Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 20.11.96 N 344 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                      от 20 ноября 1996 г. N 344
                                   
                   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
             О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
        ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
         ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)
              ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
                           УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
                                   
    (с изм. и доп., согл. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
   
       Во  исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
   от  26  июня  1995 г. N 610 "Об утверждении Типового  положения  об
   образовательном    учреждении   дополнительного   профессионального
   образования     (повышения    квалификации)     специалистов"     и
   руководствуясь Постановлением Госкомвуза России от 10  апреля  1996
   г.   N   2   "Об   утверждении  Типового  положения  о  структурных
   подразделениях   дополнительного   профессионального    образования
   (повышения  квалификации) специалистов,  организуемых  в  высших  и
   средних   специальных  учебных  заведениях  Российской   Федерации"
   приказываю:
       1.   Утвердить  прилагаемое  Типовое  положение  о  структурных
   подразделениях    подведомственных   высших   учебных    заведений,
   осуществляющих    дополнительное    профессиональное    образование
   (повышение   квалификации)   преподавателей   высших   и    средних
   специальных учебных заведений.
       2.  Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего
   профессионального     образования     Министерства     общего     и
   профессионального образования Российской Федерации  рассмотреть  до
   1   февраля  1997  года  на  заседаниях  ученых  советов  (советов)
   образовательных  учреждений вопрос о состоянии  и  мерах  улучшения
   работы    по    дополнительному    профессиональному    образованию
   педагогических  работников  и  о  результатах  проведенной   работы
   сообщить   в   отдел   повышения  квалификации   и   переподготовки
   специалистов  Министерства  общего и профессионального  образования
   Российской Федерации.
       3.  Контроль  за  исполнением настоящего Приказа  возложить  на
   начальника   отдела   повышения   квалификации   и   переподготовки
   специалистов  Министерства  общего и профессионального  образования
   Российской Федерации (Безлепкина В.В.).
   
                                           Первый заместитель Министра
                                            общего и профессионального
                                                    образования России
                                                       В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждено
                                        Приказом Министерства общего и
                                         профессионального образования
                                                  Российской Федерации
                                            от 20 ноября 1996 г. N 344
   
                           ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
             О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
        ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
         ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)
              ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
                           УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
                                   
        (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
   
       Настоящее   Типовое  положение  определяет  порядок   повышения
   квалификации,   профессиональной  переподготовки  и  педагогической
   подготовки педагогических кадров подведомственных высших и  средних
   специальных учебных заведений.
   
                          I. Общие положения
   
       1. Под дополнительным профессиональным образованием (повышением
   квалификации)     преподавателей    понимается     целенаправленное
   непрерывное    повышение    их    профессиональных     знаний     и
   совершенствование педагогического мастерства.
       Повышение  квалификации рассматривается в  качестве  важнейшего
   критерия  деловой карьеры преподавателя и осуществляется в  течение
   всей его трудовой деятельности.
       Повышение    квалификации   является   служебной   обязанностью
   преподавателей.    Их    должностные   перемещения,    установление
   соответствующего  размера  заработной  платы  находятся  в   прямой
   зависимости    от    результатов    повышения    квалификации     и
   профессиональной переподготовки.
       Дополнительное   профессиональное  образование   преподавателей
   осуществляется   путем   сочетания  самообразования,   обучения   в
   образовательных    учреждениях,    прохождения    стажировки     на
   предприятиях  и  в  организациях, участия в работе  тематических  и
   проблемных    семинаров,   организуемых   кафедрами   (структурными
   подразделениями) образовательных учреждений.
       Дополнительное    профессиональное    образование    (повышение
   квалификации)   преподавателей   является   необходимым    условием
   эффективной  деятельности  высших  и  средних  специальных  учебных
   заведений  и  рассматривается в качестве  важнейшего  критерия  при
   оценке деятельности образовательных учреждений.
       В   образовательных  учреждениях  формируется  система   личной
   заинтересованности  и  персональной ответственности  преподавателей
   за  постоянный  профессиональный рост  и  компетентность.  Вводится
   система   прогнозирования   и   планирования   должностного   роста
   преподавателей, формирования и своевременного обучения резерва.
       2.  Дополнительное профессиональное образование  преподавателей
   включает  в  себя следующие основные виды обучения:  педагогическую
   подготовку,   профессиональную   переподготовку,   профессиональную
   переподготовку    для   получения   дополнительной    квалификации,
   повышение квалификации, стажировку.
   (п. 2 в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       3.  Дополнительное профессиональное образование  преподавателей
   осуществляется  на  непрерывной  основе.  Обучение   по   различным
   образовательным программам проводится по мере необходимости, но  не
   реже   одного   раза   в   пять   лет.  Периодичность   прохождения
   преподавателем    повышения   квалификации   или    других    видов
   дополнительного   профессионального   образования   устанавливается
   руководителем  образовательного учреждения на основе  представления
   кафедр   (структурных   подразделений),   составляемых   с   учетом
   интересов преподавателей.
       При   направлении  на  повышение  квалификации,  педагогическую
   подготовку,   профессиональную   переподготовку,   профессиональную
   переподготовку   для   получения  дополнительной   квалификации   и
   стажировку   преподаватели   могут   участвовать   в   формировании
   содержания  образовательных  программ  и  выбирать  дисциплины  для
   факультативной  и индивидуальной формы обучения. Для своевременного
   прохождения     дополнительного    профессионального    образования
   преподавателей образовательные учреждения разрабатывают  пятилетние
   и годовые планы.
   (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       4.  Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка,
   профессиональная   переподготовка  для   получения   дополнительной
   квалификации,  повышение  квалификации и стажировка  преподавателей
   высших  и  средних  специальных учебных заведений осуществляется  в
   высших  учебных  заведениях, имеющих для этих целей соответствующие
   структурные подразделения, к которым относятся:
   (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       центры      педагогической     подготовки,     профессиональной
   переподготовки,  профессиональной  переподготовки   для   получения
   дополнительной     квалификации    и     повышения     квалификации
   преподавателей;
   (абзац в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       факультеты повышения квалификации преподавателей.
       Центр      педагогической     подготовки,      профессиональной
   переподготовки,  профессиональной  переподготовки   для   получения
   дополнительной     квалификации    и     повышения     квалификации
   преподавателей   -   структурное  подразделение  высшего   учебного
   заведения,      осуществляющее      педагогическую      подготовку,
   профессиональную  переподготовку,  профессиональную  переподготовку
   для  получения дополнительной квалификации и повышение квалификации
   преподавателей  высших и средних специальных  учебных  заведений  в
   области   новейших   педагогических  технологий,  совершенствования
   педагогического   мастерства,  обновления  и   углубления   научно-
   профессиональных  и  психологических знаний, формирование  культуры
   личности.
   (абзац в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       Факультет  повышения  квалификации  преподавателей   высших   и
   средних  специальных учебных заведений - структурное  подразделение
   вуза,   осуществляющее  повышение  квалификации  преподавателей   в
   области   научно-профессиональных  знаний  на  основе   современных
   технологий   обучения  и  развивающих  методов  в   образовательных
   процессах.
       Деятельность      указанных      структурных      подразделений
   дополнительного     профессионального    образования     (повышения
   квалификации) носит межвузовский характер и обеспечивает  повышение
   квалификации,    педагогическую   подготовку   и   профессиональную
   переподготовку,  профессиональную  переподготовку   для   получения
   дополнительной квалификации преподавателей подведомственных  высших
   и средних специальных учебных заведений.
   (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       5.  Структурные подразделения дополнительного профессионального
   образования  (повышения  квалификации)  преподавателей   (далее   -
   структурные   подразделения)   организуются   в   ведущих    вузах,
   располагающих    высококвалифицированными    научно-педагогическими
   кадрами  и  материально-технической базой, Министерством  общего  и
   профессионального  образования  Российской  Федерации  по   решению
   ученых  советов  высших  учебных заведений  с  учетом  рекомендаций
   соответствующих  советов  ректоров (директоров)  высших  и  средних
   специальных учебных заведений. Высшие учебные заведения, имеющие  в
   своем  составе структурные подразделения педагогической подготовки,
   профессиональной  переподготовки,  профессиональной  переподготовки
   для  получения дополнительной квалификации и повышения квалификации
   преподавателей,  обеспечивают необходимые условия  для  их  работы,
   создают  соответствующие  кабинеты  и  лаборатории  педагогического
   мастерства и новых технологий обучения, закрепляют аудиторный  фонд
   и места для проживания в общежитии.
   (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       6.  Общими  задачами структурных подразделений,  осуществляющих
   дополнительное    профессиональное   образование    преподавателей,
   являются:
       организация  и проведение повышения квалификации преподавателей
   высших и средних специальных учебных заведений;
       обновление  и  углубление  знаний  преподавателей   в   научно-
   профессиональной  и  психолого-педагогической  областях  на  основе
   современных  достижений науки, техники и технологии, информатизации
   образования;
       освоение  новых  форм, методов и средств обучения  и  повышения
   общей культуры преподавателя;
       проведение  учебного процесса на основе современных  достижений
   педагогической  науки, внедрения методов активизации познавательной
   деятельности,   технических  средств   и   интенсивных   технологий
   обучения;
       разработка  и подготовка к изданию учебных планов  и  программ,
   учебных и методических пособий;
       проведение   научных   исследований  по  актуальным   проблемам
   педагогической    подготовки,   профессиональной    переподготовки,
   профессиональной   переподготовки  для   получения   дополнительной
   квалификации и повышения квалификации преподавателей;
   (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       реализация  различных  форм  сотрудничества  с  российскими   и
   зарубежными   образовательными   учреждениями,   организациями    и
   фирмами;
       организация    обмена   опытом   в   области    дополнительного
   профессионального образования преподавателей.
       Помимо  перечисленных  задач институты и центры  педагогической
   подготовки,   профессиональной   переподготовки,   профессиональной
   переподготовки   для   получения  дополнительной   квалификации   и
   повышения квалификации преподавателей осуществляют:
   (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       разработку и апробацию новых методик и технологий обучения;
       экспериментальные исследования в области новых форм  и  методов
   дополнительного профессионального образования преподавателей;
       консультационную деятельность.
       7.   Методическое   руководство   учебной   работой,   научными
   исследованиями  структурных подразделений, координацию  и  контроль
   за   их   деятельностью   осуществляет   Министерство   общего    и
   профессионального образования Российской Федерации.
       8.    Структурные    подразделения   проходят   лицензирование,
   аттестацию   и   аккредитацию   совместно   с   высшими    учебными
   заведениями.
       9.    Реорганизация,   ликвидация   структурных   подразделений
   производится  Министерством общего и профессионального  образования
   Российской Федерации.
       10.  На основании настоящего Типового положения образовательное
   учреждение,   в  котором  организовано  структурное  подразделение,
   разрабатывает    соответствующее   положение   о    нем,    которое
   утверждается руководителем образовательного учреждения.
   
        II. Организация деятельности структурных подразделений
   
       1.    Деятельность   структурных   подразделений   регулируется
   законодательством   Российской   Федерации,   нормативными   актами
   Министерства  общего  и  профессионального  образования  Российской
   Федерации, типовыми положениями об учреждениях высшего, среднего  и
   соответствующего  дополнительного  профессионального   образования,
   уставом вуза и настоящим Приказом.
       2.     Финансово-хозяйственная     деятельность     структурных
   подразделений  осуществляется  за  счет  бюджетных  ассигнований  и
   хозрасчетных   поступлений   в  соответствии   с   планами   приема
   слушателей    на    обучение,    устанавливаемыми     на     основе
   государственного   заказа,  ежегодно  утверждаемого   Министерством
   общего и профессионального образования Российской Федерации.
       При   наличии  кадровых  и  материальных  резервов  структурные
   подразделения могут организовывать обучение по прямым  договорам  с
   образовательными учреждениями, другими юридическими  и  физическими
   лицами.
       3.  Вопросы  управления структурными подразделениями,  права  и
   обязанности   слушателей   и   работников   регулируются    Типовым
   положением    о    структурных    подразделениях    дополнительного
   профессионального     образования     (повышения      квалификации)
   специалистов,  организуемых в высших и средних специальных  учебных
   заведениях   Российской   Федерации,  утвержденным   Постановлением
   Госкомвуза России от 10.04.96 N 2.
       За  слушателями  на  время их обучения с  отрывом  от  основной
   работы  сохраняется  средняя заработная плата  по  основному  месту
   работы.
       Иногородним слушателям, направленным на обучение с  отрывом  от
   основной  работы,  выплачиваются  суточные  по  установленным   для
   командировок на территории Российской Федерации нормам.
       Оплата  проезда  слушателей к месту учебы и  обратно,  а  также
   выплата  суточных  за время их нахождения в пути осуществляются  за
   счет    средств   федеральных   органов   исполнительной    власти,
   предприятий  (объединений),  учреждений  и  организаций  по   месту
   основной работы слушателей.
       На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой
   расходов  за счет направляющей стороны (Постановление Правительства
   Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п. 26).
   
       III. Учебная, научно-методическая и научная деятельность
   
       1.  Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка,
   профессиональная   переподготовка  для   получения   дополнительной
   квалификации,  повышение  квалификации и стажировка  преподавателей
   проводятся  с  отрывом от работы, без отрыва от  работы,  частичным
   отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
   (в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       2.  Сроки  и  формы педагогической подготовки, профессиональной
   переподготовки,  профессиональной  переподготовки   для   получения
   дополнительной     квалификации    и     повышения     квалификации
   преподавателей устанавливаются в соответствии с Типовым  положением
   об  образовательном  учреждении  дополнительного  профессионального
   образования  (повышения  квалификации)  специалистов,  утвержденным
   Постановлением Правительства Российской Федерации от  26.06.1995  N
   610,   с   учетом   внесенных  в  него   изменений   и   дополнений
   (Постановление Правительства Российской Федерации от  10.03.2000  N
   213).
   (п. 2 в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       3.  Учебные  планы и образовательные программы  разрабатываются
   структурными   подразделениями   самостоятельно,   обсуждаются   на
   заседаниях  научно-методических советов  (советов)  и  утверждаются
   руководителем высшего учебного заведения.
       4.  Учебный процесс в структурных подразделениях осуществляется
   штатными  преподавателями,  а также привлекаемыми  в  установленном
   порядке  преподавателями профилирующих кафедр  вуза,  специалистами
   других образовательных учреждений и организаций.
       5.    Численность    педагогического   персонала    структурных
   подразделений  определяется  исходя из  среднегодового  контингента
   слушателей,  приходящегося на одного преподавателя, который  должен
   быть на 25% ниже норм, установленных для данного вуза.
       6.  В структурных подразделениях устанавливаются следующие виды
   учебных  занятий  и  учебных  работ:  лекционные,  практические   и
   семинарские   занятия,  консультации,  собеседования,  тематические
   дискуссии, деловые игры, лабораторные и другие учебные работы.  Для
   всех  видов  аудиторных занятий устанавливается  академический  час
   продолжительностью 40 - 50 минут.
       7.  Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения
   повышения квалификации проводится по результатам текущего  контроля
   знаний   и  итоговой  аттестации.  Проведение  итоговой  аттестации
   слушателей   осуществляется  специально  создаваемыми   комиссиями,
   составы   которых   утверждаются   руководителем   образовательного
   учреждения.
       Освоение      образовательных     программ     профессиональной
   переподготовки  и  повышения квалификации завершается  обязательной
   итоговой аттестацией.
       Для    проведения    итоговой    аттестации    по    программам
   профессиональной    переподготовки    создается     государственная
   аттестационная   комиссия,   председатель   которой    утверждается
   учредителем образовательного учреждения.
   (п. 7 в ред. Приказа Минобразования РФ от 23.08.2000 N 2483)
       8.   Структурные  подразделения  выполняют  научно-методическую
   работу  в  целях улучшения качества обучения, внедрения  в  учебный
   процесс    активных   методов   и   новых   технологий    обучения,
   вычислительной  техники  и технических средств,  организуют  выпуск
   учебных планов и программ, конспектов лекций и учебных пособий  для
   слушателей.
       Научно-исследовательская  работа  осуществляется   структурными
   подразделениями  в  соответствии с тематикой, утверждаемой  научно-
   методическими   советами   (советами)  по   актуальным   психолого-
   педагогическим проблемам деятельности преподавателей.
   
              IV. Финансовая и хозяйственная деятельность
   
       1. Финансирование дополнительного профессионального образования
   (повышения  квалификации) преподавателей, направляемых на  обучение
   в  соответствии с государственным заказом, осуществляется  за  счет
   бюджетных   ассигнований,   выделяемых   Министерством   общего   и
   профессионального образования Российской Федерации.
       Финансирование   обучения  преподавателей  и   заинтересованных
   граждан,  обучаемых  сверх государственного заказа,  проводится  за
   счет  средств  юридических и физических лиц  по  прямым  договорам,
   заключаемым ими со структурными подразделениями.
       2.   Финансовая   и   хозяйственная  деятельность   структурных
   подразделений осуществляется за счет:
       бюджетных ассигнований;
       поступлений за обучение по прямым договорам;
       средств,   полученных  за  выполнение  научно-исследовательских
   работ  и  от  реализации учебных, методических,  научных  и  других
   разработок;
       общественных   фондов  и  других  источников,   предусмотренных
   законодательством.
       3.    Структурные   подразделения   в   установленном   порядке
   представляют  отчеты  руководству  вуза  и  Министерству  общего  и
   профессионального образования Российской Федерации.
   
            V. Организация стажировки преподавателей высших
                и средних специальных учебных заведений
   
       1.  Стажировка является одной из основных организационных  форм
   дополнительного     профессионального    образования     (повышения
   квалификации) преподавателей и осуществляется в целях  непрерывного
   совершенствования их профессионального мастерства.
       2.   Стажировка   является  индивидуальной   формой   повышения
   квалификации   преподавателей.   Ее   главной   задачей    является
   обновление и углубление знаний в психолого-педагогической,  научно-
   профессиональной  и общекультурной областях на основе  ознакомления
   с   современными  достижениями  науки,  прогрессивной   техники   и
   технологии,  освоение  новых  форм,  методов  и  средств  обучения,
   изучение отечественного и зарубежного опыта.
       3. Стажировка проводится в ведущих образовательных учреждениях,
   на    предприятиях,   в   научно-исследовательских    организациях,
   учреждениях науки и культуры.
       4.  Стажировку  проходят штатные преподаватели с периодичностью
   не менее одного раза в пять лет.
       5.  Стажировка  проводится с отрывом, частичным отрывом  и  без
   отрыва от основной работы преподавателя.
       6.   Стажировка  организуется  образовательным  учреждением  по
   согласованию   с  принимающими  преподавателей  организациями   или
   учреждениями   в   соответствии  с   ежегодным   планом   повышения
   квалификации     преподавателей,     утверждаемым     руководителем
   образовательного учреждения.
       7.   Направление   преподавателя  на   стажировку   оформляется
   соответствующим приказом образовательного учреждения.
       8.    Руководитель   предприятия   (организации),   в   котором
   преподаватели   проходят  стажировку,  назначает  каждому   стажеру
   консультанта  из числа ведущих сотрудников учреждения  и  оформляет
   стажировку преподавателей приказом по предприятию (организации).
       9.  Индивидуальный план работы стажера утверждается кафедрой по
   согласованию  с  предприятием (организацией), в котором  проводится
   стажировка.
       10.  Индивидуальный план стажировки предусматривает  выполнение
   преподавателем конкретной профессиональной технической  или  другой
   задачи.
       11.  По  итогам  стажировки преподаватель  представляет  отчет,
   утвержденный   руководителем  учреждения,  в  котором   проводилась
   стажировка.  Кафедра  (структурное  подразделение  образовательного
   учреждения)  на  своем заседании заслушивает отчет преподавателя  и
   принимает  решение о его утверждении, доработке или  отклонении,  а
   также  дает рекомендации по использованию результатов стажировки  в
   учебном процессе.
   
                                                      Начальник отдела
                                              повышения квалификации и
                                           переподготовки специалистов
                                                         В.В.БЕЗЛЕПКИН
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное