ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 октября 2006 г. N 1008-р
ОБ АПРОБАЦИИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
В целях развития деятельности Комитета по образованию по
совершенствованию содержания учебных изданий, использующихся в
образовательном процессе, и на основании распоряжения Комитета по
образованию N 202-р от 12.05.2004 "Об утверждении Положения о
порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям, необходимым
для реализации регионального компонента и компонента
образовательного учреждения государственного образовательного
стандарта, грифа Комитета по образованию в области общего
образования":
1. Утвердить Положение об апробации учебных изданий согласно
приложению 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить Рекомендацию для составления мотивированного
заключения по результатам апробации учебных изданий согласно
приложению 2 к настоящему распоряжению.
3. Считать утратившим силу распоряжение Комитета по образованию
от 15.05.2006 N 508-р "Об апробации учебных изданий".
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на
заместителя председателя Комитета по образованию Ю.В.Солянкова.
И.о. председателя Комитета
по образованию
Е.Б.Спасская
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к распоряжению
Комитета по образованию
от 19.10.2006 N 1008-р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АПРОБАЦИИ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует условия и процедуру
проведения апробации учебных изданий.
1.2. Под апробацией учебных изданий понимается официальное
одобрение (утверждение) учебных изданий, основанное на проверке
результатов их использования в образовательной деятельности.
1.3. На апробацию направляются учебные издания, перечень
которых определен в издательском ОСТе 29.130-97, а также учебные
электронные издания, аудио- и видеопособия (в том числе учебники,
изданные как на традиционном бумажном, так и на электронном
носителе), предназначенные для использования в образовательном
процессе в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (далее -
учебные издания).
1.4. Апробация учебных изданий в образовательных учреждениях
проводится с целью:
- установления перспективности использования в образовательных
учреждениях региона учебных изданий, не имеющих грифа "Допущено
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга -
Комитетом по образованию" (далее - "Допущено") и претендующих на
его присвоение и получение рекомендации к использованию в
образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
- практической проверки эффективности учебников, имеющих гриф
"Допущено" и изданных как на традиционном бумажном, так и на
электронном носителе, для присвоения грифа "Рекомендовано
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга -
Комитетом по образованию" (далее - "Рекомендовано").
1.5. Основанием для проведения апробации учебных изданий
является распоряжение Комитета по образованию N 202-р от
12.05.2004 "Об утверждении Положения о порядке присвоения
(подтверждения) учебным изданиям, необходимым для реализации
регионального компонента и компонента образовательного учреждения
государственного образовательного стандарта, грифа Комитета по
образованию в области общего образования".
2. Условия проведения апробации
2.1. Апробация проводится при условии подачи в президиум
Регионального экспертного совета (далее - президиум РЭС) заявления
от издательства и автора (авторов), в котором гарантируется
возмещение финансовых затрат на проведение апробации учебного
издания. Заявления на проведение апробации принимаются в течение
учебного года (в период с 1 сентября до 1 мая), предшествующего
учебному году, в котором будет проводиться апробация. Формирование
сводного перечня образовательных учреждений, в которых в следующем
учебном году будет проводиться апробация учебных изданий,
завершается в срок до 1 июня предшествующего учебного года.
К заявлению прикладываются:
- программа проведения апробации, в которой указаны цели и
направления апробации;
- график проведения апробации (этапы, задачи, сроки,
ответственные лица и т.п.);
- проект адресной программы апробации.
2.2. Президиум РЭС выносит решение о начале процедуры апробации
и утверждает адресную программу для проведения апробации.
2.3. На основании решения президиума РЭС автор (авторы),
издательство и образовательное учреждение составляют соглашение о
проведении апробации, которое содержит:
- организационные условия проведения апробации;
- гарантии участия автора (авторов) и издательства в апробации
и (при необходимости) в доработке учебного издания в соответствии
с результатами апробации;
- гарантии необходимого финансирования процедуры апробации со
стороны издательства.
Приложением к соглашению являются график и программа проведения
апробации.
Копия соглашения о проведении апробации предоставляется в
президиум РЭС.
2.4. Обязательным условием осуществления апробации является
наличие полного учебно-методического комплекта, состав которого
концептуально обоснован автором (авторами).
2.5. При рассмотрении вопроса о переходе от грифа "Допущено" к
грифу "Рекомендовано" обязательным условием становится также
востребованность учебного издания - использование его в качестве
базового учебника не менее чем в 25 образовательных учреждениях
Санкт-Петербурга в течение полного учебного года.
3. Процедура проведения апробации
3.1. Процесс апробации организуется и координируется
государственным образовательным учреждением дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов - Санкт-Петербургской академией постдипломного
педагогического образования (далее - СПб АППО), которая создает
для этого экспертные группы в составе педагогов-экспертов и
эксперта-аналитика. Формирование данных групп, разработка планов
проведения апробации, организация работы педагогов-экспертов с
авторами (авторскими коллективами) и издательствами является
прерогативой Ученого совета СПб АППО. Участие педагогов-экспертов
в апробации является добровольным.
3.2. Ученый совет СПб АППО по результатам апробации
рассматривает и утверждает мотивированное заключение,
подготовленное экспертом-аналитиком, отражающее ее ход,
положительные и отрицательные (если таковые присутствуют) стороны
апробируемого учебного издания, целесообразность и перспективность
его использования в регионе, рекомендации автору (авторам) и
издательству по доработке издания (в случае необходимости).
Заключение передается в президиум РЭС для принятия решения.
3.3. Независимый эксперт, назначенный президиумом РЭС, на
основе заключения об апробации оценивает:
- соблюдение процедуры апробации;
- убедительность выводов, представленных в заключении об
апробации;
- значимость и новизну образовательных результатов, полученных
в ходе апробации учебного издания;
- связь полученных результатов с дидактической концепцией
учебного издания;
- связь учебного издания с предшествующими изданиями и
изданиями, по которым будет продолжено изучение учебного предмета
по завершении апробации;
- отличие учебного издания, прошедшего апробацию, от
существующих дидактических линий в аспекте их дополнения или
завершения.
По результатам проведенной оценки независимый эксперт готовит
итоговое заключение о возможности присвоения грифа.
Заключение готовится в трех экземплярах, подписывается
ответственным за апробацию представителем научно-методической
службы СПб АППО экспертом-аналитиком, утверждается Ученым советом
СПб АППО и направляется в три адреса: президиум РЭС, издательство,
автору (авторскому коллективу).
3.4. При рассмотрении вопроса о переходе от грифа "Допущено" к
грифу "Рекомендовано" президиум РЭС дает заключение о возможности
присвоения учебнику грифа "Рекомендовано" или рекомендацию к
доработке. В случае последнего варианта, доработанное издание
проходит экспертизу по результатам доработки, после чего президиум
РЭС повторно рассматривает вопрос о присвоении учебнику грифа
"Рекомендовано".
3.5. Финансирование процедуры проведения апробации
осуществляется в соответствии с п. 4.3 Положения о Региональном
экспертном совете Комитета по образованию, утвержденного
распоряжением Комитета по образованию N 201-р от 12.05.2004.
4. Сроки проведения апробации
4.1. Длительность периода (не менее одного учебного года, т.е.
не менее 34 календарных недель, начиная с 1 сентября) и количество
экспериментальных классов для проведения апробации определяются в
соответствии с педагогической целесообразностью для каждого
апробируемого учебно-методического комплекта. При проведении
апробации по решению РЭС могут быть учтены результаты экспертизы,
осуществленной до официального назначения апробации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к распоряжению
Комитета по образованию
от 19.10.2006 N 1008-р
РЕКОМЕНДАЦИЯ
ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ МОТИВИРОВАННОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ
1. Общие положения
В настоящей Рекомендации изложены требования к оценке учебного
издания по результатам его апробации в образовательных учреждениях
Санкт-Петербурга, проведенной под руководством и при участии Санкт-
Петербургской академии педагогического мастерства (далее - СПб
АППО). Результатом проведенной апробации учебного издания является
мотивированное заключение Ученого совета СПб АППО, представляемое
в президиум Регионального экспертного совета Комитета по
образованию (далее - президиум РЭС) для принятия решения.
Подготовка акта по результатам апробации учебного издания
осуществляется путем анализа и обобщений мнений и отчетов
педагогов-экспертов образовательных учреждений, проводящих
апробацию. При подготовке мотивированного заключения Ученый совет
СПб АППО руководствуется нормативными документами, определяющими
содержание образовательного процесса в соответствующем типе и виде
образовательных учреждений.
Апробация учебного издания проводится совместно с автором
(авторскими коллективами) или методистами издательства. Перед
началом апробации издательство (автор, авторский коллектив)
представляют в СПб АППО информацию о:
- программе по учебной дисциплине в целом, по которой
подготовлено учебное издание, с указанием ее вида: типовая
(государственная), скорректированная или авторская;
- соответствии учебного издания той или иной системе обучения
(в том случае, если есть такая необходимость);
- адресности учебного издания (указывается категория
обучаемых);
- месте учебного издания в ряду аналогичных учебников и учебных
пособий и его взаимосвязи с ними; принадлежности соответствующему
учебному и учебно-методическому комплекту.
Если учебное издание является составной частью учебно-
методического комплекта, вместе с экземпляром апробируемого
издания каждому педагогу-эксперту издательством или автором
(авторским коллективом) предоставляются и остальные составляющие
этого комплекта (хрестоматия, рабочая тетрадь, учебно-наглядные
пособия, предназначенные для организации учебного процесса по
одному предмету и используемые в учебной деятельности совместно, а
также учебно-методическое пособие для учителя).
Ответственный за апробацию представитель научно-методической
службы СПб АППО (эксперт-аналитик) может обратиться в издательство
или к автору (авторскому коллективу) за необходимой дополнительной
информацией, в частности, предложить изложить концептуальные
положения, которые легли в основу издания.
Результаты проведения апробации оформляются экспертом-
аналитиком в виде мотивированного заключения и утверждаются Ученым
советом СПб АППО.
2. Требования к мотивированному заключению по результатам
апробации учебного издания
Мотивированное заключение по результатам апробации учебного
издания (далее - заключение) состоит из анкеты-матрицы и итогового
вывода.
Анкета-матрица включает в себя четыре раздела: "Общие
сведения", "Общие требования к оценке учебного издания",
"Специальные требования к учебному изданию", "Резюме", которые
заполняет эксперт-аналитик, интегрируя мнения педагогов-экспертов,
проводящих апробацию учебного издания.
В первом разделе "Общие сведения" экспертом-аналитиком
отражаются данные об учебном издании, переданным в СПб АППО
автором (авторским коллективом) или издательством, а также
сведения о порядке организации апробации.
Второй раздел "Общие требования к оценке учебного издания"
включает параметры, характеризующие требования к содержанию
учебного издания, логике, стилю и языку изложения, качеству и
целесообразности использования справочно-иллюстративного
материала, дидактическим, воспитательным, развивающим и
методическим возможностям учебного издания при организации
образовательной деятельности.
Третий раздел "Специальные требования к учебному изданию"
содержит параметры, характеризующие требования к учебному изданию
исходя из специфики конкретного предмета (предметной области).
Четвертый раздел "Резюме" включает в себя краткую
характеристику концепции и программы, положенных автором
(авторским коллективом) в основу при подготовке учебного издания,
с точки зрения их новизны и современности, с учетом перспектив
развития общего образования. По возможности отмечается
принадлежность концепции и программы к одной из известных систем
обучения, высказывается мнение о степени и последовательности их
фактической реализации, а также соответствие издания указанному
автором адресату. Эксперт-аналитик может высказать мнение об
изменении и уточнении адресата учебного издания.
В анкету-матрицу включаются вопросы, ответы на которые даются
по результатам апробации учебного издания педагогами-экспертами в
ходе осуществления образовательного процесса. Ответы могут быть
содержательно развернуты, иметь ссылки на конкретные темы и(или)
разделы учебного издания, а также на результаты обученности
учащихся. Допускается формирование приложений, поясняющих позицию
экспертов.
В итоговом выводе высказывается аргументированная позиция по
оценке учебного издания, в том числе - мнение о возможности
присвоения учебному изданию грифа "Рекомендовано исполнительным
органом государственной власти Санкт-Петербурга - Комитетом по
образованию". В случае необходимости даются рекомендации автору
(авторскому коллективу) по доработке или корректировке отдельных
содержательных аспектов, выявленных в ходе апробации.
К заключению прилагается список замеченных ошибок, неточностей
и опечаток издания, выявленных в ходе апробации.
Возможно дополнение заключения рекомендацией о внесении
апробированного учебного издания в бланк заказа учебной
литературы, приобретаемой для комплектования библиотек
образовательных учреждений на средства бюджета Санкт-Петербурга.
|