ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2006 года
Дело N 56-Г06-46
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 29 ноября 2006 г.
гражданское дело по заявлениям прокурора Приморского края и ООО
"Марилен" о признании недействующими отдельных положений Закона
Приморского края от 13 июня 2006 г. N 373-КЗ по кассационной
жалобе Законодательного Собрания Приморского края на решение
Приморского краевого суда от 15 сентября 2006 г., которым
положения статьи 2, частей 1 и 2, пункта 1 в части слов
"...зданиях", пунктов 2, 3, 4, 5, 8 части 3 статьи 3 Закона
Приморского края N 373-КЗ от 13 июня 2006 г. "О порядке размещения
объектов игорного бизнеса на территории Приморского края" признаны
недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Макарова, объяснения представителя ООО "Марилен" Шеленкова С.Н.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда в части ст. 2
оспариваемого Закона подлежащим отмене и в этой же части
необходимо принять новое решение об отказе в требовании ООО
"Марилен", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
оспариваемый заявителями вышеназванный Закон состоит из
преамбулы и шести статей.
Согласно преамбуле настоящий Закон принят в целях защиты прав и
свобод граждан и определяет порядок размещения объектов игорного
бизнеса на территории Приморского края.
Статьей 1 Закона предусмотрено, что для целей настоящего Закона
под объектами игорного бизнеса понимаются казино, залы игровых
автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы и иное игровое
оборудование.
В соответствии с п. 1 ст. 2 этого Закона хозяйствующие
субъекты, осуществляющие на основании лицензии, полученной в
установленном действующим законодательством порядке, деятельность
по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе
с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в
помещениях казино (деятельность казино) и деятельность по
организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с
использованием игрового оборудования (кроме игровых столов),
согласовывают размещение объектов игорного бизнеса с органом
исполнительной власти Приморского края, уполномоченным
администрацией Приморского края (далее - уполномоченный орган). В
соответствии с п. 2 этой же статьи согласование означает проверку
соблюдения требований, установленных настоящим Законом, при
размещении объектов игорного бизнеса в том помещении, в котором
хозяйствующие субъекты предполагают разместить указанный объект,
и, в случае выполнения этих требований, выдачу разрешения на
размещение объекта игорного бизнеса в данном помещении. Пункт 3
данной статьи предусматривает, что проверки выполнения
установленных законодательством требований к размещению объектов
игорного бизнеса и выдачу разрешения осуществляет уполномоченный
орган. Перечень документов, необходимых для получения разрешения,
порядок выдачи разрешения о размещении объектов игорного бизнеса,
формы и сроки его действия утверждает администрация Приморского
края.
Статья 3 данного Закона устанавливает требования к размещению
объектов игорного бизнеса.
1. Объекты игорного бизнеса могут быть размещены только в
зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального
строительства.
2. Не допускается размещение игровых автоматов вне зала игровых
автоматов.
3. Запрещено размещение объектов игорного бизнеса:
1) в жилых зданиях и помещениях;
2) на улицах, в том числе на остановках общественного
транспорта и пешеходных переходах, а также в магазинах, торговых
комплексах и рынках;
3) в почтовых и банковских учреждениях;
4) в зданиях вокзалов и аэропортов;
5) в учреждениях культуры и искусства, музеях;
6) в образовательных и медицинских учреждениях;
7) в учреждениях, осуществляющих культовую и иную религиозную
деятельность;
8) в зданиях, в которых расположены органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления руководствуются положениями
настоящей статьи при предоставлении объектов капитального
строительства и выдаче разрешений на строительство.
Статья 4 устанавливает ответственность за нарушение требований
настоящего Закона. Предусматривает, что размещение объектов
игорного бизнеса с нарушением требований настоящего Закона влечет
административную ответственность в соответствии с Законом
Приморского края от 11 октября 2004 г. N 142-КЗ "Об
административных правонарушениях в Приморском крае".
Статья 5 предусматривает, что размещение объектов игорного
бизнеса, деятельность которых начата до вступления в силу
настоящего Закона, подлежит приведению в соответствие с
требованиями настоящего Закона в течение шести месяцев со дня
вступления его в силу.
Статья 6 устанавливает вступление Закона в силу по истечении 10
дней со дня его официального опубликования.
В заявлении прокурора (окончательная редакция) требованием
указывалось: признать противоречащими закону и недействующими
пункты 2, 3, 4, 5, 8 части 3 статьи 3 данного Закона. Требованием
ООО "Марилен" (окончательная редакция) являлось признание не
подлежащими применению и недействующими статьи 2; частей 1 и 2 ст.
3, п. 1 в части слов "в... зданиях", пунктов 2, 3, 4, 5, 8 части 3
статьи 3, на основании того, что вопрос ограничений при размещении
объектов игорного бизнеса является предметом регулирования
федерального законодательства. Законодательное Собрание
Приморского края приняло оспариваемые положения нормативного акта
с превышением своих полномочий, так как расширило круг ограничений
в сфере игрового бизнеса.
По делу постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского
края ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции по
мотиву нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия приходит к следующему.
Признавая недействующими положения частей 1 и 2, пункта 1 в
части слов "...зданиях", пунктов 2, 3, 4, 5, 8 части 3 статьи 3
областного Закона, суд обоснованно исходил из того, что отсутствие
специального федерального закона, регулирующего деятельность по
организации и проведению азартных игр и пари, не означает, что
вопросы размещения объектов игорных заведений федеральным
законодательством не разрешены.
Так, в соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона "О
лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-
ФЗ, обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации, установление единого порядка лицензирования
на территории Российской Федерации, установление лицензионных
требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности являются основными принципами осуществления
лицензирования.
В целях обеспечения единства экономического пространства на
территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации
в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации
основными направлениями внутренней политики государства утверждает
положения о лицензировании конкретных видов деятельности,
определяет федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности,
устанавливает виды деятельности, лицензирование которых
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Перечень работ и услуг при осуществлении деятельности по
организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с
использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в
помещениях казино (деятельность казино), деятельности по
организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с
использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в силу
пункта 2 статьи 17 названного выше Федерального закона
устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля
2002 г. N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности
по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений,
подпунктом "б" пункта 4 которого запрещено размещение
тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях
действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в
зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную
религиозную деятельность. Иных запретов на размещение
тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.
Разрешение федеральным законодательством вопроса размещения
объектов игорного бизнеса позволило суду сделать правильный вывод
о том, что субъект Российской Федерации, не наделенный федеральным
законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида
деятельности, был не вправе принимать закон о запрете
осуществления этой деятельности лицами, имеющими федеральную
лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.
В силу указанного, довод кассационной жалобы о том, что
Положение о лицензировании деятельности по организации и
содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002
г. N 525 не содержит норм, устанавливающих, что перечень
требований и условий для осуществления деятельности по организации
и содержанию тотализаторов и игорных заведений является закрытым,
а следовательно, субъекты Российской Федерации вправе установить
дополнительные требования к размещению объектов игорного бизнеса в
границах своих территорий в целях защиты прав и свобод человека и
гражданина, правопорядка, общественной безопасности, является
несостоятельным и не может служить основанием к отмене судебного
решения в этой части.
Что касается решения суда о признании противоречащей
федеральному закону и недействующей ст. 2 Закона области,
предусматривающей "Согласование размещение объектов игорного
бизнеса", то оно в этой части подлежит отмене, так как
согласование размещения объектов игорного бизнеса с уполномоченным
органом исполнительной власти, осуществление которого предписано в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъекта Российской Федерации, не может
рассматриваться как противоречащее федеральному закону.
Указанное согласование означает, что после получения лицензии
осуществляется проверка уполномоченным органом выполнения
установленных федеральными Законами, настоящим Законом и иными
Законами Приморского края требований при размещении объекта
игорного бизнеса в том помещении, в котором хозяйствующие субъекты
(организация или индивидуальный предприниматель) предполагают
разместить указанный объект. При этом, перечень документов,
необходимых для получения разрешения, порядок выдачи разрешения о
размещении объектов игорного бизнеса, формы и сроки его действия
утверждаются администрацией Приморского края. Разрешение на
осуществление игровой деятельности в местах, не запрещенных
Положением о лицензировании, не носит безусловного характера. При
согласовании мест размещения объектов игорного бизнеса с
уполномоченным органом исполнительной власти, либо органами
местного самоуправления возможно обнаружение таких обстоятельств,
которые могут исключать осуществление данного вида деятельности и
в тех местах, где ее осуществление не запрещено. Таковыми могут
быть, например, обстоятельства, создающие угрозу жизни, здоровью и
нравственности граждан, их и организаций, имуществу, а также
другие обстоятельства, нарушающие права и свободы граждан и
организаций. В таких случаях лицо, которому созданы препятствия в
осуществлении лицензионной деятельности, вправе разрешить спор в
установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах нет оснований считать, что
согласование размещения объектов игорного бизнеса в местах, не
запрещенных Положением о лицензировании, относится к вопросу
лицензирования данного вида деятельности, а потому противоречит
федеральному законодательству, регулирующему этот вид
правоотношений. Вывод суда этой части основан на неверном
толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК
РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 15 сентября 2006 г.
отменить в части признания недействующей ст. 2 Закона Приморского
края от 13 июня 2006 г. N 373-КЗ "О порядке размещения объектов
игорного бизнеса на территории Приморского края" и вынести по делу
новое решение, которым заявление ООО "Марилен" в этой части
оставить без удовлетворения. В остальной части решение суда
оставить без изменения.
|