КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 1999 г. N 64-О
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 4.9
И 4.10 ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА,
УТВЕРЖДЕННЫХ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 22 ИЮЛЯ 1994 ГОДА N 1535 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Ю.Д. Рудкина, судей Н.В. Витрука, Г.А.
Гаджиева, А.Л. Кононова, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева,
В.Г. Ярославцева,
с участием представителя Волгоградской областной Думы как
стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской
Федерации, - кандидата юридических наук В.М. Жуковского и
полномочного представителя Президента Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,
руководствуясь статьей 125 (часть 2) Конституции Российской
Федерации, пунктом 1 части первой статьи 3, пунктом 1 части второй
статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22
июля 1994 года N 1535.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Волгоградской
областной Думы о проверке конституционности норм, содержащихся в
пунктах 4.9 и 4.10 Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1 июля 1994 года, в части, касающейся
определения стоимости объектов муниципальной собственности.
Заслушав сообщение судьи - докладчика В.Г. Ярославцева,
объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в
заседание представителей: от Государственной Думы - постоянного
представителя Государственной Думы в Конституционном Суде
Российской Федерации В.В. Лазарева, от Министерства
государственного имущества Российской Федерации - Н.А. Ушаковой,
от Генеральной прокуратуры Российской Федерации - А.А. Белкина,
исследовав представленные документы и иные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. В запросе Волгоградской областной Думы оспаривается
конституционность пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
года в части, определяющей максимальную выкупную стоимость
объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве
собственности муниципальным образованиям, и максимальную цену для
продажи земельных участков, являющихся объектом приватизации в
соответствии с пунктом 4.1 Основных положений, в городах и
населенных пунктах.
По мнению заявителя, установление Указом Президента Российской
Федерации предельной стоимости названных объектов муниципальной
собственности нарушает право местного самоуправления
самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное
самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, владение,
пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья
130, часть 1), органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).
Вместе с тем согласно пунктам "е" и "ж" статьи 71 Конституции
Российской Федерации установление основ федеральной политики и
федеральные программы в области экономического развития Российской
Федерации, а также установление правовых основ единого рынка
относится к сфере ведения Российской Федерации. При этом такие
федеральные программы не должны нарушать конституционный принцип
самостоятельности местного самоуправления в пределах его
полномочий (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Государственная программа приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года
N 2284, в части четвертой пункта 2.6 предусматривала, что цена
приобретения арендаторами в собственность зданий, сооружений и
земельных участков, на которых они расположены, составляющих
недвижимое имущество, а также нежилых помещений в жилых домах,
включая встроенно - пристроенные, устанавливается в порядке,
определенном статьей 17 Закона Российской Федерации от 3 июля 1991
года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации" (в редакции от 5 июня 1992 года),
утратившего силу в 1997 году. Согласно данной статье определение
начальной цены для продажи объектов приватизации могло
производиться только в соответствии с методическими указаниями по
оценке стоимости этих объектов, утверждаемыми Госкомимуществом
России, т.е. на законодательном уровне было закреплено положение о
необходимости регулирования стоимости объектов приватизации и
предусмотрена возможность ее регулирования посредством принятия
подзаконного акта.
Утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22
июля 1994 года N 1535 Основными положениями государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации после 1 июля 1994 года было установлено
нормативное регулирование цены для продажи таких объектов
приватизации, как недвижимое имущество, находящееся в
муниципальной собственности (пункт 4.9), и земельные участки,
являющиеся объектом приватизации в соответствии с пунктом 4.1
Основных положений, в городах и населенных пунктах (пункт 4.10).
Регламентация Указом Президента Российской Федерации порядка и
условий приватизации муниципальной собственности в рамках
общегосударственной программы применительно к правам органов
местного самоуправления по отчуждению муниципальной собственности
могла иметь место, поскольку такие отношения носят преимущественно
публично - правовой характер и их регулирование было осуществлено
в отсутствие других федеральных законов, устанавливающих
организационные и правовые основы приватизации муниципального
имущества, в частности арендуемых объектов недвижимого имущества и
земельных участков. К тому же Указ преследовал в том числе цель
предотвратить занижение цены приватизируемого имущества.
3. Основой развития федерального законодательства о
приватизации явилась часть первая Гражданского кодекса Российской
Федерации, принятая 30 ноября 1994 года. Согласно его статье 217
имущество, находящееся в государственной или муниципальной
собственности, может быть передано его собственником в
собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном
законами о приватизации государственного и муниципального
имущества (часть первая). Данное положение учитывает, что в
процессе разграничения государственной собственности субъекты
Российской Федерации и муниципальные образования становятся
собственниками и в силу этого вправе сами определять, какие
объекты подлежат приватизации. Федеральные законы о приватизации
государственного и муниципального имущества могут устанавливать ее
процедуру, формы и способы, но не перечень подлежащих приватизации
объектов собственности.
Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" предусмотрено, что порядок и условия приватизации
муниципальной собственности (как одного из способов возмездного
отчуждения) определяются населением непосредственно или
представительными органами местного самоуправления самостоятельно
(пункт 4 статьи 29).
Федеральный закон от 21 июля 1997 года "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации", указав, что
порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами
государственного имущества определяется соответственно программой
приватизации и программами приватизации субъектов Российской
Федерации (пункт 3 статьи 26), не предусматривает нормативного
регулирования стоимости выкупаемого арендаторами муниципального
имущества, а потому муниципальное образование вправе решать этот
вопрос самостоятельно в соответствии с определяемым им порядком и
условиями приватизации муниципального имущества.
В результате этого законодательного регулирования изменилось
юридическое содержание оспариваемых в запросе Волгоградской
областной Думы норм Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1 июля 1994 года, которые в силу статьи
90 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут применяться
лишь в объеме, не противоречащем федеральным законам, а именно при
проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в
том числе земельных участков, в случаях, если населением
муниципальных образований непосредственно или органами местного
самоуправления, действующими в пределах их компетенции,
установленной Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", не определены
иные порядок и условия приватизации таких объектов. Это
констатировано и в Указе Президента Российской Федерации от 21 мая
1999 года N 632 "Об особенностях применения Основных положений
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22
июля 1994 года N 1535".
Изменение нормативного содержания оспариваемых положений,
выявленное в ходе заседания Конституционного Суда Российской
Федерации, свидетельствует о том, что запрос Волгоградской
областной Думы не отвечает критерию допустимости обращений по
смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации", и, следовательно, производство по
данному делу в силу статьи 68 названного Закона подлежит
прекращению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации",
определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке
конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22
июля 1994 года N 1535, в части, определяющей максимальную выкупную
стоимость объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве
собственности муниципальным образованиям, и максимальную цену для
продажи земельных участков, являющихся объектом приватизации в
соответствии с пунктом 4.1 Основных положений, в городах и
населенных пунктах.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному делу окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в
силу немедленно после его провозглашения, действует
непосредственно и не требует подтверждения другими органами и
должностными лицами.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации", "Российской газете", а
также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
|