ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 июля 2005 г. N 02-1-07/66
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА
В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ВЗНОСОВ
В МАГАЗИНЫ И РАСХОДОВ ЗА ВКЛЮЧЕНИЕ МАГАЗИНОМ
В АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ
ОПРЕДЕЛЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос и сообщает
следующее.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях
налогообложения прибыли в составе прочих расходов учитываются
арендные платежи за арендуемое имущество.
Размер арендных платежей и порядок их перечисления
устанавливаются договором, заключенным в порядке, установленном
гражданским законодательством.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-
ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним", государственная регистрация является юридическим
актом признания и подтверждения государством возникновения,
ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на
недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации и единственным доказательством существования
зарегистрированного права. При этом гражданским законодательством
не предусмотрено, что отсутствие надлежащей регистрации,
предусмотренной Законом N 122-ФЗ, делает договор аренды
недействительным или незаключенным. Таким образом, законодательное
закрепление обязательной государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним определяет только права и
обязанности сторон по договору и имеет не связанные с вопросами
налогообложения цели.
Учитывая изложенное, отсутствие государственной регистрации
прав по договорам аренды не влияет на порядок учета сумм арендной
платы при исчислении налога на прибыль.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского
кодекса Российской Федерации, договор аренды здания или
сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит
государственной регистрации и считается заключенным с момента
такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса полученные доходы
налогоплательщик может уменьшить только на сумму документально
подтвержденных расходов, под которыми понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Установленный пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" порядок оформления
первичных учетных документов предусматривает указание на
содержание хозяйственной операции, определяемой условиями
заключенных между сторонами договоров.
Таким образом, расходы по не заключенным в установленном
порядке договорам не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы
по налогу на прибыль как не соответствующие условиям,
установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
Учитывая изложенное, если на момент проведения налоговой
проверки договор аренды прошел государственную регистрацию, то
расходы организации на оплату аренды учитываются с момента такой
регистрации.
Вместе с тем, в случае если в соответствии с пунктом 2 статьи
425 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора
распространены на период с момента передачи объекта аренды
потенциальному арендополучателю, то арендные платежи по
зарегистрированному или находящемуся на государственной
регистрации договору принимаются в уменьшение налоговой базы по
налогу на прибыль с момента получения объекта в пользование.
Данный подход согласован с Департаментом налоговой и таможенно-
тарифной политики Минфина России.
Что касается судебной практики и позиции МНС России,
сформированной по применению законодательства о налоге на прибыль,
действовавшего до вступления в силу главы 25 Кодекса, то она не
может быть напрямую применена в условиях регулирования порядка
исчисления налога на прибыль в настоящее время. Это в первую
очередь связано с тем, что ранее отсутствовала предусмотренная
статьей 252 Кодекса норма о необходимости для учета затрат в
составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль документального подтверждения расходов в соответствии с
действующим законодательством.
М.П.МОКРЕЦОВ
|