ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 12.11.97 N 40
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2000 ГОДА
Во исполнение Федерального закона "Об образовании" от 13
января 1996 года N 12-ФЗ и в целях дальнейшего развития системы
образования Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную Программу развития
образования Ленинградской области до 2000 года.
2. Определить руководителем региональной Программы развития
образования Ленинградской области до 2000 года председателя
комитета общего и профессионального образования Найденову З.Г.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований
Ленинградской области разработать и утвердить районные и городские
программы развития образования до 2000 года.
4. Комитету финансов и комитету по экономике и инвестициям
при формировании бюджета на очередной финансовый год
предусматривать расходы на выполнение указанной региональной
программы.
Финансирование осуществлять по мере реализации программы.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на
вице-губернатора Ленинградской области по социальному развитию
Воронцова А.В.
О результатах выполнения программы по итогам 1997 года
доложить в январе 1998 года.
Губернатор
В.Густов
ПАСПОРТ
региональной Программы развития образования
Ленинградской области до 2000 года
Наименование - региональная Программа развития
образования Ленинградской
области до 2000 года
Государственный заказчик - Правительство Ленинградской
области
Фамилия, имя, отчество, - Найденова Зоя Георгиевна,
должность руководителя председатель комитета общего и
программы профессионального образования
Ленинградской области
Исполнители и соисполнители - государственные, муниципальные,
негосударственные учреждения
образования, органы местного
самоуправления
Разработчики программы - комитет общего и
профессионального образования,
органы управления образования,
образовательные учреждения
Ленинградской области, ученые и
методисты Ленинградского
областного института развития
образования и Ленинградского
областного государственного
университета:
--------------¬
¦Радченко П.Я.¦ - председатель
L--------------
комитета общего и
профессионального образования
Ленинградской области
Козлова В.П. - заместитель
председателя комитета общего и
профессионального образования
Ленинградской области, начальник
управления экономики образования
Кошкина В.С. - начальник
управления общего образования,
кандидат педагогических наук
Лисицын С.А. - проректор по
научно-методической работе
Ленинградского областного
института развития образования,
кандидат исторических наук,
доцент
Максимова В.Н. - заместитель
заведующего кафедрой
Ленинградского областного
института развития образования,
доктор педагогических наук
Найденова З.Г. - первый
заместитель председателя
комитета общего и
профессионального образования
Ленинградской области
Сроки и этапы реализации - 1997-2000 годы:
программы
первый этап - 1996-1998 годы;
второй этап - 1998-2000 годы
Основные положения программы - характеристика программы;
состояние и проблемы развития
образования Ленинградской
области;
ведущие идеи и принципы
разработки программы;
структура программы;
образовательные проекты
Система организации контроля - контроль за выполнением
программы осуществляет комитет
общего и профессионального
образования Ленинградской
области и органы местного
самоуправления
Результаты контроля
представляются в Правительство
Ленинградской области и
Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Ленинградской области
от 12.11.97 N 40
(приложение)
ПРОГРАММА
развития образования Ленинградской
области до 2000 года
Санкт-Петербург
1997
1. Характеристики программы
Программа развития образования Ленинградской области до 2000
года (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года
N 12-ФЗ и Федеральной программой развития образования в России.
Разработчики Программы исходили из того, что Ленинградская область
является полноправным субъектом Российской Федерации, а
Правительство Ленинградской области осуществляет региональную
социокультурную политику, направленную на развитие
культурно-образовательного пространства Ленинградской области как
части Северо-Западного региона России. Образование при этом
рассматривается как средство стабилизации и развития всей
региональной общественной системы Ленинградской области, включая
духовную и производственную сферу жизни населения.
Социокультурная региональная политика предусматривает
концентрацию ресурсов при решении приоритетных задач образования
всех социальных слоев населения Ленинградской области с учетом его
многонационального состава, миграции и общих демографических
тенденций развития и расценивает образование как средство
формирования новых социальных отношений в обществе с рыночной
экономикой на данном историческом этапе становления России как
суверенного государства и полноправного партнера в новом мировом
сообществе. Образование наряду с обороной и промышленностью
составляет основу реализации общегосударственной программы
безопасности России.
Под образованием в Программе понимается совокупность всех
образовательных учреждений и органов управления, подведомственных
комитету общего и профессионального образования Ленинградской
области, обеспечивающих непрерывность образования растущего
человека и гарантию его прав на образование путем выбора
соответствующих образовательных программ.
Программа представляет собой нормативный и управленческий
документ, включает социально-педагогический анализ состояния
образования, задачи и направления его развития на ближайшую
перспективу, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное
обеспечение в современных социально-экономических условиях.
Программа является результатом научно-практического и
социально-педагогического проектирования развития образовательной
системы региона. Как межотраслевая она концентрирует деятельность
различных ведомств, общественных и государственных организаций,
призванных осуществлять региональную социокультурную политику.
Программа является основанием для принятия Правительством
Ленинградской области нормативных актов и распорядительных
документов, обеспечивающих необходимые условия для развития
образования, реализации его государственного стандарта и
регионального компонента на всех ступенях непрерывного
образования.
Программа открывает перспективы для целенаправленной
педагогической и управленческой деятельности всех работников
системы образования Ленинградской области, для сотрудничества с
родителями, а также учреждениями социально-педагогической защиты
населения в новых условиях развития общества.
Цель Программы - определить основные стратегические
направления развития образования Ленинградской области до 2000
года, механизмы управления инновационными процессами, возможности
ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур
системы образования в русле задач ее развития и всестороннего
удовлетворения образовательных потребностей жителей области.
Первый этап реализации Программы предполагает разработку
концепции и моделей развития образовательных учреждений,
образовательных систем на уровне территорий, научно-методическое
обеспечение инновационных процессов, опытно-экспериментальную
работу как средство развития системы образования Ленинградской
области.
Второй этап предусматривает внедрение научно-методических
концепций, новых моделей образовательных систем, обеспечение
нормативно-правовыми документами системы образования в едином
культурно-образовательном пространстве Ленинградской области,
диагностический и результативный этап.
2. Состояние и проблемы развития образования
Ленинградской области
Основное достижение развития образования Ленинградской
области в 1991-1996 годах - создание вариативной системы,
предоставляющей жителям возможность выбора образовательной
программы, а в городах - и образовательного учреждения, что стало
возможным в результате целенаправленной инновационной деятельности
образовательных учреждений.
Серьезные изменения претерпевает содержание дошкольного
образования. Так, среди дошкольных образовательных учреждений, а
их в области 661, появились общеразвивающие, компенсирующие, ухода
и присмотра, кратковременного пребывания и комплексные. В
образовательных учреждениях проходят апробацию программы нового
поколения: образовательные, психолого-педагогические,
специализированные. Расширился спектр дополнительных
образовательных услуг. В 496 общеобразовательных школах
используются девять образовательных программ, в том числе базовая,
углубленная, лицейская, гимназическая, компенсирующая. Открыто
более 350 классов с углубленным изучением отдельных предметов, 3
школы с изучением ряда предметов на иностранных языках, 23
профильных класса, 27 комплексов "Школа - детский сад", 38 школ
отрабатывают новые модели обучения и воспитания.
На очередной этап развития вышли сельские школы, составляющие
64 процента всех школ области. Успешно развиваются Рождественская
и Сельцовская аграрные школы, Вартемякская природная школа,
Котельская школа здоровья, школы традиционной русской культуры,
экологической направленности и другие.
Значительно вырос интерес школьников и их родителей к
изучению истории, культуры Ленинградской области и своей малой
Родины. Во Всеволожском, Выборгском, Кингисеппском, Тосненском
районах введены уроки краеведения.
По заявкам учеников и родителей в ряде районов изучаются
вепский, финский и шведский языки.
Изменения в профессиональном образовании вызывают
реформирование учебных заведений, осуществляющих профессиональную
подготовку. В настоящее время в области 18 профессиональных
лицеев, обеспечивающих многоуровневую, ступенчатую образовательную
подготовку специалистов (от рабочего до техника). В них обучаются
9189 человек, что составляет 41,3 процента контингента учебных
заведений начального профессионального образования.
Появились новые типы учебных заведений: техническая школа,
колледж, центр по повышению квалификации или переобучению, что
значительно расширило как образовательную сферу, так и сферу
услуг.
Стала более разнообразной система образования, представленная
8 негосударственными образовательными учреждениями.
Расширился спектр дополнительных образовательных услуг, что
значительно увеличило возможности для одаренных детей, детей с
проблемами развития, социально запущенных подростков, а также
дошкольников, не посещающих детские сады.
В рамках программы "Дети России" усилена
социально-педагогическая защита прав детей, чему также
способствуют создание детских домов семейного типа, открытие новых
муниципальных центров психолого-педагогической реабилитации детей
и подростков, организация психолого-педагогических консультаций,
деятельность валеологической службы.
В области созданы необходимые условия для функционирования
системы непрерывного педагогического образования, позволяющей
совершенствовать педагогическое мастерство учителей, воспитателей.
Сложилась система стимулирования достижений учащихся и творческой
деятельности педагогов: стипендии губернатора особо одаренным
учащимся и студентам, областные конкурсы "Школа года", "Учитель
года", "Студент года".
Важным стимулом профессионального роста, реализации
творческого потенциала является аттестация педагогических и
руководящих кадров.
По состоянию на 1 сентября 1997 года аттестацию прошли 6220
человек (24 процента), в том числе на высшую категорию - 1048
человек, на первую - 2607, на вторую - 2565.
Из руководителей учреждений образования 257 человек (14
процентов) аттестованы как предметники, в том числе 64 человека -
на высшую категорию, 168 - на первую, 25 - на вторую.
Значительно расширились международные контакты как учителей и
учащихся, так и управленцев разного уровня.
Однако в процессе развития образования выявились проблемы,
характерные для региональной системы в целом:
недостаточное учебно-методическое обеспечение инновационных
процессов;
нехватка и старение педагогических кадров;
слабая общественная поддержка образования;
снижение роли воспитательной работы в учреждениях
образования;
снижение общественно полезной и социальной активности детей и
подростков;
увеличение числа детей, не посещающих школу;
частичная утрата традиций работы с родителями и
общественностью.
2.1. Ключевые проблемы образования Ленинградской области,
требующие программного решения
2.1.1. В сфере дошкольного образования:
сохранение сети дошкольных учреждений;
обеспечение вариативности форм, содержания и методов
дошкольного образования;
создание развивающей среды в дошкольном учреждении;
диагностика движения ребенка в образовательном пространстве;
регионализация системы дошкольного образования;
нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования;
создание регулируемого рынка образовательных услуг.
2.1.2. В сфере общего среднего образования:
сохранение государственной сети образовательных учреждений;
расширение сети учреждений инновационных видов;
создание развивающей образовательной среды;
введение государственных образовательных стандартов;
разработка регионального образовательного компонента;
создание модели сельской школы в новых
социально-экономических условиях;
разработка новых педагогических технологий, обеспечивающих
развитие личности школьника;
укрепление и сохранение сети вечерних (сменных) школ.
2.1.3. В сфере дополнительного (внешкольного) образования:
сохранение сети учреждений дополнительного образования;
обновление содержания дополнительного образования;
создание программ и учебно-методических пособий нового
поколения;
создание условий для одаренных детей и детей-инвалидов.
2.1.4. В сфере начального профессионального образования:
сохранение и развитие системы начального профессионального
образования;
обновление содержания образования, введение авторских
программ, новых учебных курсов;
интеграция учебной и внеучебной деятельности;
формирование у учащихся культуры свободного времени;
укрупнение, объединение профессий и специальностей начального
профессионального образования;
учет личных интересов и планов учащихся системы начального
профессионального образования;
создание социологической и информационной службы в сфере
начального профессионального образования;
усиление координации деятельности учреждений начального
профессионального образования с деятельностью служб занятости и
учреждений общего среднего образования.
2.1.5. В сфере педагогического образования:
вариативность получения педагогического образования и
развитие всех типов образовательных учреждений, обеспечивающих
подготовку и переподготовку педагогических кадров;
преемственность педагогического образования;
преемственность высшего образования с предшествующим и
последующими звеньями в системе непрерывного образования;
сочетание условий для получения образования и
профессиональной подготовки специалистов на основе
многоуровневости, отвечающей образовательным потребностям области;
повышение базового общетеоретического, общекультурного уровня
подготовки учителей и воспитателей в педагогических училищах и
колледжах;
разработка вариативных учебных планов и программ в
Ленинградском областном государственном университете, дающих
студенту возможность при многоуровневом обучении выбирать
направление специализации сообразно своим профессиональным
интересам и способностям, с учетом потребностей системы
образования Ленинградской области;
создание совместно с органами управления образованием
программ повышения квалификации и переподготовки учителей области
в Ленинградском областном институте развития образования, которые
предусматривают возможность выбора форм, сроков обучения и
учитывают многообразие образовательной структуры.
2.1.6. В сфере социальной поддержки и реабилитации детей и
подростков:
нормативно-правовое обеспечение охраны и защиты прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сохранение и развитие системы интернатных учреждений, детских
домов, приютов, семейных форм устройства детей, нуждающихся в
государственной помощи;
разработка новых учебных программ и учебных пособий,
технологий обучения для коррекционных образовательных систем;
создание моделей новых типов учреждений социальной защиты
детства;
разработка научно-методических основ социальной и трудовой
адаптации детей и подростков;
формирование сети психолого-педагогических служб помощи детям
и семьям;
совершенствование материально-технической базы интернатных
учреждений;
научно-методическое обеспечение деятельности психологических
и валеологических служб, социальных педагогов;
выявление психофизических и личностных особенностей
воспитанников коррекционных учреждений для оказания им помощи в
выборе профессии;
создание единого банка данных о детях-сиротах, детях,
оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, основными социально-педагогическими задачами
развития образования Ленинградской области до 2000 года являются:
обеспечение многопрофильной разноуровневой и вариативной
системы непрерывного образования в целях максимального и
всестороннего удовлетворения изменяющихся образовательных
потребностей всех социальных слоев населения области;
создание условий для достижения уровня образованности,
соответствующего личностному потенциалу ученика, развития его
индивидуальности и творческих способностей,
социально-педагогической защиты каждого ребенка в изменяющемся
социуме;
использование культурно-исторического наследия каждого района
Ленинградской области и преимуществ близости Санкт-Петербурга как
крупного культурно-исторического и научного центра России в
процессе образования и воспитания жителей области;
интеграция общего и профессионального образования в единую
образовательную систему Ленинградской области в целях
предупреждения отсева и безнадзорности детей и обеспечения
производственно-экономической сферы всех видов собственности
кадрами разного уровня допрофессиональной и начальной
профессиональной подготовки;
обеспечение образовательной системы области педагогическими
кадрами высокой квалификации и необходимой для практики
специализации, стимулирование творческой активности практических
работников.
3. Ведущие идеи и принципы разработки программы
Программа развития образования Ленинградской области
определяет образовательную политику и стратегию развития системы
образования области до 2000 года. Ведущей в Программе является
идея развития, направленная на качественные преобразования системы
образования путем творческой реализации ее внутреннего потенциала
и резервов и эффективного использования ресурсов области.
Качественные преобразования системы образования необходимы в
каждом ее звене: в органах управления, микрорайонах, районах,
городах, селах, во взаимосвязях с социокультурными и
производственно-экономическими организациями.
Развитие системы образования области предполагает наличие
комплексных социокультурных и социально-педагогических программ и
экспериментальных площадок по отработке конкретных концепций и
идей развития образования на уровне города, района, школы. Общими
идеями разработки таких программ и концепций становятся:
повышение в современном обществе социальных функций
образования, его влияния на изменение окружающей социальной среды
в регионе;
усиление опережающего характера развития образования,
формирования у молодого поколения новых способов мышления и
деятельности, необходимых для развития рыночной экономики и новых
производственных отношений;
региональность образования с учетом задач
социально-экономического развития области, ее
территориально-демографических особенностей и на основе принципа
культуросообразности, соответствия традициям народного творчества
и воспитания, преемственности традиций семьи и школы, особенно
сельской школы, воспитания в труде;
гуманизация и гуманитаризация образования, его ориентация на
целостное развитие растущего человека как личности,
индивидуальности, гражданина своей страны, жителя Ленинградской
области и специалиста-профессионала.
"Культура - человек - общество" - это триединая основа
развития образования, его целей и задач, содержания и технологий
обучения, оценки результативности, показателей воспитания.
Развитие выступает как принцип стабильного функционирования
системы образования в условиях нестабильного развития общества.
Стратегия устойчивого развития системы образования и человека
(ученика и учителя) в этой системе, отраженная в Программе,
ориентирована на качественные преобразования центрального звена
системы образования области - массовой общеобразовательной школы.
В результате реализации Программы общеобразовательная школа
должна стать школой знаний и школой культуры, школой развития и
школой общения, школой творчества и школой традиций, школой
здорового образа жизни и школой жизни человека.
Достижение таких качественных показателей развития возможно
путем приближения школы к жизни каждого района области, к его
социально-экономическим проблемам, включения учащихся в их
практическое решение, использования краеведческого материала как
источника содержания образования.
В результате реализации Программы новая школа должна иметь и
нового учителя, учителя образовательной области знания,
учителя-воспитателя и учителя-психолога, учителя-новатора и
учителя жизни.
Такие качественные характеристики учитель может получить в
результате реформации непрерывного педагогического образования,
интеграции специальных и психолого-педагогических дисциплин,
переподготовки в целях овладения дополнительными и
интегрированными специальностями.
В результате реализации Программы новая школа получит
возможность выпускать в жизнь человека новой формации, способного:
адаптироваться и самореализоваться в изменяющемся общества, в
условиях Ленинградской области;
развивать навыки культурного землепользования, оберегать
окружающую среду, сохранять природные ресурсы области,
использовать наукоемкие технологии сельскохозяйственного
производства, в том числе в приусадебном хозяйстве;
сохранять собственное здоровье и высокую работоспособность в
неблагоприятных условиях жизни и труда;
осуществлять осознанный профессиональный выбор с учетом
потребностей Северо-Западного региона в кадрах начальной, средней
и высшей квалификации;
творчески решать задачи взаимосвязи традиций и инноваций в
жизненных ситуациях, в семье, в учебе и труде;
продолжать образование, самообразование, самостоятельно
развиваться на основе высокой мотивации достижений успеха в
жизнедеятельности.
Выпускник школы Ленинградской области - это прежде всего
житель Ленинградской области, который знает и ценит ее
культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в
нем жить и работать, создавать новые культурные ценности. Это
человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий
чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.
Наконец - это гражданин России.
Разработчики Программы опирались на следующие принципы:
целостность и системность образования;
создание в каждом районе области сбалансированной сети
образовательных учреждений, реализующих вариативные
образовательные программы;
обеспечение связей взаимодействия образовательных учреждений
с социокультурными, научными, производственными центрами;
превращение системы образования в открытую
социально-педагогическую систему;
непрерывность образования растущего человека, гарантий
преемственности и бескризисного перехода с одной ступени обучения
на другую;
дифференциация и вариативность образовательных учреждений и
программ, их интеграция в комплексы в целях рационального
использования кадровых, финансовых, материально-технических,
учебно-методических ресурсов;
региональная самодостаточность, компенсаторность системы
образования области, ее способность к развитию за счет внутренних
резервов;
иерархичность и инструментальность управления развитием
системы образования в области, соподчиненность управленческих
государственных и общественных структур, выделение укрупненных
управляемых единиц (образовательных систем районов, городов,
микрорайонов, поселков, ассоциаций однотипных образовательных
учреждений - школ-гимназий, школ-лицеев, областных и районных
программ и проектов развития образования).
Административно-территориальные единицы Ленинградской области
являются структурно-функциональными единицами развития системы
образования. В результате реализации Программы каждая такая
единица превратится в культурно-образовательный комплекс, в
котором взаимодействуют и дополняют друг друга государственные и
негосударственные образовательные учреждения, учреждения
дополнительного и начального профессионального образования и
культурно-спортивные центры административного подчинения.
Управление такими комплексами осуществляют местные органы
самоуправления и координационные научно-методические советы,
возглавляемые специалистами комитета общего и профессионального
образования области, Ленинградского областного института развития
образования и Ленинградского областного государственного
университета.
Инструментальность управления развитием образования области
заключается в применении системы способов реализации аналитической
функции управления (система анализа, экспертизы и диагностики
состояния и результативности развития образовательных систем) и
системы способов стимулирования творческой инициативы руководящих
и педагогических кадров.
Анализ и оценка состояния образовательной системы каждого
уровня дают информацию для принятия продуктивных управленческих
решений.
Анализ состояния образовательной системы в микрорайоне
(районе, городе)
"____________________________________________________"
---------------------T---------------------T---------------------¬
¦ Показатели ¦ Преимущества, ¦Недостатки, проблемы,¦
¦ ¦достижения, решенные ¦ нерешенные вопросы, ¦
¦ ¦ вопросы ¦ предложения ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦Территориально- ¦ ¦ ¦
¦демографические ¦ ¦ ¦
¦особенности ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦Социально-культурная¦ ¦ ¦
¦среда ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦Образовательные пот-¦ ¦ ¦
¦ребности населения ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦Вариативность обра-¦ ¦ ¦
¦зовательных программ¦ ¦ ¦
¦и учреждений ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦Взаимодействие обра-¦ ¦ ¦
¦зовательных программ¦ ¦ ¦
¦и учреждений ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦Управление развитием¦ ¦ ¦
¦образовательной сис-¦ ¦ ¦
¦темы в микрорайоне¦ ¦ ¦
¦(районе, городе) ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦Компенсирующие функ-¦ ¦ ¦
¦ции дополнительного¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------+---------------------+
¦Школа - координатор¦ ¦ ¦
¦образовательной сис-¦ ¦ ¦
¦темы в микрорайоне¦ ¦ ¦
¦(районе, городе) ¦ ¦ ¦
L--------------------+---------------------+----------------------
Опытно-экспериментальная работа учителей и педагогических
коллективов на уровне отдельных образовательных учреждений и
межшкольных объединений, комплексных экспериментальных и
региональных площадок является основным фактором развития системы
образования Ленинградской области.
Особое место в системе образования Ленинградской области и
управлении ее развитием, в реализации Программы занимает
Ленинградский областной институт развития образования. Он
выполняет функцию научно-методического руководства и кадрового
ресурсного обеспечения реализации программы и ее проектов.
В результате реализации Программы и всех ее проектов к 2000
году предполагается:
сохранение целостности культурно-образовательного
пространства Ленинградской области, усиление роли системы
образования в стабилизации всей общественной системы области, ее
связей с жизнью, с социальной практикой построения нового
общества;
всестороннее удовлетворение образовательных и
профессиональных потребностей всех социальных слоев населения
области и удовлетворенность учителей, учащихся и их родителей
образовательными системами всех районов;
рост социальной зрелости выпускников школ, профессиональных
училищ, повышение профессионализма педагогических кадров,
улучшение ресурсного обеспечения развития региональных
образовательных систем.
4. Структура программы
Программа развития образования Ленинградской области включает
две основные части:
1) концептуальное обоснование развития образования до 2000
года, его научные ориентиры, являющиеся основой
социально-педагогического проектирования;
2) практические ориентиры - ведущие направления программы и
проекты развития областного и муниципального уровней с
соответствующим финансированием.
Ведущие направления развития образования Ленинградской
области отражают ступени системы непрерывного образования
растущего человека. Они представлены в основных образовательных
проектах Программы.
В каждом проекте выделены направления деятельности по
содержанию, конкретные мероприятия и муниципальные программы
функционального характера по отдельным задачам.
Наиболее значимые для всей Ленинградской области,
приоритетные направления социокультурной политики региона отражены
в специальных проектах областного уровня, выполняемых под
руководством специалистов комитета общего и профессионального
образования:
Проект 1 "Личностно-ориентированная модель дошкольного
образовательного учреждения";
Проект 2 "Школа развития и социализации личности";
Проект 3 "Одаренность";
Проект 4 "Лето";
Проект 5 "Дети-сироты";
Проект 6 "Дети-инвалиды";
Проект 7 "Дети Чернобыля";
Проект 8 "Мотивационное развитие личности ребенка";
Проект 9 "Начальное профессиональное образование в условиях
рынка труда";
Проект 10 "Психологическая поддержка учителей и учащихся";
Проект 11 "Педагогическое образование";
Проект 12 "Информатизация управления".
Каждый проект включает описание цели, основные позиции его
реализации, исполнителей, план мероприятий, необходимые финансовые
ресурсы и ожидаемые результаты.
5. Механизмы реализации программы
5.1. Координация работы по реализации Программы,
осуществляемая комитетом общего и профессионального образования
Ленинградской области.
5.2. Организация реализации Программы основана на следующих
принципах:
создание условий для проявления и развития инициативы,
творчества, активности педагогических работников, руководителей
учреждений, органов управления образованием;
развитие демократических принципов реализации образовательной
политики;
привлечение к участию в реализации Программы различных
организаций независимо от ведомственной принадлежности и
общественности;
широкое обсуждение результатов реализации Программы среди
педагогической общественности, учащихся, родителей и других
категорий населения области;
поддержка внедрения и использования новых
организационно-экономических форм деятельности, перспективных
методов управления в сфере образования.
5.3. Преобразование механизма финансирования в области
образования:
организация объединения средств бюджетов разных уровней для
финансирования различных мероприятий;
разработка и апробация системы налоговых льгот для
стимулирования вложений средств в образование;
разработка системы правовых гарантий инвестиционной
деятельности в образовании.
5.4. Создание фонда развития образования.
6. Образовательные проекты
Проект 1. "Личностно-ориентированная модель дошкольного
образовательного учреждения"
Проект направлен на введение на территории Ленинградской
области новых механизмов повышения качества дошкольного
образования в условиях его вариативности и разнообразия, а также
создание условий для реализации личностно-ориентированной
образовательной модели дошкольного учреждения и построение
развивающей среды на основе отработки оптимальных условий для
самореализации ребенка.
Основное средство реализации проекта заключается в
организации системы опытно-экспериментальной работы в дошкольных
образовательных учреждениях с привлечением широкого круга
педагогов дошкольного образования и научных работников.
Главный замысел проекта - поиск, ориентирами которого
являются:
вариативность форм содержания и методов дошкольного
образования, обеспечение индивидуальных траекторий развития
ребенка;
диагностика движения ребенка в образовательном пространстве;
интенсификация инновационных процессов в дошкольном
образовании;
регионализация системы дошкольного образования (разработка
регионального компонента стандартов, программ развития дошкольного
образования территорий, научно-методического обеспечения).
Ожидаемый результат - создание в дошкольных учреждениях
Ленинградской области вариативных систем, обеспечивающих
полноценное развитие личности дошкольника и достижение детьми
школьной зрелости.
Для осуществления проекта требуется финансовое обеспечение
деятельности разработчиков, консультантов, экспертов,
переподготовки педагогических кадров (работа в экспериментальном и
внедренческом режимах), а также организации издания
научно-методических материалов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) экспериментальная работа по созданию моделей:
дошкольных образовательных учреждений новых видов с их
последующей аттестацией и аккредитацией (1996-1998 годы);
оздоровительно-коррекционного центра для дошкольников в
Киришском, Бокситогорском районах, в городе Подпорожье и городе
Гатчине (1996-1998 годы);
центра художественно-эстетического развития школьников в
городе Сосновый Бор и городе Гатчине (1996-1998 годы);
центра развивающего обучения в городе Выборге (1996-1998
годы);
2) разработка и внедрение регионального компонента содержания
дошкольного образования (1996-1999 годы);
3) проведение исследований по изучению запросов и
формирование потребностей разных социальных групп населения в
дошкольном образовании (1996-2000 годы);
4) анализ и диагностика экспериментальной работы в дошкольных
образовательных учреждениях по внедрению вариативного содержания
образования (1996-2000 годы);
5) внедрение передового опыта, создание новых форм
дошкольного образования;
6) реализация программ;
"Русская традиционная культура в воспитании детей дошкольного
возраста" - в дошкольных образовательных учреждениях городов
Выборг и Подпорожье (1996-1999 годы);
"Радуга", "Развитие", "Детство", "Гармония" - в городах
Сосновый Бор, Кириши, Кингисепп, Гатчина, Тихвин, Волхов,
Всеволожск (1996-1999 годы);
"Семья и здоровый образ жизни" - в Лодейнопольском районе и
городе Ивангороде (1996-1999 годы);
7) создание центра развития дошкольного и начального
школьного образования на базе Ленинградского областного института
развития образования (1997-1998 годы);
8) разработка системы мониторинга дошкольного образования
области (1996-2000 годы);
9) проведение областного конкурса "Лучшее дошкольное
учреждение года" (ежегодно).
Проект 2. "Школа развития и социализации личности"
Проект направлен на конструирование и внедрение новых форм и
технологий общего образования Ленинградской области в условиях его
современного развития и усиления хозяйственной самостоятельности и
культурной самобытности региона.
Основное средство реализации проекта заключается в
осуществлении мер, направленных на стабилизацию системы областного
образования, привлечение инновационных технологий и способов
организации учебной деятельности для обеспечения государственного
стандарта школьного образования и внедрения его регионального
компонента в практику работы каждого образовательного учреждения,
на разработку механизмов отслеживания и контроля результатов этой
деятельности.
Главный замысел проекта - определение требований к содержанию
образования, уровню усвоения программ, критериев результативности
образовательного процесса с точки зрения личностного и
профессионального самоопределения школьника.
Ожидаемые результаты:
сохранение государственной сети образовательных учреждений и
приведение ее с учетом национально-региональных особенностей в
соответствие с потребностями городского и сельского населения;
расширение сети инновационных видов;
полное введение государственных образовательных стандартов,
сбалансированное с их учебно-методическим обеспечением;
разработка и внедрение региональных программ для школ и
классов с углубленным изучением отдельных предметов;
создание модели сельской школы в новых
социально-экономических условиях;
обеспечение научно-методической преемственности дошкольного,
начального и основного образования.
Кроме того, предполагается значительное продвижение вперед в
достижении учащимися уровня образованности, который создает основу
для формирования саморазвивающейся личности, способной к
самостоятельному решению проблем в различных видах деятельности и
в условиях меняющейся социально-политической и социокультурной
ситуации в обществе.
Для осуществления проекта требуются финансовые средства на
отработку региональных компонентов образовательных стандартов,
оплату труда разработчиков, экспертов, консультантов, издание
методических материалов, создание творческих групп и
опытно-экспериментальных площадок.
В целях реализации проекта необходимы:
1) качественное обновление содержания образования:
проведение мониторинга инновационной деятельности, создание
банка информации инновационной деятельности в школах области
(1996-1997 годы);
отработка системы экономического, экологического,
полихудожественного воспитания школьников (1996-1998 годы);
разработка региональных вариативных модулей содержания
образования (1996-1999 годы);
внедрение региональных стандартов образования (разработка в
творческих лабораториях) и учебно-методических комплексов к ним
(1996-2000 годы);
создание механизма перехода на базисный учебный план
общеобразовательных школ России (1996-1997 годы);
выявление основных компонентов гуманитарного образования
учащихся 1-11 классов (инвариантный уровень) и учебно-методических
комплексов для начальной, основной, полной средней школы
(1996-2000 годы);
определение соотношения гуманитарного и
естественно-математического образования в общеобразовательных
учебных заведениях различных видов (1996-2000 годы);
2) реализация результатов экспериментальной работы, отработка
моделей учреждений образования нового вида:
школы-лаборатории, центра педагогических инноваций на базе
школы-гимназии N 10 в городе Гатчине (1996-1998 годы);
управление образовательными комплексами "Детский сад -
школа", "Школа - ПУ", "Школа - вуз" (1996-1997 годы);
3) применение воспитательных систем, адекватных современным
социально-культурным и экономическим условиям, на базе школ
Киришского района (1996-1997 годы);
4) реализация подпрограмм:
"Возрождение национальной школы малых народностей,
проживающих на территории Ленинградской области" (1996-2000 годы);
"Информатизация образования Ленинградской области" (1996-2000
годы);
обеспечения школьников области федеральным комплектом
учебников (1996-2000 годы);
5) развитие школ традиционной русской культуры (1996-2000
годы);
6) издание сборника "Опыт экспериментальных площадок в
Ленинградской области" (1996-2000 годы);
7) пополнение информационного банка международных программ и
проектов в сфере образования (1996-2000 годы);
8) подготовка учебно-нормативной документации по введению
региональных компонентов образовательных стандартов.
Проект 3. "Одаренность"
Проект направлен на создание оптимальных
социально-педагогических условий для развития одаренных детей, их
творческой реализации, а также привлечения внимания специалистов и
общественности к проблемам одаренных детей.
Основное средство реализации проекта заключается в
моделировании региональной и муниципальных систем, обусловливающих
личностные достижения одаренных детей, научно-методическом
обеспечении этих моделей, поиске оптимальных структур и
управленческих решений.
Главный замысел проекта - формирование системы работы с
одаренными детьми, включающей образовательные учреждения, семью,
социальные институты, общественность.
В результате реализации проекта к 2000 году будет
сформирована многоуровневая и вариативная система, позволяющая
одаренному ребенку, учащемуся, студенту самореализоваться в
соответствии со своими индивидуальными способностями. Будут
созданы условия обучения, духовного и физического развития,
профессиональной подготовки в разных областях знаний для одаренных
школьников и студентов Ленинградской области.
Финансирование предполагает оплату проектировщиков
образовательных программ, научно-методических разработок и
издание печатной продукции.
В целях реализации проекта необходимы:
1) разработка подпрограммы развития всех видов
образовательных учреждений и структур органов образования
(1997-1998 годы);
2) формирование банка данных "Одаренные дети" (1997 год);
3) разработка типологии индивидуальных образовательных
программ для обучения одаренных детей (1997-1998 годы);
4) издание нормативно-справочного материала по организации
работы с одаренными детьми;
5) создание научно-методических комплексов, обеспечивающих
реализацию проекта (1997-2000 годы);
6) проведение коррекционно-реаблитационных мероприятий
(медицинские обследования, психологические тренинги) для
обеспечения наиболее благоприятных условий обучения и развития
одаренных школьников и студентов (1996-2000 годы);
7) организация в школах и учебных заведениях области
факультативных занятий для одаренных учащихся и студентов по
формированию умений саморелаксации и самовоспитанию (1997-1998
годы);
8) разработка научно-методических рекомендаций по
психолого-педагогической диагностике и выявлению одаренных
школьников;
9) системная организация различных форм повышения
квалификации, переподготовки и стажировки педагогов, работающих в
классах с углубленным изучением предметов;
10) организация при комитете общего и профессионального
образования Ленинградской области координационной группы по
реализации проекта.
Проект 4. "Лето"
Проект направлен на разработку комплексной межведомственной
программы организации летнего отдыха учащихся и студентов
Ленинградской области, создание условий и механизмов,
способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, учащихся и
студентов, совершенствование личностных возможностей приобщения к
социокультурным и образовательным ценностям.
Основное средство реализации проекта заключается в
объединении организационных усилий комитета общего и
профессионального образования, других комитетов и ведомств
Ленинградской области, администраций муниципальных образований и
органов местного самоуправления, а также привлечение средств
внебюджетных фондов предприятий, профсоюзных и общественных
организаций.
Главный замысел проекта - решение оздоровительных,
воспитательных и образовательных задач в процессе организации
летнего отдыха, удовлетворение индивидуальных интересов и
личностно-значимых сфер деятельности (спорт, туризм, краеведение,
экология, музыка и другие).
Ожидаемый результат - предоставлять ежегодно все виды летнего
труда и отдыха не менее чем 300 тысячам детей и подростков
Ленинградской области.
В целях реализации проекта необходимы:
1) научно-методическое обеспечение:
определение функциональных полномочий руководителей и
педагогического персонала оздоровительных лагерей (1997-1998
годы);
научно-методическая разработка психологических аспектов
организации педагогической деятельности в оздоровительных лагерях
(1997-1999 годы);
разработка практических рекомендаций по охране жизни и
здоровья детей в период летних каникул (1997-1998 годы);
научно-методическое руководство по психолого-педагогической
диагностике кратковременных коллективов (1998-2000 годы);
научно-методическое пособие по программно-содержательному
обеспечению работы оздоровительного лагеря (1998-2000 годы);
практикум по планированию работы в лагере (1999 год);
организация курсов подготовки в Ленинградском областном
институте развития образования организаторов летнего отдыха детей
(ежегодно);
2) организационные мероприятия:
проведение выборочного социального мониторинга среди
учащихся, совершающих правонарушения (ежегодно);
обеспечение бесплатными путевками в загородные
оздоровительные лагеря и детские санатории детей-сирот и
детей-инвалидов, проживающих в семьях (1997-2000 годы).
Проект 5. "Дети-сироты"
Проект направлен на комплексную реализацию мер,
обеспечивающих социальную защищенность детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь, учебу,
развитие, качественную профессиональную подготовку и
трудоустройство.
Основные идеи проекта:
создание условий по предупреждению социального сиротства,
оказание дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в
дополнительной социальной поддержке;
совершенствование системы социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
формирование условий, гарантирующих права детей на
образование;
обеспечение индивидуального сопровождения детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в целях оптимизации
процесса психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной
адаптации их в обществе.
Проект предполагает:
открытие учреждений новых типов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
реорганизацию существующих специальных (коррекционных)
образовательных учреждений в целях обеспечения качественных
изменений образовательной среды;
расширение возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, для получения ими начального
профессионального образования.
Приоритетами проекта являются:
запуск механизмов интеграции детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в полноценную жизнь общества;
создание условий для участия детей города, района, области во
всех сферах жизнедеятельности;
всесторонняя поддержка всех форм интеграции, привлечение
учреждений культуры Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение качественной подготовки педагогических кадров
как системы специального, так и общего образования и разработка
положений о новых видах учреждений;
2) совершенствование социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей:
формирование городских, районных и областных банков данных о
детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
открытие в Сланцевском, Тихвинском и Волосовском районах
муниципальных детских домов на базе освободившихся дошкольных
учреждений (1997-1998 годы);
образование в каждом районе психолого-медико-педагогических
комиссий;
создание консультации или центра для определения готовности
детей-сирот и детей, обучающихся в интернатных учреждениях, к
различным ступеням образования (1996-1998 годы);
обеспечение кадрами системы воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (1996-2000 годы);
организация шефства профессионально-технических училищ над
детскими домами для оказания конкретной помощи в профессиональной
ориентации и осуществления материально-технической помощи;
разработка системы качественной подготовки и переподготовки
кадров для работы с детьми-сиротами (1997-1998 годы);
формирование банка данных о детях-сиротах, подлежащих
усыновлению российскими и зарубежными гражданами (постоянно);
разработка научно-методических рекомендаций для работы с
родителями-опекунами, приемными родителями, методических пособий и
рекомендаций по вопросам охраны прав детей-сирот (1996-1997 годы);
3) медико-социальное обеспечение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей:
оснащение медицинских кабинетов медико-диагностической
литературой, необходимой для прохождения обследования и лечения
детей-сирот (1996-1997 годы);
осуществление диагностики отклонений в развитии детей-сирот
(1996-2000 годы);
организация двухразового питания детей-сирот и детей,
находящихся под опекой и обучающихся в общеобразовательных школах,
и четырехразового питания детей-сирот, обучающихся в учреждениях
начального и среднего профессионального образования и в
Ленинградском областном государственном университете.
Проект 6. "Дети-инвалиды"
Проект направлен на формирование основ комплексного решения
проблем детей с ограниченными возможностями, обеспечение их права
на реабилитацию, развитие и образование.
Главный замысел проекта - обеспечение четкого и надежного
механизма системного взаимодействия различных комитетов
Правительства Ленинградской области и негосударственных
общественных организаций.
В ходе реализации проекта предусматриваются дальнейшее
развитие и совершенствование системы коррекции и реабилитации
детей-инвалидов, качественная перестройка имеющихся
коррекционно-образовательных учреждений.
Одной из основных идей проекта и программы в целом является
перестройка отношения общества к детям-инвалидам, реализация
мероприятий, направленных на интеграцию их в жизнь.
Принципиальным положением следует считать ориентацию общества
на большую поддержку детей-инвалидов по сравнению с обычными
детьми.
Значительное внимание в проекте уделяется проблеме ранней
диагностики дефектов развития ребенка и разработки программ
реабилитации на ранних этапах развития детей, а также формированию
системы профилактики детской инвалидности, включающей
консультирование родителей по вопросам развития ребенка-инвалида.
Проект предусматривает значительное улучшение
материально-технической и учебно-методической базы системы
специального образования, повышения квалификации специалистов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение подготовки положений и других документов,
регулирующих деятельность специальных учреждений;
2) развитие учреждений для детей и подростков, осуществляющих
их социальную защиту и реабилитацию;
3) создание института раннего вмешательства:
формирование модели психолого-педагогического сопровождения
развития личности (1996-1997 годы);
организация психолого-медико-педагогической службы в каждом
районе (1996-1998 годы);
организация службы семьи совместно с органами социальной
защиты (1996-1998 годы);
создание банка данных о потребностях населения области в
развитии сети учреждений, осуществляющих социальную защиту,
коррекцию и реабилитацию детей (1996-1997 годы);
формирование модели коррекционно-психологической службы в
детских дошкольных учреждениях (1996-1998 годы);
разработка коррекционно-развивающих программ для детей
дошкольного возраста (1996 год);
4) качественное обновление содержания специального
образования:
изменение структуры содержания обучения умственно отсталых
детей, связанное с переходом на 11-летний срок обучения, что
обеспечит становление социального опыта и коррекции личности на
основе индивидуальных и возрастных особенностей (1996-1998 годы);
создание экспериментальной площадки на базе Сланцевской
коррекционной школы-интерната (1997 год);
совершенствование системы трудового обучения, его
индивидуализации применительно к местным условиям, разработка для
учащихся в условиях школы дополнительных видов трудовой подготовки
(1996-2000 годы);
создание экспериментальной площадки на базе Тихвинской
коррекционной школы-интерната по отработке программ
профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых детей (1997
год);
разработка программ по начальной профессиональной подготовке
умственно отсталых детей и детей с запоздалым процессом развития и
нарушением опорно-двигательного аппарата по профессиям:
столяр-плотник, швея индивидуального пошива, маляр-штукатур
(1996-1997 годы);
разработка регионального компонента специального
образовательного стандарта для детей с отклонениями в развитии
(1996-1998 годы);
разработка учебника для подготовительного класса для детей с
запоздалым процессом развития (1996-1997 годы);
разработка программ по специальной адаптации детей с
нарушением слуха (1996-1997 годы);
5) развитие сети коррекционно-образовательных учреждений:
открытие коррекционных учреждений (для умственно отсталых
детей) в Тосненском и Лодейнопольском районах (1997-1998 годы);
разработка моделей образовательных учреждений новых типов
(школа-центр) на базе Павловской специальной школы-интерната для
детей с тяжелыми нарушениями речи, Мгинской специальной
школы-интерната для слабовидящих детей, специальной
школы-интерната "Красные зори", Назийской специальной
школы-интерната для детей с запоздалым процессом развития
(1996-1998 годы).
Проект 7. "Дети Чернобыля"
Проект направлен на реализацию мероприятий по созданию
условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей,
пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной
электростанции, обеспечение их социальной защиты.
Главный замысел проекта - комплексное решение проблем
социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации
детей, сохранение их здоровья.
Проект предполагает:
оказание практической социально-психологической и
педагогической помощи детям;
создание системы радиоэкологического просвещения;
подготовку и переподготовку кадров для работы с детьми,
проживающими на загрязненных территориях;
проектирование оздоровительной среды;
научное обеспечение помощи детям.
Приоритетами проекта являются:
оздоровление детей-сирот из зоны с льготным
социально-экономическим статусом, создание сети школ здоровья и
обеспечение условий их работы;
оснащение медицинских учреждений, расположенных на
территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
создание психологической службы, включающей единую сеть
специализированных кабинетов медико-психологической и
психолого-педагогической помощи детям;
внедрение новых педагогических технологий компенсаторного
образования;
организация научных исследований по медико-психологическим и
психолого-педагогическим проблемам социальной реабилитации детей,
пострадавших от чернобыльской катастрофы;
информационное обеспечение проекта в загрязненных районах
области.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит
добиться снижения воздействия на детей неблагоприятных факторов
чернобыльской катастрофы.
Финансирование предусматривается из средств федерального
бюджета.
Организационные основы реализации проекта изложены в плане
мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы у
детей, проживающих в Волосовском и Кингисеппском районах
Ленинградской области, разработанном комитетом общего и
профессионального образования согласно программе "Дети Чернобыля"
на 1997-2000 годы.
Проект 8. "Мотивационное развитие личности ребенка"
Проект направлен на обеспечение основных прав детей на
образование и выбор видов и форм деятельности, формирование
представлений о мире, развитие познавательной мотивации и
способностей в системе дополнительного образования.
Основные средства реализации проекта:
осуществление мер, направленных на оснащенность
образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть
функциональной грамотностью и предоставляющими ребенку возможность
свободного выбора образовательной области и вида деятельности;
расширение и реконструкция сети учреждений дополнительного
образования в объемах, позволяющих удовлетворить потребности детей
и индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках
единого социокультурного пространства региона, что в основном
ориентируется на использование внутренних резервов существующей
системы, а при улучшении экологической ситуации - на завершение
начатого строительства и реконструкции учреждений дополнительного
образования.
Главные идеи проекта:
построение в образовательном пространстве Ленинградской
области новой качественной инновационной системы дополнительного
образования, ориентированной на свободно возникающие и
возрастающие в процессе познания интересы детей к различным сферам
жизни;
рассмотрение системы дополнительного образования как
инновационной, выявляющей ближайшие перспективы развития
вариативного образования, а также социальных образовательных
институтов, в том числе дошкольных, общеобразовательных и
профессиональных.
В результате реализации проекта у детей Ленинградской области
появится возможность получать более качественное образование в
вариативных и инновационных учреждениях дополнительного
образования. Педагоги дополнительного образования будут обеспечены
новыми технологиями и инструментами управления качеством
образовательного процесса.
Для осуществления проекта необходимо финансирование
деятельности научных консультантов, разработчиков, экспертов,
проведения проектировочных семинаров, конференций, издания
методических материалов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение государственной (муниципальной) аттестации и
аккредитации учреждений дополнительного (внешкольного)
образования:
переход учреждений дополнительного образования на
деятельность в соответствии с Типовым положением об учреждениях
дополнительного образования детей в Российской Федерации (1996
год);
аттестация учреждений дополнительного образования (1996-1997
годы);
2) обновление содержания дополнительного (внешкольного)
образования;
внедрение вариативных моделей учебных планов и
учебно-методических комплексов нового поколения для различных
видов деятельности объединений детей в учреждениях дополнительного
образования (1996-1999 годы);
создание банка программ нового поколения и их экспертная
проверка по направлениям: научно-техническое творчество;
туристско-краеведческий профиль; эколого-биологическое
образование; физкультурно-спортивный профиль;
реализация комплексных подпрограмм: "Национальная и мировая
культура", "Экология", "Краеведение", "Человек, природа,
общество", "Человек среди людей", "Мир электроники: компьютерный
всеобуч", "Экономика" и другие (1996-2000 годы);
3) расширение муниципального рынка дополнительных
образовательных услуг;
разработка программ развития дополнительного образования на
длительную перспективу (1996-2000 годы);
создание групп, классов, курсов, клубов, школ и других
объединений детей и подростков по общеобразовательным и
дополнительным программам (1996-2000 годы);
аттестация обучающихся по дополнительным образовательным
программам (присвоение квалификации) в учреждениях дополнительного
образования (1996-2000 годы);
формирование структур и объединений, реализующих
индивидуальные программы повышенной сложности в учреждениях
дополнительного образования (1996-2000 годы);
участие в соревнованиях, конкурсах, смотрах, олимпиадах,
выставках всех уровней (ежегодно);
4) сохранение и развитие сети учреждений дополнительного
(внешкольного) образования;
внедрение примерных нормативов Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации по развитию
сети учреждений дополнительного образования (1996-1997 годы);
применение примерных перечней оборудования, наглядных
пособий, материалов и инструментов по видам деятельности
(1996-1998 годы);
строительство спортивных школ, начатое в 1991-1993 годах в
городах Кириши и Тосно (1996-1998 годы);
капитальный ремонт спортклуба в поселке Юкки (1996-1998
годы);
строительство пристроек ко Всеволожской (зал 30 х 18 метров)
и Лодейнопольской (зал 24 х 11 метров) детским и юношеским
спортивным школам (1996-1998 годы);
капитальный ремонт спортивных лагерей и спортивных баз:
спортлагеря Бокситогорской детской и юношеской спортивной школы,
спортлагеря областной детской и юношеской спортивной школы в
поселке Мичуринское, лыжной базы детской и юношеской спортивной
школы в поселке Токсово (1996-1998 годы).
Проект 9. "Начальное профессиональное образование
в условиях рынка труда"
Проект направлен на построение системы начального
профессионального образования в условиях перехода к рыночной
экономике, обеспечивающей формирование, развитие и воспитание
учащихся профессиональной школы применительно к социальной и
научно-технической ситуации.
Основное средство реализации проекта заключается в разработке
региональных компонентов системы начального профессионального
образования в результате прогнозирования и изучения тенденций и
приоритетов в развитии рынка труда на уровне областных и
муниципальных потребностей, изменений в технологической структуре
различных отраслей производства, построения прогностических
профессиональных моделей выпускников профессионально-технических
училищ различного профиля, осуществления комплексного
научно-методического обеспечения нового содержания
образовательного процесса.
Главный замысел проекта - создать систему начального
профессионального образования как структурную единицу системы
образования в целом. Поэтому новые ориентиры развития
образовательной системы являются и ориентирами в процессе
совершенствования учреждений профессионального образования и
решения проблем стандартов профессиональной подготовки
(вариативность и инновации являются основополагающими). Однако,
чтобы начальная профессиональная школа выполняла свои задачи в
современных условиях, необходимо ставить новые конкретные цели,
при которых овладение профессией из цели педагогической
деятельности превратится в средство развития личности,
ориентированной на самореализацию.
В результате реализации проекта будет создана более гибкая
система подготовки кадров в профессиональных учебных заведениях,
максимально удовлетворяющая потребности
производственно-хозяйственного комплекса Ленинградской области в
квалифицированных рабочих и специалистах.
Для осуществления проекта необходимо финансировать:
организацию мониторинга потребностей региона в кадрах рабочих
и специалистов;
проектирование разработки программ и учебно-методических
комплексов;
издание печатной продукции;
апробацию проектов стандартов начального профессионального
образования;
обновление учебно-производственного образования;
завершение строительства учебно-материальной базы
профессиональных училищ в городах Лодейное Поле и Подпорожье и
поселке Бегуницы.
В целях реализации проекта необходимы:
1) дальнейшее укрепление и развитие системы начального
профессионального образования:
создание в муниципальных образованиях области советов по
профессиональной ориентации;
обеспечение информированности учащейся молодежи данными
прогноза рынка труда с учетом специфики экономики территории
(1996-1997 годы);
разработка новых учебных программ, соответствующих новому
классификатору специальностей (1996-1998 годы);
формирование новых учебных планов, отражающих вариативность и
мобильность содержания, включение новых технологий обучения и
развития, разноуровневую профессиональную подготовку (1997-1998
годы);
научно-методический анализ вопроса интеграции учебной и
внеучебной деятельности в единое целое, подготовка рекомендаций
(1997-1998 годы);
разработка методических основ применения маркетинга в сфере
начального профессионального образования (1997-1998 годы);
внедрение стандартов начального профессионального
образования, разработка и экспериментальная работа по отработке
регионального компонента (1997-2000 годы);
пересмотр нормативов мощности ученических мест
профессиональных училищ, лицеев в связи с введением
государственного стандартного начального профессионального
образования (1996 год);
создание на базе высшего профессионального училища N 37
города Кировска центра по ремонту технических средств обучения для
учебных заведений Ленинградской области (1996 год);
создание информационной службы (1996-1997 годы);
организация хозрасчетных групп подготовки и переподготовки
специалистов по направлениям служб занятости (1996-2000 годы);
завершение строительства нового комплекса для
профессионального училища N 55 в городе Лодейное Поле, спортивного
комплекса для высшего профессионального училища N 11 в городе
Подпорожье, гаража для автотранспорта, техники и сельхозмашин
агролицея в поселке Бегуницы (1996-1998 годы);
организация трудового обучения учащихся школ на базе
профессионально-технических училищ и лицеев (1996-2000 годы);
расширение объема, ассортимента, номенклатуры выпускаемой
продукции в учебно-производственных мастерских, а также
производства товаров народного потребления (1996-2000 годы);
открытие магазинов для реализации выпускаемой продукции -
профессионально-технические училища N 27 и 43 и высшее
профессиональное училище N 37 (1996-2000 годы);
оборудование и запуск в эксплуатацию установки плазменной
резки металла в высшем профессиональном училище N 21 (1996 год);
расширение земельных угодий для развития учебных хозяйств
профессиональных училищ N 56 и 57 (1996-1997 годы);
проведение областных конкурсов "Лучший по профессии" и
областных спартакиад (1996-2000 годы);
2) разработка методической документации:
программно-методической документации по переходу на новый
классификатор специальностей (1996-1998 годы);
специальных программ дополнительного профессионального
образования и развития сферы платных образовательных услуг с
учетом профиля работы учебных заведений (1996-1998 годы);
программы по организации профессионального обучения
безработных граждан, защите интересов и прав молодежи на получение
образования совместно с комитетом по труду и занятости населения
Ленинградской области (1996-2000 годы);
программ "Русь" (по развитию и возрождению фольклорных
коллективов и забытых ремесел), "Досуг" и "Путь в профессию"
(1996-1998 годы);
методических материалов для профессиональных учебных
заведений области (1996-1998 годы);
программы по особенностям внебюджетной деятельности
профессиональных учебных заведений и ее внедрение (1997-2000
годы);
3) создание банка данных на оборудование и технику, продукцию
собственного производства в целях перераспределения их между
учебными заведениями по заявкам (1996-2000 годы);
4) введение многоканального федерального, областного,
муниципального механизма финансирования профессиональных учебных
заведений (1997-2000 годы);
5) работа по международному проекту лицеев N 3, 31, 32, 40,
42, высшего профессионального училища N 33, профессиональных
училищ N 13, 30, 46 (1996-2000 годы);
6) создание на базе профессиональных учебных заведений
тематических музеев (1996-2000 годы).
Проект 10. "Психологическая поддержка учителей
и учащихся"
Проект направлен на оказание психологической поддержки
учителям области, родителям и учащимся в самосознании и адаптации
в сложной обстановке настоящего времени.
Основное средство реализации проекта заключается в
осуществлении мер, направленных на системную организацию
подготовки, переподготовки и повышение квалификации школьных
психологов и создание психолого-диагностических служб.
Главный замысел проекта - разработка и запуск механизмов
психологической поддержки участников образовательного процесса в
целях развития их личностного потенциала.
В результате осуществления проекта будут созданы условия для
гармонизации атмосферы в педагогических коллективах, повышена
психологическая культура педагогов, учащихся и их родителей, что
позволит образовательным учреждениям области оказывать постоянную
психологическую поддержку населению.
Финансирование предполагает оплату труда специалистов,
закупку специального оборудования, издание печатной продукции.
В целях реализации проекта необходимы:
1) научные исследования и подготовка научно-методических
разработок по реализации проекта (1997-2000 годы);
2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации
школьных психологов на базе Ленинградского областного института
развития образования и Ленинградского областного государственного
университета;
3) организация на базе районных методических кабинетов
психолого-диагностических центров для психологического тренинга,
индивидуального консультирования педагогов, учащихся и родителей
(1997-1998 годы);
4) проведение постоянных психолого-терапевтических
тренингов-семинаров для учителей области;
5) разработка и внедрение в школы области экспериментальной
программы "Построение сообществ" (1998-2000 годы).
Проект 11. "Педагогическое образование"
Проект направлен на завершение построения региональной
системы непрерывного педагогического образования и перевода ее в
режим инновационного развития.
Основное средство реализации проекта заключается в разработке
единой концепции педагогического образования в регионе и отработка
научно-методических технологий и управленческих решений.
В проекте учтено, что в Ленинградской области структурно
сложилась система подготовки, повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров, центральными и окружающими
звеньями которой стали педагогические училища, Ленинградский
областной государственный университет и Ленинградский областной
институт развития образования. Созданы условия для проектирования
единой системы непрерывного педагогического образования в регионе,
принципами которой должны стать сохранение типового многообразия
образовательных учреждений, вариативность и преемственность
педагогического образования с предшествующими и последующими
звеньями в системе непрерывного образования, многоуровневость,
отвечающая образовательным потребностям региона,
координированность учебных планов, программ, направлений научной и
научно-методической деятельности, интеграционные связи
образовательного процесса в системе подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогических работников.
Ожидаемые результаты:
обеспечение образования области педагогическими работниками
высокой квалификации, подготовленными или повысившими свою
квалификацию в рамках системы непрерывного образования;
создание условий, при которых любой молодой житель
Ленинградской области будет иметь равные возможности для
прохождения всех стадий образовательного процесса.
Для финансирования проекта требуются средства на разработку
образовательно-профессиональных программ и новых специальностей в
области образования, подпрограммы методического обеспечения
педагогических кадров, оплату надбавок к должностным окладам
(ставкам) педагогических работников образовательных учреждений
области, единовременных выплат молодым специалистам, установление
целевых стипендий.
В целях реализации проекта необходимы:
1) организационные мероприятия по созданию системы
непрерывного педагогического образования (педклассы - педучилища -
педколледжи - университет - Ленинградский областной институт
развития образования);
формирование на хозрасчетной основе авторских школ ведущих
ученых и педагогов Ленинградской области (1996-2000 годы);
выпуск журнала "Ленинградский педагогический вестник" (1997
год);
лагерные сборы учащихся педагогических классов Ленинградской
области (1996-2000 годы);
организация стажировки преподавателей педагогических учебных
заведений за рубежом (1996-2000 годы);
открытие школ педагогических технологий на базе органов
управления образованием (1996-2000 годы);
проведение областных конкурсов "Учитель года", "Студент года"
и "Школа года" (1996-2000 годы);
создание областного фонда развития педагогического
образования (1996 год);
выделение средств для персональных стипендий лучшим студентам
и аспирантам педагогических учебных заведений Ленинградской
области (1996-2000 годы);
разработка регионального компонента государственного
стандарта многоуровневого педагогического образования,
предусматривающего определение содержания допрофессиональной и
профессиональной подготовки педагогов в педагогических классах,
колледжах, институтах (1997-2000 годы);
разработка подпрограммы повышения квалификации,
переподготовки и методического обеспечения педагогических кадров
разного уровня квалификации (1997-1999 годы);
2) подготовка, повышение квалификации и переподготовка
педагогических кадров:
менеджеров образования на базе Ленинградского областного
государственного университета (1997 год);
педагогов-экспериментаторов на базе Ленинградского областного
государственного университета (1996-2000 годы);
разработка подпрограммы повышения квалификации,
переподготовки и методического обеспечения педагогических кадров
(1996 год);
разработка образовательно-профессиональных программ и новых
специальностей в области образования (1996-2000 годы);
3) материальное стимулирование работников отрасли:
установление надбавок к должностным окладам (ставкам)
педагогических работников образовательных учреждений области
(поэтапно в 1996-1998 годах);
установление премии победителям конкурсов "Учитель года" и
"Школа года" (1996-2000 годы);
4) социальная поддержка молодых специалистов:
выделение единовременной выплаты в размере трех минимальных
размеров оплаты труда каждому специалисту, впервые поступившему на
работу в учреждения образования после окончания высшего учебного
заведения, педагогического колледжа, училища (1996-2000 годы);
установление целевых стипендий в размере двух минимальных
размеров оплаты труда студентам последних курсов средних и высших
педагогических образовательных учреждений при заключении договора
о последующем вступлении в трудовые отношения с образовательными
учреждениями на срок не менее трех лет (1996-2000 годы);
5) разработка организационно-правовой базы для реализации
школьниками и студентами практических навыков в сфере
педагогической профессиональной и предпринимательской деятельности
(1997-1999 годы);
6) разработка положений, определяющих принципов и
нормативно-правовых основ для создания базовых (некоммерческих) и
специальных (коммерческих) учебно-педагогических структурных
подразделений в системе образования Ленинградской области;
7) создание регионального центра дистанционного образования.
8) разработка проекта системы дистанционного образования по
обучению учителей и преподавателей и повышению их квалификации
(1997-2000 годы).
Проект 12. "Информатизация управления"
Проект направлен на создание единого информационного
пространства в сфере образования и автоматизацию управленческой
деятельности с использованием новых информационных технологий.
Реализация проекта обеспечит оперативное принятие
согласованных управленческих решений, функционирование основных
информационных потоков от органов управления образованием к
учреждениям образования, научно-педагогическим учреждениям,
средствам массовой информации.
Главный замысел проекта - комплексное обеспечение
образовательных учреждений и органов управления образованием с
учетом их специфики аппаратно-программными средствами, дающими
доступ к базам справочно-методической, управленческой информации,
в том числе информационного банка "Школа Ленинградской области".
При финансировании проекта следует учитывать:
оснащение аппаратно-программными комплексами;
обучение руководящих кадров разного уровня работе со
специальными программными комплексами;
проведение необходимых опытно-экспериментальных работ в сфере
информатизации образования.
В целях реализации проекта необходимы:
1) создание информационного банка "Школа Ленинградской
области" (1997-1998 годы);
2) проектирование информационной системы управления
образованием Ленинградской области (1997-1998 годы);
3) оснащение комплексами аппаратно-программных средств 23
органов управления образованием, 100 школ области, 6 областных
внешкольных учреждений, 5 учреждений среднего профессионального и
5 учреждений начального профессионального образования,
Ленинградского областного института развития образования и
Ленинградского областного государственного университета (до 2000
года);
4) организация обучения кадров основам компьютерной
грамотности и работе со специальными программными комплексами
(1997-1999 годы).
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт программы .......................................
1. Характеристика программы ................................
2. Состояние и проблемы развития образования
Ленинградской области ...................................
2.1. Ключевые проблемы образования Ленинградской области,
требующие программного решения .....................
3. Ведущие идеи и принципы разработки программы ............
4. Структура программы .....................................
5. Механизмы реализации программы ..........................
6. Образовательные проекты:
Проект 1. "Личностно-ориентированная модель дошкольного
образовательного учреждения" ............................
Проект 2. "Школа развития и социализации личности" ......
Проект 3. "Одаренность" .................................
Проект 4. "Лето" ........................................
Проект 5. "Дети-сироты" .................................
Проект 6. "Дети-инвалиды" ...............................
Проект 7. "Дети Чернобыля" ..............................
Проект 8. "Мотивационное развитие личности ребенка" .....
Проект 9. "Начальное профессиональное образование в
условиях рынка труда" ...................................
Проект 10. "Психологическая поддержка учителей и
учащихся" ...............................................
Проект 11. "Педагогическое образование" .................
Проект 12. "Информатизация управления" ..................
|