Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.04.2001 N ВКПИ01-14 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19.12.1997 N 1598 "О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНА...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ01-14
   
       Именем Российской Федерации
   
       Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице
   
       Судьи Верховного Суда РФ
       генерал - лейтенанта юстиции                     Яськина В.А.,
       при секретаре
       старшем лейтенанте юстиции                     Безнасюке А.С.,
       с участием заявителя
       подполковника юстиции                             Юшкова С.В.,
       представителей Правительства РФ
       полковника                                       Романова О.А.
       и майора юстиции                                Морозова С.В.,
       а также военного прокурора
       отдела Главной военной прокуратуры
       полковника юстиции                             Тумбасова А.А.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению   Юшкова   С.В.  о  признании  незаконным   Постановления
   Правительства РФ от 19 декабря 1997 года N 1598,
   
                              установила:
   
       19  декабря  1997  года в соответствии со ст.  19  Федерального
   закона  "О  порядке  выезда  из Российской  Федерации  и  въезда  в
   Российскую  Федерацию"  (далее Закон  N  114-ФЗ)  Правительство  РФ
   издало  Постановление  N 1598 "О порядке оформления  разрешений  на
   выезд  из  Российской  Федерации  военнослужащих  Вооруженных   Сил
   Российской  Федерации,  а также федеральных органов  исполнительной
   власти,   в   которых   предусмотрена   военная   служба"    (далее
   Постановление N 1598).
       Частью  1-й  пункта  1  этого  Постановления  установлено,  что
   разрешение  на выезд из Российской Федерации военнослужащим  дается
   Министром   обороны   РФ  и  руководителями   федеральных   органов
   исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба,  или
   уполномоченными ими лицами.
       Согласно    пункту   2   Постановления   N   1598    документы,
   удостоверяющие  личность гражданина РФ, по  которым  военнослужащий
   осуществляет    выезд    из    Российской    Федерации    (паспорт,
   дипломатический   паспорт,  служебный  паспорт,  паспорт   моряка),
   оформляются  на основании справки, выдаваемой воинскими  частями  и
   учреждениями.
       Абзацами  3  и  4  пункта  3 Постановления  N  1598  предписано
   Министру  обороны  РФ  и федеральным органам исполнительной  власти
   определить  перечни  воинских  частей,  организаций  и  учреждений,
   наделенных  полномочиями  выдавать справки,  и  установить  порядок
   получения документов, по которым военнослужащий осуществляет  выезд
   за  границу,  а  также порядок сдачи и последующего  хранения  этих
   документов,  выдаваемых военнослужащим, осведомленным в  сведениях,
   составляющих государственную тайну.
       С.В.  Юшков  просит признать Постановление N 1598 в этой  части
   незаконным и не действующим с момента принятия, утверждая, что  оно
   ограничивает  его  конституционные  права  на  свободный  выезд  за
   границу  и  обязанность  заботиться о  нетрудоспособных  родителях,
   проживающих в Литовской Республике.
       По  его  мнению,  часть  первая пункта 1 Постановления  N  1598
   противоречит ст. ст. 2 и 15 Закона РФ N 114-ФЗ, поскольку  согласно
   ст.  2  гражданин  РФ не может быть ограничен  в  праве  выезда  из
   Российской   Федерации  иначе  как  по  основаниям  и  в   порядке,
   предусмотренном   этим   Законом,  а  статья   15   предусматривает
   исчерпывающий  перечень  ограничений, в числе  которых  возможность
   временного  запрета  на выезд за границу лишь в отношении  граждан,
   допущенных  к  сведениям особой важности или  совершенно  секретным
   сведениям,    отнесенным   к   государственной    тайне.    Поэтому
   предоставление частью 1 Постановления N 1598 Министру обороны РФ  и
   уполномоченным  им  лицам права не разрешать  выезд  из  Российской
   Федерации  военнослужащим,  допущенным  к  сведениям  со   степенью
   секретности не выше "секретно", является незаконным.
       Юшков  С.В.  также  считает, что пункт 2 и  абзац  3  пункта  3
   Постановления  N 1598 противоречит ст. 9 Закона N 114,  которая  не
   предусматривает представления какой-либо справки, а абзац 4  пункта
   3  -  статьям  6,  8,  9 и 18 Закона N 114-ФЗ, которыми  установлен
   порядок   оформления,  выдачи,  передачи  на  хранение  и   изъятия
   документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за границей.
       Заслушав  объяснения заявителя Юшкова С.В., поддержавшего  свое
   заявление,   представителей  Правительства  РФ  Романова   О.А.   и
   Морозова  С.В.,  возразивших  против  удовлетворения  заявления,  и
   заключение   военного   прокурора   Тумбасова   А.А.,   полагавшего
   заявление  не подлежащим удовлетворению, Военная коллегия  находит,
   что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно  части  3  статьи 55 Конституции Российской  Федерации
   права  и  свободы  человека  и  гражданина  могут  быть  ограничены
   федеральным  законом  в той мере, в какой это  необходимо  в  целях
   обеспечения обороны страны и безопасности государства.
       Применительно  к закрепленному в ч. 2 статьи 27 Конституции  РФ
   праву  на  свободный выезд за границу такое ограничение установлено
   не только ст. 15, но и статьей 19 Закона N 114-ФЗ.
       Как  указано  в  статье  19  Закона  N  114-ФЗ,  военнослужащие
   Вооруженных  Сил Российской Федерации, а также федеральных  органов
   исполнительной власти, в которых предусмотрена военная  служба,  за
   исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают  из
   Российской   Федерации   при   наличии   разрешения   командования,
   оформленного  в  порядке,  установленном Правительством  Российской
   Федерации.
       Таким  образом,  в  самом Законе N 114-ФЗ для военнослужащих  в
   отличие   от   других  граждан  установлено,  что  без   разрешения
   командования они не вправе выехать из Российской Федерации.
       При  этом  законодатель  не  связывает  возможность  отказа   в
   разрешении  на выезд за границу лишь с обстоятельствами, указанными
   в статье 15 Закона N 114-ФЗ.
       Согласно статье 6 Закона РФ "О статусе военнослужащих" право на
   свободу   передвижения   военнослужащими   реализуется   с   учетом
   необходимости  поддержания  боевой  готовности  воинских  частей  и
   обеспечения своевременности прибытия к месту службы.
       В   соответствии   со   статьей  6   Закона   РФ   "О   статусе
   военнослужащих" и статьей 243 Устава внутренней службы  для  выезда
   военнослужащих  даже  за пределы гарнизона, на территории  которого
   они проходят военную службу, необходимо разрешение командования.
       Как  указано  в  статье 19 Закона N 114-ФЗ, порядок  оформления
   разрешения   на  выезд  военнослужащего  из  Российской   Федерации
   устанавливается Правительством РФ.
       Действуя  в  пределах предоставленных законодателем полномочий,
   Правительство и издало рассматриваемое Постановление N 1598.
       Содержащиеся  в  оспариваемых пункте 2  и  абзаце  3  пункта  3
   указание   о   необходимости  представления  справки  и   поручение
   Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти,  в
   которых  предусмотрена военная служба, определить перечни  воинских
   частей,  наделенных полномочиями выдавать эти справки, относятся  к
   вопросам  порядка оформления разрешения на выезд, а  следовательно,
   разрешены  Правительством РФ в пределах полномочий, предоставленных
   ему статьей 19 Закона N 114-ФЗ.
       Не  противоречит  законодательству РФ и  оспариваемый  абзац  4
   пункта  3  Постановления N 1598, поскольку не  содержит  каких-либо
   указаний   о   том,  что  порядок  получения,  сдачи   и   хранения
   документов,  по  которым  военнослужащий  осуществляет   выезд   из
   Российской  Федерации, должен отличаться от порядка, установленного
   Законом  N  114-ФЗ.  Кроме  того,  этот  абзац  требует  установить
   порядок    сдачи    и    хранения   упомянутых   документов    лишь
   военнослужащих,    осведомленных    в    сведениях,    составляющих
   государственную тайну.
       Это  требование  согласуется со статьей  18  Закона  N  114-ФЗ,
   согласно которой в случае ограничения выезда гражданина РФ в  связи
   с  допуском  к  сведениям особой важности или совершенно  секретным
   сведениям,   составляющим  государственную   тайну,   его   паспорт
   подлежит   передаче  на  хранение  до  истечения  срока  временного
   ограничения.
       Изложенное   свидетельствует,   что   Постановление   N    1598
   соответствует   действующему  законодательству,   регламентирующему
   выезд  военнослужащих за границу, а следовательно, не  ограничивает
   право  заявителя  и  других военнослужащих на выезд  из  Российской
   Федерации  и  обязанность Юшкова С.В. заботиться о нетрудоспособных
   родителях.
       Руководствуясь  ст.  ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК  РСФСР,  Военная
   коллегия Верховного Суда Российской Федерации
   
                                решила:
   
       отказать  Юшкову Сергею Васильевичу в удовлетворении требований
   о  признании  незаконными и недействующими части первой  пункта  1,
   пункта  2,  абзацев  третьего и четвертого пункта  3  Постановления
   Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года  N  1598
   "О  порядке оформления разрешений на выезд из Российской  Федерации
   военнослужащих  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  а   также
   федеральных  органов исполнительной власти, в которых предусмотрена
   военная служба".
       Решение  может  быть обжаловано и опротестовано в  Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда Российской Федерации  в  течение  десяти
   дней со дня его вынесения.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                           генерал - лейтенант юстиции
                                                            В.А.ЯСЬКИН
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное