Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
29.06.2017
USD
59.54
EUR
67.69
CNY
8.76
JPY
0.53
GBP
76.33
TRY
16.92
PLN
16.02
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО ОТ 05 НОЯБРЯ 1993Г. N ИЛ-4-14/70 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАЛОГОВЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

  ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПИСЬМО
                 от 5 ноября 1992 г. N ИЛ-4-14/70

    Государственная налоговая служба  Российской  Федерации  направляет  для
использования    в    практической   работе   Рекомендации   по   применению
государственными налоговыми  инспекциями  санкций  за  нарушение  налогового
законодательства,   подготовленные   на   основе  вопросов,  поступивших  от
налоговых органов.
    В указанных  Рекомендациях  предлагается  процедура  действий  налоговых
инспекций в вопросах определения,  оформления  и  взыскания  предусмотренных
законодательством санкций, отнесенных к компетенции налоговых органов.
    Предложения по дальнейшему совершенствованию указанных выше Рекомендаций
и вопросы, возникающие в практике применения санкций за нарушение налогового
законодательства, просьба направлять в Контрольное управление Госналогслужбы
Российской Федерации.

                            Руководитель Государственной налоговой
                                       службы Российской Федерации
                                                       И.Н.ЛАЗАРЕВ





                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ
                                           к письму Госналогслужбы
                                              Российской Федерации
                                  от 5 ноября 1992 г. N ИЛ-4-14/70

                                РЕКОМЕНДАЦИИ
           по применению государственными налоговыми инспекциями
              санкций за нарушение налогового законодательства

    1. Настоящие рекомендации по применению налоговых санкций  за  нарушение
налогового  законодательства разработаны в соответствии с Законом Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1  "Об  основах  налоговой  системы
Российской  Федерации",  Законом  Российской Федерации от 16 июля 1992 г.  N
3317-1 "О внесении изменений  и  дополнений  в  налоговую  систему  России",
Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г.
N 944-1,  другими законодательными  актами  по  вопросам  налогообложения  и
определяют порядок оформления,  предъявления и взыскания налоговыми органами
предусмотренных указанными актами санкций,  а также процедуру действий  этих
органов.
    Согласно указанным   законодательным    актам    Российской    Федерации
предприятия,      учреждения,      организации,     независимо     от     их
организационно-правовой формы и  форм  собственности  (юридические  лица)  и
граждане  (физические  лица)  являются  плательщиками  установленных налогов
сборов и пошлин на получаемые ими  доходы  (прибыль)  или  на  иные  объекты
налогообложения,  а  их  должностные лица (юридических лиц) и граждане несут
ответственность за нарушение налогового законодательства  в  виде  налоговых
санкций, административной и уголовной ответственности.
    Государственным налоговым органам и их должностным  лицам  предоставлено
право  применять  к  предприятиям,  организациям и учреждениям установленные
законодательством санкции и взыскивать их,  налагать на  должностных  лиц  и
граждан, виновных в нарушении законодательства, административные штрафы.
    При выполнении    этих    функций    налоговым    органам     необходимо
руководствоваться  положениями  статей  7  -  10,  11  -  14 Закона РСФСР "О
Государственной  налоговой  службе  РСФСР",  статей  11  -  16,  24   Закона
Российской  Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
пункта 11 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и  дополнений  в
налоговую систему России" и исходя из этого следующим:
    1.1. Предусмотренные перечисленными  законодательными  актами  налоговые
санкции  применяются  на  основании  проводимых налоговыми органами проверок
документов налогоплательщиков,  связанных с исчислением и  уплатой  налогов,
обследований  (с соблюдением соответствующих правил) любых производственных,
складских,  торговых  и  иных  помещений  налогоплательщиков,  связанных   с
получением  прибыли  (доходов)  или  с  содержанием  иных объектов обложения
налогами и другими платежами в бюджет и государственные  внебюджетные  фонды
всех,  без исключения,  предприятий, учреждений и организаций, независимо от
форм их собственности, а также предприятий с особым режимом работы.
    1.2. По  результатам  проверок и обследований должностные лица налоговых
органов в обязательном  порядке  составляют  акты,  в  которых  должны  быть
изложены    конкретные    данные    о   выявленных   нарушениях   налогового
законодательства,  порядка  ведения  учета   доходов,   расходов,   денежных
операций, бухгалтерской отчетности, составления налоговых расчетов, отчетов,
деклараций и их представления налоговым органам.  В актах фиксируются  суммы
сокрытого  (заниженного)  дохода (прибыли) или суммы налога за иной сокрытый
или неучтенный объект  налогообложения,  а  также  конкретные  факты  других
нарушений   (отсутствие   учета   объекта  налогообложения,  ведения  его  с
нарушением требуемого (установленного) порядка, непредставление или задержка
представления документов, уплаты налогов и др.).
    В актах вскрытые нарушения должны быть отражены по каждому виду  налогов
и  виду  нарушений  отдельными  разделами с приложением требуемых расчетов и
документов (при необходимости - подлинных  документов  или  их  копий).  При
изъятии   документов   налогоплательщика,   свидетельствующих   о   сокрытии
(занижении) прибыли (дохода) или о сокрытых иных  объектах  налогообложения,
необходимо    руководствоваться    порядком,   предусмотренным   инструкцией
Министерства  финансов  РСФСР  от  26.07.91  N  16/176.  При   этом   должно
приниматься   письменное   мотивированное   постановление   соответствующего
должностного лица.
    В актах   излагаются   обязательные  для  выполнения  налогоплательщиком
требования  об  устранении  выявленных  нарушений,  а  также  предложения  о
перечислении  сумм  сокрытого  или  заниженного  дохода (прибыли) либо суммы
налога за иной сокрытый  или  неучтенный  объект  налогообложения,  а  также
санкций   за   другие   нарушения,   предусмотренные   перечисленными   выше
законодательными актами с указанием  отдельно  конкретных  сумм,  подлежащих
зачислению  в  доход  республиканского  и  местных бюджетов в соответствии с
нормативами    распределения    налоговых    поступлений,     законодательно
установленных  на  соответствующий  период отчетного года,  и перечислению в
фонд социального развития налоговой  службы  и  внебюджетные  фонды  местных
советов и местной администрации с указанием сроков.
    По выявленным нарушениям,  за  которые  виновные  должностные  лица  или
граждане   подлежат   привлечению  налоговыми  органами  к  административной
ответственности,  составляются и прилагаются к материалам проверки протоколы
об административном правонарушении и административной ответственности.
    Акты должны быть подписаны проверяющими (должностными  лицами  налоговых
органов и другими участниками проверок),  должностными лицами (руководителем
и главным бухгалтером) предприятия,  организации или гражданином (физическим
лицом).
    В случаях несогласия с фактами,  изложенными в  актах,  налогоплательщик
(соответствующее  должностное  лицо  или  гражданин)  обязан подписать акт с
изложением  письменных  возражений  и  приложением  при  этом  объяснений  и
документов, подтверждающих мотивы своих возражений.
    При отказе налогоплательщика от подписи акта проверяющим  в  конце  акта
делается  сноска  "Налогоплательщик  от  подписи  отказался без объяснения и
обоснования мотивов отказа".
    Если в   результате   проверки   не   установлены  нарушения  налогового
законодательства,  влекущие  за  собой  соответствующие   санкции,   то   по
материалам   проверки   составляется   справка   о   ее   результатах   ,  с
соответствующими предложениями при необходимости.
    Все материалы  проверок  (акты,  справки,  протоколы об административном
правонарушении  и  др.)  не  позднее  следующего  дня  после  их  подписания
регистрируются  налоговыми  органами  в специальном журнале,  который должен
быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа.
    1.3. Руководители налоговых органов в течение не более 10-ти дней со дня
подписания материалов (актов) проверок,  в которых зафиксированы нарушения и
предложения   проверяющих   по   их   устранению,   должны  принять  по  ним
соответствующие решения,  в том числе  по  применяемым  к  налогоплательщику
санкциям.
    При представлении налогоплательщиком возражений по  материалам  проверки
они  рассматриваются  в  присутствии должностных лиц проверяемых предприятий
или налогоплательщиков (физических лиц),  представивших эти возражения. Если
эти  должностные  лица  или  граждане,  после  их письменного предупреждения
(направляется заказное письмо или вручается лично под расписку) о времени  и
месте рассмотрения материалов,  не явились, то их возражения рассматриваются
в  их  отсутствии,  а  результаты  рассмотрения  оформляются  протоколами  и
доводятся до них в указанном выше порядке.
    Решения о применении санкций за нарушения,  факты совершения которых  не
требуют   документальной  проверки  (например,  непредставление  документов,
необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов и других обязательных
платежей   в   бюджет),  принимаются  руководителями  налоговых  органов  на
основании справок, докладных (служебных записок) соответствующих должностных
лиц  этих  органов  после  необходимой проверки этих фактов.  По всем другим
нарушениям решения о применении санкций принимаются по актам  документальных
проверок.
    О принятом  решении  налоговые  органы  сообщают   в   письменном   виде
налогоплательщикам  до  наступления  срока (за три дня) уплаты доначисленных
сумм и налоговых санкций.
    1.4. Решения  о  применении  санкций  принимают  руководители  налоговых
органов  при  строгом  соблюдении  прав  и  охраняемых   законом   интересов
юридических и физических лиц.
    В случае,  если  размер  применяемых  санкций  за  нарушение  налогового
законодательства  может  привести  к прекращению дальнейшей производственной
деятельности   налогоплательщика   или   его   банкротству   (до    принятия
соответствующего Закона),  необходимые материалы (мотивированное заключение,
ходатайство с соответствующими  обоснованиями)  представляются  начальниками
госналогинспекций по республикам,  краям,  областям,  округам,  гг. Москвы и
Санкт-Петербурга в Государственную налоговую службу Российской Федерации для
рассмотрения и принятия решения в установленном порядке.
    Местные Советы народных депутатов в соответствии  с  Законом  о  местном
самоуправлении  вправе  принимать  решение  о  возврате  из местного бюджета
средств,  взысканных с налогоплательщика в виде налоговых санкций,  в части,
причитающейся этому бюджету.  В этих случаях делаются соответствующие записи
в  специальном  журнале  регистрации  (ведущимся  в  соответствии  с   п.1.2
рекомендаций)  с  приложением  копии  данного  решения,  а  также отражением
отдельной строкой в отчетности по ф.2Н.

                   2. Налоговые (финансовые) санкции  за
                   нарушение  налогового законодательства

    2.1. Налоговые (финансовые) санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 13
Закона Российской Федерации от 27.12.91  "Об  основах  налоговой  системы  в
Российской  Федерации",  применяются за установленные этой статьей нарушения
налогового  законодательства,  допущенные  с  момента  введения   Закона   в
действие, то есть с 1 января 1992 года.
    Эти санкции  применяются  и   в   том   случае,   если   при   проверках
налогоплательщика  будут  установлены нарушения налогового законодательства,
допущенные им при составлении годового отчета о финансово-хозяйственной  или
другой  деятельности  за  1991  год,  то  есть  в период действия названного
Закона.
    Исходя из  статьи  2 названного Закона,  указанные санкции применяются к
неисправным  плательщикам  налогов,  сборов,  пошлин  и   других   платежей,
включаемых в налоговую систему.
    Эти санкции не должны применяться, в частности:
    - по  платежам,  не  имеющим  объектов налогообложения (не относящимся к
объектам   налогообложения),   например,   сумма   выручки   от   реализации
конфискованного  имущества и имущества,  перешедшего по праву наследования к
государству;
    - по  экономическим  и  штрафным  санкциям,  взимаемым по постановлениям
(решениям) органов Госстандарта, арбитража и других;
    - по  платежам,  взыскиваемым  в государственные внебюджетные фонды,  по
которым порядок применения санкций  установлен  отдельными  законодательными
актами  об  этих  фондах  (Пенсионный  фонд,  Фонд  социального страхования,
Государственный фонд занятости населения),  а также в случаях, когда порядок
образования  государственных внебюджетных фондов (отраслевые и межотраслевые
внебюджетные фонды),  утвержденный Правительством России, не предусматривает
штрафных санкций за неуплату платежей.
    Если налогоплательщик  освобожден  в  установленном  порядке  от  уплаты
определенного вида налога, налоговые органы в обязательном порядке проверяют
соблюдение им условий  предоставления  такой  льготы  и  сроки  (период)  ее
действия.
    В случае утраты плательщиком права на такую льготу в проверяемом периоде
и  неуплату  в  установленные  сроки причитающихся в связи с этим платежей в
бюджет, санкции к нему применяются в установленном порядке.
    2.2. Основанием    для    применения   санкций   является   неисполнение
налогоплательщиком  своих  обязанностей,  возникающих  при  наличии  у  него
объекта  налогообложения  и  в  предусмотренных  статьей  8  Закона РСФСР "О
Государственной налоговой службе  РСФСР"  и  статьей  13  Закона  Российской
Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  Российской  Федерации"  случаях
нарушения налогового законодательства в виде:
    - сокрытия    (занижения)    дохода    (прибыли)   или   иного   объекта
налогообложения;
    - отсутствия учета объекта налогообложения;
    - ведения  учета  объекта   налогообложения,   составления   отчетов   о
финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного порядка;
    - несвоевременной или не в полном размере уплате налогов;
    - непредставления  налоговым органам документов и сведений,  необходимых
для исчисления, а также банкам для уплаты налогов;
    - невнесения  исправлений  в  бухгалтерскую  отчетность  в размере суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых
органов;
    - невыполнения требований налогового  органа  об  устранении  выявленных
нарушений законодательства о налогах.
    2.3. Органы  Государственной  налоговой  службы   обязаны   осуществлять
контроль  и  применять  санкции за неуплату (уклонение от уплаты) платежей в
государственные внебюджетные фонды лишь в тех случаях, когда ответственность
за  это  возложена  на них законодательством или другими нормативными актами
Российской  Федерации,  в  порядке,  сообщаемом  Госналогслужбой  Российской
Федерации.
    Налоговые органы  не  вправе  применять  санкции,   не   предусмотренные
налоговым законодательством.
    2.4. Налоговые  (финансовые)  санкции,  применяемые  в  соответствии   с
подпунктом  "а"  пункта  1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" (сокрытие или занижение дохода или
иного  объекта  налогообложения),  исчисляются  и  взыскиваются  в следующем
порядке и размерах:
    2.4.1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается вся сумма
сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штраф в размере той же суммы.
    При исчислении этой санкции нужно исходить из того, что в соответствии с
пунктом 4  раздела  2  инструкции  Госналогслужбы  Российской  Федерации  от
06.03.92  N  4  "О  порядке  исчисления  и уплаты в бюджет налога на прибыль
предприятий и  организаций"  объектом  обложения  налогом  является  валовая
прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями,
предусмотренными   настоящим   разделом   инструкции,   то   есть   прибыль,
показываемая по строке 7 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение
4 к инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 6 марта 1992 г.  N 4),
без  учета  льгот  по  налогу на прибыль,  отражаемых по строке 6 указанного
расчета (строка 3 - строка 4 - строка 5 расчета).
    Неправильное исчисление  льгот по налогу на прибыль нельзя рассматривать
как сокрытие  (занижение)  прибыли  с  применением  соответствующих  санкций
(письмо   Госналогслужбы   Российской   Федерации  и  Министерства  финансов
Российской Федерации от 01.10.92 N ИЛ-6-01/331 и 04-01-09).
    Пример. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль составила
1 млн.рублей,  тогда как по данным плательщика она определена  в  сумме  850
тыс.рублей. Расхождение составило 150 тыс.рублей, из которых за счет:
    1. Неправильного отнесения затрат
       на себестоимость                              70 тыс.рублей
    2. Искажения в расчете предельного
       уровня оплаты труда                           30 тыс.рублей
    3. Неправомерного применения льготы              50 тыс.рублей
    Следует взыскать в виде санкций:
    заниженную прибыль (70 + 30 тыс.руб.)           100 тыс.рублей
    штраф                                           100 тыс.рублей
    Всего                                           200 тыс.рублей
    В соответствии с пунктом 1 статьи 11  Закона  Российской  Федерации  "Об
основах  налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщики обязаны
вносить исправления в бухгалтерскую

отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли),  если
эти   изменения   затрагивают  конечный  финансовый  результат  деятельности
предприятия, отражаемый в его бухгалтерском балансе.
    В данном примере следует уточнить расчет налога от фактической прибыли в
связи с неправомерным применением льгот на  50  тыс.рублей  и  искажением  в
расчете  предельного  уровня  оплаты  -  на  30  тыс.рублей,  а также внести
исправления в бухгалтерскую отчетность, увеличив прибыль на 70 тыс.рублей, с
которой в дальнейшем будет исчислен налог.
    2.4.2. За иной сокрытый или  неучтенный  объект  налогообложения  (кроме
сокрытия дохода (прибыли) по пункту 2.4.1) взыскивается сумма налога и штраф
в такой же сумме.
    Пример. При  проверке  установлено  занижение  фактического  оборота  по
реализации продукции,  отраженного в периодической  отчетности  (квартальном
бухгалтерском балансе) на 500 тыс.рублей.
    С указанной суммы занижения следует  доначислить  и  взыскать  налог  на
добавленную  стоимость  в  размере  140  тыс.рублей  (28%)  и  штраф  -  140
тыс.рублей.
    Одновременно в связи с изменением объема реализации на сумму заниженного
оборота  определяется  заниженная  сумма  прибыли,  подлежащая  отражению  в
бухгалтерском  отчете (балансе) квартала,  в котором проводится проверка,  и
взыскиваются санкции,  предусмотренные  за  сокрытие  или  занижение  дохода
(прибыли).
    При применении этой санкции необходимо  учесть,  что  статьей  3  Закона
РСФСР   "О   налоге  на  добавленную  стоимость"  объектами  налогообложения
определены  обороты  по  реализации  на  территории  РСФСР  товаров   (кроме
импортных), в том числе производственно-технического назначения, выполненных
работ и оказанных услуг,  а статьей 8 этого Закона установлено,  что  "датой
совершения  оборота  считается  день  поступления средств за товары (работы,
услуги) на счета в учреждения банков,  а при расчетах наличными  деньгами  -
день  поступления  выручки  в  кассу".  "Для предприятий,  которым разрешено
определять срок реализации по отгрузке товаров  (выполнению  работ,  услуг),
датой  совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и представление
покупателям расчетных документов".
    В связи  с  этим при определении оборота по реализации продукции следует
руководствоваться действующим на момент  проверки  на  предприятии  порядком
(или  по  мере оплаты,  или по мере предъявления расчетных документов) учета
реализации продукции и определения  финансовых  результатов  деятельности  с
учетом  того,  что  согласно  письму  Министерства  экономики  и финансов от
19.12.91  N  18-05  разрешен  переход  к  применению  нового  плана   счетов
бухгалтерского  учета  финансово-хозяйственной  деятельности  предприятий  в
течение 1992 года, в частности, к учету реализации продукции по отгрузке, по
мере готовности предприятия к этому переходу.
    В соответствии с законодательством по налогу на добавленную стоимость  в
облагаемый  оборот  включаются  также  суммы  денежных  средств,  получаемые
предприятиями от своих покупателей (заказчиков)  за  реализуемые  им  товары
(работы,  услуги)  в виде финансовой помощи,  пополнения фондов специального
назначения или направленные в счет увеличения прибыли.
    2.4.3. За  повторное нарушение (сокрытие или занижение дохода (прибыли),
неучтение объекта налогообложения,  допущенное вторично  в  течение  года  с
момента применения санкций за то же нарушение, налоговые санкции применяются
в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли)  либо
суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа
в двукратном размере этой суммы,  то есть суммы сокрытого  дохода  (прибыли)
либо суммы налога за неучтенный (сокрытый) объект налогообложения.
    В случае,  приведенном  в  подпункте  2.4.1.,   следует   взыскать   100
тыс.рублей  в  виде налоговой санкции и 200 тыс.рублей - штраф,  а в случае,
приведенном в подпункте 2.4.2.,  следует взыскать налог в сумме 140 тыс.руб.
и штраф в размере 280 тыс.рублей.
    2.4.4. При умышленном  сокрытии  или  занижении  дохода  (прибыли),  что
устанавливается  судом  (арбитражным  судом)  либо  решением  суда  по  иску
налогового органа или прокурора,  может быть взыскан  в  федеральный  бюджет
штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).
    Основанием для предъявления налоговым органом  иска  в  суд  на  предмет
умышленного  сокрытия  налогоплательщиком  дохода  (прибыли) могут быть,  по
мнению    Госналогслужбы    Российской     Федерации,     такие     действия
налогоплательщика,  как  непредставление  им в течение двух и более отчетных
периодов документов,  необходимых для исчисления,  а  также  уплаты  налога,
неуплата  в этот период причитающихся бюджету платежей (при наличии денежных
средств на счетах),  уничтожение документов или отказ их предъявить, наличие
в местах реализации продукции товара,  неучтенного по бухгалтерским и другим
документам (накладным).
    2.5. Штрафные санкции, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 статьи 13
Закона Российской Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации",   применяются   в   виде   штрафа  в  размере  10  процентов  от
причитающихся  к  уплате  сумм  налога  за   последний   отчетный   квартал,
непосредственно   предшествующий   проверке  (с  учетом  доначисленных  сумм
налога), за следующие (по каждому в отдельности) виды нарушений:
    2.5.1. За   отсутствие   учета   объекта  налогообложения  Например,  за
    отсутствие учета прибыли, если не сформирован
конечный финансовый   результат   деятельности  предприятия  (не  определено
окончательное сальдо прибыли за отчетный период),  а  также  сумма  прибыли,
подлежащая  налогообложению  (с  учетом  сумм фактических затрат и расходов,
учитываемых в соответствии  с  законодательством  при  исчислении  льгот  по
налогу на прибыль).
    Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) должен  слагаться  из
фактического  результата  от  реализации  продукции  (работ  и услуг),  иных
материальных ценностей и доходов от внереализационных операций,  уменьшенных
на   сумму   расходов  по  этим  операциям  в  соответствии  с  действующими
Положениями по учету прибыли. По дебету счета 80 отражаются убытки (потери),
а  по  кредиту  -  прибыли (доходы) предприятия.  Сопоставление дебетового и
кредитового оборотов  за  отчетный  период  показывает  конечный  финансовый
результат.  Отсутствие такого результата в отчетности за определенный период
дает право применить вышеназванную санкцию.
    К названному   виду   нарушений   следует   относить   также  допущенные
налогоплательщиком  завышения  сумм   налога   на   добавленную   стоимость,
причитающихся    к   возмещению,   искажения,   подделку   или   уничтожение
бухгалтерских и других документов по учету объектов налогообложения, а также
полное  или  частичное  невключение  объектов  налогообложения  в  налоговые
отчеты,  расчеты,  декларации и другие документы, необходимые для исчисления
налогов и других платежей в бюджет.
    2.5.2. За ведение учета  объекта  налогообложения  с  грубым  нарушением
установленного  порядка,  повлекшее  за  собой  сокрытие или занижение суммы
налога за проверяемый период.  При этом надо  иметь  в  виду,  что  штраф  в
размере  10  процентов  применяется  только  при  условии,  если  эта  сумма
сокрытого или заниженного налога будет составлять не менее  5  процентов  от
суммы  налога,  причитающегося  к  уплате  за  последний  отчетный  квартал,
непосредственно  предшествующий  проверке  (с  учетом   доначисленных   сумм
налога).
    Под нарушениями  ведения  учета   объекта   налогообложения,   например,
прибыли, следует иметь в виду:
    - отсутствие установленных нормативными  документами  по  ведению  учета
регистров, книг, журналов и др.;
    - отнесение  затрат,  не  связанных  с   производством   и   реализацией
продукции,  на себестоимость,  а также расходов,  не связанных с извлечением
внереализационных доходов,  к расходам, необоснованно уменьшающим облагаемую
прибыль или доход;
    - другие  нарушения  порядка  ведения  учета   прибыли,   установленного
действующими   положениями  и  инструкциями  Минфина  Российской  Федерации,
приведшие к  искажению  отчетности  и  финансовых  результатов  деятельности
налогоплательщика.
    В случае отсутствия учета прибыли (дохода) или ведения его с  нарушением
установленного  порядка необходимо предложить должностным лицам проверяемого
предприятия  или  налогоплательщику  -  физическому  лицу,   незамедлительно
привести  учет и отчетность в состояние,  отвечающее требованиям Положения о
бухгалтерском учете  и  отчетности  в  Российской  Федерации,  утвержденного
приказом  Министерства  финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г.  N
10,  и обеспечивающего реальную сумму прибыли и подлежащий взносу  в  бюджет
размер налога.
    В случае  невыполнения  налогоплательщиком  этих  требований  налогового
органа  к  нему  применяются  меры административного воздействия (налагается
административный штраф) и взыскивается  штраф  в  размере  10  процентов  от
причитающихся   к   уплате   сумм  налога  за  последний  отчетный  квартал,
непосредственно предшествующий проверке.
    2.5.3. За  непредставление или несвоевременное представление документов,
необходимых для исчисления,  а также для уплаты налога и  иных  обязательных
платежей  в  бюджет  (бухгалтерских отчетов и балансов,  налоговых расчетов,
деклараций,  платежных поручений в учреждения банков на перечисление налогов
и других документов).
    При применении этой санкции надо иметь в виду,  что это касается  только
тех  платежей,  по  которым  плательщик  в  соответствии с законодательством
обязан представлять указанные документы по каждому в отдельности виду налога
или другому обязательному платежу в бюджет.
    За непредставление или несвоевременное представление платежных поручений
(в  том числе на авансовые платежи) в учреждения банков на их уплату санкции
применяются по всем видам налогов и других обязательных платежей.
    Налоговые органы  при  задержке  представления налогоплательщиком в банк
платежных поручений,  не всегда своевременно применяя санкции к нарушителям,
в  некоторых  случаях  допускают  необоснованное  суммирование 10-процентной
санкции за каждый случай задержки и предъявляют  ее  налогоплательщику,  что
вызывает  обоснованные  их  жалобы  и  обращения  в  арбитражный суд.  Такая
практика недопустима,  должностные лица налоговых органов в  данных  случаях
несут  ответственность  как за ненадлежащее осуществление возложенных на них
обязанностей.
    При несвоевременном   представлении  (не  более  двух-трех  дней  против
установленного срока) налоговому органу таких документов,  как бухгалтерских
отчетов  (балансов),  расчетов по налогу,  по уважительным причинам (болезнь
главного  бухгалтера  и  его  заместителя,  невозможность  доставки  в  срок
вследствие  отдаленности,  отсутствия  транспорта  или других непредвиденных
случаев),  руководитель  налогового   органа   может   принять   решение   о
неприменении  к  налогоплательщику  санкции  в  виде 10-процентного штрафа с
составлением акта (справки) об указанном нарушении,  в  котором  фиксируются
оправдательные мотивы задержки представления отчетов.
    В этом случае  может  привлекаться  к  административной  ответственности
руководитель  предприятия  или другого хозяйствующего субъекта за непринятие
им  мер  по  своевременному  представлению   налоговому   органу   названных
документов (отчетов).
    2.6. Пени,  предусмотренные подпунктом "в" пункта  1  статьи  13  Закона
Российской  Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
взыскиваются с налогоплательщика в случае задержки им платежа (независимо от
причин)  в  размере  0,2  процента  неуплаченной суммы налога за каждый день
просрочки,  начиная с установленного срока уплаты выявленной задержкой суммы
налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени.
    Необходимо учесть,  что  указанная  санкция  и  в  таком  же  порядке  в
соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы  в  Российской  Федерации"  применяется   к   банкам   и   кредитным
учреждениям.
    При этом  надо  иметь  в  виду,  что  взыскание  пени   не   освобождает
налогоплательщика (в том числе банки и кредитные учреждения) от других видов
ответственности,   включая   10-процентный    штраф    за    несвоевременное
представление налогоплательщиком банку платежного поручения на уплату налога
или налоговому органу - расчета налога в бюджет по фактической прибыли  даже
в том случае, если финансовый результат был нулевой или убыточный.
    2.7. Кроме  изложенных  выше  санкций,   налогоплательщики,   нарушающие
налоговое   законодательство,   несут   ответственность   в  соответствии  с
подпунктом "г" пункта 1 статьи 13 Закона Российской  Федерации  "Об  основах
налоговой   системы   в   Российской   Федерации"  в  виде  других  санкций,
предусмотренных  законодательными  актами.  Так,  в  случае  непредставления
налогоплательщиками  документов  и сведений,  необходимых для исчисления,  а
также для уплаты налогов,  налоговые органы в  установленном  порядке  имеют
право   приостанавливать   их  операции  по  счетам  в  банках  и  кредитных
учреждениях.
    Принятие таких  мер  должно  осуществляться  в  каждом конкретном случае
после тщательной проверки имеющихся материалов и рассмотрения всех вопросов,
связанных  с целесообразностью приостановления банковских операций по счетам
налогоплательщика.  При  этом  должен  устанавливаться  срок,   на   который
приостанавливаются   операции,   по   истечении   которого   данный   вопрос
рассматривается дополнительно.
    2.8. В  случае  неисполнения  налогоплательщиком  своих  обязанностей их
исполнение в соответствии с п.4 статьи 11 Закона  Российской  Федерации  "Об
основах  налоговой  системы в Российской Федерации" обеспечивается не только
налоговыми санкциями и мерами административной и уголовной  ответственности,
но и залогом денежных и товарно-материальных ценностей,  поручительством или
гарантией кредиторов налогоплательщика в следующем порядке:
    2.8.1. При     невозможности    юридического    лица,    осуществляющего
хозяйственную, предпринимательскую деятельность, уплатить требуемые налоги и
другие  платежи  в  бюджет,  налоговые органы в соответствии с п.3 статьи 11
Закона Российской Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации"  обращаются  в  суд (или арбитражный суд) о признании предприятия
банкротом (порядок признания банкротом  определяется  законодательством),  а
также  о лишении в установленном порядке юридического лица права пользования
полученной лицензией на определенный вид деятельности.
    В случае  ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению
собственника уплата недоимки по налогу производится ликвидационной комиссией
за счет имущества ликвидируемого предприятия.
    Если причитающаяся с ликвидируемого предприятия сумма платежа  превышает
стоимость   его   имущества,   указанную  в  акте  ликвидационной  комиссии,
принимаются меры ко взысканию с правопреемника всей  причитающейся  суммы  и
одновременно   вносятся   соответствующие   исправления   в   полученный  от
ликвидационной комиссии баланс.
    2.8.2. Если такого решения не принимается, то налоговые органы принимают
меры через судебных исполнителей по наложению ареста на имущество должника и
производству его описи.
    Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах,  один из которых
вручается  налогоплательщику,  второй  - направляется судебному исполнителю,
третий - остается в налоговой инспекции.
    При этом  надо  иметь  в виду,  что опись имущества - есть крайняя мера,
которая применяется лишь  в  исключительных  случаях,  когда  исчерпаны  все
возможности  для  добровольного  исполнения  налогоплательщиком  (должником)
обязанностей по внесению требуемых платежей.
    2.9. Взыскание  недоимки  по  налогам и другим обязательным платежам,  а
также сумм штрафов и  иных  санкций,  предусмотренных  законодательством  по
налогообложению, производится:
    - с юридических лиц - в бесспорном порядке в течение шести лет с момента
образования указанной недоимки;
    - с физических лиц - в судебном порядке путем обращения ее (недоимки) на
полученные  ими  доходы,  а  в случае их (доходов) отсутствия - на имущество
этих лиц.  Срок исковой давности по претензиям,  предъявленным к  физическим
лицам  по  взысканию  налогов  в бюджет,  установлен законодательством в три
года.
    2.10. К  юридическим  и физическим лицам,  освобожденным в установленном
порядке от уплаты налогов,  виды ответственности, предусмотренные статьей 13
этого Закона, не применяются.

                       3. Административные штрафы за
                   нарушения налогового законодательства

    3.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 13  Закона  Российской  Федерации
"Об  основах  налоговой  системы  в Российской Федерации" должностные лица и
граждане,  виновные  в   нарушении   налогового   законодательства,   должны
привлекаться в установленном законом порядке к административной, уголовной и
дисциплинарной ответственности.
    3.2. Права  налоговых  органов  по применению санкций в административном
порядке определены статьями 7 и 8 Закона РСФСР "О Государственной  налоговой
службе РСФСР" и соответствующими изменениями и дополнениями к ним.
    3.3. Административные  штрафы  применяются  в  тех  случаях,   когда   в
результате   проведения  проверки  предприятий,  учреждений,  организаций  и
граждан налоговыми органами выявлены нарушения,  предусмотренные статьей  12
Закона  РСФСР  "О Государственной налоговой службе РСФСР",  статьями 13 и 15
Закона Российской Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации" со стороны должностных лиц и граждан, виновных в:
    - сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или  сокрытии  (неучтении)  иных
объектов налогообложения;
    - отсутствии  бухгалтерского  учета  или  ведения   его   с   нарушением
установленного порядка,  а также искажении бухгалтерских отчетов, балансов и
других документов;
    - непредставлении,  несвоевременном  представлении  или представлении по
неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов и других документов;
    - нарушении    гражданами    законодательства    о   предпринимательской
деятельности или  занятии  предпринимательской  деятельностью,  в  отношении
которой имеется специальное запрещение;
    - непредставлении  или  несвоевременном   представлении   декларации   о
доходах, а также в представлении ее с искаженными данными;
    - непредставлении банками,  кредитными  учреждениями,  биржами  и  иными
предприятиями  налоговым  органам данных о финансово-хозяйственных операциях
налогоплательщиков - клиентов этих  учреждений  и  предприятий  за  истекший
финансовый год.  При применении этой санкции надо иметь в виду,  что, впредь
до установления порядка представления  указанных  данных,  налоговые  органы
запрашивают  банки и получают по взаимной договоренности с их руководителями
данные о финансово-хозяйственных  операциях  налогоплательщиков  -  клиентов
этих учреждений в течение года,  в частности,  при нарушениях ими (клиентами
банков)  налогового  законодательства  и  необходимости  привлечения  их   к
установленной Законом ответственности.
    При непредставлении  налоговым  органам  названных  данных  за  истекший
финансовый  год,  ответственность  руководителей  банков  и других кредитных
учреждений  наступает  в  соответствии  со  статьей  15  Закона   Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации";
    - задержке  исполнения  банками  и  кредитными  учреждениями   поручений
налогоплательщиков  на  перечисление  налогов в бюджет или в государственные
внебюджетные фонды и использование неперечисленных сумм налогов  в  качестве
кредитных   ресурсов   (это   надо   установить   документально  проведением
специальной проверки).
    При этом   надо   исходить  из  того,  что  в  случае,  если  на  момент
представления  в  банк  поручения  на  перечисление  причитающихся   бюджету
платежей по налогам и сборам,  а также по взыскиваемым санкциям за нарушение
налогового законодательства на  счете  налогоплательщика  имеются  средства,
обеспечивающие эти и другие первоочередные неотложные платежи (например,  на
заработную плату),  а банком в течение пяти и более дней  эти  поручения  не
исполняются,  есть  основания  к  организации  специальной проверки банка на
предмет установления причин в задержке платежей  и  в  случае  использования
банком   неперечисленных  сумм  налогов  в  качестве  кредитных  ресурсов  -
применения  к  нему   финансовых   санкций,   а   к   их   руководителям   -
административных штрафов,  в порядке и размерах,  предусмотренных статьей 15
Закона Российской Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации";
    - неисполнении   или   задержке    исполнения    платежного    поручения
налогоплательщика   по  вине  банка  или  кредитного  учреждения.  При  этом
взыскание  пени  не  освобождает  банки  или  кредитные  учреждения   и   их
руководителей   по   привлечению   их   к   другим   видам  ответственности,
предусмотренным названным Законом.
    Особо обращается  внимание на то,  что при открытии расчетного или иного
счета  налогоплательщика  в  банке  или  ином   кредитном   учреждении   его
руководители  (банка)  обязаны в пятидневный срок сообщить налоговому органу
об открытии  указанных  счетов.  За  невыполнение  указанных  требований  на
руководителей  этих  учреждений налагаются административные штрафы в размере
пятикратного установленного  Законом  размера  минимальной  месячной  оплаты
труда.
    3.4. При  рассмотрении   и   вынесении   постановлений   по   делам   об
административной   ответственности   руководителей   и  главных  бухгалтеров
хозяйствующих субъектов необходимо учитывать,  что в соответствии с  Законом
РСФСР  "О  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности"  руководитель
предприятия и организации производит найм и увольнение  главного  бухгалтера
по  аналогии  с  другими  руководителями  отделов  и цехов,  в связи с чем у
главного бухгалтера снижаются права по своей защите.
    В соответствии с пунктом 18 Положения о бухгалтерском учете и отчетности
в  Российской  Федерации,  утвержденным   приказом   Министерства   финансов
Российской  Федерации  N  10  от  20  марта  1992  года,  ответственность за
состояние  бухгалтерского  учета  несет  в   первую   очередь   руководитель
предприятия, учреждения, организации.
    3.5. Должностные   лица   хозяйствующего   субъекта    привлекаются    к
административной  ответственности  за  нарушение налогового законодательства
только в том случае,  если этот субъект  является  плательщиком  налогов  по
данному объекту налогообложения.

                        4. Уголовная ответственность

    4.1. В  соответствии  со  статьей 162.2 и 162.3 Уголовного кодекса РСФСР
виновные лица наказываются штрафом в установленных этими  статьями  размерах
или привлекаются к уголовной ответственности в виде лишения свободы до 5 лет
за сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в
крупных размерах, или особо крупных размерах и т.д., а также за уклонение от
явки в органы Государственной налоговой службы для дачи пояснений или  отказ
от  дачи пояснений (в присутствии понятых) об источниках доходов (прибыли) и
фактическом  их  объеме,  а  равно  за  непредставление  документов  и  иной
информации  о  деятельности  хозяйствующего  субъекта  по требованию органов
Государственной налоговой службы.
    4.2. При   установлении   в  ходе  проверки  фактов  подобных  нарушений
налогоплательщиком  налогового   законодательства   и   влекущих   уголовную
ответственность,  об  этом  составляется  акт  в  трех  экземплярах со всеми
приложениями и протоколом изъятия документов.  Первый экземпляр направляется
в   правоохранительные   органы.  При  этом  передаваемые  материалы  должны
содержать:  заявление  (письмо)   руководителя   государственной   налоговой
инспекции,  в  котором  должно быть изложено,  в чем состоит суть выявленных
фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, какие
именно  законы  нарушены,  какой ущерб нанесен государству и виновные в этом
лица;  акт  документальной  проверки  предприятия,  подписанный  надлежащими
лицами;  подлинные  документы  или  копии  документов,  подтверждающие факты
выявленных грубых нарушений налогового законодательства  и  злоупотреблений;
объяснения  проверяемых,  а  также  лиц,  чьи  сведения  имеют  значение для
проверки  обстоятельств  грубых  нарушений  налогового  законодательства   и
злоупотреблений;   заключения  проверяющих  по  этим  объяснениям.  В  делах
государственной  налоговой  инспекции  должны  быть  оставлены  копии   всех
передаваемых в правоохранительные органы материалов.
    Перед правоохранительными  органами  ставится   вопрос   о   привлечении
виновных  лиц  к  уголовной  ответственности и одновременно о принятии мер к
обеспечению  гражданских  исков  в  целях  возмещения  ущерба,  причиненного
государству.
    Передача материалов документальной проверки  правоохранительным  органам
для  привлечения  виновных  к  уголовной  ответственности осуществляется при
участии Главного управления налоговых расследований и его органов на местах.
    Отказы в  возбуждении или прекращении уголовного дела,  возбужденного по
материалам документальной проверки,  могут быть обжалованы  в  установленном
законом порядке.

            5. Обжалование действий налоговых органов

    5.1. При  несогласии  с  действиями  должностных  лиц  налоговых органов
налогоплательщики вправе обжаловать эти  действия  в  вышестоящие  налоговые
инспекции, которым непосредственно подчинены должностные лица этих органов.
    Порядок составления и представления заключений по материалам разногласий
предприятий    с    государственными   налоговыми   инспекциями   по   актам
документальных  проверок  изложен  в  приложении  к  письму   Госналогслужбы
Российской Федерации от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284.
    Решения по жалобам могут быть обжалованы в  вышестоящие  государственные
налоговые  инспекции  в  течение  одного  месяца.  Государственной налоговой
службе  Российской  Федерации   и   государственным   налоговым   инспекциям
предоставлено право отменять решение нижестоящих налоговых инспекций.
    Налогоплательщики при несогласии с  решением  Государственной  налоговой
службы  Российской  Федерации  вправе  обратиться  в  Высший арбитражный суд
Российской Федерации.
    5.2. В  случае  ненадлежащего  осуществления  налоговыми  органами  и их
сотрудниками  возложенных   на   них   обязанностей,   в   результате   чего
налогоплательщику  причинен  ущерб,  он  подлежит возмещению в установленном
порядке (включая упущенную выгоду),  кроме того,  они могут  привлекаться  к
другим видам ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
    При этом надо иметь в виду,  что факт причинения  такого  ущерба  и  его
размер   устанавливается   только   в  судебном  порядке  в  соответствии  с
действующим законодательством Российской Федерации.

                                          Заместитель Руководителя
                                         Государственной налоговой
                                       службы Российской Федерации
                                                        Н.В.ИВАНОВ


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
29.06.2017
USD
59.54
EUR
67.69
CNY
8.76
JPY
0.53
GBP
76.33
TRY
16.92
PLN
16.02
Разное