МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПИСЬМО
от 21 июня 2005 г. N ВН-04-46/3243
В целях обеспечения обоснованного выбора участков лесного фонда
для передачи в установленном порядке в аренду и совершенствования
организации лесных конкурсов Федеральное агентство лесного
хозяйства направляет Рекомендации по организации подбора,
формирования участков лесного фонда для последующей их передачи в
аренду для заготовки древесины рубками главного пользования, по
подготовке конкурсной документации и программ лесных конкурсов на
право аренды этих участков:
Обеспечьте представление на рассмотрение экспертной
лесосырьевой комиссии Рослесхоза программ лесных конкурсов в
соответствии с указанными Рекомендациями.
Заместитель Руководителя
В.В.НЕФЕДЬЕВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ УЧАСТКОВ
ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ
ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ РУБКАМИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ,
ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОГРАММ
ЛЕСНЫХ КОНКУРСОВ НА ПРАВО АРЕНДЫ ЭТИХ УЧАСТКОВ
Настоящие Рекомендации по организации подбора, формирования
участков лесного фонда для последующей их передачи в аренду для
заготовки древесины рубками главного пользования и лесных
конкурсов на право аренды этих участков (далее - Рекомендации)
разработаны в целях устранения имеющихся недостатков в организации
лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда для
заготовки древесины, обеспечения единого подхода к данному
мероприятию и повышения эффективности лесопользования.
Рекомендации основаны на действующем лесном законодательстве
Российской Федерации и накопленном опыте подготовки и проведения
лесных конкурсов.
Рекомендации предназначены для работников агентств лесного
хозяйства по субъектам Российской Федерации.
1. Подготовительные работы
1.1. Прежде чем принять решение о передаче участков лесного
фонда в аренду, рекомендуется провести анализ фактического
использования лесосечного фонда по лесхозам за предыдущие 3 - 5
лет и установить:
- процент использования расчетной лесосеки;
- объем неиспользованного лесосечного фонда;
- объем отпуска древесины на корню для краткосрочного
пользования (для обеспечения потребностей бюджетных организаций,
сельскохозяйственных организаций и местного населения, объем
древесины, реализованной по результатам лесных аукционов);
- объем фактической заготовки древесины и степень использования
установленного ежегодного объема лесопользования на арендованных
участках лесного фонда;
- тенденции динамики объемов заготовки древесины (при
краткосрочном пользовании, аренде и в целом) за прошлые годы и
прогноз на последующие 2 - 3 года;
- размещение неиспользуемого лесосечного фонда, его структура
по хозяйствам, наличие лесных дорог и др.
1.2. Собрать и проанализировать данные о лесопользователях,
осуществляющих свою деятельность на территории лесного фонда
каждого лесхоза, а также о возможных претендентах на аренду
участков лесного фонда:
- фактический годовой объем заготовки древесины за предыдущие
годы, степень использования переданного в пользование лесосечного
фонда, соблюдение правил лесопользования;
- ежегодные потребности в древесине для полной загрузки
имеющихся производственных мощностей по ее переработке;
- наличие инвестиционных проектов по развитию производства на
ближайшие 2 - 3 года;
- годовая потребность в древесине для обеспечения развития
производства на перспективу;
- финансовое состояние лесопользователя (по возможности).
1.3. По данным о состоянии использования лесосечного фонда
установить целесообразность и возможности предоставления участков
лесного фонда в аренду для каждого лесхоза. При этом рекомендуется
в качестве основных критериев оценки этих возможностей
использовать следующие:
- объем неиспользуемой годичной расчетной лесосеки превышает
возможный в ближайшие годы объем краткосрочного пользования более
чем на величину его ежегодного роста;
- неиспользуемый лесосечный фонд имеет компактное размещение,
позволяющее передать в аренду не отдельные лесосеки или
разобщенные участки, а единые, транспортно доступные лесные
массивы;
- на каждом из участков лесного фонда, возможном для передачи в
аренду (отвечающем двум предыдущим условиям), ежегодный объем
заготовки древесины составляет не менее 5 тыс. куб. м, срок
использования эксплуатационных запасов - не менее 5 лет.
Передача лесного фонда в аренду целесообразна в тех случаях,
когда наличие и использование ресурсов древесины отвечают всем
указанным критериям.
Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, передача
участков лесного фонда в аренду не рекомендуется.
1.4. Организация долгосрочного лесопользования на условиях
аренды при наличии необходимых ресурсов экономически целесообразна
и рекомендуется в тех случаях, когда имеются лесопользователи -
потенциальные претенденты на аренду, соответствующие следующим
критериям:
- имеющие производственные мощности для заготовки и переработки
древесины и стабильное финансовое состояние;
- способные ежегодно заготавливать не менее 5 тыс. куб. м
древесины.
При отсутствии лесопользователей, соответствующих указанным
критериям, планирование аренды участков лесного фонда не
рекомендуется.
1.5. В целях повышения эффективности лесопользования на основе
данных маркетинговых исследований о состоянии, использовании и
тенденциях динамики заготовки древесины, о существующем состоянии
и перспективах развития лесопромышленных предприятий рекомендуется
разработка перспективных планов организации лесопользования на
условиях аренды на ближайшие 3 - 5 лет.
2. Формирование участков лесного фонда для выставления
на лесной конкурс
2.1. При наличии возможностей и целесообразности организации
долгосрочного лесопользования с учетом рекомендаций раздела 1
проводится подбор и формирование участков лесного фонда для
выставления на конкурс.
2.2. В качестве основных критериев для формирования участков
рекомендуются:
- возможный ежегодный объем заготовки древесины потенциальными
лесопользователями (фактически существующий и с учетом развития
производства на ближайшие 3 - 5 лет);
- сроки аренды.
2.3. Участки подбираются и формируются под производственные
мощности потенциальных арендаторов таким образом, чтобы возможный
ежегодный объем заготовки древесины на них соответствовал
производственным возможностям лесопользователей (с различными
потребностями в лесосырьевых ресурсах), осуществляющих свою
деятельность в данном регионе.
Например, если в регионе действуют лесопользователи -
потенциальные арендаторы, ежегодно заготавливающие от 5 до 100
тыс. куб. м древесины, то нельзя формировать участки для передачи
в аренду с ежегодными объемами пользования более 100 тыс. куб. м,
поскольку ни один из будущих арендаторов не сможет полностью
использовать весь имеющийся на них объем древесины, а выберет
лучшую и оставит худшую. В подобных случаях организатор конкурса
своими непродуманными действиями способствует неэффективному
использованию лесных ресурсов и снижению качества оставляемого
лесосечного фонда. Поэтому, исходя из производственных
возможностей лесопользователей, указанных в данном примере,
целесообразно подобрать и сформировать несколько участков лесного
фонда для предприятий с различными ежегодными потребностями в
древесине, например: 5 - 6 тыс. куб. м, 10 - 12, 20 - 25, 30 - 40,
50 - 60, 100 тыс. куб. м.
Одним из вариантов решения вопроса о размере участков лесного
фонда, формируемых для выставления на конкурс, может быть подбор
этих участков по предварительным предложениям лесопользователей -
потенциальных арендаторов при условии, что заявляемый ежегодный
объем пользования не превышает производственных возможностей
заявителя.
2.4. Общий размер участка для передачи в аренду рекомендуется
определять исходя из установленного ежегодного объема
лесопользования и срока аренды.
2.5. Сроки аренды целесообразно дифференцировать для
лесопользователей с различными производственными возможностями:
для мелких лесопользователей с возможным годовым объемом
заготовки древесины не более 10 тыс. куб. м - до 5 лет;
для средних - с объемом заготовки древесины от 10 до 50 тыс.
куб. м в год, способных выполнять работы по ведению лесного
хозяйства, - до 10 лет;
для крупных предприятий, особенно развивающихся, способных
обеспечить транспортное освоение лесных массивов и ведение лесного
хозяйства, с ежегодным объемом заготовки древесины более 50 тыс.
куб. м - до 25 лет.
Более длительные сроки аренды нежелательны, т.к. пока
отсутствует наработанный опыт арендных отношений и лесное
законодательство находится в стадии реформирования.
2.6. В целях повышения качества работ по подбору и формированию
участков лесного фонда для их проведения рекомендуется привлекать
лесоустроительные организации.
3. Особенности подготовки конкурсной документации
3.1. При подготовке конкурсной документации особого внимания
требуют: критерии отбора участников конкурса, критерии оценки
конкурсных предложений и критерии отбора победителей конкурса.
3.2. Критерии отбора участников конкурса устанавливаются в
соответствии с Порядком организации и проведения лесных конкурсов,
утвержденным Приказом МПР России от 21.04.2005 N 103
(зарегистрирован в Минюсте России 14.06.2005 N 6713).
3.3. В качестве основных критериев оценки конкурсных
предложений рекомендуются:
- размер предложенной участником конкурса арендной платы;
- размер обязательств участника конкурса по ведению лесного
хозяйства на арендованном участке;
- размер инвестиций в развитие лесозаготовки, переработки
древесины и социально-экономическое развитие региона.
Конкурсной комиссией могут устанавливаться и другие критерии,
но перечисленные целесообразно устанавливать в качестве главных.
Для каждого критерия оценки конкурсных предложений
рекомендуется устанавливать балльную шкалу в зависимости от
приоритетности критерия и размера конкурсных предложений.
Размер начальной арендной платы за ежегодный объем заготовки
древесины на предложенном в аренду участке лесного фонда
устанавливается по ставкам лесных податей за древесину на корню,
действующим в регионе на момент проведения конкурса, и указывается
в извещении о конкурсе. В сумму ежегодной арендной платы
рекомендуется включать расходы по организации конкурса,
исчисленные путем деления общей суммы этих расходов по конкретному
участку на предлагаемый срок аренды.
В условиях конкурса рекомендуется предусматривать подачу
претендентами предложений о размере арендной платы с "шагом"
увеличения ее не менее чем на 10% от начальной арендной платы,
объявленной в извещении о проведении конкурса. За каждый "шаг"
повышения арендной платы целесообразно устанавливать прогрессивную
балльную шкалу оценки конкурсных предложений. Например, за 10%
повышения арендной платы - 1 балл, за 20% - 3 балла, за 30% - 5
баллов и т.п.
В условиях конкурса рекомендуется предусматривать: ежегодные
объемы мероприятий по охране, защите лесов, лесовосстановлению,
рубкам ухода за лесом (по видам) и санитарным рубкам, предлагаемые
для выполнения будущим арендатором, а также нормативные затраты на
эти мероприятия. Оценку обязательств претендента по выполнению
указанных мероприятий в условиях конкурса целесообразно
предусматривать по принимаемым им на себя объемам работ в
процентах от предложенных организатором конкурса, устанавливая
определенное количество баллов в зависимости от близости
принимаемых обязательств к предложенным.
Оценку размера инвестиций в развитие лесозаготовки, переработки
древесины и социально-экономическое развитие региона рекомендуется
проводить по величине предлагаемой участником конкурса суммы
ежегодных вложений в указанные сферы деятельности, устанавливая
определенное количество баллов в зависимости от размера
инвестиций.
3.4. Сроки аренды в условиях конкурса рекомендуется
устанавливать в соответствии с п. 2.5 настоящих Рекомендаций.
3.5. В качестве дополнительных критериев оценки победителя
конкурса рекомендуется предусматривать наличие у участника
конкурса производственных мощностей по заготовке и переработке
древесины в данном регионе и соблюдение им лесоводственных
требований при лесопользовании.
3.6. Выбор победителя конкурса целесообразно осуществлять по
наибольшей сумме баллов, набранной участником по всем критериям
оценки конкурсных предложений.
4. Особенности подготовки договора аренды
В целях повышения ответственности арендатора за выполнение
принимаемых на себя по договору аренды обязательств и обеспечения
более эффективного использования лесных ресурсов рекомендуется в
указанном договоре кроме условий, прямо установленных лесным
законодательством РФ, предусматривать:
- все обязательства победителя конкурса, принятые им на себя
согласно конкурсной заявке;
- начисление пени в размере 0,5% от суммы очередного платежа
арендной платы за каждый день просрочки платежей;
- изменение условий договора в части сокращения объема
пользования в случае неполного использования арендатором
предоставленных ему ресурсов в течение года или невозможности
полного внесения арендной платы;
- изменение договора в связи с изменениями лесного и иного
законодательства, требующего соответствующих изменений, в том
числе изменение арендной платы в связи с изменением ставок лесных
податей;
- условия и порядок изменения арендной платы;
- прекращение действия договора в случае невнесения арендатором
арендной платы и пени за просрочку платежей в течение 3 месяцев и
более (ст. 28 Лесного кодекса Российской Федерации);
- прекращение действия договора в случае систематического
(более двух раз) нарушения арендатором договорных обязательств и
лесного законодательства РФ (ст. 28 ЛК Российской Федерации);
- прекращение действия договора в случае непредставления
арендатором в установленный срок плана рубок или проекта
организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства
на арендованном участке.
5. Подготовка программ проведения лесных конкурсов
для рассмотрения экспертной лесосырьевой комиссией
Рослесхоза
В целях обеспечения необходимой полноты и качества материалов
региональных программ проведения лесных конкурсов, представляемых
на рассмотрение Экспертной лесосырьевой комиссии Рослесхоза в
соответствии с письмом от 17.01.2005 N ББ-03-46/67, повышения
оперативности и обоснованности принятия решений по ним
предлагается указанные программы представлять по приведенным ниже
формам 1 - 4.
Показатели для заполнения форм программы конкурсов следует
определять в соответствии с изложенными выше рекомендациями.
К программе должна прилагаться схема каждого лесхоза, где
намечается передача участков в аренду, с обозначением на ней
условными знаками каждого участка, предлагаемого к выставлению на
конкурс и включенного в форму 3.
Форма 1
Сведения о наличии и использовании лесосечного фонда
-----T-------------------T-----------------T--------------------------------¬
¦Лес-¦Наличие лесосечного¦ Расчетная ¦Использование лесосечного фонда ¦
¦хозы¦ фонда на 1 января ¦ лесосека, тыс. ¦ за предыдущий год, тыс. кбм ¦
¦ ¦ текущего года, ¦ кбм ¦ ¦
¦ ¦ тыс. кбм ¦ ¦ ¦
¦ +----T--------------+----T------T-----+---------T----------------------+
¦ ¦все-¦ в том числе: ¦все-¦в т.ч.¦% ис-¦кратко- ¦ аренда ¦
¦ ¦го ¦ ¦го ¦факт. ¦поль-¦срочное ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рубка ¦зова-¦пользова-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦за ¦ния ¦ние ¦ ¦
¦ ¦ +------T-------+ ¦преды-¦ +----T----+-------T----T---------+
¦ ¦ ¦не ис-¦на ос- ¦ ¦дущий ¦ ¦раз-¦фак-¦уста- ¦фак-¦% исполь-¦
¦ ¦ ¦поль- ¦тавшие-¦ ¦год ¦ ¦ре- ¦ти- ¦новлен-¦ти- ¦зования ¦
¦ ¦ ¦зова- ¦ся годы¦ ¦ ¦ ¦шено¦чес-¦ный го-¦чес-¦установ- ¦
¦ ¦ ¦но в ¦ревизи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦кая ¦довой ¦кая ¦ленного ¦
¦ ¦ ¦преды-¦онного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб-¦размер ¦руб-¦ежегодно-¦
¦ ¦ ¦дущие ¦периода¦ ¦ ¦ ¦ ¦ка ¦поль- ¦ка ¦го разме-¦
¦ ¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зования¦ ¦ра поль- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зования ¦
+----+----+------+-------+----+------+-----+----+----+-------+----+---------+
+----+----+------+-------+----+------+-----+----+----+-------+----+---------+
+----+----+------+-------+----+------+-----+----+----+-------+----+---------+
L----+----+------+-------+----+------+-----+----+----+-------+----+----------
Форма 2
Сведения о потенциальных арендаторах
-------T-------------T--------T------T---------------------------¬
¦Наиме-¦Годовая пот- ¦Факти- ¦Нео- ¦Эффективность использования¦
¦нова- ¦ребность в ¦ческий ¦беспе-¦ранее арендованных участков¦
¦ние ¦древесине для¦годовой ¦ченная+---------T--------T--------+
¦ ¦полной загру-¦объем ¦пот- ¦установ- ¦факт. ¦% ис- ¦
¦ ¦зки имеющихся¦заготов-¦реб- ¦ленный ¦рубка в ¦пользо- ¦
¦ ¦производст- ¦ки дре- ¦ность,¦ежегодный¦предыду-¦вания ¦
¦ ¦венных мощно-¦весины, ¦тыс. ¦отпуск, ¦щем го- ¦установ-¦
¦ ¦стей, тыс. ¦тыс. ¦кбм ¦тыс. кбм ¦ду, тыс.¦ленного ¦
¦ ¦куб. м ¦куб. м ¦ ¦ ¦кбм ¦объема ¦
+------+-------------+--------+------+---------+--------+--------+
+------+-------------+--------+------+---------+--------+--------+
+------+-------------+--------+------+---------+--------+--------+
L------+-------------+--------+------+---------+--------+---------
Форма 3
Сведения об участках лесного фонда,
выставляемых на конкурс (по каждому участку)
--------T--------T--------T---------T---------T------T-----------¬
¦Лесхозы¦Площадь ¦Общий ¦Ежегодный¦Срок ис- ¦Пред- ¦ Начальная ¦
¦ ¦участка,¦объем ¦размер ¦пользова-¦лагае-¦ арендная ¦
¦ ¦тыс. га ¦лесосеч-¦пользова-¦ния обще-¦мый ¦ плата ¦
¦ ¦ ¦ного ¦ния, тыс.¦го объема¦срок +------T----+
¦ ¦ ¦фонда, ¦кбм ¦лесосеч- ¦арен- ¦всего,¦за 1¦
¦ ¦ ¦тыс. кбм¦ ¦ного фон-¦ды, ¦ тыс. ¦куб.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦да, лет ¦лет ¦ руб. ¦ м, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб.¦
+-------+--------+--------+---------+---------+------+------+----+
+-------+--------+--------+---------+---------+------+------+----+
+-------+--------+--------+---------+---------+------+------+----+
L-------+--------+--------+---------+---------+------+------+-----
Примечание: в форму 3 включаются только те лесхозы, в которых
предусматривается передача участков лесного фонда в аренду.
Форма 4
Сведения об условиях конкурса
----------------T---------------T----------------T---------------¬
¦Критерии отбора¦Критерии оценки¦Критерии отбора ¦"Шаг" повышения¦
¦ участников ¦ конкурсных ¦ победителей ¦арендной платы,¦
¦ конкурса ¦ предложений ¦ конкурса ¦ % ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
+---------------+---------------+----------------+---------------+
+---------------+---------------+----------------+---------------+
L---------------+---------------+----------------+----------------
|