МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2001 г. N 3511
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -
2005 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую подпрограмму Министерства образования
Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы"
(далее - подпрограмма).
2. Финансирование мероприятий по реализации подпрограммы
осуществить в пределах средств, предусмотренных Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2002 год" в рамках Программы
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -
2005 годы", а также за счет привлечения средств органов по делам
молодежи и органов управления образованием субъектов Российской
Федерации и внебюджетных средств.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Коврижных Ю.В.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 30 октября 2001 г. N 3511
ПОДПРОГРАММА
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
I. Введение
"Идея России, которая
осознается нами, должна
определить путь нашего
будущего служения ей"
Г.П. Федотов
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе
осуществляется в условиях экономического и политического
реформирования, в ходе которого существенно изменились
социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы
функционирования образовательных учреждений, средств массовой
информации, молодежных объединений и организаций. Социально-
экономические инновации периода становления российской
государственности вызвали определенное социальное расслоение
общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в
молодежной среде.
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых
задач по созданию суверенного, экономически развитого,
цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего
конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной
гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает
необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у
подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-
психологических и этических качеств, среди которых важное значение
имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу
Отечества и готовность к его защите.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных
учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых
происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи,
подготовка их к самостоятельной жизни.
Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации
Государственной программы "Патриотического воспитания граждан
Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" ориентирована на
повышение общественного статуса патриотического воспитания в
учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего
профессионального, обновление его содержания и структуры на основе
отечественных традиций и современного опыта.
II. Содержание проблемы патриотического воспитания
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений
в социально-экономической, политической, культурной и прочих
сферах общественной жизни прошел резкий спад в деятельности
воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно
из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием
условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота
России, готового и способного отстаивать ее интересы. Ослаблен
механизм координации и организации деятельности органов
государственной власти, местного самоуправления и военного
управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и
молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она
обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее
решению как составная часть целостного процесса социальной
адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
За последнее время все большее распространение приобретает
взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не
только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,
культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются
важным условием реализации цели и задач патриотического
воспитания, относится признание высокой социальной значимости
патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и
осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и
молодежи.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации
работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:
несовершенство законодательной базы по гражданскому и
патриотическому воспитанию;
недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся
материально-технической базы образовательных учреждений, военно-
патриотических клубов и объединений;
отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического
воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе;
малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных
военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных
учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
недостаточное программно-методическое обеспечение
образовательного процесса;
отсутствие системы координации деятельности заинтересованных
структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных
заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся
гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и
разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию,
реализация которых способствовала бы созданию качественно новых
подходов в организации этой деятельности с подрастающим
поколением.
III. Цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание системы патриотического и
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования
социально активной личности гражданина и патриота, обладающей
чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к
Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Для достижения основной цели подпрограммы требуется решение
следующих задач:
- координация деятельности подразделений Министерства
образования Российской Федерации по гражданскому и патриотическому
воспитанию детей и молодежи;
- повышение социального статуса патриотического воспитания
детей и молодежи в российском обществе;
- проведение научно обоснованной управленческой и
организаторской деятельности по созданию условий для эффективной
работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- повышение профессионального уровня управления процессом
патриотического воспитания; обеспечение взаимодействия системы
образования, общественных объединений и организаций со всеми
социальными институтами;
- использование отечественных традиций и современного опыта в
области патриотического воспитания;
- повышение уровня работы со средствами массовой информации и
печати по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи;
- обновление программно-методического содержания, расширение
правовой, нормативной и материальной базы в системе
патриотического воспитания;
- создание федеральной системы подготовки специалистов,
руководителей образовательных учреждений, военно-патриотических
клубов и объединений;
- обобщение и распространение опыта педагогической и
экономической деятельности образовательных учреждений и
организаций, занимающихся патриотическим воспитанием детей и
молодежи;
- воспитание гражданина и патриота России через изучение ее
правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности
выдающихся личностей;
- привлечение общественности к решению проблем духовно-
нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи через
формирование общественного мнения и взаимодействие с
негосударственными и общественными организациями;
- обновление содержания работы в образовательных учреждениях,
организациях, объединениях по военно-профессиональной ориентации
обучающихся, повышение уровня подготовки их к военной службе;
- расширение сети образовательных учреждений (в том числе
кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-
патриотических клубов и объединений, занимающихся патриотическим
воспитанием.
IV. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач,
взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и
исполнителям, включая:
- создание нормативной правовой базы патриотического воспитания
детей и молодежи Российской Федерации;
- совершенствование деятельности институтов государственной
власти в области патриотического воспитания граждан Российской
Федерации;
- систему мер государственных институтов по совершенствованию
процесса патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- государственное воздействие на пропаганду патриотизма в
средствах массовой информации;
- координацию деятельности общественных объединений и
организаций в интересах патриотического воспитания граждан
Российской Федерации;
- формирование научно-теоретических и методических основ
патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
V. Механизм реализации подпрограммы
Координацию пунктов подпрограммы Министерства образования
Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы"
осуществляет рабочая группа.
Рабочая группа:
1. Разрабатывает план мероприятий подпрограммы Министерства
образования Российской Федерации Государственной программы
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -
2005 годы", касающихся Минобразования России.
2. Определяет конкретные мероприятия подпрограммы, необходимые
затраты по каждому из них и источники финансирования, исходя из
средств Минобразования России, внебюджетных средств, а также
средств органов управления образованием и органов по делам
молодежи субъектов Российской Федерации.
Функции рабочего органа по реализации подпрограммы Министерства
образования Российской Федерации Государственной программы
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -
2005 годы" возлагаются на Департамент по молодежной политике
Минобразования России.
Предусматривается организация и проведение семинаров, совещаний
по вопросам реализации мероприятий подпрограммы.
VI. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Подпрограмма реализуется за счет средств федерального бюджета,
бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Предполагаемый объем финансирования подпрограммы на 2001 - 2005
гг. за счет средств федерального бюджета составляет 46,11 млн.
рублей.
VII. Оценка эффективности реализации
мероприятий подпрограммы
В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается:
создание нормативно-организационных, управленческих условий для
эффективной работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
формирование программно-методической базы для переподготовки и
повышения квалификации руководящих, педагогических кадров
образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и
объединений;
создание и совершенствование образовательных программ
патриотического воспитания обучающихся и подготовки их к военной
службе с учетом специфики образовательных учреждений, организаций
и объединений;
обобщение опыта педагогической и экономической деятельности
образовательных учреждений, организаций, занимающихся
патриотическим воспитанием обучающихся и подготовкой их к военной
службе;
улучшение и разнообразие содержания работы по военно-
профессиональной ориентации обучающихся, повышение уровня
подготовки их к военной службе;
совершенствование системы физической подготовки молодежи к
военной службе;
привлечение общественности к решению проблем духовно-
нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи;
создание эффективной системы патриотического воспитания детей и
молодежи;
повышение престижа военной службы;
формирование гражданско-патриотического сознания, развитие
чувства сопричастности судьбам Отечества.
|