось правовых оснований для отказа обществу в возмещении  налога
   на  добавленную стоимость со ссылкой на непредставление  упомянутых
   документов.
       Следовательно,   в  силу  пункта  1  статьи  304   Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые  судебные
   акты  подлежат  отмене как нарушающие единообразие в  толковании  и
   применении арбитражными судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
                                   
       постановление  Девятого  арбитражного  апелляционного  суда  от
   13.02.2006 по делу N А40-57696/05-115-367 Арбитражного суда  города
   Москвы  и  постановление Федерального арбитражного суда Московского
   округа от 18.05.2006 отменить.
       Решение  Арбитражного  суда  города  Москвы  от  02.12.2005  по
   указанному делу оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
Разное