ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2005 г. N 07-04-16/21802
О ВЕДОМСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ РЕШЕНИЙ ПО ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ,
ОБЖАЛОВАННЫХ УЧАСТНИКАМИ ВЭД В СУД
Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ) в порядке
ведомственного контроля осуществило проверку решений, действий
(бездействия) таможенных органов Северо-Западного региона по
таможенной стоимости, обжалованных участниками ВЭД в суд в 2005
году.
В результате контроля установлен перечень правовых нарушений
должностных лиц таможенных органов при осуществлении ими контроля
таможенной стоимости, которые не подлежали судебной защите.
В целях корректировки таможенной стоимости отдельные таможни в
нарушение пункта 10 Положения (абзацы 1, 2) о контроле таможенной
стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской
Федерации (утверждено приказом ГТК России 05.12.2003 N 1399,
зарегистрированным Минюстом 18.12.2003 N 5347, далее - Положение),
направляли декларанту неустановленные формы:
- требования о представлении документов;
- дополнения N 1 к ДТС-1.
Согласно указанным положениям законодательства нарушения
выразились в ненаправлении декларанту установленной формы запроса
о представлении дополнительных документов для подтверждения
заявленной таможенной стоимости (приложение 1 к Положению) либо в
направлении запроса, но без указания перечня сведений по
таможенной стоимости, требующих подтверждения.
Такие нарушения законодательства не позволяют установить
правовые основания для запроса дополнительных документов и
принятия других мер, связанных с проведением корректировки
таможенной стоимости.
Отдельные таможни в целях проведения корректировки таможенной
стоимости разработали бланк "Дополнение N 1 к ДТС-1" для
одновременного его заполнения должностными лицами таможни и
декларантом.
Такой бланк не установлен ни одним законодательным и/или
нормативным актом, никем не утвержден и не введен.
Согласно бланку таможенный орган вменяет декларанту
бездоказанность заявленной таможенной стоимости, отказ от
проведения консультации, ознакомление с ценовой информацией ОКТС,
которой нет, согласие с заполнением КТС и ДТС-2 из расчета нового
уровня.
Вместе с тем таможенный орган заблаговременно исключает
возможность применения оценочных методов 2-5 в связи с отсутствием
достоверной ценовой информации и принимает решение об оформлении
КТС с окончательной оценкой по методу 6 из расчета таможенной
стоимости нового уровня.
В результате таможенный орган уведомляет декларанта о
необходимости заполнения КТС и ДТС-2 из расчета не конкретной
таможенной стоимости, определенной с учетом мировой практики, а ее
"нового уровня" в нарушение положений статьи 24 Закона Российской
Федераций "О таможенном тарифе".
При этом понятия "новый уровень таможенной стоимости" нет ни в
одном законодательном или нормативном акте, справочнике.
Таким образом, указанные выше нарушения влекут за собой
принятие неправомерных и необоснованных решений по таможенной
стоимости и не подлежат судебной защите.
Таможни не аргументировали и не обосновывали отказ от
применения метода "по цене сделки с ввозимыми товарами" в
нарушение положений пункта 2 статьи 18, пункта 1 статьи 24 (абзац
1) Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее -
Закон), абзаца 2 пункта 14 Положения.
Таможни не применяли метод "по цене сделки с ввозимыми
товарами", ссылаясь на положения пункта 2 статьи 19 Закона.
При этом в нарушение пункта 14 (абзац 2) Положения таможенные
органы не приводили обоснование решения о неправомерном
использовании декларантом метода и(или) неправомерном определении
структуры заявленной таможенной стоимости.
При проведении корректировки таможенной стоимости таможни в
нарушение пункта 4 Положения о корректировке таможенной стоимости
товаров (утверждено приказом ГТК России от 26.12.2003 N 1546,
зарегистрированным Минюстом России 16.01.2004 N 5421) не прилагали
документы, на основании которых производили расчеты
скорректированной/уточненной таможенной стоимости.
При этом согласно искам участников ВЭД в суд таможенные органы
не соблюдали положения пункта 1 статьи 24 Закона (абзац 2) - при
применении резервного метода не представляли декларанту имеющуюся
в их распоряжении ценовую информацию.
Таким образом, в качестве основы для определения таможенной
стоимости товара по резервному методу таможни использовали
произвольно установленную и достоверно не подтвержденную цену
товара. Доказать обратное в суде невозможно в силу отсутствия у
таможни каких-либо достоверных и документально подтвержденных
источников ценовой информации как на этапе таможенного оформления,
так и после выпуска товара.
Одновременно СЗТУ отмечает отсутствие в порядке досудебного
разбирательства оперативно-розыскной деятельности в отношении
участников ВЭД, которые обжаловали решения, действия (бездействие)
таможенных органов по корректировке таможенной стоимости
(установление нахождения/отсутствия организации по фактическому
или юридическому адресу, генерального директора, главного
бухгалтера, проверка ведения финансово-хозяйственной
деятельности).
В этой связи начальникам таможен надлежит:
- в порядке досудебного разбирательства по вопросам, связанным
с корректировкой таможенной стоимости, организовать оперативную
работу по проверке деятельности участника ВЭД, достоверности
представленных документов (проведение таможенных ревизий,
оперативно-розыскных мероприятий и т.п.);
- неукоснительно соблюдать положения приказа ФТС России от
28.12.2004 N 448 "О мерах реагирования на принятие судебными
органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу
таможенных органов" и не оставлять безнаказанными нарушения
должностных лиц законодательства Российской Федерации, которые
продолжают их совершать;
- признать незаконной форму "Дополнение N 1 к ДТС-1" (относится
к таможенным органам, применяющим указанную форму), введенную
подразделением контроля таможенной стоимости с нарушением
законодательства Российской Федерации, и исключить ее
использование;
- незамедлительно принять меры, направленные на повышение
качества контроля таможенной стоимости и принятие по ней решения
(каждое действие при осуществлении контроля таможенной стоимости
должно иметь правовое основание; уточненная (скорректированная)
таможенная стоимость за единицу измерения товара, определенная по
оценочному методу, должна быть документально подтверждена).
Заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления
по экономической деятельности
полковник таможенной службы
В.В.Кулешов
|