Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ ОТ 03.03.98 N 05-07/2501 ОБЗОР РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДОХОДНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


        ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
                         ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

                             П И С Ь М О

                       от 03.03.98 N 05-07/2501


        Государственная налоговая   инспекция   по   Санкт-Петербургу
   направляет для применения в практической работе "Обзор разъяснений
   по вопросам    применения    законодательства     о     подоходном
   налогообложении".
        Ранее разосланные  в  РГНИ  следующие  методические  пособия:
   "Новое  о  подоходном  налоге"  -  письмо  ГНИ по СПб  от 11.06.97
   N 05-07/6898,  "Ценные  бумаги и подоходный налог" - письмо ГНИ по
   СПб  от  30.12.96  N  05-07/13564  и   "Налогообложение   доходов,
   получаемых   от  продажи  имущества  и  объектов  интеллектуальной
   собственности" - письмо  ГНИ  по  СПб  от  31.03.95  N  05-23/2278
   необходимо  применять  в  работе  с учетом уточнений и дополнений,
   изложенных в данном обзоре.
        Одновременно сообщаем,  что   указанный   обзор   разъяснений
   имеется в  электронной  версии  справочника  по подоходному налогу
   "DOSIE-802".
        С вопросами обращаться в отдел налогообложения физических лиц
   ГНИ по СПб (Земледельческая ул., 7/2).

   Приложение на 5 листах.

                                    Заместитель начальника инспекции,
                                   государственный советник налоговой
                                                     службы III ранга
                                                         В.И.Красавин


                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ
                                             к письму Государственной
                                                  налоговой инспекции
                                                  по Санкт-Петербургу
                                             от 03.03.98 N 05-07/2501

                          ОБЗОР РАЗЪЯСНЕНИЙ
         ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДОХОДНОМ
                  НАЛОГООБЛОЖЕНИИ (вопросы и ответы)


                     ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ В 1998 ГОДУ

        Последние уточнения  в действующее налоговое законодательство
   внесены изменениями и дополнениями N 5  от  8  декабря  1997  года
   инструкции ГНС  РФ  N  35 по применению Закона о подоходном налоге
   (официально опубликованы в "Российской  газете"  от  10-11  января
   1998  года  -  Ведомственное  приложение)  и  Федеральным  законом
   N 159-ФЗ  от  31  декабря  1997  года  (официально  опубликован  в
   "Российской газете" от 4 января 1998 года).

        ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 5 ИНСТРУКЦИИ N 35

        КАКОЙ ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ И ОТЧЕТА
        ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ В НОВОМ ГОДУ?

        С 1  января   1998   года   изменен   порядок   представления
   организациями и  иными работодателями сведений о выплачиваемых ими
   доходах гражданам.  Законодателями разработан механизм  применения
   тех изменений,  которые  были определены Федеральным законом от 28
   июня 1997 года N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в  Закон
   Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
        Эти уточнения определены изменениями и дополнениями N 5 от  8
   декабря 1997  года  инструкции  ГНС РФ N 35 по применению Закона о
   подоходном налоге.
        Новые положения  о  порядке  представления сведений о доходах
   граждан в налоговые органы по  подоходному  налогу  заключаются  в
   том, что начиная с этого года,  т.е.  по доходам 1998 года,  такие
   сведения в обязательном порядке должны будут представляться  всеми
   работодателями:
        - не по месту основной работы  граждан  -  ежеквартально,  не
   позднее первого  числа  второго  месяца,  следующего  за  отчетным
   кварталом.  Так,  например, с учетом новых требований за I квартал
   1998  года  такие  сведения должны будут представлены не позднее 1
   мая текущего года.  Обращаю внимание,  что законодательство теперь
   не  предусматривает  возможность представления таких сведений,  по
   согласованию  с  налоговыми  органами,  один  раз  в  год  по  его
   окончании;
        - по  месту  основной  работы  граждан  - один раз в год,  не
   позднее  первого  марта  года,   следующего   за   отчетным.   Эти
   принципиально  новые положения распространяются,  в том числе и на
   представительства иностранных юридических лиц в России.  В  строго
   обязательном   порядке   первый  раз  эти  сведения  должны  будут
   представлены не позднее 1 марта 1999 года.

        Вышеуказанные сведения  должны  представляться  на  магнитных
   носителях или  с использованием средств телекоммуникаций.  Порядок
   их представления в настоящее время разрабатывается Росналогслужбой
   и после   утверждения   будет   доведен  до  налоговых  органов  и
   организаций.
        И только  организации  и иные работодатели со среднесписочной
   численностью работающих до 100 человек включительно,  в том  числе
   работающих по совместительству и по договорам гражданско-правового
   характера, могут   представлять   такие   сведения   на   бумажных
   носителях. Но   эти  положения  не  относятся  к  профессиональным
   участникам рынка ценных бумаг, страховым и кредитным организациям.
   Они представляют такие  сведения  в  налоговые  органы  только  на
   магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникации.
        Однако необходимо подчеркнуть,  что несмотря на то, что новые
   положения о порядке представления  сведений  вступают  в  силу  по
   доходам,   полученным  в  1998  году,  налоговыми  органами  будет
   приветствоваться и оказываться всякое содействие в данном  вопросе
   при  представлении  таких сведений на всех работающих на магнитных
   носителях всеми работодателями и,  в том числе,  и по  доходам  за
   1997 год.
        При обращении  граждан  в   течение   года   с   просьбой   о
   предоставлении им  справок  о  начисленных  доходах  и исчисленном
   налоге организации должны их выдавать в  момент  обращения,  а  по
   итогам истекшего  года - не позднее 1 февраля года,  следующего за
   отчетным.
        Если физическим лицам начислен доход по прежнему месту работы
   после их увольнения,  то о  сумме  такого  дохода  и  исчисленного
   налога необходимо сообщать налоговому органу отдельно по форме N 3
   одновременно со сведениями по общей сумме начисленного дохода,  не
   позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
        Сведения о доходах физических лиц,  которым источником дохода
   были произведены  перерасчеты подоходного налога за предшествующие
   годы в   связи   с   уточнением   их    налоговых    обязательств,
   представляются не позднее первого числа второго месяца, следующего
   за кварталом, в котором произведен перерасчет по налогу.

        Также необходимо ежеквартально представлять в налоговый орган
   отчет об  итоговых  суммах  начисленных  доходов,  начисленных   и
   удержанных суммах налога по новой форме,  приведенной в приложении
   N 8 изменениями и дополнениями N 5 инструкции N 35.  Этот отчет  в
   течение  года  представляется  не  позднее  первого  числа второго
   месяца, следующего за отчетным кварталом, а по истечении года - не
   позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

        КАКИЕ УТОЧНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ В ИНСТРУКЦИЮ N 35, В ЧАСТНОСТИ
        ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ПРОЦЕНТОВ, НАЧИСЛЕННЫХ ПО БАНКОВСКИМ
        ВКЛАДАМ?

        Наряду с  новым  порядком  представления  сведений  и  отчета
   изменениями и дополнениями N 5 уточнены отдельные положения  самой
   инструкции N 35 по подоходному налогу.
        Так, например,  уточнено,   что   действие   соответствующего
   положения в  части  налогообложения  материальной выгоды (подпункт
   "н" пункта 8  инструкции)  теперь  распространяется  на  проценты,
   начисленные по договорам банковского вклада,  заключенным после 21
   января 1997 года.  Хотя  ранее  в  соответствии  с  изменениями  и
   дополнениями N  4  действие  этого подпункта распространялось и на
   проценты, начисленные по  договорам  банковского  вклада,  которые
   были продлены,  а также по вновь внесенным суммам на уже имеющиеся
   вклады и по которым изменялись  условия  о  размере  выплачиваемых
   процентов после 21 января 1997 года.
        Причем необходимо отметить,  что положения этого подпункта  в
   новой редакции введены в действие с 22 января 1997 года.

        КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ В ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ,
        ПОЛУЧЕННЫХ ПО ОПЕРАЦИЯМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ?

        Теперь в  соответствии  с  изменениями и дополнениями N 5 при
   получении физическими лицами доходов  по  операциям  купли-продажи
   ценных  бумаг  по  их  желанию  у  источника  выплаты дохода могут
   приниматься  к  зачету  расходы,  подтвержденные  документами   по
   приобретению  таких бумаг,  без применения тысячекратного вычета к
   валовому  доходу.   Номинальная   стоимость   ценных   бумаг   без
   соответствующего   документального   подтверждения   произведенных
   расходов по их приобретению к зачету не принимается. Эти положения
   применяются в отношении доходов, начисленных в 1997 году.

        КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ В ЧАСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
        НА ЛЬГОТУ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЬЯ?

        Уточнено отдельное положение порядка оформления документов на
   льготу при приобретении гражданами жилья.  Так,  в случае,  если в
   договоре купли-продажи   отсутствует   нотариально  удостоверенная
   запись, подтверждающая факт получения денежных средств  продавцом,
   то к  такому договору купли-продажи названных объектов должны быть
   приложены документы, подтверждающие оплату приобретенного объекта.
   Это  могут  быть  расписки  продавцов,  удостоверяющие передачу им
   покупателем  денежных  средств,  приходные   ордера   предприятий,
   учреждений,  организаций и иные документы. Данное новое требование
   вступило  в  силу  по  истечении  10   дней   после   официального
   опубликования,  т.е.  распространяется  на отношения,  возникшие в
   1998 году.

        КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ В ЧАСТИ ИСКЛЮЧЕНИЯ РАСХОДОВ
        ПО ДОХОДАМ, ПОЛУЧЕННЫМ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
        ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ ДОГОВОРАМ?

        В инструкции исключен второй абзац пункта  33,  определявший,
   что расходы,  непосредственно  связанные  с извлечением доходов от
   выполнения работ по гражданско-правовым договорам,  исключались из
   совокупного  дохода  граждан при подаче ими декларации в налоговый
   орган.  Исключение этого  положения  из  инструкции  позволяет  по
   доходам,  начисленным  по договорам гражданско-правового характера
   (в том числе договора-подряда), начиная с 1997 года, не включать в
   состав  совокупного облагаемого дохода граждан суммы произведенных
   выплат, при  наличии  подтверждающих  документов,  по   возмещению
   расходов  на  оплату  стоимости проезда и проживания при поездках,
   связанных  с  выполнением   работ,   предусмотренных   заключенным
   соответствующим вышеуказанным договором.

        ИЗМЕНЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 159-ФЗ

        Целый пакет  уточнений  в  подоходное законодательство внесен
   Федеральным законом "О внесении изменений  и  дополнений  в  Закон
   Российской Федерации  "О  подоходном  налоге физических лиц" от 31
   декабря 1997 года N 159-ФЗ,  который вступил в силу с момента  его
   опубликования в "Российской газете", т.е. с 4 января 1998 года.

        ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДАТОЙ ПОЛУЧЕНИЯ ДОХОДА?

        В Законе теперь дано четкое определение,  что датой получения
   дохода в календарном году является дата выплаты дохода физическому
   лицу, включая   авансовые   выплаты.  Либо  это  может  быть  дата
   перечисления дохода,  либо дата передачи физическому лицу дохода в
   натуральной форме.  Это значит,  что при декларировании доходов за
   1998 год граждане,  которым предприятиями было произведено  только
   начисление  заработной  платы,  но  по каким-либо причинам не была
   выплачена,  вправе будут включать в совокупный доход только  сумму
   фактически полученного  дохода.  Но, повторяю,   это только в 1999
   году по доходам, полученным в этом году. На декларирование доходов
   за 1997 год это положение не распространяется.
        Теперь, т.е.  по  окончании  1998 года,  в следующем году все
   граждане,  имевшие доходы от нескольких источников,  независимо от
   их   размера,   обязаны  будут  подавать  декларацию  в  налоговую
   инспекцию.  Так,  например,  если работник помимо основного  места
   работы  получил еще доход хотя бы в размере нескольких рублей,  то
   по новому законодательству будет наступать такая обязанность.
        Механизм применения нового определения даты получения  дохода
   будет определен  в  изменениях  и дополнениях N 6 инструкции N 35,
   которые в ближайшее время будут приняты.  Сегодня же можно сказать
   однозначно, что  если предприятие,  например,  в декабре 1997 года
   начислило заработную плату,  а выплата  ее  произведена  в  январе
   текущего года,  то порядок исчисления,  удержания и перечисления в
   бюджет подоходного налога остается прежний,  т.е.  действовавший в
   прошлом году.

        КАКОВЫ ТЕПЕРЬ СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА И ОКРУГЛЯЮТСЯ ЛИ
        КОПЕЙКИ ПРИ ЕГО ИСЧИСЛЕНИИ?

        С 1 января текущего года изменены ставки подоходного  налога.
   Они стали  несколько  ниже  ранее  действовавших.  Ставка налога в
   размере 12%  теперь применяется при облагаемом совокупном доходе в
   размере до   20000   рублей.   Далее   налогообложение   идет   по
   прогрессивной шкале,  и максимальный размер налога  составляет 35%
   при налогооблагаемом доходе более 100000 рублей.
        Подоходный налог   с    облагаемого    совокупного    дохода,
   полученного в календарном году, взимается в следующих размерах:

   --------------------------T---------------------------------------
      Размер облагаемого     ¦             Сумма налога
      совокупного дохода,    ¦
      полученного            ¦
      в календарном году     ¦
   --------------------------+---------------------------------------
   до 20000 руб.             ¦ 12 процентов
   от 20001 до 40000 руб.    ¦ 2400 руб. + 15 процентов с суммы,
                             ¦ превышающей 20000 руб.
   от 40001 до 60000 руб.    ¦ 5400 руб. + 20 процентов с суммы,
                             ¦ превышающей 40000 руб.
   от 60001 до 80000 руб.    ¦ 9400 руб. + 25 процентов с суммы,
                             ¦ превышающей 60000 руб.
   от 80001 до 100000 руб.   ¦ 14400 руб. + 30 процентов с суммы,
                             ¦ превышающей 80000 руб.
   от 100001 и выше          ¦ 20400 руб. + 35 процентов с суммы,
                             ¦ превышающей 100000 руб.
   --------------------------+---------------------------------------

        Необходимо отметить,  что  теперь  суммы  подоходного  налога
   определяются в  полных  рублях.  При  сумме  менее 50 копеек сумма
   налога округляется до полного рубля  в  сторону  уменьшения,  т.е.
   копейки отбрасываются, а при сумме 50 копеек и более - округляется
   до полного рубля в сторону увеличения.

        КАКОВ НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВЫЧЕТОВ ПО ПОДОХОДНОМУ
        НАЛОГУ?

        Новый порядок с этого  года  установлен  в  части  применения
   однократных (в размере 1 МРОТ) вычетов на детей,  учащихся дневной
   формы обучения и иждивенцев,  а также на "себя" тем,  у  кого  нет
   других  льгот,  например  5  и  3-кратных или до 20 тыс.рублей (12
   млн.руб.),  т.е.  необлагаемых по минимальной ставке.  Причем  сам
   порядок  предоставления  этих  вычетов  одинаковый  как для детей,
   учащихся и иждивенцев, так и на "себя".
        Теперь его размер будет зависеть от суммы дохода, получаемого
   гражданами с начала года.
        У граждан,  доход которых в течение  года  не  превысил  5000
   рублей, совокупный  доход,  полученный в налогооблагаемом периоде,
   ежемесячно уменьшается на двукратный МРОТ.
        В тех случаях, когда доход граждан в течение года составит от
   5001 до 20000 рублей, совокупный налогооблагаемый доход ежемесячно
   уменьшается на однократный МРОТ.
        И когда доход граждан с начала года  превысил  20000  рублей,
   уменьшение облагаемого  дохода  не  производится.  Но  при этом те
   вычеты, которые были предоставлены с начала года ранее (2 МРОТ и 1
   МРОТ), перерасчету не подлежат,  т.е. ранее предоставленные вычеты
   сохраняются.
        Вместе с тем внесенные изменения никак не отразились на ранее
   существующих льготах.  Льготы,  которые имели отдельные  категории
   граждан, например,  инвалиды  и  участники  ВОВ,  инвалиды  I и II
   групп, воины-афганцы,   участники   и   ликвидаторы   аварии    на
   Чернобыльской АЭС  и  многие  другие  по-прежнему  сохраняются,  и
   порядок их предоставления по основному месту работы не изменился.
        Для наглядности приведем такую схему.

                                СХЕМА
        порядка предоставления с 1998 г. вычетов (однократных
        на "себя", на детей, на учащихся дневной формы обучения
        и иждивенцев), в соответствии с Федеральным законом РФ
                       N 159-ФЗ от 31.12.97 г.

   ----------------------------T------------------------------------¬
   ¦ДОХОД (валов. совокупн.)   ¦ ВЫЧЕТЫ из совокупного дохода       ¦
   ¦с начала года нараст. итог ¦ в налогооблагаемом периоде         ¦
   +---------------------------+------------------------------------+
   ¦1. До 5000 руб.            ¦ ежемесячно в размере 2 МРОТ        ¦
   ¦                           ¦ до месяца, в котором доход         ¦
   ¦                           ¦ с начала года НЕ ПРЕВЫСИЛ 5000 руб.¦
   ¦                           ¦                                    ¦
   ¦2. От 5000,01 до 20000 руб.¦ ежемесячно в размере 1 МРОТ        ¦
   ¦                           ¦ с месяца, в котором доход          ¦
   ¦                           ¦ с начала года ПРЕВЫСИЛ 5000 руб.   ¦
   ¦                           ¦                                    ¦
   ¦3. Более 20000 руб.        ¦ вычеты НЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ, но         ¦
   ¦                           ¦ при этом ранее произведенные вычеты¦
   ¦                           ¦ СОХРАНЯЮТСЯ до конца года          ¦
   ¦                           ¦ и перерасчету НЕ ПОДЛЕЖАТ          ¦
   +---------------------------+------------------------------------+
   ¦Примечание: 5-кратные и 3-кратные льготы (в т.ч.  не  облагаемые¦
   ¦            по  минимальной ставке п/н - участникам и ликвидато-¦
   ¦            рам Чернобыльской аварии) ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ на прежних¦
   ¦            основаниях.                                         ¦
   L-----------------------------------------------------------------

        Так, например, у работницы один ребенок до 18 лет. Ежемесячно
   она получает   по  1000  рублей.  С  января  по  май  включительно
   ежемесячно ей при исчислении налогооблагаемого дохода должны будут
   предоставлять вычет на "себя" в размере 2-х МРОТ и на ребенка тоже
   - 2 МРОТ. Всего - 4 МРОТ.
        Итого за этот период ей положены вычеты в размере 20 МРОТ.
        Начиная с  июня  (выплачено  более  5000  руб.)  по   декабрь
   включительно вычеты  будут  предоставляться  из расчета 1 МРОТ + 1
   МРОТ = 2 МРОТ ежемесячно. Итого 14 МРОТ.
        Всего за  год  работнице  должны  быть предоставлены вычеты в
   размере 34 МРОТ.

        В связи  с  изменениями,  внесенными  законодателем  в  часть
   вторую статьи   11  Закона,  теперь,  начиная  с  1998  года,  при
   исчислении суммы подоходного налога с доходов,  полученных  не  по
   основному месту работы,  вычеты на сумму,  удержанную в пенсионный
   фонд, не производятся.  Также не производятся у источника  выплаты
   доходов   в   таких   случаях   другие   вычеты,   которые  раньше
   предоставлялись по заявлению в случаях отсутствия основного  места
   работы.

        ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПОРЯДКЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА В БЮДЖЕТ?

        Внесены некоторые изменения и в порядок перечисления в бюджет
   подоходного налога.  Так, например, перечисление налога за филиалы
   и другие   обособленные   подразделения  предприятий,  учреждений,
   организаций, не имеющие счетов в банках,  осуществляют их головные
   организации по  месту  нахождения  этих  филиалов  и  обособленных
   подразделений одновременно  с  перечислением  средств  на   оплату
   труда, а при выплате средств на оплату труда из выручки не позднее
   дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.

                МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА И ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

        С КАКИХ ДОХОДОВ ГРАЖДАН ИСЧИСЛЯЕТСЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА
        В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РАССЧИТЫВАЕТСЯ ЛИ ОНА, НАПРИМЕР,
        КОГДА ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОДАЕТ ТОВАРЫ В КРЕДИТ СВОИМ РАБОТНИКАМ?

        В соответствии с Федеральным законом РФ  от  10  января  1997
   года N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О подоходном налоге
   с физических лиц",  а также  изменениями  и  дополнениями  N  4  к
   инструкции N   35   по   применению  названного  закона,  в  целях
   налогообложения исчисляется   материальная   выгода,    полученная
   гражданами по  ВКЛАДАМ  В  БАНКАХ,  от  сумм СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ и от
   экономии на  процентах  ПРИ  ПОЛУЧЕНИИ  ССУД  от   предприятий   и
   организаций.
        Расчет материальной выгоды,  полученной гражданами от покупки
   товаров в кредит, названным законом не предусмотрен.

        КАК ИЗМЕНЯЛАСЬ СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ В 1997-98 ГОДАХ?

        Ставка рефинансирования ЦБ изменялась следующим образом: со 2
   декабря 1996 года ставка установлена 48%, с 10 февраля 1997 года -
   42%, с 28 апреля 1997 года - 36%,  с 16 июня 1997 года - 24%,  с 6
   октября 1997 года - 21%, с 11 ноября 1997 года - 28%, со 2 февраля
   1998 года - 42%, с 17 февраля 1998 года - 39%.

        КАКОВ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ ПО ВКЛАДАМ
        ГРАЖДАН - НЕРЕЗИДЕНТОВ?

        В соответствии  с  действующим  законодательством   проценты,
   начисляемые на вклады,  внесенные физическими лицами,  не имеющими
   постоянного местожительства в Российской Федерации, т.е. постоянно
   проживающими за  пределами  Российской  Федерации (нерезидентами),
   подлежат налогообложению у источника получения дохода по ставке 20
   процентов без предоставления льгот.
        Исключением из   этих   правил   может   быть,   если    иное
   предусмотрено условиями    международных    договоров   Российской
   Федерации или соглашениями об устранении двойного налогообложения.

              ЛЬГОТЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПОКУПКУ ЖИЛЬЯ

        ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ В 1997 ГОДУ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РАСХОДОВ
        ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЖИЛЬЯ В ЧАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
        ЕСЛИ ОДНОВРЕМЕННО С ПРОИЗВЕДЕННЫМИ РАСХОДАМИ К ЗАЧЕТУ
        ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ СУММЫ ПОГАШЕННЫХ КРЕДИТОВ И ПРОЦЕНТОВ ПО НИМ?

        Да, порядок  ИЗМЕНИЛСЯ.  По  закону  о  подоходном  налоге  с
   физических лиц,  действовавшему  раньше,  из  совокупного   дохода
   граждан в установленных пределах исключались как суммы расходов на
   строительство жилья, так и суммы, внесенные в погашение банковских
   кредитов и процентов по ним.
        Теперь для тех, кто получил статус застройщика или покупателя
   жилья после   21   января   1997   года,  совокупный  доход  будет
   уменьшаться на сумму погашенных кредитов и процентов,  а также  на
   ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ   РАЗНИЦУ   между  суммой  ФАКТИЧЕСКИХ  РАСХОДОВ  по
   строительству (приобретению) жилья и  суммой  ПОГАШЕННЫХ  КРЕДИТОВ
   (процентов), полученных на эти цели.
        Все это в пределах совокупного дохода  граждан,  учитываемого
   за ТРЕХЛЕТНИЙ период,  и в общей сумме не более ПЯТИТЫСЯЧЕКРАТНОГО
   размера установленной законом минимальной месячной  оплаты  труда,
   учитываемой за этот же период.
        Причем перерасчет с  учетом  расходов  по  строительству  или
   приобретению производится в таких случаях по окончании года.
        Документы, подтверждающие     произведенные     вышеуказанные
   расходы,   должны   быть  представлены  гражданами  в  бухгалтерию
   предприятия или организации не позднее срока,  установленного  для
   начисления  заработной  платы  за  декабрь  истекшего года,  а при
   исключении этих расходов налоговым органом - не позднее  1  апреля
   года, следующего за отчетным.

        МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНА ЛЬГОТА ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ,
        КУПИВШЕМУ КОМНАТУ В КОММУНАЛЬНОЙ КВАРТИРЕ?

        Да, может  быть предоставлена  при  наличии   соответствующих
   документов.

             ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ДИВИДЕНДЫ И ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

        КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
        ПО ОПЕРАЦИЯМ С ВЕКСЕЛЯМИ?

        Налогообложение физических лиц  -  векселедержателей  следует
   рассматривать исходя   из  определения  векселя  как  вида  ценной
   бумаги, удостоверяющей письменное, ничем не обусловленное долговое
   обязательство векселедателя    (простой    вексель)   либо   иного
   указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по
   наступлении предусмотренного  векселем  срока  определенную  сумму
   владельцу векселя (векселедержателю).
        Доход по  векселю  может быть установлен в виде процентов или
   разницы между ценой его приобретения и ценой его погашения.
        Например: вексель приобретен за 800 тыс.руб. Через три месяца
   при его погашении организация,  которая  выпустила  этот  вексель,
   выплачивает физическому  лицу  1  млн.руб.  Налогооблагаемый доход
   соответственно будет 200 тыс.руб.
        При определении  порядка налогообложения ЦЕННЫХ БУМАГ следует
   исходить из трех основных постулатов Закона:
        1. В каком виде получается доход?
        2. От какого вида сделки?
        3. Кто является источником дохода?
        Ст.2 Закона о подоходном налоге определено,  что все доходы в
   денежной и натуральной форме подлежат налогообложению.
        Вексель - это такой документ, который одновременно является и
   средством платежа,  т.е. выступает как эквивалент денежных средств
   и одновременно как ценная бумага (имуществом). Поэтому при сделках
   купли-продажи векселя следует применять положение п/п "т" п.1 ст.3
   Закона.
        Рассмотрим это  на  примере переводного векселя "Тратты".  По
   своему существу он может выступать только в виде средства платежа.
        Физическое лицо "А" выдало физическому лицу "В" "Тратту",  по
   которой ПЛАТЕЛЬЩИКОМ является физическое лицо "Г".
   -------------------------------------------------------¬
   ¦Физ. лицо "А"      Физ. лицо "В"         Физ. лицо "Г"¦
   ¦векселедатель      векселедержатель      плательщик   ¦
   L-------------------------------------------------------
        Таким образом,  получателем  дохода  в  данном  случае  будет
   являться физ.  лицо "В",  а его источником - физ. лицо "А". Причем
   векселедержатель физ.  лицо  "В"  будет получателем дохода по всей
   сумме векселя как в виде разницы или процентов, так и по остальной
   сумме - будь то оплата услуг, работ, имущества, товаров или просто
   передача денежных средств.
        Каковы же  действия  физических лиц с точки зрения налогового
   законодательства?
        Физические лица "А" и  "Г"  не  будут  предпринимать  никаких
   действий,  поскольку  выдача векселя и оплата его для них являются
   расходами и они не обязаны вести  их  учет,  а  также  на  них  не
   возложена обязанность представлять информацию в налоговые органы.
        Физическое лицо  "В"  как получатель дохода обязано вести его
   учет, исчислить подоходный налог и перечислить его в бюджет, кроме
   того, включить  его в декларацию по итогам года.  Налоговый орган,
   исходя из существа дохода,  должен проверить и правильно исчислить
   налог по обеим частям дохода, заложенном в векселе.
        Если в нашем случае векселедателем будет являться юридическое
   лицо, а плательщиком - банк, то векселедержатель - физическое лицо
   - будет получателем по обоим видам заложенных в векселе доходов.
        Несмотря на  то,  что  оплату векселя будет производить банк,
   источником дохода будет юридическое лицо,  выдавшее вексель.  Банк
   же будет  выполнять  лишь  обязанности кассира.  Поэтому возникают
   совсем другие налоговые обязательства.
        Юридическое лицо  -  векселедатель   -   обязано   исчислить,
   удержать   и   перечислить   в  бюджет  подоходный  налог  как  по
   заложенному в векселе  доходу,  так  и  по  оплате  услуг,  работ,
   товаров,  за  которые выдан вексель,  и,  кроме того,  направить в
   налоговые органы сведения.
        Банк, производя оплату,  также обязан представить в налоговый
   орган сведения  о  выплате без удержания налогов.  Само физическое
   лицо обязано отразить полученные доходы  в  декларации  по  итогам
   года и  во  избежание  двойного  налогообложения представить копию
   векселя.
        С аналогичных  позиций  следует  рассматривать  и  операции с
   другими видами векселей.

        КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО ПРОСТОМУ ВЕКСЕЛЮ?

        При приобретении ПРОСТОГО векселя физическое лицо  УПЛАЧИВАЕТ
   подоходный налог  с  дохода  при  его предъявлении в учреждение по
   месту ПРИОБРЕТЕНИЯ векселя,  т.е.  банк  или  предприятие  обязаны
   удержать с этого физического лица налоги.
        Если простой вексель  в  качестве  СРЕДСТВА  ПЛАТЕЖА  передан
   другому физическому  лицу,  то  на нем должна быть соответствующая
   ОТМЕТКА о характере совершенной сделки.  При  предъявлении  такого
   векселя учреждение,   его   выдавшее,  обязано  УДЕРЖАТЬ  налог  с
   физического лица, его предъявившего.

        В случае  ПРОДАЖИ  физическим  лицом  векселя  ТРЕТЬЕМУ  лицу
   рассмотрим две ситуации:
        1) Если это третье лицо является  предприятием,  учреждением,
   организацией или  предпринимателем  без  образования  юридического
   лица или иным работодателем,  оно обязано УДЕРЖАТЬ налог  со  всей
   выплачиваемой суммы   с   применением   условий,   предусмотренных
   подпунктом "т" пункта 1 статьи 3 Закона.
        2) Если   это  третье  лицо  является  физическим  лицом,  то
   учреждение, выплачивающее доход по векселю, кроме удержания налога
   с  дохода,  обязано  представить  в  налоговый  орган  сведения  о
   физическом лице - первом векселедержателе - и сумме, полученной им
   по  договору  купли-продажи  от  физического лица за вексель,  а в
   случае отсутствия таковой - о сумме,  уплаченной при  приобретении
   векселя.
        Доходы от продажи векселя будут подлежать  налогообложению  в
   налоговых органах при подаче декларации.

        В случае  приобретения  простого  векселя юридическим лицом и
   передачи его  физическому  лицу  сам  доход  по   векселю   должен
   облагаться непосредственно организацией-векселедателем при гашении
   векселя.
        Кроме того,    предприятие,   учреждение   или   организация,
   передавшая вексель,  обязана удержать подоходный  налог,  если  он
   передан:
        а) за  работы  и  услуги,  а  также  в  случае  безвозмездной
   передачи -   со   всей   суммы   векселя  по  ставкам  закона  без
   предоставления каких-либо льгот;
        б) за  проданное  физическим  лицом имущество - с применением
   условий, предусмотренных п/п "т" пункта 1 статьи 3 Закона;
        в) в качестве дара - со всей стоимости векселя и, кроме того,
   при оформлении акта дарения физическое лицо обязано уплатить НАЛОГ
   С ДАРЕНИЯ.

        КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО ВЕКСЕЛЮ
        НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ?

        Доход по  векселю  НА  ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ  при   его   предъявлении
   физическим   лицом   подлежит  налогообложению  непосредственно  в
   организации, выдавшей вексель и выплачивающей доход, будь то любое
   кредитное или страховое учреждение,  а также любое предприятие или
   учреждение.

          ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

        КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
        ОТ ПРОДАЖИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ?

        Согласно положениям   статьи   138  Гражданского  кодекса  РФ
   интеллектуальной собственностью  признается  исключительное  право
   гражданина или  юридического  лица  на результаты интеллектуальной
   деятельности и  приравненные  к  ним   средства   индивидуализации
   юридического лица,  индивидуализации продукции,  выполняемых работ
   или услуг   (фирменное   наименование,   товарный    знак,    знак
   обслуживания и т.п.).
        Объектами интеллектуальной собственности являются  результаты
   интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним с точки зрения
   способов  защиты  средства  индивидуализации  юридического   лица,
   продукции, выполняемых работ и услуг.
        К числу  отдельных  объектов  интеллектуальной  собственности
   относят произведения  литературы,  науки и искусства,  объекты так
   называемых смежных  прав  (фонограммы,   исполнение,   постановки,
   передачи организации    эфирного    или    кабельного    вещания),
   промышленной собственности    (изобретения,    полезные    модели,
   промышленные образцы).
        К такого же рода объектам  относятся  товарные  знаки,  знаки
   обслуживания, наименование  мест происхождения товаров,  программы
   для электронных  вычислительных  машин  и  баз  данных,  топологии
   интегральных микросхем, фирменные наименования и др.

        В соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических
   лиц" освобождаются от налогообложения суммы,  получаемые в течение
   года от продажи движимого и недвижимого имущества,  принадлежащего
   физическим лицам на праве собственности,  в части,  не превышающей
   соответствующего 1000 или 5000-кратного МРОТ.
        Под понятием   "имущество   физического   лица"   для   целей
   налогообложения следует    понимать    совокупность   объектов   в
   стоимостном и натуральном выражении, в отношении которых гражданин
   обладает правом собственности.
        Интеллектуальная собственность      является      результатом
   интеллектуальной деятельности,  на которую собственник приобретает
   не имущественное, а исключительное право.
        Согласно положениям  статьи   130   Гражданского  кодекса  РФ
   интеллектуальная собственность  не  отнесена  к  вещам,  то   есть
   движимому или  недвижимому  имуществу,  на  суммы,  полученные  от
   продажи которого распространяется действие п/п "т" пункта 1 статьи
   3 Закона о подоходном налогообложении.
        Вещные права могут возникнуть лишь на  материальные  носители
   (чертежи, рукописи, магнитные ленты и диски и т.п.).
        В интеллектуальной    собственности   в   виде   программного
   обеспечения,  маркетинговой,  технической и  учетной  документации
   признаками  имущества  в  смысле  вещи  обладает  только  предмет,
   являющийся  носителем  этой  информации,  поэтому  на   содержание
   продаваемой    научно-технической    продукции    (НТП)    льгота,
   предусмотренная п/п "т" пункта  1  статьи  указанного  Закона,  не
   распространяется,   хотя  сделки  по  ее  передаче  и  оформляются
   договорами купли-продажи.
        Вместе с тем в соответствии с  п/п  "д"  пункта  6  статьи  3
   Закона РФ   "О   подоходном  налоге  с  физических  лиц"  расходы,
   понесенные гражданами  -  разработчиками  НТП,  при   условии   их
   документального подтверждения  могут быть учтены налоговым органом
   на основании деклараций, поданных по месту жительства.

                                     Начальник отдела налогообложения
                               физических лиц ГНИ по Санкт-Петербургу
                                                          А.Г.Федотов


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное