Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.08.2006 N 78-Г06-29 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ 1 СТ. 2 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ НАУКОГРАДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СО СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ИМЕЮЩЕЕ ВЫСОКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, С ГРАДООБРАЗУЮЩИМ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 30 августа 2006 года
   
                                                      Дело N 78-Г06-29
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Соловьева В.Н.,
       судей                                          Калининой Л.А.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 30 августа 2006 г. дело  по
   заявлению  Муниципального образования город Петергоф об оспаривании
   законности  части 1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга  "Об  организации
   местного самоуправления в Санкт-Петербурге" по кассационной  жалобе
   заявителя на решение Санкт-Петербургского городского суда от 4  мая
   2006 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  по  делу  судьи  Верховного  Суда  Российской
   Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя города  Петергоф
   Иванова  П.В.,  представителей  Законодательного  Собрания   Санкт-
   Петербурга  -  Асташенко  Е.О.  и  Губернатора  Санкт-Петербурга  -
   Бегловой   Ю.А.,   заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской  Федерации  Селяниной  Н.Я.,  полагавшей  решение   суда
   обоснованным,  Судебная  коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       18 мая 2005 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был
   принят  и  7  июня 2005 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга
   Закон  Санкт-Петербурга "Об организации местного  самоуправления  в
   Санкт-Петербурге".
       Статья  2  Закона  Санкт-Петербурга  "Об  организации  местного
   самоуправления  в  Санкт-Петербурге" раскрывает  основные  понятия,
   используемые  в  данном  Законе. В  частности:  часть  1  указанной
   статьи   определяет,  что  для  целей  настоящего   Закона   Санкт-
   Петербурга     используются     следующие     основные     понятия:
   внутригородское  муниципальное образование Санкт-Петербурга  (далее
   -    муниципальное   образование)   -   часть   территории   города
   федерального   значения   Санкт-Петербурга  (муниципальный   округ,
   город,   поселок),   в  границах  которой  местное   самоуправление
   осуществляется  населением непосредственно и (или)  через  выборные
   органы местного самоуправления.
       В  Санкт-Петербургский  городской суд обратилось  Муниципальное
   образование  город Петергоф с заявлением об оспаривании  законности
   части  1  статьи  2  вышеназванного Закона,  ссылаясь  на  то,  что
   Постановлением Правительства Российской Федерации от  23.07.2005  N
   449  "О  присвоении  статуса  наукограда  Российской  Федерации  г.
   Петергофу"  указанный  статус  сроком  на  5  лет  присвоен  городу
   Петергофу.  Ссылаясь также на то, что в соответствии с  Федеральным
   законом  "О  статусе  наукограда Российской Федерации"  наукоградом
   Российской Федерации является муниципальное образование,  заявитель
   полагает свои права нарушенными тем, что оспариваемые нормы  Закона
   Санкт-Петербурга  не  содержат понятия,  наделяющего  муниципальное
   образование город Петергоф статусом городского округа.
       Полагая,  что это противоречит нормам действующего федерального
   законодательства, заявитель просил удовлетворить его  требование  в
   части  признания  части 1 ст. 2 указанного Закона  Санкт-Петербурга
   недействующей.
       Решением Санкт-Петербургского городского суда от 4 мая 2006  г.
   заявление  Муниципального образования город Петергоф об оспаривании
   законности   части   1   статьи  2  Закона   Санкт-Петербурга   "Об
   организации  местного самоуправления в Санкт-Петербурге"  оставлено
   без удовлетворения.
       В   кассационной  жалобе  МО  город  Петергоф  просит  отменить
   состоявшееся  решение  суда  как  необоснованное  и  вынести  новое
   решение об удовлетворении заявленного требования.
       Проверив  материалы  дела, изучив доводы  кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  находит  решение  Санкт-Петербургского  городского  суда
   подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
       Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, статьей
   2  Закона  Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления
   в  Санкт-Петербурге"  определены основные  понятия,  вытекающие  из
   содержания   и   целей  Закона  Санкт-Петербурга  "Об   организации
   местного  самоуправления в Санкт-Петербурге". Часть 1 данной  нормы
   дает  понятия  "внутригородское  муниципальное  образование  Санкт-
   Петербурга" (далее - муниципальное образование) - часть  территории
   города   федерального   значения  Санкт-Петербурга   (муниципальный
   округ,  город,  поселок), в границах которой местное самоуправление
   осуществляется  населением непосредственно и (или)  через  выборные
   органы местного самоуправления.
       Следует   согласиться  с  судом,  что  при  этом   оспариваемые
   положения   не   регулируют  ни  статус,  ни  права   муниципальных
   образований,   в   том  числе  и  внутригородского   муниципального
   образования  г.  Петергоф. Оспариваемая  норма  также  не  содержит
   указания  о  присвоении  МО  г.  Петергоф  статуса  внутригородской
   территории.
       В  силу  ч.  2  ст.  253 ГПК РФ - установив,  что  оспариваемый
   нормативный  правовой  акт или его часть противоречит  федеральному
   закону  либо  другому нормативному правовому акту, имеющим  большую
   юридическую   силу,   суд   признает   нормативный   правовой   акт
   недействующим полностью или в части со дня его принятия  или  иного
   указанного судом времени.
       Проверяя  утверждение  заявителя  о  существующем  противоречии
   оспариваемой  нормы права, содержащейся в указанном  Законе  Санкт-
   Петербурга и положениях федерального законодательства, суд  обратил
   внимание  на  то,  что  перечисленные в ч. 1  ст.  2  этого  Закона
   понятия полностью соответствуют требованиям Федерального закона  от
   26.10.2003  N  131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления в Российской Федерации".
       В  силу  части 1 ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах
   организации   местного   самоуправлении  в  Российской   Федерации"
   местное    самоуправление   осуществляется   на   всей   территории
   Российской  Федерации в городах, сельских поселениях, муниципальных
   районах,   городских  округах  и  на  внутригородских   территориях
   городов федерального значения.
       Согласно  части  1  ст.  79 ФЗ в городах федерального  значения
   Москве  и  Санкт-Петербурге  в соответствии  с  уставами  указанных
   субъектов   РФ   местное  самоуправление  осуществляется   органами
   местного самоуправления на внутригородских территориях.
       Основы местного самоуправления регулирует глава 9 Устава Санкт-
   Петербурга.
       Статья   2   ФЗ   "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправлении в Российской Федерации" определяет основные  понятия
   и  термины,  которые  должны применяться при реализации  требований
   ст. ст. 84, 85 ФЗ.
       Проведя  сравнительный  анализ указанных  правовых  актов,  суд
   установил,  что  положения ч. 1 ст. 2 Закона  Санкт-Петербурга  "Об
   организации    местного    самоуправления    в    Санкт-Петербурге"
   соответствуют как положениям федерального законодательства,  так  и
   Уставу Санкт-Петербурга.
       Судебная   коллегия   признает  обоснованным   вывод   суда   о
   несостоятельности  ссылки  заявителя  на,  якобы,   имеющее   место
   нарушение  ст.  81  ФЗ  N  131-ФЗ, так как  в  силу  ч.  1  ст.  83
   Федерального  закона  "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправлении   в  Российской  Федерации"  настоящий   Федеральный
   закон,  за  исключением  положений, для  которых  настоящей  главой
   установлены  иные  сроки и порядок вступления в  силу,  вступает  в
   силу  с  1  января  2009  года.  Со дня официального  опубликования
   настоящего   Федерального   закона   до   1   января   2009    года
   устанавливается переходный период. Исходя из этого статья 81  ФЗ  в
   настоящее время не действует.
       Действительно,    Постановлением    Правительства    Российской
   Федерации  от  23.07.2005  N 449 "О присвоении  статуса  наукограда
   Российской Федерации городу Петергофу" статус наукограда сроком  на
   5  лет  присвоен  городу  Петергофу. Согласно  ст.  1  Федерального
   закона  "О  статусе  наукограда Российской  Федерации"  наукоградом
   Российской  Федерации  (далее - наукоград)  является  муниципальное
   образование со статусом городского округа, имеющее высокий  научно-
   технический  потенциал,  с градообразующим  научно-производственным
   комплексом. В соответствии со статьей 2 указанного Закона  правовое
   регулирование  статуса наукограда осуществляется в  соответствии  с
   Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,  уставами
   и  законами  субъектов  РФ.  В данной  же  норме  (2.1.  содержатся
   критерии    присвоения    муниципальному    образованию     статуса
   наукограда).
       С учетом установленных обстоятельств суд правильно отметил, что
   указанное    правовое   регулирование   не   является   основанием,
   свидетельствующим о незаконности понятий, содержащихся  в  части  1
   статьи   2   Закона   Санкт-Петербурга  "Об  организации   местного
   самоуправления в Санкт-Петербурге".
       Как   пояснил   в  судебном  заседании  Судебной  коллегии   по
   гражданским делам Верховного Суда РФ представитель города  Петергоф
   Иванов   П.В.,   обращение   в   суд  преследовало   цель   обязать
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга  дополнить  оспариваемую
   норму  (ч. 1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга) понятием муниципального
   образования, имеющим статус наукограда.
       В  этой  связи следует согласиться с выводом суда  о  том,  что
   правовое  регулирование статуса наукограда город Петергоф находится
   за  пределами  оспариваемой нормы Закона Санкт-Петербурга,  который
   принят   в  соответствии  с  компетенцией  субъекта  РФ  -   города
   федерального  значения Санкт-Петербурга, в пределах полномочий  как
   Законодательного Собрания, так и Губернатора Санкт-Петербурга.
       С  учетом  изложенного решение Санкт-Петербургского  городского
   суда,  постановленное по данному делу, следует признать законным  и
   обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
       Доводы  кассационной жалобы не могут быть расценены в  качестве
   достаточных  оснований  для  отмены  состоявшегося  решения   суда,
   поскольку   они   не   опровергают  сделанных   судом   выводов   и
   свидетельствуют об ошибочном понимании положений процессуального  и
   материального законодательства о местном самоуправлении.
       Руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Санкт-Петербургского городского суда от 4 мая 2006  г.
   оставить   без   изменения,  кассационную   жалобу   Муниципального
   образования город Петергоф - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
Разное