Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 6 АВГУСТА 1996 Г. ДЕЛО ПО ИСКУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В ЧАСТИ ДОНАЧИСЛЕННЫХ СУММ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И СПЕЦНАЛОГА НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

     ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 6 августа 1996 г. No. 2092/96
   
       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда Российской  Федерации  на решение от 19.02.96,  постановление
   апелляционной инстанции от 21.03.96  Арбитражного  суда  Тюменской
   области и    постановление    Федерального    арбитражного    суда
   Западно-Сибирского округа от 08.05.96 по делу No. 10/3.
       Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Индивидуальное частное      предприятие      "Тюменьдортранс",
   преобразованное в   общество   с   ограниченной   ответственностью
   "Корпорация "Тюменьдортранс",   обратилось   в   Арбитражный   суд
   Тюменской области с иском  о  признании  недействительным  решения
   Государственной налоговой  инспекции по Калининскому району города
   Тюмени от 04.12.95  No.  216.  До  принятия  судом  решения  истец
   уточнил исковые  требования  и  просил  признать  недействительным
   указанный акт  в  части  доначисленного  за  1994  год  налога  на
   прибыль, а   также   доначисленных   сумм  налога  на  добавленную
   стоимость, спецналога  и  финансовых  санкций  за  невключение   в
   облагаемый оборот  по  этим  видам   налогов  143144000  рублей  в
   1994 году (пункты 1, 2 и 3 акта).
       Решением от 19.02.96 в иске отказано.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  21.03.96  решение
   оставлено без изменения.
       Постановлением Федерального         арбитражного          суда
   Западно-Сибирского округа  от  08.05.96  указанные  судебные  акты
   отменены, исковые требования удовлетворены.
       В протесте  заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации   предлагается   постановление   кассационной
   инстанции отменить.  Решения суда первой и апелляционной инстанции
   изменить. В    части    признания     недействительным     решения
   госналогоргана от 04.12.95 No. 216 по пунктам 2 и 3 направить дело
   на новое   рассмотрение.   В   остальной   части   судебные   акты
   Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения.
       Президиум считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       В ходе  проверки  исполнения  налогового  законодательства  за
   период с 01.01.94 по 30.06.95 Государственной налоговой инспекцией
   по  Калининскому  району  города  Тюмени  установлено,   что   ИЧП
   "Тюменьдортранс"  занизило  в  1994 году сумму налога на прибыль в
   размере 70201300 рублей в  результате  необоснованного  применения
   льготы,  предусмотренной  пунктом  9  Указа  Президента Российской
   Федерации  от  22.12.93  No.  2270  "О  некоторых   изменениях   в
   налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".
   Кроме  того,  выявлено  занижение  в  том  же  периоде  налога  на
   добавленную    стоимость    и    спецналога    из-за   неучета   в
   налогооблагаемом    обороте    денежных    средств     в     сумме
   143144000 рублей,   поступивших   в   кассу   предприятия  в  виде
   квартплаты и платежей за коммунальные услуги.
       На основании    акта    проверки   Государственной   налоговой
   инспекцией было принято решение от 04.12.95 No.  216 о взыскании с
   ИЧП "Тюменьдортранс"   в   соответствии   со   статьей  13  Закона
   Российской Федерации "Об основах налоговой  системы  в  Российской
   Федерации" суммы  доначисленного  налога на прибыль,  а также сумм
   доначисленного налога на  добавленную  стоимость  и  спецналога  в
   связи с  невключением в налогооблагаемый оборот 143144000 рублей с
   применением штрафа в размере доначисленных сумм налогов,  штрафа в
   размере 10  процентов  за  ведение учета объекта налогообложения с
   нарушением установленного  порядка  и  пени   за   несвоевременное
   перечисление налога в бюджет.
       Арбитражный суд первой  и  апелляционной  инстанций,  принимая
   решение об  отказе  в  иске в части доначисления налога на прибыль
   (пункт 1 акта госналогоргана),  руководствовался пунктом  9  Указа
   Президента Российской  Федерации  от 22.12.93 No.  2270,  согласно
   которому малые    предприятия,    к    которым    относится    ИЧП
   "Тюменьдортранс", осуществляющие  строительство объектов жилищного
   назначения (включая  ремонтно-строительные   работы),   уплачивают
   налог на прибыль на четвертый год работы в размере 50 процентов от
   основной ставки, если выручка от этих видов деятельности превышает
   90 процентов общей суммы выручки.
       Доход предприятия  от  ремонтно-строительных  работ  жилищного
   назначения в 1994 году составил 70,9 процента. Поэтому арбитражный
   суд правильно  пришел  к  выводу  об  отсутствии   оснований   для
   признания недействительным  решения  от  04.12.95 No.  216 в части
   доначисления налога на прибыль.
       Относительно ответственности налогоплательщика за неучет части
   объекта налогообложения  по  НДС  и   спецналогу   спор   касается
   правомерности включения  госналогорганом  в  налогооблагаемую базу
   143144000 рублей,  поступивших  в   кассу   предприятия   в   виде
   квартплаты и     платежей     за     коммунальные     услуги    по
   жилищно-эксплуатационному управлению No. 1.
       Арбитражный суд   первой   инстанции   согласился  с  выводами
   госналогинспекции о том,  что  названные  выше  средства  получены
   налогоплательщиком в  счет  оплаты услуг по эксплуатации и ремонту
   жилого фонда   по    договору,    заключенному    с    управлением
   жилищно-коммунального хозяйства Калининского района.
       Однако имеющийся в деле договор на 1994 год касается  передачи
   предприятию "Тюменьдортранс"    муниципального    имущества    для
   обеспечения единого   технологического   цикла   производства    и
   обслуживания жилого  фонда  со ссылкой на прилагаемый список этого
   имущества.
       Указанного списка в деле нет, и в решении суда не указано, что
   он был предметом исследования.
       Не выяснена судом и правовая природа данного договора.  Из его
   текста не  следует,  что  он  является   договором   на   оказание
   жилищно-коммунальных услуг  управлению.  Отсутствуют  в договоре и
   условия о расчетах.
       ИЧП "Тюменьдортранс"  в обоснование иска сослалось на то,  что
   143144000 рублей    поступили     к     нему     от     управления
   жилищно-коммунального хозяйства  в  качестве  бюджетных средств на
   покрытие затрат  по  содержанию  жилого  фонда  и  благоустройства
   района, то  есть  являлись средством бюджетного финансирования и в
   соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от
   22.12.93 No. 2270 не подлежали налогообложению.
       Арбитражный суд отклонил  указанные  доводы  истца  и  признал
   действия налогового  органа  по  доначислению налогов и применению
   санкций правомерными, сославшись на отсутствие у предприятия счета
   бюджетного финансирования    и    недоказанность    принадлежности
   названной выше    суммы    к    целевым    средствам    бюджетного
   финансирования.
       Имеющееся в деле распоряжение администрации района от 31.05.95
   No. 112  "О  финансировании  и контроле за расходованием бюджетных
   средств" суд  расценил  как  документ,   содержащий   указание   о
   расходовании бюджетных  ассигнований  при  расчетах  за  оказанные
   услуги.
       Однако в   соответствии  с  указанным  распоряжением  районное
   управление жилищно-коммунального хозяйства наделено  функциями  по
   финансированию и   контролю  за  расходованием  бюджетных  средств
   предприятий, обслуживающих    жилой    фонд     и     производящих
   благоустройство района,    в   числе   которых   поименовано   ИЧП
   "Тюменьдортранс".
       Суд кассационной  инстанции,  отменивший  решение  по делу,  в
   обоснование нового  решения  сослался  на  указанное  распоряжение
   администрации, хотя из него не видно, в каком размере направлялись
   дотации из бюджета.  Данные о выделении конкретной суммы бюджетных
   средств налогоплательщику  в  1994  году  в  материалах дела также
   отсутствуют.
       Кроме того, судом не дана оценка и правомерности применения по
   НДС и спецналогу штрафа в размере 10 процентов  по  пункту  1  "б"
   статьи 13   Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой
   системы".
       Таким образом,  все состоявшиеся по делу судебные акты в части
   НДС и спецналога  следует  признать  вынесенными  по  недостаточно
   исследованным обстоятельствам,   имеющим   существенное  значение.
   Поэтому в  данной  части  дело  подлежит  направлению   на   новое
   рассмотрение, в  ходе которого суду необходимо выяснить назначение
   спорной суммы,  поступившей  от  управления  жилищно-коммунального
   хозяйства, основания  и  порядок взимания квартплаты и платежей за
   коммунальные услуги,   а   также   установить   правовую   природу
   взаимоотношений между управлением и налогоплательщиком в 1994 году
   и условия,     на     которых     осуществлялось      обслуживание
   налогоплательщиком объектов жилищно-коммунального хозяйства.
       Учитывая изложенное   и   руководствуясь   статьями    187-189
   Арбитражного процессуального    кодекса    Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                          п о с т а н о в и л:
   
       постановление от  08.05.96  Федерального   арбитражного   суда
   Западно-Сибирского округа  по  делу  Арбитражного  суда  Тюменской
   области No. 10/3 отменить.
       Решение от 19.02.96 и постановление апелляционной инстанции от
   21.03.96 Арбитражного суда Тюменской области по делу  No.  10/3  в
   части пунктов 2 и 3 решения Государственной налоговой инспекции по
   Калининскому району города Тюмени от 04.12.95  No.  216  отменить.
   Дело в  этой  части  направить  на  новое  рассмотрение  в  тот же
   арбитражный суд.
       В остальной  части  судебные  акты Арбитражного суда Тюменской
   области оставить без изменения.
   
                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         В.Н. ИСАЙЧЕВ


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное