Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.08.2006 N 47-Г06-284 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ В ЧАСТИ ОСПАРИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.01.2005 N 1772/301-111-ОЗ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕ ОГРАНИЧИВАЮТ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ; ЗАЯВЛЕНИЕ В ЧАСТИ ОСТАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО В СВЯЗИ С ПРОТИВОРЕЧИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                       КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 23 августа 2006 года
   
                                                     Дело N 47-Г06-284
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                           Емышевой В.А.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                         Маслова А.М.
   
       рассмотрела в судебном заседании 23 августа 2006 г. гражданское
   дело    по    кассационным   жалобам   Законодательного    Собрания
   Оренбургской  области  и  Правительства  Оренбургской  области   на
   решение  Оренбургского областного суда от 13 марта 2006 г., которым
   удовлетворено заявление заместителя прокурора Оренбургской  области
   о    признании   противоречащими   федеральному   законодательству,
   недействующими  и  не  подлежащими применению  отдельных  положений
   Закона  Оренбургской  области  от  12  января  2005  г.  "О   мерах
   социальной   поддержки   отдельных   квалифицированных   работников
   областных  государственных учреждений, работающих и  проживающих  в
   сельской местности на территории Оренбургской области".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова    А.В.,    объяснения    представителей    Правительства
   Оренбургской  области  Пикалова В.А.  и  Коротыч  Т.А.,  заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации  Селяниной
   Н.Я.,  полагавшей решение суда подлежащим отмене в части,  Судебная
   коллегия
   
                              установила:
   
       Законом  Оренбургской  области "О  мерах  социальной  поддержки
   отдельных    категорий   квалифицированных   работников   областных
   государственных  учреждений, работающих и  проживающих  в  сельской
   местности  на  территории  Оренбургской области"  от  12.01.2005  N
   1772/301-111-ОЗ  установлена в качестве меры  социальной  поддержки
   отдельным   категориям   квалифицированных   работников   областных
   государственных  учреждений, работающих и  проживающих  в  сельской
   местности  на  территории Оренбургской области выплата  ежемесячной
   денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате  за
   наем  жилого помещения, отопления и освещения в размере 120  рублей
   в месяц (ст. ст. 1 и 2).
       Право  на получение компенсации в соответствии с данным Законом
   имеют     следующие    квалифицированные    работники     областных
   государственных   учреждений:  педагогические   работники;   врачи,
   провизоры,   средний   медицинский  и  фармацевтический   персонал;
   социальные   работники   с   высшим  и   средним   профессиональным
   (профильным)   образованием;   ветеринарные   врачи,   ветеринарные
   фельдшеры (ветеринарные техники) (ст. 3).
       Заместитель прокурора Оренбургской области обратился  в  суд  с
   заявлением  о  признании ст. ст. 1, 2 Закона  недействующими  и  не
   подлежащими  применению, так как, по его мнению,  они  противоречат
   Федеральному  закону,  а  именно п.  2  ст.  153  ФЗ  N  122-ФЗ  от
   22.08.2004  "О внесении изменений в законодательные акты Российской
   Федерации  и  признании утратившими силу некоторых  законодательных
   актов  Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
   "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"    и   "Об   общих   принципах   организации    местного
   самоуправления  в  Российской  Федерации",  согласно  которого  при
   изменении  после  31.12.2004  порядка реализации  льгот  и  выплат,
   представляющихся:  педагогическим работникам;  врачам,  провизорам,
   среднему  медицинскому  и фармацевтическому  персоналу;  социальным
   работникам   с  высшим  и  средним  профессиональным  образованием;
   ветеринарным    врачам,   ветеринарным   фельдшерам   (ветеринарным
   техникам),  -  до  указанной даты в натуральной  форме,  совокупный
   объем финансирования соответствующих льгот и выплат не сможет  быть
   уменьшен, а его условия ухудшены.
       Решением  Оренбургского областного суда от  13  марта  2006  г.
   заявление прокурора удовлетворено.
       В  кассационных жалобах Законодательного Собрания  Оренбургской
   области  и  Правительства Оренбургской области поставлен вопрос  об
   отмене решения суда по мотиву его незаконности.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
       В  соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании"
   педагогические  работники  образовательных  учреждений  в  порядке,
   установленном  законодательством Российской  Федерации,  пользуются
   правом  на  бесплатную жилую площадь с отоплением  и  освещением  в
   сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)  на
   первоочередное предоставление жилой площади.
       Федеральным законом N 122 от 22.08.2004 "О внесении изменений в
   законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими
   силу  некоторых законодательных актов Российской Федерации в  связи
   с  принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
   в    Федеральный    закон    "Об   общих   принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"  ст.  16  п.  30  абз. 3 п.  5  ст.  55  Закона  РФ  "Об
   образовании"  дополнен  предложением: "размер,  условия  и  порядок
   возмещения  расходов,  связанных с  предоставлением  указанных  мер
   социальной   поддержки,  устанавливаются  законодательными   актами
   субъекта Российской Федерации".
       То  есть,  как  правильно  указал суд, Федеральным  законом  не
   отменено  предоставление  льгот для  педагогических  работников,  а
   лишь  предложено  субъектам установить размер,  условия  и  порядок
   возмещения   расходов,  возникающих  в  связи   с   предоставлением
   указанных мер социальной поддержки.
       Право  педагогических работников на бесплатную жилую площадь  с
   отоплением  и освещением в сельской местности является  федеральной
   нормой  социальной  поддержки и должна предоставляться  в  порядке,
   установленном законодательством Российской Федерации.
       Размер,  порядок  и  условия возмещения расходов,  связанных  с
   предоставлением    указанных   мер   социальной    поддержки    для
   педагогических   работников,  в  силу  ст.   55   Закона   РФ   "Об
   образовании"   устанавливается   нормативными   актами    субъектов
   Российской   Федерации,   но  учитывается   в   данном   случае   в
   межбюджетных отношениях.
       При  таких  обстоятельствах оспариваемые ст. 1 и ст.  2  Закона
   Оренбургской    области   в   части   замены   натуральных    льгот
   педагогическим  работникам, работающим  и  проживающим  в  сельской
   местности,     денежной     компенсации    обоснованно     признаны
   противоречащими нормам федерального законодательства и  признаны  в
   этой части недействующими и не подлежащими применению.
       Вывод  суда в этой части мотивирован, соответствует требованиям
   закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии  не
   имеется.
       Доводы  кассационных жалоб в этой части по существу сводятся  к
   нарушению  судом норм материального права, с чем нельзя согласиться
   по изложенным в решении суда основаниям.
       Что  касается  решения суда в остальной части, то оно  подлежит
   отмене по следующим основаниям.
       Право  на выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное
   возмещение  расходов в размере 120 рублей по оплате за наем  жилого
   помещения,  отопление и освещение, кроме педагогических работников,
   установлено  оспариваемым  Законом  Оренбургской  области   врачам,
   провизорам,  среднему  медицинскому и фармацевтическому  персоналу;
   социальным   работникам   с   высшим  и  средним   профессиональным
   образованием;   ветеринарным   врачам,   ветеринарным    фельдшерам
   (техникам).
       Удовлетворяя  заявление  прокурора  в  этой  части  суд   также
   сослался  в  решении  на  положения  ФЗ  N  122  от  22.08.2004,  в
   частности  его ст. 153 и указал, что установленная в качестве  меры
   социальной    поддержки   указанной   категории   квалифицированных
   специалистов выплата ежемесячной денежной компенсации на  частичное
   возмещение  расходов по оплате за наем жилого помещения,  отопления
   и  освещение в размере 120 рублей не компенсирует совокупный  объем
   соответствующих льгот, имевшихся у данной категории работников.
       Однако с выводом суда в этой части согласиться нельзя.
       Суд не учел, что в связи с принятием ФЗ N 122 от 22.08.2004,  в
   отношении   данной  категории  работников  на  федеральном   уровне
   изменилось  правовое  регулирование  и  по  существу  установленный
   объем и порядок предоставления льгот.
       Положения Федеральных законов, на которые суд сослался в  своем
   решении,    устанавливавшие    льготы    отдельным    специалистам,
   проживающим  в  сельской  местности, с 1 января  2005  г.  утратили
   силу,    за    исключением    льгот    педагогических    работников
   образовательных  учреждений,  находящихся  в  сельской   местности,
   которые  на  основании ст. 55 Закона РФ "Об образовании" пользуются
   правом  на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением,  при
   этом   размер  общей  площади  жилья  на  федеральном   уровне   не
   ограничен, а потому данная категория граждан освобождена от  оплаты
   за  отопление и освещение независимо от размера жилого помещения  и
   нормативов потребления.
       Статья  63  Закона  РСФСР  "Основы законодательства  Российской
   Федерации  об  охране здоровья граждан" (в редакции  ФЗ  N  122  от
   22.08.2004)   предусматривает,  что   меры   социальной   поддержки
   медицинских,      фармацевтических      работников      организаций
   здравоохранения,    находящихся    в    ведении    субъектов    РФ,
   устанавливаются    органами   государственной   власти    субъектов
   Российской Федерации.
       Таким образом, ФЗ N 122 от 22.08.2004 установлены нормы, дающие
   право  субъектам  Российской  Федерации  самостоятельно  определять
   меры социальной поддержки данным категориям граждан.
       Статьей  6  Закона  РФ  "О  ветеринарии"  (в  редакции  ФЗ   от
   22.08.2004    N    122)   также   определено,   что    специалистам
   государственной  ветеринарной службы РФ могут устанавливаться  меры
   социальной  поддержки в соответствии с законодательством Российской
   Федерации  и  законодательством субъектов Российской Федерации,  то
   есть,   самостоятельно  субъект  РФ  определяет   меры   социальной
   поддержки данной категории граждан.
       Об  этом же свидетельствует и ст. 36 Федерального закона  от  2
   августа   1995  г.  "О  социальном  обслуживании  граждан  пожилого
   возраста и инвалидов" (в редакции ФЗ N 122 от 22.08.2004).
       Таким  образом,  каких-либо  норм,  устанавливающих  бесплатное
   предоставление  квартир  с отоплением и освещением  указанным  выше
   категориям  работников, Федеральными законами не  предусмотрено,  а
   поэтому оспариваемые положения в отношении этих работников,  нельзя
   рассматривать  как  ограничивающие права  на  социальную  поддержку
   установленные федеральным законодательством.
       С  учетом изложенного нельзя согласиться с выводом суда о  том,
   что  оспариваемые прокурором положения Закона области  в  отношении
   названной    категории    работников   противоречат    федеральному
   законодательству.
       Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Оренбургского областного суда от 13 марта  2006  г.  в
   части   признания  противоречащими  федеральному  законодательству,
   недействующими  и не подлежащими применению статей  1  и  2  Закона
   Оренбургской  области  "О  мерах  социальной  поддержки   отдельных
   категорий  квалифицированных работников  областных  государственных
   учреждений,  работающих  и проживающих на  территории  Оренбургской
   области"  от 12 января 2005 г. N 1772/301-111-ОЗ об установлении  в
   качестве  меры социальной поддержки частичного возмещения  расходов
   по  оплате  за  наем  жилого  помещения,  отопления,  освещения   и
   установлении предельного размера компенсации в сумме 120  рублей  в
   отношении    врачей,    провизоров,   среднего    медицинского    и
   фармацевтического  персонала,  социальных  работников  с  высшим  и
   средним  профессиональным  (профильным) образованием,  ветеринарных
   врачей,  ветеринарных фельдшеров (ветеринарных техников)  отменить.
   Принять  в этой части новое решение об отказе заместителю прокурора
   Оренбургской области в удовлетворении заявления.
       В  остальной  части  решение  суда оставить  без  изменения,  а
   кассационные жалобы Законодательного Собрания Оренбургской  области
   и Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
Разное