Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПИСЬМО РОСЛЕСХОЗА ОТ 21.06.2005 N ВН-04-46/3243 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ РУБКАМИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОГРАММ ЛЕСНЫХ КОНКУРСОВ НА ПРАВО АРЕНДЫ ЭТИХ УЧАСТКОВ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


         МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
                                   
                                ПИСЬМО
                  от 21 июня 2005 г. N ВН-04-46/3243
   
       В целях обеспечения обоснованного выбора участков лесного фонда
   для  передачи  в установленном порядке в аренду и совершенствования
   организации   лесных   конкурсов  Федеральное   агентство   лесного
   хозяйства   направляет   Рекомендации   по   организации   подбора,
   формирования участков лесного фонда для последующей их  передачи  в
   аренду  для  заготовки древесины рубками главного  пользования,  по
   подготовке  конкурсной документации и программ лесных конкурсов  на
   право аренды этих участков:
       Обеспечьте    представление    на    рассмотрение    экспертной
   лесосырьевой  комиссии  Рослесхоза  программ  лесных  конкурсов   в
   соответствии с указанными Рекомендациями.
   
                                              Заместитель Руководителя
                                                          В.В.НЕФЕДЬЕВ
   
   
   
   
   
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ УЧАСТКОВ
          ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ПЕРЕДАЧИ В АРЕНДУ
         ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ РУБКАМИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ,
           ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОГРАММ
            ЛЕСНЫХ КОНКУРСОВ НА ПРАВО АРЕНДЫ ЭТИХ УЧАСТКОВ
   
       Настоящие  Рекомендации  по организации  подбора,  формирования
   участков  лесного фонда для последующей их передачи  в  аренду  для
   заготовки   древесины   рубками  главного  пользования   и   лесных
   конкурсов  на  право  аренды этих участков (далее  -  Рекомендации)
   разработаны  в целях устранения имеющихся недостатков в организации
   лесных  конкурсов  на  право  аренды  участков  лесного  фонда  для
   заготовки   древесины,  обеспечения  единого  подхода   к   данному
   мероприятию и повышения эффективности лесопользования.
       Рекомендации  основаны  на действующем лесном  законодательстве
   Российской  Федерации и накопленном опыте подготовки  и  проведения
   лесных конкурсов.
       Рекомендации  предназначены  для  работников  агентств  лесного
   хозяйства по субъектам Российской Федерации.
   
                      1. Подготовительные работы
   
       1.1.  Прежде  чем  принять решение о передаче участков  лесного
   фонда   в   аренду,  рекомендуется  провести  анализ   фактического
   использования  лесосечного фонда по лесхозам за предыдущие  3  -  5
   лет и установить:
       - процент использования расчетной лесосеки;
       - объем неиспользованного лесосечного фонда;
       -   объем   отпуска  древесины  на  корню  для   краткосрочного
   пользования  (для  обеспечения потребностей бюджетных  организаций,
   сельскохозяйственных  организаций  и  местного   населения,   объем
   древесины, реализованной по результатам лесных аукционов);
       - объем фактической заготовки древесины и степень использования
   установленного  ежегодного объема лесопользования  на  арендованных
   участках лесного фонда;
       -   тенденции   динамики  объемов  заготовки   древесины   (при
   краткосрочном  пользовании, аренде и в целом)  за  прошлые  годы  и
   прогноз на последующие 2 - 3 года;
       -  размещение неиспользуемого лесосечного фонда, его  структура
   по хозяйствам, наличие лесных дорог и др.
       1.2.  Собрать  и  проанализировать данные о  лесопользователях,
   осуществляющих  свою  деятельность  на  территории  лесного   фонда
   каждого  лесхоза,  а  также  о  возможных  претендентах  на  аренду
   участков лесного фонда:
       -  фактический годовой объем заготовки древесины за  предыдущие
   годы,  степень использования переданного в пользование  лесосечного
   фонда, соблюдение правил лесопользования;
       -   ежегодные  потребности  в  древесине  для  полной  загрузки
   имеющихся производственных мощностей по ее переработке;
       -  наличие инвестиционных проектов по развитию производства  на
   ближайшие 2 - 3 года;
       -  годовая  потребность  в древесине для  обеспечения  развития
   производства на перспективу;
       - финансовое состояние лесопользователя (по возможности).
       1.3.  По  данным  о  состоянии использования лесосечного  фонда
   установить  целесообразность и возможности предоставления  участков
   лесного  фонда в аренду для каждого лесхоза. При этом рекомендуется
   в    качестве   основных   критериев   оценки   этих   возможностей
   использовать следующие:
       -  объем  неиспользуемой годичной расчетной лесосеки  превышает
   возможный  в ближайшие годы объем краткосрочного пользования  более
   чем на величину его ежегодного роста;
       -  неиспользуемый лесосечный фонд имеет компактное  размещение,
   позволяющее   передать   в   аренду  не  отдельные   лесосеки   или
   разобщенные   участки,  а  единые,  транспортно  доступные   лесные
   массивы;
       - на каждом из участков лесного фонда, возможном для передачи в
   аренду  (отвечающем  двум  предыдущим  условиям),  ежегодный  объем
   заготовки  древесины  составляет не  менее  5  тыс.  куб.  м,  срок
   использования эксплуатационных запасов - не менее 5 лет.
       Передача  лесного фонда в аренду целесообразна в  тех  случаях,
   когда  наличие  и  использование ресурсов древесины  отвечают  всем
   указанным критериям.
       Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, передача
   участков лесного фонда в аренду не рекомендуется.
       1.4.  Организация  долгосрочного  лесопользования  на  условиях
   аренды  при наличии необходимых ресурсов экономически целесообразна
   и  рекомендуется  в  тех случаях, когда имеются лесопользователи  -
   потенциальные  претенденты  на  аренду,  соответствующие  следующим
   критериям:
       - имеющие производственные мощности для заготовки и переработки
   древесины и стабильное финансовое состояние;
       -  способные  ежегодно заготавливать не менее  5  тыс.  куб.  м
   древесины.
       При  отсутствии  лесопользователей,  соответствующих  указанным
   критериям,   планирование   аренды  участков   лесного   фонда   не
   рекомендуется.
       1.5.  В целях повышения эффективности лесопользования на основе
   данных  маркетинговых  исследований о  состоянии,  использовании  и
   тенденциях  динамики заготовки древесины, о существующем  состоянии
   и  перспективах развития лесопромышленных предприятий рекомендуется
   разработка  перспективных  планов  организации  лесопользования  на
   условиях аренды на ближайшие 3 - 5 лет.
   
        2. Формирование участков лесного фонда для выставления
                           на лесной конкурс
   
       2.1.  При  наличии возможностей и целесообразности  организации
   долгосрочного  лесопользования  с  учетом  рекомендаций  раздела  1
   проводится  подбор  и  формирование  участков  лесного  фонда   для
   выставления на конкурс.
       2.2.  В  качестве основных критериев для формирования  участков
   рекомендуются:
       -  возможный ежегодный объем заготовки древесины потенциальными
   лесопользователями  (фактически существующий и  с  учетом  развития
   производства на ближайшие 3 - 5 лет);
       - сроки аренды.
       2.3.  Участки  подбираются и формируются  под  производственные
   мощности  потенциальных арендаторов таким образом, чтобы  возможный
   ежегодный   объем   заготовки  древесины  на   них   соответствовал
   производственным  возможностям  лесопользователей   (с   различными
   потребностями   в   лесосырьевых  ресурсах),  осуществляющих   свою
   деятельность в данном регионе.
       Например,   если   в   регионе  действуют  лесопользователи   -
   потенциальные  арендаторы, ежегодно заготавливающие  от  5  до  100
   тыс.  куб. м древесины, то нельзя формировать участки для  передачи
   в  аренду с ежегодными объемами пользования более 100 тыс. куб.  м,
   поскольку  ни  один  из  будущих арендаторов  не  сможет  полностью
   использовать  весь  имеющийся на них  объем  древесины,  а  выберет
   лучшую  и  оставит худшую. В подобных случаях организатор  конкурса
   своими   непродуманными   действиями  способствует   неэффективному
   использованию  лесных  ресурсов  и снижению  качества  оставляемого
   лесосечного    фонда.    Поэтому,   исходя   из    производственных
   возможностей   лесопользователей,  указанных  в   данном   примере,
   целесообразно  подобрать и сформировать несколько участков  лесного
   фонда  для  предприятий  с  различными ежегодными  потребностями  в
   древесине, например: 5 - 6 тыс. куб. м, 10 - 12, 20 - 25, 30 -  40,
   50 - 60, 100 тыс. куб. м.
       Одним  из вариантов решения вопроса о размере участков  лесного
   фонда,  формируемых для выставления на конкурс, может  быть  подбор
   этих  участков по предварительным предложениям лесопользователей  -
   потенциальных  арендаторов при условии,  что  заявляемый  ежегодный
   объем   пользования  не  превышает  производственных   возможностей
   заявителя.
       2.4.  Общий  размер участка для передачи в аренду рекомендуется
   определять    исходя    из   установленного    ежегодного    объема
   лесопользования и срока аренды.
       2.5.   Сроки   аренды   целесообразно   дифференцировать    для
   лесопользователей с различными производственными возможностями:
       для   мелких  лесопользователей  с  возможным  годовым  объемом
   заготовки древесины не более 10 тыс. куб. м - до 5 лет;
       для  средних - с объемом заготовки древесины от 10 до  50  тыс.
   куб.  м  в  год,  способных  выполнять работы  по  ведению  лесного
   хозяйства, - до 10 лет;
       для  крупных  предприятий,  особенно  развивающихся,  способных
   обеспечить транспортное освоение лесных массивов и ведение  лесного
   хозяйства,  с ежегодным объемом заготовки древесины более  50  тыс.
   куб. м - до 25 лет.
       Более   длительные   сроки  аренды  нежелательны,   т.к.   пока
   отсутствует   наработанный  опыт  арендных   отношений   и   лесное
   законодательство находится в стадии реформирования.
       2.6. В целях повышения качества работ по подбору и формированию
   участков  лесного фонда для их проведения рекомендуется  привлекать
   лесоустроительные организации.
   
           3. Особенности подготовки конкурсной документации
   
       3.1.  При  подготовке конкурсной документации особого  внимания
   требуют:  критерии  отбора  участников  конкурса,  критерии  оценки
   конкурсных предложений и критерии отбора победителей конкурса.
       3.2.  Критерии  отбора  участников конкурса  устанавливаются  в
   соответствии с Порядком организации и проведения лесных  конкурсов,
   утвержденным   Приказом   МПР   России   от   21.04.2005   N    103
   (зарегистрирован в Минюсте России 14.06.2005 N 6713).
       3.3.   В   качестве   основных  критериев   оценки   конкурсных
   предложений рекомендуются:
       - размер предложенной участником конкурса арендной платы;
       -  размер  обязательств участника конкурса по  ведению  лесного
   хозяйства на арендованном участке;
       -  размер  инвестиций  в  развитие  лесозаготовки,  переработки
   древесины и социально-экономическое развитие региона.
       Конкурсной  комиссией могут устанавливаться и другие  критерии,
   но перечисленные целесообразно устанавливать в качестве главных.
       Для    каждого    критерия   оценки   конкурсных    предложений
   рекомендуется   устанавливать  балльную  шкалу  в  зависимости   от
   приоритетности критерия и размера конкурсных предложений.
       Размер  начальной арендной платы за ежегодный  объем  заготовки
   древесины   на   предложенном  в  аренду  участке   лесного   фонда
   устанавливается  по ставкам лесных податей за древесину  на  корню,
   действующим  в регионе на момент проведения конкурса, и указывается
   в   извещении   о  конкурсе.  В  сумму  ежегодной  арендной   платы
   рекомендуется    включать   расходы   по   организации    конкурса,
   исчисленные  путем деления общей суммы этих расходов по конкретному
   участку на предлагаемый срок аренды.
       В   условиях  конкурса  рекомендуется  предусматривать   подачу
   претендентами  предложений  о  размере  арендной  платы  с  "шагом"
   увеличения  ее  не  менее чем на 10% от начальной  арендной  платы,
   объявленной  в  извещении о проведении конкурса.  За  каждый  "шаг"
   повышения  арендной платы целесообразно устанавливать прогрессивную
   балльную  шкалу  оценки конкурсных предложений.  Например,  за  10%
   повышения  арендной платы - 1 балл, за 20% - 3 балла, за  30%  -  5
   баллов и т.п.
       В  условиях  конкурса рекомендуется предусматривать:  ежегодные
   объемы  мероприятий  по  охране, защите лесов,  лесовосстановлению,
   рубкам  ухода за лесом (по видам) и санитарным рубкам, предлагаемые
   для выполнения будущим арендатором, а также нормативные затраты  на
   эти  мероприятия.  Оценку  обязательств претендента  по  выполнению
   указанных    мероприятий   в   условиях   конкурса    целесообразно
   предусматривать  по  принимаемым  им  на  себя  объемам   работ   в
   процентах  от  предложенных  организатором  конкурса,  устанавливая
   определенное   количество   баллов  в   зависимости   от   близости
   принимаемых обязательств к предложенным.
       Оценку размера инвестиций в развитие лесозаготовки, переработки
   древесины  и социально-экономическое развитие региона рекомендуется
   проводить  по  величине  предлагаемой  участником  конкурса   суммы
   ежегодных  вложений  в  указанные сферы деятельности,  устанавливая
   определенное   количество   баллов   в   зависимости   от   размера
   инвестиций.
       3.4.   Сроки   аренды   в   условиях   конкурса   рекомендуется
   устанавливать в соответствии с п. 2.5 настоящих Рекомендаций.
       3.5.  В  качестве  дополнительных критериев  оценки  победителя
   конкурса   рекомендуется  предусматривать   наличие   у   участника
   конкурса  производственных  мощностей по  заготовке  и  переработке
   древесины   в   данном  регионе  и  соблюдение  им  лесоводственных
   требований при лесопользовании.
       3.6.  Выбор  победителя конкурса целесообразно осуществлять  по
   наибольшей  сумме  баллов, набранной участником по  всем  критериям
   оценки конкурсных предложений.
   
               4. Особенности подготовки договора аренды
   
       В  целях  повышения  ответственности арендатора  за  выполнение
   принимаемых  на себя по договору аренды обязательств и  обеспечения
   более  эффективного использования лесных ресурсов  рекомендуется  в
   указанном  договоре  кроме  условий,  прямо  установленных   лесным
   законодательством РФ, предусматривать:
       -  все  обязательства победителя конкурса, принятые им на  себя
   согласно конкурсной заявке;
       -  начисление  пени в размере 0,5% от суммы очередного  платежа
   арендной платы за каждый день просрочки платежей;
       -   изменение  условий  договора  в  части  сокращения   объема
   пользования    в   случае   неполного   использования   арендатором
   предоставленных  ему  ресурсов  в течение  года  или  невозможности
   полного внесения арендной платы;
       -  изменение  договора в связи с изменениями  лесного  и  иного
   законодательства,  требующего  соответствующих  изменений,  в   том
   числе  изменение арендной платы в связи с изменением ставок  лесных
   податей;
       - условия и порядок изменения арендной платы;
       - прекращение действия договора в случае невнесения арендатором
   арендной  платы и пени за просрочку платежей в течение 3 месяцев  и
   более (ст. 28 Лесного кодекса Российской Федерации);
       -  прекращение  действия  договора  в  случае  систематического
   (более  двух  раз) нарушения арендатором договорных обязательств  и
   лесного законодательства РФ (ст. 28 ЛК Российской Федерации);
       -   прекращение  действия  договора  в  случае  непредставления
   арендатором   в   установленный  срок  плана  рубок   или   проекта
   организации рубок главного пользования и ведения лесного  хозяйства
   на арендованном участке.
   
          5. Подготовка программ проведения лесных конкурсов
          для рассмотрения экспертной лесосырьевой комиссией
                              Рослесхоза
   
       В  целях  обеспечения необходимой полноты и качества материалов
   региональных  программ проведения лесных конкурсов,  представляемых
   на  рассмотрение  Экспертной  лесосырьевой  комиссии  Рослесхоза  в
   соответствии  с  письмом  от 17.01.2005  N  ББ-03-46/67,  повышения
   оперативности   и   обоснованности   принятия   решений   по    ним
   предлагается  указанные программы представлять по приведенным  ниже
   формам 1 - 4.
       Показатели  для  заполнения  форм программы  конкурсов  следует
   определять в соответствии с изложенными выше рекомендациями.
       К  программе  должна  прилагаться схема  каждого  лесхоза,  где
   намечается  передача  участков  в аренду,  с  обозначением  на  ней
   условными  знаками каждого участка, предлагаемого к выставлению  на
   конкурс и включенного в форму 3.
   
                                                               Форма 1
   
         Сведения о наличии и использовании лесосечного фонда
   
   -----T-------------------T-----------------T--------------------------------¬
   ¦Лес-¦Наличие лесосечного¦    Расчетная    ¦Использование лесосечного фонда ¦
   ¦хозы¦ фонда на 1 января ¦  лесосека, тыс. ¦  за предыдущий год, тыс. кбм   ¦
   ¦    ¦   текущего года,  ¦       кбм       ¦                                ¦
   ¦    ¦     тыс. кбм      ¦                 ¦                                ¦
   ¦    +----T--------------+----T------T-----+---------T----------------------+
   ¦    ¦все-¦ в том числе: ¦все-¦в т.ч.¦% ис-¦кратко-  ¦        аренда        ¦
   ¦    ¦го  ¦              ¦го  ¦факт. ¦поль-¦срочное  ¦                      ¦
   ¦    ¦    ¦              ¦    ¦рубка ¦зова-¦пользова-¦                      ¦
   ¦    ¦    ¦              ¦    ¦за    ¦ния  ¦ние      ¦                      ¦
   ¦    ¦    +------T-------+    ¦преды-¦     +----T----+-------T----T---------+
   ¦    ¦    ¦не ис-¦на ос- ¦    ¦дущий ¦     ¦раз-¦фак-¦уста-  ¦фак-¦% исполь-¦
   ¦    ¦    ¦поль- ¦тавшие-¦    ¦год   ¦     ¦ре- ¦ти- ¦новлен-¦ти- ¦зования  ¦
   ¦    ¦    ¦зова- ¦ся годы¦    ¦      ¦     ¦шено¦чес-¦ный го-¦чес-¦установ- ¦
   ¦    ¦    ¦но в  ¦ревизи-¦    ¦      ¦     ¦    ¦кая ¦довой  ¦кая ¦ленного  ¦
   ¦    ¦    ¦преды-¦онного ¦    ¦      ¦     ¦    ¦руб-¦размер ¦руб-¦ежегодно-¦
   ¦    ¦    ¦дущие ¦периода¦    ¦      ¦     ¦    ¦ка  ¦поль-  ¦ка  ¦го разме-¦
   ¦    ¦    ¦годы  ¦       ¦    ¦      ¦     ¦    ¦    ¦зования¦    ¦ра поль- ¦
   ¦    ¦    ¦      ¦       ¦    ¦      ¦     ¦    ¦    ¦       ¦    ¦зования  ¦
   +----+----+------+-------+----+------+-----+----+----+-------+----+---------+
   +----+----+------+-------+----+------+-----+----+----+-------+----+---------+
   +----+----+------+-------+----+------+-----+----+----+-------+----+---------+
   L----+----+------+-------+----+------+-----+----+----+-------+----+----------
   
                                                               Форма 2
   
                 Сведения о потенциальных арендаторах
   
   -------T-------------T--------T------T---------------------------¬
   ¦Наиме-¦Годовая пот- ¦Факти-  ¦Нео-  ¦Эффективность использования¦
   ¦нова- ¦ребность в   ¦ческий  ¦беспе-¦ранее арендованных участков¦
   ¦ние   ¦древесине для¦годовой ¦ченная+---------T--------T--------+
   ¦      ¦полной загру-¦объем   ¦пот-  ¦установ- ¦факт.   ¦% ис-   ¦
   ¦      ¦зки имеющихся¦заготов-¦реб-  ¦ленный   ¦рубка в ¦пользо- ¦
   ¦      ¦производст-  ¦ки дре- ¦ность,¦ежегодный¦предыду-¦вания   ¦
   ¦      ¦венных мощно-¦весины, ¦тыс.  ¦отпуск,  ¦щем го- ¦установ-¦
   ¦      ¦стей, тыс.   ¦тыс.    ¦кбм   ¦тыс. кбм ¦ду, тыс.¦ленного ¦
   ¦      ¦куб. м       ¦куб. м  ¦      ¦         ¦кбм     ¦объема  ¦
   +------+-------------+--------+------+---------+--------+--------+
   +------+-------------+--------+------+---------+--------+--------+
   +------+-------------+--------+------+---------+--------+--------+
   L------+-------------+--------+------+---------+--------+---------
   
                                                               Форма 3
   
                  Сведения об участках лесного фонда,
             выставляемых на конкурс (по каждому участку)
   
   --------T--------T--------T---------T---------T------T-----------¬
   ¦Лесхозы¦Площадь ¦Общий   ¦Ежегодный¦Срок ис- ¦Пред- ¦ Начальная ¦
   ¦       ¦участка,¦объем   ¦размер   ¦пользова-¦лагае-¦ арендная  ¦
   ¦       ¦тыс. га ¦лесосеч-¦пользова-¦ния обще-¦мый   ¦   плата   ¦
   ¦       ¦        ¦ного    ¦ния, тыс.¦го объема¦срок  +------T----+
   ¦       ¦        ¦фонда,  ¦кбм      ¦лесосеч- ¦арен- ¦всего,¦за 1¦
   ¦       ¦        ¦тыс. кбм¦         ¦ного фон-¦ды,   ¦ тыс. ¦куб.¦
   ¦       ¦        ¦        ¦         ¦да, лет  ¦лет   ¦ руб. ¦ м, ¦
   ¦       ¦        ¦        ¦         ¦         ¦      ¦      ¦руб.¦
   +-------+--------+--------+---------+---------+------+------+----+
   +-------+--------+--------+---------+---------+------+------+----+
   +-------+--------+--------+---------+---------+------+------+----+
   L-------+--------+--------+---------+---------+------+------+-----
   
       Примечание: в форму 3 включаются только те лесхозы,  в  которых
   предусматривается передача участков лесного фонда в аренду.
   
                                                               Форма 4
   
                     Сведения об условиях конкурса
   
   ----------------T---------------T----------------T---------------¬
   ¦Критерии отбора¦Критерии оценки¦Критерии отбора ¦"Шаг" повышения¦
   ¦  участников   ¦  конкурсных   ¦  победителей   ¦арендной платы,¦
   ¦   конкурса    ¦  предложений  ¦    конкурса    ¦       %       ¦
   +---------------+---------------+----------------+---------------+
   +---------------+---------------+----------------+---------------+
   +---------------+---------------+----------------+---------------+
   L---------------+---------------+----------------+----------------
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное