Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПИСЬМО ГТК РФ ОТ 09.10.96, N 06-10/17969 О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ (ВМЕСТЕ С РЕШЕНИЕМ КОЛЛЕГИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТ 11.07.96 N 4 П.1)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                   от 9 октября 1996 г. N 06-10/17969
   
                        О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ
   
          (с изм., согл. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
   
       Направляю решение   Коллегии   Северо-Западного    таможенного
   управления  от  11.07.96  N 4 п.1 и доклад начальника юридического
   отдела СЗТУ М.Я.  Криволапа на Коллегии СЗТУ по теме:  "О практике
   применения   таможенного  законодательства  в  таможенных  органах
   региона".
       Прошу учесть,    что     возникающие     при     осуществлении
   судебно-правовой   защиты  государственных  интересов  таможенными
   органами вопросы применения  ч.  1  ст.  124  Таможенного  кодекса
   Российской  Федерации  отражены в Информационном письме Президиума
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от  17.06.96  N  5
   "Обзор практики  рассмотрения  споров,  связанных  с   применением
   таможенного  законодательства"  (доведено  до  сведения таможенных
   органов указанием  ГТК  России  от  23.07.96  N  01-14/804),  а  к
   проблеме  применения ст.  273 ТК России непосредственное отношение
   имеют Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N  1209  "О
   государственном  регулировании  внешнеторговых бартерных сделок" и
   письма ГТК России от 04.09.96 N 01-15/16076 и N 06-09/16092.
       Руководителей юридических  служб  таможенных   органов   прошу
   провести соответствующую работу.
   
                                                  Начальник Правового
                                                управления ГТК России
                                                           В.А.ГАЛДИН
   
   
   
   
   
   
                                 ДОКЛАД
               НАЧАЛЬНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЗТУ РОССИИ
             М.Я. КРИВОЛАПА НА КОЛЛЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
          "О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                     В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА"
   
              (в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
   
       Процесс формирования  юридической  службы  таможенных  органов
   Северо-Западного региона начался в 1992 году.  В апреле 1992  года
   был  принят  на работу главный юрисконсульт управления.  В феврале
   1993 года вышел Приказ ГТК России N 44, которым образован правовой
   отдел Северо-Западного управления,  переименованный впоследствии в
   юридический.
       Осознавая важность    правового    обеспечения    деятельности
   таможенных  органов,  начальник СЗТУ Приказом от 28 апреля 1993 г.
   N 70 ввел должности главных юрисконсультов в таможнях региона.
       В целях совершенствования правового  обеспечения  деятельности
   таможенных органов Приказом ГТК России от 22 ноября 1993 года были
   даны методические  рекомендации  по   формированию   структуры   и
   определению характера  деятельности  юридических  служб таможенных
   органов Российской Федерации.
       Во исполнение названного Приказа был издан Приказ ГТК N 189 от
   11  мая 1994 года "О создании юридических служб таможенных органов
   Российской Федерации", утвердивший штатную численность юротделов.
       В дальнейшем  Приказом  ГТК  России  от  23.09.94  N  485 было
   утверждено  Общее  положение  о  юридическом  отделе,  юридической
   группе,  юрисконсульте  таможенного  органа,  в котором определены
   задачи и  функции  юридической  службы  по  правовому  обеспечению
   деятельности таможенных органов.
       На основании этих документов,  а также изданных в соответствии
   с  ними  указаний  и разъяснений ГТК России,  в таможенных органах
   Северо-Западного региона к середине 1995  года  были  сформированы
   юридические отделы.  В настоящее время они действуют в 20 таможнях
   и региональном таможенном управлении (сведения о кадровом  составе
   и штатной численности юротделов прилагаются).
       В период формирования  юридических  служб  таможенных  органов
   региона   юридический   отдел   СЗТУ  принимал  активные  меры  по
   координации этого процесса. Проведены сборы начальников юротделов,
   где поставлены конкретные задачи по организации и функционированию
   юридических служб.
       Основными задачами,   стоящими  перед  юридическими  отделами,
   являются правовое  обеспечение  деятельности  и  защита  интересов
   таможенных    органов,    контроль   за   правильным   применением
   действующего законодательства, обобщение практики его применения.
       Юридический  отдел  СЗТУ  России  в настоящее время состоит из
   10 сотрудников, имеющих высшее и незаконченное высшее  юридическое
   образование.  Работа  организована  по  предметно-территориальному
   принципу.  За каждым из сотрудников отдела закреплены  направления
   правовой  деятельности,  по  которым  они специализируются в своей
   непосредственной работе,  как-то:  применение таможенных  режимов,
   таможенное    оформление,    информирование   и   консультирование
   заинтересованных   лиц    по    таможенным    вопросам,    вопросы
   судебно-арбитражной   практики,   хозяйственно-договорная  работа,
   юридическая экспертиза поступающих в  отдел  проектов  документов,
   трудовое законодательство.  Также за всеми сотрудниками закреплены
   таможни  региона,  в  которых   они   осуществляют   контроль   за
   деятельностью       юридических       отделов.       В       целом
   предметно-территориальный    принцип    позволяет     поддерживать
   необходимый  уровень  квалификации  сотрудников  и  контролировать
   состояние правовой работы в таможнях региона.
       За период 1995 - 1996 года юротделом СЗТУ  России  рассмотрено
   493 жалобы, обращения и заявления физических и юридических лиц (из
   них: 368  -  в  1995  году  и  125  - в 1996 году),  22 протеста и
   представления прокуроров (16 - в 1995 году и 6 - в 1996 году).
       С начала  1996 года юристами дано более 40 разъяснений отделам
   и должностным лицам управления по вопросам  трудового,  жилищного,
   финансового   права.   Более   60   консультаций   подобного  рода
   предоставлено отделом по запросам таможен.
       Юротдел СЗТУ  участвует  совместно с другими подразделениями в
   подготовке  и  заключении   хозяйственных   договоров,   а   также
   осуществляет контроль за их исполнением.  За 1995 год отделом дана
   правовая  оценка  87  проектам  договоров на общую сумму  6  млрд.
   477 млн.  25 тыс. руб.  и  533639 долл. США;  с  начала  1996 года
   проанализировано  39 проектов  договоров  на  общую сумму 14 млрд.
   602 млн. рублей и 196 тыс. 290 долларов США.
       Юротделом систематически    проверяются    на     соответствие
   действующему законодательству и визируются проекты приказов и иных
   издаваемых в СЗТУ нормативных документов.
       Во исполнение Приказа ГТК России от 15 мая 1995 г.  N 318,  на
   основании  Приказа  начальника  СЗТУ  России  от 23 ноября 1995 г.
   N  170   в   Северо-Западном    управлении    силами   сотрудников
   юридического  отдела  организована  работа  по  информированию   и
   консультированию заинтересованных лиц по таможенным вопросам.   За
   период осуществления  этой деятельности оказано 88 консультаций на
   общую сумму 7 млн. 765 тыс. 812 руб. В целом по региону  доход  от
   деятельности таможен по информированию и консультированию составил
   207 млн. 148 тыс. 54 руб.
       Ежемесячно и ежеквартально в Правовое  управление  ГТК  России
   юридическим  отделом  направляется отчетная информация,  в которой
   дается общий правовой анализ функционирования  таможенной  системы
   по всем ее направлениям.
       Юридический отдел    СЗТУ    проводит    работу    в   области
   совершенствования таможенного законодательства.  Отделом постоянно
   вносятся предложения  по  изменению и дополнению нормативных актов
   ГТК России (за последнее время подготовлено 23 документа по  этому
   вопросу).  Также  в  ГТК России  были  направлены  предложения  по
   5 законопроектам по таможенному делу.
       Юридический отдел СЗТУ был одним из организаторов проходившего
   в  Санкт-Петербурге летом прошлого года международного семинара по
   таможенному праву.
       Одной из  основных  задач  юридического  отдела  регионального
   таможенного управления является методическое руководство  правовой
   работой в нижестоящих таможенных органах.
       Во исполнение этой задачи систематически  проводятся  проверки
   деятельности   юротделов   таможен,  в  ходе  которых  оказывается
   практическая помощь в решении конкретных вопросов организационного
   и правового характера.
       Регулярно (2  раза  в  год)   юридический   отдел   управления
   организует   и  проводит  целевые  семинары  для  руководителей  и
   специалистов  юридических  отделов  таможен  региона,  на  которых
   обсуждаются проблемные вопросы правоприменительной практики.  Так,
   например,  были проведены семинары на темы:  "Применение трудового
   законодательства",   "Организация   работы   по  информированию  и
   консультированию", "Вопросы судебно-арбитражной практики" и др.
       Одной из действенных форм обучения и приобретения практических
   навыков в работе является проведение  стажировок  должностных  лиц
   юридических  подразделений  таможен в юридическом отделе СЗТУ.  За
   период  1995 - 1996 гг.  в  юротделе  управления прошли стажировку
   13 таких сотрудников (10 чел.  в 1995 году и 4 чел.  в 1996 году).
   Однако разработанный СЗТУ план прохождения стажировок на  практике
   выполняется не в полном объеме,  несмотря на то, что в январе 1996
   года в  таможни  региона  было  направлено  письмо  N  06-18/27  о
   необходимости  обеспечения  своевременного  прибытия  специалистов
   юротделов   для   прохождения   стажировок.    Главной    причиной
   невыполнения плана является отсутствие в таможнях денежных средств
   для направления своих сотрудников в командировки в СЗТУ (данные  о
   прохождении стажировок в I полугодии 1996 года прилагаются).
       В целях  повышения  эффективности  правовой работы нижестоящих
   таможенных органов юридический отдел  СЗТУ  России  систематически
   разрабатывает  и  направляет в таможни методические рекомендации и
   разъяснения   по    различным    вопросам    организационного    и
   правоприменительного  характера.  За  период  1995  -  1996 гг.  в
   таможни   региона   направлено   35  рекомендаций  и писем (20 - в
   1995 году и 15 - в 1996 году).  Среди них - разъяснения о  порядке
   обращения   взыскания   на   имущество,   о   практике  применения
   таможенного законодательства при производстве по делам  о  НТП,  о
   судебных   решениях  по  вопросам  применения  таможенного  режима
   временного ввоза и таможенного режима экспорта,  о  порядке  ввоза
   транспортных  средств  физическими  лицами с территории Республики
   Беларусь и др.
       В работе  по  оказанию помощи нижестоящим таможенным органам и
   осуществлению контроля за их деятельностью не все обстоит так, как
   хотелось бы.
       Юридический отдел      СЗТУ      укомплектован      достаточно
   подготовленными    специалистами,   заинтересованно   осваивающими
   таможенное  законодательство  и  осознающими  возложенную  на  них
   ответственность  за состояние правовой работы в таможенных органах
   Северо-Западного региона.  Вместе с тем,  в нашей  работе  имеются
   недостатки, в частности:
       - недостаточно глубоко и своевременно анализируется  состояние
   применения  таможенного  законодательства  в закрепленных таможнях
   региона;
       - недостаточная   "обратная  связь"  с  юридическими  отделами
   таможен;
       - запоздалое    реагирование   на   ошибки,   допущенные   при
   рассмотрении дел в судах;
       - недооценка  своей  роли  в организации правового обеспечения
   юридическими отделами деятельности таможен.
       Эти недостатки в своей деятельности мы стремимся изжить.
       В связи  с  этим  первостепенная  задача  отдела  -   добиться
   осознанного (не механического) исполнения каждым сотрудником своих
   обязанностей  на  основе  понимания  роли  юридической  службы   в
   укреплении таможенного дела.
       Не последнее  место   при   решении   этой   задачи   занимает
   материальное     обеспечение     должностных    лиц    юридических
   подразделений,  которое в настоящее время значительно  отстает  от
   оплаты  труда  специалистов данной профессии в других структурах и
   государственных органах.  Правовое управление ГТК России с  учетом
   высокого уровня интенсивности труда юристов предлагает на нынешнем
   этапе решать эту проблему установлением для работников юридических
   отделов   повышенных   процентных  надбавок  к  заработной  плате,
   присвоением  более   высоких   специальных   званий,   применением
   различных видов поощрений.
       Следует отметить,  что   данная   проблема   находит   должное
   понимание   со  стороны  начальника  Северо-Западного  таможенного
   управления,  который поддерживает многие начинания  и  предложения
   юротдела по усовершенствованию его деятельности во всех областях.
       В процессе   тесного   взаимодействия   юридического    отдела
   управления с нижестоящими таможенными органами, а также в процессе
   рассмотрения поступающих жалоб, заявлений и обращений физических и
   юридических  лиц,  участия  в судебном разрешении споров по защите
   интересов  таможенных  органов,   осуществлении   консультационной
   работы и других видов правовой деятельности выявляются те ключевые
   проблемы применения таможенного законодательства,  которые требуют
   координации и решения как на высшем законодательном уровне,  так и
   силами юридических отделов таможенных органов на местах.
       Одной из  основных  задач  юридических служб таможен региона и
   управления  является  анализ   практики   применения   таможенного
   законодательства   и   обеспечение   его   применения   в  строгом
   соответствии с законом, актами Правительства и ГТК России.
       Анализ результатов   судебно-арбитражного  разрешения  споров,
   затрагивающих интересы таможенных  органов,  равно  как  и  анализ
   рассмотрения  жалоб на решения и постановления таможенных органов,
   проведенный по региону,  свидетельствует,  что практика применения
   таможенного   законодательства   не   в   полной   мере   отвечает
   предъявляемым требованиям.
       Анализ рассмотрения  поступающих  в  СЗТУ  жалоб  на решения и
   постановления таможенных органов свидетельствует,  что  за  период
   1995  года  из  1248 жалоб  отклонено  997 (80%);  в  1996 году из
   650 жалоб  отклонено  359  (55%).  По  остальным  жалобам  приняты
   решения   о   полном  или  частичном   удовлетворении   требований
   заявителей,  что   позволяет  сделать  вывод  о  низком   качестве
   производства  по  делам  о  НТП и контроля за этой деятельностью в
   таможнях региона.
       По данным  ГТК  России в 1995 году 24%  судебных и арбитражных
   дел,   участниками    которых    выступали    таможенные    органы
   Северо-Западного  региона,  рассмотрено  не  в  пользу  таможенных
   органов.  По 52%  дел решения вынесены в пользу  таможен.  Следует
   отметить,    что    такое    соотношение   является   сравнительно
   благополучным,  особенно с учетом  того,  что  за  прошлый  год  в
   Северо-Западном   регионе   с  участием  таможенных  органов  было
   рассмотрено 510 судебных споров - намного  больше,  чем  в  других
   региональных управлениях (например, в Западно-Сибирском управлении
   за год было рассмотрено 160 споров,  в  Дальневосточном  -  85,  в
   Татарском  и  Дагестанском  управлениях  -  по 8 дел).  Эти данные
   свидетельствуют о высокой  интенсивности  деятельности  таможенных
   органов  Северо-Западного региона по судебно-правовой защите своих
   интересов.
       По стоимостной оценке за 1995 год таможенными органами региона
   проиграно судебных дел на общую сумму 29 млрд.  304 млн.  424 тыс.
   238   руб.,   что   составляет  36%  от  стоимостной  оценки  всех
   рассмотренных дел.  Данный  показатель  объясняется  прежде  всего
   одной  из наиболее высоких среди других регионов общей стоимостной
   оценкой рассмотренных в судебных органах дел.  СЗТУ занимает здесь
   второе   место   после  Западного  таможенного  управления;  общая
   стоимостная оценка дел,  рассмотренных в нашем регионе с  участием
   таможенных органов,  составила  в  прошлом  году 80 млрд. 459 млн.
   57 тыс. 912 руб.  При  этом стоимостной показатель сам по себе  не
   является    объективным    отражением    качественного   состояния
   судебно-арбитражной практики и не может рассматриваться  в  отрыве
   от общего количества предъявленных исков.
       Проведенный ГТК России за 1995 год выборочный анализ  судебных
   решений,  принятых не в пользу таможенных органов, свидетельствует
   о том,  что 75% дел, составляющих контрольную выборку, проиграны в
   Северо-Западном   регионе   по   вине  таможенных  органов.  Такое
   положение дел  свидетельствует  о  необходимости  организационного
   подкрепления  системы  судебно-правовой защиты таможенных органов,
   принятия мер по повышению ее эффективности.
       В связи  с этим юридическим отделом СЗТУ России по результатам
   судебно-арбитражной практики за 1995 год была проведена тщательная
   правовая оценка причин принятия решений по большому количеству дел
   не в пользу таможенных органов.
       Наиболее характерными  причинами,  повлекшими  принятие  таких
   решений, являются:
       - неправильная  квалификация  действий  нарушителя  таможенных
   правил;
       - необоснованные требования таможенных органов;
       - нарушение процессуальных сроков;
       - халатность   должностных  лиц  при  производстве  таможенных
   расследований  (в  делах  о  НТП  часто  отсутствуют   необходимые
   документы,  подписи  привлекаемых  к  ответственности  лиц и т.п.;
   постановления выносятся  без  достаточных оснований при недостатке
   собранных по делу доказательств - например, в марте 1996 года СЗТУ
   отменены постановления Печорской таможни по делам о НТП N 146/96 и
   372/96 по причине  неустановления  в  ходе  производства  по  делу
   субъекта правонарушения);
       - отсутствие  аргументированной позиции представителей таможен
   в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
       Изложенное свидетельствует    о    необходимости   привлечения
   сотрудников  юридических  отделов  к   контролю   за   соблюдением
   законности  уже  на  стадии  принятия  таможней  решения,  а  не в
   процессе  судебного  разбирательства   по   неправильно   принятым
   решениям.
       Одновременно необходимо    повышать    правовую    грамотность
   должностных   лиц  подразделений  административных  расследований,
   которые  непосредственно  осуществляют  производство  по  делам  о
   нарушении таможенных правил.
   (в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
       Нельзя не принять во внимание также  тот  фактор,  что  каждый
   участник  внешнеэкономической  деятельности  в  процессе судебного
   разрешения возникших споров стремится изложить и донести  до  суда
   свое  понимание таможенного законодательства,  которое очень часто
   расходится с  его  истинным  смыслом  и  официальным  толкованием.
   Многие  судьи еще не освоили молодое таможенное законодательство и
   прислушиваются к участникам ВЭД с целью понимания норм Таможенного
   кодекса. В этой ситуации задачей должностных лиц юротделов таможен
   является проведение разъяснительной работы с судьями, формирование
   у   них  правильного  понимания  норм  таможенного  права.  Важным
   аспектом защиты интересов таможенных органов в судебных инстанциях
   является  необходимость  представления  суду  и  другим участникам
   процесса аргументированной и грамотной  с  правовой  точки  зрения
   позиции таможенного органа по существу спора.  Такой подход вызван
   прежде  всего  сложностью   и   многообразием   норм   таможенного
   законодательства.
       В связи с этим  юридическим  отделом  СЗТУ  России  направлено
   письмо  от  17.05.96 N 06-18/2376 руководителям таможенных органов
   на местах,  в котором определены мероприятия по повышению качества
   производства по делам о нарушении таможенных правил и подготовки к
   осуществлению  защиты  интересов  таможенных  органов   в   судах.
   Письмом,  в  частности,  предусмотрено,  что  в  случае сомнения о
   полноте  производства  по  делу  или  при  наличии  обстоятельств,
   препятствующих   рассмотрению   дела   по   существу,  такое  дело
   передается для изучения и подготовки соответствующего заключения в
   юридический    отдел    таможенного    органа.   Для   обеспечения
   квалифицированной защиты интересов таможенных органов  в  судах  в
   случаях  обжалования  постановлений  по  делам о НТП руководителям
   таможен предложено  создать  за  счет  внутренних  возможностей  в
   юридических  отделах  специальные  группы  по изучению дел о НТП и
   судебно-правовой защите интересов таможен,  тем самым расширить  и
   укрепить  это  направление  деятельности.  В  настоящее  время уже
   начался процесс  создания  таких  групп  при  юридических  отделах
   таможен.  На  сегодняшний  день  группы  созданы  в Кингисеппской,
   Выборгской,  Себежской,  Костомукшской,  Архангельской,  Печорской
   таможнях.    Неоправданно    затягивается    создание    групп   в
   Санкт-Петербургской,   Новгородской,   Кандалакшской,   Мурманской
   таможнях,  в  связи  с  чем  руководителям этих таможенных органов
   необходимо указать на повышение исполнительской дисциплины.
       Проведенная юротделом  управления работа по улучшению практики
   применения  таможенного  законодательства  в  регионе  дала   свои
   положительные    результаты,    о   чем   свидетельствуют   данные
   судебно-арбитражной практики за I полугодие 1996 года.
       С начала  1996  года с участием таможенных органов рассмотрено
   394 судебных и арбитражных спора на общую сумму 264 млрд. 991 млн.
   417 тыс. руб.
       Из них в 265  случаях  решения  приняты  в  пользу  таможенных
   органов на общую сумму 189 млрд. 99 млн. 251 тыс. руб.
       Таким образом,  с начала текущего  года  67%  дел  рассмотрено
   судами  в  пользу таможенных органов,  по сравнению с 52%  за весь
   1995  год.  Лишь  в  двух  таможнях   региона   -   Мурманской   и
   Великолукской - процент проигранных дел превышает процент дел,  по
   которым решения вынесены в пользу таможни. Руководителям названных
   таможен   необходимо   принять   действенные   меры  по  повышению
   эффективности правоприменительной  деятельности,  результативности
   работы   отделов   административных  расследований  и  юридических
   отделов.
   (в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
       В целом   по   региону   работа    по    повышению    качества
   судебно-арбитражной  защиты интересов таможенных органов будет и в
   дальнейшем  оставаться  одним  из   приоритетных   направлений   в
   деятельности юридических подразделений.
       Однако проблемы    правоприменительной    практики,    которые
   нагляднее  всего  выявляются  в  процессе  судебно-правовой защиты
   интересов таможенных органов,  не ограничиваются только лишь  теми
   или  иными  недостатками  в деятельности самих таможенных органов.
   Вопрос этот следует рассматривать гораздо шире и потому  оценивать
   деятельность  таможенного органа в целом и его юридического отдела
   в частности только по результатам судебно-арбитражного  разрешения
   споров было бы в корне неправильно.
       Современная правовая основа  судебно-арбитражной  практики  за
   последние  годы  претерпела принципиальные изменения,  связанные с
   реформированием  экономических   и   политических   основ   нашего
   общества. Базируясь на положениях таможенного законодательства, во
   многом определившего  развитие  других  отраслей  права,  практика
   правоприменительной   деятельности   таможенных  органов  зачастую
   сталкивается с устаревшими или наоборот еще неустоявшимися нормами
   налогового,  административного,  гражданского  и  других  отраслей
   законодательства.   Несоответствие   некоторых    правовых    норм
   конституционным нормам,  пробелы в законодательстве нередко ставят
   таможенные органы в трудное положение.
       Применение в деятельности таможенных органов приказов и других
   нормативных  актов  Государственного  таможенного   комитета,   не
   прошедших  в  установленном  порядке  регистрацию  в  Министерстве
   юстиции  Российской  Федерации,  не  дает   права   представителям
   таможенных  органов ссылаться на эти документы в обоснование своей
   позиции   при   судебном   разрешении   споров.   Таким   образом,
   складывается   ситуация,   при   которой,   выдвигая   требования,
   установленные ГТК России, таможенные органы в то же время ничем не
   могут подкрепить обоснованность таких требований.  И как следствие
   -  признание  судом   требований   таможни   не   соответствующими
   законодательству  и  вынесение  решения  не  в  пользу таможни.  В
   частности,  это касается споров о правомерности применения порядка
   внутреннего     таможенного     транзита,     установленного    не
   зарегистрированным в Минюсте Приказом ГТК России от 16.04.93 N 136
   (например,  подобный  спор  возник  при  рассмотрении  Дзержинским
   нарсудом дела по жалобе АО "КИТ-ПРИНТ" на действия должностных лиц
   Выборгской таможни).
       То же самое можно сказать и о ряде разъяснений ГТК  России  по
   вопросам   перемещения   товаров   и  транспортных  средств  через
   российско-белорусскую  границу.  Указанные  разъяснения,  которыми
   руководствуются  таможенные  органы,  но  которые  нельзя  считать
   нормативными  актами,  вызвали   длительную   дискуссию   в   ходе
   рассмотрения Дзержинским райнарсудом г.  Санкт-Петербурга в январе
   1996 года дела по жалобе гр-н Колос и Красавина  на  постановления
   Кингисеппской   таможни   по   делам   о   НТП  N  15700-591/95  и
   15700-624/95. Суть спора заключалась в правомерности привлечения к
   ответственности по ст. ст. 280, 281 ТК РФ лиц, ввезших в 1994 году
   с территории Белоруссии в льготном порядке транспортное средство в
   Российскую Федерацию и эксплуатирующих его на территории России, в
   связи с  изданием  Указа  Президента  РФ  от  25.05.95  об  отмене
   таможенного     контроля     и     таможенного    оформления    на
   российско-белорусской  границе.  В  данном  случае  представителям
   юридических  отделов Кингисеппской таможни и СЗТУ удалось отстоять
   свою позицию и жалобы гр-н Колос и Красавина судом были отклонены.
       Следует отметить,  что  по  всем  вопросам  о противоречивости
   нормативных  актов  и   имеющихся   несоответствиях   направляются
   соответствующие запросы и информации в ГТК России.
       Основная категория   дел,   рассматриваемых    судами    общей
   юрисдикции, это   обжалование   физическими  лицами  постановлений
   таможенных органов о привлечении к ответственности по ст. ст. 280,
   281 ТК РФ.  Основной проблемой здесь по мнению юридических отделов
   таможен и управления является то,  что в  ст.  280  ТК  РФ  заужен
   перечень действий,  подпадающих  под  нарушение таможенных правил.
   Отсутствие в данном составе  правонарушения  понятия  "пользование
   транспортным средством"   является   серьезным  пробелом,  который
   используют заявители,  предъявляя свои требования,  и суды, вынося
   решения об  отмене  постановлений  таможенных  органов и тем самым
   пытаясь закрепить свою "праведную" роль.
       Соответствующие предложения   также   направлены  юротделом  в
   Правовое управление ГТК России (исх.  N  06-17/2000  от  29.04.96,
   06-17/2510 от 24.05.96, 06-17/3127 от 28.06.96 и др.).
       Еще одна важная проблема,  возникающая  при  рассмотрении  дел
   судами общей юрисдикции, состоит в неправомерном применении судами
   при вынесении решений статьи 239  Таможенного  кодекса  Российской
   Федерации.  Указанная статья наделяет должностное лицо таможенного
   органа,  рассматривающее дело о НТП,  правом назначения нарушителю
   более   мягкой   меры   наказания,   чем  предусматривает  санкция
   соответствующей статьи Таможенного кодекса.  При этом ни суды,  ни
   какие-либо  иные  лица таким правом не наделены.  Вместе с тем,  в
   практике Дзержинского райнарсуда имеют место случаи снижения судом
   ниже низшего предела размера взыскания, наложенного постановлением
   таможенного органа по делу  о  НТП  (это  относится,  например,  к
   решениям Дзержинского нарсуда по жалобам гр-н Балашова,  Цветаева,
   Колос,  Красавина).  В  этих  случаях  юротделом  в  установленном
   порядке направляются заявления об отмене принятого судом решения в
   прокуратуру и вышестоящий судебный орган.
       Анализ арбитражной практики в деятельности таможен показывает,
   что  споры,  рассматриваемые  с   участием   таможенного   органа,
   касаются, главным образом, вопросов:
       - о праве таможенных органов на бесспорное списание таможенных
   платежей;
       - об обжаловании постановлений по делам о нарушении таможенных
   правил;
       - о   статусе   декларантов   на   договорной    основе,    их
   ответственности за сведения,  представляемые в таможенный орган, и
   за уплату таможенных платежей.
       Наиболее часто  обжалуются  постановления  таможенных органов,
   принятые  по  ст.  ст.  254  (недоставление  в  таможенный   орган
   товаров),  273  (нарушение  таможенного  режима  экспорта  в части
   неперечисления  валютной  выручки),  279   (недекларирование   или
   недостоверное декларирование) ТК РФ.
       Основные сложности   возникают   при   отстаивании   интересов
   таможенных   органов   по   применению  ст.  273  ТК  РФ  в  части
   непоступления  валютной  выручки  от  экспорта  товаров.  Наиболее
   характерными  примерами здесь могут служить иски АО "КОМИ-НЕФТЬ" к
   Сыктывкарской  таможне  на  сумму  60  млрд.  821  млн.  789  тыс.
   163 руб.,  АОЗТ  ФПК "Северо-Запад лес"  к  Вологодской таможне на
   сумму 87 млн. 663 тыс. 488 руб. и др.
       В своих   исковых  заявлениях  о  признании  недействительными
   постановлений таможен по указанной категории дел истцы приводят  в
   свою пользу следующие аргументы:
       - ст. ст. 97 - 99 ТК РФ дают исчерпывающее определение условий
   таможенного  режима  экспорта,  среди которых репатриация валютной
   выручки не значится.  Следовательно непоступление валютной выручки
   от  экспорта  товаров  не может служить основанием для привлечения
   лица к ответственности по ст.  273 ТК РФ,  а может рассматриваться
   только как нарушение валютного законодательства по ч. 2 ст. 201 ТК
   РФ;
       - таможенные   органы   не   наделены   правом  привлечения  к
   ответственности за  непоступление  валютной  выручки,  так  как  в
   соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   "О  валютном
   регулировании и  валютном  контроле"  за  невыполнение  требований
   этого   закона  (каковым  является  и  требование  о  перечислении
   валютной выручки от экспорта) штрафные  санкции  могут  налагаться
   только  органами валютного контроля,  а таможенные органы таковыми
   не являются;
       - согласно  официального  разъяснения Государственно-правового
   управления Президента Российской Федерации от 4 ноября  1993  года
   факт  незачисления  валютной  выручки  на  счета  в уполномоченных
   банках   при   отсутствии   целей   сокрытия,   т.е.   умышленного
   незачисления, не может служить основанием для применения санкций;
       - при   наложении   штрафных   санкций    таможенные    органы
   руководствуются  Инструкцией  Центробанка  РФ  N  19  и ГТК России
   N 01-20/10283  от  12.10.93,  которая не имеет  юридической  силы,
   поскольку не зарегистрирована в Минюсте РФ.
       По этим основаниям арбитражными судами отменяется  подавляющее
   большинство дел по ст.  273 ТК РФ.  Это еще один пример пробелов и
   несоответствий действующего законодательства, решить которые можно
   только на высшем законодательном уровне.
       Затрудняет судебно-правовую   защиту   интересов    таможенных
   органов в арбитражных судах также такие факторы, как:
       - невведение  до  настоящего времени в действие ч.  1 ст.  124
   Таможенного кодекса Российской Федерации  о  наделении  таможенных
   органов правом бесспорного списания таможенных платежей;
       - непризнание  судами  рекомендаций  ГТК России  о  применении
   ст. 13  Закона  РФ  "Об  основах  налоговой  системы  в Российской
   Федерации"  в  качестве  обоснования  наличия у таможенных органов
   права на бесспорное списание таможенных платежей. На практике суды
   отвергают  возможность  распространения названной статьи Закона на
   таможенные органы,  поскольку законодательством таможенные  органы
   напрямую не отнесены к разряду налоговых органов,  а Постановление
   Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 "О  введении  в
   действие   Таможенного   кодекса   Российской   Федерации"   четко
   определяет  условия  наделения  таможенных   органов   правом   на
   бесспорное  списание таможенных платежей.  Таким условием является
   внесение  изменений  в   налоговое   законодательство   Российской
   Федерации, а это условие до настоящего времени не выполнено.
       Таким образом,  во всех  случаях  отказа  судебных  органов  в
   удовлетворении требований таможен о бесспорном списании таможенных
   платежей мы вынуждены  признать,  что  законодательство  в  данном
   случае   не  отвечает  интересам  государства  в  лице  таможенных
   органов.  Однако  позиции  арбитражных  судов  в   данном   случае
   формально  отвечают  требованиям  действующего  в  настоящее время
   законодательства.  В связи с  этим  вопросы  взыскания  таможенных
   платежей в настоящее время необходимо решать в судебном порядке.
       Таковы лишь некоторые основные проблемы применения таможенного
   законодательства на нынешнем этапе его формирования и развития.
       В настоящее   время   юридическим    отделом    СЗТУ    России
   осуществляется  еженедельный  сбор информации в таможенных органах
   региона о состоянии  судебно-арбитражной  практики,  количестве  и
   стоимостной   оценке   рассматриваемых   споров,  возникающих  при
   разрешении этих споров проблемах. Такой подход позволяет не только
   систематически  анализировать состояние дел в этом вопросе в целом
   по региону, но и также при необходимости незамедлительно оказывать
   юротделам  таможен  практическую  и  методическую  помощь  в целях
   наиболее эффективной защиты интересов таможенных органов.
       Ежеквартально в   Правовое  управление  ГТК  России  юротделом
   направляется анализ  судебно-арбитражной  практики  в  регионе,  с
   обязательным  указанием  в  том  числе  и  на те вопросы,  которые
   требуют  разрешения  на   законодательном   уровне.   Определилась
   необходимость  данный  анализ  направлять  в  таможни  для учета в
   работе.
       В заключении   хотелось  бы  кратко  остановиться  на  вопросе
   взаимодействия  юридических   отделов   с   другими   структурными
   подразделениями таможенного органа.
       Как уже  отмечалось,  основной  задачей  юридического   отдела
   является  правовое  обеспечение  деятельности  таможенного органа.
   Вместе с тем,  не следует понимать, что тем самым с других отделов
   и  подразделений  таможенного  органа снимается ответственность за
   соблюдение законодательства и  принятие  законных  и  обоснованных
   решений.  В таможенных органах нет вопросов "не юридических".  Все
   принимаемые здесь  решения  так  или  иначе  затрагивают  права  и
   интересы граждан, предприятий, организаций. Юридические отделы при
   этом не могут и не должны подменять функции  других  отделов.  Они
   призваны  давать  только  правовую  оценку совершаемым действиям и
   принимаемым решениям.
       Особое внимание хотелось бы обратить на взаимодействие отделов
   и  служб  при  обобщении  практики  применения   законодательства.
   Юридические   подразделения  региона  повсеместно  сталкиваются  с
   непониманием всей важности этой  деятельности  со  стороны  других
   отделов,  специализирующихся  по  конкретным  вопросам таможенного
   дела.  Вместе с тем,  Письмом ГТК России от 05.09.95 N 06-10/12689
   установлено,   что   обобщение   практики  применения  таможенного
   законодательства  и  составление  по  этому  вопросу   ежемесячных
   отчетных  информаций,  направляемых  в ГТК России для последующего
   обобщения   на   общефедеральном   уровне,   должно    проводиться
   юридическими   отделами   с   привлечением   других  подразделений
   таможенного органа.
       Со стороны  структурных  подразделений  СЗТУ юротдел иногда не
   находит в этом  отношении  необходимого  понимания.  Не  до  конца
   понимая  всю  важность  этого  вопроса,  отделы  (отдел таможенных
   платежей,  отдел таможенных режимов,  отдел таможенной стоимости и
   валютного  контроля  и  др.)  подходят  формально  к  предложениям
   юротдела о предоставлении необходимой информации по той  или  иной
   тематике  отчетной  информации.  Вместо анализа проблемы в юротдел
   направляются "отписки".  Так, например, отдел таможенной стоимости
   и  валютного  контроля  в ответ на обращение юридического отдела о
   предоставлении анализа состояния дел в регионе по теме "Таможенная
   стоимость,  происхождение  товаров"  ограничился указанием лишь на
   неполный перечень нормативных актов,  регулирующих  данный  вопрос
   (копии документов прилагаются).
       В то же время ГТК России требует в представляемых  таможенными
   органами  целевых  ежемесячных информациях детального анализа того
   или иного института таможенного дела и практики его применения.
       Подводя итог, можно отметить, что юридические отделы, несмотря
   на  свою  "юность",  выполняют   большую   работу   по   правовому
   обеспечению   деятельности   таможенных  органов  Северо-Западного
   региона.  Вместе с тем,  на сегодняшний день еще  не  все  задачи,
   стоящие  перед  юридическими  службами таможенных органов региона,
   решаются на должном уровне. Поэтому процесс укрепления юридических
   подразделений    и   повышения   эффективности   их   деятельности
   продолжается и юротдел СЗТУ видит свою задачу в том, чтобы поднять
   правовую  работу в таможенных органах региона на качественно новый
   уровень.  Однако   дальнейшего   улучшения   практики   применения
   таможенного законодательства нельзя ожидать:
       - без решения вопросов  о  дальнейшем  укреплении  юридических
   служб,   их   окончательном   укомплектовании   квалифицированными
   специалистами,      повышении      их      статуса,      улучшении
   материально-технического оснащения юротделов;
       - без надлежащей юридической подготовки  сотрудников  таможен,
   осуществляющих применение таможенного законодательства;
       - без осознания каждым сотрудником таможенных органов  региона
   места  и  роли  таможенного  дела  в  государстве  и  роли каждого
   должностного  лица  таможни  в  осуществлении  правоприменительной
   практики.
       Место и  роль  юридического  отдела   таможенного   органа   в
   настоящее  время  еще  не  до  конца  понята  другими  службами  и
   отдельными  должностными  лицами.  Однако,  следует  учесть,   что
   юридические отделы созданы и действуют не для того,  чтобы ставить
   препятствия на пути выполнения таможенными органами возложенных на
   них функций:  регулирования порядка перемещения товаров, взыскания
   таможенных платежей,  привлечения к ответственности  за  нарушения
   таможенных  правил  и  пр.  Задача  у  всех  у  нас  одна - защита
   экономических  интересов  России.  А  юристы  таможенных   органов
   призваны  обеспечивать  выполнение  этой  задачи  всеми службами и
   должностными лицами в строгом соответствии с нормами закона. И чем
   эффективнее  юридические отделы будут работать в этом направлении,
   тем выше  будет  статус  и  место  таможенных  органов  в  системе
   государственных органов Российской Федерации.
       Вынесение вопроса о применении таможенного законодательства на
   рассмотрение Коллегии свидетельствует об озабоченности руководства
   СЗТУ России данной проблемой. Юридические отделы примут все меры к
   тому, чтобы достичь надлежащего правового обеспечения деятельности
   таможенных органов региона.
   
   
   
   
   
   
        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
            КОЛЛЕГИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
   
                                РЕШЕНИЕ
                       от 11 июля 1996 г. N 4 п.1
   
           О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                      В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА
   
       Обсудив  состояние   работы    по    применению    таможенного
   законодательства в таможенных  органах  Северо-Западного  региона,
   Коллегия СЗТУ отмечает, что в 1995 - 1996 гг. таможенными органами
   региона проведена работа по освоению таможенного  законодательства
   и его практическому применению.
       Проделанная работа по сбору и анализу информации  о  состоянии
   правоприменительной  деятельности  в  таможенных  органах  региона
   может быть признана  как  начальный  этап  исправления  негативных
   явлений,    имеющихся    в    практике    применения   таможенного
   законодательства.
       В настоящее   время   существует   необходимость   перехода  к
   координации усилий  юридических  служб  таможен  региона  в  сфере
   реализации таможенного законодательства и оказания им практической
   помощи.
       В условиях  возрастающего  числа  случаев оспаривания действий
   таможенных органов в Северо-Западном регионе  очень  острой  стала
   проблема  адекватного  понимания  судами,  арбитражными  судами  и
   органами  прокуратуры  таможенного   законодательства   России   и
   нормативных актов ГТК России.
       Анализ состояния       правоприменительной        деятельности
   свидетельствует,  что  наиболее  результативно работа проводится в
   Пыталовской, Себежской, Выборгской, Кингисеппской таможнях. Низкая
   эффективность    правоприменительной    практики    отмечается   в
   Великолукской, Мурманской, Санкт-Петербургской таможнях.
       В целом  в  I полугодии 1996 года таможенными органами региона
   проиграно 33% судебных дел на общую сумму 65 млрд. 142 млн. руб.
       Уровень профессиональной  подготовки  таможенников не в полной
   мере соответствует требованиям, предъявляемым к таможенной службе.
       Не удалось  добиться кардинальных сдвигов в строгом соблюдении
   правовых  норм  должностными  лицами,  осуществляющими  применение
   таможенного законодательства.
       Таможенное законодательство  и  нормативные  акты  во   многих
   случаях   практической   деятельности   воспринимаются  как  общее
   руководство к действию, а не как нормы, требующие неукоснительного
   и строгого их соблюдения.
       Имеются существенные   организационные   недостатки,   которые
   негативно   сказываются   на   практике   применения   таможенного
   законодательства,  а также проблема обеспечения кадров юридических
   отделов и отсутствие должного внимания к их работе.
       В целях  устранения  имеющихся   недостатков   и   обеспечения
   дальнейшего  поступательного движения в деле правового обеспечения
   деятельности  таможенных  органов  региона  Коллегия  СЗТУ  России
   решила:
       1. Считать одним из приоритетных  направлений  деятельности  и
   показателем  результативности таможен в этой деятельности полное и
   строгое  соблюдение  таможенного  законодательства  и  нормативных
   актов ГТК России.
       2. Усилить взаимодействие регионального таможенного управления
   с   нижестоящими   таможенными  органами  по  вопросам  применения
   таможенного  законодательства  и   защите   интересов   таможенных
   органов.
       Отв. Криволап М.Я., начальники таможен
       3. Разработать долгосрочную программу обучения руководителей и
   специалистов    таможенных     органов     региона     на     базе
   Санкт-Петербургского  филиала  Российской  таможенной  академии  и
   отдельных таможен по вопросам правоприменительной деятельности.
       Срок: декабрь 1996 года
       Отв.: Криволап М.Я., Мячин А.Н.
       4. В  целях  правильного  применения  норм  таможенного  права
   разработать план проведения совместных совещаний  и  семинаров  по
   проблемам  таможенного  законодательства  с  участием специалистов
   таможенных органов и судей народных и арбитражных судов.
       Срок: сентябрь 1996 года
       Отв.: Криволап М.Я., начальники таможен
       5. Юридическому  отделу СЗТУ России ежеквартально направлять в
   таможни анализ правоприменительной практики в  таможенных  органах
   региона  с  целью  определения  места  и  роли каждого таможенного
   органа  в  защите  экономических   интересов   и   распространения
   положительного опыта в применении таможенного законодательства.
       Срок: ежеквартально
       Отв.: Криволап М.Я.
       6. Юридическому отделу СЗТУ России  усилить  взаимодействие  с
   ГТК  России  по  разрешению  направленных  в  Правовое  управление
   запросов   и   предложений   по   применению   норм    таможенного
   законодательства.
       Отв.: Криволап М.Я.
       7. Признать    целесообразным    формирование    в    таможнях
   специализированных  групп  по  судебно-правовой  защите  интересов
   таможенных органов.
       Срок: 1 сентября 1996 года
       Отв.: начальники таможен, начальники юридических отделов
       8. Указать     начальникам     Великолукской,      Мурманской,
   Санкт-Петербургской  таможен  на  необходимость  повышения  уровня
   правоприменительной практики.
       Руководителям таможен   обеспечить   реализацию   всех   ранее
   принятых решений в отношении юридических служб,  а  также  принять
   самостоятельные    меры,   направленные   на   обеспечение   более
   эффективной работы юридических отделов.
       9. Считать   необходимым   осуществление   комплекса   мер  по
   укреплению  юридических  отделов  таможенных  органов  региона   и
   повышению их ответственности, в том числе:
       - усилению  контрольных   функций   юридических   отделов   за
   исполнением таможенного законодательства;
       - обязательному   учету   интенсивности   труда    сотрудников
   юридических  отделов  при  установлении  им  надбавок  к окладам и
   применении мер поощрения;
       - безотлагательному  и  полному  обеспечению  в соответствии с
   Табелем оснащенности, утвержденным Приказом ГТК России от 23.09.94
   N 485, а также юридической литературы.
       Срок: 01.10.96
       Отв.: начальники   таможен,   начальники  юридических  отделов
   таможен
       10. Рекомендовать    начальникам    таможен   направлять    до
   50% средств, получаемых  от  деятельности   по  информированию   и
   консультированию,  на  улучшение  условий оплаты труда сотрудников
   юридических отделов, а также их технического и бытового оснащения.
       11. Контроль  за  данным  решением осуществлять члену Коллегии
   СЗТУ России Козлову А.В.  О  результатах  доложить  в  I  квартале
   1997 года.
   
                                           Начальник Северо-Западного
                                               таможенного управления
                                                           ГТК России
                                                          В.А.ШАМАКОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное