Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.11.2006 N 56-Г06-46 О ЧАСТИЧНОЙ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.09.2006 И ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТАТЬИ 2 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИГОРНОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" ОТ 13.06.2006 N 373-КЗ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 29 ноября 2006 года
   
                                                      Дело N 56-Г06-46
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  29  ноября   2006   г.
   гражданское  дело по заявлениям прокурора Приморского  края  и  ООО
   "Марилен"  о  признании недействующими отдельных  положений  Закона
   Приморского  края  от  13  июня 2006 г. N  373-КЗ  по  кассационной
   жалобе   Законодательного  Собрания  Приморского  края  на  решение
   Приморского   краевого  суда  от  15  сентября  2006  г.,   которым
   положения  статьи  2,  частей  1  и  2,  пункта  1  в  части   слов
   "...зданиях",  пунктов  2,  3, 4, 5, 8  части  3  статьи  3  Закона
   Приморского края N 373-КЗ от 13 июня 2006 г. "О порядке  размещения
   объектов  игорного бизнеса на территории Приморского края" признаны
   недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
   Макарова,  объяснения представителя ООО "Марилен"  Шеленкова  С.Н.,
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   Гончаровой   Н.Ю.,  полагавшей  решение  суда   в   части   ст.   2
   оспариваемого   Закона  подлежащим  отмене  и  в  этой   же   части
   необходимо  принять  новое  решение  об  отказе  в  требовании  ООО
   "Марилен",  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда
   Российской Федерации
                                   
                              установила:
   
       оспариваемый   заявителями  вышеназванный  Закон   состоит   из
   преамбулы и шести статей.
       Согласно преамбуле настоящий Закон принят в целях защиты прав и
   свобод  граждан  и определяет порядок размещения объектов  игорного
   бизнеса на территории Приморского края.
       Статьей 1 Закона предусмотрено, что для целей настоящего Закона
   под  объектами  игорного бизнеса понимаются  казино,  залы  игровых
   автоматов,  букмекерские  конторы,  тотализаторы  и  иное   игровое
   оборудование.
       В  соответствии  с  п.  1  ст.  2  этого  Закона  хозяйствующие
   субъекты,  осуществляющие  на  основании  лицензии,  полученной   в
   установленном  действующим законодательством порядке,  деятельность
   по  организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе
   с  использованием игровых столов и иного игрового  оборудования,  в
   помещениях   казино   (деятельность  казино)  и   деятельность   по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том  числе  с
   использованием   игрового  оборудования  (кроме  игровых   столов),
   согласовывают  размещение  объектов  игорного  бизнеса  с   органом
   исполнительной     власти    Приморского    края,    уполномоченным
   администрацией Приморского края (далее - уполномоченный  орган).  В
   соответствии  с п. 2 этой же статьи согласование означает  проверку
   соблюдения   требований,  установленных  настоящим   Законом,   при
   размещении  объектов  игорного бизнеса в том помещении,  в  котором
   хозяйствующие  субъекты предполагают разместить  указанный  объект,
   и,  в  случае  выполнения  этих требований,  выдачу  разрешения  на
   размещение  объекта  игорного бизнеса в данном помещении.  Пункт  3
   данной    статьи    предусматривает,   что   проверки    выполнения
   установленных  законодательством требований к  размещению  объектов
   игорного  бизнеса  и выдачу разрешения осуществляет  уполномоченный
   орган.  Перечень документов, необходимых для получения  разрешения,
   порядок  выдачи разрешения о размещении объектов игорного  бизнеса,
   формы  и  сроки  его действия утверждает администрация  Приморского
   края.
       Статья  3  данного Закона устанавливает требования к размещению
   объектов игорного бизнеса.
       1.  Объекты  игорного  бизнеса могут быть  размещены  только  в
   зданиях,  строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального
   строительства.
       2. Не допускается размещение игровых автоматов вне зала игровых
   автоматов.
       3. Запрещено размещение объектов игорного бизнеса:
       1) в жилых зданиях и помещениях;
       2)   на   улицах,  в  том  числе  на  остановках  общественного
   транспорта  и  пешеходных переходах, а также в магазинах,  торговых
   комплексах и рынках;
       3) в почтовых и банковских учреждениях;
       4) в зданиях вокзалов и аэропортов;
       5) в учреждениях культуры и искусства, музеях;
       6) в образовательных и медицинских учреждениях;
       7)  в  учреждениях, осуществляющих культовую и иную религиозную
   деятельность;
       8)  в  зданиях,  в  которых расположены органы  государственной
   власти и органы местного самоуправления.
       4.  Органы  местного самоуправления руководствуются положениями
   настоящей   статьи   при   предоставлении   объектов   капитального
   строительства и выдаче разрешений на строительство.
       Статья  4 устанавливает ответственность за нарушение требований
   настоящего   Закона.   Предусматривает,  что  размещение   объектов
   игорного  бизнеса с нарушением требований настоящего Закона  влечет
   административную   ответственность   в   соответствии   с   Законом
   Приморского   края   от   11  октября  2004   г.   N   142-КЗ   "Об
   административных правонарушениях в Приморском крае".
       Статья  5  предусматривает,  что размещение  объектов  игорного
   бизнеса,   деятельность  которых  начата  до  вступления   в   силу
   настоящего   Закона,   подлежит   приведению   в   соответствие   с
   требованиями  настоящего  Закона в течение  шести  месяцев  со  дня
   вступления его в силу.
       Статья 6 устанавливает вступление Закона в силу по истечении 10
   дней со дня его официального опубликования.
       В  заявлении  прокурора  (окончательная  редакция)  требованием
   указывалось:   признать  противоречащими  закону  и  недействующими
   пункты  2,  3, 4, 5, 8 части 3 статьи 3 данного Закона. Требованием
   ООО  "Марилен"  (окончательная  редакция)  являлось  признание   не
   подлежащими применению и недействующими статьи 2; частей 1 и 2  ст.
   3, п. 1 в части слов "в... зданиях", пунктов 2, 3, 4, 5, 8 части  3
   статьи  3, на основании того, что вопрос ограничений при размещении
   объектов   игорного   бизнеса  является   предметом   регулирования
   федерального     законодательства.     Законодательное     Собрание
   Приморского  края приняло оспариваемые положения нормативного  акта
   с  превышением своих полномочий, так как расширило круг ограничений
   в сфере игрового бизнеса.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       В  кассационной  жалобе Законодательного  Собрания  Приморского
   края  ставится  вопрос об отмене решения суда первой  инстанции  по
   мотиву нарушения норм материального права.
       Проверив  материалы дела и обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная коллегия приходит к следующему.
       Признавая  недействующими положения частей 1 и 2,  пункта  1  в
   части  слов  "...зданиях", пунктов 2, 3, 4, 5, 8 части 3  статьи  3
   областного  Закона, суд обоснованно исходил из того, что отсутствие
   специального  федерального  закона, регулирующего  деятельность  по
   организации  и  проведению азартных игр и пари,  не  означает,  что
   вопросы   размещения   объектов   игорных   заведений   федеральным
   законодательством не разрешены.
       Так,  в  соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона  "О
   лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001  N  128-
   ФЗ,  обеспечение единства экономического пространства на территории
   Российской  Федерации, установление единого порядка  лицензирования
   на   территории  Российской  Федерации,  установление  лицензионных
   требований и условий положениями о лицензировании конкретных  видов
   деятельности    являются    основными   принципами    осуществления
   лицензирования.
       В  целях  обеспечения единства экономического  пространства  на
   территории Российской Федерации Правительство Российской  Федерации
   в  соответствии  с  определенными Президентом Российской  Федерации
   основными  направлениями внутренней политики государства утверждает
   положения   о   лицензировании   конкретных   видов   деятельности,
   определяет     федеральные     органы    исполнительной     власти,
   осуществляющие   лицензирование  конкретных   видов   деятельности,
   устанавливает    виды    деятельности,    лицензирование    которых
   осуществляется органами исполнительной власти субъектов  Российской
   Федерации.
       Перечень  работ  и  услуг  при  осуществлении  деятельности  по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том  числе  с
   использованием  игровых  столов и иного  игрового  оборудования,  в
   помещениях   казино   (деятельность   казино),   деятельности    по
   организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том  числе  с
   использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в  силу
   пункта   2   статьи   17   названного  выше   Федерального   закона
   устанавливается  положениями  о  лицензировании  конкретных   видов
   деятельности.
       Постановлением Правительства Российской Федерации  от  15  июля
   2002  г.  N  525 утверждено Положение о лицензировании деятельности
   по  организации  и  содержанию тотализаторов и  игорных  заведений,
   подпунктом    "б"   пункта   4   которого   запрещено    размещение
   тотализаторов  и  игорных заведений в жилых помещениях,  в  зданиях
   действующих  образовательных и медицинских учреждений,  а  также  в
   зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую  и  иную
   религиозную    деятельность.   Иных    запретов    на    размещение
   тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.
       Разрешение  федеральным  законодательством  вопроса  размещения
   объектов  игорного бизнеса позволило суду сделать правильный  вывод
   о  том, что субъект Российской Федерации, не наделенный федеральным
   законом,  иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации
   правом  регулировать отношения в сфере лицензирования данного  вида
   деятельности,   был   не   вправе   принимать   закон   о   запрете
   осуществления   этой  деятельности  лицами,  имеющими   федеральную
   лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.
       В  силу  указанного,  довод  кассационной  жалобы  о  том,  что
   Положение   о   лицензировании  деятельности   по   организации   и
   содержанию   тотализаторов   и  игорных   заведений,   утвержденное
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 15  июля  2002
   г.   N   525   не  содержит  норм,  устанавливающих,  что  перечень
   требований  и условий для осуществления деятельности по организации
   и  содержанию тотализаторов и игорных заведений является  закрытым,
   а  следовательно,  субъекты Российской Федерации вправе  установить
   дополнительные требования к размещению объектов игорного бизнеса  в
   границах  своих территорий в целях защиты прав и свобод человека  и
   гражданина,   правопорядка,  общественной  безопасности,   является
   несостоятельным  и не может служить основанием к  отмене  судебного
   решения в этой части.
       Что   касается   решения   суда  о   признании   противоречащей
   федеральному   закону  и  недействующей  ст.  2   Закона   области,
   предусматривающей   "Согласование  размещение   объектов   игорного
   бизнеса",   то   оно  в  этой  части  подлежит  отмене,   так   как
   согласование  размещения объектов игорного бизнеса с уполномоченным
   органом исполнительной власти, осуществление которого предписано  в
   соответствии   с   законодательством   Российской    Федерации    и
   законодательством   субъекта   Российской   Федерации,   не   может
   рассматриваться как противоречащее федеральному закону.
       Указанное  согласование означает, что после получения  лицензии
   осуществляется    проверка   уполномоченным   органом    выполнения
   установленных  федеральными Законами,  настоящим  Законом  и  иными
   Законами   Приморского  края  требований  при  размещении   объекта
   игорного  бизнеса в том помещении, в котором хозяйствующие субъекты
   (организация   или  индивидуальный  предприниматель)   предполагают
   разместить   указанный  объект.  При  этом,  перечень   документов,
   необходимых  для получения разрешения, порядок выдачи разрешения  о
   размещении  объектов игорного бизнеса, формы и сроки  его  действия
   утверждаются   администрацией  Приморского  края.   Разрешение   на
   осуществление   игровой  деятельности  в  местах,  не   запрещенных
   Положением  о лицензировании, не носит безусловного характера.  При
   согласовании   мест   размещения  объектов   игорного   бизнеса   с
   уполномоченным   органом  исполнительной  власти,   либо   органами
   местного  самоуправления возможно обнаружение таких  обстоятельств,
   которые  могут исключать осуществление данного вида деятельности  и
   в  тех  местах,  где ее осуществление не запрещено. Таковыми  могут
   быть, например, обстоятельства, создающие угрозу жизни, здоровью  и
   нравственности  граждан,  их  и  организаций,  имуществу,  а  также
   другие  обстоятельства,  нарушающие  права  и  свободы  граждан   и
   организаций.  В таких случаях лицо, которому созданы препятствия  в
   осуществлении  лицензионной деятельности, вправе разрешить  спор  в
   установленном законом порядке.
       При   таких   обстоятельствах  нет   оснований   считать,   что
   согласование  размещения объектов игорного  бизнеса  в  местах,  не
   запрещенных  Положением  о  лицензировании,  относится  к   вопросу
   лицензирования  данного вида деятельности,  а  потому  противоречит
   федеральному    законодательству,    регулирующему     этот     вид
   правоотношений.   Вывод  суда  этой  части  основан   на   неверном
   толковании норм материального права.
       На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК
   РФ,   Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного   Суда
   Российской Федерации
                                   
                              определила:
                                   
       решение  Приморского  краевого суда  от  15  сентября  2006  г.
   отменить  в  части признания недействующей ст. 2 Закона Приморского
   края  от  13  июня 2006 г. N 373-КЗ "О порядке размещения  объектов
   игорного бизнеса на территории Приморского края" и вынести по  делу
   новое  решение,  которым  заявление  ООО  "Марилен"  в  этой  части
   оставить  без  удовлетворения.  В  остальной  части  решение   суда
   оставить без изменения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
Разное