ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 января 1999 г. N 348п-П5
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ
ПРОДУКЦИЮ (ТОВАРЫ, РАБОТЫ, УСЛУГИ), ИМЕЮЩУЮ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА, И ОБ
ОСОБЕННОСТЯХ РАСПОРЯЖЕНИЯ АКЦИЯМИ"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект
федерального закона "Об утверждении перечня акционерных обществ,
производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую
стратегическое значение для обеспечения безопасности
государства, и об особенностях распоряжения их акциями",
внесенный депутатами Государственной Думы и членами Совета
Федерации.
По существу законопроекта Правительство Российской
Федерации сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 114 Конституции Российской
Федерации и статьей 14 Федерального конституционного закона "О
Правительстве Российской Федерации" управление федеральной
собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
Представленный законопроект вступает в противоречие с
указанными законами и нарушает принцип разделения властей и
полномочий федеральных органов исполнительной власти.
2. В законопроекте отсутствуют единые критерии отнесения
акционерных обществ к стратегически важным, а также обоснование
включения того или иного акционерного общества в указанный
перечень, вместо чего предлагается простое утверждение перечня
акционерных обществ.
Так, в перечне отсутствуют следующие акционерные общества,
отнесенные постановлением Правительства Российской Федерации от
17 июля 1998 г. N 784 к обществам, производящим продукцию
(услуги), имеющую стратегическое значение:
Улан-Удэнское авиапредприятие, г.Улан-Уде;
Беломорско-Онежское пароходство, г.Петрозаводск;
Саратовские авиалинии, г.Саратов;
Саратовское речное транспортное предприятие, г.Саратов;
Общественное российское телевидение, г.Москва.
Вместе с тем, перечень содержит ряд акционерных обществ,
продукция которых не имеет стратегического значения ни для
регионов, ни для Российской Федерации (Тульский трикотаж,
г.Тула; Золото, поселок Северо-Енисейский Красноярский край;
Золотодобывающее предприятие Коболдо, поселок Коболдо, Амурская
область).
3. Действующий Федеральный закон "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации" содержит
правовые нормы, обеспечивающие безопасность Российской
Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 указанного закона
государственная программа приватизации должна содержать
прогнозный перечень приватизируемых предприятий, обоснование их
выбора, предполагаемые ограничения, накладываемые при их
приватизации, размеры подлежащих продаже пакетов акционерных
обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В
прогнозные перечни включают также открытые акционерные общества,
производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое
значение для обеспечения национальной безопасности страны.
Продажа не включенных в перечни акций указанных обществ не
допускается.
4. Передача органам государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочий осуществлять от имени Российской
Федерации права акционеров стратегически значимых акционерных
обществ (статья 5) противоречит пункту 2 статьи 7 Федерального
закона "О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
Вопросы о делегировании полномочий Правительства Российской
Федерации органам государственной власти субъектов Российской
Федерации урегулированы Конституцией Российской Федерации
(статьи 78) и Федеральным конституционным законом "О
Правительстве Российской Федерации" (статья 13). Кроме того,
указанная процедура приведет к ослаблению государственного
контроля за указанными акционерными обществами.
5. Порядок голосования на общем собрании акционеров
определен Федеральным законом "Об акционерных обществах" по
принципу "одна голосующая акция общества - один голос" (статья
59) и не предусматривает возможность конвертации обыкновенных
(голосующих) акций в привилегированные акции (статьи 31, 32).
Таким образом, законопроект нарушает принцип разделения
властей и полномочий федеральных органов исполнительной власти,
ряд положений Конституции Российской Федерации, Федерального
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации",
Федерального закона "О приватизации государственного имущества и
об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации", дублирует ряд положений последнего, поэтому его
принятие представляется нецелесообразным.
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации Ю.Маслюков
|