Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (УТВ. ПРЕЗИДЕНТОМ РФ 05.10.96)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                                                            Утверждаю
                                       Президент Российской Федерации
                                     Председатель Совета Безопасности
                                                 Российской Федерации
                                                             Б.ЕЛЬЦИН
                                                  5 октября 1996 года
   
            ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Основы пограничной  политики  Российской  Федерации   являются
   составной  частью  Концепции  национальной безопасности Российской
   Федерации  и  представляют  собой  систему   официально   принятых
   взглядов   на  цель,  задачи,  принципы,  основные  направления  и
   механизм реализации пограничной политики Российской Федерации.
   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Пограничная политика  Российской   Федерации   направлена   на
   обеспечение   суверенитета,   неприкосновенности   и   целостности
   территории,  реализацию  и   защиту   национальных   интересов   и
   безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
       Пограничная политика  формируется   на   основе   Конституции,
   законов  и  других нормативно-правовых актов Российской Федерации,
   общепринятых норм и принципов международного права  и  реализуется
   посредством   целенаправленной  и  скоординированной  деятельности
   органов государственной власти,  органов местного  самоуправления,
   общественных  объединений  и граждан в соответствии с их правами и
   полномочиями в этой сфере.
       Составной частью  пограничной  политики  Российской  Федерации
   является подготовка и  реализация  совместно  с  заинтересованными
   государствами - участниками Содружества Независимых Государств мер
   по обеспечению национальной и коллективной безопасности на внешних
   границах Содружества.
       Важнейшими предпосылками  эффективности  пограничной  политики
   выступают справедливое межгосударственное разграничение,  развитие
   международного сотрудничества,  укрепление социально-экономической
   и   духовной   основы   жизнедеятельности   приграничных  регионов
   Российской Федерации.
       Пограничная политика  Российской  Федерации  осуществляется  в
   пограничном  пространстве   Российской   Федерации,   охватывающем
   государственную  границу  Российской  Федерации,  пункты  пропуска
   через государственную границу и связанные с  ними  объекты  внутри
   страны,    приграничную    территорию,   воздушное   пространство,
   трансграничные    (пограничные)    водные    объекты,    акватории
   территориального   моря   и   внутренних   вод,  подводную  среду,
   континентальный  шельф   и   исключительную   экономическую   зону
   Российской Федерации.
       Основные субъекты пограничной политики Российской Федерации  -
   федеральные органы государственной власти,  органы государственной
   власти   субъектов   Российской   Федерации,    органы    местного
   самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.
       Основные объекты пограничной политики Российской  Федерации  -
   государственная   граница   Российской   Федерации,   национальные
   интересы России в ее пограничном пространстве,  а также на внешних
   границах государств - участников СНГ.
       Цель пограничной политики Российской Федерации - реализация  и
   защита  национальных  интересов  России,  обеспечение безопасности
   личности,  общества  и  государства  в  пограничном   пространстве
   Российской Федерации.
       Основные задачи пограничной политики Российской Федерации:
       создание условий     для     обеспечения     суверенитета    и
   территориальной целостности Российской Федерации,  ее  пограничной
   безопасности;
       совершенствование        международно-правового     оформления
   государственной границы;
       межгосударственное сотрудничество  по  предотвращению  военной
   опасности,   кризисов  и  конфликтов  в  пограничном  пространстве
   Российской Федерации;
       противодействие экономической  и  демографической экспансии на
   территорию России со стороны других государств;
       предотвращение попыток   международной   изоляции   России  со
   стороны отдельных  иностранных  государств  и  военно-политических
   блоков, исходя из национальных интересов государства в пограничном
   пространстве;
       обеспечение интересов   и   безопасности   России  на  внешних
   границах государств  -  участников  СНГ  на  основе  международных
   договоров.
       Принципы пограничной политики Российской Федерации:
       взаимное уважение  суверенитета,  территориальной  целостности
   государств и нерушимости границ;
       приоритет национальных   интересов   Российской   Федерации  в
   пограничном пространстве,  комплексный подход к  их  реализации  и
   защите;
       мирное разрешение пограничных вопросов;
       уважение прав и свобод человека и гражданина.
   
        2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
   
       Основными угрозами  национальным  интересам   и   безопасности
   Российской Федерации в пограничном пространстве являются:
       территориальные притязания;
       незавершенность     международно-правового          оформления
   государственной границы России;
       проявление национализма,     этнического    и    регионального
   сепаратизма, противоречий религиозного характера;
       расширение экономической и демографической экспансии;
       расхищение национальных   богатств    Российской    Федерации,
   активизация контрабандной деятельности;
       массовый вывоз  капитала  и  стратегически   важных   сырьевых
   ресурсов и товаров;
       нестабильность обстановки   вследствие   снижения   жизненного
   уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных
   процессов;
       трансграничная организованная преступность и терроризм;
       региональные вооруженные  конфликты   вблизи   государственной
   границы;
       распространение и   накопление   оружия   и   других   средств
   вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
       аварии, катастрофы  и  стихийные  бедствия  с   трансграничным
   переносом.
   
              3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       3.1. Совершенствование    международно-правового    оформления
   государственной границы Российской Федерации
   
       Международно-правовое оформление    государственной    границы
   Российской  Федерации  осуществляется  на   основе   универсальных
   принципов  международного  права,  зафиксированных  в  Уставе ООН,
   других международно-правовых документах.
       Российская Федерация  не  имеет  территориальных  претензий  к
   другим  государствам  и   ведет   дело   к   последовательному   и
   бесконфликтному    завершению    процесса   международно-правового
   оформления своей государственной границы.
       Государственная граница России, совпадающая с границей бывшего
   СССР,  является  нерушимой.  Отвергаются   любые   территориальные
   притязания к Российской Федерации со стороны соседних государств и
   попытки   изменения   прохождения   государственной   границы    в
   одностороннем порядке.
       Государственная граница   Российской   Федерации   с    новыми
   независимыми  государствами,  образовавшимися на территории бывших
   союзных   республик   СССР,   совпадает   с   прежними   границами
   административно-территориального деления СССР.  Россия стремится к
   установлению  и  закреплению  единого  визового  пространства   на
   территории   государств   -   участников  СНГ.  Договорно-правовое
   оформление  государственной  границы  России  с  государствами   -
   участниками  СНГ  осуществляется  на  двусторонней основе.  Россия
   оставляет за собой право принимать  необходимые  меры  для  защиты
   своих национальных интересов на границе с этими государствами.
   
       3.2. Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации
   
       Пограничная безопасность  -  состояние  защищенности  жизненно
   важных интересов личности,  общества и государства  в  пограничном
   пространстве Российской Федерации.
       Обеспечение пограничной  безопасности   Российской   Федерации
   предполагает:
       создание и   совершенствование    нормативно-правовой    базы,
   определяющей    полномочия    и    регламентирующей   деятельность
   государства,  общества и личности в  пограничном  пространстве,  а
   также   устанавливающей   ответственность   за   нанесение  ущерба
   национальным интересам России;
       приоритетное развитие    системы    обеспечения    пограничной
   безопасности   России   на   основе   разработки   и    реализации
   государственных целевых комплексных программ;
       прогнозирование развития обстановки,  выработку  и  реализацию
   мер  по оптимизации механизма координации деятельности федеральных
   органов исполнительной власти в пограничном пространстве.
   
       3.3. Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества
   
       Межгосударственное пограничное сотрудничество основывается  на
   совпадении   интересов  России  и  соседних  с  ней  государств  и
   направлено   на   последовательное   углубление   координации    и
   взаимодействия   по  разрешению  пограничных  проблем.  Дальнейшее
   развитие пограничного сотрудничества предусматривает:
       формирование нормативно-правовой    базы   межгосударственного
   пограничного сотрудничества;
       укрепление экономических,        социальных,       культурных,
   административных и иных связей  субъектов  Федерации  с  соседними
   государствами;
       формирование системы обеспечения коллективной безопасности  на
   внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения
   межгосударственных усилий заинтересованных сторон;
       сотрудничество в   борьбе   с   трансграничной  организованной
   преступностью,  терроризмом,  пиратством, контрабандой, незаконным
   оборотом  оружия  и наркотиков,  а также в решении экологических и
   гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций
   природного  и техногенного характера,  соблюдении норм и принципов
   международного права.
   
       3.4. Обеспечение национальной и коллективной  безопасности  на
   внешних границах государств - участников СНГ
   
       Россия выступает  за  нерушимость  внешних границ государств -
   участников СНГ, содействует их международно-правовому оформлению и
   развитию  на  договорной  основе сотрудничества между пограничными
   структурами этих государств в интересах обеспечения национальной и
   коллективной безопасности.
       Обеспечение национальной    и    коллективной     безопасности
   заинтересованных   государств  -  участников  СНГ  на  их  внешних
   границах является одним из  приоритетных  направлений  пограничной
   политики России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
       общностью и     взаимозависимостью     социально-экономических
   интересов государств - участников СНГ;
       необходимостью нейтрализации       процессов,       ущемляющих
   национальные  интересы  и  подрывающих  национальную  безопасность
   государств Содружества;
       ограниченностью возможностей  ряда  государств  Содружества по
   созданию национальных систем обеспечения пограничной безопасности;
       необходимостью противодействия     попыткам    геополитической
   изоляции  России  и  ограничению  ее   социально-экономических   и
   военно-политических связей с государствами Содружества.
       Россия может участвовать на договорной  основе  в  обеспечении
   национальных  интересов  и  коллективной безопасности государств -
   участников СНГ посредством совместной охраны границ  или  оказания
   содействия  национальным  службам  в  осуществлении  пограничного,
   таможенного,            иммиграционного,            автогрузового,
   санитарно-карантинного,  ветеринарного,  фитосанитарного  и других
   видов контроля.
       Формирование Таможенного   союза   из   числа   государств   -
   участников СНГ,  связанных с Россией интегрированной экономикой  и
   политическим партнерством, предполагает совместное установление на
   границах  этих  государств  с  третьими  странами  соответствующих
   нормам     международного     права     всех     видов    контроля
   (паспортно-визовый,  таможенный,   иммиграционный,   автогрузовой,
   санитарно-карантинный,     ветеринарный,     фитосанитарный)     и
   согласованного  механизма  контроля  за  перемещением   грузов   в
   пределах территорий государств, входящих в этот союз.
   
       3.5. Развитие   социально-экономической   и   духовной  основы
   жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации
   
       Создание благоприятных    условий     социально-экономического
   подъема  приграничных  регионов,  роста благосостояния и духовного
   развития  населения  является   важнейшим   фактором   поддержания
   общественно-политической  стабильности,  обеспечения  национальной
   безопасности Российской Федерации в ее  пограничном  пространстве.
   Пограничная политика в этой области включает:
       создание условий   для   производственной    деятельности    в
   приграничных  регионах  с  учетом  характера новых международных и
   межрегиональных связей;
       создание условий    для    эффективного   развития   свободных
   экономических зон;
       сохранение государственного    контроля   за   стратегическими
   ресурсами приграничных регионов;
       обеспечение регулирования потоков внешней миграции;
       противодействие любым   формам   дискриминации   населения   в
   приграничных регионах;
       поддержание и  развитие  исторически  сложившихся  традиций  и
   обычаев   населения,   проживающего  на  приграничной  территории,
   родственных и дружественных связей;
       сохранение и   приумножение   духовных   ценностей,   развитие
   творчества и самодеятельности,  обучение и воспитание подрастающих
   поколений;
       создание условий  для  реализации  прав  человека  в   области
   свободы совести в соответствии с конфессиональной принадлежностью;
       создание условий для предотвращения  чрезвычайных  ситуаций  и
   проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.
   
       3.6. Формирование  и развитие системы научных знаний в области
   пограничной политики
   
       Проблемы дальнейшей  разработки   и   реализации   пограничной
   политики  Российской Федерации,  деятельности ее субъектов требуют
   фундаментальной  теоретической  проработки,  комплексной   системы
   научного  обеспечения  всего  процесса,  связанного с обеспечением
   национальных  интересов  и  безопасности  России   в   пограничном
   пространстве.
       Приоритетными направлениями исследований в области пограничной
   политики Российской Федерации являются: методологические проблемы;
   вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации  и
   защиты   национальных   интересов   в   пограничном  пространстве;
   механизмы     мирного     разрешения     пограничных      проблем;
   социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты;
   влияние миграционного фактора на процессы и явления в  пограничном
   пространстве;  национальный  вопрос в пограничной политике России;
   проблемы пограничной безопасности;  история российской  границы  и
   другие аспекты погранологии.
   
        4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Пограничная политика  Российской  Федерации  осуществляется  в
   общей системе обеспечения  национальной  безопасности  посредством
   скоординированной деятельности федеральных органов государственной
   власти,  органов  государственной  власти   субъектов   Российской
   Федерации,    органов    местного   самоуправления,   общественных
   объединений,  организаций и  граждан  на  основе  законодательства
   Российской Федерации.
       Правительство Российской  Федерации   осуществляет   меры   по
   обеспечению проведения пограничной политики государства, руководит
   деятельностью    подведомственных    ему    федеральных    органов
   исполнительной  власти  по  ее  реализации,  устанавливает нормы и
   порядок их  финансового  и  материально-технического  обеспечения,
   ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает
   межправительственные соглашения в соответствии  с  полномочиями  в
   области  пограничной  политики,  возложенными на него Конституцией
   Российской Федерации,  федеральными законами и указами  Президента
   Российской Федерации.
       Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации,
   органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   органы  местного  самоуправления,   общественные   объединения   и
   граждане  при реализации пограничной политики выполняют полномочия
   в    соответствии    с    Конституцией    Российской    Федерации,
   законодательством  Российской  Федерации и иными правовыми актами,
   регламентирующими   решение   задач    обеспечения    национальной
   безопасности  Российской  Федерации  в  пограничном  пространстве.
   Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти
   по  вопросам  пограничной  политики в сфере охраны государственной
   границы,  территориального   моря,   континентального   шельфа   и
   исключительной   экономической   зоны   осуществляет   Федеральная
   пограничная служба Российской Федерации.
       Основные направления пограничной политики Российской Федерации
   реализуются   при   разработке   федеральных   целевых   программ,
   осуществлении    внешнеполитической,    экономической,    военной,
   социальной, финансовой и экологической деятельности государства.
       Правовая и   социальная  защита  военнослужащих,  гражданского
   персонала и  других  лиц,  участвующих  в  реализации  пограничной
   политики,  гарантируется  государством и осуществляется в порядке,
   установленном законодательством Российской Федерации.
       Финансовое обеспечение  деятельности по реализации пограничной
   политики осуществляется  за  счет  средств  федерального  бюджета,
   бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного
   самоуправления,  а  также   за   счет   внебюджетных   источников,
   использование   которых   определяется  в  порядке,  установленном
   законодательством Российской Федерации.
       Материально-техническое обеспечение сил и средств, участвующих
   в  проведении   пограничной   политики,   осуществляется   целевым
   назначением   в   объемах,  ежегодно  устанавливаемых  федеральным
   бюджетом  Российской  Федерации,  за   счет   ресурсов   субъектов
   Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за
   счет приобретения необходимых  материально-технических  средств  у
   организаций и граждан.
       Основы пограничной   политики   Российской   Федерации   могут
   дополняться,    уточняться    и    совершенствоваться    по   мере
   поступательного социально-политического и экономического прогресса
   общества и в соответствии с изменениями мирового развития.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное