УТРАТИЛО СИЛУ - ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 24.12.2001 N 29/1886-6
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 1 марта 1999 г. N 3
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(с изм., согл. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 N 27/970-6)
Минобразованием России в результате обмена информацией как с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации,
так и с руководителями государственных и муниципальных
образовательных учреждений системы общего и профессионального
образования установлено:
- неэффективное использование рабочего времени педагога-
психолога при существующих нормативных документах,
регламентирующих его деятельность;
- отсутствие возможности постоянного и систематического
повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к
снижению эффективности деятельности педагога-психолога в
образовательных учреждениях различных типов и видов;
- при существующей организации деятельности педагога-психолога
происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как
специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской
Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров.
Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и
муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться
тем, что нагрузка педагога-психолога на сегодняшний день в
образовательных учреждениях составляет не более 36 часов в неделю,
из них:
(в ред. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 N 27/970-6)
- индивидуальная, групповая работа с обучающимися,
воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями
и родителями обучающихся, воспитанников составляет в общем объеме
24 рабочих часа в неделю;
(в ред. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 N 27/970-6)
- подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка,
анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация
полученных данных и заполнение отчетной документации (см.
Приложение), затраты времени на повышение профессиональной
компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю и не
требуют обязательного присутствия педагога-психолога в
образовательном учреждении.
(в ред. письма Минобразования РФ от 19.05.2000 N 27/970-6)
Руководителям органов управления образованием субъектов
Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок
рекомендуется использовать установленное распределение рабочего
времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его
деятельности.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
к инструктивному письму
от 1 марта 1999 г. N 3
ФОРМЫ
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях
различного типа и вида, образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
детям (центре), ведут учет проводимой работы по следующим формам
<*>:
------------------------------------
<*> Формы отчетной деятельности составлены на основании
имеющегося опыта регионов Российской Федерации и апробированы
региональным центром социопсихологических исследований и
диагностики Самарской области.
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(форма N 1).
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического
исследования (форма N 2).
3. Журнал консультаций психолога (форма N 3).
4. Журнал учета групповых форм работы (форма N 4).
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (формы N 5,
5А, 5Б, 5В).
6. Программа работы педагога-психолога с группой (формы N 6,
6А).
7. Коррекционная работа (форма N 7).
8. Программа коррекционно-развивающих занятий (форма N 8).
9. Требования к авторским программам (форма N 9).
10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (форма N
10).
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (форма N 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический
отчет о своей работе (форма N 10) руководителю образовательного
учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Данный отчет включается в отчетную документацию
образовательного учреждения. Руководитель психологической службы
муниципального уровня представляет по итогам года аналитический
отчет (форма N 11) руководителю муниципального органа управления
образованием и руководителю психологической службы региона.
ФОРМА N 1
(обязательна)
ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНУ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. При составлении плана необходимо учитывать:
- цели и задачи образовательной деятельности своего учебного
заведения;
- приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской
Федерации "Об образовании", "Конвенцией о правах ребенка",
нормативными документами Минобразования России, приказами и
распоряжениями субъектов Российской Федерации;
- нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см.
материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации
от 29 марта 1995 г. "О состоянии и перспективах развития службы
практической психологии образования в России").
2. План работы должен включать следующие графы:
----T--------T----------T----------T------------T----------------¬
¦ N ¦Название¦ Условия ¦Ответст- ¦ Срок ¦ Предполагаемый ¦
¦п/п¦ работы ¦проведения¦венный ¦ проведения ¦ результат ¦
+---+--------+----------+----------+------------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
L---+--------+----------+----------+------------+-----------------
- Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия
(собрание, консультации, беседа, урок...), так и название
программы деятельности по определенному направлению (напр.:
проведение диагностического обследования или сопровождения класса
коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта
2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
- Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов,
допускающей контроль за исполнением.
- В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется
между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание
ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников,
проведение тренинга и т.д.).
3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в
данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц,
квартал и т.д. или на учебную четверть.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы
психолога в данном учреждении, должен составляться на год.
ФОРМА N 2
(обязательна)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ (СТРУКТУРА И ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ)
1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
2. Разработка плана исследования, построение гипотезы,
обоснование выбора методик психодиагностического исследования
(разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
4. Сроки проведения исследования.
5. Применение методики описать по следующей схеме:
----T---------T----------------T--------------T------------------¬
¦ N ¦Название ¦ Автор теста, ¦ Исследуемая ¦ Фактор, влияющий ¦
¦п/п¦ шкалы ¦ название теста ¦ функция ¦ на результат ¦
+---+---------+----------------+--------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L---+---------+----------------+--------------+-------------------
6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном
исследовании (например: вербальный интеллект,
осведомленность,
понятливость,
речевое развитие,
общая оценка).
7. Результаты исследования:
а) количественные данные представлены в таблицах на каждый
класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);
б) обобщенная интерпретация данных:
аналитическое описание полученных результатов и выводы по
результатам;
в) рекомендации по результатам исследования.
СХЕМА УЧЕТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
----T------------T--------------------------------------T--------¬
¦ N ¦ Ф.И.О. ¦Результаты выполнения диагностического¦Заключе-¦
¦п/п¦тестируемого¦ задания ¦ ние ¦
+---+------------+---------T---------T----------T-------+--------+
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ *** ¦ N ¦ ¦
L---+------------+---------+---------+----------+-------+---------
Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись
ФОРМА N 3
(обязательна)
ЖУРНАЛ
КОНСУЛЬТАЦИЙ ПСИХОЛОГА
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
-----T------T---------------T-------T--------T----------T--------¬
¦Дата¦Время ¦Консультируемый¦Повод ¦Проблема¦Результат ¦Консуль-¦
¦ ¦прове-¦ ¦обраще-¦ ¦консульти-¦тант ¦
¦ ¦дения ¦ ¦ния ¦ ¦рования ¦ ¦
+----+------+----T-----T----+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦воз-¦ пол ¦имя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦раст¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------+----+-----+----+-------+--------+----------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3а ¦ 3б ¦ 3в ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L----+------+----+-----+----+-------+--------+----------+---------
Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под
анонимным обращением.
Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько
психологов и журнал психологических консультаций общий для всех
психологов.
Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести
учет расхода времени на консультации в месяц, год и,
следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий
год.
ФОРМА N 4
(обязательна)
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ
-----------T--------T--------T-------------T----------T----------¬
¦ Список ¦Тема или¦ Даты ¦ Отметки ¦ Ведущий ¦Примечание¦
¦участников¦название¦ встреч ¦о посещениях ¦ ¦ ¦
¦ п/п N, ¦тренинга¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Ф.И.О. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+--------+--------+-------------+----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
L----------+--------+--------+-------------+----------+-----------
К групповым формам работы психолога в учреждении образования
можно отнести:
- тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);
- коррекционные или развивающие занятия с детьми по
определенной программе;
- семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения
образования, необходимо вносить туда сведения о них по
установленному в журнале образцу.
ФОРМА N 5
(обязательна)
КАРТА
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ
Карта N ____________________ Обследование проводит
_____________________
Дата ________________
Фамилия ___________________ Имя __________________________________
Дата рождения _________ Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)
___________________________ Класс (группа) _______________________
Адрес _____________________ Телефон ______________________________
Фамилия, имя, отчество родителей _________________________________
__________________________________________________________________
Кем направлен ____________________________________________________
Причина обращения ________________________________________________
Анамнестические сведения _________________________________________
__________________________________________________________________
Семья ____________________________________________________________
Условия проживания _______________________________________________
Биологические факторы ____________________________________________
_________________________________ леворукость ____________________
Особенности раннего развития _____________________________________
Воспитание до учреждения образования _____________________________
Наблюдение специалистов __________________________________________
Жалобы в настоящий момент ________________________________________
Проблемы, связанные с учреждением образования ____________________
------------T------------T---------------------------------------¬
¦ Перемена ¦ Повторение ¦ Сфера нарушения школьной адаптации ¦
¦учреждения ¦ класса ¦ ¦
¦образования¦ ¦ ¦
+-----------+------------+---------------------------------------+
¦ ¦ ¦Сложности в обучении, воспитании ______¦
¦ ¦ ¦Итоговые оценки по основным предметам ¦
¦ ¦ ¦_______________________________________¦
¦ ¦ ¦трудности в освоении норм поведения ___¦
¦ ¦ ¦_______________________________________¦
¦ ¦ ¦особенности социальных контактов ______¦
L-----------+------------+----------------------------------------
Заключение _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________
__________________________________________________________________
ФОРМА N 5А
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Психосоциальная ситуация развития ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦актуальный конфликт, время его возникновения ¦
¦ ¦
¦оценка социальной ситуации в учреждении образования ¦
¦ ¦
¦оценка семейной ситуации ¦
¦ ¦
¦психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, ¦
¦контакты) ¦
¦ ¦
¦самооценка ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Ситуация в семье ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ совместные занятия дома с ребенком ¦
¦ ¦
¦ взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками ¦
¦ ¦
¦ взаимоотношения родителей с учреждением образования ¦
¦ ¦
¦ отношения в семье ¦
¦ ¦
¦ тип семейного воспитания ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------------
ФОРМА N 5Б
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Психологические данные ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Интеллектуальные особенности ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
+----------------------------------------------------------------+
¦Личностные ¦
¦характеристики ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Зона ближайшего развития ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
+----------------------------------------------------------------+
¦Мотивация ¦
¦ ¦
¦Интересы, представление о будущем ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Медицинские данные ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ ¦
¦Рекомендовано ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------------
Психологическое заключение
ФОРМА N 5В
На основани и психолого-медико-социального заключения
рекомендовано:
Посещение коррекционных занятий __________________________________
Специалист _______________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения:
Рекомендации педагогу:
С рекомендациями ознакомлен ______________________________________
Педагог __________________________________________________________
Рекомендации родителям:
С рекомендациями ознакомлены _____________________________________
мать _____________________________________________________________
отец _____________________________________________________________
ФОРМА N 6
ПРОГРАММА
РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ГРУППОЙ _______________
(какой)
1. Составлена психологом Ф.И.О.
2. Описание класса (группы):
- психологическая характеристика детей;
- общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
3. Цели программы
(прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если
отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то
прописать и эти задачи).
4. Этапы реализации программы по месяцам.
5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)
в виде, допускающем их экспертную проверку.
Дата составления:
Подпись психолога:
ФОРМА N 6А
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В КЛАССЕ (ГРУППЕ) ___________ В _______ УЧЕБНОМ ГОДУ
1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические
исследования.
-----------------------T-------------T---------------------------¬
¦ Время проведения ¦ Тест ¦Название исследуемой тестом¦
¦ ¦ ¦ характеристики ¦
L----------------------+-------------+----------------------------
2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе
(группе).
-----------------------T---------------------T-------------------¬
¦ Время проведения ¦ Название тренинга ¦ Тема занятий ¦
L----------------------+---------------------+--------------------
3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
---------------------T---------------T--------------T------------¬
¦ Время проведения ¦ Тема занятий ¦ Цели занятий ¦ Участники ¦
L--------------------+---------------+--------------+-------------
4. Название форм индивидуальной работы с детьми.
-------------T---------T----------T------------------------------¬
¦ Время ¦ Тема ¦ Цель ¦Ф.И.О. ребенка (если это была ¦
¦ проведения ¦ занятий ¦ занятий ¦ работа с отдельными детьми) ¦
L------------+---------+----------+-------------------------------
Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в
виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще
работает или будет работать с этим классом.
Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).
Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее
дальнейшему совершенствованию.
Дата: Подпись психолога:
ФОРМА N 7
(обязательна для учреждений специального образования)
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
_________________ 199__ г.
Фамилия __________________ Имя ___________________________________
Учреждение образования ___________________________________________
__________________________________________________________________
Класс (группа) ___________________________________________________
Мнение специалиста _______________________________________________
(индивидуальная коррекция)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Сильные стороны ребенка ¦ Слабые стороны ребенка ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
L--------------------------------+--------------------------------
Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с ________________ по ________________________
произошли следующие изменения: ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
РЕКОМЕНДОВАНО:
ФОРМА N 8
(обязательна для учреждений специального образования)
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
I. Пояснительная записка:
1. Актуальность, цель программы в виде, позволяющем опре-
делить ее значимость для
работы с данным контин-
гентом (в учреждении
образования)
2. Задачи в виде, определяющем пути
достижения цели участни-
ками занятий
3. Адресат с кем будут проводиться
занятия (участники: дети,
взрослые, учителя и т.д.)
4. Содержание в виде, раскрывающем
содержание разделов
II. Тематический план занятий по следующей схеме:
---------T-------------T-----------------------------------------¬
¦ Тема ¦Цели и задачи¦ Наименование форм работы, упражнений ¦
¦ ¦ ¦ (без подробных описаний) ¦
+--------+-------------+-----------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
L--------+-------------+------------------------------------------
III. Список литературы указывается литература,
которую могут использовать
участники группы
Ведущий Ф.И.О., должность
ФОРМА N 9
(обязательна для образовательных учреждений, реализующих
авторские, инновационные программы)
ТРЕБОВАНИЯ
К АВТОРСКИМ ПРОГРАММАМ
Критерии оценки авторских программ:
1. Научно-практическая новизна.
2. Научная обоснованность.
3. Актуальность и перспективность.
4. Практическая направленность.
5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
6. Представленность результатов апробации.
Перечень представляемых документов:
I. Программа:
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие
актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его
продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые
результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными
темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4. Список литературы, которую могут использовать обучающиеся,
обучаемые и которую использовал автор.
II. Примерный тематический план.
Направления защиты программы:
1. Обоснование выбора курса.
2. Цели и задачи курса.
3. Содержание курса.
4. Ожидаемые результаты.
5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с
другими курсами).
ФОРМА N 10
(рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Цель, объект, предмет исследования.
Построение гипотезы.
Выбор психодиагностических методик.
Разработчик, диагност.
2. Представление результатов исследования.
3. Анализ полученных данных.
4. Выводы и рекомендации.
ФОРМА N 11
(рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый
состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического
мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической
работы учреждений образования, по запросам администрации,
педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем
проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме
таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого
педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
4. Анализ результатов мониторинга ведения курса "Основы
жизненного самоопределения" в рамках регионального компонента,
"Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое
просвещение" и других курсов, направленных на развитие личностной
и эмоционально-волевой сферы.
5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой
педагогами-психологами муниципальной психологической службы
(прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после
проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц,
графиков, гистограмм; дискета).
6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их
возникновения, задачи и методы их решения.
7. План работы на следующий учебный год.
8. Перспективы развития службы.
|