ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ01-14
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице
Судьи Верховного Суда РФ
генерал - лейтенанта юстиции Яськина В.А.,
при секретаре
старшем лейтенанте юстиции Безнасюке А.С.,
с участием заявителя
подполковника юстиции Юшкова С.В.,
представителей Правительства РФ
полковника Романова О.А.
и майора юстиции Морозова С.В.,
а также военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Тумбасова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Юшкова С.В. о признании незаконным Постановления
Правительства РФ от 19 декабря 1997 года N 1598,
установила:
19 декабря 1997 года в соответствии со ст. 19 Федерального
закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию" (далее Закон N 114-ФЗ) Правительство РФ
издало Постановление N 1598 "О порядке оформления разрешений на
выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба" (далее
Постановление N 1598).
Частью 1-й пункта 1 этого Постановления установлено, что
разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащим дается
Министром обороны РФ и руководителями федеральных органов
исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, или
уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 2 Постановления N 1598 документы,
удостоверяющие личность гражданина РФ, по которым военнослужащий
осуществляет выезд из Российской Федерации (паспорт,
дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка),
оформляются на основании справки, выдаваемой воинскими частями и
учреждениями.
Абзацами 3 и 4 пункта 3 Постановления N 1598 предписано
Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти
определить перечни воинских частей, организаций и учреждений,
наделенных полномочиями выдавать справки, и установить порядок
получения документов, по которым военнослужащий осуществляет выезд
за границу, а также порядок сдачи и последующего хранения этих
документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях,
составляющих государственную тайну.
С.В. Юшков просит признать Постановление N 1598 в этой части
незаконным и не действующим с момента принятия, утверждая, что оно
ограничивает его конституционные права на свободный выезд за
границу и обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях,
проживающих в Литовской Республике.
По его мнению, часть первая пункта 1 Постановления N 1598
противоречит ст. ст. 2 и 15 Закона РФ N 114-ФЗ, поскольку согласно
ст. 2 гражданин РФ не может быть ограничен в праве выезда из
Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке,
предусмотренном этим Законом, а статья 15 предусматривает
исчерпывающий перечень ограничений, в числе которых возможность
временного запрета на выезд за границу лишь в отношении граждан,
допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным
сведениям, отнесенным к государственной тайне. Поэтому
предоставление частью 1 Постановления N 1598 Министру обороны РФ и
уполномоченным им лицам права не разрешать выезд из Российской
Федерации военнослужащим, допущенным к сведениям со степенью
секретности не выше "секретно", является незаконным.
Юшков С.В. также считает, что пункт 2 и абзац 3 пункта 3
Постановления N 1598 противоречит ст. 9 Закона N 114, которая не
предусматривает представления какой-либо справки, а абзац 4 пункта
3 - статьям 6, 8, 9 и 18 Закона N 114-ФЗ, которыми установлен
порядок оформления, выдачи, передачи на хранение и изъятия
документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за границей.
Заслушав объяснения заявителя Юшкова С.В., поддержавшего свое
заявление, представителей Правительства РФ Романова О.А. и
Морозова С.В., возразивших против удовлетворения заявления, и
заключение военного прокурора Тумбасова А.А., полагавшего
заявление не подлежащим удовлетворению, Военная коллегия находит,
что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Применительно к закрепленному в ч. 2 статьи 27 Конституции РФ
праву на свободный выезд за границу такое ограничение установлено
не только ст. 15, но и статьей 19 Закона N 114-ФЗ.
Как указано в статье 19 Закона N 114-ФЗ, военнослужащие
Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов
исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за
исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из
Российской Федерации при наличии разрешения командования,
оформленного в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Таким образом, в самом Законе N 114-ФЗ для военнослужащих в
отличие от других граждан установлено, что без разрешения
командования они не вправе выехать из Российской Федерации.
При этом законодатель не связывает возможность отказа в
разрешении на выезд за границу лишь с обстоятельствами, указанными
в статье 15 Закона N 114-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона РФ "О статусе военнослужащих" право на
свободу передвижения военнослужащими реализуется с учетом
необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и
обеспечения своевременности прибытия к месту службы.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ "О статусе
военнослужащих" и статьей 243 Устава внутренней службы для выезда
военнослужащих даже за пределы гарнизона, на территории которого
они проходят военную службу, необходимо разрешение командования.
Как указано в статье 19 Закона N 114-ФЗ, порядок оформления
разрешения на выезд военнослужащего из Российской Федерации
устанавливается Правительством РФ.
Действуя в пределах предоставленных законодателем полномочий,
Правительство и издало рассматриваемое Постановление N 1598.
Содержащиеся в оспариваемых пункте 2 и абзаце 3 пункта 3
указание о необходимости представления справки и поручение
Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти, в
которых предусмотрена военная служба, определить перечни воинских
частей, наделенных полномочиями выдавать эти справки, относятся к
вопросам порядка оформления разрешения на выезд, а следовательно,
разрешены Правительством РФ в пределах полномочий, предоставленных
ему статьей 19 Закона N 114-ФЗ.
Не противоречит законодательству РФ и оспариваемый абзац 4
пункта 3 Постановления N 1598, поскольку не содержит каких-либо
указаний о том, что порядок получения, сдачи и хранения
документов, по которым военнослужащий осуществляет выезд из
Российской Федерации, должен отличаться от порядка, установленного
Законом N 114-ФЗ. Кроме того, этот абзац требует установить
порядок сдачи и хранения упомянутых документов лишь
военнослужащих, осведомленных в сведениях, составляющих
государственную тайну.
Это требование согласуется со статьей 18 Закона N 114-ФЗ,
согласно которой в случае ограничения выезда гражданина РФ в связи
с допуском к сведениям особой важности или совершенно секретным
сведениям, составляющим государственную тайну, его паспорт
подлежит передаче на хранение до истечения срока временного
ограничения.
Изложенное свидетельствует, что Постановление N 1598
соответствует действующему законодательству, регламентирующему
выезд военнослужащих за границу, а следовательно, не ограничивает
право заявителя и других военнослужащих на выезд из Российской
Федерации и обязанность Юшкова С.В. заботиться о нетрудоспособных
родителях.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Военная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
отказать Юшкову Сергею Васильевичу в удовлетворении требований
о признании незаконными и недействующими части первой пункта 1,
пункта 2, абзацев третьего и четвертого пункта 3 Постановления
Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 1598
"О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации
военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также
федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена
военная служба".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти
дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал - лейтенант юстиции
В.А.ЯСЬКИН
|