ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 1998 г. N 2909-II ГД
О ЗАЯВЛЕНИИ "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ", ПРИНЯТОМ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИЕЙ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Одобрить в основном заявление "Об основных направлениях
социально - экономического развития Российской Федерации",
принятое трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и
Правительства Российской Федерации.
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление
Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Правительство
Российской Федерации.
3. Предложить Совету Федерации поддержать заявление "Об
основных направлениях социально - экономического развития
Российской Федерации", принятое трехсторонней комиссией Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.
4. Рекомендовать вновь сформированному Правительству
Российской Федерации одобрить заявление "Об основных направлениях
социально - экономического развития Российской Федерации",
принятое трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и
Правительства Российской Федерации, в качестве основы для
разработки конкретной программы действий Правительства Российской
Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу.
5. Поручить комитетам Государственной Думы подготовить и
внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных
законов, предусмотренные в указанном Заявлении.
6. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление для
опубликования в "Российской газете".
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Принято
на заседании трехсторонней
комиссии Государственной Думы,
Совета Федерации и Правительства
Российской Федерации
27 августа 1998 года
ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация находится в состоянии углубляющегося
системного кризиса. Основными причинами резкого обострения
финансового и социально - экономического положения являются
принципиальные ошибки и серьезные недостатки в проводимой
экономической политике, продолжающееся разрушение экономического
потенциала, сокращение объема производства в ведущих отраслях
экономики России, недооценка социальных факторов.
Проведенная приватизация не привела к структурной перестройке
экономики и не создала эффективное управление собственностью.
Неэффективная налоговая политика, примитивные формы расчетов,
бартер, суррогаты денег, хищническое посредничество в товарном
обмене, ростовщические формы кредитования реального сектора
экономики крайне затруднили цивилизованное рыночное развитие
товарно - денежных отношений.
Обвал финансовой системы, произошедший в августе 1998 года,
стал следствием наращивания государственного долга в форме
финансовой пирамиды государственных краткосрочных обязательств,
оттока капитала из страны, нестабильности и утраты доверия к
власти. Для обслуживания государственного долга Правительство
Российской Федерации пошло на секвестирование расходов
федерального бюджета на текущий год, нарушая обязательства
государства по финансированию социальной сферы, обороны и
безопасности, отвлекая финансовые ресурсы из реального сектора
экономики.
Наступивший в Российской Федерации кризис усилил социальную
напряженность в обществе. Возросла задолженность по выплате
заработной платы, денежного довольствия военнослужащим, пенсий и
социальных пособий.
В сложившейся ситуации создается серьезная угроза безопасности
Российской Федерации как суверенного государства и требуется
изменение экономического курса, принятие решительных взвешенных
мер по недопущению дальнейшего развития кризиса, преодолению его
последствий, консолидации усилий всех ветвей власти, политических
и общественных сил как на федеральном, так и на региональном
уровне для решения этой общегосударственной задачи.
Изменение экономического курса предполагает:
1) усиление роли государства в регулировании экономики, в
первую очередь в восстановлении и развитии производства,
сохранении и активизации научно - технического потенциала,
ценообразовании в естественных, в том числе сырьевых, монополиях,
оздоровлении системы государственных финансов и нормализации
денежного обращения, концентрации ресурсов для приоритетных
отраслей экономики, усилении роли государственного заказа и
закупки продовольствия для государственных нужд, повышении
эффективности социальной политики, обеспечении защиты прав
собственника и других правовых условий эффективного
функционирования рыночной экономики, защите национальных интересов
во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах;
2) комплексный, системный характер экономической и социальной
политики, включающей в себя инвестиционную, структурную,
промышленную, внешнеэкономическую, научно - техническую, финансово
- кредитную и прочие составляющие, которые необходимы для создания
предпосылок экономического роста. Такая политика должна
способствовать переводу сбережений в инвестиции, восстановлению
нормального платежного оборота, стимулировать инновационную
активность и структурную перестройку экономики, ее модернизацию на
современной технической основе, повышать конкурентоспособность
российских товаропроизводителей;
3) социальную направленность преобразований в экономике, в том
числе создание эффективной системы социальных гарантий и
социальной защиты населения, проведение государственной политики в
интересах повышения доходов населения;
4) "дедолларизацию" экономики, означающую сокращение ввоза в
Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и снижение оттока
финансовых средств за рубеж, отказ от приоритета денежно -
кредитных механизмов обеспечения экономического роста, участие в
международных экономических и финансовых организациях на
взаимовыгодных условиях;
5) укрепление системы органов государственной власти
Российской Федерации, в том числе усиление полномочий и
ответственности Правительства Российской Федерации.
Совершенствование структуры федеральных органов исполнительной
власти, в том числе создание такой структуры управления, при
которой, с одной стороны, исключается дублирование функций
различных министерств и ведомств, с другой - обеспечиваются
современный уровень хозяйствования в государственном секторе и
эффективное государственное регулирование в частном секторе.
В первоочередном порядке необходимо осуществить следующие меры
по выходу экономики из финансового кризиса:
1. Правительству Российской Федерации и Центральному банку
Российской Федерации:
обеспечение контроля за деятельностью кредитных организаций,
срочное принятие всех необходимых мер по обеспечению сохранности
вкладов граждан, восстановлению ликвидности коммерческих банков и
поддержанию системы расчетов с использованием для их целей фондов
обязательных резервов коммерческих банков, резервов Центрального
банка Российской Федерации и при осуществлении соответствующей
эмиссии денежных средств;
реализация комплекса мер по поддержанию ликвидности и
обеспечению бесперебойной работы инвестиционных фондов,
негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других
организаций, резервы которых размещены в государственных ценных
бумагах, а также по восстановлению таких резервов в ликвидной
форме.
2. Центральный банк Российской Федерации при оказании
коммерческим банкам финансовой помощи учитывает в качестве
обеспечения их активов государственные ценные бумаги и
обязательства субъектов Российской Федерации и государственных
органов, выданные в соответствии с установленной банковской
практикой, а при необходимости приобретает блокирующий или
контрольный пакет акций коммерческих банков, в первую очередь
системообразующих банков, имеющих разветвленную сеть отделений и
значительные объемы вкладов населения.
3. Правительству Российской Федерации:
осуществление совместно с органами государственной власти
Российской Федерации и органами местного самоуправления комплекса
мер по приостановлению необоснованного роста цен на промышленные
товары, продукты питания и коммунальные услуги и защите от
недобросовестной конкуренции импортных товаров и продовольствия;
незамедлительное проведение консультаций с государствами -
участниками Таможенного союза, другими государствами - участниками
Содружества Независимых Государств в целях координации усилий по
стабилизации национальных финансово - кредитных и денежных систем;
обеспечение неукоснительного соблюдения условий
реструктуризации внутреннего долга, а также исполнение
обязательств Российской Федерации по государственному внешнему
долгу, возникших в соответствии с законодательством;
восстановление совместно с Центральным банком Российской
Федерации ликвидности рынка государственных долговых обязательств;
усиление валютного контроля и осуществление подготовки
предложений об увеличении нормативов продажи валютной выручки
экспортерами;
активное использование мер по ограничению оттока иностранной
валюты из страны, в том числе ужесточение выдачи лицензий на вывоз
капитала и сокращение сроков репатриации валютной выручки от
экспорта, введение ограничений на вывоз иностранной валюты;
принятие мер по прекращению деятельности так называемых
оффшорных зон на территории России, а также применение санкций в
отношении субъектов хозяйственной деятельности, ведущих
нелегальную деятельность в оффшорных зонах, введение запрета на
открытие и ведение счетов российскими банками в иностранных
оффшорных банках.
Осуществление указанных мер позволит осуществить развитие
экономики и социальной сферы на качественно новой основе.
Основными приоритетами в области экономической и социальной
политики на ближнюю и среднесрочную перспективу определены:
1. В области государственной политики в реальном секторе
экономики:
1) осуществление выбора приоритетов в промышленной политике,
направленных на развитие передовых наукоемких экспортно
ориентированных производств, способствующих выходу экономики
страны из кризиса и обеспечению национальной безопасности;
2) до конца сентября 1998 года принятие Федеральных законов "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О
лизинге", "О Бюджете развития Российской Федерации", "Об
иностранных инвестициях", создающих условия для повышения
инвестиционной активности в реальном секторе экономики, а также
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта и алкогольной продукции", положения
которого позволят укрепить государственную монополию на этот вид
деятельности. В текущем году для внесения в Налоговый кодекс
Российской Федерации будут подготовлены изменения,
предусматривающие отмену налога на прибыль предприятий и
организаций ("налоговые каникулы") в течение первых трех лет
предпринимательской деятельности и пониженный уровень
налогообложения в течение периода окупаемости инвестиционных
проектов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;
3) до 1 ноября 1998 года в обязательном порядке принятие
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год",
предусматривающего на определенных условиях реструктуризацию
задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный
бюджет и во внебюджетные фонды. Аналогичное положение о
реструктуризации будет включено в Федеральный закон "О федеральном
бюджете на 1999 год", и на этой основе будет принято постановление
Правительства Российской Федерации, предусматривающее
реструктуризацию задолженности предприятий и организаций бюджету
по состоянию на 1 января 1998 года;
4) до 1 ноября 1998 года в обязательном порядке принятие
постановления Правительства Российской Федерации о порядке
финансирования мобилизационных мощностей и выведения их из состава
активов предприятий;
5) до завершения 1998 года осуществление Правительством
Российской Федерации следующих мер:
погашение выверенной задолженности предприятиям и организациям
оборонно - промышленного комплекса по состоянию на 1 января 1998
года за выполненные в 1994 - 1997 годах работы по государственному
оборонному заказу в части заработной платы на сумму 2,5 миллиарда
рублей, а также части выверенной общей задолженности по состоянию
на 1 января 1998 года на сумму не менее 8 миллиардов рублей;
взаимное списание посредством целевого финансирования части
выверенной задолженности по государственному оборонному заказу и
долгов предприятий и организаций оборонно - промышленного
комплекса федеральному бюджету по состоянию на 1 января 1998 года
на сумму до 2 миллиардов рублей;
определение порядка погашения оставшейся части задолженности
перед предприятиями и организациями оборонно - промышленного
комплекса за выполненные в 1994 - 1997 годах работы по
государственному оборонному заказу и отказ от штрафных санкций по
обязательным платежам, образовавшимся вследствие несвоевременного
и неполного финансирования оборонного заказа, выполненного в
указанные годы;
обеспечение начиная с сентября 1998 года своевременного и
полного финансирования работ по государственному оборонному заказу
в пределах сумм, определенных Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 1998 год";
6) продление порядка возврата на 1999 год бюджетных ссуд
предприятиями легкой промышленности и предприятиями
лесопромышленного комплекса, предусмотренного Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 1998 год";
7) до конца 1998 года принятие нормативных актов,
устанавливающих порядок консервации неиспользуемых
производственных мощностей предприятий, предусматривающий снижение
амортизационных отчислений и налога на имущество;
8) разработка и введение в действие Правительством Российской
Федерации и Центральным банком Российской Федерации мер по
нормализации денежного обращения в стране, прежде всего для
создания условий формирования оборотных средств предприятий и
подъема инвестиционной активности, с обеспечением необходимого для
этого уровня процентных ставок по кредитным ресурсам для
производственной сферы;
9) в кратчайшие сроки активное применение защитных мер,
определенных Федеральным законом "О мерах по защите экономических
интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли
товарами", в том числе тарифного и нетарифного регулирования
внешней торговли;
10) до 31 декабря 1998 года разработка и принятие
Правительством Российской Федерации программы диверсификации
экспорта, в которой будут предусмотрены определяющие систему
сертификации ориентированной на экспорт продукции и страхования
экспортных кредитов меры поддержки производителей, расширяющих
номенклатуру товаров, поставляемых за рубеж;
11) немедленная активизация усилий Федеральным Собранием
Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по
устранению дискриминационных мер, принимаемых в иностранных
государствах по отношению к российским экспортерам, а также
осуществление Правительством Российской Федерации координации
выхода на внешние рынки отечественных экспортеров однородной
продукции в целях недопущения недобросовестной конкуренции между
ними и приведение механизма и технологии контроля за качеством
импортных товаров в соответствие со стандартами, действующими для
российских товаропроизводителей;
12) до 1 марта 1999 года определение и установление в
законодательном порядке особого порядка санации, банкротства и
национализации предприятий, имеющих стратегическое для экономики
России значение. Эти меры будут применяться при необходимости
реструктуризации предприятий в целях повышения эффективности их
работы;
13) с начала 1999 года расширение Правительством Российской
Федерации практики проведения конкурсов на закупку продукции для
государственных нужд в целях экономии бюджетных средств при
установлении жесткой взаимной ответственности государства и
поставщиков такой продукции. Будут приняты меры по улучшению
подготовки российских предприятий к участию в международных
тендерах;
14) разработка законодательной и нормативно - правовой базы в
целях формирования условий для развития малого и среднего
предпринимательства, в том числе по вопросам защиты прав
предпринимателей, развития венчурного и инновационного
предпринимательства, кредитных союзов, коммерческих концессий
товаров и услуг;
15) обеспечение Правительством Российской Федерации строгого
соблюдения нормативов системы недропользования, а также реализации
Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", принятие
и реализация соответствующих нормативных правовых актов;
16) разработка и внесение Правительством Российской Федерации
для увеличения доходной базы бюджетов субъектов Российской
Федерации и упорядочения рынка табачных изделий в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона, регулирующего производство и оборот табачных
изделий;
17) осуществление Правительством Российской Федерации мер по
повышению ответственности юридических и физических лиц за
неэффективное управление государственными предприятиями
промышленности, а также предприятиями, акции которых находятся в
федеральной собственности. Считать целесообразным на основе
имеющихся казенных предприятий (государственных унитарных
коммерческих предприятий) и компаний с преобладающей долей
государственной собственности организационно оформить
государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из
крупных государственных научно - производственных объединений,
холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу и
вертикально интегрированных;
18) осуществление Правительством Российской Федерации при
формировании государственных холдингов и финансово - промышленных
групп мер по созданию в них дочерних предприятий в целях
укрепления налоговой базы бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов;
19) разработка мер по стимулированию вложения средств
предприятий в инновационный сектор, до 1 июня 1999 года принятие
нормативных правовых актов, обеспечивающих радикальное
совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности и
патентной защиты;
20) до начала 1999 года разработка и внесение в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проектов Федеральных законов "О государственной собственности в
экономике", "О госхолдингах (государственных компаниях)", "О
казенных (унитарных) предприятиях", "Об управлении
государственными долями акционерных предприятий";
21) осуществление Правительством Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
срочных мер по подготовке экономики страны к функционированию в
осенне - зимний период, завозу (с предоставлением субсидий на
часть транспортных тарифов) товаров в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза, а
также обеспечение субсидирования граждан, выезжающих из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
22) осуществление реализации комплекса мер по сокращению
импорта и увеличению доли отечественных продуктов питания в
структуре потребления продовольствия с применением мер тарифного и
нетарифного регулирования;
23) осуществление оздоровления финансового положения
сельскохозяйственных товаропроизводителей, в течение двух месяцев
проведение реструктуризации задолженности предприятий
агропромышленного комплекса перед федеральным бюджетом и
внебюджетными фондами в размерах и на условиях, которые определены
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год";
24) осуществление мер по государственной поддержке
агропромышленного комплекса, направленных на восстановление
нарушенного паритета цен, укрепление финансово - кредитной системы
агропромышленного комплекса, развитие системы кредитных
кооперативов;
25) внесение предложений об адресной поддержке наименее
социально обеспеченных слоев населения путем предоставления
средств на приобретение продовольственных товаров в целях
стимулирования спроса на отечественную сельскохозяйственную
продукцию;
26) разработка и утверждение федеральной целевой программы
социального развития села на 1999 - 2003 годы с финансированием за
счет части средств земельного налога и других источников.
Указанная программа будет представлена в Государственную Думу в
первом квартале 1999 года;
27) осуществление мер по улучшению управления сельским
хозяйством на основе создания вертикально интегрированных
предприятий по производству, переработке и реализации
сельскохозяйственной продукции с долевым участием субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований;
28) принятие Федерального закона "О рыболовстве и об охране
водных биологических ресурсов" не позднее I полугодия 1999 года.
2. В области социальной политики:
1) осуществление Правительством Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии со своей компетенцией мер по ликвидации задолженности
по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного
довольствия военнослужащим, пенсий и социальных выплат;
2) осуществление Правительством Российской Федерации следующих
мер:
ускорение разработки механизма индексации минимального размера
оплаты труда, которая компенсирует рост потребительских цен;
разработка комплекса мер по увеличению доли оплаты труда в
совокупном доходе граждан;
приостановление действия принятых нормативных правовых актов
по увязке объема помощи за счет средств Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с выполнением
ими норм по ускоренной реализации реформы жилищно - коммунального
хозяйства;
пересмотр перечня товаров, в отношении которых повышена ставка
налога на добавленную стоимость до 20 процентов;
ускорение разработки и внесения в Государственную Думу
проектов федеральных законов, направленных на реформирование
трудового законодательства в целях приведения его в соответствие с
новыми экономическими и социальными условиями, совершенствование
механизма социального партнерства, усиление роли государства в
координации и контроле за деятельностью в сфере социального
партнерства. Приоритетным в данной работе станет разработка
проекта Трудового кодекса Российской Федерации;
внесение корректив в Федеральную целевую программу содействия
занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы и
другие программы (прежде всего в программы, касающиеся
угледобывающих регионов), направленные на приоритет регионального,
а не ведомственного подхода к решению проблемы безработицы;
разработка и внесение в Государственную Думу проекта
Федерального закона "О Государственном фонде занятости населения
Российской Федерации";
обеспечение возврата долгов федерального бюджета
государственным внебюджетным фондам;
осуществление мер по увеличению поступления доходов в
государственные внебюджетные фонды за счет усиления
ответственности неплательщиков обязательных платежей в сочетании с
различными формами экономической заинтересованности в уплате
текущих платежей и погашении задолженности;
разработка программы перехода к адресной поддержке
малообеспеченных слоев населения;
ускорение разработки и внесения в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проектов Федеральных
законов "О государственных минимальных социальных стандартах", "О
потребительской корзине в Российской Федерации";
разработка механизма компенсации расходов населения на оплату
жилья и коммунальных услуг через систему дотаций малообеспеченным
семьям и посредством государственного регулирования цен на
коммунальные услуги;
определение порядка финансирования установленных
законодательством профессиональных льгот;
разработка программы создания устойчивой финансовой базы
пенсионного обеспечения;
ускорение разработки и внесения в Государственную Думу
проектов Федеральных законов "Об основах пенсионного обеспечения в
Российской Федерации", "О государственном пенсионном страховании",
"О профессиональном пенсионном страховании";
определение приоритетных направлений финансирования за счет
средств федерального бюджета мероприятий по осуществлению
профилактики и лечения инфекционных и социально опасных
заболеваний, оказанию скорой и неотложной медицинской помощи,
охране материнства и детства;
разработка механизма финансирования и реализации программы
государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению;
рассмотрение возможности реструктуризации неэффективно
работающих и недостаточно финансируемых за счет средств бюджетных
и внебюджетных источников ведомственных лечебных учреждений;
3) осуществление Федеральным Собранием Российской Федерации
следующих мер:
принятие Федерального закона "Об упорядочении оплаты труда
работников организаций бюджетной сферы";
ускорение принятия Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации";
обеспечение приоритетности рассмотрения проектов федеральных
законов, направленных на адресную поддержку малообеспеченных слоев
населения;
4) внесение Правительством Российской Федерации в
Государственную Думу и рассмотрение Федеральным Собранием
Российской Федерации изменений в действующее законодательство,
направленных на:
удешевление управления действующей системой медицинского
страхования и передачу функций страховщиков территориальным фондам
медицинского страхования;
усиление дифференциации таможенных пошлин на лекарственные
средства в зависимости от наличия российских аналогов;
пересмотр системы лекарственного обеспечения населения,
ценообразования и льгот на лекарственные средства путем исключения
из их числа препаратов, в отношении которых применяются льготы и
которые не отвечают критерию жизненно важных;
четкое разграничение платных и бесплатных медицинских услуг;
5) определение основных приоритетных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания
Российской Федерации в социальной политике на среднесрочную
перспективу:
установление государственных минимальных социальных стандартов
и обеспечение их на всей территории России;
разграничение финансовых обязательств Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в социальной сфере;
расширение страховых принципов социальной политики в целях
увеличения ее финансовой базы;
разработка системы привлечения частных инвестиций через
систему пенсионных и страховых фондов в развитие экономики.
3. В области бюджетной политики:
1) предусматриваются следующие основные направления:
осуществление бюджетной реформы и реформы межбюджетных
отношений на основе Бюджетного кодекса Российской Федерации,
подготовка и принятие закона о межбюджетных отношениях;
приведение в соответствие с законодательством Российской
Федерации заключенных Российской Федерацией с субъектами
Российской Федерации договоров и соглашений;
оптимизация государственных непроцентных расходов при полном
выполнении бюджетных обязательств и основных функций государства,
обеспечение пропорционального исполнения расходных статей
федерального бюджета на 1998 год;
снижение объема и увеличение сроков государственных
заимствований;
уменьшение доходности государственных ценных бумаг до уровня,
обеспечивающего переток финансовых ресурсов в реальный сектор
экономики;
максимальное пополнение доходов федерального бюджета, в том
числе за счет осуществления мер по увеличению сбора налогов;
2) в этих целях необходимо осуществление следующих мер:
стремление к формированию начиная с 1999 года бездефицитного
федерального бюджета. Предусмотреть при формировании доходной
части федерального бюджета уровень собираемости налогов и сборов
не менее 70 процентов с пересчетом доходной части федерального
бюджета в случае превышения уровня инфляции, определенного
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".
Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти
сбалансировать доходы и расходы своих бюджетов;
внесение Правительством Российской Федерации в Государственную
Думу проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999
год" до 22 сентября 1998 года, принятие Федеральным Собранием
Российской Федерации указанного проекта Федерального закона до 15
декабря 1998 года;
использование кредитов Банка России на финансирование
кассового разрыва, образующегося в ходе исполнения федерального
бюджета в размерах и на условиях, которые определены федеральным
законом о федеральном бюджете;
принятие концепции межбюджетных отношений на 1999 - 2001 годы
и программы управления государственным долгом, в том числе
определение порядка контроля за долгом субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления;
проведение бюджетной реформы одновременно с налоговой
реформой.
4. В области налоговой политики предусматриваются меры по
осуществлению следующих основных направлений:
обеспечение подготовки и принятия Специальной части Налогового
кодекса Российской Федерации не позднее 31 декабря 1998 года;
снижение налогового бремени на производителей и реальный
сектор экономики в результате проводимой налоговой реформы;
укрепление налоговой базы субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления;
повышение уровня собираемости налогов;
укрепление налоговой базы федерального бюджета как главного
стабилизирующего фактора экономики страны.
5. В области неналоговых доходов предусматриваются:
осуществление до конца 1998 года комплекса мер по введению
реальной государственной монополии на производство и оборот
этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной продукции, создание
в этих целях государственной акционерной компании для управления
спиртовыми и ликероводочными заводами;
временное прекращение импорта пищевого этилового спирта,
усиление контроля за ввозом спиртосодержащей продукции;
ужесточение административной и уголовной ответственности за
незаконные производство и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции, усиление регулирования
оптовой и розничной торговли через аккредитацию и создание
специализированных оптовых торговых организаций;
повышение эффективности использования государственной
собственности путем перечисления дивидендов по акциям предприятий,
организаций и банков, находящихся в государственной собственности,
в бюджет;
установление строгой ответственности руководителей
соответствующих органов исполнительной власти, представителей
государства за выполнение показателей доходности и оценочной
стоимости активов вверенных им предприятий и организаций;
активизация работы по возврату ранее предоставленных СССР и
Россией кредитов иностранным государствам, а также других активов,
находящихся за рубежом;
отмена льгот по уплате таможенных платежей, за исключением
льгот, предусмотренных международными договорами и законами
Российской Федерации;
изменение порядка использования прибыли Банка России в целях
сокращения расходов Банка России и использования указанных средств
на увеличение доходов федерального бюджета, рассмотрение
Федеральным Собранием Российской Федерации до 1 декабря 1998 года
проектов Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)".
6. В области денежно - кредитной политики при разработке
Основных направлений единой государственной денежно - кредитной
политики определяется комплекс мер по:
повышению доверия населения к банковской системе и
стимулированию увеличения вкладов граждан;
"дедолларизации" экономики, сокращению ввоза в Российскую
Федерацию наличной иностранной валюты и снижению оттока финансовых
средств за рубеж;
сохранению накоплений населения путем снятия налоговых
ограничений для расширения покупки мерных золотых слитков и монет
физическими лицами;
переориентации кредитных ресурсов коммерческих банков из
спекулятивно - финансовой сферы в реальный сектор экономики;
совершенствованию порядка регулирования величины ставки
рефинансирования Банка России и размера кредитной ставки
коммерческих финансовых организаций;
упорядочению участия нерезидентов на рынке государственных
ценных бумаг;
упорядочению вексельного обращения;
оценке эффективности функционирования региональных расчетных
палат, предназначенных для клиринговых расчетов между
предприятиями, организациями;
введению в практику продаж просроченной задолженности;
расширению использования современных расчетных инструментов, в
том числе посредством дебета, активизации мер по сужению сферы
расчетов наличными деньгами и внедрению электронных систем
расчетов.
|