Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРИЗБИРКОМА РФ ОТ 26.05.98 N 147/1037-II О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ХОДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГД ФС РФ ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ, ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


        ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 26 мая 1998 г.  N 147/1037-II

                О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
             РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ
            АГИТАЦИИ В ХОДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
         ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
           ФЕДЕРАЦИИ ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ,
                ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                 СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНЫ
                        МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

       Заслушав и    обсудив    сообщения    секретаря    Центральной
   избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешнякова и члена
   Комиссии Р.Т.  Биктагирова о практике применения законодательства,
   регулирующего порядок  проведения  предвыборной  агитации  в  ходе
   дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального
   Собрания  Российской  Федерации  по  одномандатным   избирательным
   округам,   выборов   в  органы  государственной  власти  субъектов
   Российской Федерации,  органы местного самоуправления, Центральная
   избирательная   комиссия   Российской   Федерации   отмечает,  что
   избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрированные
   кандидаты,  их  уполномоченные  представители  и  доверенные лица,
   используя предоставленные избирательным  законодательством  права,
   стали  более  широко и целенаправленно вести предвыборную агитацию
   за  либо  против  избрания  выдвинутых  и   зарегистрированных   в
   установленном  порядке  кандидатов  (списков  кандидатов) в органы
   государственной  власти  и  местного  самоуправления.   При   этом
   субъекты  агитационной  деятельности  используют  практически  все
   формы  агитационной  работы,  предусмотренные  законом.   Наиболее
   активно  агитационная  работа  ведется  с  использованием  средств
   массовой информации.
       Вместе с  тем поступившие в Центральную избирательную комиссию
   Российской Федерации жалобы и заявления  участников  избирательных
   кампаний,   а   также   материалы  центральной  и  местной  прессы
   свидетельствуют   о   многочисленных    нарушениях    действующего
   законодательства,  регулирующего  порядок  проведения предвыборной
   агитации.
       Отдельные избирательные    объединения,    блоки,   кандидаты,
   электронные СМИ и  периодические  печатные  издания  не  соблюдают
   установленные   законодательством   временные   рамки   проведения
   предвыборной агитации.  В частности, предвыборная агитация ведется
   до   официальной  регистрации  в  качестве  кандидата,  проведения
   жеребьевки и утверждения соответствующей  избирательной  комиссией
   графика  предоставления  эфирного  времени,  печатной площади либо
   накануне и даже в  день  выборов  (Республика  Бурятия,  Чувашская
   Республика, г. Нижний Новгород).
       Нередко зарегистрированными    кандидатами,     избирательными
   объединениями,   блоками  игнорируется  требование  избирательного
   законодательства,     запрещающее     распространение     печатных
   агитационных  материалов  без  выходных данных,  то есть анонимных
   материалов,  либо  материалов  с  неполными   выходными   данными.
   Подобные    нарушения    создают    благоприятные    условия   для
   бесконтрольного  вовлечения  в  избирательную  кампанию   денежных
   средств,  нарушения  принципа равенства кандидатов,  избирательных
   объединений,  блоков (Республика Башкортостан,  Красноярский край,
   Хабаровский край, Пензенская область, г. Москва).
       Отдельные кандидаты,  избирательные  объединения  в  нарушение
   требований   законодательства   не  представляют  в  избирательные
   комиссии   экземпляры   выпущенных   ими   агитационных   печатных
   материалов,  а  избирательные  комиссии не проявляют к ним должной
   требовательности.
       В ряде субъектов Российской Федерации,  таких,  как Удмуртская
   Республика,  Красноярский край,  Пензенская  область  и  некоторые
   другие,  органы  местного  самоуправления  не всегда определяют на
   территории избирательного участка необходимые места для  установки
   специальных   стендов   для   вывешивания   агитационных  печатных
   материалов.  Исполнение требования законодательства об обеспечении
   каждому   кандидату,  избирательному  объединению,  избирательному
   блоку равных  условий  для  вывешивания  (расклейки)  агитационных
   материалов     избирательными     комиссиями     практически    не
   контролируется.
       Крайне редки    случаи    привлечения    к    административной
   ответственности за умышленное уничтожение,  повреждение  портретов
   кандидатов  в  депутаты  или на выборную должность,  листовок с их
   биографиями,   иных   агитационных   материалов,   вывешенных    в
   установленном  порядке.  Не  всегда  удается пресечь факты ведения
   предвыборной агитации  должностными  лицами,  которым  федеральным
   законодательством  запрещена  подобная деятельность при исполнении
   ими своих обязанностей (Удмуртская Республика,  Красноярский край,
   Нижегородская область, Пензенская область, г. Москва).
       Имеют место нарушения избирательного законодательства в период
   агитационной   кампании,   связанные  с  фактами  подкупа,  обмана
   избирателей.   Например,   при   проведении   выборов    депутатов
   Законодательного Собрания Свердловской области в городе Алапаевске
   и Октябрьском районе города Екатеринбурга были зафиксированы факты
   подкупа   и   обмана   избирателей   при   проведении   досрочного
   голосования, в результате чего избирательные бюллетени, поданные в
   указанные   территориальные  избирательные  комиссии  в  период  с
   28 марта   по   8   апреля   1998   года,   признаны    комиссиями
   недействительными.   По   данным   фактам   прокуратура  возбудила
   уголовное дело.
       Обращают на  себя  внимание  случаи,  когда  отдельные  СМИ от
   своего имени ведут  агитацию  в  пользу  определенного  кандидата,
   избирательного объединения, избирательного блока, нарушают принцип
   обеспечения равных условий предвыборной деятельности.  Так, газета
   "Известия   Удмуртской   Республики",   опубликовав   агитационный
   материал в поддержку одного из кандидатов в мэры  города  Ижевска,
   вышла  тиражом  в  100  тысяч экземпляров вместо обычных 17 тысяч,
   газета "Советская Россия" печатает  за  счет  собственных  средств
   специальные   выпуски   для   регионов,   содержащие  агитационные
   материалы.  Между тем федеральное законодательство предусматривает
   участие  СМИ  в  избирательной кампании как субъектов,  призванных
   обеспечить предвыборную  агитацию  зарегистрированных  кандидатов,
   избирательных  объединений,  избирательных блоков исключительно за
   счет средств соответствующих избирательных фондов.
       Имеются факты  уклонения  СМИ  от  публичного декларирования в
   установленные   сроки   тарифов   за   предоставление   участникам
   агитационной  деятельности  платного  эфирного  времени,  печатной
   площади.
       Эти и  другие  недостатки  во  многом обусловлены недостаточно
   высоким  уровнем  правовой  культуры   участников   избирательного
   процесса,   а   также   непринятием   должных  мер  по  пресечению
   противоправных методов и форм осуществления предвыборной  агитации
   со стороны избирательных комиссий, правоохранительных органов.
       Отдельные недостатки в организации и  проведении  предвыборной
   агитации    стали    следствием    несовершенства   избирательного
   законодательства.
       Центральная избирательная   комиссия   Российской   Федерации,
   руководствуясь статьями 22,  37 -  43,  45,  47,  48  Федерального
   закона  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права на
   участие в референдуме граждан Российской Федерации", постановляет:
       1. Направить   избирательным  комиссиям  субъектов  Российской
   Федерации для ознакомления и  использования  в  работе  Записку  о
   практике   применения   законодательства,   регулирующего  порядок
   проведения предвыборной агитации  в  ходе  дополнительных  выборов
   депутатов  Государственной  Думы  Федерального Собрания Российской
   Федерации, выборов  в  органы  государственной  власти   субъектов
   Российской    Федерации    и    органы   местного   самоуправления
   (Приложение 1).
       Избирательным комиссиям   субъектов  Российской  Федерации  по
   итогам прошедших в 1997 - 1998 годах  выборов  проанализировать  и
   обобщить   практику   применения  законодательства,  регулирующего
   порядок  проведения  предвыборной  агитации,  ее   финансирования,
   освещения избирательного процесса в СМИ и принять необходимые меры
   по устранению выявленных недостатков.
       2. В   сентябре  1998  года  рассмотреть  вопрос  о  проблемах
   применения  законодательства,  регулирующего  порядок   проведения
   предвыборной  агитации,  с  участием  руководителей  избирательных
   комиссий субъектов Российской Федерации,  контрольно - ревизионных
   служб  при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации,
   а    также     представителей     заинтересованных     федеральных
   государственных   органов,  Союза  журналистов  России  и  СМИ  на
   совещании в городе Москве.
       3. Рекомендовать  избирательным комиссиям субъектов Российской
   Федерации  укрепить  группы  контроля  за  ведением   предвыборной
   агитации,  в связи с чем внести изменения и дополнения в положения
   об  этих  группах,  вменив  им  в  обязанность  контроль  за  всем
   процессом   проведения  предвыборной  агитации,  а  также  усилить
   контрольно - ревизионные службы и более эффективно использовать их
   возможности   по   осуществлению   контроля   за  формированием  и
   расходованием    средств    избирательных    фондов    кандидатов,
   избирательных  объединений,  избирательных блоков,  в том числе на
   проведение предвыборной агитации.
       4. Избирательным   комиссиям  субъектов  Российской  Федерации
   обеспечить реализацию требований статьи 47 Федерального закона "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме  граждан   Российской   Федерации"   о   представлении
   учреждениями банков - держателями специальных избирательных счетов
   кандидатов,  избирательных   объединений,   избирательных   блоков
   информации  о  поступлении  и  расходовании  средств избирательных
   фондов, а также о ее своевременном направлении в СМИ.
       5. Обратить   внимание   лиц,   замещающих  государственные  и
   муниципальные должности,  государственных и муниципальных служащих
   на   необходимость  строгого  соблюдения  требований  федерального
   законодательства о запрете на их участие в проведении предвыборной
   агитации  при  исполнении  ими  своих  должностных  или  служебных
   обязанностей.
       6. Обратить    внимание   средств   массовой   информации   на
   необходимость   четкого   соблюдения    требований    федерального
   законодательства,  предусматривающего  их  участие в избирательной
   кампании  как  субъектов,   призванных   обеспечить   предвыборную
   агитацию зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений,
   избирательных блоков исключительно за счет средств соответствующих
   избирательных фондов.
       Рекомендовать избирательным  комиссиям  субъектов   Российской
   Федерации   систематически  организовывать  пресс  -  конференции,
   брифинги,  оперативно  информировать  журналистов  об   актуальных
   проблемах  практики  применения  избирательного законодательства и
   мерах,  принимаемых по фактам  нарушения  этого  законодательства.
   Совместно  с  региональными организациями Союза журналистов России
   осуществлять   мероприятия   по   повышению   правовой    культуры
   журналистов, занимающихся освещением выборов и референдумов.
       7. Просить  Генерального   прокурора   Российской   Федерации,
   министра  внутренних  дел  Российской  Федерации  дать необходимые
   указания  об  усилении   надзора   и   контроля   за   исполнением
   федерального  и регионального избирательного законодательства,  об
   осуществлении мер по предупреждению и  пресечению  преступлений  и
   административных    правонарушений,    связанных   с   проведением
   избирательных кампаний,  оперативно представлять  в  избирательные
   комиссии  субъектов Российской Федерации информацию об имеющихся в
   этих органах фактах нарушения законодательства о выборах.
       Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации принять
   меры по укреплению взаимодействия с  правоохранительными  органами
   на местах.
       8. Обратиться к  Государственной  Думе  Федерального  Собрания
   Российской Федерации с предложением поддержать при рассмотрении во
   втором чтении проектов Федеральных законов "О внесении изменений и
   дополнений    в   Федеральный   закон   "Об   основных   гарантиях
   избирательных прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской  Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы
   Федерального Собрания Российской Федерации" поправки, направленные
   на     обеспечение     соблюдения     установленных    федеральным
   законодательством правил проведения  предвыборной  агитации  и  ее
   финансирования  (Приложение  2),  а также ускорить принятие нового
   Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях,
   включив в него подготовленные с участием Центральной избирательной
   комиссии   Российской   Федерации   поправки,    предусматривающие
   административную  ответственность  кандидатов,  зарегистрированных
   кандидатов,  избирательных  объединений,   избирательных   блоков,
   средств   массовой   информации,  граждан  и  юридических  лиц  за
   нарушение правил проведения предвыборной агитации.
       9. Опубликовать  настоящее  Постановление  в  журнале "Вестник
   Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

                                             Председатель Центральной
                                               избирательной комиссии
                                                 Российской Федерации
                                                        А.В.ИВАНЧЕНКО

                                                Секретарь Центральной
                                               избирательной комиссии
                                                 Российской Федерации
                                                         А.А.ВЕШНЯКОВ






                                                         Приложение 1
                                          к Постановлению Центральной
                                               избирательной комиссии
                                                 Российской Федерации
                                      от 26 мая 1998 г. N 147/1037-II

                                ЗАПИСКА
                 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
         О ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ХОДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
          ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
             ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНЫ
                        МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

       Прошедшие федеральные и региональные избирательные кампании по
   выборам  органов  государственной власти и местного самоуправления
   показали,  что  избирательные  объединения,  избирательные  блоки,
   кандидаты,  их  уполномоченные  представители  и  доверенные лица,
   используя предоставленные избирательным  законодательством  права,
   стали  более  широко и целенаправленно вести предвыборную агитацию
   за  либо  против  избрания  выдвинутых  и   зарегистрированных   в
   установленном  порядке  кандидатов  (списков  кандидатов) в органы
   государственной  власти  и  местного  самоуправления.   При   этом
   субъекты  агитационной  деятельности  используют  практически  все
   формы  агитационной  работы,  предусмотренные  законом.   Наиболее
   активно  агитационная  работа  ведется  с  использованием  средств
   массовой  информации  (СМИ).  Новый  импульс   эти   избирательные
   действия  получили  с  принятием  базового Федерального закона "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме  граждан  Российской  Федерации"  (далее - Федеральный
   закон).
       Вместе с  тем поступившие в Центральную избирательную комиссию
   Российской Федерации жалобы и заявления  участников  избирательных
   кампаний,   а   также   материалы  центральной  и  местной  прессы
   свидетельствуют   о   многочисленных    нарушениях    действующего
   законодательства  об  условиях  и  порядке проведения предвыборной
   агитации.
       Анализ документов, изучение предвыборной агитационной практики
   избирательных объединений,  блоков, отдельных кандидатов, групп их
   поддержки в избирательных округах и отдельных территориях, а также
   работы СМИ,  связанной с  обнародованием  агитационных  материалов
   участников      избирательных     кампаний     показывает,     что
   распространенными являются следующие нарушения законодательства  о
   предвыборной агитации.
       Избирательными объединениями,    блоками,    кандидатами     и
   отдельными  электронными  СМИ и периодическими печатными изданиями
   не соблюдаются  установленные  избирательным  законодательством  и
   инструкциями  избирательных  комиссий  временные  рамки проведения
   предвыборной  агитации.  Вопреки  требованиям   закона   отдельные
   кандидаты  и  заинтересованные лица ведут предвыборную агитацию до
   официальной   регистрации   в   качестве   кандидата,   проведения
   жеребьевки  и  утверждения соответствующей избирательной комиссией
   графика предоставления эфирного  времени,  печатной  площади  либо
   накануне  и  даже  в  день выборов,  то есть в запрещенный законом
   период.
       Так, в  период  избирательной  кампании  по выборам Президента
   Чувашской Республики  республиканская  пресса  начала  публиковать
   агитационные по своему содержанию материалы задолго до регистрации
   кандидатов.  По этому поводу  Центральная  избирательная  комиссия
   республики приняла специальное обращение к СМИ.
       Аналогичное положение сложилось ныне в Республике Бурятия, где
   выборы  Президента  и  парламента  назначены  на  21 июня.  Однако
   республиканские газеты "Правда Бурятии",  "Версия",  "Все для Вас"
   уже  развернули  агитационную  кампанию в поддержку предполагаемых
   кандидатов на пост Президента.
       На улицах города Нижний Новгород менее чем за сутки до  начала
   голосования  развешивались агитационные растяжки с фамилией одного
   из кандидатов на должность мэра  города  В.Н.  Горина,  в  его  же
   поддержку  показывалась телереклама нижегородскими телекомпаниями.
   А другой кандидат в мэры,  Д.И.  Бедняков, в день выборов 29 марта
   1998  года  лично  выступал  на  телеканале  "Диалог" и критиковал
   своего соперника В.Н. Горина.
       Характерным практически  для   всех   избирательных   кампаний
   является игнорирование кандидатами,  избирательными объединениями,
   блоками требований статьи 43 Федерального закона, то есть выпуск и
   распространение  печатных  агитационных  материалов  без  выходных
   данных  (анонимных  материалов)  либо   материалов   с   неполными
   выходными   данными.  Подобные  нарушения  создают  неограниченные
   возможности для неконтролируемого использования денежных средств в
   агитационной   деятельности   в   пользу   отдельных   кандидатов,
   избирательных объединений, блоков.
       Например, в    период    проведения    выборов     губернатора
   Красноярского  края  в крае распространялась брошюра "Знакомство с
   А.И.  Лебедем",  не содержащая установленных законом данных.  Этот
   факт  был предметом рассмотрения Большемуртинского районного суда,
   постановлением   которого   распространитель   данной    продукции
   привлечен   к   административной   ответственности.  Избирательная
   комиссия Красноярского края вынесла решение,  которым предупредила
   А.И.  Лебедя и Красноярское региональное отделение общероссийского
   общественного  движения   "Честь   и   Родина"   о   необходимости
   прекращения распространения незаконных агитационных материалов.
       Аналогичные нарушения имели место в  агитационных  материалах,
   распространенных  в  Пензенской  области  - в пользу кандидатов на
   должность   главы   администрации    области    В.К.    Бочкарева,
   А.С. Калашникова,  А.Ф.  Ковлягина,  в  городе  Москве  - в пользу
   Н.М. Московченко,  баллотировавшегося в Московскую городскую думу,
   О.В. Сотникова,  кандидата   в   депутаты   Государственной   Думы
   Федерального  Собрания   Российской   Федерации   по   Орехово   -
   Борисовскому избирательному округу N 197, в Хабаровском крае - при
   проведении выборов в краевую Думу,  а  также  в  других  субъектах
   Российской Федерации.
       В ряде  случаев  печатные  агитационные  материалы в поддержку
   зарегистрированных    кандидатов,    избирательных    объединений,
   избирательных  блоков выпускались общественными объединениями,  не
   являющимися избирательными объединениями,  частными лицами  не  за
   счет средств соответствующих избирательных фондов.
       Отдельные кандидаты,  избирательные  объединения  в  нарушение
   требований   закона   не  представляют  в  избирательные  комиссии
   экземпляров выпущенных ими  агитационных  печатных  материалов,  а
   избирательные    комиссии    не    предъявляют   к   ним   должной
   требовательности.
       В Удмуртской   Республике,  Пензенской  области,  Красноярском
   крае,  в ряде  других  субъектов  Российской  Федерации  некоторые
   органы местного самоуправления не устанавливают специальные стенды
   (места)  для  вывешивания  агитационных  печатных  материалов   на
   территории каждого избирательного участка, а исполнение требования
   закона   об   обеспечении   каждому   кандидату,    избирательному
   объединению,  избирательному блоку равных площадей для вывешивания
   (расклейки)  агитационных  материалов  избирательными   комиссиями
   практически  не контролируется.  Крайне редки случаи привлечения к
   административной  ответственности   за   умышленное   уничтожение,
   повреждение  портретов  кандидатов  в  депутаты  или кандидатов на
   выборную должность,  листовок с их биографиями и иных агитационных
   материалов, вывешенных в установленном порядке.
       Наиболее грубые нарушения  избирательного  законодательства  в
   период агитационной кампании связаны с фактами подкупа избирателей
   отдельными  кандидатами,   избирательными   объединениями,   иными
   организациями  прямо  или  косвенно  участвующими  в  предвыборной
   агитации.
       Избирательной комиссией  Камчатской  области  установлен  факт
   передачи  28  марта  текущего  года  подарков  и призов стоимостью
   6425 рублей  коллективу  Камчатского  театра  драмы  и  комедии  и
   участникам   спортивного   праздника   "Камчатская  лыжня"  бывшим
   заместителем  Председателя  Правительства   Российской   Федерации
   А.Х. Заверюхой,  кандидатом  в  депутаты  Государственной  Думы по
   Камчатскому избирательному округу N 87.
       Окружной избирательной  комиссией  по  выборам  главы местного
   самоуправления города Нижнего Новгорода установлены многочисленные
   случаи    обещания    кандидатами   на   должность   мэра   города
   Д.И. Бедняковым и А.А.  Климентьевым передачи избирателям денежных
   средств,   других   материальных   благ,  а  также  предоставление
   избирателям услуг на  условиях,  не  соответствующих  закону.  Эти
   документированные  факты  явились одним из серьезных оснований для
   признания  окружной  избирательной  комиссией  по  выборам   главы
   местного   самоуправления  города  Нижнего  Новгорода  результатов
   выборов главы местного самоуправления  города  Нижнего  Новгорода,
   состоявшихся 29 марта 1998 года, недействительными.
       Факты применения    запрещенных    законом   приемов   ведения
   предвыборной агитации,  связанных с  подкупом  избирателей,  имели
   место и при проведении дополнительных выборов депутата в Орехово -
   Борисовском избирательном округе  N  197,  город  Москва.  Так,  в
   расклеенных штабом кандидата И.С. Силаева листовках значилось, что
   штаб окажет всем желающим бесплатную медицинскую либо  юридическую
   помощь.  А  по  местному  кабельному  телевидению сам И.С.  Силаев
   обещал материальную помощь инвалидам.
       Установлены факты  подкупа  и  даже  шантажа  избирателей  при
   досрочном голосовании в городе  Алапаевске  и  Октябрьском  районе
   города    Екатеринбурга    при    проведении   выборов   депутатов
   Законодательного Собрания Свердловской области,  на основании чего
   Избирательная   комиссия   области   приняла   решение  об  отмене
   результатов досрочного голосования в указанных районах.
       Серьезные замечания  вызывают  многочисленные  отступления  от
   требований  избирательного   законодательства   при   формировании
   избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, блоков
   и   их   использовании   в   целях   финансирования   предвыборных
   агитационных мероприятий.
       При проведении дополнительных выборов депутата Государственной
   Думы   по   Бирскому   избирательному   округу   N  3,  Республика
   Башкортостан,  не все кандидаты создали собственные  избирательные
   фонды.  Кандидаты,  избирательные  объединения,  блоки в отдельных
   случаях "забывают" сообщить  в  избирательные  комиссии  реквизиты
   открытых  ими счетов в учреждениях банков либо открывают счета без
   уведомления  избирательной  комиссии.  Банки  -  держатели   счета
   избирательного  фонда неудовлетворительно выполняют возложенную на
   них законом обязанность периодически предоставлять в избирательную
   комиссию,   зарегистрировавшую   кандидата   (список  кандидатов),
   информацию о поступлении и расходовании  средств,  находящихся  на
   счете  данного  кандидата,  избирательного объединения,  блока.  А
   избирательные   комиссии    не    всегда    предъявляют    должную
   требовательность  к  учреждениям  банков,  слабо взаимодействуют с
   ними.  При  таких  обстоятельствах  избирательные  комиссии  не  в
   состоянии  качественно  выполнять  требования  пункта 14 статьи 47
   Федерального закона о периодическом направлении в СМИ  сведений  о
   поступлении   и  расходовании  средств  избирательных  фондов  для
   опубликования,  что приводит к нарушению  принципа  гласности  при
   проведении выборов.
       Все более  широкое  распространение  приобретает   организация
   кандидатами в рамках агитационных мероприятий бесплатных концертов
   с выступлениями профессиональных артистов.  К этой форме  агитации
   прибегли,  например,  кандидат  на  должность  главы администрации
   Красноярского  края  А.И.  Лебедь,  кандидат  на  должность  главы
   администрации   Пензенской  области  В.К.  Бочкарев,  кандидаты  в
   депутаты Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации Ю.В. Садыков, И.С. Силаев, О.В. Сотников и другие.
       Результаты выборов мэра города Улан - Удэ обжалованы в суд  на
   предмет  признания  выборов недействительными из-за многочисленных
   фактов использования отдельными кандидатами  денежных  средств  на
   проведение    предвыборных    агитационных    мероприятий,   минуя
   избирательные  фонды.  Избирательные  комиссии,  их  контрольно  -
   ревизионные   службы,   правоохранительные   органы   не   приняли
   необходимых  мер   по   установлению   источников   финансирования
   указанных   агитационных   мероприятий.   Они,   как  правило,  не
   контролируют действия СМИ по  предоставлению  кандидатам  платного
   эфирного  времени  и печатных площадей для предвыборной агитации и
   соответствие оплаты этих услуг из средств избирательных фондов.
       Нередки факты    злоупотребления    кандидатами   правами   на
   проведение  предвыборной  агитации.  Закон   запрещает   агитацию,
   возбуждающую социальную,  расовую, национальную ненависть и вражду
   и другие формы злоупотребления свободой массовой информации.
       Так, кандидат на должность  президента  Чувашской  Республики,
   председатель  парламента  и лидер республиканской организации КПРФ
   В.С.  Шурчанов  на  встрече  с   избирателями   АО   "Текстильмаш"
   (г. Чебоксары) заявил,  что в республике осуществляется геноцид по
   отношению к коренному народу,  состояние  экономики  и  социальной
   сферы   создают   "условия  для  вымирания  собственного  народа".
   Центральная   избирательная    комиссия    Чувашской    Республики
   ограничилась  предупреждением  кандидата  о необходимости строгого
   соблюдения закона при проведении  предвыборной  агитации.  Попытки
   разыграть "русскую карту" при проведении предвыборных агитационных
   мероприятий  через  СМИ  предпринимаются  в  Республике  Марий  Эл
   представителями местной организации ЛДПР.
       Избирательным комиссиям   не  удалось  пресечь  факты  ведения
   предвыборной агитации лицами,  которым законом запрещена  подобная
   деятельность.   При  проведении  выборов  мэра  Нижнего  Новгорода
   открытую агитацию через СМИ вел губернатор области И.П.  Скляров в
   поддержку   кандидатуры   В.А.   Горина.   При  выборах  депутатов
   Московской  городской  Думы  и  дополнительных  выборах   депутата
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от
   Орехово - Борисовского избирательного округа N 197  выступления  с
   элементами агитации допускал мэр Москвы Ю.М.  Лужков, и Московская
   городская избирательная  комиссия  обратилась  к  мэру  столицы  с
   предложением  воздержаться  от  выступлений,  которые могут носить
   агитационный  характер.  Аналогичное  обращение  было   направлено
   комиссией  в адрес Председателя Правительства Российской Федерации
   В.С.  Черномырдина   в   связи   с   участием   некоторых   членов
   Правительства  в  предвыборных мероприятиях.  Агитацию в поддержку
   одного из кандидатов на должность мэра  Ижевска  вели  руководящие
   лица  Удмуртской Республики;  в Красноярском крае демонстрировался
   видеофильм в поддержку кандидата на должность главы  администрации
   края   П.В.  Романова,  где  в  качестве  участников  предвыборной
   агитации выступали депутаты - руководители  комитетов  и  комиссий
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
       За несколько  дней  до  выборов главы администрации Пензенской
   области была распространена восьмиполосная  газета  "Международный
   клуб   губернаторов   и   мэров"   под   номером  1  (хотя  газета
   зарегистрирована  еще  14  мая  1997  года),  целиком  посвященная
   заслугам  одного  из  кандидатов  в губернаторы Пензенской области
   А.Ф.  Ковлягина.  На   центральном   развороте   газеты   помещены
   агитационные  выступления  первых  руководителей  восьми субъектов
   Российской Федерации в его поддержку.
       С точки зрения  действующего  избирательного  законодательства
   весьма  спорными  являются  имеющие место агитационные выступления
   религиозных деятелей.  Так,  кандидатуру того же А.Ф.  Ковлягина в
   ряде  газет,  а  также  в отдельной листовке поддержал архиепископ
   Пензенский и Кузнецкий Серафим.
       Отдельные избирательные     объединения    изобретают    самые
   разнообразные   методы   предвыборной   агитации,   противоречащие
   законодательству.    Так,    установленные    на   улицах   города
   Екатеринбурга еще в 1997 году по заказу общественного  объединения
   "Наш  дом  -  наш  город"  щиты наружной социальной рекламы "Кроме
   нас - некому",  "Время думать о людях..." после регистрации данным
   общественным  объединением  списка  своих  кандидатов  в  депутаты
   Законодательного   Собрания   Свердловской   области    претерпели
   существенные изменения: со щитов исчезли надписи "Защитим тишину",
   "Надо работать!",  "Будем рожать!",  "Будем помнить", а вместо них
   появились  надписи  "12 апреля - выборы в Законодательное Собрание
   Свердловской области", "Собственные силы - надежная опора" (лозунг
   избирательного объединения "Наш дом - наш город"),  "Избирательное
   объединение "Наш дом - наш город",  "Время думать о  людях...",  а
   также  изображение  символа  данного  избирательного  объединения.
   Такая метаморфоза превратила прежние  щиты  социальной  рекламы  в
   политическую   предвыборную   рекламу.  Таким  образом,  средства,
   вложенные в социальную рекламу,  стали мощной поддержкой одного из
   избирательных объединений.
       Заслуживают осуждения    отдельные    агитационные   листовки,
   газетные  материалы,  выступления  кандидатов,  содержащие  грубые
   выпады  и  голословные  обвинения  в  аморальных  и противоправных
   поступках в  адрес  своих  оппонентов,  оскорбляющие  их  честь  и
   достоинство.  Так,  1  февраля  текущего года Президент Республики
   Ингушетия Р.С.  Аушев перед многотысячной аудиторией  телезрителей
   позволил   себе   оскорбительные   высказывания,   обвинив   своих
   оппонентов "в сборе подписей избирателей за подачки",  в том,  что
   они  "возможно  состоят в агентах спецслужб",  а также в том,  что
   "каждый кандидат  брал  взятки".  По  этому  поводу  шесть  других
   кандидатов  на должность Президента Республики Ингушетия выступили
   с публичным заявлением.
       Серьезные замечания   вызывают   и   действия    (бездействие)
   отдельных  СМИ  как  участников избирательных действий.  Некоторые
   государственные и муниципальные  телерадиокомпании,  периодические
   печатные  издания  нарушают  принцип  равных  условий предвыборной
   деятельности,  отдавая явное  предпочтение  отдельным  кандидатам,
   избирательным  объединениям  и блокам.  Имеются факты уклонения от
   публичного  декларирования  в  установленные  сроки   тарифов   за
   предоставление   платного   эфирного   времени,  печатной  площади
   участникам агитационной деятельности.
       Некоторые избирательные    комиссии    субъектов    Российской
   Федерации, муниципальных образований не обеспечивают обнародования
   перечня  СМИ,  обязанных  предоставлять кандидатам,  избирательным
   объединениям,  блокам бесплатное эфирное время,  печатные  площади
   для  целей  предвыборной  агитации.  До  сих пор имеют место факты
   отказа отдельными СМИ кандидатам в предоставлении предусмотренного
   законом  эфирного времени и печатной площади на бесплатной основе.
   Такие факты допускали ГТРК Ямало - Ненецкого  автономного  округа,
   ГТРК  "Ингушетия".  Кандидатам  в  Президенты Республики Ингушетия
   свое законное право  на  бесплатный  эфир  пришлось  отстаивать  в
   Верховном Суде республики.  Однако и решение Верховного Суда долго
   не  выполнялось  руководством  ГТРК  "Ингушетия",   о   чем   семь
   "обиженных"   кандидатов   сообщили  в  Центральную  избирательную
   комиссию Российской Федерации.
       Отдельные СМИ,  участвуя  в освещении избирательного процесса,
   обнародуют информацию,  наносящую  ущерб  чести,  достоинству  или
   деловой  репутации  зарегистрированных  кандидатов,  не заботясь о
   предоставлении реальной возможности опубликовать,  передать в эфир
   до   окончания   агитационной   кампании   опровержение  или  иное
   разъяснение кандидатам, чьи честь и достоинство задеты.
       Так, первый  канал Общественного российского телевидения (ОРТ)
   накануне  выборов  в  передаче  "Человек  и  закон"   сообщил   не
   соответствующую  действительности  информацию,  порочащую  честь и
   достоинство мэра  города  Пензы  А.С.  Калашникова,  кандидата  на
   должность главы администрации области.
       СМИ не   всегда   соблюдают   предусмотренные    статьей    37
   Федерального  закона  условия  опубликования  результатов  опросов
   общественного  мнения.  В  частности,   требования   этой   статьи
   игнорировались  СМИ,  действующими  на  территории  города  Нижний
   Новгород, при проведении выборов мэра города.
       Имеют место случаи,  когда расходы  на  предвыборную  агитацию
   покрываются  не  из  избирательного  фонда  кандидата,  а  из иных
   источников.  Так,  выпуск  газеты  "Вместе"  N  10  целиком  носил
   агитационный   характер   в   поддержку   кандидата   в   депутаты
   Государственной Думы Федерального  Собрания  Российской  Федерации
   Ю.В.   Садыкова  (Бирский  избирательный  округ  N  3,  Республика
   Башкортостан).  Типографские расходы на выпуск этого номера газеты
   составили  1300  рублей.  Оплата  этих  расходов из избирательного
   фонда кандидата не производилась.
       Аналогичное нарушение,  но на более крупную сумму, имело место
   при выборах  главы  администрации  Липецкой  области.  Специальный
   выпуск  общероссийской  газеты "Советская Россия" тиражом 180 тыс.
   экземпляров  с  материалами  в  поддержку  одного  из   кандидатов
   О.П. Королева,   распространенный   в  Липецкой  области,  оплачен
   редакцией газеты, а не из избирательного фонда кандидата.
       Приведенные факты являются  грубым  нарушением  избирательного
   законодательства,  которое  может  повлечь  суровые  последствия -
   вплоть до  снятия  кандидата  с  регистрации  или  даже  признания
   избрания кандидата недействительным.
       Оправдывая свою  позицию,  главный редактор "Советская Россия"
   В.В. Чикин пишет:
       "Печатание специальных  выпусков  нашей  газеты  для  регионов
   России  осуществляется  систематически.  Делаем  мы  это  за  счет
   собственных  средств...  и  сами определяем,  кого поддерживать из
   кандидатов...  В частности,  Липецкий спецвыпуск мы оплатили...  В
   связи   с   вышеизложенным  не  находим  оснований  ставить  перед
   Королевым О.П.  и штабом  его  избирательной  кампании  вопрос  об
   оплате указанного выпуска газеты".
       Между тем    законодательство,    регулирующее    предвыборную
   агитацию,  рассматривает СМИ  лишь  как  средство,  обеспечивающее
   ведение  предвыборной  агитации  зарегистрированными  кандидатами,
   избирательными объединениями,  избирательными блоками на условиях,
   предусмотренных законом и инструкциями избирательных комиссий.
       Вместе с тем имеется немало регионов,  где работа СМИ  ведется
   профессионально,    эффективно,    без    нарушений   действующего
   законодательства.  Например,  значительный   опыт   взаимодействия
   избирательных комиссий со СМИ накоплен в Ростовской области. Здесь
   разработан и  осуществляется  комплекс  мероприятий  по  повышению
   правовой  культуры журналистов,  занимающихся освещением выборов и
   обеспечением    предвыборной    агитации.     Такая     предметная
   целенаправленная  работа  явилась  одним из существенных слагаемых
   успешного проведения выборов в  органы  государственной  власти  и
   местного    самоуправления    области.   Этот   опыт   заслуживает
   внимательного изучения и распространения.
       Положительные результаты сотрудничества избирательных комиссий
   и СМИ имеются также в городе Санкт  -  Петербурге,  в  Республиках
   Татарстан, Адыгея, Мордовия, Краснодарском и Ставропольском краях,
   Костромской,  Курганской,  Ульяновской областях и некоторых других
   субъектах Российской Федерации.
       Тем не  менее  вопросы  освещения  выборов,  участия   СМИ   в
   обеспечении  предвыборной  агитации  остаются  в  центре  внимания
   общественности,  а  допущенные  факты  нарушения  законодательства
   вызывают   острую   реакцию  участников  избирательного  процесса.
   Достаточно сказать,  что примерно две  трети  жалоб  и  заявлений,
   поступающих в избирательные комиссии, связаны с освещением выборов
   и ведением предвыборной агитации.
       Отмеченные выше нарушения норм законодательства о предвыборной
   агитации  во   многом   объясняются   недооценкой   избирательными
   комиссиями этого направления работы. Избирательные комиссии многих
   субъектов Российской Федерации не сумели организовать  планомерную
   эффективную работу своих вспомогательных структур - групп контроля
   за  соблюдением  участниками  избирательного  процесса  порядка  и
   правил  проведения  предвыборной  агитации  в  СМИ,  контрольно  -
   ревизионных служб.
       Часть недостатков  в  организации  и  проведении  предвыборной
   агитации - следствие несовершенства  правовых  норм,  регулирующих
   правоотношения   в   этой   чувствительной  сфере.  Федеральное  и
   региональное  законодательство,  регламентирующее  эти   процессы,
   несмотря    на    неоднократные   изменения,   остается   сложным,
   противоречивым,  допускающим  различные  трактовки.  Это   создает
   дополнительные  трудности и порождает ошибки в правоприменительной
   деятельности участников избирательного процесса.
       Представляется необходимым  более  обоснованно определить круг
   телерадиокомпаний  и  периодических  печатных  изданий,  обязанных
   предоставлять   бесплатное   эфирное   время  и  печатные  площади
   участникам  предвыборной  агитации,   определить   рамки   участия
   негосударственных  СМИ  в  избирательных  кампаниях.  Все  еще  за
   пределами  правового  регулирования  остается  порядок  и   объемы
   участия   в   предвыборной   агитации   общественных  объединений,
   политических партий, движений, юридических лиц, отдельных граждан,
   особенно  через  СМИ.  Вызывает  серьезные сомнения обоснованность
   запрета на  ведение  предвыборной  агитации  должностным  лицом  и
   служащим  государственных  и муниципальных органов.  Следовало бы,
   наконец,  упорядочить  участие  СМИ  в  агитационном  процессе   в
   избирательных кампаниях различного уровня.  Есть и другие вопросы,
   нуждающиеся  в   более   детальном   правовом   регулировании   на
   федеральном уровне.
       Отдельные проблемы,  недостатки  в  обеспечении   предвыборной
   агитации  вызваны  поверхностным  и  противоречивым регулированием
   связанных с ней вопросов на уровне субъектов Российской Федерации.
   Обратимся  к  Закону  Красноярского края о выборах губернатора.  В
   этом документе неправомерно сужен  круг  органов  и  лиц,  которым
   запрещено  проводить  предвыборную  агитацию,  отсутствуют  нормы,
   регулирующие вопросы агитации в периодических печатных изданиях. К
   сожалению,  принятая  Избирательной  комиссией  края Инструкция по
   этому вопросу тоже не решает проблемы.  В  нарушение  Федерального
   закона  она  не  предусматривает  право  кандидатов  на бесплатные
   печатные площади.  В то же  время,  вопреки  Федеральному  закону,
   право   выпуска  агитационных  печатных  материалов  предоставлено
   гражданам и общественным объединениям.  Между тем реализация  этой
   нормы  способна привести к полной потере избирательными комиссиями
   контроля  за  финансированием  предвыборной  агитации.  В   законе
   отсутствуют сроки проведения агитации через СМИ.
       Серьезные претензии  избирателей,  других  участников  выборов
   вызывают   действия  правоохранительных  органов  и  прежде  всего
   органов прокуратуры,  главная задача которых осуществлять от имени
   государства  надзор за точным исполнением законов,  восстановление
   нарушенных прав и привлечение виновных к  ответственности.  Многие
   прокуроры неохотно занимаются жалобами,  связанными с выборами,  а
   меры прокурорского реагирования часто запаздывают.
       В последние  годы более заметным стал вклад судов в разрешение
   сложных избирательных споров.  Тем не  менее  некоторые  замечания
   можно  и  нужно  адресовать  и им.  Судам недостает оперативности.
   Сокращенные сроки  рассмотрения  жалоб  участников  избирательного
   процесса,    предусмотренные    избирательным   законодательством,
   выдерживаются ими далеко не всегда.  Иногда по  идентичным  фактам
   судами принимаются взаимоисключающие решения (районные суды города
   Санкт - Петербурга).
       Хотя органы  внутренних  дел  несколько  и активизировали свою
   помощь избирательным  комиссиям  по  пресечению  фактов  нарушения
   избирательного  законодательства  в ряде регионов,  однако в целом
   еще далеко не полностью используют свои  широкие  возможности  для
   предотвращения  нарушений законодательства о предвыборной агитации
   и привлечения виновных к ответственности.
       Проведенный анализ   правоприменительной  практики  в  области
   предвыборной  агитации  требует  значительного  усиления  внимания
   избирательных  комиссий всех уровней,  других участников выборов и
   правоохранительных органов к этой сфере.

                                   Центральная избирательная комиссия
                                                 Российской Федерации






                                                         Приложение 2
                                          к Постановлению Центральной
                                               избирательной комиссии
                                                 Российской Федерации
                                      от 26 мая 1998 г. N 147/1037-II

                              ПРЕДЛОЖЕНИЯ
          К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
        И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
          ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
                     ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

       1. Статью 40 Федерального закона дополнить новыми пунктами 6 и
   7 следующего содержания:
       "6. В информационных блоках телерадиокомпаний, подпадающих под
   действие  пункта  1  настоящей  статьи,  не  допускается  отдавать
   предпочтение какому бы то ни было  кандидату,  зарегистрированному
   кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том
   числе по времени освещения их агитационной деятельности.
       7. С момента регистрации кандидаты, занимающие государственные
   или муниципальные должности,  находящиеся на  государственной  или
   муниципальной  службе,  не  вправе  принимать участие в любых,  за
   исключением     информационных,     программах     на      каналах
   телерадиокомпаний,  подпадающих  под  действие  пункта 1 статьи 39
   настоящего   Федерального   закона,   иначе,   как   в    качестве
   зарегистрированных   кандидатов  и  с  соблюдением  установленного
   порядка предоставления эфирного времени.".
       2. В статье 43 Федерального закона:
       а) в  пункте  2  статьи  43  слова  "адреса  мест  жительства"
   заменить  словами  "места  жительства" и исключить из этого пункта
   второе предложение;
       б) дополнить  статью  новым пунктом 3,  перенеся в него второе
   предложение  пункта  1  статьи  43  и  включив   в   него   второе
   предложение:   "Вместе   с  данными  материалами  в  избирательную
   комиссию,  комиссию референдума  должны  быть  представлены  также
   сведения  о месте нахождения (месте жительства) организаций (лиц),
   изготовивших и заказавших эти материалы.";
       в) дополнить статью новым пунктом 4:
       "4. Распространение   агитационных   печатных   материалов   с
   нарушением  требований,  установленных  пунктами  2  и 3 настоящей
   статьи, запрещается.";
       г) пункты 3 - 5 считать соответственно пунктами 5 - 7.
       3. В пункте 4 статьи 45 Федерального закона слова  "с  момента
   их  регистрации  и  до опубликования результатов выборов" заменить
   словами "и  уполномоченные  представители,  а  также  организации,
   учредителями   и  членами  руководящих  органов  которых  являются
   вышеуказанные  организации  и   лица,   в   период   избирательной
   кампании".
       4. Статью 45 Федерального закона дополнить пунктами 7 и 8:
       "7. Правоохранительные   органы   обязаны  принимать  меры  по
   пресечению     противоправной      агитационной      деятельности,
   предотвращению  изготовления  и  изъятию  подложных  и  незаконных
   печатных,  аудиовизуальных   и   иных   агитационных   материалов,
   устанавливать   их   изготовителей  и  источник  оплаты,  а  также
   незамедлительно   информировать   соответствующую    избирательную
   комиссию о принятых мерах.
       8. В  случае   нарушения   телерадиокомпанией,   периодическим
   печатным  изданием  установленных  настоящим  Федеральным законом,
   федеральным конституционным законом,  иными федеральными законами,
   законом  субъекта Российской Федерации правил проведения агитации,
   соответствующая  избирательная  комиссия,   комиссия   референдума
   вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные
   органы  государственной  власти,  вырабатывающие   государственную
   политику в области средств массовой информации, с представлением о
   пресечении противоправной агитационной деятельности и  привлечении
   телерадиокомпании,     периодического    печатного    издания    к
   ответственности, установленной законодательством.".
       5. Пункт  11  статьи  47  Федерального  закона  после  первого
   предложения дополнить предложением:
       "Запрещается выполнение  работ,  реализация товаров,  оказание
   платных   услуг   без   документального   подтверждения   согласия
   кандидата,     зарегистрированного    кандидата,    избирательного
   объединения,  избирательного блока на их выполнение  и  оплату  из
   соответствующего избирательного фонда.".


                              ПРЕДЛОЖЕНИЯ
                К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ
          ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПРИНЯТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ
                          19 НОЯБРЯ 1997 ГОДА)

       1. В  статье  49  проекта пункт 3 считать пунктом 7 и изложить
   его в следующей редакции:
       "Телерадиокомпании, периодические    печатные    издания,   не
   подпадающие под действие пункта  1  настоящей  статьи,  вправе  на
   договорной  основе  предоставить  эфирное время,  печатную площадь
   зарегистрированным   кандидатам,    избирательным    объединениям,
   избирательным   блокам,   зарегистрировавшим   федеральные  списки
   кандидатов,  региональным группам кандидатов. Размер оплаты должен
   быть единым для всех зарегистрированных кандидатов,  избирательных
   объединений,  избирательных  блоков,  опубликован  соответствующей
   телерадиокомпанией, периодическим печатным изданием не позднее чем
   на двадцатый  день  после  официального  опубликования  решения  о
   назначении  выборов  и  представлен  в  Центральную  избирательную
   комиссию  Российской  Федерации  с   уведомлением   о   готовности
   выделения   эфирного   времени,   печатной  площади  избирательным
   объединениям,  избирательным  блокам,  в  избирательную   комиссию
   субъекта   Российской   Федерации   с  уведомлением  о  готовности
   предоставления     эфирного     времени,     печатной      площади
   зарегистрированным  кандидатам,  региональным  группам кандидатов.
   Оплата эфирного времени, печатной площади должна осуществляться на
   равных  условиях  исключительно  из  средств  избирательного фонда
   зарегистрированного   кандидата,    избирательного    объединения,
   избирательного   блока   и   производится  до  их  предоставления.
   Телерадиокомпании,  периодические печатные издания, не соблюдающие
   эти   требования,   не   вправе  предоставлять  зарегистрированным
   кандидатам,  избирательным  объединениям,   избирательным   блокам
   эфирное  время,  печатную площадь для целей предвыборной агитации.
   При этом  каждое  избирательное  объединение,  избирательный  блок
   вправе  получить  за плату эфирное время на каналах общероссийских
   телерадиокомпаний,  не подпадающих под  действие  пунктов  1  и  4
   настоящей статьи.".
       2. Статью  50  дополнить  пунктами  12,  13  и  14  следующего
   содержания:
       "12. В договорах на предоставление эфирного времени  за  плату
   должны  быть  указаны следующие условия:  вид (форма) предвыборной
   агитации,  дата  и  время   выхода   в   эфир,   продолжительность
   предоставляемого  времени,  размер  и порядок его оплаты,  права и
   обязанности    журналиста    (ведущего),    гарантия     участника
   неукоснительно  соблюдать требования действующего законодательства
   в ходе осуществления предвыборной агитации.
       13. Платежное поручение в  банк  об  оплате  эфирного  времени
   должно     быть    направлено    зарегистрированным    кандидатом,
   избирательным объединением, избирательным блоком не позднее чем за
   2  дня  до предоставления эфирного времени.  При нарушении данного
   условия    предоставление    эфирного    времени    на     каналах
   телерадиокомпаний   не  допускается.  Уполномоченный  банк  обязан
   произвести по данному поручению оплату в  день  приема  платежного
   поручения,  а  в случае внесения поручения после 12 часов текущего
   дня - до 12 часов следующего рабочего дня.
       14. В случае  если  в  ходе  использования  платного  эфирного
   времени    будут   нарушены   условия,   установленные   настоящим
   Федеральным законом,  телерадиокомпания вправе обратиться в суд  с
   требованием  о  расторжении  договора  на  предоставление эфирного
   времени либо расторгнуть такой  договор,  если  такая  возможность
   прямо   им   предусмотрена,   а   высвободившееся   эфирное  время
   использовать  по   своему   усмотрению,   за   исключением   целей
   предвыборной агитации.".
       3. В статье 53 пункты 2 и 3 заменить пунктами 2 - 4 следующего
   содержания:
       "2. Все  предвыборные   печатные,   аудиовизуальные   и   иные
   агитационные материалы должны содержать наименования и юридические
   адреса организаций (фамилии,  имена,  отчества и место  жительства
   лиц),   изготовивших   эти   материалы,  наименование  организации
   (фамилию,  имя,  отчество лица),  заказавшей  изготовление  данных
   материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.
       3. Экземпляры предвыборных  печатных  агитационных  материалов
   или  их копии должны официально представляться зарегистрированными
   кандидатами в  соответствующую  окружную  избирательную  комиссию,
   избирательными   объединениями,   избирательными   блоками   -   в
   избирательную  комиссию   субъекта   Российской   Федерации   либо
   Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее
   чем через 5 дней после их выпуска.  Вместе с данными материалами в
   избирательную  комиссию  должны быть представлены также сведения о
   месте   нахождения   (месте   жительства)    организаций    (лиц),
   изготовивших и заказавших эти материалы.
       4. Распространение  предвыборных  агитационных  материалов   с
   нарушением  требований,  установленных  пунктами  2  и 3 настоящей
   статьи, запрещается.".
       4. В статью 54 включить пункт 6 следующего содержания:
       "6. В  случае  нарушения   телерадиокомпанией,   периодическим
   печатным   изданием   правил   проведения  предвыборной  агитации,
   установленных  настоящим  Федеральным   законом,   соответствующая
   избирательная  комиссия  вправе  обратиться  в  правоохранительные
   органы,  суд,  исполнительные   органы   государственной   власти,
   вырабатывающие государственную политику в области средств массовой
   информации,   с   представлением   о   пресечении   противоправной
   агитационной   деятельности   и   привлечении   телерадиокомпании,
   периодического печатного издания к ответственности,  установленной
   федеральным законодательством.".
       5. В  пункте  18  первое  предложение  изложить  в   следующей
   редакции:
       "Граждане и  юридические  лица  вправе  оказывать   финансовую
   поддержку   деятельности,  способствующей  выдвижению  и  избранию
   кандидата,  зарегистрированного  кандидата,  федерального   списка
   кандидатов, только через соответствующие избирательные фонды.".
       Дополнить пункт  18  после  первого  предложения  предложением
   следующего содержания:
       "Запрещается выполнение работ,  реализация  товаров,  оказание
   платных   услуг   без   документального   подтверждения   согласия
   кандидата,    зарегистрированного    кандидата,     избирательного
   объединения,  избирательного  блока  на  их выполнение и оплату из
   соответствующего избирательного фонда.".
       Дополнить пункт  19  статьи  56 вторым и третьим предложениями
   следующего содержания:
       "Изготовление и   распространение   указанных  материалов  без
   такого согласия не допускается.  Указанные заказы  оплачиваются  и
   выполняются  только  после  открытия  специального  избирательного
   счета  кандидата,   избирательного   объединения,   избирательного
   блока.".



Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
Разное